Научная статья на тему 'Паевые инвестиционные Фонды в экономике России: модернизация и инновационное развитие'

Паевые инвестиционные Фонды в экономике России: модернизация и инновационное развитие Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
526
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЗАКРЫТЫЙ ПАЕВОЙ ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ФОНД / УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ / МОДЕРНИЗАЦИЯ / РЕЗЕРВНЫЙ ФОНД / АССОЦИАЦИЯ / ИННОВАЦИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Желтоносов В. М., Марошкин Ю. В., Скуратович Е. А.

В статье отмечается, что проводимая в России финансовая политика недостаточно учитывает роль и значение институтов, не относящихся к банковско-страховой системе. Финансовые компании, коллективные инвесторы в виде фондов в посткризисной ситуации вынуждены самостоятельно бороться за выживание. Главный регулятор финансовых рынков ФСФР уделяет мало внимание таким общепризнанным институтам, как инвестиционные, в том числе паевые фонды, играющие финансово-посредническую роль в мобилизации ресурсов в целях инвестирования их в реальный сектор экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Паевые инвестиционные Фонды в экономике России: модернизация и инновационное развитие»

Инновационное развитие

Удк 336.763.2

паевые инвестиционные фонды В экономике россии: модернизация и инновационное развитие

в. М. ЖЕЛТОНОСОВ, кандидат экономических наук, профессор кафедры экономического анализа, статистики и финансов Е-mail: г. [email protected]

Ю. В. МАРОШКИН, аспирант кафедры экономического анализа, статистики и финансов Е-mail: [email protected]

Е. А. СКУРАТОВИЧ, аспирант кафедры экономического анализа, статистики и финансов Е-mail: [email protected] Кубанский государственный университет

В статье отмечается, что проводимая в России финансовая политика недостаточно учитывает роль и значение институтов, не относящихся к банковско-страховой системе. Финансовые компании, коллективные инвесторы в виде фондов в посткризисной ситуации вынуждены самостоятельно бороться за выживание. Главный регулятор финансовых рынков ФСФР уделяет мало внимание таким общепризнанным институтам, как инвестиционные, в том числе паевые фонды, играющие финансово-посредническую роль в мобилизации ресурсов в целях инвестирования их в реальный сектор экономики.

Ключевые слова:закрытый паевой инвестиционный фонд, управляющая компания, модернизация, резервный фонд, ассоциация, инновация.

Последний глобальный кризис показал, что достаточно серьезные потери понесли самостоятельно работающие финансовые институты на рынке финансовых услуг. Инвестиционный фонд

как специфическое хозяйственное образование активно трансформирует доходы и сбережения широкого круга инвесторов в отрасли реальной экономики (в США, например, в автомобильную промышленность через взаимные фонды). Анализ деятельности этой группы институтов выявил, что в нынешних условиях паевые инвестиционные фонды проявили хорошую жизнеспособность (в большей степени — закрытые ПИФы).

Дальнейшее развитие современных финансов предопределяет господствующее положение конкретных форм финансового капитала, которые в своем обращении побуждают к введению в оборот принципиально новых финансовых инструментов, (представляющих по сути инновации) и механизмов их реализации. Определение перспектив финансовых институтов (прежде всего инвестиционных фондов) обусловливает необходимость выработки принципиально новых алгоритмов и

механизмов привлечения средств инвесторов на рынок коллективных инвестиций.

На взгляд авторов, в условиях кризиса на финансовых рынках необходимо использовать возможности инвестиционных фондов в целях модернизации экономики страны, перехода на инновационный тип развития. Особенно важным представляется модернизация инфраструктурных основ отечественной экономики.

Термин «модернизация» в переводе с английского означает осовременивание. Он характеризуется наличием ряда характеристик, свойственных современному обществу.

