БАНКОВСКИЕ РИСКИ КАК ПРЕДМЕТ ДОГОВОРНЫХ ОТНОШЕНИЙ В СФЕРЕ СТРАХОВАНИЯ
Ледовской П.С., аспирант кафедры
международного частного права и гражданского процесса
Всероссийская государственная налоговая академии Министерства финансов Российской Федерации
Аннотация: Статья касается современных видов банковских рисков и договоров страхования банковских рисков. Теоретические выводы освещают новые формы контрактов для обеспечения стабильности банковской системы.
Ключевые слова: виды банковских рисков, операционный банковский риск, валютный банковский риск, кредитный риск, договор страхования.
В науке и практике договорно-правового регулирования страхования банковских рисков одним из главных вопросов является объект (предмет) договора страхования. Глава 48 Гражданского кодекса Российской Федерации регламентирует договорные основания возникновения страховых правоотношений. Согласно статье 929 ГК РФ по договору имущественного страхования одна сторона (страховщик) обязуется за обусловленную договором плату (страховую премию) при наступлении предусмотренного в договоре события (страхового случая) возместить другой стороне (страхователю) или иному лицу, в пользу которого заключен договор (выгодоприобретателю), причиненные вследствие этого события убытки в застрахованном имуществе либо убытки в связи с иными имущественными интересами страхователя (выплатить страховое возмещение) в пределах определенной договором суммы (страховой суммы).
Пункт 2 ст. 929 ГК РФ регулирует, что по договору имущественного страхования могут быть, в частности, застрахованы следующие имущественные интересы:
1) риск утраты (гибели), недостачи или повреждения определенного имущества (статья 930 ГК РФ);
2) риск ответственности по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц, а в случаях, предусмотренных законом, также ответственности по договорам - риск гражданской ответственности (статьи 931 и 932 ГК РФ);
3) риск убытков от предпринимательской деятельности из-за нарушения своих обязательств контрагентами предпринимателя или изменения условий этой деятельности по не зависящим от предпринимателя обстоятельствам, в том числе риск неполучения ожидаемых доходов - предпринимательский риск (статья 933 ГК РФ).
В Федеральном законе «Об организации страхового дела в Российской Федерации», пункты 21-23 статьи 32.9., проведена классификация видов страхования, в числе которых и страхование банковских рисков;
1) страхование гражданской ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору;
2) страхование предпринимательских рисков;
3) страхование финансовых рисков.
Центральный Банк Российской Федерации принял Письмо Банка России «О типичных банковских рисках» от 23 июня 2004 № 70-Т, в котором конкретизировал объекты (предмет) договоров страхования банковских рисков. Согласно этому акту к типичным банковскими рисками относятся: кредитные, страновые, рыночные, фондовые, валютные, процентные, операционные, правовые, риски ликвидности, риски утраты деловой репутации, стратегические риски.
Кредитный риск - риск возникновения у кредитной организации убытков вследствие неисполнения, несвоевременного либо неполного исполнения должником финансовых обязательств перед кредитной организацией в соответствии с условиями договора.
К указанным финансовым обязательствам могут относиться обязательства должника по: полученным кредитам, в том числе межбанковским кредитам (депозитам, займам), прочим размещенным средствам, включая требования на получение (возврат) долговых ценных бумаг, акций и векселей, предоставленных по договору займа; учтенным кредитной организацией векселям; банковским гарантиям, по которым уплаченные кредитной организацией денежные средства не возмещены принципалом;
сделкам финансирования под уступку денежного требования (факторинг);
приобретенным кредитной организацией по сделке (уступка требования) правам (требованиям);
приобретенным кредитной организацией на вторичном рынке закладным;
сделкам продажи (покупки) финансовых активов с отсрочкой платежа (поставки финансовых активов);
оплаченным кредитной организацией аккредитивам (в том числе непокрытым аккредитивам);
возврату денежных средств (активов) по сделке по приобретению финансовых активов с обязательством их обратного отчуждения;
требованиям кредитной организации (лизингодателя) по операциям финансовой аренды (лизинга).
Концентрация кредитного риска проявляется в предоставлении крупных кредитов отдельному заемщику или группе связанных заемщиков, а также в результате принадлежности должников кредитной организации либо к отдельным отраслям экономики, либо к географическим регионам или при
наличии ряда иных обязательств, которые делают их уязвимыми к одним и тем же экономическим факторам.
