Научная статья на тему 'Консолидация ресурсов и корпоративное управление инвестиционной деятельностью'

Консолидация ресурсов и корпоративное управление инвестиционной деятельностью Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
322
122
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Консолидация ресурсов и корпоративное управление инвестиционной деятельностью»

вать решению многих экономических проблем. В промышленном секторе экономики недвижимое имущество, оформленное в виде залога будет являться стимулом привлечения дополнительных денежных средств и развития производства. Также к наиболее традиционным мерам финансово-кредитного регулирования рынка недвижимости относятся следующие: обеспечение ликвидности ипотечных банков, обязательное хранение определенной части привлеченных ими средств в центральном банке, контроль за объемом кредитных операций и эмиссией ценных бумаг и.т.д.

При этом целесообразно отметить, что существует несколько принципиальных особенностей инвестирования на рынке недви-

жимости. Одной, пожалуй, самой основной особенностью, является тот факт, что практически весь объем инвестиционных ресурсов направляется на финансирование основного капитала, в то время как на других сегментах инвестиционного рынка соотношение между инвестициями в оборотный и основной капитал находится на уровне 1:3. Другая особенность проявляется в циклических колебаниях инвестиций, обусловленных динамикой спроса на объекты недвижимости и их жесткой привязкой к географическому местоположению. Таким образом, инвестиционные процессы, протекающие на рынке недвижимости, имеют свои особенности, определяющие возможности регулирования притока капитала.

КОНСОЛИДАЦИЯ РЕСУРСОВ И КОРПОРАТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ

К.Х. Гаспарян, аспирант ГОУ ДПО ГАСИС

Реализация инвестиционного процесса связана с поиском решений в области определения возможных источников финансирования инвестиций, способов их мобилизации, повышения эффективности использования. Соотношение и структура финансовых активов, привлекаемых для осуществления вложений в объекты инвестирования экономическими субъектами, во многом определяются господствующими формами и механизмом хозяйствования. Рыночной экономике присущ определенный механизм формирования источников финансирования инвестиционной деятельности, распределения инвестиционных ресурсов в обществе.

Все виды инвестиционной деятельности хозяйствующих субъектов осуществляются за счет формируемых ими инвестиционных ресурсов, которые представляют собой все виды финансовых активов, привлекаемых для осуществления вложений в объекты инвестирования. Источники формирования инвестиционных ресурсов в рыночной экономике весьма многообразны. Это обусловливает необходимость определения содержания источников инвестирования и уточнения их классификации.

В экономической литературе при анализе источников финансирования инвестиций выделяют внутренние и внешние источники инвестирования. При этом к внутренним источникам инвестирования, как правило, относят национальные источники, в том числе собственные средства предприятий, ресурсы финансового рынка, сбережения населения, бюджетные инвестиционные ассигнования; к внешним источникам - иностранные инвестиции, кредиты и займы.

Эта классификация отражает структуру внутренних и внешних источников с позиций их формирования и использования на уровне национальной экономики в целом. Но ее нельзя использовать для анализа процессов инвестирования на микроэкономическом уровне.

С позиций предприятия (фирмы) бюджетные инвестиции, средства кредитных организаций, страховых компаний, негосударственных пенсионных и инвестиционных фондов и других институциональных инвесторов являются не внутренними, а внешними источниками. К внешним для предприятия источникам относятся и сбережения населения, которые могут быть привлечены на цели инвестирования путем продажи акций, размещения облигаций, других ценных бумаг, а также при посредстве банков в виде банковских кредитов.

При классификации источников инвестирования необходимо также учитывать специфику различных организационно-правовых форм, например, частных, коллективных, совместных предприятий. Так, для предприятий, находящихся в частной или коллективной собственности, внутренними источниками могут выступать личные накопления собственников предприятий. Для предприятий, находящихся в совместной с зарубежными фирмами собственности, инвестиции иностранных совладельцев также следует рассматривать как внутренний для данного предприятия источник.

