СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 8 / 2018.
УДК 339.9.01
А. С. Бондарева
магистрант кафедры «Мировая экономика» ДГТУ,
г. Ростов-на-Дону anna_bondareva_95@mail. т
МИРОВОЙ РЫНОК ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНОЙ ПРОДУКЦИИ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ЭКОНОМИКИ РОССИИ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ
Аннотация
В статье рассмотрены актуальные проблемы повышения конкурентоспособности российской экономики в условиях введения экономических санкций, факторы, сдерживающие развитие конкуренции, а также проанализированы возможности и перспективы роста индексов глобальной конкурентоспособности России посредством развития рынка высокотехнологичной продукции.
Ключевые слова:
конкурентоспособность, конкурентные преимущества, высокотехнологичная продукция, комплексные факторы конкурентоспособности, повышение конкурентоспособности, внутренняя и внешняя среда предприятия.
Современная цивилизация вступила в новую эпоху - эпоху постиндустриального или информационного общества, которая характеризуется процессом глобализации и возрастанием роли трансграничных потоков товаров, услуг, капитала, технологии, информации, рабочей силы, пространственной и институциональной интеграцией рынков. В этих условиях мирохозяйственные связи являются ключевым фактором прогресса национальной экономики в целом и экономик отдельных регионов, в частности.
С одной стороны, тенденции как регионального, так и странового развития характеризуются процессом «глобализация», с другой стороны, современные процессы характеризуются получившим «глокализацией». Процессы глокализации неизбежны, т.к. конкурентоспособность экономических систем стран и регионов может быть идентифицирована лишь в рамках глобальных процессов в системе мирового рынка, где продукция и услуги регионов, могут иметь свой бренд, этнический «окрас» и символ конкурентного качества. Соответственно «глокализационные процессы» оказывают непосредственное влияние на тенденции развития экономики в современных условиях.
В настоящее время экономика России переживает трансформационный период, связанный с введением экономических санкций со стороны западных стран, и все более ориентируется на продукцию, выпускаемую внутри страны в рамках проводимой государством политики импортозамещения. В сложившейся экономической ситуации особое значение приобретает вопрос повышения конкурентоспособности предприятий России в мировой экономике.
Введение санкций актуализировало проблему, обусловленную тем, что многие российские производства устарели, ряд предприятий функционируют на грани банкротства, многие из них нуждаются в дополнительном финансировании. Таким образом, внешнеэкономическая деятельность предприятий в таких условиях приобретает более существенную роль и значение, охватывая наиболее важные сферы их жизнедеятельности. Рассматривая внешнеэкономическую деятельность предприятия как составляющую его развития, необходимо учитывать его конкурентоспособность как на внутренних, так и на внешних рынках [1, с. 55].
Очевидно то, что существенное значение для организации и планирования эффективной внешнеэкономической деятельности в современной экономике, имеют значение конкурентные позиции страны. Под конкурентоспособностью в широком смысле понимается способность субъекта (предприятий, организаций, товаров, услуг) конкурировать с аналогичными субъектами на рынке [2, с. 9].
СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 8 / 2018.
Выбор подхода и уровня оценки конкурентоспособности зависит от вида продукции, которая оценивается по ряду параметров. На практике выделяются три основных стимула развития внешнеэкономической деятельности предприятий: 1) расширение сбыта; 2) приобретение ресурсов; 3) диверсификация источников снабжения и сбыта.
Конкурентоспособность на внутреннем рынке отличается от конкурентоспособности на внешнем рынке тем, что государство посредством различных инструментов и встроенных стабилизаторов может влиять на конкурентоспособность на внутреннем рынке, в то время как условия конкуренции на внешнем рынке - экзогенный фактор. Немаловажное отличие условий конкурентоспособности на внутреннем и внешнем рынках состоит и в их объемах, измеряемых показателями ВВП. Несомненно, что предприятиям более сложно контролировать и влиять на конкуренцию на внешних рынках, так как многие факторы в этом случае являются сложнопрогнозируемыми. Среди комплексных факторов конкурентоспособности предприятий на внешнем рынке выделяют следующие: 1) институциональная среда; 2) инфраструктура рынка; 3) макроэкономическая среда; 4) здравоохранение и начальное образование; 5) эффективность товарных рынков; 6) эффективность рынка труда; 7) развитие финансовых рынков; 8) технологическая готовность; 9) размер рынка; 10) эффективность ведения бизнеса; 11) инновационное развитие.
