Научная статья на тему '\ мировая экономика \ климат для предпринимателей'

\ мировая экономика \ климат для предпринимателей Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
81
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ИНВЕСТИЦИОННЫЙ КЛИМАТ / УСЛОВИЯ ДЛЯ БИЗНЕСА / РЕЙТИНГ / ВСЕМИРНЫЙ БАНК / ИНОСТРАННЫЕ ИНВЕСТИЦИИ / КОНКУРЕНЦИЯ БИЗНЕСА / BUSINESS ЕNVIRONMENT / INVESTMENT CLIMATE / RATING / FOREIGN INVESTMENTS / WORLD BANK / BUSINESS COMPETITION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Хейфец Борис

Рассматриваются возможности резкого улучшения инвестиционного климата в России. В данной связи анализируется опыт зарубежных стран, добившихся заметных успехов в улучшении условий для развития бизнеса. Сравниваются рекомендации Всемирного банка и меры, намечаемые Россией в данной области. Показываются имеющиеся проблемы, связанные с практикой «ручного управления» экономикой и особенностями правоприменения даже хороших законов и норм в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Possibilities of sharp improvement of an investment climate in Russia are considered. Experience of the foreign countries which have achieved appreciable successes in improvement of conditions for development of business is in this connection analyzed. Recommendations of the World Bank and the measures planned by Russia in the field are compared. The available problems connected with practice of "hand management" by economy and features of the enforcement of even the good laws and norms in Russia are shown.

Текст научной работы на тему «\ мировая экономика \ климат для предпринимателей»

Климат

для предпринимателей

России предстоит приложить немалые усилия для улучшения инвестиционного климата. В этой связи интересен пример стран постсоветского пространства, добившихся серьезных успехов в улучшении условий ведения бизнеса.

Попасть в двадцатку

Задача улучшения инвестиционного климата для российской экономики является центральной. Об этом постоянно пишут российские и зарубежные эксперты, неоднократно заявляли российские руководители. Важность решения этой задачи особо обозначалась на недавних авторитетнейших экономических форумах. Так, на инвестиционном форуме «Россия-2012» (2 февраля 2012 года) В.В. Путин подчеркнул, что «мы ставим задачу в ближайшие несколько лет войти в число стран с наиболее привлекательным деловым климатом... и мы вчера советовались с коллегами, думали, говорить об этом вслух или нет, но все-таки надо сказать о тех целях, которые мы перед собой ставим. Нам нужно сделать 100 шагов вперед — подняться со 120-го на 20 место по уровню ведения, по условиям ведения бизнеса»1 (см. с. 20). Речь идет о рейтинге условий ведения бизнеса, которые с 2003 года ежегодно оценивают специалисты Всемирного банка (ВБ) и Международной финансовой корпорации и публикуют в соответствующем докладе Doing Business. Хотя эти рейтинги имеют некоторую субъективную составляющую, они признаются всеми государствами мира, служат ориентиром в национальной экономической политике и учитывают-

ся иностранными предпринимателями при принятии инвестиционных решений.

Перемещение на 100 мест — грандиозная задача, которую необходимо осуществить за 10 лет. При этом не следует забывать, что не менее масштабные задачи в этой области ставят другие страны, в том числе образовавшие с Россией Единое экономическое пространство. Так, Казахстан планировал к 2020 году войти в число 50 стран с самым благоприятным инвестиционным климатом (сделал это уже в 2012-м), а Белоруссия — в число первых 30 государств. При этом положение данных стран в мировом рейтинге сейчас значительно лучше, чем у России. Поэтому России для решения поставленных задач нужно не только догнать другие государства, но и идти к этой цели быстрее, чем они.

Лидером мирового рейтинга 2012 года по условиям ведения бизнеса является Сингапур. Вместе с ним в двадцатку «сильнейших», на которую замахивается Россия, входили в порядке убывания места в рейтинге Гонконг, Новая Зеландия, США, Дания, Норвегия, Великобритания, Республика Корея, Исландия, Ирландия, Финляндия, Саудовская Аравия, Канада, Швеция, Австралия, Грузия, Таиланд, Малайзия, Германия, Япония. Войти в эту группу будет нелегко.

