Вестник Самарской гуманитарной акалемии. Серия «Право». 2008. № 1
МЕЖВЕДОМСТВЕННЫЕ ДОГОВОРЫ И СОГЛАШЕНИЯ КАК ИСТОЧНИКИ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА
© О. Н. Орлина
В сфере административного права нормативный характер имеют некоторые межведомственные договоры и соглашения. Данный вид актов в настоящее время широко используется в деятельности федеральных органов исполнительной власти. К межведомственным договорам и соглашениям относятся договоры и соглашения федеральных органов исполнительной власти (министерств, служб, агентств), не находящихся в отношении власти-подчинения между собой, по тому же принципу — органов исполнительной власти субъектов РФ и, нет оснований исключать такой вариант, органов местного самоуправления в одном муниципальном образовании. В межведомственных соглашениях утверждаются нормы административного нрава, направленные на регулирование конкретных административных правоотношений.
Например, Соглашение между Минфином и Центральным Банком РФ от 27 ноября 1992 г. «О порядке использования на валютных биржах Российской Федерации части средств Восстановительного займа, представленного Российской Федерации Международным банком реконструкции и развития» [1].
Институт межведомственных соглашений является одним из источников российского административного права, поскольку соглашения ведомств, находясь в правовой связи с другими частями системы права, содействуют решению
Ордина Ольга Николаевна кандидат
культурологических наук докторант
Московская государственная юридическая академия г. Киров
практических вопросов в различных областях деятельности федеральных органов исполнительной власти.
Следует отметить отсутствие какой-либо существенной законодательной регламентации. Пробел в теоретическом осмыслении данного вопроса связан именно с отсутствием законодательной регламентации. Практика заключения межведомственных договоров и соглашений достаточно обширна. Поэтому можно высказать предложение относительно принятия федерального закона, регламентирующего порядок подписания межведомственных договоров и соглашений.
Можно отметить ряд проблемных вопросов, связанных с процедурой заключения, реализации, ответственности за неисполнение условий таких договоров. Но основная проблема связана с доступом к их содержанию. Далеко не все тексты договоров опубликованы в официальных изданиях или средствах массовой информации. Среди опубликованных можно отметить Договор о сотрудничестве между Министерством образования РФ и Министерством труда и социального развития РФ на 2000-2005 года [2], Соглашение о взаимодействии между Министерством образования РФ и Министерством природных ресурсов РФ [3].
Не опубликованы, например, документы Генерального соглашения между Федеральным управлением по делам о несостоятельности (банкротстве) при Государственном комитете Российской Федерации по управлению государственным имуществом и Российским фондом федерального имущества, утвержденного распоряжением ФУДН при Госкомимуществе РФ № 69-р, РФФИ № 196 от 14 октября 1994 года, являющегося обязательным для территориальных агентств Федерального управления, местных отделений Российского фонда, региональных фондов имущества, и многие другие.
ПРИМЕЧАНИЯ
1. Соглашение между Минфином и Центральным Банком РФ от 27 ноября 1992 г. «О порядке использования на валютных биржах Российской Федерации части средств Восстановительного займа, представленного Российской Федерации Международным банком реконструкции и развития» // Российская газета. 1993. 24 марта.
2. Договор о сотрудничестве между Министерством образования РФ и Министерством труда и социального развития РФ на 2000-2005 гг. от 28.03.2000 г. // Бюллетень Министерства труда и социального развития РФ. 2000. ц 6.
3. Соглашение о взаимодействии между Министерством образования РФ и Министерством природных ресурсов РФ от 06.08.1999 г. 2/В0-09/3757 // Бюллетень Министерства образования РФ. 1999. № 10.