- разработка моделей оценки эффективности инновационных процессов, реализуемых в экономических системах,
- разработка алгоритма корректировки инвестиционных процессов, на различных этапах внедрения инновации,
- разработка метода комплексной оценки инновационных процессов в экономических системах.
Анализ подходов к поиску, выбору и внедрению инноваций в экономических системах, показывает, что существует три основных варианта их реализации:
- разработка и внедрение инноваций собственными силами,
- мониторинг и выбор готовых инновационных решений, фигурирующих на рынке силами собственного подразделения (патентной лаборатории, научно-исследовательского отдела и т.д.),
- делегирование основных работ по выбору и внедрению инноваций в экономическую систему внешним организациям (аутсорсинг).
Исследования вариантов оценки эффективности реализации инноваций в экономических системах показывают, что большинство из них сводится к совокупности критериев, рассматриваемых с позиций осуществления хозяйственных функций. Типовой пример критериев эффективности внедрения инноваций приведен в табл.11.
Анализ сложившихся подходов позволяет выявить ряд проблемных вопросов к оценке реализации инноваций как процессов. В общем виде эти вопросы могут быть сформулированы следующим образом.
Во-первых, необходимо дополнить систему показателей, отражающих процессные аспекты динамики реализации инноваций, в первую очередь динамику неопределенностей, сопровождающую внедрение инноваций.
Во-вторых, необходимо расширить систему показателей, отражающих процессы реализации инноваций, включив в нее показатели, демонстрирующие как унификацию инноваций, так и «время их жизни».
В-третьих, необходимо представить показатели реализации инноваций не как набор обособленных величин, а как систему, характеризующуюся причинно-следственными связями, с одной стороны, и различной значимостью (весомостью) с точки зрения результата, с другой стороны.
На основе этих базовых изменений можно будет сформировать методы оценки процессов внедрения в экономических системах, как отдельных инноваций, так и их комплексов.
1 Тышкевич К.В. Формирование комплексной оценки эффективности технологических инноваций на предприятии. Дисс. на соискание ученой степени к.э.н. - Нижний
МИРОВОЙ И РОССИЙСКИЙ ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ИНВЕСТИРОВАНИЯ В НЕДВИЖИМОСТЬ
В.Р. Аветисян, аспирант ГОУ ДПО ГАСИС
Современные процессы экономического реформирования ставят множество проблем, с которыми отечественная экономика прежде не сталкивалась. К их числу следует отнести рынок недвижимости. Развитие рынка недвижимости в нашей стране связывают с реализацией принципа хозяйственной самостоятельности в производственной и социальной сфере, осуществлением приватизации государственных и муниципальных предприятий и жилого фонда, а также с реформированием экономических отношений собственности на землю. В настоящее время необходимым является научно-теоретическое осмысление рынка недвижимости как неотъемлемой составной части рыночной системы хозяйствования.
Недвижимость, или недвижимая собственность определенно является очень важным элементом экономической системы. История становления и развития экономики развитых стран свидетельствует о том, что необходимым условием для успешного функционирования рыночной структуры является высокий уровень развития рынка недвижимости в масштабах всей национальной экономики.
Развитие и функционирование рынка недвижимости обусловлено спецификой самого объекта рыночных отношений. Специфическими характеристиками недвижимой собственности являются: редкость, специфика оборота и кругооборота объектов недвижимости, капиталоемкость, уникальная полезность, стационарность.
Раскрытие характеристики редкости позволяет сделать вывод о том, что современное планирование городов должно предусматривать максимально эффективное использование уже застроенных территорий. Оборот и кругооборот объектов недвижимости обуславливает деление рынка недвижимости на первичный и вторичный. Исходя из этого вытекает и такая особенность функционирования рынка, что, будучи произведенным, его объект остается на рынке в качестве резерва предложения очень долгое время. Характеристика капиталоемкости свидетельствует о том, что осуществление сделок с недвижимостью зависит от уровня дохода, и всегда связано с аккумулированием финансовых ресурсов. Уникальная полезность и стационарность определяют потребительский выбор при покупке недвижимой собственности, поскольку ценность каждого объекта находится в тесной зависимости от его географического положения и связанных с ним характеристик. Эти же факторы определяют особенности развития инвестиционного процесса на рынке недвижимости.