Борис ХЕЙФЕЦ,

д.э.н., проф., главный научный сотрудник Института экономики РАН

Заодно посмотрим, как изменялись условия ведения бизнеса в России и в некоторых других странах за предыдущие пять лет, в том числе тех, которые находились в 2007 году примерно на одинаковом с Россией уровне (табл. 1).

Как видно из таблицы, большинство представленных государств, включая все страны СНГ, добились определенного прогресса в улучшении инвестиционного климата. Особенно впечатляют успехи Белоруссии (минус 60 позиций), Азербайджана (минус 33), Казахстана (минус 16) — стран, в свое время входивших в состав СССР. К ним можно добавить и Грузию, которая скакнула за этот период с 37 места (в рейтинге 2006 года было еще 112-е) на 16 место в мире. Конечно, даже в успешных странах наблюдалось улучшение далеко не всех показателей, характеризующих предпринимательский климат, а некоторые показатели даже ухудшились. Наибольший прогресс был достигнут в области организации нового бизнеса и простоты уплаты налогов.

Конечно, можно уповать, что максимальных успехов в этом рейтинге за короткий период добиваются небольшие страны. Но тем строже нужно подходить к поставленным в этой области В.В. Путиным целям, которые должны быть более реалистичны и сопровождаться адекватными действиями.

Благие намерения

Пока можно больше говорить о благих намерениях, а конкретные действия часто не соответствуют громадным задачам. Сказанное выше можно проиллюстрировать

ТЕМПЫ УЛУЧШЕНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОГО КЛИМАТА В БЕЛОРУССИИ — САМЫЕ ВЫСОКИЕ

Таблица 1. Место в рейтинге условий для ведения бизнеса России и других стран в 2012 году среди 183 стран*

РОССИЯ КИТАЙ АЗЕРБАЙДЖАН АРГЕНТИНА ВЬЕТНАМ Белоруссия КАЗАХСТАН

Качество среды для развития бизнеса в целом 120 (96) 91 (93) 66 (99) 113 (101) 98 (104) 69 (129) 47 (63)

Создание новой компании 111 (33) 151 (128) 18 (96) 146 (106) 103 (97) 9 (148) 57 (40)

Получение разрешения на строительство 178 (163) 179 (153) 172 (162) 169 (125) 67 (25) 44 (84) 147 (119)

Защита инвесторов 111 (60) 97 (83) 24 (118) 111 (99) 166 (170) 79 (142) 10 (46)

Простота уплаты налогов 105 (98) 122 (168) 81 (136) 144 (161) 155 (120) 156 (175) 13 (66)

Доступность кредитов 98 (159) 67 (101) 48 (21) 67 (48) 24 (83) 98 (117) 78 (48)

Условия для экспорта и импорта 160 (143) 60 (38) 170 (158) 102 (71) 68 (75) 152 (113) 176 (172)

* В скобках указано место в рейтинге 2007 года среди 181 страны.

Источник: Doing Business. 2007. Washington: The World Bank. 2006. Р. 119-162; Doing Business. 2012. Washington: The World Bank. 2011. Р. 77-139.

Россия занимает одно из последних мест в мире по рейтингам доступности разрешений на новое строительство и условиям для осуществления экспорта и импорта (табл. 1).

сравнением рекомендации по улучшению инвестиционного климата ВБ и шагами, которые намечали или намечают осуществить Д.А. Медведев и В.В. Путин (табл. 2).

