педагогические науки
Зиновьева Мария Павловна Фирсова Татьяна Геннадьевна УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ: ТРЕБОВАНИЯ ...
УДК 37.011.31
УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ: ТРЕБОВАНИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРЕДСТАВЛЕНИЯ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ
© 2018
Зиновьева Мария Павловна, кандидат педагогических наук, заведующий кафедрой педагогики детства на базе МОУ Гимназия № 7 Фирсова Татьяна Геннадьевна, кандидат филологических наук, доцент кафедры начального языкового и литературного образования Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского (410012, Россия, Саратов, ул. Астраханская, 83, e-mail: tan-firsova@yandex.ru)
Аннотация. В статье представлены результаты эмпирического исследования репрезентации образа педагога в сознании студентов выпускного курса бакалавриата. Испытуемыми выступили обучающиеся факультета психолого-педагогического и специального образования Саратовского государственного университета имени Н. Г. Чернышевского (направление подготовки Педагогическое образование, профиль Начальное образование) (N=45). В структуре Профессионального стандарта педагога условно выделены укрупненные группы профессиональных компетенций. Группы профессиональных компетенций педагога соотнесены с представлениями студентов. Диагностическим инструментом стало осмысление испытуемыми личностного педагогического кредо в форме творческой работы. Последующий анализ материала выявил искаженное представление о будущей профессии: идеализация образа, романтический пафос, эмоциональная инфантильность, отсутствие целостного взгляда на профессиональные функции, неготовность к взаимодействию с различными субъектами образования, преобладание когнитивного интеллекта над социальным. Несовпадение представлений студентов о профессии с реальным содержанием трудовой деятельности рассмотрено как фактор, влекущий эмоциональное выгорание, и как результат — уход из педагогической деятельности. Предложены пути совершенствования процесса подготовки учителей начальной ступени общего образования в педагогическом вузе: возрождение института наставничества, организация практико-ориентированного обучения, непрерывной педагогической практики, расширение потенциала «образовательных экскурсий».
Ключевые слова: высшее педагогическое образование, образ педагога, педагогическое мышление, профессиональный стандарт педагога, профессиональные компетенции, личностные качества педагога, подготовка учителей начальных классов, профессиональное становление.
PRIMARY SCHOOL TEACHER: STATE REQUIREMENTS AND FUTURE TEACHER'S REPRESENTATIONS
© 2018
Zinovieva Maria Pavlovna, candidate of pedagogical Sciences, head of the Department
of Pedagogics of the childhood Firsova Tatyana Gennadievna, candidate of Philology, docent of the Department of Elementary Language and Literature Education Saratov State University (410012, Russia, Saratov, streetAstrakhanskaya, 83, e-mail: tan-firsova@yandex.ru)
Abstract. The article presents the results of an empirical research of the representation of the teacher's image in the minds of undergraduate students during graduating class. The subjects were students of the faculty of psychological, pedagogical and special education N. G. Chernyshevsky Saratov State University (N=45). The structure of the Professional Standard of the teacher conditionally distinguished enlarged groups of professional competencies. Groups of the teacher's professional competencies were correlated with students' representations. The diagnostic tool was the comprehension of personal pedagogical creed by the subjects in the form of creative work. Subsequent analysis of material revealed distorted view of future profession: idealization of the image, romantic pathos, emotional immaturity, lack of a holistic view of professional functions, lack of readiness to interact with various subjects of education, the predominance of cognitive intelligence over social. The discrepancy between the students' representations about the profession and the real content of their labor activity was considered as a factor entailing emotional burnout, and as a result leaving teaching activities. The ways of improving the preparation of elementary education teachers in a pedagogical university are proposed: the revival of the institute of mentoring, the organization of practice-oriented education, continuous pedagogical practice and the expansion of the potential of "educational excursions".
Keywords: higher pedagogical education, teacher's image, pedagogical thinking, Professional Standard of the teacher, professional competences, teacher's personal qualities, primary school teacher training, professional becoming.
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Образ педагога является предметом исследования многих наук: философии, социологии, культурологии, педагогики, психологии. Моделируя портрет современного педагога, метафорическую форму представленности обобщенного образа в общественном сознании, исследователи пытаются ответить на вопросы: каким должен быть учитель, какими профессиональными компетенциями и личностными качествами он должен обладать.
На разных этапах развития общества требования к представителю профессии педагога менялись, но одно оставалось неизменно: осуществляя связь времен, связь поколений, учитель передает и распространяет достижения человеческой культуры, творит личность. Педагогическая профессия почиталась во все времена и остается востребованной в современной социокультурной ситуации: согласно опросу, проведенному ВЦИОМ, школьный учитель входит в топ-3 самых престижных
специалистов наряду с врачами и юристами [1].
