Научная статья на тему 'Информационно-аналитическая записка об исполнении законодательства Российской Федерации в сфере противодействия незаконным финансовым операциям'

Информационно-аналитическая записка об исполнении законодательства Российской Федерации в сфере противодействия незаконным финансовым операциям Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
367
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИНАНСОВЫЕ ОПЕРАЦИИ / ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ НЕЗАКОННЫМ ФИНАНСОВЫМ ОПЕРАЦИЯМ / ЛЕГАЛИЗАЦИЯ (ОТМЫВАНИЕ) ДОХОДОВ / ФИНАНСИРОВАНИЕ ТЕРРОРИЗМА / ВНУТРЕННИЙ КОНТРОЛЬ / ФИНАНСОВЫЙ МОНИТОРИНГ / FINANCIAL OPERATIONS / COMBATING ILLEGAL FINANCIAL OPERATIONS / LEGALIZATION (LAUNDERING) OF PROCEEDS / FINANCING OF TERRORISM / INTERNAL CONTROL / FINANCIAL MONITORING

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Грачева Елена Юрьевна, Арзуманова Лана Львовна, Петрова Инга Вадимовна, Соболь Ольга Станиславовна

Противодействие незаконным финансовым операциям на территории Российской Федерации обеспечивается системой нормативного обеспечения, состоящей из федеральных законов базового характера и подзаконных нормативных актов Президента РФ, Правительства РФ, Росфинмониторинга, Банка России. Действующая система финансового мониторинга, осуществляемая уполномоченными органами и ориентированная на межведомственное взаимодействие, нацелена на проведение действенного контроля за исполнением законодательства в указанной сфере. В представленном информационноаналитическом материале с учетом судебной и правоприменительной практики проанализированы актуальные проблемы исполнения законодательства РФ в сфере противодействия незаконным финансовым операциям, предложены приоритетные направления деятельности в сфере противодействия незаконным финансовым операциям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Грачева Елена Юрьевна, Арзуманова Лана Львовна, Петрова Инга Вадимовна, Соболь Ольга Станиславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFORMATION AND ANALYTICAL NOTE ON THE IMPLEMENTATION OF THE LEGISLATION OF THE RUSSIAN FEDERATION IN THE FIELD OF COUNTERING ILLEGAL FINANCIAL TRANSACTIONS

Countering illegal financial operations in the territory of the Russian Federation is ensured by the system of regulations consisting of the Federal laws underlying nature and subordinate normative acts of the President of the Russian Federation, the Government of the Russian Federation, Rosfinmonitoring, Bank of Russia. The current system of financial monitoring carried out by authorised bodies and focused on interagency cooperation, aims to conduct effective oversight over the implementation of legislation in this area. In this analytic material with the judicial and law enforcement practice are analysed actual problems of execution of the legislation of the Russian Federation in the field of combating illegal financial operations, the proposed priority activities in the field of combating illegal financial operations.

Текст научной работы на тему «Информационно-аналитическая записка об исполнении законодательства Российской Федерации в сфере противодействия незаконным финансовым операциям»

Грвчвва Е. Ю., Араумвновв Л. П., Петрова 1/1. В., Соболь О. С.

к УНИВЕРСИТЕТА Информационно-аналитическая записка оВ исполнении

_________________________л

имени o.e. Кутафина (мгюа) законодательства Российской Федерации в сфере противодействия...

ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЗАПИСКА ОБ ИСПОЛНЕНИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СФЕРЕ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ НЕЗАКОННЫМ ФИНАНСОВЫМ ОПЕРАЦИЯМ1

Аннотация. Противодействие незаконным финансовым операциям на территории Российской Федерации обеспечивается системой нормативного обеспечения, состоящей из федеральных законов базового характера и подзаконных нормативных актов Президента РФ, Правительства РФ, Росфинмониторинга, Банка России. Действующая система финансового мониторинга, осуществляемая уполномоченными органами и ориентированная на межведомственное взаимодействие, нацелена на проведение действенного контроля за исполнением законодательства в указанной сфере. В представленном информационно-аналитическом материале с учетом судебной и правоприменительной практики проанализированы актуальные проблемы исполнения законодательства РФ в сфере противодействия незаконным финансовым операциям, предложены приоритетные направления деятельности в сфере противодействия незаконным финансовым операциям. Ключевые слова: финансовые операции, противодействие незаконным финансовым операциям, легализация (отмывание) доходов, финансирование терроризма, внутренний контроль, финансовый мониторинг.