Так, В. Федотова определяет модернизацию как переход от традиционного общества к современному, которое включает в себя коренные отличия от традиционного:

— ориентацию на инновации;

— светский характер социальной жизни;

— поступательное (нециклическое) развитие;

— выделенную персональность;

— преимущественную ориентацию на индустриальный характер;

— массовое образование;

— активный деятельностный психологический склад и т. д. [5].

В экономической сфере модернизация — это комплекс следующих факторов:

— технологическое развитие, основанное на использовании научного (рационального) знания;

— появление вторичного (индустрия, торговля) и третичного (услуги) секторов хозяйства;

— углубление общественного и технического разделения труда;

— развитие рынков товаров, денег и труда;

— обеспечение устойчивого экономического роста.

Экономическая модернизация имеет множество аспектов, поэтому следует остановиться на системных вопросах и конкретизировать понятие «модернизация экономики», определив его соотношение с понятием «инновационное развитие. На взгляд авторов, они не тождественны.

Представляется справедливым мнение профессора В. Мау [1], утверждающего, что фундаментальная проблема современного развития состоит в том, что наше общество сталкивается с существенно другими вызовами экономического роста, и поэтому было бы крайне наивно пытаться задействовать традиционные меры экономической политики, применять механизмы догоняющей индустриализации к современным российским вызовам.

Модернизация — это попытка встать вровень с другими сильными государствами.

Среди приоритетных направлений экономической политики в области антикризисной модернизации можно выделить:

1) обеспечение макроэкономической стабильности;

2) повышение эффективности бюджетных расходов;

3) переход от политики консервации занятости к политике стимулирования создания новых рабочих мест и повышения мобильности рабочей силы, что предполагает:

— прекращение административного давления на предприятия с целью сохранения занятости;

— увеличение финансирования программ поддержки безработных и их переобучения;

— разработку программы переселения и поиска рабочих мест для жителей неперспективных моногородов;

4) стимулирование модернизации и развитие средне- и долгосрочного кредитования среднего, малого и среднекрупного (неолигархического) бизнеса; снижение административной нагрузки на бизнес (особенно крупный и средний), включая налоговое администрирование; принятие административных регламентов по оказанию государственных услуг;

5) реформирование финансового сектора;

6) развитие интеграционных процессов, начиная с достраивания Таможенного союза до Единого экономического пространства (ЕЭП);

7) уточнение подходов к пенсионной реформе и реформе медицинского страхования; повышение общественной востребованности накопительной пенсионной системы и долгосрочной финансовой устойчивости распределительной системы; увеличение продолжительности переходного периода к новым ставкам и тарифам;

8) обеспечение приоритетности отраслей, связанных с накоплением человеческого капитала, прежде всего образования, здравоохранения, пенсионной системы и др.

Кроме того, на взгляд авторов, модернизация экономики России в настоящее время имеет несколько главных направлений.

1. Техническое обновление устаревшей материальной базы производства.

2. Перестройка структуры экономики, сокращение доли сырьевых отраслей в ВВП.

3. Увеличение доли машиностроения, станкостроения и соответствующие изменения структуры

52

ФИНАНСЫ И КРЕДИТ

экспорта с ориентацией на экспорт готовой продукции с высокой добавленной стоимостью. Увеличение удельного веса в экономике тех отраслей, которые являются катализатором экономического развития (наукоемкие, высокотехнологичные отрасли, формирующие инновационную модель развития России).

Возможности использования паевых инвестиционных фондов в процессе модернизации экономики России, по мнению авторов, требуют детального изучения и уточнения ряда научных понятий, а также механизма функционирования, применение которого может стать одной из основополагающих причин бурного развития отрасли паевых инвестиционных фондов недвижимости.

Состав и структура активов паевых инвестиционных фондов различных типов и категорий регламентируются приказом Федеральной службы по финансовым рынкам (далее ФСФР) от 20.05.2008 № 08-19/пз-н.

Каждая из категорий фондов подразделяется на типы. В настоящий момент в России действуют инвестиционные фонды трех типов: открытые, интервальные и закрытые. Но так как функция модернизации наиболее применима к закрытому типу фонда, рассмотрим состав активов закрытого паевого инвестиционного фонда (ЗПИФ) (табл. 1).