Методологически рассмотрение вопроса личности и профессии учителя было осуществлено в работах П. Ф. Каптерева, Ф. Н. Гоноболина, Э. А. Карандашева,
B. А. Кан-Калика, Н. В. Кузьминой, В. А. Сластёнина,
C. В. Кондратьевой, В. А. Крутецкого, Ю. Н. Кулюткина,
A. И. Щербакова, А. К. Марковой, Л. М. Митиной и др. Отметим на исторической шкале осмысления фигуры педагога мнения А. Дистервега, М. Монтеня,
B. О. Ключевского. А. Дистервег отмечал, что «самым важным явлением в школе, самым поучительным предметом, самым живым примером для ученика является сам учитель. Он - олицетворенный метод обучения, само воплощение принципа воспитания» [2].
М. Монтень акцентирует внимание на том, что «для того чтобы обучить другого, требуется больше ума чем для того, чтобы научиться самому» [3].
В. О. Ключевский видит назначение педагога в пробуждении мысли ученика посредством слова. Эти идеи
Zinovieva Maria Pavlovna, Firsova Tatyana Gennadievna PRIMARY SCHOOL TEACHER: STATE ...
pedagogical sciences
актуальны и для современного толкования профессии педагога.
Президент России В. В. Путин указал, что «миссия школы — задавать ориентиры, которые определяют поступки, решения и выбор целей. Учитель должен учить отличать правду от лжи, помогать вырабатывать жизненную позицию» [4].
Наполнение профессиограммы педагога меняется в контексте тех преобразований, которые происходят в социуме. Современное представление о том, каким должен быть учитель, отражено в Профессиональном стандарте педагога [5], а также в ФГОС ВО по направлению «Педагогическое образование» [6].
В нормативных документах говорится о необходимости подготовки учителя, обладающего качественно новым педагогическим мышлением. В качестве показателей профессиональной зрелости отметим широту умственного педагогического кругозора (когнитивный интеллект), гибкость и многовариантность оценок происходящего, умение моделировать образовательное пространство с учетом перспективы и ретроспективы деятельности, человекоориентированная позиция (социальный интеллект).
Формирование целей статьи (постановка проблемы). Основоположник саратовской психологической школы И. В. Страхов еще в 90-е годы ХХ столетия справедливо отмечал, что «для подготовки к учительской деятельности студентам необходимо овладеть тремя главными умениями — изучать, обучать и воспитывать школьников <...> эти умения входят в профессиограмму учителя <...> и понимать их нужно во взаимосвязи» [7]. Парадоксом современного профессионального образования является заведомо искаженное представление о профессии учителя у тех, кто выбрал обучение по педагогическому направлению. Во многом будущие учителя считают, что основной их задачей является обучение, формирование предметных результатов. Иными словами профессия трактуется из внутренней формы слова: «учитель» - это тот, кто учит. При этом упускаются из внимания другие стороны деятельности: организация воспитания и развития обучающихся, моделирование пространства, способствующего формированию личностных и метапредметных результатов обучающихся.
Причины этого кроются в распространенных социальных стереотипах: о профессии или негативно, или никак; отсутствие идеала, закрепленного в сознании художественными образами; снижение общественной значимости профессии педагога; насаждение медиакульту-рой образа асоциального педагога.
В высказываниях студентов часто встречаются фразы: «мне почти все советуют, не работать по профессии», «дома говорят, что эта профессия трудная и неблагодарная», «одноклассники удивились, узнав мой выбор», «зарплата небольшая, а проблем много», «профессия учителя опасная: ни дети, так родители могут убить, посадить и т.д.», «женский коллектив самый коварный, не ходи в школу».
Мотивация выбора профессии зачастую обусловлена романтическим стремлением изменить эту сложившуюся ситуацию.
С целью выявления представлений студентов выпускного курса о профессии было проведено исследование, которое заключалось в написании эссе на тему «Художественный образ учителя, повлиявший на мое педагогическое кредо».
Выбор методики обусловлен тем, что художественный образ представляет собой феномен коллективной памяти, влияющий на восприятие и рецепцию зачастую опосредованно.
Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. В исследовании принимали участие 45 студентов факультета психолого-педагогического и специального образования Саратовского государственного универси-
тета имени Н. Г. Чернышевского (профиль «Начальное образование»).
Исследуемым необходимо было проанализировать свой педагогический опыт, полученный в рамках производственных практик, сформулировать свое педагогическое кредо и пояснить, какой образ, созданный средствами литературы или кинематографа, является его отправной точкой.