001:10.17803/2311-5998.2017.36.8.169-178

SUPERVISOR—E. Yu. GRACHEVA

Doctor of Law, Professor, Head of the Financial Law Department of the Kutafin

Moscow State Law University (MSAL) kfp@msal.ru

125993, Russia, Moscow, Sadovaya-Kudrinskaya Str., 9 Information-analytical material prepared by: L. L. ARZUMANOVA,

Doctor of Law, Associate Professor, Professor of the Financial Law Department of the Kutafin Moscow State Law University (MSAL) llarzumanova@yandBX.ru 125993, Russia, Moscow, Sadovaya-Kudrinskaya Str., 9

I. V. PETROVA,

PhD, Associate Professor of the Financial Law Department of the Kutafin Moscow

State Law University (MSAL) petrova-inga.888@yandex.ru 125993, Russia, Moscow, Sadovaya-Kudrinskaya Str., 9

1 Подготовлено для Аналитического управления Аппарата Совета Федерации.

Научный руководитель — Елена Юрьевна ГРАЧЕВА,

доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист РФ, заведующий кафедрой финансового права Университета имени O.E. Кутафина (МГЮА) kfp@msal.ru

125993, Россия, г. Москва, ул. Садовая-Кудринская, д. 9

Информационно-аналитический материал подготовили: Лана Львовна АРЗУМАНОВА, доктор юридических наук, доцент, профессор кафедры финансового права Университета имени O.E. Кутафина (МГЮА) llarzumanova@yandex.ru 125993, Россия, г. Москва, ул. Садовая-Кудринская, д. 9

Инга Вадимовна ПЕТРОВА,

кандидат юридических наук, доцент кафедры финансового права Университета имени O.E. Кутафина (МГЮА) petrova-inga.888@yandex.ru 125993, Россия, г. Москва, ул. Садовая-Кудринская, д. 9

Ольга Станиславовна СОБОЛЬ,

кандидат юридических наук, доцент кафедры финансового права Университета имени O.E. Кутафина (МГЮА) ossobol@msal.ru 125993, Россия, г. Москва, ул. Садовая-Кудринская, д. 9

УНИВЕРСИТЕТА

имени O.E. Кугафина(МГЮА)

o. s. SOBOL,

PhD, Associate Professor of the Financial Law Department of the Kutafin Moscow State Law University (MSAL)

ossobol@msal.ru 125993, Russia, Moscow, Sadovaya-Kudrinskaya Str., 9

INFORMATION AND ANALYTICAL NOTE ON THE IMPLEMENTATION OF THE LEGISLATION OF THE RUSSIAN FEDERATION IN THE FIELD OF COUNTERING ILLEGAL FINANCIAL TRANSACTIONS

Review. Countering illegal financial operations in the territory of the Russian Federation is ensured by the system of regulations consisting of the Federal laws underlying nature and subordinate normative acts of the President of the Russian Federation, the Government of the Russian Federation, Rosfinmonitoring, Bank of Russia. The current system of financial monitoring carried out by authorised bodies and focused on interagency cooperation, aims to conduct effective oversight over the implementation of legislation in this area. In this analytic material with the judicial and law enforcement practice are analysed actual problems of execution of the legislation of the Russian Federation in the field of combating illegal financial operations, the proposed priority activities in the field of combating illegal financial operations.

Keywords: financial operations, combating illegal financial operations, legalization (laundering) of proceeds, financing of terrorism, internal control, financial monitoring.

Федеральный закон от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»2 — основополагающий акт в сфере противодействия незаконным финансовым операциям. В целях развития положений данного Закона Президентом РФ, федеральными органами исполнительной власти и Банком России был принят ряд подзаконных нормативных правовых актов. Среди таких актов следует указать:

1. Указ Президента РФ от 18.11.2015 № 562 «О Межведомственной комиссии по противодействию финансированию терроризма»3.

2. Постановление Правительства РФ от 16.02.2005 № 82 «Об утверждении Положения о порядке передачи информации в Федеральную службу по финансовому мониторингу адвокатами, нотариусами и лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг»4.

2 СЗ РФ. 2001. № 33 (ч. I). Ст. 3418.

3 СЗ РФ. 2015. № 47. Ст. 6576.

4 СЗ РФ. 2005. № 8. Ст. 659.

Грачева Е. Ю., Арзуманова Л. Л., Петрова И. В., Соболь О. С. _ —

Ш ^^УНИВЕРСИТЕТА Информационно-аналитическая записка об исполнении |/

именио.е.кутафина(мгюа) законодательства Российской Федерации в сфере противодействия...