По данным ФСФР на 01.01.2011 в России работали 1 130 паевых фондов, в том числе 647 закрытых паевых инвестиционных фондов (табл. 2).

Крупнейшим фондом является закрытый ПИФ «Стратегические активы» под управлением компании «Агана», на него приходится более 10 % суммарной стоимости чистых активов (СЧА) — 41,01 млрд руб. В рейтинге ПИФов по СЧА закрытые фонды занимают практически все лидирующие позиции. Так, в десятке крупнейших ПИФов лишь один фонд открытый — «ЛУКОЙЛ Фонд первый» управляющей компании «Уралсиб». Он занимает шестое место, а его СЧА составляет 9,8 млрд руб. (табл. 3).

Исследование отчетности фондов по данным ФСФР позволяет сделать заключение, что наибольшее количество средств сосредоточено в закрытых фондах (78,98 % от общей СЧА). Это свидетельствует о преимущественно долгосрочном характере инвестиций на российском рынке паевых инвестиционных фондов, а закрытые фонды в общем количестве паевых фондов преобладают как по количеству (табл. 4), так и по показателю стоимости чистых активов (СЧА) [4].

Суммарная стоимость чистых активов (СЧА) закрытых паевых фондов (ЗПИФ) составляет 321,6 млрд руб.

Доля закрытых фондов недвижимости в общем количестве фондов составляет 47 %. Это говорит о том, что для закрытых фондов характерен больший размер и, соответственно, большая стоимость чистых активов (рис. 1). Что касается отраслевой структуры, то она почти не отличается от отрас-

Таблица 1

Категории фондов закрытого типа по составу активов

Категория Ограничение паев в обороте Состав активов

Хедж-фонды Паи ограничены в силу высоких рисков Денежные средства, в том числе иностранная валюта на счетах и во вкладах в кредитных организациях. Акции российских открытых акционерных обществ. Долговые инструменты, акции акционерных инвестиционных фондов и инвестиционные паи паевых инвестиционных фондов

Фонды прямых инвестиций Паи ограничены в обороте, предназначены только для «квалифицированных» инвесторов Денежные средства в валюте РФ на счетах и во вкладах в кредитных организациях. Акции российских акционерных обществ. Доли в уставных капиталах российских обществ с ограниченной ответственностью. Долговые инструменты, в т. ч. выпущенные российскими компаниями, более 25 % акций (долей в УК) которых составляют активы фонда. Простые векселя российских компаний, если более 50 % их размещенных акций (долей в УК) составляют активы фонда. Облигации российских компаний, в отношении которых не зарегистрирован проспект эмиссии, если более 50 % акций (долей в УК) этих компаний составляют активы фонда

Фонды рентные Паи не ограничены в обороте Денежные средства, в том числе иностранная валюта на счетах и во вкладах в кредитных организациях. Недвижимое имущество и права аренды недвижимого имущества. Акции инвестиционных фондов и паи инвестиционных фондов, относящиеся к категории рентных. Паи (акции) иностранных инвестиционных фондов. Долговые инструменты

Окончание табл. 1

категория Ограничение паев в обороте состав активов

Фонды особо рискованных (венчурных) инвестиций Паи ограничены в обороте, предназначены только для «квалифицированных» инвесторов Денежные средства в валюте РФ на счетах и во вкладах в кредитных организациях. Акции российских акционерных обществ. Доли в уставных капиталах российских обществ с ограниченной ответственностью. Долговые инструменты, в том числе выпущенные российскими компаниями, более 25 % акций (долей в УК) которых составляют активы фонда. Простые векселя российских компаний, если более 50 % их размещенных акций (долей в УК) составляют активы фонда. Облигации российских компаний, в отношении которых не зарегистрирован проспект эмиссии, если более 50 % акций (долей в УК) этих компаний составляют активы фонда. Финансовые инструменты, базовым активом которых являются величины процентных ставок