В работах студентов были представлены герои следующих произведений:
- литературных: Л. Н. Толстой «Детство» (1852), В. Распутин «Уроки французского» (1973), Дж. К. Роулинг «Гарри Поттер» (1997-2007), Ю. Нагибин «Зимний дуб» (1953), Ч. Айтматов «Первый учитель» (1962), А. Лиханов «Благие намерения» (1982), Б. Кауфман «Вверх по лестнице, идущей вниз» (1965),
A. Алексин «Безумная Евдокия» (1976), А. С. Макаренко «Педагогическая поэма» (1931), Д. И. Фонвизин «Недоросль» (1783), А. С. Пушкин «Капитанская дочка» (1836), Б. Васильев «Завтра была война» (1986), В. П. Астафьев «Фотография, на которой меня нет» (1968);
- кинематографических: «Весна на Заречной улице» (реж. Ф. Миронер, М. Хуциев, 1956), «Сельская учительница» (реж. М. Донской, 1947), «Общество мертвых поэтов» (реж. П. Уир, 1989), «Вам и не снилось» (реж. И. Фрэз, 1980), «Училка» (реж. А. Петрухин, 2015), «Большая перемена» (реж. А. Коренев, 19721973), «Чужие письма» (реж. И. Авербах, 1975), «Ключ без права передачи» (реж. Д. Асанова, 1976), «Перед классом» (реж. П. Уэрнер, 2008), «Усатый нянь» (реж.
B. Грамматиков, 1977), «Дорогая Елена Сергеевна» (реж. Э. Рязанов, 1988).
Анализ данного списка демонстрирует ориентацию студентов на тексты разных исторических эпох, причем большинство из указанных произведений относится к периоду советского времени, отличительной чертой искусства которого является идеализация бытия через высокие моральные принципы, мифологизация коммунистической идеологии для формирования культуры советского человека, строителя «светлого будущего». Ориентация на возвышенные идеалы ушедшей эпохи, на произведения, в которых художественная условность оторвана от реалий современного общества подтверждает эмоциональную инфантильность профессионального представления студентов, непонимание запроса государства, что приводит к быстрому эмоциональному выгоранию и уходу из профессии.
Выделенные в Профессиональном стандарте личностные качества и профессиональные компетенции педагога мы условно сгруппировали в пять укрупненных групп:
- готовность принять детей с разными образовательными потребностями и способность оказать адресную помощь своими педагогическими приемами, умение защитить тех, кого в детском коллективе не воспринимают (п.1-3, 9, 18);
- готовность взаимодействовать с другими специалистами: психологами, дефектологами и логопедами и др. (п.4-7, п. 11, 13, 15, 18);
- знание общих закономерностей личности ребенка, умение отслеживать динамику его развития и способность проектировать психологически безопасную и комфортную образовательную среду (п. 8, 10, 12, 14);
- умение разрабатывать и реализовывать индивидуальные программы развития с учетом личностных и возрастных особенностей учащихся (п. 16, 17);
- способность к эффективному взаимодействию с различными социальными институтами: семья, детско-взрослые сообщества и др. (п.19, 20) [8].
Мы соотнесли данные укрупненные группы компетенций с творческими работами студентов и выявили смысловые параллели: отражение той или иной группы в сознании будущих педагогов. Результаты представлены в таблице 1.
педагогические науки
Зиновьева Мария Павловна Фирсова Татьяна Геннадьевна УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ: ТРЕБОВАНИЯ ...
Таблица 1 - Отражение групп компетенций в сознании выпускников педагогического направления
Укрупненная группа профессиональных компетенций Репрезентации студентов
Готовность принять детей с разными образовательными потребностями и способность оказать адресную помощь своими педагогическими приемами, умение защитить тех, кого в детском коллективе не воспринимают Старший друг и наставник Кто сможет помочь Принимает людей такими, какие они есть Подбирает особый ключик к каждому ребенку, раскрывает его индивидуальный внутренний мир, старается изменить ситуацию в лучшую сторону Внимание к состоянию каждого ребенка, понимание его мира Способность решать нестандартные задачи
Готовность взаимодействовать с другими специалистами: психологами, дефектологами и логопедами и др.