Кредитный риск возрастает при кредитовании связанных с кредитной организацией лиц (связанном кредитовании), т.е. предоставлении кредитов отдельным физическим или юридическим лицам, обладающим реальными возможностями воздействовать на характер принимаемых кредитной организацией решений о выдаче кредитов и об условиях кредитования, а также лицам, на принятие решения которыми может оказывать влияние кредитная организация.1
При кредитовании связанных лиц кредитный риск может возрастать вследствие несоблюдения или недостаточного соблюдения установленных кредитной организацией правил, порядков и процедур рассмотрения обращений на получение кредитов, определения кредитоспособности заемщика(ов) и принятия решений о предоставлении кредитов.
При кредитовании иностранных контрагентов у кредитной организации также могут возникать страновой риск и риск неперевода средств.
Страновой риск (включая риск неперевода средств) - риск возникновения у кредитной организации убытков в результате неисполнения иностранными контрагентами (юридическими, физическими лицами) обязательств из-за экономических, политических, социальных изменений, а также вследствие того, что валюта денежного обязательства может быть недоступна контрагенту из-за особенностей национального законодательства (независимо от финансового положения самого контрагента).
Рыночный риск - риск возникновения у кредитной организации убытков вследствие неблагоприятного изменения рыночной стоимости финансовых инструментов торгового портфеля и производных финансовых инструментов кредитной организации, а также курсов иностранных валют и (или) драгоценных металлов. Рыночный риск включает в себя фондовый риск, валютный и процентный риски.
Фондовый риск - риск убытков вследствие неблагоприятного изменения рыночных цен на фондовые ценности (ценные бумаги, в том числе закрепляющие права на участие в управлении) торгового портфеля и производные финансовые инструменты под влиянием факторов, связанных как с эмитентом фондовых ценностей и производных финансовых инструментов, так и общими колебаниями рыночных цен на финансовые инструменты.
гСм.: Филин С.А. Страхование инвестиционных рисков. М.: Благо-вест-В 2005.;Тосунян Г.А. Банковское право России. М.: Юристъ, 2007.; Турбанов А.В. Концептуальные основы создания и функционирования системы страхования банковских вкладов в Российской Федерации (административно-финансовый аспект). М.: Манускрипт. 2004.
Валютный риск - риск убытков вследствие неблагоприятного изменения курсов иностранных валют и (или) драгоценных металлов по открытым кредитной организацией позициям в иностранных валютах и (или) драгоценных металлах.
Процентный риск - риск возникновения финансовых потерь (убытков) вследствие неблагоприятного изменения процентных ставок по активам, пассивам и внебалансовым инструментам кредитной организации.
Основными источниками процентного риска могут являться:
несовпадение сроков погашения активов, пассивов и внебалансовых требований и обязательств по инструментам с фиксированной процентной ставкой;
несовпадение сроков погашения активов, пассивов и внебалансовых требований и обязательств по инструментам с изменяющейся процентной ставкой (риск пересмотра процентной ставки);
изменения конфигурации кривой доходности по длинным и коротким позициям по финансовым инструментам одного эмитента, создающие риск потерь в результате превышения потенциальных расходов над доходами при закрытии данных позиций (риск кривой доходности);
для финансовых инструментов с фиксированной процентной ставкой при условии совпадения сроков их погашения - несовпадение степени изменения процентных ставок по привлекаемым и размещаемым кредитной организацией ресурсам; для финансовых инструментов с плавающей процентной ставкой при условии одинаковой частоты пересмотра плавающей процентной ставки - несовпадение степени изменения процентных ставок (базисный риск);
широкое применение опционных сделок с традиционными процентными инструментами, чувствительными к изменению процентных ставок (облигациями, кредитами, ипотечными займами и ценными бумагами и пр.), порождающих риск возникновения убытков в результате отказа от исполнения обязательств одной из сторон сделки (опционный риск).
Риск ликвидности - риск убытков вследствие неспособности кредитной организации обеспечить исполнение своих обязательств в полном объеме. Риск ликвидности возникает в результате несбалансированности финансовых активов и финансовых обязательств кредитной организации (в том числе вследствие несвоевременного исполнения финансовых обязательств одним или несколькими контрагентами кредитной организации) и (или) возникновения непредвиденной необходимости немедленного и единовременного исполнения кредитной организацией своих финансовых обязательств.
Операционный риск - риск возникновения убытков в результате несоответствия характеру и масштабам деятельности кредитной организации и (или) требованиям действующего законодательства внутренних порядков и процедур проведения банковских операций и других сделок, их нарушения служащими кредитной организации и (или) иными лицами (вследствие некомпетентности, непреднамеренных или умышленных действий или бездействия), несоразмерности (недостаточности) функциональных возможностей (характеристик) применяемых кредитной организацией информационных, технологических и других систем и (или) их отказов (нарушений функционирования), а также в результате воздействия внешних событий.
