Научная статья на тему 'Перспективы развития конкурентоспособности автотранспортных предприятий'

Перспективы развития конкурентоспособности автотранспортных предприятий Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1742
424
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / КОНКУРЕНЦИЯ / АВТОТРАНСПОРТНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ / ТРАНСПОРТНЫЕ УСЛУГИ / ГРУЗОВЫЕ И ПАССАЖИРСКИЕ ПЕРЕВОЗКИ / ТРАНСПОРТНАЯ СТРАТЕГИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Барабанова Мария Александровна

В статье рассмотрены тенденции и перспективы развития конкурентоспособности автотранспортных предприятий. Охарактеризованы особенности формирования конкурентной среды на рынке автотранспортных услуг, исследованы факторы конкурентоспособности. Предложены перспективные направления повышения конкурентоспособности автотранспортных предприятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Перспективы развития конкурентоспособности автотранспортных предприятий»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №4/2016 ISSN 2410-700X_

нового типа индустриального производства в России:

• возрастающие темпы создания новых технологий, повышающих производительность труда и удешевляющих производство;

• усиление «индивидуализации» производства, применяемых технологий и выпускаемых изделий;

• внедрение принципа модульности производства продукции;

• ускоряющаяся интеллектуализация, компьютеризация и роботизация производства;

• развитие сетевых технологий и внедрение сетевого принципа организации производства;

• миниатюризация/компактизация производства;

• усиление тенденции создания малозатратных и безотходных производств;

• перманентное повышение темпов трансфера технологий;

• усиление тенденций «физического» сближения разработчика и производителя, сокращения времени на внедрение новых изделий;

• расширение «зон интеллектуализации» труда;

• «кластеризация» производственных отношений;

• возрастание роли индивидуальных, мотивационных, психолого-социальных и других характеристик участников производственной деятельности;

• снижение в промышленности доли затрат труда на производство новых изделий при возрастании доли затрат на их разработку;

• изменение структуры доходности производства в пользу наукоемкой и высокопередельной продукции [3, с. 55].

Таким образом, реиндустриализация является единственным оптимальным выходом для российской экономики из кризиса. Кроме того, как отмечается многими исследователями эпоха «сырьевой» экономики закончилась и требуется восстановление реального сектора. Список использованной литературы:

1. Бодрунов С.Д. Реиндустрализация. Круглый стол в вольном экономическом обществе России // Мир новой экономики. - 2014. - № 1. - С. 11-26.

2. Демина О.В. Проблемы прогнозирования российской экономики // Пространственная экономика. -2015. -№ 4.- С. 180-186.

3. Логвинов С.А., Павлова Е.Г. О направлениях совершенствования механизма государственного регулирования реиндустрализациии в России // Экономические науки. - 2015. - № 129. - С. 53-58.

4. Сорокин Д.Е., Толкачев С.А. Условия и факторы эффективной реиндустрализации и промышленной политики России // Экономическое возрождение России. - 2015. - № 4 (46). - С. 87-99

5. Сухарев О.С. Экономическая политика реиндустрализации России: возможности и ограничения // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. - 2013. - № 24. - С. 2-24.

© Аушев Э.Г., 2016

УДК 330

Барабанова Мария Александровна

магистрант Уфимского государственного нефтяного технического университета, г. Уфа, РФ E-mail: [email protected]

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ АВТОТРАНСПОРТНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

Аннотация

В статье рассмотрены тенденции и перспективы развития конкурентоспособности автотранспортных

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №4/2016 ISSN 2410-700X_

предприятий. Охарактеризованы особенности формирования конкурентной среды на рынке автотранспортных услуг, исследованы факторы конкурентоспособности. Предложены перспективные направления повышения конкурентоспособности автотранспортных предприятий.

Ключевые слова

Конкурентоспособность, конкуренция, автотранспортное предприятие, транспортные услуги, грузовые и

пассажирские перевозки, Транспортная стратегия.