О том, что не были выполнены все его конкретные поручения, данные в 2011 году в Магнитогорске, и что многое «оставляет желать лучшего», президент признал сам на заседании Комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики России 24 января 2012 года.2 На том же заседании Э. Набиуллина констатировала факт, что, «к сожалению, мы проигрываем в конкуренции. Когда нам кажется, что у нас процедуры улучшились по сравнению с началом 2000-х годов, другие страны двигаются быстрее, и мы просто теряем в позициях».3

Реальные достижения

Если же говорить о конкретных результатах, то можно отметить внесение поправок в закон «О порядке осуществления иностранных

инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства». В частности, расширен максимальный предел доли участия иностранного инвестора в компаниях, занимающихся разработкой месторождений на участках недр федерального значения, с 10 до 25%, превышение которого требует прохождения инвестора через горнило специальной правительственной комиссии. Кроме того, от прохождения через комиссию исключены сделки, совершаемые иностранными организациями, находящимися под контролем граждан России, являющихся налоговыми резидентами (за исключением граждан, имеющих двойное гражданство), а также внесен ряд других менее существенных дополнений. Но насколько это облегчит жизнь реальным иностранным инвесторам, привносящим новые технологии, и не будут ли такие новации способствовать дальнейше-

му переоформлению российских активов на офшорные холдинговые центры?

Была несколько снижена ставка страховых взносов (с 34 до 30% и для льготных категорий бизнеса — до 20%). Но это решение, действительное пока для 2012-2013 годов, лишь исправляет ошибки недавнего прошлого, да и то частично. Повышение этой ставки с самого начала шло вразрез с интересами отечественного бизнеса. И последствия этого повышения несложно было предугадать. Поступления в бюджет от этой меры в 2011 году выросли всего на 1% ВВП. При этом регионы понесли существенные потери от снижения собираемости налога на доходы физических лиц. В то же время и при намеченном уровне снижения социальных платежей Россия по уровню налогообложения и другим условиям ведения бизнеса все равно будет сильно проигрывать Казахстану с его 11%.

Были выведены ведущие госчиновни-ки из советов директоров госкомпаний и избраны вместо них независимые и поверенные директора. Однако их независимость носит условный характер, так как, сохраняя контроль, государство имеет возможность проводить отвечающую его интересам политику.

Был создан Российский фонд прямых инвестиций (РФПИ), который должен частично взять на себя риски иностранных инвесторов в России. Капитал под управлением фонда — $10 млрд. Управляющая компания фонда является 100%-ной «дочкой» госкорпорации «Внешэкономбанк». Планируется с помощью такого фонда привлечь на порядок больше частных инвестиций, чем вложит в него государство. Во всех сделках РФПИ собирается выступать соинвестором вместе с крупнейшими в мире институциональными инвесторами — фондами прямых инвестиций, суверенными фондами, а также ведущими отраслевыми компаниями. Но пока этот фонд еще не заработал, хотя первые проекты им рассматриваются. По состоянию на декабрь 2012 года это проекты на сумму 180 млрд. рублей.

По многим другим вопросам, затронутым президентом, подготовлены соответствующие проекты решений, которые находятся в стадии обсуждения и принятия.

Хотелось бы дать общую оценку мерам, предложенным Д.А. Медведевым и В.В. Путиным. Рекомендации Всемирного банка в основном носят системный характер и требуют решительных институциональных преобразований. В рекомендациях Д.А. Медведева и В.В. Путина много правок механизма «ручного управления» и мало радикальных предложений, которые могли бы

Принципиальное значение для бизнеса имело бы повышение стабильности налоговой системы путем определения размера ключевых налогов и фиксация этого решения на перспективу.

сдвинуть ситуацию. Но и такие шаги необходимы.

К подобным предложениям относится введение постов инвестиционных омбудсменов, которые, по существу, будут пытаться компенсировать неполноценность нашей судебной системы и инвестиционного законодательства. И все-таки эта очередная «ручная мера» поможет решить некоторые административные проблемы на региональном уровне. Эту идею развивает в своих предложениях и В.В. Путин, который предлагает назначить в регионах уполномоченных по предпринимательству в целом, а не только для иностранных инвесторов.

К частным вопросам следует причислить и инициативу Д.А. Медведева по использованию сверхмобильного Интернета, который может и должен заменить институты, подобные мобильной приемной Президента РФ.