Наиболее общими особенностями инвестиционного процесса на рынке недвижимости являются следующие:
1) уровень развития (степень активности) рынка недвижимости (как рынка инвестиционных товаров) находится в тесной зависимости от колебаний общеэкономической конъюнктуры;
2) на функционирование рынка недвижимости существенное влияние оказывает фактор сопутствующих затрат (имущественные налоги и затраты на обеспечение функционального состояния объектов недвижимости);
3) специфика объекта рынка недвижимости в значительной степени влияет на соотношение спроса и предложения на данном рынке.
Особенности функционирования данного вида рынка всегда будут определяться фактом, что недвижимость всегда будет тем продуктом, на который окружающая среда оказывает очень сильное воздействие. В то же время, бизнес может менять местоположение, если в существующих условиях его дальнейшее прогрессивное развитие не представляется возможным. Характеристика стационарности четко определяет невозможность какой-либо дислокации недвижимости в целях улучшения эффективности, что является основой всей системы инвестирования на рынка недвижимости.
Специфика самого объекта рыночных отношений - недвижимости, позволяет объяснить некоторые особенности развития инвестиционного процесса на рынке недвижимости. Такими особенностями являются: очень низкая ликвидность спроса и предложения на рынке, которые не позволяют достаточно быстро реагировать на изменения стоимостных и количественных показателей на рынке; функционирование рынка недвижимости находится в тесной зависимости от общеэкономической конъюнктуры; в современных условиях государство вынуждено тщательно контролировать и оказывать содействие развитию рынка недвижимости с сфере личного потребления, поскольку обеспечение нормальных условий существования граждан входит в функции государства и относится к области социального регулирования.
При этом на эффективность инвестиционных процессов большое влияние оказывает жесткая географическая зависимость объектов недвижимого имущества, а также широкая сегментация рынка по критерию видов назначения недвижимости. Недвижимость всегда есть и останется продуктом, на который, окружающая среда оказывает очень сильное воздействие. Другими словами, можно говорить о высоком или низком уровне развития рынка недвижимости для определенного географического региона и относительно отдельных сегментов рынка.
При этом существует вполне объяснимая взаимосвязь развития различных сегментов рынка. Так, в частности, развитие производственной базы, или увеличение объектов производственного назначения способствует увеличению уровня занятости в регионе, что в свою очередь является объективным фактором спроса на рынке жилья.
Учитывая указанные особенности, основными показателями, характеризующими уровень развития инвестиционного процесса на рынке недвижимости, являются следующие:
• объем и структура сделок, осуществляемых на первичном и вторичном рынках за определенный период;
• фиксированная норма прибыли, получаемая участниками первичного и вторичного рынка;
• степень привлечения заемного капитала;
• наличие и активность рынка производных ценных бумаг;
• степень развития страховой деятельности на рынке недвижимости.
Основой для определения именно этих показателей является анализ развития рынка недвижимости в странах с развитой рыночной экономикой -США, Великобритании, Германии. Как показывает исследование отечественного рынка недвижимости по указанным критериям, уровень его развития в настоящее время остается достаточно низким. Это объясняется тем фактом, что процесс формирования рыночных отношений в сфере недвижимости требует существенной структурной перестройки всей экономики, и научно-обоснованной постановки целей государственной политики в области недвижимости.
Некоторые традиционные функции государственного регулирования традиционно влияют на развитие и функционирование сферы недвижимости. На взгляд автора для рынка недвижимости наиболее важными являются две следующие: функция защиты экономических интересов собственника; социальная функция государства.
Частная собственность является основой индивидуального присвоения, на котором базируется эквивалентный обмен продукта труда, а также развитие конкуренции, предпринимательства и деловой активности. Как в производстве, так и в потребительской сфере реализация государством своей функции защиты прав собственности становится необходимым залогом товарно-денежных отношений и всей хозяйственной деятельности. Значимость данного вида объекта собственности подтверждается тем фактом, что в современной экономике функционирует система определения прав собственности именно на недвижимое имущество, и то, что расходы на организацию и работу данной системы берет на себя государство.
