УДК 373.7
ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У СТУДЕНТОВ В ОТКРЫТОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ
ОБРАЗОВАНИИ
Тислянкова В.И.
Цель: Изучить ситуацию и провести анализ, насколько культурнодосуговый опыт студентов становится важным компонентом в процессе подготовки студентов гуманитарной сферы.
Метод или методология проведения работы: анализ литературных источников, анкетирование, метод статистической обработки данных; метод рейтинговых оценок. Методологическую основу составили концепции компетент-ностного, деятельностного и личностно-ориентированного подходов, а также методологии социального воспитания, культурно-досуговой деятельности и открытого профессионального образования.
Результаты: как показали исследования, культурно-досуговый опыт и досуговая культура студентов являются неотъемлемой частью профессионального образования. Особую актуальность данный опыт приобретает в системе открытого профессионального образования.
Область применения результатов: Результаты исследования могут быть использованы в вузах в процессе подготовки к практическим занятиям со студентами, а также специалистами культурно-досуговой сферы.
Ключевые слова: культурно-досуговая деятельность; культурно-
досуговая сфера; культурно-досуговая компетентность; студенческая молодежь; свободное время; профессиональное образование; открытое профессиональное образование.
FORMATION OF CULTURAL AND LEISURE COMPETENCES AT STUDENTS IN OPENED PROFESSIONAL EDUCATION
Tislyankova V.I.
The aim: studying the situation and analyzing the importance of cultural and leisure activities experience as a part of the process of teaching of humanitarian students.
The method and methodology of the work: analyzing of special literature, questionnaires, the method of statistical analysis of the data, the method of rating evaluation. The methodology of work is based on the conceptions of competence, activity and individualized approaches, the methodology of social education, cultural and leisure activity and opened professional education.
The results: the research showed that cultural and leisure experience and leisure competence of students are an essential part of their professional education. This experience is really important in the system of open education
Area of application of the results:
The results can be used in high schools in preparation for the practical training of students as well as professionals of cultural and leisure sector.
Keywords: cultural and leisure activities, cultural and leisure sphere, cultural and leisure competences, students, leisure, professional education, opened professional education.
Сегодня, в связи с модернизацией содержания образовательных программ высшей школы, наиболее актуальным становится повышение качества образования, основанное на формировании ключевых компетенций. Очевидно, что совокупность знаний, умений, навыков, тот набор общекультурных и профессиональных компетенций, которые получает студент на выходе из учебного заведения, обеспечивает его конкурентоспособность.
В этой связи требуют более глубокого изучения вопросы соотношения профессиональных знаний и умений студентов, необходим поиск путей повышения эффективности применения теоретических знаний в практической деятельности будущего работника. Актуальным являются вопросы подготовки специалистов в области гуманитарной сферы за счет усиления культурнодосуговой направленности образования.
Досуг - одна из составляющих жизни современного молодого человека, а также важнейший фактор в формировании культурно-досуговой компетентности будущих специалистов. Несмотря на ограниченность во времени и в материальных ресурсах, которые испытывают большинство студентов, они находят возможность для саморазвития вне профессиональной сферы деятельности в рамках многообразных увлечений, интересов, хобби. В процессе реализации своих потребностей в сфере досуга студенты приобретают многие профессиональные навыки, получают возможности творческой самореализации и опыт практической работы.
В этой связи мы провели опрос среди студентов Красноярских вузов, чтобы оценить какое место занимает досуг в жизни современного молодого человека и как досуговые предпочтения влияют на их дальнейшую профессиональную деятельность.
Как показало исследование, наиболее привлекательными местами проведения свободного времени для студентов являются: театры, кино, танцевальные клубы, дискотеки, тематические кафе. Среди форм проведения занятий можно выделить: зрелища, легкую музыку, дискотеки, игры. Данные опроса свидетельствует о том, что основная масса современной студенческой молодежи предпочитает развлечения чаще пассивные, реже активные. Радует тот факт, что наряду с этим, большая часть опрошенных посвящает свободное время образованию, познанию и саморазвитию. Поэтому в списке предпочтительных мест проведения досуга после посещения дискотек и просмотра телепередач,
студенты поставили чтение книг, газет и журналов, а также посещение библиотек.