Ипотечные фонды Паи не ограничены в обороте Денежные средства, в том числе иностранная валюта на счетах и во вкладах в кредитных организациях. Государственные ценные бумаги РФ. Государственные ценные бумаги субъектов РФ. Денежные требования из обеспеченных ипотекой кредитных договоров или договоров займа. Закладные, удостоверяющие права залогодержателя по обеспеченным ипотекой кредитных договорам или договорам займа. Денежные требования из кредитных договоров и договоров займа, предоставленные для уплаты цены по договорам участия в долевом строительстве. Ипотечные ценные бумаги, выпущенные в соответствии с законодательством РФ. Объекты недвижимого имущества или имущественные права из договоров участия в долевом строительстве, приобретенные в порядке обращения на них взыскания. Финансовые инструменты, базовым активом которых являются величины процентных ставок

Фонды недвижимости Паи не ограничены в обороте Денежные средства, в том числе иностранная валюта на счетах и во вкладах в кредитных организациях. Недвижимое имущество и права аренды недвижимого имущества. Акции инвестиционных фондов и паи инвестиционных фондов, относящиеся к категории фондов недвижимости или рентных фондов. Имущественные права из договоров участия в долевом строительстве (договоры с государственной регистрацией, подпадающие под регулирование в соответствии с федеральным законодательством)

Паи ограничены в обороте, предназначены только для «квалифицированных» инвесторов Имущественные права на недвижимое имущество, вытекающие из инвестиционных договоров (договоры, не подлежащие государственной регистрации и подпадающие под регулирование в соответствии с федеральным законодательством). Имущественные права из договоров, на основании которых осуществляются строительство или реконструкция объектов недвижимости в случае, если земельный участок, на котором ведется строительство, входит в состав имущества фонда на праве собственности или аренды. Проектно-сметная документация. Акции или доли в уставном капитале российских хозяйственных обществ, осуществляющих деятельность по проектированию, строительству и реконструкции зданий и сооружений

Фонды кредитные Паи ограничены в обороте, предназначены только для «квалифицированных» инвесторов Долговые инструменты. Денежные требования по кредитным договорам или договорам займа, исполнение обязательств по которым обеспечено залогом, поручительством или банковской гарантией. Имущество (имущественные права), приобретенные путем обращения взыскания на предмет залога. Финансовые инструменты, базовым активом которых являются величины процентных ставок

Фонды товарного рынка Паи не ограничены в обороте Денежные средства, включающие иностранную валюту на счетах и во вкладах в кредитных организациях. Долговые инструменты. Драгоценные металлы. Акции акционерных инвестиционных фондов и инвестиционные паи паевых инвестиционных фондов, относящихся к категории фондов товарного рынка

Примечание: УК — уставный капитал.

Таблица 2

Количество работающих фондов на 01.01.2011, ед.

Категория Открытые интервальные Закрытые Всего

Фонды акций 175 37 26 238

Фонды облигаций 58 5 1 64

Фонды смешанных инвестиций 111 33 22 166

Фонды денежного рынка 7 - - 7

Индексные фонды 41 1 - 42

Фонды фондов 10 3 - 13

Фонды товарного рынка - 2 - 2

Хедж-фонды - - 5 5

Ипотечные фонды — — 14 14

Фонды художественных ценностей — - -

Фонды венчурных инвестиций — — 64 64

Фонды недвижимости — — 403 403

Фонды прямых инвестиций — — 35 35

Рентные фонды — — 33 33

Кредитные фонды — — 44 44

Всего 402 81 647 1130

Таблица 3

Десять крупнейших ПМФов по стоимости чистых активов на 01.01.2011, млрд руб.