Одной из современных тенденций развития транспортного комплекса РФ является возрастание роли автомобильного транспорта в перевозке грузов и пассажиров. На долю автомобильного транспорта приходится 59% объема перевозок пассажиров и 68% перевозок грузов, причем ежедневно на территории РФ подвижным составом автомобильного транспорта перевозится более 30 млн. пассажиров и около 15 млн. тонн груза [4].

Следовательно, автомобильный транспорт играет важную роль в социально-экономическом развитии страны, обеспечивая условия экономического роста, развития национальной экономики и качества жизни населения.

От эффективности и качества услуг, предоставляемых предприятиями автомобильного транспорта, зависит цепочка добавленной стоимости в обслуживаемых автомобильным транспортом отраслях народного хозяйства, их конкурентоспособность и эффективное развитие [8, с. 17].

Для обеспечения потребностей экономики и общества в необходимых объемах грузовых и пассажирских перевозок, на рынке транспортных услуг функционирует огромное количество участников различных организационно-правовых форм. В РФ перевозочную деятельность на автомобильном транспорте осуществляет более 50 тыс. транспортных предприятий и индивидуальных предпринимателей. Участники рынка автомобильных перевозок значительно различаются по численности сотрудников, по количеству единиц подвижного состава, по наличию производственной базы, по видам оказываемых услуг.

Таким образом, на рынке автотранспортных услуг наблюдается жесткая конкуренция, отмечающаяся следующими особенностями:

- конкурентная борьба ведется между крупными автотранспортными предприятиями и индивидуальными предпринимателями, часто не имеющими собственной производственной базы;

- конкурентами являются также предприятия других видов транспорта, в частности, железнодорожного и авиатранспорта, а в отношении пассажирских перевозок - также городского электрического транспорта;

- проявляется высокая степень участия государства в регулировании процесса осуществления перевозок в целях обеспечения безопасности, экологичности, доступности транспортных услуг для населения.

При этом для отрасли автотранспортных услуг характерны различные типы конкуренции: рынки монополистической конкуренции характерны для грузовых перевозок, олигополии - для пассажирских перевозок, в отдельных регионах РФ встречаются рынки чистой монополии.

В данных условиях важнейшей задачей автотранспортных предприятий, направленной не только на повышение экономической эффективности их деятельности, но и решение социально значимых проблем, становится обеспечение конкурентоспособности.

Понятие конкурентоспособности продукции, услуг, предприятий и в целом отрасли - понятие комплексное, включающее соответствие реализуемых товаров или услуг рыночным условиям, конкретным требованиям потребителей не только по качественным, экономическим, техническим характеристикам, но и по коммерческим и иным условиям их реализации [3, с. 2].

Конкурентоспособность в настоящее время является основополагающей характеристикой отдельных товаров, услуг, предприятий, отраслей, регионов и национальной экономики в целом. В современной экономической литературе существует достаточное количество работ, которые во многом посвящены решению проблемы обеспечения конкурентоспособности предпринимательских структур в условиях неопределённости деловой среды бизнеса [2; 6; 7].

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №4/2016 ISSN 2410-700X_

Развитие благоприятной среды для повышения конкурентоспособности субъектов предпринимательства на внутреннем и международном рынках становится одной из приоритетных задач правительства и профильных органов государственной власти в России [2, с. 110].

Повышение конкурентоспособности транспортных предприятий, в том числе предприятий автомобильного транспорта, является приоритетной задачей государства и одной из основных целей Транспортной стратегии РФ до 2030 года, что связано с высокой значимостью транспорта в социально-экономическом развитии страны. В Транспортной стратегии отмечается необходимость стимулирования поэтапного повышения качества транспортных услуг, интеграции технологий транспортного обслуживания, повышения конкурентоспособности перевозчиков и операторов транспортных узлов [1, с. 17].

Понятие конкурентоспособности автотранспортных предприятий имеет определенные особенности, связанные со спецификой осуществления транспортной деятельности и формирования конкурентной среды на рынке транспортных услуг. На уровень конкурентоспособности автотранспортных предприятий оказывает влияние большое количество внешних и внутренних факторов (рисунок).