Таблица 1
Предпочтения студенческой молодежи по проведению досуга
Виды досуга Доля опрошенных
Чтение книг, журналов, газет 54,0
Просмотр телепередач, видеофильмов 57,6
Творческая деятельность (рисование, фотография, танцы и т.п.) 10,5
Хождение в гости 9,7
Компьютер, Интернет 59,7
Занятия в спортивных секциях 44,2
Уход за домашними животными 18,2
Общение с друзьями 73,6
Клубы по интересам (любители бардовской песни, экологи, любители бега, футбола и т.п.) 9,1
Посещение библиотеки, читальных залов 24,5
Посещение кинотеатров 30,0
Посещение театров 32,3
Дискотеки 57,3
Посещение кафе-баров, тематических кафе 40,9
Другое 2,6
Затруднились ответить 2
Сегодня, ввиду возвышения духовных потребностей молодежи, роста уровня их образования, культуры, наиболее характерной особенностью досуга является возрастание в нем доли духовных форм и способов проведения свободного
времени, соединяющих развлекательность, насыщенность информацией, возможность творчества и познания нового. Такими «синтетическими» формами организации досуга могут стать клубы по интересам, любительские объединения, кружки художественного и технического творчества, молодежные кафе-клубы.
Для студентов, университетский клуб имеет особое значение, возрастает роль его как социального института, призванного содействовать социализации личности, стимулировать самодеятельное студенческое творчество и инициативу, повышать качество досуга и культурного общения. В условиях реформирования, модернизации и повышения качества вузовского образования студенческий клуб становится лабораторией формирования опыта культурной практики студентов, их интеграции в образовательный процесс.
В результате исследования можем выделить следующее: досуг - это самостоятельная сфера, содержание которой наполнено деятельностью, связанной с удовлетворением индивидуальных потребностей в развлечениях, самосовершенствовании, творческой самореализации, удовлетворении интересов и желаний личности. Под воздействием социокультурных трансформаций в стране (смены ценностных установок, развития социальной инфраструктуры, появления новых информационных технологий) меняется содержание и структура досуга.
Но, как отмечают многие специалисты, культурно-досуговая компетентность - это не только получение общих знаний и умений в области досуговой практики, но и интегративный характер преподавания различных дисциплин с учетом их предметной, информационной и структурной взаимосвязи. Применение знаний, полученных в процессе реализации межпредметных связей, способствует формированию у студентов специализированной компетентности, выражающейся в уровне подготовки студента - будущего специалиста для выполнения деятельности в области социально-культурной деятельности.
Существенно, что эта новая составляющая образовательной системы ориентирована на фундаментальное междисциплинарное образование. При таком подходе появляется возможность поднять на новый уровень качество образования. Речь идет не только о необходимости профессиональных знаний и практического опыта, требующихся для выполнения тех или иных профессиональных обязанностей, но и о развитии творческих возможностей личности, активизации глубинных источников ее интеллектуального потенциала.
Сложным и многоаспектным явлением в системе профессионального образования является образование в гуманитарной сфере. Налицо острый дефицит взаимопонимания профессионального мира и образовательных учреждений, в частности, вузов, обеспечивающих подготовку профессиональных кадров. Этот дефицит выражается в недостаточно развитой «системы сигналов», связей между вузами, рынком труда и студентами. Существует также определенная неготовность работодателей к сотрудничеству с вузами, отсутствие опыта ведения переговоров, понимать разные смысловые ориентации профессиональных и образовательных учреждений, общественных организаций. В этом контексте актуален поиск и отбор приемлемых для разных участвующих субъектов (работодателей, студентов, преподавателей, общественности) адекватных стратегий развития профессионального гуманитарного образования. Такой стратегией, по нашему мнению, может быть стратегия выстраивания открытого профессионального образования, учитывающая отечественные и региональные реалии.
Специальные исследования содержания и организации профессионального образования в нашей стране и за рубежом в русле идеи открытости, социального партнерства, корпоративности, сетевого взаимодействия (Г.Б. Хасанова, Т.В. Черникова, И.Н. Закатова, М.А. Галагузова, А.Н. Галагузов, А.А. Вербицкий, Т.Б. Кашпирева, И.В. Фокин, Т.В. Фуряева и др.) свидетельствуют о тенденции превращения вуза в открытую образовательную систему, о его сближении с реальной социальной практикой и превращения во влиятельную силу.