3. Постановление Правительства РФ от 30.06.2012 № 667 «Об утверждении требований к правилам внутреннего контроля, разрабатываемым организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальными предпринимателями, и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации»5.

4. Постановление Правительства РФ от 27.01.2014 № 58 «Об утверждении Положения о постановке на учет в Федеральной службе по финансовому мониторингу организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальных предпринимателей, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы»6.

5. Постановление Правительства РФ от 19.03.2014 № 209 «Об утверждении Положения о представлении информации в Федеральную службу по финансовому мониторингу организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальными предпринимателями и направлении Федеральной службой по финансовому мониторингу запросов в организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальным предпринимателям»7.

6. Постановление Правительства РФ от 29.05.2014 № 492 «О квалификационных требованиях к специальным должностным лицам, ответственным за реализацию правил внутреннего контроля, а также требованиях к подготовке и обучению кадров, идентификации клиентов, представителей клиента, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма и признании утратившими силу некоторых актов Пра- г р

Г-| I I I

вительства Российской Федерации»8.

7. Постановление Правительства РФ от 06.08.2015 № 804 «Об утверждении Правил определения перечня организаций и физических лиц, в отношении >р которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятель- еш ности или терроризму, и доведения этого перечня до сведения организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, ^

9 - гп

рб

и индивидуальных предпринимателей»

СЗ РФ. 2014. № 12. Ст. 1304. СЗ РФ. 2014. № 23. Ст. 2982. СЗ РФ. 2015. № 33. Ст. 4835.

11

8. Положение о порядке представления кредитными организациями в уполномоченный орган сведений, предусмотренных Федеральным законом «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, п в и финансированию терроризма», утв. Банком России 29.08.2008 № 321-П10. еп

9. Положение о требованиях к правилам внутреннего контроля кредитной ор- н° ганизации в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, по- ыд лученных преступным путем, и финансированию терроризма, утв. Банком

России 02.03.2012 № 375-П11.

п х

СЗ РФ. 2012. № 28. Ст. 3901. их

о

СЗ РФ. 2014. № 5. Ст. 509. шш

лг

СЗ РФ. 2014. № 23. Ст. 2982. 5 гп

10 Вестник Банка России. 2008. № 54. х ,

Вестник Банка России. 2012. № 20.

отношении

>

Я-1

УНИВЕРСИТЕТА

имени O.E. Кугафина(МГЮА)

10. Положение об идентификации некредитными финансовыми организациями клиентов, представителей клиента, выгодоприобретателей, бенефициарных владельцев в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, утв. Банком России 12.12.2014 № 444-П12.

11. Положение о требованиях к правилам внутреннего контроля некредитных финансовых организаций в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, утв. Банком России 15.12.2014 № 445-П13.

12. Указание Банка России от 15.12.2014 № 3484-У «О порядке представления некредитными финансовыми организациями в уполномоченный орган сведений, предусмотренных Федеральным законом "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма"»14.

13. Приказ Росфинмониторинга от 29.07.2014 № 191 «Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной службой по финансовому мониторингу государственной функции по осуществлению контроля за выполнением физическими и юридическими лицами требований законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма и привлечению к ответственности лиц, допустивших нарушение этого законодательства»15.

14. Приказ Росфинмониторинга от 06.08.2014 № 207 «Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной службой по финансовому мониторингу государственной услуги по ведению учета организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальных предпринимателей, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы»16.

15. Приказ Росфинмониторинга от 23.12.2014 № 349 «Об утверждении Положения о направлении Федеральной службой по финансовому мониторингу в кредитные организации запросов о представлении информации об операциях клиентов, о бенефициарных владельцах клиентов и информации о движении средств по счетам (вкладам) клиентов, а также информации, необходимой для выполнения обязательств по соответствующим международным договорам Российской Федерации, в электронной форме»17, а также ряд иных подзаконных нормативных правовых актов.

Положения перечисленных подзаконных нормативных правовых актов в полной мере соответствуют Федеральному закону от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О проти-

12 Вестник Банка России. 2015. № 14.

13 Вестник Банка России. 2015. № 14.

14 Вестник Банка России. 2015. № 14.

15 Российская газета. 2014. № 275.

16 Официальный интернет-портал правовой информации. URL: www.pravo.gov.ru. 04.02.2015.