Правовой риск - риск возникновения у кредитной организации убытков вследствие:
несоблюдения кредитной организацией требований нормативных правовых актов и заключенных договоров;
допускаемых правовых ошибок при осуществлении деятельности (неправильные юридические консультации или неверное составление документов, в том числе при рассмотрении спорных вопросов в судебных органах);
несовершенства правовой системы (противоречивость законодательства, отсутствие правовых норм по регулированию отдельных вопросов, возникающих в процессе деятельности кредитной организации);
нарушения контрагентами нормативных правовых актов, а также условий заключенных договоров.
Риск потери деловой репутации кредитной организации (репутационный риск) - риск возникновения у кредитной организации убытков в результате уменьшения числа клиентов (контрагентов) вследствие формирования в обществе негативного представления о финансовой устойчивости кредитной организации, качестве оказываемых ею услуг или характере деятельности в целом.
Стратегический риск - риск возникновения у кредитной организации убытков в результате ошибок (недостатков), допущенных при принятии решений, определяющих стратегию деятельности и развития кредитной организации (стратегическое управление) и выражающихся в неучете или недостаточном учете возможных опасностей, которые могут угрожать деятельности кредитной организации, неправильном или недостаточно обоснованном определении перспективных направлений деятельности, в которых кредитная организация может достичь преимущества перед конкурентами, отсутствии или обеспечении в неполном объеме необходимых ресурсов (финансовых, материально-технических, людских) и организационных мер (управленческих решений), которые должны обес-
печить достижение стратегических целей деятельности кредитной организации.
Типовые соглашения страхования и перестрахования рисков в банковской деятельности, как обычаи и источники договорно-правового регулирования, разрабатываются и используются при содействии саморегулируемых (СРО) организаций страховщиков. Профессиональное объединение страховщиков (СРО) является некоммерческой организацией, представляющей собой сообщество, основанное на принципе обязательного членства страховщиков. Оно действует в целях обеспечения их взаимодействия и формирования правил, обычаев соглашений профессиональной деятельности при осуществлении обязательного страхования банковских рисков. Оно создается с согласия федерального органа исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью и действует в соответствии с положениями законодательства Российской Федерации, предусмотренными в отношении ассоциаций (союзов). СРО страховщиков вправе:
1) формировать и использовать информационные ресурсы, содержащие сведения об обязательном страховании, в том числе сведения о договорах обязательного страхования и страховых случаях, персональные данные о страхователях и потерпевших, с обеспечением установленных законодательством Российской Федерации требований о защите информации ограниченного доступа;
2)осуществлять защиту в суде интересов членов профессионального объединения, связанных с осуществлением ими обязательного страхования; осуществлять возложенные на него в соответствии с законодательством Российской Федерации функции по информационному и организационно-техническому обеспечению реализации настоящего Федерального закона, в том числе функции, связанные с деятельностью членов профессионального объединения в рамках международных систем обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, к которым присоединилась Российская Федерация.
Страховые и резервные фонды юридических и физических лиц формируются на добровольной или обязательной основе. Так, в частности, для акционерных обществ, предусматривается обязательность создания резервного фонда в размере не менее 5% от уставного капитала. В остальных случаях резервные фонды организаций формируются по решению учредителей и расходуются согласно определенным направлениям, установленным в учредительных документах. Это своего рода неприкосновенный запас ресурсов, необходимость в которых может возникнуть в силу непредвиденных последствий финансовых рисков, таких как падение курса акций, снижение валютных курсов, рост стоимости финансовых услуг, инфляционные последствия финансовых кризисов, рост цен на энергоносители, увеличение налоговых ставок и иных обязательных платежей.
Эти резервные фонды, которые формируются организациями при распределении, как правило, чистой прибыли, вне рамок экономических отно-
шений, опосредующих формирование и использование собственно страховых фондов, и применение к ним понятия страховые фонды (фонды самострахования) представляется не обоснованным вследствие того, что тем самым происходит подмена понятий собственно страховой деятельности на процесс образования резервов. Думается, необходимо расширительное урегулирование в страховом праве статуса резервного фонда общества как страхового фонда, поскольку эту категорию страховых фондов можно отнести к «публичным» страховым фондам страхования финансовых рисков негосударственного характера по следующим основаниям.2
1. На практике под понятием "страховые резервы" все чаще понимают страховые резервные фонды страховых организаций, которые образуются из страховых взносов для обеспечения выполнения принятых страховых обязательств. Рассматривая страховой фонд как объем финансовых ресурсов, необходимых страховой организации для исполнения страховых обязательств, можно констатировать в данном случае однозначность понятий "страховые резервы" и "страховые резервные фонды" страховых компаний.