Таким образом, следует различать внутренние и внешние источники финансирования инвестиций на макроэкономическом и микроэкономическом уровнях. На макроэкономическом уровне к внутренним источникам финансирования инвестиций можно отнести: государственное бюджетное финансирование, сбережения населения, накопления предприятий, коммерческих банков, инвести-

ционных фондов и компаний, негосударственных пенсионных фондов, страховых фирм и т.д. К внешним - иностранные инвестиции, кредиты и займы. На микроэкономическом уровне внутренними источниками инвестирования являются: прибыль, амортизация, инвестиции собственников предприятия; внешними - государственное финансирование, инвестиционные кредиты, средства, привлекаемые путем размещения собственных ценных бумаг.

Анализ структуры источников финансирования инвестиций на уровне фирм в странах с развитой рыночной экономикой свидетельствует о том, что доля внутренних источников в общем объеме финансирования инвестиционных затрат в различных странах существенно колеблется в зависимости от многих объективных и субъективных факторов.

В экономической литературе содержатся различные оценки соотношения между внутренними и внешними источниками финансирования инвестиций в западных странах. Ряд экономистов считает, что в послевоенный период в развитых странах наблюдается формирование двух типов соотношений между внутренними и внешними источниками финансирования инвестиций нефинансовых корпораций; один из них, характеризующийся высокой долей собственных средств в общем объеме финансирования, имеет место в США и Великобритании, другой, отличающийся высоким удельным весом привлеченных и заемных средств, - в ФРГ и Японии.

За период рыночного реформирования российской экономики ресурсы валовых национальных сбережений уменьшились в 2,9 раза, валовое накопление основного капитала - в 2,7 раза. При общем сокращении валовых сбережений снизилась их доля, используемая для валового накопления реального сектора. Уменьшение финансовых накоплений усугубляется неразвитостью механизмов капитализации сбережений. Экономическое и инвестиционное оживление последних лет пока не привело к коренному перелому ситуации в инвестиционной сфере.

По-прежнему остро стоит проблема формирования финансового потенциала инвестиционной деятельности. Определение возможностей более полного и эффективного использования всех возможных источников финансирования производственных инвестиций предполагает изучение таких важных вопросов, как изменение структуры и соотношения внутренних и внешних источников финансирования инвестиций при переходе к рынку, анализ инвестиционно-финансовых ресурсов в реальном секторе экономики, развитие механизма трансформации сбережений в инвестиции.

Из анализа закономерностей инвестиционного процесса в рыночной экономике следует, что основными условиями осуществления инвестиционной деятельности при переходе к ее рыночной модели являются:

- наращивание инвестиционного капитала, диверсифицированного по формам и видам источников, с преобладанием частного инвестиционного капитала над государственным;

- рост многообразия субъектов и объектов инвестирования;

- развитие инвестиционного рынка и его институтов, обеспечивающих реализацию инвестиционного спроса и предложения, мобилизацию свободных денежных средств и их последующее инвестирование.

Ведущим направлением изменения структуры источников фи-

нансирования инвестиций при переходе к рынку является снижение доли бюджетных ассигнований и увеличение доли собственных средств предприятий, частных инвестиций и заемных средств.

Объективные сдвиги в структуре источников инвестиционных вложений при переходе к рыночной модели инвестирования связаны с разделением функций государства и предприятия в инвестиционном процессе, развитием инвестиционного рынка и институциональных структур, функциональным назначением которых является аккумуляция инвестиционных ресурсов с последующим их вложением в предпринимательскую деятельность.

С развитием рыночных отношений источники финансирования инвестиций становятся все более многообразными. В условиях децентрализации инвестиционной деятельности модифицируются внутренние (собственные) источники инвестиций: помимо традиционных источников используются личные накопления собственников, средства иностранных совладельцев (для совместных предприятий). В качестве внешних (привлеченных и заемных) источников выступают кредиты банков и других финансовых институтов, эмиссия и размещение акций, облигаций, других ценных бумаг, средства бюджетов различного уровня и др.

Современное состояние инвестиционной деятельности в российской экономике характеризуется уменьшением роли государства как непосредственного инвестора и развитием частных инвесторов, появлением новых институциональных структур, формированием инвестиционной инфраструктуры: коммерческих банков, специализированных кредитно-финансовых инвестиционных институтов. Эти процессы постепенно модифицируют структуру инвестиционного капитала по формам собственности и источникам финансирования.