Знание общих закономерностей личности ребенка, умение отслеживать динамику его развития и способность проектировать психологически безопасную и комфортную образовательную среду Настоящий учитель - знаток человеческих душ Сотворчество познания и добрых дел Вселить в воспитанника уверенность в себе и помочь обрести мечту
Умение разрабатывать и реа-лизовывать индивидуальные программы развития с учетом личностных и возрастных особенностей учащихся Поддержка и опора для возведения фундамента образованности и становления личности Учитель закладывает основу всему, формирует самого человека, дает основу этическому и эстетическому началу, воспитывает гуманизм, патриотизм
Способность к эффективному взаимодействию с различными социальными институтами: семья, детско-взрослые сообщества и др.
Как видно из таблицы, в сознании студентов актуализированы лишь три укрупненные группы компетенций. Из поля профессионального осмысления исключаются такие группы умений, как сотрудничество с различными субъектами образования и социокультурными институтами. Только в одном сочинении (2%) отмечается, что работа с родителями - неотъемлемая часть процесса обучения (Ольга Г.). Молодой специалист наивно верит, что все проблемы ребенка будет способен решить самостоятельно, без помощи специалистов, семьи, общественных организаций. Это позволяет утверждать, что развитие когнитивного интеллекта будущего педагога преобладает над развитием социального интеллекта.
Высказывания многих звучат пафосно. Например,
- «Быть учителем - это значит быть Человеком, уметь «включать» душу» (Мария М.);
- «Учитель должен защитить ребенка от зла и жестокости, изменить детские судьбы в лучшую сторону» (Анастасия К.);
- «Необходимо идти против системы, против движения, создавать свои методы; нельзя останавливаться на достигнутом, нужно вести ребят за собой, дарить им себя» (Анна Ш.);
- «Учитель должен привить талант человечности» (Александра Б.);
- «Учителю свойственны умение руководить, учить, воспитывать, умение слушать и выслушивать, речевая культура, решение нестандартных ситуаций» (Галима М.).
В работах много метафор: учитель — друг, зеркало, ключ, дождевая капля, колодец, неиссякаемый источник, мама, наставник, путеводная звезда, взрослый ребенок, поддержка и опора. Отстраненность от принятия профессии проявляется и в том, что в творческих рабо-
тах студентов повествование часто ведется от третьего лица: представлено видение идеала в профессии, но не личностное восприятие, не взгляд на себя в профессии.
Студентами были выделены дефиниции, составляющие не столько профессиональный, сколько эмоционально-волевой портрет учителя. По мнению будущих педагогов, учитель должен быть:
- позитивным, обладать такими качествами, как объективность, терпеливость, любовь к детям и к своему делу, целеустремленность;
- инициативным, творческим, поистине увлеченным своим делом;
- постоянно ищущим, самосовершенствующимся;
- пассионарным, стремящимся к изменению окружения;
- иметь свой стержень, чтобы его никто не мог сломить;
- носителем волевых качеств, моральных ценностей, правильной гражданской позиции;
- самоотверженным;
- гарантом абсолютного доверия;
- источником радости, человеческого общения, счастья погружения в мир детства;
- способным перевоплощаться, удивлять учеников;
- объективным, добросовестным.
Частично это перекликается с данными опроса ВЦИОМ, в рамках которого был выстроен топ качеств хорошего учителя по мнению россиян: должен быть профессионалом (33%), проявлять любовь к детям (27%), быть доброжелательным (21%), честным и терпеливым (по 12%), в то же время умеющим донести информацию (9%), в целом внимательным и образованным человеком, грамотным и уравновешенным (по 8%) [9].
Указанные в статье результаты исследования соотносятся с психолингвистическими наблюдениями о репрезентации концепта «Учитель» в сознании будущих педагогов, изложенными в статье И. А. Тарасовой [10]. Представления студентов педагогического направления далеки от реальной картины дел. Образ учителя толкуется как образ идеальный, без права на ошибку; эмоционально возвышенно, как на открытке советского времени: празднично, с букетами цветов, с белыми бантами, с восторженными лицами детей. Труд, который стоит за словами «учитель - это не профессия, это призвание», студентами не видится. Соответственно, вчерашний выпускник вуза столкнувшись с реальными трудовыми функциями педагога ощущает некий когнитивный диссонанс. Это отражается на выполнении учителем своих профессиональных обязанностей, стремлении избегать ответственности, перекладывать часть работы на плечи других участников образовательного процесса.
Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. Необходимо менять стратегии высшего профессионального образования, реконструировать институт педагогического наставничества для молодых специалистов в образовательных организациях. Актуальное направление совершенствования высшего педагогического образования отмечает Л. И. Лурье: «Необходимо развернуть систему профильного педагогического обучения в школе с изучением основ философии, культурологии, социологии и математики. Должна быть создана система непрерывного образования «школа - вуз», в которой соблюдается преемственность основных программ профильного обучения и дополнительного образования с базовыми курсами вузовского педагогического образования в едином культурном пространстве» [11]. Будущему педагогу необходимо осознать задачу формирования универсальных форм деятельности — мыслительной, образно-художественной и нравственной.