Другой функцией государства, которая оказывает непосредственное влияние на развитие инвестиционных процессов на рынке недвижимости является регулирование баланса общественных интересов в экономике и обеспечение социальной стабильности всех членов общества. Совершенно естественно, что основные меры государственного воздействия в данном случае направлены большей частью на сферу потребления. Так, во всех странах с развитой рыночной инфраструктурой удовлетворение жилищных потребностей осуществляется исходя из двух принципов: первый принцип рыночного самообеспечения, на основе которого количество, качество и уровень потребляемых жилищных услуг определяется соотношением спроса и предложения; а второй принцип распределения или бесплатного предоставления государственного жилья тем категориям населения, которые не в состоянии покупать жилищные услуги на рынке.
Зарубежные экономисты активно исследуют критерии государственного вмешательства в сферу недвижимости, поскольку с макроэкономической точки зрения индустрия недвижимости является чрезвычайно важной. Так, например, в США около половины частных внутренних инвестиций используются на развитие рынка недвижимости. От 10 до 15 % ВВП, а также значительная часть всех занятых в государстве напрямую используются в индустрии недвижимости. В настоящее время правительства всех уровней стремятся обеспечить удовлетворение спроса для ускорения экономического роста, увеличения национального богатства и создания новых рабочих мест. В такой ситуации участники рынка недвижимости должны осознавать, что государство будет сохранять конкурентную среду, используя для этого методы прямого и косвенного воздействия.
Таким образом, детальный анализ функционирования рынка недвижимости, специфических особенностей объекта данного рынка однозначно приводят к выводу, что в условиях эффективно развивающейся экономики необходимо государственное участие в раз-
витии инвестиционных процессов на рынке недвижимости.
Одним из наиболее значимых направлений государственного регулирования рынка недвижимости является административное направление. Главными требованиями, предъявляемыми к административному регулированию являются: обеспечение равных условий для всех участников экономической деятельности, свобода принятия решений и ответственность за результаты своей деятельности. Административное воздействие на рынок недвижимости имеет следующие цели:
• содействие прогрессивному бескризисному развитию сферы недвижимости, которое выражается в достаточном для нужд рынка производстве объектов недвижимости, поддержании их в функциональном состоянии, а также в осуществлении на рынке функции обоснованного перераспределения собственности;
• обеспечение рационального налогообложения недвижимости для формирования устойчивых источников доходов государственных и местных бюджетов;
• проведение эффективной административной и финансовой политики в сфере управления недвижимостью.
В настоящее время в России структуры, способствующие развитию инвестиционного процесса на рынке недвижимости, продолжают находиться в зачаточном состоянии. Серьезными проблемами развития отечественного рынка недвижимости являются:
• отсутствие четкого правового и организационного механизма обеспечения операций на рынке недвижимости,
• фактическое отсутствие информационного обеспечения функционирования рынка;
• недостаточная степень вовлечения в легальный экономический оборот, что приводит к низкой эффективности использования этого важного стратегического ресурса;
• абсолютная неадаптированность системы эксплуатации объектов недвижимости к рыночным отношениям, поскольку в данной системе отсутствуют какие-либо конкурентные начала.
Формированию и развитию вторичного рынка должна способствовать более четкая регламентация использования недвижимости и внедрение более совершенных (эффективных) способов заключения сделок с недвижимой собственностью. Одним из таких способов является система государственной кадастровой регистрации прав на недвижимое имущество.
Основной целью внедрения такой системы является реализация четких и ясных правил совершения сделок с недвижимостью, использования и ограничение использования недвижимой собственности. Согласно принятому федеральному закону государственной регистрации подлежат права собственности на недвижимое имущество и сделки с ним; а также аренда, ипотека недвижимости, права собственности в кондоминиумах, доверительное управление и опека, связанные с недвижимым имуществом, предприятия в виде имущественных комплексов, и.т.д..