Принципиальные решения должны быть реализованы

В предложениях Д.А. Медведева и В.В. Путина, конечно, есть принципиальные решения, которые, будучи осуществлены на практике, могут если и не сокрушить, то сильно поколебать сложившиеся правила игры. Это меры по обеспечению открытости при приватизации госимущества и госзакупкам, усилению влияния миноритарных акционеров на деятельность компаний, расширению различного рода госуслуг для долгосрочных инвесторов, гуманизации уголовного законодательства. Однако, как показала практика, такие меры часто саботируются государственными ведомствами и госкомпаниями.

Серьезным шагом является стремление создать механизмы по блокировке ведомственных антипредпринимательских актов, ухудшающие ситуацию в экономике, еще

на стадии их разработки. То же самое касается и порядка проверки жалоб на чиновников, связанных с их коррупционной деятельностью, и публикации результатов проверок. Правда, зная суровые российские реалии, можно ждать вероятных отписок по некоторым таким заявлениям и преследования самих заявителей.

В предложениях В.В. Путина содержатся некоторые принципиальные моменты по изменению идеологии контроля за счет использования страхования ответственности при максимальном расширении поля деятельности для саморегулируемых организаций, а также объединений предпринимателей. В.В. Путин правомерно ставит вопрос о гармонизации российского законодательства, особенно в связи со вступлением России в ВТО и формированием Единого экономического пространства (ЕЭП) России, Белоруссии и Казахстана.

Принципиальное значение для бизнеса имело бы повышение стабильности налоговой системы путем определения размера ключевых налогов и фиксация этого решения на перспективу. Важным шагом явилась бы и реализация предложения В.В. Путина об ускорении реализации нового строительства за счет уменьшения

В РЕКОМЕНДАЦИЯХ Д.А. МЕДВЕДЕВА И В.В. ПУТИНА МНОГО ПРАВОК МЕХАНИЗМА «РУЧНОГО УПРАВЛЕНИЯ

Таблица 2. Предложения по улучшению инвестиционного климата

10 РЕКОМЕНДАЦИЙ ЭКСПЕРТОВ ВБ ОЦЕНКА АВТОРОМ ПОЛИТИКИ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ ПОД УГЛОМ ЗРЕНИЯ РЕКОМЕНДАЦИЙ ЭКСПЕРТОВ ВБ 10 ИНИЦИАТИВ Д.А. МЕДВЕДЕВА (30 МАРТА 2011 ГОДА) 10 ПРЕДЛОЖЕНИЙ В.В. ПУТИНА (2 И 9 ФЕВРАЛЯ 2012 ГОДА)

Нельзя насаждать штрафной или регрессивный режим налогообложения Не соответствует Снизить ставку обязательных страховых взносов с 1 января 2012 года Введение поста уполномоченного по защите прав всех предпринимателей, а не только иностранных инвесторов

Нужно вводить в действие надлежащую законодательную базу Соответствует частично Ввести особый механизм рассмотрения жалоб в госорганы, которые содержат обвинения в коррупции Ускорение процедуры рассмотрения дел в арбитраже и расширение сроков для возможного обжалования решений со стороны предпринимателей

Нужно внедрять вспомогательные нормы и правила под административным контролем независимого и беспристрастного регулятора Не соответствует Отменять ведомственные акты, необоснованно затрудняющие ведение предпринимательской и инвестиционной деятельности Из Уголовного кодекса должны быть убраны все зацепки, которые позволяют делать из хозяйственного спора уголовное дело на одного из участников этого спора

Нужно создать такую среду деятельности, которая обеспечивает гарантированный и не дискриминационный доступ участников на рынки Не соответствует Введение в каждом федеральном округе института инвестиционного уполномоченного, который будет оказывать содействие компаниям в реализации частных инвестиционных проектов Переход от различных государственных разрешений к страхованию ответственности при максимальном расширении поля деятельности для саморегулируемых организаций

Нельзя вмешиваться в работу рыночных механизмов Не соответствует Ограничить влияние госкомпаний на инвестиционный климат Общественные объединения предпринимателей получат право подавать судебные иски в защиту интересов предпринимателей

Нельзя проводить дискриминацию среди инвесторов Не соответствует Обеспечить доступ миноритарным акционерам к информации о деятельности публичных компаний Гармонизация корпоративного законодательства с законодательством основных партнеров России, прежде всего европейских