Следует отметить, что подготовка учителя начальных классов существенно отличается от подготовки учителя-предметника. Будущий педагог начальной ступени образования должен освоить целый ряд учебных предметов
Zinovieva Maria Pavlovna, Firsova Tatyana Gennadievna PRIMARY SCHOOL TEACHER: STATE ...
pedagogical sciences
и овладеть методиками их преподавания. Это с одном стороны членит процесс обучения, а с другой - требует формирования целостной научной картины мира и интегрированного методического мышления, способного выстраивать связи между общедидактическими требованиями и технологиями в конкретной предметной области. Соответственно, считаем важным пересмотреть содержание образования, усилить модульный подход в построении образовательных курсов. Обучение следует направить на то, чтобы современный педагог помимо исчерпывающих знаний в области учебных предметов обладал дополнительными компетенциями, был навигатором, экспертом, корректировщиком, тьютором, прекрасно понимающим детей, содействующим их творческому развитию и одновременно обеспечивающим постоянное саморазвитие в новых образовательных условиях. Необходимо не столько готовить студентов к возможной деятельности, сколько включать их в практико-ориентированное обучение: создание условий, приближенных к реальной профессионально-педагогической деятельности на уровне организации занятий (увеличение числа интерактивных приемов, заданий, связанных с педагогическим моделированием и проектированием), проведения практик (возврат к непрерывным практикам), написания выпускных квалификационных работ (интегральный характер исследования, а не узко предметный). Считаем необходимым возрождение педагогического наставничества в рамках организационно-педагогической практики студентов, включение обучающихся в работу летней педагогической школы, знакомство с образовательным контекстом различных типов образовательных организаций, участие в различных конкурсах и олимпиадах профессиональной направленности, реальные встречи с работодателями.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Престиж и доход: какие профессии выбирают россияне? Данные опросов. [Электронный ресурс] URL: https://wciom.ru/index. php?id=236&uid=9387 (дата обращения 26.10.2018).
2. Дистервег А. Руководство к образованию немецких учителей // Избранные педагогические сочинения М.: Учпедгиз, 1956. [Электронный ресурс] URL: http://jorigami.ru/PP_corner/Classics/ Diesterweg/Diesterweg_Rukov_k_obraz_nem_uchitel.htm (дата обращения 26.10.2018).
3. Монтень М. Опыты. М.: Правда, 1991. 656 с.
4. Строганов Д. Владимир Путин: образование должно быть бесплатный, а школа — воспитывать. URL: https://www.ridus.ru/ news/169687 (дата обращения 26.10.2018).
5. Профессиональный стандарт педагога. [Электронный ресурс] URL: http://профстандартпедагога.рф/профстандарт-педагога (дата обращения 26.10.2018).
6. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования. Уровень высшего образования — бакалавриат. Направление подготовки — 44.03.01 Педагогическое образование. [Электронный ресурс] URL: http:// http://fgosvo.ru/uploadfiles/ fgosvob/440301.pdf (дата обращения 14.10.2018).
7. Страхов В. И. Подготовка студентов к учительской деятельности в процессе психологической практики в школе // Формирование профессионально-педагогических качеств у студентов пединститута: межвуз. сб. науч. ст. Саратов: СГПИ им. К. А. Федина, 1985. С. 52-60. С. 52.
8. Профессиональный стандарт педагога [Проект]. [Электронный ресурс] URL: https://минобрнауки.рф/документы/3071/ файл/1734/12.05.15-Профстандарт_педагога_%28проект%29.pdf (дата обращения 19.10.2018).
9. Учитель в России: профессия или призвание? [Электронный ресурс] URL: https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=9351 (дата обращения 19.10.2018).
10. Тарасова И. А. Концепт «учитель» в сознании студентов педагогов // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. 2018. Т. 7, вып. 2(26). [Электронный ресурс] URL:https://elibrary.ru/download/elibrary_35173396_20299355.pdf (дата обращения 19.10.2018).
11. Лурье Л. И. Почему выпускники педагогических вузов становятся менеджерами? // Образование и наука. 2015. № 7 (126). [Электронный ресурс] URL:https://cyberleninka.ru/article/v/ pochemu-vypuskniki-pedagogicheskih-vuzov-stanovyatsya-menedzherami (дата обращения 01.11.2018).
Статья поступила в редакцию 06.10.2018
Статья принята к публикации 27.12.2018