Как отмечает Т.В. Фуряева, автор многочисленных публикаций, посвященных идее открытого профессионального образования, реализуемый уже в третьем поколении образовательных стандартов, научно обоснованный в многочисленных исследованиях, доказавший свою состоятельность в вузовском образовательном процессе в русле идей интеграции и мобильности компетент-ностный подход при всех его положительных практико-ориентированных, модульных интенциях, по сути заменяет собой понятие профессионализма. Как справедливо считают отечественные и зарубежные специалисты в области педагогики высшей школы, владение профессией не заключается только во владении суммой компетентностей, которые можно получить во время выполнения профессиональных функций. Эта беспрецендентность т.е. тотальность, не соотнесенная с самоопределением в будущей профессиональной деятельности, может оказаться не адекватной требованиям реальности. В частности, профессиональная культурно-досуговая деятельность в отличие от других видов гуманитарных практик характеризуется особой, смысловой насыщенностью. Подготовка к ней предполагает постепенное введение обучаемых в мир других смыслов, в другие, иные субкультуры. Образовательный процесс вуза представляет собой длительный и сложный процесс формирования профессиональной идентичности, личностного и профессионального самоопределения студентов, изменения в ценностно-смысловых координатах их жизненного мира [6].
Движение российской высшей школы в направлении ее профессионализации и открытости происходит в русле солидных психологических и дидактических исследований, базирующихся на идеях личностно-деятельностного, культурологического подходов (И.А. Зимняя, В.А. Сластенин, А.А. Байденко, Е.В. Бон-даревская, Ю.В. Сенько, В.В. Сериков и др.). Особую значимость в понимании сущности контекстно-смысловой стратегии развития гуманитарного профессионального образования для нас имели труды ученых и практиков, реализующих идею открытого образовательного пространства (М.А. Балабан, Г.Н. Про-зументова и др.). Существенный вклад в идею открытости внесли авторы со-
временных концепций социально-культурного образования (М.А. Ариарский, Т.И. Бакланова, Р.З. Богоудинова, А.Д. Жарков, А.С. Каргин, Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников, Н.Ф. Максютин, В.Е. Новаторов, Е.И. Смирнова, Ю.А. Стрельцов, В.Я. Суртаев, В.Е. Триодин и др.).
Накоплено много ценных сведений и теоретических обобщений, часть из них нашла применение в действующих программах и методических пособиях. Однако проведенный нами анализ научно-педагогической литературы показал, что проблема формирования культурно-досуговой компетентности специалиста в системе открытого гуманитарного профессионального образования в недостаточной степени освещена и разработана, в исследованиях упомянутых авторов рассматриваются лишь отдельные аспекты данной проблемы.
Немаловажно и то, что именно в университете есть возможность осуществления целенаправленной работы по формированию культурно-досуговой компетентности студентов с учетом как их желаний, потребностей, так и задач, стоящих перед обществом, в рамках формирования личности не только образованного, но и воспитанного в самом широком смысле данного слова специалиста, через клубные формы работы, как внутри университета, так и через участие студентов в городских культурных проектах.
Создание условий реализации принципа преемственности знаний, вовлечение студентов в досуговую сферу может вызвать их интерес к обучению и оказать благотворное влияние на формирование творческой личности.
Открытое образовательное пространство характеризуется наличием кооперационных, координационных, информационных связей между различными культурно-досуговыми учреждениями в пределах микрорайона, района, города. Нельзя сказать, что в настоящее время вуз не сотрудничает с другими социально-культурными институтами. Однако такое партнерство не является постоянным, оно не предполагает согласованности действий в течение длительного периода, их направленности на решение определенных педагогических задач. Такая структура, по мнению Г.Н. Прозументовой должна обеспечить высокое ка-
чество образования, удовлетворяющее потребности студентов в развитии его интересов, склонностей; социализацию; уровень его воспитанности, удовлетворяющий требованиям общества [4].
Основной целью открытого профессионального образования является консолидация усилий его субъектов с целью обеспечения развития индивидуальности студента, развития его творческой инициативы, развития профессиональных качеств.
Вуз как открытый образовательный институт - это развивающийся во времени и пространстве комплекс взаимосвязанных компонентов. К ним относятся: совместная деятельность вуза и работодателя; освоение студентами профессиональных навыков через культурные практики; способ воспроизводства отношений между участниками совместной деятельности.
Открытое образовательное пространство, центром которого является Вуз, может включать в себя: высшее учебное заведение; другие вузы города; общественные учреждения и организации микрорайона и города: представителей законодательной и исполнительной власти, заинтересованных в развитии района, города, края; представителей ведущих отраслей производства, бизнеса; учреждения науки; учреждения культуры и искусства; учреждения сферы услуг; городскую службу занятости; средства массовой информации.
Организация сотрудничества и партнерства обеспечивает целостность открытого образовательного пространства. Чем шире, разнообразнее социальные контакты, тем может быть успешнее решена задача формирования его самосознания, в том числе профессионального, тем больше представлено условий для его самореализации. Создание таких условий возможно, если учебное заведение будет развиваться как открытый социально-воспитательный институт.