На основе анализа и обобщения перечисленных показателей создаются сводные субиндексы, позволяющие оценивать конкурентные позиции той или иной страны. Отметим, что в настоящее время конкурентоспособность российской продукции снизилась из-за утраты Россией былой экономической неуязвимости от внешних воздействий, что находит конкретное выражение в ряде явлений, в честности низкая конкурентоспособность экономики. В этой связи для поступательного экономического развития особое значение имеет скоррелированный в среднесрочной и долгосрочной перспективе экономический рост, который тесно связан с открытостью страны в международной торговле, с качеством государственной политики, эффективностью финансовой системы, мобильностью рынков труда, уровнем образования рабочей силы, развитием уровня организации и управления на предприятиях.
Оценка конкурентоспособности конкретной страны дает возможность минимизировать внешние угрозы и выстроить стратегию внешнеэкономической политики с учетом уровня развития других стран-конкурентов. Россия по сводному индексу конкурентоспособности в период с 2016 по 2017 год занимала 66 место в мире, при этом существенно уступая не только Китаю, но и многим другим странам, в том числе Южной Африке. Эти тенденции связаны с сырьевой направленностью экспорта страны, с изношенностью основных фондов и низкой инвестиционной активностью России.
Развитие российской конкурентоспособности сдерживается структурой рынка, на котором доминирует небольшое число крупных компаний, неэффективной антимонопольной политикой, ограничениями в торговле и иностранных инвестициях, а также ограничением доступа к иностранному заемному капиталу, что наиболее четко проявилось с августа 2014 г. Предполагалось, что вступление России в ВТО благодаря сокращению торговых барьеров должно было стимулировать конкуренцию для России, однако действие данных факторов существенно минимизировалось за счет создания внешнеэкономических барьеров и введением санкций в отношении России.
Несмотря на все перечисленное, важным конкурентным преимуществом России является крупный размер её внутреннего рынка, который стимулирует рост производительности, расширяет трансферт управленческих технологий и «ноу-хау». Россия обладает одним из крупнейших внутренних рынков мира по паритету покупательной способности и по уровню развития внешних рынков, занимая 6-е место среди 180 стран мира. В итоге глобальная конкурентоспособность страны выражается в ее роли в мировой торговле товарами и услугами, в экспорте этих товаров и услуг на мировой рынок.
Основными факторами повышения конкурентоспособности российских предприятий являются: 1) инновации; 2) уровень издержек и наличие необходимых материалов для производства; 3) энергетические ресурсы.
Отметим, что в ходе рыночных преобразований, произошедших в 90-е годы, российские предприятия
СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 8 / 2018.
получили достаточно широкие полномочия в реализации собственных интересов на мировых рынках, в том числе в сфере рынков высокотехнологичной продукции, однако, большинство из них оказалось недостаточно подготовленными к представлению их интересов в международном сотрудничестве. В настоящее время во внешнеэкономической деятельности (ВЭД) основной акцент делается на торговые операции - экспорт ресурсов и торгово-посредническую деятельность, в этой связи особое внимание следует уделять процессу включения России в мирохозяйственные связи в сфере рынка высокотехнологичной продукции.
Важным фактором повышения конкурентоспособности российских предприятий на мировом рынке является их выход на рынок высокотехнологичной продукции. При анализе внешнеэкономической деятельности стран мира на рынке высокотехнологичной продукции учеными используется синтетический подход, позволяющий классифицировать типы внешнеэкономической активности стран на основании разнообразия отношений в региональной среде, и предполагающий использование параметров структурной интеграции и кооперации, и институциональный, ориентирующийся на поиск общих интересов и смыслов, поддерживающих целостность института высоких технологий [3, с. 79].
Необходимо учитывать, что сложные экономические условия и трансформационные процессы всего российского пространства, связанные с экономическими санкциями, обозначают важнейшей целью внешнеполитической активности - реализацию социально-экономических интересов России в рамках реализации ее интересов, в том числе на рынке высокотехнологичной продукции. В таких условиях актуальными становятся:
- межотраслевой и внутриотраслевой перелив капитала;
- взаимные поставки высокотехнологичных товаров и услуг предприятиями, расположенными в разных регионах (структура и интенсивность поставок определяется специализацией и масштабами развития предприятий в регион^);
- межрегиональная миграция. населения и рабочей силы;
- единые денежная и финансово-кредитная системы;
- общность магистральной инфраструктуры, транспортных коммуникаций, связи и энергетики;
- единая инвестиционная база.