Изменение структуры инвестиционного капитала и статуса субъектов инвестирования, соответствующее по внешним признакам условиям рыночной экономики, не привело к ожидаемым результатам - масштабной активизации их инвестиционной деятельности. Свертывание участия государства в реализации инвестиций явилось следствием не только смены инвестиционных режимов, связанной с переходом к рынку, но и резким сокращением государственных доходов в условиях экономического спада.

Масштабы и темпы сокращения инвестиций за счет федерального и региональных бюджетов, фонда государственной поддержки приоритетных отраслей обусловили перенос центра тяжести в государственной инвестиционной политике на частные структуры: предприятия, банки, население. Однако, несмотря на количественный рост и диверсификацию субъектов инвестиционной деятельности в частном секторе, их роль в инвестиционном процессе оказалась недостаточной для того, чтобы заполнить вакуум, образовавшийся вследствие ухода государства из экономики в инвестиционной сфере.

По мере изменения структуры собственности государственные источники инвестиционных ресурсов должны были замещаться все более многообразными частными источниками, что должно было привести к развертыванию масштабной децентрализации инвестиционной деятельности, росту масштабов и эффективности инвестирования.

В действительности децентрализация инвестиционной деятельности, выразившаяся в увеличении доли негосударственных источников инвестирования (в основном вследствие сокращения числа государственных предприятий в результате их приватизации) и существенном сжатии централизованных инвестиционных ресурсов, сопровождалась резким свертыванием инвестиционной деятельности, снижением совокупного инвестиционного потенциала при оттоке капитала из материального производства в сферу торговых и финансовых услуг.

В ходе экономического реформирования наиболее сложными оказались вопросы создания институтов стратегических инвесторов, реальных квалифицированных частных собственников, способных обеспечить мобилизацию инвестиционных ресурсов и действенного механизма перераспределения сбережений частных инвесторов, обеспечения условий для мобилизации свободных денежных средств и их последующего инвестирования.

Структура источников финансирования инвестиций в российской экономике отличается существенными особенностями. Это обусловлено тем, что переход к рыночной модели инвестирования с характерным для нее изменением соотношения между внутренними и внешними источниками финансирования инвестиций осуществляется в условиях системного экономического кризиса, ког-

да значительная часть предприятий, с одной стороны, не может использовать ресурсы рынка ссудных капиталов и фондового рынка, с другой стороны, не обладает собственными источниками для финансирования инвестиционной деятельности.

Модифицирована и зависимость структуры источников финансирования инвестиций от фазы делового цикла. Если в рыночной экономике в соответствии с объективными закономерностями доля внутренних источников снижается в периоды оживления и подъема, когда повышается инвестиционная активность, и растет в периоды экономического спада в условиях сокращения масштабов инвестирования и уменьшения предложения денег, в российских условиях, где основным источником инвестиционного оживления являются внутренние источники предприятий, хозяйственное оживление сопровождалось увеличением доли собственных средств в общем объеме источников финансирования инвестиций. Так, в 1999 г. в целом по промышленности за счет собственных ресурсов предприятия профинансировали 72% всех инвестиций в основной капитал, за счет бюджетных средств 4,7% и 23,3% за счет прочих источников.

Поскольку инвестиционный рынок выступает как форма реализации инвестиционного процесса, основные факторы, воздействующие на инвестиционный процесс, являются определяющими и в формировании инвестиционного рынка. Обусловившие их причины, с одной стороны, отражают особенности инвестиционной деятельности в прежних условиях хозяйствования, определяемые специфической ролью государства как монопольного инвестора, с другой стороны, связаны с методами рыночного реформирования, не учитывавшими реальные условия российской экономики.

Особенностями административно-командной системы управления экономикой являлись ее моносекторная структура, характеризовавшаяся господством государственной формы собственности и сектора производства товаров, односторонний характер инвестиционных потоков, соответствующая директивной системе управления централизованная одноуровневая банковская система.

Известно, что в рыночной экономике функция формирования и распределения инвестиционных ресурсов действует автоматически, исходя из экономических критериев выбора объекта инвестирования, ориентированных на доходность вложений. В административно-командной системе, где государство является монопольным инвестором, внутриотраслевое, межотраслевое и межтерри-ториальное распределение инвестиционных ресурсов осуществлялось государственными органами посредством административных рычагов регулирования.