17 Официальный интернет-портал правовой информации. URL: www.pravo.gov.ru. 21.04.2015.

в

I/ НИК Грачева Е. Ю., Арзуманова Л. Л., Петрова И. В., Соболь О. С. _

УНИВЕРСИТЕТА Информационно-аналитическая записка об исполнении |/3

имени о.Е.кугаФина(мгюА) законодательства Российской Федерации в сфере противодействия...

водействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» и направлены на совершенствование практики противодействия незаконным финансовым операциям.

В целях формирования единообразной судебной практики, прежде всего в сфере противодействия незаконным финансовым операциям, Пленум Верховного Суда РФ дал судам разъяснения, содержащиеся в судебных актах. Среди таких актов следует указать:

1. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 07.07.2015 № 32 «О судебной практике по делам о легализации (отмывании) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем, и о приобретении или сбыте имущества, заведомо добытого преступным путем»18 — в связи с вопросами, возникающими у судов при рассмотрении уголовных дел о преступлениях, предусмотренных ст. 174, 174.1 и 175 УК РФ.

2. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 09.07.2013 № 24 «О судебной практике по делам о взяточничестве и об иных коррупционных преступлениях»19 — в связи с определением правовой основы противодействия коррупции, которую составляет в том числе Федеральный закон от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

3. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 10.06.2010 № 12 «О судеб- ео ной практике рассмотрения уголовных дел об организации преступного сообщества (преступной организации) или участии в нем (ней)»20 — в связи

ге

организации), к которым следует также относить принятие решений и дачу °<

соответствующих указаний участникам преступного сообщества (преступной организации) по вопросам, связанным с легализацией (отмыванием) денежных средств, добытых преступным путем. т ш

4. Обзор судебной практики Верховного Суда РФ за третий квартал 2013 года ин (утвержден Президиумом Верховного Суда РФ от 05.02.2014)21 — в связи с ре- ое шением вопроса о наличии состава преступления, предусмотренного ст. 174.1

УК РФ. ii

Судебная практика по делам о пересмотре актов уполномоченных органов ао

о привлечении к административной ответственности за нарушение законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, сформированная Верхов- ¡^п

ным Судом РФ, свидетельствует о соответствии актов уполномоченных органов о привлечении к административной ответственности требованиям действующе- у п

го законодательства (см.: определение Верховного Суда РФ от 31 марта 2017 г. ар

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

№ 308-АД17-209222, определение Верховного Суда РФ от 27 февраля 2017 г. н>

шш

лг

с определением функций руководителя преступного сообщества (преступной

Бюллетень Верховного Суда РФ. 2015. № 9. Бюллетень Верховного Суда РФ. 2013. № 9. 5 О

Бюллетень Верховного Суда РФ. 2010. № 8.

21 Бюллетень Верховного Суда РФ. 2014. № 5.

22 Текст определения официально опубликован не был // СПС «ГАРАНТ». отношений

>

'И ^^ 1

УНИВЕРСИТЕТА

имени О.Е. Кугафина(МГЮА)

№ 305-АД14-136423, определение Верховного Суда РФ от 1 февраля 2017 г. № 301-АД16-1472124, определение Верховного Суда РФ от 18 января 2017 г. № 305-КГ16-1874325), о правомерности действий кредитных организаций в рамках соблюдения законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (см.: определение Верховного Суда РФ от 6 апреля 2017 г. № 301-ЭС17-220526, определение Верховного Суда РФ от 16 февраля 2017 г. № 305-ЭС16-2044827, определение Верховного Суда РФ от 6 февраля 2017 г. № 305-ЭС16-1858228, определение Верховного Суда РФ от 9 января 2017 г. № 305-ЭС16-1832529), о неправомерности действий кредитных организаций в связи с установлением повышенных тарифов по банковским операциям при условии непредставления клиентом документов в соответствии с законодательством о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (см.: определение Верховного Суда РФ от 3 апреля 2017 г. № 301-ЭС17-192230).

Развитие взаимодействия при осуществлении противодействия незаконным финансовым операциям

Правовые инструментарии, введенные Федеральным законом от 28.06.2013 № 134-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям»31, направлены на выстраивание действенных механизмов осуществления «легальных» финансовых операций. Следует обратить внимание на необходимость дальнейшего развития взаимодействия при осуществлении реализации положений Федерального закона от 28.06.2013 № 134-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям», а также придания особого правового значения координационной работе с правоохранительными, контрольными и надзорными органами в части возмещения ущерба и отыскания преступно добытых активов и иного имущества при наложении ареста в целях обеспечения последующей конфискации, доначисления и взыскания налоговых и таможенных платежей в бюджет Российской Федерации.