Включение России в мировые глобализационные процессы происходит крайне неравномерно, что объясняется различиями в потенциальном развитии ее отдельных регионов, влиянием расширения глобализационных процессов и обострением «локальных идентичностей». В настоящее время, на этапе введения экономических санкций, регионы разных государств должны все более активно взаимодействовать друг с другом как в экономической, так и политических областях. Задачи по совершенствованию рынка высокотехнологичной продукции как фактора повышения конкурентоспособности экономики России должны состоять в следующем:
1. Способствование техническому перевооружению и структурной перестройке экономики России за счет наращивания в импорте инвестиционных товаров, и особенно - в сфере технологического оборудования как носителя передовых мировых технологий.
2. Обеспечение внутреннего рынка продукцией, которая не производится в стране, либо действительно производится в недостаточном количестве, а в дальнейшем - собственного и достаточного производства конкурентоспособной продукции как на внутреннем, так и на внешнем рынках.
Для выполнения указанных задач государство должно проводить ряд мер:
- вести политику по реальному улучшению инвестиционного климата;
- способствовать востребованности новых технологий и оборудования со стороны отечественных производителей, в т.ч. за счет механизмов налоговой политики, например, снижения ставок импортных пошлин на ввоз технологического оборудования, снижения ставок НДС и др.;
- осуществлять мобилизацию научно-технического потенциала и подъем промышленного производства - основные задачи внешнеэкономического развития современной России.
СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 8 / 2018.
В настоящее время объем капиталовложений в отечественной сфере развития как высокотехнологичной продукции, так и НИОКР, крайне недостаточен по сравнению со странами-лидерами мировой экономики. Для сравнения, процент затрат на НИОКР в России в 2015 г. по отношению к США составлял 15%, к Японии, Великобритании, Германии и Франции - не достигал 17%, Италии - 38%, их величина меньше чем в Китае на 8200 млн. долл., в Южной Корее - на 8100 млн. долл. и Бразилии - на 200 млн. долл. Поступления лицензионных платежей в Россию к затратам на производство высокотехнологичной продукции - 1,36% являются самыми низкими [4, с. 31].
Для полноправного вхождения России в глобализирующееся мировое хозяйство, должны развиваться отрасли производства на основе достижений науки, техники, высокотехнологичных производств, а также расширения практики экспорта и импорта лицензионных продуктов, новейших изобретений и услуг. В условиях введения экономических санкций следует усовершенствовать такие направления и формы внешнеэкономических связей России, как торговля услугами (финансовыми, транспортными, строительными, туристическими, рекреационными и пр.). Появление новых продуктов на рынке высокотехнологичной продукции и внедрение новых технологий должны способствовать открытию российской экономики для поступления из-за рубежа многих новаций: производственных идей, конструкторских и дизайнерских решений, продуктов и технологий.
С учетом мировых тенденций успешное осуществление преобразований, а также стабилизация и рост экономики на национальном уровне и на уровне отдельных субъектов немыслимы без выпуска высокотехнологичной продукции, составляющей конкуренцию в мировом сообществе. В связи с этим исключительно важной для России становится выработка методов и направлений оптимального включения рынка высокотехнологичной продукции как в экономику страны, так и в мировое хозяйство с учетом внешнеэкономической политики государства. Список использованной литературы:
1. Исмагилов Р.Ф., Сальников В.П., Степашин С.В. Внешнеэкономическая деятельность России: концепция - правовые основы - политика. Монография. СПб: университет МВД России, 2016. 342 с.
2. Ибрагимова Ш.А. Показатели и факторы эффективности управления // Экономика и финансы. 2018. №
2. С. 9-13.
3. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. М., 2015. 123 с.
4. Орешкин В. Показатели развития мировой экономики зарубежных стран и России, международной и внешней торговли России. М.: ВАВТ, 2017. 302 с.
© Бондарева А. С., 2018
УДК 338.57
А.В. Кукс
Магистрант Санкт-Петербургского государственного университета,
г. Санкт-Петербург, РФ E-mail: [email protected]
МЕХАНИЗМ ДЕЙСТВИЯ ЭФФЕКТА ПЕРЕНОСА В ЭКОНОМИКЕ
Аннотация
Данная статья посвящена изучению влияния колебаний обменного курса национальной валюты на инфляцию в стране. Рассмотрены различные пути переноса изменения курса на цены, а также причины неполного и неравномерного эффекта переноса, которые наблюдаются в реальных экономиках.