Замена экономических критериев административными методами определения потребностей хозяйствующих субъектов вела к искажению целевых установок инвесторов различных уровней. Таким образом, предпосылки деформаций в инвестиционной сфере возникли в условиях прежней системы управления экономикой.

Административные рычаги регулирования не стимулировали предприятия к формированию накоплений. Механизм безвозмездных изъятий накоплений предприятий параллельно предполагал существенные ограничения их возможностей распоряжаться собственными средствами. Это способствовало экстенсивному развитию народного хозяйства, воспроизводству устаревшей материально-технической базы. Попытки расширить права и инициативу предприятий в области инвестиционной деятельности, предпринятые в процессе экономических реформ конца 60-х годов, не принесли ощутимых результатов.

Начальный этап становления нового инвестиционного механизма, носящий в основном стихийный характер, относится к концу 80-х годов, когда преобразования, связанные с введением элементов рынка, увеличением прав государственных предприятий по использованию собственных средств на инвестирование, началом институциональных изменений, созданием негосударственных структур (арендных предприятий, кооперативов, товариществ, акционерных обществ, бирж, коммерческих банков), привели к возникновению децентрализованных форм инвестиционной деятельности.

При нехватке государственных централизованных ресурсов постепенно стала усиливаться тенденция увеличения доли средств предприятий в общих объемах финансирования. Только за 19871990 гг. доля собственных источников инвестирования в их общем объеме повысилась с 18 до 58%. Это, однако, способствовало не возрастанию, а уменьшению инвестиционных возможностей предприятий, оттоку средств в потребительский сектор.

Увеличение прибыли, остающейся в распоряжении предприя-

тий, распределяемой по фондам экономического стимулирования, сопровождалось направлением значительной части средств на оплату труда и материальное поощрение работников.

Объемы амортизации при низких нормах амортизационных отчислений, устанавливаемых по фактическим, а не нормативным срокам службы оборудования (которые составляли, соответственно, 25-26 и 10-12 лет), были недостаточными для развития и совершенствования технической базы производства. Коэффициент износа основных производственных фондов в промышленности возрос с 36% в 1980 г. до 46% в 1990 г.

При сохранении монополизма министерств и ведомств в распределении материально-технических ресурсов, неразвитости оптовой торговли и прямых связей между предприятиями одновременно с ростом дефицита ресурсов увеличивались свободные средства предприятий на банковских счетах. В условиях перенакопления капитала усиливался физический и моральный износ производственного аппарата.

Расширение хозяйственной самостоятельности предприятий, создание на их базе товариществ, кооперативов, различных посреднических структур, переход капитала из государственной в частную и коллективную собственность положили начало оттоку инвестиционных ресурсов из производственной сферы в сферу нематериального производства, торговых и финансовых услуг, характеризовавшихся более быстрыми сроками окупаемости и высокой до-

ходностью. Развитие инфляционных процессов усилило переток инвестиционного спроса в потребительский. Предприятия, повышая цены и заработную плату, стремились к максимальному присвоению инфляционных доходов, использованию их большей части на текущие нужды потребления.

Нарастание противоречий между величиной денежных накоплений и объемом инвестирования, затратами инвестиционных средств и их отдачей привели к формированию устойчивой тенденции снижения эффективности инвестирования. Если в 1980 г. коэффициент, характеризующий долю введенных основных фондов в общем объеме капитальных вложений, составлял 0,98, то в 1985 г. он снизился до 0,95, а в 1990 г. - до 0,84. Прирост промышленной продукции на 1 руб. капитальных вложений сократился с 58 коп. в 1976-1980 гг. до 44 коп. в 1986-1990 гг.

Накопление негативных тенденций в инвестиционной сфере свидетельствовало об исчерпании возможностей административно-командного механизма инвестирования.

Специфика современной инвестиционной деятельности заключается в изменении механизма ее реализации, замене централизованного распределения инвестиционных ресурсов рыночными формами инвестирования. Формирование инвестиционного рынка является необходимым условием решения проблем аккумуляции инвестиционных ресурсов, трансформации накоплений в инвестиции, повышения эффективности их использования.

МЕТОДОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ МЕХАНИЗМА ПРИВЛЕЧЕНИЯ ИНВЕСТИЦИЙ В РАЗВИТИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ

В.В. Зезюлин, к.э.н., научный сотрудник РЭА им. Г.В.Плеханова

Методологической предпосылкой исследования механизма привлечения инвестиций в развитие инновационной инфраструктуры является анализ системы производственных отношений и выделение в ее составе материально-технической, социально-экономической и организационно-экономической подсистем. Материально-техническая структура производства отражает состав и распределение производительных сил общества, определяет технико-экономический характер соединения факторов инновационного производства. Социально-экономические отношения лежат в основе хозяйственного механизма и характеризуют способ присвоения, объективную направленность (цель) производства, его социальный тип, структуру общества. Они проявляются через интересы, связанные с потребностями людей и служат движущей Вилой общественного развития.

Работа звеньев рассматриваемого механизма обусловлена наличием интересов экономических агентов: внутрихозяйственный механизм отражает интересы субъектов инновацинно-инвестици-онной деятельности; рыночный механизм сочетает в себе единство индивидуальных и общественных интересов; государственное регулирование развития национальной инновационной системы направлено на достижение максимального социально-экономического роста в обществе.

Организационно-экономические отношения, развиваясь непосредственно под воздействием изменений в уровне и организации производительных сил, образуют содержание механизма привлечения инвестиций в развитие инновационной инфраструктуры, выступают в виде конкретных хозяйственных форм. Они характеризуют способ организации экономической жизни, способ регулирования процесса воспроизводства.

Основными формами экономических отношений в условиях рынка становятся:

• производственные (реализующиеся в сфере инновационно-инвестиционного процесса по поводу производства, распределения, обмена и потребления);

• непроизводственные (осуществляющиеся в непроизводственной сфере хозяйствования);

• взаимодействия (возникающие между инвесторами и субъектами инновационного производства);

• воздействия (применяемые для ориентации инвестиционной деятельности).

Механизму привлечения инвестиций в развитие инновационной инфраструктуры свойственна «ячейковая» организация, воплощенная в охватывающей всю национальную инновационную

систему, состоящую из сети самоорганизующихся информационно-решающих центров, сообщество которых создает систему, способную к выбору решений и действиям глобального характера. Это придает механизму свойства гибкости, приспособляемости и устойчивости. Данный механизм как сеть информационно-решающих центров способен снимать информацию с любой точки и наделять информацией любую точку общественного хозяйственного пространства, обеспечивая тем самым движение информации и выраженных в ней решений по всему общественному хозяйству.

Механизм привлечения инвестиций в развитие инновационной инфраструктуры представляет собой целостное единство автономных и взаимодействующих хозяйственных единиц-центров, материальной основой образования и функционирования которых служит процесс труда - производство инновационных продуктов и их выход в сферу взаимодействия хозяйственных субъектов. Материальной основой взаимодействия субъектов является общественная кооперация труда, соединение производства в общественное производство и воспроизводство.

Таким образом, механизм привлечения инвестиций в развитие инновационной инфраструктуры объединяет в единый комплекс научные, технологические, организационные, финансовые и коммерческие мероприятия, которые в своей совокупности приводят к инновациям.

Данный механизм представляет собой открытую, во многом вероятностную, изменяющуюся систему, отличающуюся относительно подвижными, гибкими, часто неустойчивыми в их конкретной реализации внутренними и внешними связями. Для механизма характерно большое количество факторов, влияющих на развитие инвестиционных процессов, и трудно прогнозируемый неоднозначно заданный результат инновационного производства. Он представляет собой совокупность механизмов, действующих как в вертикальном (межуровневом), так и в горизонтальном (одноуровневом) разрезах. Каждой цели соответствует свой механизм реализации, а в каждом таком механизме действует несколько механизмов. Одна цель может достигаться посредством ряда механизмов, в то время как один механизм - способствовать реализации нескольких целей.

Сущность данного механизма проявляется через функции, которые он выполняет. Наиболее важными из них являются следующие: организация инновационного процесса; обеспечение взаимодействия факторов инновационного производства; соединение инвестиционного капитала с инновационными проектами; упорядочивание инновационной деятельности; обеспечение роста иннова-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.