2. Образование страховых фондов, распределение и использование их денежных ресурсов следует рассматривать не только с точки зрения государственного регулирования, но и с позиций реализации «корпоративных» интересов участников финансовых рынков наиболее подверженных финансовым рискам.
3. Коммерческое страхование на договорной основе, получившее широкое распространение также важно для государства в целом, так как оно служит покрытию расходов по страховым случаям субъектов, поддерживая бесперебойность процессов производства и воспроизводства в обществе, обеспечивая тем самым стабильность всей системы народного хозяйства, что само по себе является, безусловно, государственной задачей. Именно государственной задачей
Использование денежных ресурсов страховых резервных фондов страховых организаций позволяет не только за счет их финансировать восстановительные процессы при нанесении ущерба в результате страховых случаев, но и значительно снизить нагрузку на бюджет, так как возмещение ущерба осуществляется главным образом из страховых резервных фондов стра-
2 Финансовый результат - это прибыль (или убыток), выявленный за отчетный период на основании бухгалтерского учета всех операций страховой организации и оценки сгатей бухгалтерского баланса по правилам, принятым в соответствии с Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденным Приказом Минфина РФ от 9 декабря 1998 г. № 34» // Российская 1азета. (Ведомственное приложение. 1998. .№208).
ховых организаций, а не за счет бюджетных средств;
Страховая деятельность, отвлекая из оборота избыточную денежную массу оказывает антиинфляционное воздействие, способствует стабилизации денежного обращения и ее следует рассматривать в качестве оптимизирующего фактора формирования платежного баланса страны, способствует поддержанию положительного сальдо государственного бюджета.
4. Отсутствие средств у страховых организаций для расчетов по принятым обязательствам подрывает доверие не столько к конкретной страховой организации, сколько воплощается в претензиях населения к государственным институтам. Именно поэтому государство не может находиться в стороне от страховой деятельности. Посредством финансово-правового регулирования формирования страховых резервных фондов страховых организаций обеспечивается финансовая устойчивость не только отдельных страховых организаций, но и страховой системы как составной части финансовой системы государства, и решаются, таким образом, и задачи финансовой стабильности в государстве, и защиты интересов страхователей, т.е. реализуется защита публичных интересов, интересов общества в целом. Именно поэтому инициатива по их созданию и принадлежит государству, инициируется властью. Государство в императивном порядке, при помощи норм финансового права, властно обеспечивает процессы образования, перераспределения и использования страховых резервных фондов страховых организаций, денежные средства которых используются, в первую очередь, на выполнение обязательств перед страхователями, защита прав и интересов которых, особенно в силу их массовости, носит, безусловно, публичный характер.
5. Жестко регулируемый государством порядок формирования финансовых результатов страховых организаций, учитывающий формирование страховых резервных фондов, напрямую влияет на специфику и особенности определения их финансовых результатов, и, как следствие из этого, на особенности порядка исчисления и уплаты налогов страховыми организациями. Именно через налоги, являющиеся источником пополнения казны с целью формирования финансовых ресурсов государства для реализации стоящих перед ним задач, и осуществляется связь страховых резервных фондов страховых организаций с бюджетной системой государства.
6. Гарантированная государством защита прав и законных интересов страхователей способствует, стимулирует привлечение денежных средств в страховую систему страны. Государство в лице органа исполнительной власти (Федеральной
службы страхового надзора), наделенного властными полномочиями, осуществляя правовое регулирование образования, перераспределения и использования страховых резервных фондов страховых организаций, обеспечивает не только принцип гарантированное защиты интересов страхователей, но и фактически государством реализуется собственный принцип - привлечение посредством норм финансового права частного капитала страхователей в национальную экономику. Осуществляя регулирование и направление значительных денежных потоков, образующих страховые резервные фонды страховых организаций, государство может использовать инвестиционный потенциал страховых организаций для поддержания и стимулирования различных направлений своей деятельности, обеспечения необходимыми денежными средствами с целью бесперебойного функционирования определенной части государственного механизма, направленного на решение экономических и социальных задач. При этом должны учитываться особенности национального страхового рынка и не нарушаться действующие, опять же регламентированные государством, правила конкурентной борьбы между страховыми компаниями, способствующие привлечению денежных средств населения и организаций в отечественную экономику.3
Таким образом, именно государство для достижения приведенных целей публичного характера, используя аппарат власти и управления, посредством правового регулятивного воздействия, а именно норм предпринимательского права, перераспределение и использование страховых резервных фондов страховых организаций увязывает интересы страховых организаций, населения и государства в целом.