Нужно вводить стандарты, принятые международной общественностью Соответствует частично Создание фонда прямых российских инвестиций Расширение практики, позволяющей бизнесу браковать на стадии разработки нормативно-правовые акты, ухудшающие ситуацию в экономике

Нужно соблюдать контрактные обязательства и не допускать использования административных бюрократических уловок для ограничения деятельности инвесторов Не соответствует Сужение сферы компетенции правительственной комиссии, осуществляющей контроль над иностранными инвестициями в стратегических секторах экономики Ускорение реализации нового строительства за счет уменьшения числа разрешительных процедур и сокращения сроков согласований

Нужно препятствовать злоупотреблению монопольным положением Соответствует частично Радикальное повышение качества услуг, которые востребованы инвестиционным сообществом Упрощение таможенных процедур

Нужно добиваться устранения всех проявлений коррупции Не соответствует Организация мобильной приемной Президента РФ Определение размера ключевых налогов, фиксация этого решения на перспективу

Источник: Lights out? The Outlook for Energy in Eastern Europe and the Former Soviet Union. WB. 2010. P. 94-98; выступление Д.А. Медведева в Магнитогорске 30 марта 2011 года (http:// news.kremlin.ru/news/10777); выступление В.В. Путина на инвестиционном форуме «Россия-2012» 2 февраля 2012 года (http://premier.gov.ru/events/news/17938/); выступление В.В. Путина на съезде РСПП 9 февраля 2012 года (http://premier.gov.ru/events/news/18052/).

числа разрешительных процедур (с 51 сегодня до семи в будущем) и сокращения сроков согласовании (с 423 до 53 днеи). Такие же серьезные задачи ставятся перед таможенной службоИ: сократить сроки оформления экспортных и импортных

по улучшению делового климата, и стоит надеяться, что конкретные практические результаты не заставят себя долго ждать.

Но даже наличие правильных законодательных актов не гарантирует хорошего предпринимательского климата. В России

Рубен Варданян:

«В России непредсказуемость намного выше: можно раз 10 проехать на красный свет — и ничего не будет, а проедешь на зеленый — и у тебя отберут машину, а сам окажешься в больнице».

грузов с 36 дней до пяти-шести, стоимость оформления — с $1800 в среднем за контейнер вдвое, число заполняемых документов — с 10 документов до не более пяти. Ведь Россия занимает одно из последних мест в мире по рейтингу доступности получения разрешения на новое строительство и по рейтингу условий для осуществления экспорта и импорта (табл. 1). В целом же сравнение рекомендаций экспертов ВБ и предложений Д.А. Медведева и В.В. Путина показывает, что России еще предстоит приложить немалые усилия для улучшения своего климата и сохранения инвестиционной привлекательности в мире и в рамках ЕЭП.

Несмотря на высказанные соображения, не вызывает сомнения полезность инвестиционных инициатив Д.А. Медведева и В.В. Путина. Они порождают определенные надежды у бизнеса на постепенное улучшение положения. Процесс, хотя и медленно, запущен: появляются новые предложения

существует своеобразная система правоприменения. Очень образно ее проиллюстрировал председатель совета директоров «Тройки Диалог» Р. Варданян.

Отвечая на им же поставленный вопрос, почему бизнес предпочитает инвестировать не в Россию, а в Китай, хотя там ограничений больше, он сказал, что часто слы-

шит один и тот же ответ: «В России непредсказуемость намного выше: можно раз 10 проехать на красный свет — и ничего не будет, а проедешь на зеленый — и у тебя отберут машину, а сам окажешься в больнице».4

Очень важно избавиться от необоснованных преференций по принципу «свои-чужие». Это не позволяет говорить о полноценной конкуренции в экономике, без которой нельзя добиться повышения ее эффективности. Как весьма критично заметил уже после своей отставки экс-министр финансов А. Кудрин, у «нас есть фавориты, любимцы, которые получают эти субсидии и льготы. Мне кажется, это существенно нужно сократить, я бы даже жестче сказал».5

Все эти факторы могут затруднить процесс улучшения инвестиционного климата, однако пример стран постсоветского пространства, добившихся серьезных успехов в этой сфере и имеющих сходные проблемы системного характера, показывает, что решение подобных масштабных задач возможно.