Основным направлением государственного регулирования рынка недвижимости является финансово-кредитное регулирование, главными целями которого являются: содействие организованному развитию рынка недвижимости на основе интенсивного привлечения частных инвестиций, а также возможность использования недвижимого имущества в качестве объекта финансовых вложений. Наиболее важная задача, реализуемая в ходе достижения этих целей, заключается в создании инфраструктурной системы привлечения финансовых средств. Основными элементами такой системы являются развитый рынок ипотечных кредитов и эффективный механизм государственной поддержки и стимулирования инвестиций в недвижимость.
В нашей стране в период становления рыночных отношений существуют объективные причины, не позволяющие развивать отечественный рынок в полной аналогии с успешным западным опытом. Наиболее существенным является тот факт, что высокий уровень инфляции в сочетании с низкой заработной платой привели к тому, что у большинства населения отсутствуют возможности и стимулы для сбережения и увеличения своего капитала.
Отличительной особенностью развития рынка недвижимости в последние годы является его ориентация на более состоятельных потенциальных участников, и отсутствие финансового механизма, стимулирующего активность рынка и увеличение объема сделок. Очевидно, что уровень развития рынка недвижимости является зависимой величиной от показателей общеэкономического развития государства и мероприятия по созданию инфраструктуры долгосрочного инвестирования в сфере недвижимости могут способство-
вать решению многих экономических проблем. В промышленном секторе экономики недвижимое имущество, оформленное в виде залога будет являться стимулом привлечения дополнительных денежных средств и развития производства. Также к наиболее традиционным мерам финансово-кредитного регулирования рынка недвижимости относятся следующие: обеспечение ликвидности ипотечных банков, обязательное хранение определенной части привлеченных ими средств в центральном банке, контроль за объемом кредитных операций и эмиссией ценных бумаг и.т.д.
При этом целесообразно отметить, что существует несколько принципиальных особенностей инвестирования на рынке недви-
жимости. Одной, пожалуй, самой основной особенностью, является тот факт, что практически весь объем инвестиционных ресурсов направляется на финансирование основного капитала, в то время как на других сегментах инвестиционного рынка соотношение между инвестициями в оборотный и основной капитал находится на уровне 1:3. Другая особенность проявляется в циклических колебаниях инвестиций, обусловленных динамикой спроса на объекты недвижимости и их жесткой привязкой к географическому местоположению. Таким образом, инвестиционные процессы, протекающие на рынке недвижимости, имеют свои особенности, определяющие возможности регулирования притока капитала.
КОНСОЛИДАЦИЯ РЕСУРСОВ И КОРПОРАТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ
К.Х. Гаспарян, аспирант ГОУ ДПО ГАСИС
Реализация инвестиционного процесса связана с поиском решений в области определения возможных источников финансирования инвестиций, способов их мобилизации, повышения эффективности использования. Соотношение и структура финансовых активов, привлекаемых для осуществления вложений в объекты инвестирования экономическими субъектами, во многом определяются господствующими формами и механизмом хозяйствования. Рыночной экономике присущ определенный механизм формирования источников финансирования инвестиционной деятельности, распределения инвестиционных ресурсов в обществе.
Все виды инвестиционной деятельности хозяйствующих субъектов осуществляются за счет формируемых ими инвестиционных ресурсов, которые представляют собой все виды финансовых активов, привлекаемых для осуществления вложений в объекты инвестирования. Источники формирования инвестиционных ресурсов в рыночной экономике весьма многообразны. Это обусловливает необходимость определения содержания источников инвестирования и уточнения их классификации.
В экономической литературе при анализе источников финансирования инвестиций выделяют внутренние и внешние источники инвестирования. При этом к внутренним источникам инвестирования, как правило, относят национальные источники, в том числе собственные средства предприятий, ресурсы финансового рынка, сбережения населения, бюджетные инвестиционные ассигнования; к внешним источникам - иностранные инвестиции, кредиты и займы.