Фонд Управляющая компания Тш фонда сча

Стратегические активы Агана Закрытый 41,01

Казанский земельный инвестиционный фонд АС Менеджмент Закрытый 16,3

АК Барс - Горизонт Ак Барс Капитал Закрытый 14,6

ТФБ - Рентный инвестиционный фонд ТФБ Капитал Закрытый 12,5

Спортинвест» Менеджмент - консалтинг Закрытый 10,5

ЛУКОЙЛ Фонд первый Уралсиб Открытый 9,8

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

РВМ Русский транзит РВМ Капитал Закрытый 8,8

АГ Капитал Интерра АГ Капитал Закрытый 6,2

Ренессанс земельный Ренессанс Капитал Закрытый 6,18

Магистраль КИТ Фортис инвестмент Закрытый 6,1

ТрастЮнион - земельный ТрастЮнион Эссет Менеджмент Закрытый 5,5

Динамика изменения количества и активов ЗПМФов в 2003

Таблица 4 стоимости чистых -2011 гг.

6(3%)

Дата Количество Стоимость чистых активов, млн руб.

01.01.2003 3 808,4

01.01.2004 17 51 947,8

01.01.2005 63 72 315,1

01.01.2006 126 164 095,4

01.01.2007 247 269 759,8

01.01.2008 444 586 732,0

01.04.2008 480 627 177,0

01.07.2008 468 653 230,0

01.10.2008 492 744 960,7

01.12.2008 526 622 523,4

01.01.2009 530 631 140,0

01.01.2010 610 225 795,5

01.01.2011 647 321 624, 86

левой структуры фондов, составленной согласно их количеству. Наибольшие доли приходятся на фонды акций (38,64 % от общей стоимости чистых активов), смешанных инвестиций (13,89 %) и облигаций (29,53 %).

1 (47%)

3(10%)

2(23%)

рис. 1. Процентное соотношение количества фондов по типам:

1 - недвижимости; 2 - кредитные; 3 - рентные; 4 - прямых инвестиций; 5 — венчурные; 6 - ипотечные;

7 - остальные

На основании исследованных показателей и проведенной оценки рынка паевых инвестиционных фондов, а также их инвестиционной привлекательности и особенностей функционирования на фондовом рынке можно сделать следующий

вывод: из общего количества функционирующих на фондовом рынке ПИФов наиболее стабильный результат с наименьшими убытками показывают не так давно существующие закрытые фонды.

Схема работы ПИФа в настоящее время строится следующим образом (рис. 2).

Функции паевого инвестиционного фонда по содержанию следующие.

1. Инвестор (пайщик) приходит в управляющую компанию (УК) или к ее агенту, заполняет необходимые документы, перечисляет денежные средства на расчетный счет фонда.

2. Управляющая компания, получив денежные средства от инвестора (пайщика), а также все необходимые документы для приобретения инвестиционных паев, выдает инвестору (пайщику) инвестиционные паи. Все данные о пайщике УК отправляет специализированному регистратору для их учета и хранения.

3. Управляющая компания, получив определенную сумму денежных средств, начинает этап управления имуществом ПИФа с помощью собственных инвестиционных решений.

4. Все имущество, которое было приобретено УК для фонда, а также имущество, которое находится в фонде, передается на хранение и контроль специализированному депозитарию.

5. Через определенный интервал времени ПИФ проходит аудиторскую проверку, которую осуществляет аудитор фонда.

6. В случае необходимости производится оценка имущества, составляющего ПИФ.

Определение перспектив развития финансовых институтов, прежде всего инвестиционных фондов обусловливает необходимость выработки принципиально новых алгоритмов и механизмов привлечения средств инвесторов на рынок коллективных инвестиций. В условиях кризиса на финансовых рынках, необходимо использовать возможности инвестиционных фондов в целях модернизации экономики страны, перехода на инновационный тип развития. Особенно важным представляется модернизация инфраструктурных основ отечественной экономики.