1 Путин В.В. Выступление на инвестиционном форуме «Россия-2012» (http://premier.gov.ru/ events/news/17938/).

2 Медведев Д.А. Выступление на заседании Комиссии по модернизации и технологическому

развитию экономики России 24 января 2012 г. (http://kremlin.ru/ transcripts/14364).

3 Набиуллина Э. Выступление на заседании Комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики России 24

января 2012 г. (http://kremlin.ru/ transcripts/14364).

4 Российский бизнес предпочитает инвестировать в Китай (http:// www.ibra.com.ua/finansy/41454-rossiskiy-biznes-predpoxhitaet-investirovat-v-kitay).

5 Экс-министр финансов Кудрин призывает сократить государственные субсидии и льготы в экономике (http://www.firstnews. ru/news/lenta/eks-ministr-finansov-kudrin-prizyvaet-sokratit-gosudarstvennye-subsidii-i-lgot-v-ekonomike/index.php?print=Y).

Список использованной литературы

Медведев Д.А. Выступление а в Магнитогорске 30 марта 2011 г. (http:// news.kremlin.ru/news/10777)

Медведев Д.А. Выступление на заседании Комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики России 24 января 2012 г. (http://kremlin.ru/transcripts/14364)

Набиуллина Э. Выступление на заседании Комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики России 24 января 2012 г. (http://kremlin.ru/transcripts/14364)

Путин В.В. Выступление на инвестиционном форуме «Россия-2012»

2 февраля 2012 г. (http://premier.gov.ru/events/news/17938/)

Путин В.В. Выступление на съезде РСПП 9 февраля 2012 г. (http://

premier.gov.ru/events/news/18052/)

Российский бизнес предпочитает инвестировать в Китай (http://www.ibra. com.ua/finansy/41454-rossiskiy-biznes-predpoxhitaet-investirovat-v-kitay). Экс-министр финансов Кудрин призывает сократить государственные субсидии и льготы в экономике

(http://www.firstnews.ru/news/lenta/eks-ministr-finansov-kudrin-prizyvaet-

sokratit-gosudarstvennye-subsidii-i-lgot-v-ekonomike/index.php?print=Y)

Doing Business. 2007. Washington: The World Bank. 2006

Doing Business. 2012. Washington: The World Bank. 2011

Lights out? The Outlook for Energy in Eastern Europe and the Former Soviet

Ключевые слова: инвестиционный климат, условия для бизнеса, рейтинг, Всемирный банк, иностранные инвестиции, конкуренция бизнеса.

Патрик Ленсиони. Пять пороков команды. Притчи

о лидерстве. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2012.

Не финансы, не тактика, не технологии, а именно работа команды является залогом успеха предприятия. Но как и почему команда работает или не работает — это всегда большая загадка. Книга начинается с реальной истории. Глава одной высокотехнологичной компании подал в отставку, поскольку работа компании при нем разваливалась на глазах. Менеджеры достигли совершенства в искусстве подставлять друг друга. Команда утратила дух единства и товарищества, его сменила нудная обязаловка. В компанию приходит новый руководитель и обстановка еще больше накаляется. Он полон решимости разобраться с проблемами.

ЛПГІ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

fcnffTblHlPMGf

КМНЛЫ

Социализм после социализма.

Новый интеллектуальный вектор. СПб.: Алетейя, 2011.

Советский социализм закончился 20 лет назад. Но вопросы остались. Например: проблемы и тупики государственного социализма, социальноэкономическая природа обществ советского типа, экономика дефицита и планомерность, экономические и социальные реформы, идеи и модели посткапиталистического развития. Это вопросы были в центре внимания ученых на конференции в Институте экономики РАН.

В статьях сборника выявляются и обобщаются новые идеи, связанные с оценкой дореформенного социальноэкономического устройства, хода и результатов проводимых экономических и социальных преобразований.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.