тельности больных.
Литература.
1. Аникин Б.С. Система медицинской и социально - трудовой реабилитации больных заболеваниями системы крови. Гематология и трансфузиология. 2003, № II, с. 31-34.
2. Баркаган З.С., Селиванов Н.М. О реабилитации физического развития и функции органов движения у больных гемофилией. В кн: Гемофилия и кровотечения, вызванные нарушением свертывания крови. М., 2003, с 43 - 46.
3. Салиев К.К. Вопросы трудоспособности при гемофилии. В сб: вопросы гематологии и переливания крови. Т.2004, №1, с. 139 - 140.
4. Медико-социальная реаблитация больных гемофилией в специализированной школе-интернате. Т.2011, с.12-13.
Ключевые слова: гемофилия, геморрагические диатезы,артропатия. Keywords: hemophilia, hemorrhagic diathesis, arthropathy.
УДК:371.335
О.В. Мурашов, Т.М. Командресова
МНЕМОНИЧЕСКОЕОБУЧЕНИЕ КАК ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ25
Псковский государственный университет, Псков, ps60rus@mail.ru
Введение
Подготовка будущих врачей предполагает надежное усвоение и удержание в памяти большого объема информации, необходимой для их дальнейшей профессиональной деятельности. Одной из фундаментальных дисциплин при получении медицинского образования является анатомия человека, особенность изучения которой проявляется в запоминании большого объема логически не связанныхсведений.Механическое заучивание учебного материала в данной ситуации приводит к серьезной перегрузке нервной системы и зрительного анализатора, что негативно сказывается на здоровье обучающихся [1]. Упростить запоминание крупных блоков информации, сократить время их запоминания, ас-
25A mnemonic training as the health-saving training.
ледовательно, сделать обучение здоровьесберегающим возможно с помощью мнемоники - искусства запоминания [2]. Для изучения анатомии предлагается использование следующих методов и приемов: 1. Трансформация запоминаемой информации в яркие образы - картинки. Прием «шкаф» используется для запоминания областей сердца, получающих кровоснабжение из правой и левой венечных артерий. Прием «гармонь» - для запоминания взаиморасположения кубовидной и клиновидных костей предплюсны. Прием «неваляшка» - для запоминания положения дуоденальных сосочков на двенадцатиперстной кишке. 2. Образование смысловых фраз из начальных букв запоминаемой информации - для запоминания соединений костей черепа. 3. Мнемонические аббревиатуры, например слово "КОК"- для запоминания частей средней мозговой артерии: клиновидной, островковой и конечной (корковой). 4. Местоположение начальных букв запоминаемых терминов в алфавите - для запоминания местоположения полуканалов мышечно-трубного канала. 5. Систематизация информации в таблицах с наложением рисунков на информационные ячейки- для запоминания сегментов спинного мозга, иннервирующих скелетные мышцы и другие.
Материал и методы
На начальном этапе изучения дисциплины «Анатомия» был проведен эксперимент, в котором приняли участие студенты 1 курса Псков ГУ, (экспериментальная группа - 14 человек и контрольная - 14 человек). Студентам было предложено запомнить 72 единицы информации (обозначения сегментов спинного мозга С4-Т1, иннервирующие 24 мышцы верхней конечности)без мнемонической помощи.По итогам первого тестирования результативность в экспериментальной группе составила 92,9%, в контрольной группе - 87,4%. Время, затраченное на выполнение работы, в обеих группах было одинаковым. При повторном тестировании после подготовки без использования мнемонической помощи (контрольная группа) и ее использованием (экспериментальная группа) результативность в обеих группах повысилась на 2,5% (95,4 и 89,9% соответственно), но время на выполнения задания в экспериментальной группе было затрачено примерно в 2 раза меньше. В дальнейшем планируется проведение третьего тестирования на предмет определения остаточных знаний. Учитывая результаты предыдущих тестирований, ожидается, что результативность в экспериментальной группе будет значительно выше, чем в контрольной.
Выводы. Мнемонические методы и приемы помогают значительно быстрее
вспомнить необходимую информацию.
1. Мнемоника может преподаваться как надпредметная программа, не требующая дополнительных аудиторных часов, так как ее методы и приемымогут быть использованы для усвоения информации в рамках других изучаемых дисциплин, в частности, при изучении анатомии человека.
Литература
1. Как развить хорошую память / И.Ю. Матюгин, Е.Л. Жемаева, Е.И. Чака-берия, И.К. Рыбникова. - М.: РИПОЛ КЛАССИК И, 2004. - 416 с.
2. Козаренко В.А. Учебник мнемотехники // Искусство памяти [Электронный ресурс]: URL:http://mnemotexnika.narod.ru / (Дата обращения 19.05.2016 г.).
Ключевые слова: мнемоническое обучение, мнемоника, информация. Keywords: mnemonic training, mnemonics, information.
УДК 616.379-008.64
О.А. Нагибович, Л.В. Ященко, Г.П. Нагибович, М.И. Елисеева
ПРИЧИНА ДИСФУНКЦИИ ЭНДОТЕЛИЯ У БОЛЬНЫХ САХАРНЫМ ДИАБЕТОМ 2 ТИПА ПРИ ХРОНИЧЕСКОЙ БОЛЕЗНИ ПОЧЕК26
ФГБВОУ ВО «Военно-медицинская академия им. С.М. Кирова» МО РФ, Санкт-Петербург, Россия, olegnagibovich@mail.ru
Введение. Известно, что в основе дисфункции эндотелия лежит, прежде всего, недостаток оксида азота (NO) [1]. NO участвует в регуляции сосудистого тонуса, адгезии лейкоцитов, тромборезистентности и проницаемости сосудов [2]. Синтез NO в организме человека идет двумя путями - NO-синтазным и нитрит-редуктазным, образуя цикл оксида азота. Интенсивность образования NO в ходе нитритредуктазной реакции в 1000 раз выше NO-синтазной [3]. Считается, что эндотелиальная дисфункция при сахарном диабете (СД) 2 типа развивается достаточно рано и вовлечена в патогенез диабетической микро- и макроангио-патии [4]. Нестабильность и короткий период жизни NO^ позволяет измерять на практике содержание этой молекулы в качестве маркера функции эндотелия.
26О.А. Нагибович, Л.В. Ященко, Г.П. Нагибович, М.И. Елисеева Cause endothelial dysfunction in patients with diabetes mellitus type 2 and chronic kidney disease.