Участие современных фондов в осуществлении функции модернизации сдерживает несовершенство действующего законодательства, которым не предусмотрено вложение средств фонда в действующее производство, а лишь только в активы, имеющие рыночную оценку, т. е. котируемые. В условиях инсайдерства и искажения информации затруднительно определить рыночную стоимость активов предприятий, подлежащих модернизации. Программой развития финансового рынка РФ до 2020 г., принятой Федеральной службой по финансовым рынкам (ФСФР России), предусматривается преодоление этого явления. В связи с этим для выполнения управляющей компанией ПИФа функции модернизации необходимо дополнить закон об инвестиционных фондах отдельным пунктом, разрешающим УК часть средств направлять на мероприятия по модернизации.

Авторами разработана схема инвестиционного

фонда, участвующего в модернизации экономики и внедрении инноваций. В типовую организационно-управленческую структуру фонда внесены изменения в части функций управляющей компании с учетом проводимой на данном этапе экономической политики России, основанной на модернизации (рис. 3).

Предлагается внести изменения в Федеральный закон от 22.04.1996 № 39-Ф3 «О рынке ценных бумаг» в части, запрещающей совмещение деятельности регистратора с другими видами деятельности, поскольку, на взгляд авторов, для этих видов деятельности объектом является принципиально не отличающаяся информация. Это упростит управление фондом, облегчит обращения паев.

В типовую структуру паевого фонда к функциям управляющей компании необходимо добавить функцию ее участия на основе доверительного управления в процессе модернизации. В этом случае создается двухуровневая активная1 (открытая) система, которая осуществляет подвижное реагирование на изменения во внешней среде всего ресурсного обращения, представленного паевым фондом.

Авторы предлагают не только обозначить новую функцию управляющей компании2, но и создать фонд, средства которого будут использоваться после инвентаризации объекта недвижимости, его оценки и вынесения решения о вложении в активы фонда.

После введения функции участия управляющей компании в процессе модернизации возможны следующие варианты принятия решения:

— реконструкция;

— полная замена оборудования и внедрение новых технологий;

— поиск возможностей интеграции.

1 Под состоянием активной системы будем понимать совокупность состояний всех ее активных элементов.

2 Управляющая компания (УК) — юридическое лицо, имеющее лицензию на осуществление деятельности по доверительному управлению имуществом паевых инвестиционных фондов. Основная функция УК — доверительное управление активами фонда с целью их сохранения и приумножения.

рис. 3. Включение финансовых ресурсов взаимных фондов в процессе модернизации экономики и внедрения инноваций: 1 — сдача отчетности; 2 — согласование сделок; 3 — распоряжение имуществом; 4 — хранение имущества, контроль за сделками; 5 — проверка ведения учета имущества фонда; 6 — учет прав владельцев; 7 — приобретение паев

Если интеграция не происходит, целесообразно применение ряда мер:

— ликвидация;

— внедрение производства и управления на основе инноваций;

— внедрение инновационного типа производства за счет рынка инноваций (рис. 4).

Смысл введения предлагаемой дополнительной функции модернизации для управляющей компании паевого инвестиционного фонда по участию в процессе модернизации экономики состоит в следующем: доверительное управление должно обязательно влиять на реализацию финансовой политики государства, которое на современном этапе тесно связано с модернизацией производства. Следствием этого в свою очередь станет перераспределение ресурсов фонда в объекты модернизации.

Такой подход позволяет максимально приблизить ресурсы фонда к реальному сектору экономики, а в некоторых случаях совместно с другими финансовыми институтами осуществить инновационный прорыв.

В целом реализация предлагаемой системы позволит повысить научно-технический уровень производства и управления, перейти к технологическим системам высшего уровня. В принципе,

Управляющая компания (УК)

Функция участия в процессах модернизации и инновационного обновления отраслей экономики

x

Создание фонда целевого назначения модернизации в рамках УК

Задачи фонда:

- выбор объекта вложений;

- инвентаризация и оценка имущества;

- принятие решения об участии в модернизации.