Факторы конкурентоспособности автотранспортных предприятий

Т ехнико-техноло гические

> количество и виды транспортных средств

> использование инновационных программ

> возраст парка подвижного состава

• уровень развития транспортной инфраструктуры

• показатели качества: уровень безопасности, эколо-гичностн. комфортабельности. сервиса и т.д.

/ \

Организацнонн о-

экономические

ч У

> численность работников

• уровень заработной платы работников

> ценовая доступность услуг

> наличие и доступность ресурсов

> ассортимент оказываемых услуг (обслуживаемые маршруты, сопуг-

У^твующие услуги)

Факторы макросреды

■ нормативно-право вое регулирование

• налоговая политика

■ система кредитования

■ государственная поддержка

■ конъюнктура рынка

■ уровень барьеров входа на рынок

■ стратегии конкурентов

Рисунок - Факторы конкурентоспособности автотранспортных предприятий

Н.В. Пеньшин конкурентоспособность автотранспортного предприятия определяет, как потенциальную способность предприятия разрабатывать, совершенствовать и предоставлять автотранспортные услуги на рынке, опережая конкурентов и обеспечивая экономическую эффективность автотранспортной деятельности [5, с. 8].

При этом под транспортной услугой следует понимать не только непосредственно перевозочный процесс, но и сопутствующие работы и услуги, оказываемые транспортными предприятиями. Такими сопутствующими услугами могут быть:

1) В отношении грузовых перевозок: погрузочно-разгрузочные работы, хранение грузов, транспортно-экспедиционные, логистические услуги, услуги страхования и т.д.

2) В отношении пассажирских перевозок: организация предварительной продажи билетов, информационные услуги, сопровождение пассажиров и багажа от места проживания до пункта отправления и т.д.

Именно предоставление комплекса дополнительных услуг в современных условиях является одним из направлений повышения конкурентоспособности автотранспортного предприятия. При этом обеспечение эффективности реализации проектов расширения комплекса оказываемых услуг будет достигаться при

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №4/2016 ISSN 2410-700X_

оптимальном сочетании их стоимости и качества.

В Транспортной стратегии РФ отмечается, что механизм «цена - качество» позволит стимулировать исследование участниками рынка спроса на различные категории услуг и проводить анализ уровня конкурентов, повышать качество предоставляемых транспортных услуг, находить оптимальный баланс между их ценой и качеством. Все это создает условия для дальнейшего повышения эффективности работы и роста конкурентоспособности национальных транспортных компаний и российской транспортной системы в целом [1, c. 29].

Перспективными направлениями обеспечения конкурентоспособности автотранспортных предприятий могут стать:

- строительство и расширение сети автомобильных дорог, развитие транспортной инфраструктуры;

- совершенствование системы нормативно-правового регулирования автотранспортной деятельности;

- развитие государственной политики в области установления тарифов на перевозки пассажиров и грузов;

- обновление парка автобусов с учетом требований безопасности, комфортабельности, ресурсосбережения;

- дифференцирование использования подвижного состава в зависимости от направления маршрута, состояния пассажиропотока и т.д.;

- расширение маршрутной сети и географии перевозок;

- организация комплекса дополнительных и сопутствующих услуг;

- оснащение транспортных средств современными технологиями (системы навигации, электронные терминалы и т.д.);

- повышение уровня выполнения услуг по графикам;

- оптимизация стимулирования и мотивации работников автотранспортного предприятия;

- повышение квалификации сотрудников предприятия;

- проведение мероприятий по стимулированию спроса потребителей;

- разработка индивидуальных программ обслуживания клиентов.