Поэтому и порядок образования , перераспределения и использования страховых резервных фондов страховых организаций, обязанность формирования которых возникает у российских страховых организаций в соответствии с законодательством Российской Федерации и регулируется нормативными актами именно главного органа исполнительной власти в
3 Правила формирования страховых резервов по страхованию иному, чем страхование жизни", утвержденные Приказом Минфина РФ от 11 июня 2002 г. № 51 н (в ред. Приказа Минфина РФ от 23 июня 2003 г. № 54н) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2002. № 33; 2003. № 48. Кроме того см.: Письмо Минфина РФ от 4 ноября 2002 г. № 24-08/13-1 '"О порядке применения страховыми организациями правил формирования страховых резервов по страхованию иному, чем страхование жизни, утвержденных Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 11 июня 2002 г. № 51 н" // Финансовая газета. 2002. ноябрь. № 46. В настоящее время не утверждены Правила формирования резервов по страхованию жизни. "Правила размещения страховщиками средств страховых резервов", утвержденные Приказом Минфина РФ от 08 августа 2005 г. № ЮОн // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2005. №№ 36,42;
сфере финансов, Министерства финансов России. В нормах этих актов, актов публичной власти, жестко закрепляются требования государства по поводу образования, перераспределения и использования страховых резервных фондов страховых организаций; по поводу вложения денежных средств страховых резервных фондов страховых организаций.
Список используемых нормативно-правовых актов и литературы:
1. Федеральный закон «Об организации страхового дела в Российской Федерации" (посл. ред. от 20.11.1999 N 204-ФЗ, от 21.03.2002 N 31-ФЗ, от 10.12.2003 N 172-ФЗ, от 20.07.2004 N 67-ФЗ, от 07.03.2005 N 12-ФЗ, от 18.07.2005 N 90-ФЗ, от 21.07.2005 N 104-ФЗ, от 17.05.2007 N 83-ФЗ, от 08.11.2007 N 256-ФЗ, от 29.11.2007 N 287-ФЗ)
2. Правила формирования страховых резервов по страхованию иному, чем страхование жизни", утвержденные Приказом Минфина РФ от 11 июня 2002 г. № 51 н (в ред. Приказа Минфина РФ от 23 июня 2003 г. № 54н) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2002. № 33; 2003. № 48.
3. Письмо Минфина РФ от 4 ноября 2002 г. № 24-08/13-1 '"О порядке применения страховыми организациями правил формирования страховых резервов по страхованию иному, чем страхование жизни, утвержденных Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 11 июня 2002 г. № 51 н" // Финансовая газета. 2002. ноябрь. № 46.
4. Правила формирования резервов по страхованию жизни. "Правила размещения страховщиками средств страховых резервов", утвержденные Приказом Минфина РФ от 08 августа 2005 г. № ЮОн // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2005. №№ 36,42;
5. Филин С.А. Страхование инвестиционных рисков. М.: Бла-говест-В 2005.
6. Тосунян Г.А. Банковское право России. М.: Юристъ, 2007.
7. Турбанов А. В. Концептуальные основы создания и функционирования системы страхования банковских вкладов в Российской Федерации (административно-финансовый аспект). М.: Манускрипт. 2004.
Рецензия
Работа Ледовского П.С. посвящена актуальной проблеме, связанной с тем, что российскому рынку объективно необходимы договоры страхования различных банковских рисков, которые в настоящее время не получила должного развития. Важность темы обусловлена рисками возникновения у кредитной организации убытков при принятии решений, определяющих стратегию деятельности и развития кредитной организации (стратегическое управление) и выражающихся в недостаточном учете возможных опасностей,
Поэтому данный анализ представляет не только теоретический, но и практический интерес для обеспечения гарантий стабильности банковской системы. По-новому рассмотрены вопросы модернизации договорно-правового обеспечения страховой деятельности в банковском секторе. Тема, затронутая в статье является новой для науки гражданского права, содействует осмыслению современных категорий и понятий, показывает творческую зрелость автора. Статья может быть рекомендована к публикации в юридическом журнале.
Петрова Г.В., д.ю.н, профессор Зав кафедрой международного частного права и гражданского процесса ВГНА Минфина России.