Для моногородов - интеграция с другими объектами, входящими в отрасль; ликвидация в случае высокой степени физического износа или морального старения; поиск инноваций и участие в финансировании их внедрения

Определение оптимальной структуры вложений паевого фонда

рис. 4. Включение финансовых ресурсов взаимных фондов в процессе модернизации экономики и внедрения инноваций

авторами предлагается введение понятия функциональной финансовой структуры, описывающей поведение системы взаимных фондов и других институтов в современной финансовой среде.

Для детализации каждой составляющей механизма функционирования следует применять декомпозиционный подход по различным признакам. Авторы предлагают учитывать область деятельности, в данном случае участие в процессе модернизации посредством изменения функциональной структуры управляющей компании, реализуемой механизмом общего управления паевым фондом.

В соответствии с Федеральной программой «Модернизация транспортной системы России (2002-2010 гг.)» стоимость реконструкции 1 км дороги Адлер - Красная Поляна со строительством тоннеля составляет 24,2 млн руб. [3]. В авторском проекте стоимость строительства 1 км дороги Туапсе - Адлер ориентировочно составит 50 млн руб. Исходя из официально утвержденной методики определения стоимости чистых активов паевого инвестиционного фонда составлена аналитическая таблица, отражающая специфику деятельности закрытого паевого инвестиционного фонда [2].

Достоверность участия фонда недвижимости в финансировании модернизации и строительства объектов инфраструктуры состоит в том, что

в исследовании учтен тот факт, что наибольшую дисфункциональную роль в экономике играет автодорожная отрасль. Стратегическая цель для России - построить как минимум 500 тыс. км дорог с твердым покрытием, а для Краснодарского края, особенно в рекреационной зоне, требуется ввод 140 км дороги «Туапсе - Сочи». Минимальное значение стоимости 1 км реконструкции со 100 %-ной готовностью взято из данных краевой статистики, а стоимость строительства 1 км новой дороги в горных условиях рассчитана по международным расценкам на уровне 50 млн руб. Средний срок строительства определен в 5 лет. Расчет выполнен с учетом инфляционных ожиданий по методике ФСФР согласно приказу ФСФР № 15-21/пз от 15.06.2005. Также обосновано, что наряду с обычным созданием консорциумов по строительству таких объектов наиболее эффективным будет формирование закрытого паевого инвестиционного фонда, когда пай погашается по окончании принятия объекта. Конечно же, дорога будет платной. Таким образом, осуществление уже первого этапа проекта начнет приносить доход, а существующая дорога будет служить бесплатной альтернативой.

Предложения по поводу участия закрытых паевых инвестиционных фондов в общей экономической политике, модернизации и инновационном развитии страны, в частности изменение функций управляющей компании и соответственно портфеля вложений средств фонда в экономическую инфраструктуру, проиллюстрированы на примере автодорожного комплекса. Согласно вышеуказанной методике выполнен расчет строительства дороги.

Таким образом, представляется необходимым внесение определенных изменений в существующие механизмы работы паевого инвестиционного фонда, что позволит реализовать функцию участия в процессах модернизации путем создания фонда целевого назначения в общем портфеле вложения управляющей компании фонда.

Итак, можно сделать некоторые выводы.

1. Необходимо ввести дополнительную функцию в обязанности управляющей компании паевого инвестиционного фонда - часть средств должна направляться на модернизационные цели экономики.

2. Следует изменить структуру деятельности паевого инвестиционного фонда, создать резервный фонд в каждом ПИФе под возможное обесценение активов, форс-мажорные обстоятельства.

3. Целесообразны объединение паевых фондов в ассоциацию (союз) и формирование в рамках этой

ассоциации общего резервного фонда, предназначенного для общих целей членов ассоциации (лоббирование интересов, финансовая стабильность членов ассоциации и т. д.);

4. Необходимо использовать паевые инвестиционные фонды в решении жилищной проблемы. Инвестору предлагается выбор: погашение пая метрами жилья или получение дохода за счет курсового прироста пая;

5. Целесообразно для привлечения средств пайщиков рассмотреть возможность выпуска паевыми фондами конвертируемых паев: конвертация может осуществляться, например, в акции тех самых предприятий и организаций, в которые вкладывались средства пайщиков.