Эта классификация отражает структуру внутренних и внешних источников с позиций их формирования и использования на уровне национальной экономики в целом. Но ее нельзя использовать для анализа процессов инвестирования на микроэкономическом уровне.
С позиций предприятия (фирмы) бюджетные инвестиции, средства кредитных организаций, страховых компаний, негосударственных пенсионных и инвестиционных фондов и других институциональных инвесторов являются не внутренними, а внешними источниками. К внешним для предприятия источникам относятся и сбережения населения, которые могут быть привлечены на цели инвестирования путем продажи акций, размещения облигаций, других ценных бумаг, а также при посредстве банков в виде банковских кредитов.
При классификации источников инвестирования необходимо также учитывать специфику различных организационно-правовых форм, например, частных, коллективных, совместных предприятий. Так, для предприятий, находящихся в частной или коллективной собственности, внутренними источниками могут выступать личные накопления собственников предприятий. Для предприятий, находящихся в совместной с зарубежными фирмами собственности, инвестиции иностранных совладельцев также следует рассматривать как внутренний для данного предприятия источник.
Таким образом, следует различать внутренние и внешние источники финансирования инвестиций на макроэкономическом и микроэкономическом уровнях. На макроэкономическом уровне к внутренним источникам финансирования инвестиций можно отнести: государственное бюджетное финансирование, сбережения населения, накопления предприятий, коммерческих банков, инвести-
ционных фондов и компаний, негосударственных пенсионных фондов, страховых фирм и т.д. К внешним - иностранные инвестиции, кредиты и займы. На микроэкономическом уровне внутренними источниками инвестирования являются: прибыль, амортизация, инвестиции собственников предприятия; внешними - государственное финансирование, инвестиционные кредиты, средства, привлекаемые путем размещения собственных ценных бумаг.
Анализ структуры источников финансирования инвестиций на уровне фирм в странах с развитой рыночной экономикой свидетельствует о том, что доля внутренних источников в общем объеме финансирования инвестиционных затрат в различных странах существенно колеблется в зависимости от многих объективных и субъективных факторов.
В экономической литературе содержатся различные оценки соотношения между внутренними и внешними источниками финансирования инвестиций в западных странах. Ряд экономистов считает, что в послевоенный период в развитых странах наблюдается формирование двух типов соотношений между внутренними и внешними источниками финансирования инвестиций нефинансовых корпораций; один из них, характеризующийся высокой долей собственных средств в общем объеме финансирования, имеет место в США и Великобритании, другой, отличающийся высоким удельным весом привлеченных и заемных средств, - в ФРГ и Японии.
За период рыночного реформирования российской экономики ресурсы валовых национальных сбережений уменьшились в 2,9 раза, валовое накопление основного капитала - в 2,7 раза. При общем сокращении валовых сбережений снизилась их доля, используемая для валового накопления реального сектора. Уменьшение финансовых накоплений усугубляется неразвитостью механизмов капитализации сбережений. Экономическое и инвестиционное оживление последних лет пока не привело к коренному перелому ситуации в инвестиционной сфере.
По-прежнему остро стоит проблема формирования финансового потенциала инвестиционной деятельности. Определение возможностей более полного и эффективного использования всех возможных источников финансирования производственных инвестиций предполагает изучение таких важных вопросов, как изменение структуры и соотношения внутренних и внешних источников финансирования инвестиций при переходе к рынку, анализ инвестиционно-финансовых ресурсов в реальном секторе экономики, развитие механизма трансформации сбережений в инвестиции.
Из анализа закономерностей инвестиционного процесса в рыночной экономике следует, что основными условиями осуществления инвестиционной деятельности при переходе к ее рыночной модели являются:
- наращивание инвестиционного капитала, диверсифицированного по формам и видам источников, с преобладанием частного инвестиционного капитала над государственным;
- рост многообразия субъектов и объектов инвестирования;
- развитие инвестиционного рынка и его институтов, обеспечивающих реализацию инвестиционного спроса и предложения, мобилизацию свободных денежных средств и их последующее инвестирование.
Ведущим направлением изменения структуры источников фи-