Разработка стратегии управления конкурентным потенциалом предприятий, учитывающей вышеописанные перспективы развития будет способствовать повышению качества полного спектра автотранспортных услуг в долгосрочной перспективе. Вместе с тем, повышение эффективности государственной политики в области транспорта позволит участникам автотранспортной отрасли конкурировать с зарубежными компаниями на российских и мировых рынках. По нашему мнению, для реализации данной политики необходимо предусмотреть возможности снижения высоких трансакционных издержек и административных барьеров для участников данного рынка с применением процедур оценки регулирующего воздействия, а также разработки программ государственно-частного партнерства, обеспечивающих снижение рисков реализации коммерческих проектов автотранспортных предприятий. Список использованной литературы:

1. Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2030 года. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2008 г. № 1734-р (в редакции распоряжения Правительства РФ от 11 июня 2014 г. №1032-р);

2. Акчулпанов Ю.К., Харисов В.И. Развитие потенциала конкурентоспособности предпринимательских структур в условиях неопределенности / Ю.К. Акчулпанов, В.И. Харисов // Вестник ВЭГУ. - 2015. - №5 (79). - С.109-118;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Белых В.И. Принципы формирования конкурентоспособности предприятий автомобильного транспорта / В.И. Белых // Научный журнал КубГАУ. - 2011. - № 71 (07). - С. 1-10;

4. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики: статистические данные [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gks.ru/

5. Пеньшин Н.В. Конкурентоспособность услуг автомобильного транспорта в условиях пост-кризисной модернизации экономики России / Н.В. Пеньшин. - Тамбов : Изд-во Тамбовского государственного технического университета, 2010. - 156 с.;

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №4/2016 ISSN 2410-700X

6. Харисов В.И. Направления развития конкурентоспособности предпринимательских структур // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2008. - N° 73-1. - С. 483-485;

7. Харисов В.И. Развитие системы управления конкурентоспособностью предпринимательских структур// Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук / Уфа, 2008;

8. Харисов В.И., Барабанова М.А. Особенности развития материально-технической базы предприятий автомобильного транспорта Республики Башкортостан / В.И. Харисов, М.А. Барабанова // Евразийский союз ученых. - 2016. - № 1-1 (22). - С. 6-9.

© Барабанова М.А., 2016

УДК 338.314

Боломожнова Юлия Викторовна,

магистрант 1 курса Оренбургского филиала РЭУ им. Г. В. Плеханова,

г. Оренбург, РФ E-mail: [email protected]

МАРЖИНАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ ИНСТРУМЕНТ УПРАВЛЕНИЯ

ЗАТРАТАМИ НА ПРОИЗВОДСТВО

Аннотация

В статье рассмотрена методика проведения маржинального анализа как эффективного инструмента управления затратами на производства. Выделены основные части данного вида анализа, изучены его основные показатели и допущения.

Ключевые слова

Маржинальный анализ, операционный анализ, затраты, рентабельность, маржинальный доход,

прибыль, точка безубыточности

В современных рыночных условиях деятельность любой организации невозможна без осуществления затрат. Именно они являются базовыми элементами, необходимыми для осуществления финансово-хозяйственной деятельности предприятия (производства продукции, реализации товаров). Издержки, затраты и расходы являются важнейшими экономическими категориями, определяющими размеры денежных потоков, себестоимости произведенной продукции, выручки и прибыли от ее реализации, а также рентабельность и эффективность функционирования хозяйствующих субъектов. Формирование этих трех экономических понятий носит исторический характер и связано с возникновением производства и товарно-денежных отношений [2, с. 49]. Однако, исследование экономической сущности затрат позволило определить, что при определенных условиях затраты могут трансформироваться в расходы [5, с. 52].

Необходимость постоянного соизмерения получаемых доходов с затратами в процессе осуществления экономической деятельности предопределяет обязательность и важность процесса управления затратами на производство.

Кроме того, в условиях постоянно меняющейся экономической конъюнктуры очень важно уметь своевременно принимать наиболее эффективное, экономически целесообразное и обоснованное управленческое решение, от которого будет зависеть дальнейшая судьба предприятия в стратегическом плане или реализация проекта в тактическом плане. При этом аналитики используют специальные методы, применительно к информационной базе, изучают специфические предметы и пользуются только определенной совокупностью теоретических и практических приемов и операций [8, с. 25].

Большую роль в обосновании и принятии подобных решений играет маржинальный анализ, известный в научном мире как анализ безубыточности или CVP-анализ. Производственные затраты - это смежная

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.