Анализ состояния инвестиционных фондов и их возможное возобновление деятельности на рынке финансовых услуг по коллективному инвестированию позволили из всего набора финансовых институтов обосновать устойчивость паевых инвестиционных фондов, особенно в период кризиса. Это важно, так как финансовые услуги по коллективному инвестированию позволяют направлять средства инвесторов для финансирования реального сектора экономики. В системе рынка финансовых услуг обособленно развиваются и поддерживаются государством денежно-кредитные институты, а другим небанковским финансовым институтам не уделяется должного внимания, что четко прослеживается в программе ФСФР России до 2020 г.

Применение механизма паевого инвестиционного фонда, по мнению авторов, дает несколько возможных решений для первого направления модернизации и технического обновления устаревшей материальной базы производства. Этот механизм может быть эффективным и действенным в создании финансовых инструментов не только в отношении долгосрочных инвестиционных проектов, связанных с капиталоемкими отраслями экономики (топливно-энергетического комплекса), но и менее капиталоемкими — такими как финансирование рентабельных строительных проектов (дорожное строительство и т. д.).

В современных условиях страна остро нуждается в механизме, который обеспечивал бы мобилизацию капитала для инвестиций в реальный сектор (как в основной, так и в оборотный капитал). Существующая система коммерческих банков с этой задачей не справляется. Надежды на то, что по мере финансовой стабилизации, подавления инфляции и снижения ссудного процента начнутся широкие инвестиции в модернизацию реального сектора

на чисто рыночной основе, не имеют реального основания.

Сложившийся уровень доходности банковских операций, ориентация на обслуживание экспортно-импортных сделок, посредничества, финансового рынка, гипертрофия обязательных и добровольных резервов коммерческих банков, тяжелое финансовое положение реального сектора экономики — все эти обстоятельства не позволяют надеяться на то, что удастся мобилизовать долгосрочные сбережения и накопления и канализировать их на инвестиции в модернизацию реального сектора экономики. Без создания специализированного инвестиционного механизма этого не произойдет.

В том, что рынок закрытых паевых инвестиционных фондов имеет в России практически безграничные перспективы развития, сомневаться не приходится. Вовлечение ресурсов реального сектора экономики в модернизацию — насущная необходимость для страны. При этом речь идет не только о создании и развитии реальных активов за счет внутренних ресурсов. Особый интерес представляют и иностранные инвестиции, которые могут привлекаться для модернизации экономики России [6].

Список литературы

1. Мау В. А. Экономическая политика 2009 года: между кризисом и модернизацией // Вопросы экономики. 2010. № 3.

2. О внесении изменений в приказ Федеральной службы по финансовым рынкам от 30.03.2005 № 05-8/пз-н «Об утверждении Положения о составе и структуре активов акционерных инвестиционных фондов и активов паевых инвестиционных фондов», а также в Положение о порядке и сроках определения стоимости чистых активов акционерных инвестиционных фондов, стоимости чистых активов паевых инвестиционных фондов, расчетной стоимости инвестиционных паев паевых инвестиционных фондов, а также стоимости чистых активов акционерных инвестиционных фондов в расчете на одну акцию, утвержденное приказом Федеральной службы по финансовым рынкам от 15.06.2005 № 05-21/пз-н: приказ ФСФР России от 15.12.2005 № 05-83/пз-н.

3. Социально-экономическое положение Краснодарского края: комплексный доклад. Краснодар. 2005.

4. Соболева О. Управление залоговым имуществом посредством использования механизма ЗПИФа // Рынок ценных бумаг. 2010. № 2.

5. Федотова В. Г. Типология модернизаций и способ их изучения // Вопросы философии. 2000. № 4.

6. Хмыз О. В. Место институциональных инвесторов в имеющейся мировой финансовой архитектуре // Финансы. 2010. № 6.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.