Необходимость перехода к образованию открытого типа обусловлена пониманием качественного изменения традиционной образовательной практики. Эти качественные изменения, определяющие стратегию дальнейшего развития
системы высшего образования, определяют образ открытого образовательного пространства учреждения.
Список литературы
1. Гуманитарное исследование в образовании: опыт, размышления,
проблемы: коллективная монография / под ред. Г.Н. Прозументовой. Томск: Томский государственный университет, 2002. 342 с.
2. Клочко В.Е. Смыслы и смыслообразование в инновационной образовательной практике // Переход к открытому образовательному пространству. Часть 1. Феноменология образовательных инноваций: Кол. Монография / Под ред. Г.Н. Прозументовой. Томск: Томский государственный университет, 2005. С.437-451.
3. Максютин Н.Ф. Культура. Досуг. Социально-культурная деятельность: учебное пособие. Казань, 1999. 77 с.
4. Переход к Открытому образовательному пространству. Часть 2. Типо-логизация образовательных инноваций / Кол. монография под ред. Г.Н. Прозументовой. Томск: Томский государственный университет, 2009. 448 с.
5. Прозументова Г.Н. Педагогика совместной деятельности: проблема индивидуализации в массовой школе // Школа и открытое образование: Концепции и практики индивидуализации. Томск, Пилад, 2000. С. 34-40.
6. Фуряева Т.В. Контекстно-смысловая стратегия развития высшего профессионального социального образования // Сибирский вестник специального образования. 2012. Вып.1.
7. Фуряева Т.В. Профессиональное социальное образование: антропологические смыслы // Психология обучения. 2011. № 10. С. 113-123.
8. Ярошенко Н.Н. Социально-культурная деятельность: парадигмы, методология, теория: Монография. М: МГУКИ, 2000. 204 с.
References
1. Gumanitarnoe issledovanie v obrasovanii: opit, razmichleniya, problemi
[Humanities research in education: experience, reflection, problem: collective monograph]. Tomsk: Tomsk State University, 2002. 342 p.
2. Klochko V.E. Smisli i smisloobrasovanie v innovacionnoi obrazovatelnoi praktike [Meaning and producing of meaning at innovative educational practices]. Perekhod k otkrytomu obrazovatel'nomu prostranstvu. Chast' 1. Fenomenologiya obrazovatel'nykh innovatsiy [Conversion to the open educational space. Part 1. Phenomenology of Educational Innovation]. Tomsk: Tomsk State University, 2005. pp. 437-451.
3. Maksyutin N.F. Kultura. Dosug. Socialno-kulturnaya deyatelnost [Culture. Leisure. Social and cultural activities]. Kazan, 1999. 77 p.
4. Perekhod k Otkrytomu obrazovatel'nomu prostranstvu. Chast' 2. Tipo-logizatsiya obrazovatel'nykh innovatsiy [Conversion to the educational space. Part 2. Typology of educational innovations]. Tomsk: Tomsk State University, 2009. 448 p.
5. Prozumentova G.N. Pedagogika sovmestnoi deyatelnosti: problema individualisazil v massovoi schkole [Pedagogy of joint activity: the problem of individualization in the regular school]. Shkola i otkrytoe obrazovanie: Kontseptsii i praktiki individualizatsii [School and public education: Concepts and practices of individualization]. Tomsk, Pylades, 2000. pp. 34-40.
6. Furyaeva T.V. Kontekstno-smislovaya strategiya vischego professionalnogo socialnogo obrazovaniya [Context-meaning strategy for the development of higher professional social education]. Sibirskiy vestnik spetsial'nogo obrazovaniya, no. 1 (2012).
7. Furyaeva T.V. Professionalnoe socialnoe obrazovanie: antropologicheskie smisli [Professional social education: an anthropological meaning]. Psikhologiya obucheniya, no. 10 (2011): 113-123.
8. Yaroshenko N.N. Socialno-kulturnaya deyatelnost: paradigm,
metodologiya, teoriya [Social and cultural activities: Paradigms, methodology, theory]. M: MSUCA, 2000. 204 p.
ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ
Тислянкова Валентина Ивановна, аспирант
Красноярский государственный педагогический университет имени В.П. Астафьева
ул. Лебедевой, 89, г. Красноярск, 660049, Россия e-mail: wita88@list.ru
DATA ABOUT THE AUTHOR
Tislyankova Valentina Ivanovna, post-graduate student
Krasnoyarsk State Pedagogical University named after V. P. Astafev 89, Lebedeva str., Krasnoyarsk, 660049, Russia e-mail: wita88@list.ru
Рецензент:
Бочарова Ю.Ю., кандидат педагогических наук, доцент кафедры социальной педагогики и социальной работы, Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева