МЕЖВЕДОМСТВЕННОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ И КООРДИНАЦИЯ
Кочетов С.В., Московская академия предпринимательства при правительстве Москвы
Статья направлена на разъяснение важности повышения уровня взаимодействия и координации усилий финансовой разведки с правоохранительными органами. Такая работа проводится как на уровне центрального аппарата, так и в рамках федеральных округов Российской Федерации. Важным координационным механизмом в области ПОД/ФТ является Межведомственная комиссия, функционирующая под председательством Росфинмониторинга. Ее деятельность направлена на совершенствование взаимодействия с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и другими структурами.
Ключевые слова: координация, межведомственное сотрудничество, федеральные округа, сотрудничество, взаимодействие, правовые акты.
INTERAGENCY COOPERATION AND COORDINATION
Kochetov S., Moscow Academy of Business of the Government of Moscow
The paper aims to clarify the importance of raising the level of cooperation and coordination among financial intelligence with law enforcement. This has been done both at the central office and in the federal districts. Important coordination mechanism in the field of AML / CFT is the Interdepartmental Commission under the chairmanship of Rosfinmonitoring. Its activities are aimed at improving the interaction with interested federal executive bodies and other entities.
Keywords: interagency cooperation, federal districts, collaboration, and legal acts.
В середине 1999 года при МВД России создается Межведомственный центр по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных незаконным путем, в котором работали сотрудники МВД России, а также специалисты из Минфина, налоговой службы, таможенного комитета, ФСБ, налоговой полиции, ВЭК, Минэкономики. Но межведомственный центр не мог в полной мере выполнять свои функции в силу отсутствия системы обязательного представления финансовыми организациями информации о подозрительных операциях, что в свою очередь было обусловлено отсутствием закона о противодействии легализации (отмыванию) преступных доходов. 7 августа 2001 года Президент России подписал Федеральный закон № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученным преступным путем». Таким образом появилась правовая основа для создания полноценного российского подразделения финансовой разведки.
Важнейшим условием обеспечения эффективности всей национальной системы противодействия легализации преступных доходов и финансированию терроризма является координация деятельности всех субъектов этой системы.
Учитывая выполняемую Росфинмониторингом связующую функцию между финансовыми организациями и правоохранительными органами, возложение Президентом РФ и Правительством РФ функции координатора на Росфинмониторинг представляется вполне обоснованным.
Указанная функция реализуется Росфинмониторингом с использованием различных организационно-правовых механизмов, включая совместное с заинтересованными министерствами и ведомствами планирование деятельности в этой сфере, заключение межведомственных соглашений о взаимодействии, а также создание и обеспечение функционирования многосторонних и двусторонних координационных и совещательных органов.
Первым шагом по созданию таких координационных механизмов стала разработка по инициативе КФМ (Комитета РФ по финансовому мониторингу) России межведомственного плана по реализации рекомендаций ФАТФ (Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег), принятого в июле 2002 года. Для обеспечения выполнения указанного плана по согласованию была образована межведомственная рабочая группа во главе с Председателем КФМ России и с участием представителей всех заинтересованных министерств и ведомств.
Деятельность межведомственной рабочей группы в 2002-2004 гг. способствовала созданию эффективной национальной системы ПОД/ФТ (Противодействие отмыванию денег и финансированию терроризма), соответствующей международным стандартам и как следствие позволила решить задачи исключения России из «черного» списка ФАТФ и принятия ее в постоянные члены ФАТФ.
Дальнейшие задачи по развитию и совершенствованию национальной системы определены в утвержденной Президентом РФ в июне 2005 г. Концепции национальной стратегии противодействия легализации преступных доходов и финансированию терроризма,
а также в разработанном заинтересованными министерствами и ведомствами Межведомственном плане мероприятий по реализации положений данной Концепции.
В октябре 2005 г. По согласованию с заинтересованными министерствами и ведомствами приказом Министра финансов РФ создана Межведомственная комиссия по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, основной задачей которой является реализация указанного плана.
Комиссия под председательством руководителя Росфинмони-торинга формируется из представителей (на уровне руководителей или заместителей руководителей структурных подразделений) Минфина России, МВД России, МИДа России, Минюста России, СВР России, Росфинмониторинга и Банка России.
Важнейшим направлением работы Межведомственной комиссии являются:
- подготовка согласованных предложений по совершенствованию нормативно-правовой базы национальной системы ПОД/ФТ;
- выработка согласованной позиции по вопросам международного сотрудничества в сфере ПОД/ФТ;
- решение вопросов оперативного взаимодействия в сфере ПОД/
ФТ.
В рамках Комиссии образованы и действуют три постоянные рабочие группы по указанным направлениям.
Важную роль в обеспечении межведомственной координации в сфере ПОД/ФТ на региональном уровне играют Межрегиональные управления Росфинмониторинга.
По инициативе Росфинмониторинга с участием МРУ при полномочных представителях Президента РФ в федеральных округах также были созданы межведомственные рабочие группы по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма. В деятельности таких рабочих групп основной упор делается на организации оперативного взаимодействия между ними, как в части предупреждения, так и в части расследования конкретных уголовных дел о легализации преступных доходов и финансировании терроризма.
В целях согласования подходов к решению общих задач в сфере ПОД/ФТ Росфинмониторинг участвует в подготовке и проведении различных межведомственных совещаний и иных координационных мероприятий, которых особое значение имеют регулярные совещания руководителей правоохранительных и государственных контролирующих органов в МВД России под председательством руководителя Межведомственной рабочей группы по разработке проекта концепции национальной стратегии противодействия легализации преступных доходов и финансированию терроризма, помощника Президента РФ.
Аналогичные региональные совещания проводятся в федеральных округах под эгидой полномочных представителей Президента РФ и с участием руководителей территориальных подразделений МВД России, Росфинмониторинга и других органов, а также орга-
нов прокуратуры и суда, на которых анализируется ситуация и вырабатываются меры по совершенствованию работы подразделений, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность и предварительное следствие по делам о легализации преступных доходов.
Кроме того, для повышения уровня профессиональной подготовки и квалификации сотрудников территориальных подразделений правоохранительных органов в Москве и в федеральных округах проводятся научно-практические семинары и конференции с участием специалистов-практиков, а также ученых и зарубежных экспертов по вопросам ПОД/ФТ.
Двустороннее взаимодействие между Росфинмониторингом и другими государственными органами в сфере ПОД/ФТ осуществляется на основе соответствующих соглашений и включает следующие направления и формы сотрудничества:
- обмен информацией;
- разработка совместных нормативных правовых актов;
- направление представителей для участия в совместных мероприятиях (проверки);
- создание рабочих групп;
- обмен опытом (совещания, конференции, семинары);
- совместные мероприятия по повышению квалификации кадров;
- организация контроля за операциями и обмен информацией.
Центральный федеральный округ имеет ряд экономических
особенностей, недаром в России говорят, что львиная доля всех финансовых средств страны «крутится» в Москве. По данным на 2012 год, на территории столицы зарегистрировано и осуществляет свою деятельность более полутора миллионов предприятий и организаций. И это не предел. Ежегодно в налоговых органах Москвы на налоговый счет ставится около 2500 организаций. Через Москву проходит более 70 % всех финансовых операций, осуществляемых в России. Все это накладывает отпечаток на роботу МРУ Росфинмониторинга по ЦФО: значительное количество финансовых расследований и проверок поднадзорных организаций затрагивает прежде всего, организации Московского региона. И здесь очень помогает взаимодействие с правоохранительными органами Москвы и Подмосковья: УФСБ по г. Москве и Московской области, ГУ МВД по ЦФО, ГУ МВД по г. Москве, органами Прокуратуры Российской Федерации.
Работа финансовых разведчиков в ЦФО связана не только с проведением расследований по запросам правоохранительных органов в рамках ранее возбужденных уголовных дел экономической направленности, но и проведением финансовых расследований в инициативном порядке. В центре внимания рассмотрение материалов по проверке эффективности использования финансовых ресурсов, выделяемых на реализацию приоритетных национальных проектов, реформирование сферы жилищно-коммунального хозяйства округа, в отношении градообразующих предприятий. На особом контроле находятся поручения Президента Российской Федерации, реализация которых осуществляется в рамках компетенции. Наиболее сложные задачи выполняются во взаимодействии с аппаратом полномочного представителя Президента Российской Федерации по Центральному федеральному округу.
Есть немало примеров того, как деятельность финансовых разведчиков способствует снижению социальной напряженности в регионах ЦФО.
В 2010 году сотрудниками Управления проведено финансовое расследование в отношении ряда компаний жилищно-коммунальной сферы Костромской области. Результаты взаимодействия МРУ Росфинмониторинга по ЦФО с сотрудниками УБЭП УВД по Костромской области были представлены комиссии при губернаторе Костромской области, вследствие чего принято решение о снижении тарифов по оплате отдельных услуг населению более чем на 15 %.
В 2010 году материалы финансового расследования помогли правоохранительным органам столицы привлечь к уголовной ответственности учредителей Потребительского эпотечного кооператива (ПИК). Мещанский районный суд г. Москвы признал трех дельцов виновными в мошенничестве на рынке инвестиций в недвижимость и причастности к хищению средств граждан под эгидой приоритетного национального проекта «Доступное жилье», а также легализации средств, полученных преступным путем, и приговорил к длительным срокам лишения свободы.
Расследование этого уголовного дела длилось несколько лет. Еще в 2007 году финансовые разведчики установили, что на счета
ПИК поступило более 74 миллионов рублей паевых взносов от различных физических лиц для участия в долевом строительстве объектов недвижимости. Часть этих средств затем переводилась на счета фирм-однодневок, якобы за юридические и рекламные услуги, а затем возвращались на счета одного из учредителей ПИК через переводы по системе УМТ и взносы в наличной форме. В Рос-финмониторинге предположили, что ПИК - ипотечная пирамида.
Жертвами аферистов стали более тысячи членов кооператива. Этот ПИК работал с 2004 года, проводил активную рекламную компанию, сулившую пайщикам квартиры на кране выгодных условиях. Людям предлагалось внести от 5 до 20 %предполагаемой стоимости нового жилья, после чего кооператив выдавал недостающую сумму в виде беспроцентного займа на срок до 15 лет и взимал ежегодные членские взносы: от 1 до 5 % от суммы долга. Учитывая, что банковские ставки по ипотечным кредитам существенно выше, нашлось немало желающих вступать в кооператив, особенно среди людей с низкими и средними доходами. Чтобы сделать необходимый взнос, будущие пайщики продавали квартиры или брали непосильные кредиты.
Как в любой пирамиде, первые члены «Общего дела» действительно смогли улучшить свои жилищные условия. Пример счастливых новоселов вдохновлял других москвичей на участие в кооперативе, но квартир больше никто не получил. Общая сумма ущерба от этого преступления превысила 180 миллионов рублей.
В 2009 году в ГУВД по г. Москве с помощью финансовой разведки завершили расследование громкого дела о контрабанде и легализации доходов, полученным преступным путем. В январе 2010 года Перовский районный суд г. Москвы подтвердил обоснованность обвинения, предъявленного четырем руководителям частной фирмы, назначив беспрецедентно строгое наказание соучастникам: от 9 до 18 лет лишения свободы. Совместная работа полиции и финансовой разведки позволила установить, что учредитель фирмы организовал систематические контрабандные поставки полимерной продукции на территорию России. Фирма ввозила в нашу страну из Финляндии и Голландии полистирол, но при этом в государственных таможенных декларациях указывалось более дешевое сырье. Недостоверное декларирование, умышленное искажение сведений о товаре, его стоимости, весе и стране происхождения позволили преступникам «сэкономить» на таможенных платежах более 264 млн. рублей.
В сентябре 2010 года Мосгорсуд отправил в места лишения свободы на срок от 4 до 13 лет трех руководителей фирмы «В», которые по фиктивным документам в течение 2005-2008 годов незаконно получили из федерального бюджета свыше 215 млн. рублей возмещения налога на добавленную стоимость. Суд квалифицировал действия подсудимых как мошенничество в крупном размере и легализация доходов, полученных преступным путем, а также признал троицу виновной в создании преступного сообщества. В расследовании этого уголовного дела сотрудникам ГУВД столицы помогли наработки финансовых разведчиков.
Эта криминальная история началась в 2005 году с тщательной разработки сценария аферы. Генеральный директор фирмы «В» приобрел в Подмосковье четыре десятка подставных фирм. По документам эти организации производили товары, облагаемые НДС по льготной ставке (после реализации таких товаров производитель имеет право на возмещение из госбюджета разницы между основной (18%) и льготной (10%) ставками налога). На деле же мошенники создали лишь видимость производства, существовавшего только на бумаге, чтобы поставить на поток процесс вытягивания денег из федеральной казны.
В конце 2005 года мошенники провернули первую «успешную» операцию. Одновременно были оформлены два фиктивных договора: на продажу некоему ООО векселя на 100 млн. рублей и на приобретение партии картона для изготовления упаковок для бутылок на эту же сумму. Для имитации проводки денег по счетам компаний руководство «В» взяло в одном из банков 100-миллионный краткосрочный кредит. Эти деньги прошли по счетам нескольких подставных фирм, злоумышленники получили необходимые платежные поручения, подтверждавшие «реальность» сделок. После чего были сфальсифицированы документы о производстве и реализации картона. Эта афера позволила мошенникам обмануть сотрудников налоговой инспекции и получить из ничего 15,5 млн. рублей: именно столько поступило на счет «В» из федерального бюджета в качестве возмещения части НДС.
Вывод Важнейшим условием обеспечения эффективности всей
национальной системы противодействия легализации преступных доходов и финансированию терроризма является координация деятельности всех субъектов этой системы. Межведомственное сотрудничество и совместная работа с правоохранительными органами направлена, в первую очередь, на оказание содействия развитию экономики России, снижение рисков на всех уровнях, а также на ограждение общества от экономических и финансовых преступлений.
Литература:
1. Административное право / под ред. Л.Л. Попова. М.: Юристъ, 2005.
2. Голованов Н.М., Перекислов В.Е., Фадеев В.А. Теневая экономика и легализация преступных доходов. М.: Питер, 2003.
3. Иванов Э.А. Система международно-правового регулирования борьбы с отмыванием денег. М.: КНОРУС, 2003.
4. Лавров В.В., Степанков Д.В. Юридическая ответственность за легализацию доходов, полученных преступным путем, по российскому законодательству. Н. Новгород: Нижегородская академия МВД России, 2003.
5. Латов Ю.В., Ковалев С.Н. Теневая экономика. М.: Норма, 2006.
6. Подразделения финансовой разведки: Обзор / Под ред. П. Глисон и Г. Готтселинг. Вашингтон: МВД, МБРР, 2004.
7. Финансовый мониторинг потоков капитала с целью предупреждения финансирования терроризма / Под ред. С. Гадарда, А.Т. Никитина, Л.Л. Фитуни. М.: Изд-во МНЭПУ, 2005.
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КВАЛИМЕТРИЧЕСКОГО ОЦЕНИВАНИЯ МОДЕРНИЗАЦИИ ФЛОТА
Соловьева О.И., к.т.н., профессор, член-корреспондент Академии проблем качества, заместитель заведующего кафедрой экономики Омского института водного транспорта (филиал) ФГОУ ВПО «НГАВТ»
Создание конкурентоспособного водного транспорта с выигрышными технико-экономическими характеристиками возможно только при систематическом квалиметрическом оценивании объектов современного флота. Методика количественного оценивания качества постоянно совершенствуется и находит все новые сферы применения.
Ключевыеслова: квалиметрическое оценивание, морские и речные суда, технические и эксплуатационные характеристики
ECONOMIC ASPECTS OF QUALIMETRICAL ESTIMATION OF FLEET MODERNIZATION
Solovyeva O., professor, vice-chief of economics chair, Omsk Institute of water transport,
Creation of a competitive water transport with advantageous technical and economic characteristics is possible only at systematic qualimetrical estimation of modern fleet objects. The technique of quantitative estimation of quality is constantly improved and finds all new scopes of application.
Keywords:qualimetrical estimation, sea and river crafts, technical and operational characteristics
Еще Платон утверждал: «Если исключить из любой науки математику, измерение и вес, то немного после этого в ней останется». Всеобщий характер тенденции к расширению сферы квантификации предполагал и Галилео Галилей: «Надо измерять все измеримое и делать измеряемым то, что пока еще не поддается измерению». Отечественный математик Д.Б.Юдин выразил мысль, что «качество - это еще не познанное количество».
В нашей стране первая методика количественного оценивания качества была разработана академиком А.Н.Крыловым, известным механиком и кораблестроителем. После больших потерь русского флота во время русско-японской войны был объявлен конкурс проектов военных кораблей. А.Н.Крылов решил задачу выбора лучшего из многих представленных проектов с помощью своей методики. При этом он выбрал проект корабля, лучшего не по одному, а по совокупности основных свойств (т.е. по качеству) - скорости хода, защищенности, огневой мощи. Метод академика Крылова сохранил свое значение в ряду других квалиметрических методов и в наше время.
Если для оценивания боевых кораблей был применен так называемый аналитический метод, то спустя 20 лет после разработок А.Н.Крылова появились методики оценки качества, основанные на экспертном способе. В первой половине 30-х годов ХХстолетия были разработаны и внедрены в практику методики для оценивания качества товаров народного потребления (хлопчатобумажной пряжи, тканей, штучных текстильных изделий, сливочного масла, рыбных консервов, хлеба, кондитерских изделий), продукции производственного назначения (тракторов и сельскохозяйственных машин) и процессов (качества работы типографии). Эти методики, нашедшие воплощение в ведомственных инструкциях и государственных стандартах, положили начало развитию прикладной ветви квалиметрии. В то же время работа известного русского богослова и философа П.А.Флоренского, напечатанная в 1928г. и посвященная одной из проблем количественного оценивания качества, явилась продолжением разработок академика А.Н.Крылова в области теоретической квалиметрии[9].
Существует значительное количество методов квалиметрии. С точки зрения погрешности, с которой определяются результаты
количественного оценивания качества, все методы квалиметрии делятся на 3 группы: точные, упрощенные и приближенные[1].
Другой признак классификации - это источник информации о значениях некоторых важных числовых характеристик, определяемых в процессе оценивания качества. Для определения значений этих характеристик используются следующие группы методов: экспертные, аналитические и смешанные. Для всех вышеперечисленных методов характерны как плюсы, так и минусы. Однако на практике более чем в 90% случаев используются смешанные методы и иногда чисто экспертные.
Разработка методологической концепции измерения и оценка потребительной стоимости продукции должны осуществляться в форме взаимосвязи категорий, понятий и терминов и их определений в направлении от потребительной стоимости к элементарным (единичным) свойствам продукции.Центральное место в процедуре оценивания занимает построение квалиметрических шкал.
Для многокритериальной задачи требуется оценить взаимодействие двух и более показателей, например:
W = { W1 ; '2; 'п}
Квалиметрическую оценку конечного продукта при конечной потребительной стоимости рассмотрим на примере водного транспорта. Водный транспорт предназначен для перевозок грузов и пассажиров. Это главное предназначение транспорта не может быть проигнорировано при любых исследованиях потребительских свойств транспорта и его эксплуатационных и технических характеристик. В то же время, перевозки не могут осуществляться без судов, которые состоят из определенных конструктивных деталей и элементов. Следовательно, промежуточным является отраслевое производство, в котором начинают формироваться потребительная стоимость услуги водного транспорта. Нами были изучены характеристики ряда судов различных типов, которые производятся на судоремонтно-судостроительных заводах, а также находятся в эксплуатации.
Интегральный показатель услуги водного транспорта предлагается определять как отношение квалиметрического показателя эксплуатации детали Кэ к квалиметрическому показателю ее производства на ССРЗ Кп, т.е.: