_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №6/2016 ISSN 2410-700Х_
УДК 33
Шацкова Александра Юрьевна, магистрант 1 курса [email protected] Научный руководитель - Федоренко Татьяна Михайловна,
канд. эконом. наук, доцент Северо-Кавказский федеральный университет, город Ставрополь, Россия
МАРКЕТИНГОВАЯ СТРАТЕГИЯ ПО ВЫХОДУ НА ВНЕШНИЕ РЫНКИ ДЛЯ ИННОВАЦИОННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ
Аннотация
Современный период глобализации и интернационализации рынка характеризуется сокращенными сроками действия конкурентных преимуществ, поэтому предприятия-лидеры стремятся непрерывно повышать конкурентоспособность за счет формирования эффективного организационно-экономического механизма управления инновационно-инвестиционными процессами.
Ключевые слова
Инновации, предприятия, интернационализация, конкурентоспособность.
Abstract
The modern period of globalization and internationalization of market is characterized by the reduced validity period of competitive advantage, so enterprises are leaders strive continuously to raise the competitiveness through the formation of effective organizational and economic mechanism of innovative and investment processes.
Key words
Innovations, enterprise, internationalization, competitiveness.
В завершающее время неувязка конкурентоспособности российских предприятий и их продукции быстро обострилась из-за нарастающего давления со стороны зарубежных производителей на внутреннем рынке. Организованный экспорт увеличивает конкурентоспособность продукции и предприятия в целом, являясь в одно и тоже время причиной и условием нововведений [2].
На мировом рынке замечается немаловажное повышение роли нововведений и технологий, качества человеческого состояния и общественной среды в массовой экономической конкурентной борьбе, при этом в России прилив капитала из-за границы не стал рычагом инновационного обновления экономики и увеличения ее конкурентоспособности. На обрабатывающие производства доводится лишь 15% прямых иностранных инвестиций, в то время как почти 80% инвестиций командируется в промысел полезных ископаемых, действия с недвижимостью, торговлю и финансовую активность. России не удается выскользнуть из порочного круга сырьевой подвластности. Статистика внешней торговли размена объектами умственной принадлежности и услугами в диапазоне научных исследований, представленна в табл. 1.
В созерцаемый период (2012-2016 гг.) можно выделить стойкое негативное сальдо в позиции «Роялти и лицензионные платежи», точно в десять раз превышающее позитивное сальдо раздела «Услуги в области изысканий и разработок», то есть зависимость от импорта весьма высока. С одной стороны, Российская Федерация вывозит значительнее научных исследований, чем импортирует. С другой -отношение доходов от исследований к сальдо счета «Роялти и лицензионные платежи» всегда уменьшается, что говорит о недостающем росте результативности внешней торговли российскими учеными исследованиями на фоне ввоза способов из-за рубежа. [10]
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №6/2016 ISSN 2410-700Х_
Таблица 1
Внешняя торговля Российской Федерации услугами: роялти и услуги в области исследований и разработок (по методологии платежного баланса)
Показатель 2012 2013 2014 2015 2016
Роялти и лицензионные платежи, сальдо, млн. долл. -1 703 -2 410 -4 141 -3 613 -4 511
Экспорт, млн. долл. 299 396 453 394 519
Импорт, млн. долл. -2 002 -2 806 -4 595 -4 107 -5 031
Услуги в области исследований и разработок, млн. долл. 281 383 406 264 261
Экспорт, млн. долл. 416 486 508 371 394
Импорт, млн. долл. -135 -103 -102 -107 -73
Таким образом, можно сделать вывод о том, что выход на внешние рынки инновационно-функциональных предприятий по каким-либо факторам затруднен, поэтому появляются трудности, образующиеся именно при иностранной коммерциализации отечественных разработок, потому как похожих исследований относительно немного: большая часть ученых занимается вопросами вырабатывания и улучшения инноваторской системы внутри страны [3, 4].
Инновационным или инновационно-функциональным (авторы будут применять данные понятия как синонимы) будем именовать предприятие, изготовляющее товары или делающее услуги, новые для мирового и российского рынков или самого предприятия (самая невысокая градация инновационного свойства).
Выход инновационно-активных предприятий на внешние рынки - течение, в котором смешиваются реактивные и проактивные мотивы [4]. Сравнительно незначительное количество предприятий вышло на внешние рынки, и еще наименьшее - добилось там крепкого успеха, ключевым образом, по причине предпринимательским качествам, образовательному уровню первых лиц предприятий, правильному восприятию ими внешнеэкономических рисков и убежденности в уникальности и качестве вырабатываемого продукта. Таким образом, истекая из гипотезы неопровержимости применения инноваций как основания достижения стратегического конкурентноспособного преимущества компаний, выставившей М. Портером.
Более удачными на внешних рынках представлены субъекты, основывающиеся на человеческий и технологический капитал, скопленный в советское время, по сути невоспроизводимым в нынешнее время в прошлом качестве и количестве. Зарубежные ученые акцентируют внешние факторы конкурентоспособности, подсобляющие удачливости высокотехнологичных предприятий, прочно связанные с активной международной деловитостью: придаток к кластеру, бытующему вокруг рейтингового подобными образованиями, в первую очередь, зарубежными, и первоначальная коммерциализация на развитом, способном к подлинным инновациям рынке, в первую очередь, США [4, 5]. Инновационный потенциал Ставропольского края значителен: по исходному показателю край входит в первую десятку регионов страны.
Авторы провели сравнительное исследование внешнеэкономической деятельности двух инновационно-функциональных средних предприятий таких как, ООО «Агропром» и ООО «Эмбарго Трейд».
ООО «Агропром»:
- дает полный комплекс услуг по доставке и техническому обслуживанию различного типа оснащения для сельскохозяйственных работ. Интервьюирование маркетинга предприятия представило, что для того, чтобы благополучно продлить экспортную деятельность, ООО «Агропром» надлежит пересилить ряд проблем, которые обнаруживают в процессе внешнеэкономической деятельности:
- соперничество на зарубежном рынке со стороны иных фирм, местных и китайских;
- задержки и дефекты при экспортной доставке и в течении рассредотачивания товара, происхождение дополнительных затрат на экспертизу и транспортно-экспедиторские предложения для доставки новейшего товара;
- таможенные административные препятствия;
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №6/2016 ISSN 2410-700Х_
- недостаток капитала для финансирования углубления на внешнем рынке растрачиваемых материалов;
- недостаток иностранных каналов распределения (партнеров);
- вспомогательные усилия по продвижению инновационного товара с целью объяснения его преимуществ перед имеющимися аналогами.
Второе предприятие - представляется специальным научно-производственным предприятием с некоммуникабельным циклом исследования и изготовления измерительной датчиковой аппаратуры. Главные направления деятельности:
1) выполнение научно-технических исследований в области установлений параметров движения и механических работ;
2) создание и производство датчиковой техники для измерения вибрации, удара, давления, силы, акустической эмиссии;
3) обслуживание по метрологическому обеспечиванию разработки, изготовления и эксплуатации измерительной датчиковой аппаратуры.
Экспортная активность предприятия связана с рядом проблем:
- невыгодность экспорта при небольших объёмах процедуры, т. к. прибавление от экспортной действия не укрывает затраты на таможенное оформление,
- умножение Правительством РФ таможенных сборов в рамках присоединения к таможенному альянсу, что заметно для небольшого предприятия;
- продолжительность и дороговизна операции получения дозволения на вывоз продукции (т. е. подтверждения несоответствия продукции товарам двойственного назначения);
- трудность процесса сбора документов, несмотря на ограничение для предприятий-экспортёров наукоёмкой продукции списка достаточных для вывоза документов, то же причисляется и к пакету документов, важных для возврата НДС, даже наполненный сбор которого не ручается за возврат НДС, что так же порождает для предприятия вспомогательные расходы;
- опасности промышленного шпионажа;
- недостаток субсидирования экспорта предприятий малого бизнеса.
Проведя сопоставительный анализ можно произвести следующие выводы. Во-первых все осматриваемые компании пробуют исполнить на внешних рынках накопленные технологические и рыночные власти. Во-вторых, среди оснований экспансии доминируют реактивные мотивы, объединенные со стагнацией, конфигурацией институциональных соглашений и усилением позиций иностранных соперников на внутреннем рынке. Перечень всеобщих проблем, с которыми встречаются рассматриваемые предприятия при выходе на зарубежные рынки, затрагивают ключевым образом, таможенные управленческие барьеры и нехватку капитала для финансирования выхода на внешние рынки. Многие страны, не только сформированные, но и развивающиеся, уже разрешили данные проблемы в рамках государственной политики содействия экспорта.
Список использованной литературы:
1. Баранчеев В. П. Управление инновациями: учебник / В. П. Баранчеев, Н. П. Масленникова, В. М. Мишин. - М.: Высшее образование, Юрайт-Издат, 2011. - 711 с.
2. Внешнеэкономическая стратегия Российской Федерации до 2020 года. Режим доступа: http://www./minec/activity/sections/foreigneconomicactivity/vec2020.
3. Голиченко О. Г. Типичные модели поведения инновационного предприятия / О. Г. Голиченко, Ю. Е. Балычева // Инновации, 2012, №2. - С. 19- 29
4. Горбунова М. Л., Морозова Т. С. Коммерциализация результатов инновационной деятельности российских предприятий на внешних рынках // Маркетинг в России и за рубежом. 2011, № 4. - С.109-114.
© Шацкова А.Ю., 2016