Так, Полномочным представителем Президента РФ в Приволжском федеральном округе 09.07.2014 утверждено положение «Об экспертной группе при межведомственной рабочей группе по противодействию незаконным финансовым

23 Текст определения официально опубликован не был // СПС «ГАРАНТ».

24 Текст определения официально опубликован не был // СПС «ГАРАНТ».

25 Текст определения официально опубликован не был // СПС «ГАРАНТ».

26 Текст определения официально опубликован не был // СПС «ГАРАНТ».

27 Текст определения официально опубликован не был // СПС «ГАРАНТ».

28 Текст определения официально опубликован не был // СПС «ГАРАНТ».

29 Текст определения официально опубликован не был // СПС «ГАРАНТ».

30 Текст определения официально опубликован не был // СПС «ГАРАНТ».

31 СЗ РФ. 2013. № 26. Ст. 3207.

в

I/ НИК Грачева Е. Ю., Арзуманова Л. Л., Петрова И. В., Соболь О. С. _

УНИВЕРСИТЕТА Информационно-аналитическая записка об исполнении 1/^Э

имени о.Е.кугаФина(мгюА) законодательства Российской Федерации в сфере противодействия.

операциям в Приволжском федеральном округе»32. Экспертная группа является постоянно действующим совещательным органом, образованным для рассмотрения документов и материалов, представляемых к заседаниям межведомственной рабочей группы по противодействию незаконным финансовым операциям в Приволжском федеральном округе и подготовки предложений по совершенствованию мер, направленных на предупреждение, выявление и пресечение незаконных финансовых операций, в том числе связанных с незаконным выводом капитала за рубеж и в «теневой оборот».

В таких субъектах Российской Федерации, как Ульяновская область, Республика Татарстан, Удмуртская Республика, Республика Марий Эл, Саратовская область, действуют межведомственные рабочие группы по противодействию преступлениям в сфере экономики, созданные при органах прокуратуры указанных субъектов Российской Федерации. В Нижегородской области существует экспертный совет по финансовым рынкам при Управлении Федеральной антимонопольной службы.

Обращает на себя внимание недостаточное реагирование субъектов Российской Федерации на необходимость создания подобных структур, отсутствие единого целеполагания, правового и методологического подходов при осущест- □

влении деятельности в сфере противодействия незаконным финансовым опе- е^ рациям. Вместе с тем в настоящее время назрела потребность выстраивания на всей территории Российской Федерации системной последовательности информационного взаимодействия в сфере противодействия незаконным фи- нт

нансовым операциям, что положительно отразится на результатах деятельности по их выявлению, выработке дополнительных действенных правовых

инструментов. бл

р

ар еш

Статистика и приоритетные направления деятельности в сфере противодействия незаконным финансовым операциям яи

- гп рб

1. К системе Росфинмониторинга подключено более 140 тыс. организаций, индивидуальных предпринимателей и других лиц, которые осуществляют операции с денежными средствами или иным имуществом и являются субъектами пш первичного финансового мониторинга33. тп

2. Снижен процент подозрительных трансграничных операций в сфере противодействия незаконным финансовым операциям.

3. Ликвидированы «теневые площадки» по обслуживанию финансовых потоков, в рамках которых был выявлен отток денежных средств за пределы Российской Федерации. >а

их

--^о

32 См. официальный сайт полномочного представителя Президента РФ в Приволжском шш

лг

33

федеральном округе.

По вопросу источника информации, представленной в п. 1—8, см.: постановление Совета Федерации ФС РФе от 12.04.2017 № 101-СФ «Об исполнении законодательства Рос- НЕ сийской Федерации в сфере противодействия незаконным финансовым операциям» // Официальный сайт Совета Федерации ФС РФ.

х п

отношении

>

УНИВЕРСИТЕТА

имени О.Е. Кугафина(МГЮА)

4. Проведены финансовые расследования и возвращено в бюджет 47,4 млрд руб., пресечено нарушений на сумму 11,2 млрд руб.

5. Передано в суд 800 уголовных дел, возбужденных по материалам Росфинмо-ниторинга по ст. 174, 174.1 УК РФ. Однако лишь по 500 из них вынесен обвинительный приговор, что, как представляется (безусловно, предварительно и без анализа реальных уголовных дел), может свидетельствовать: о некачественном расследовании уголовных дел и/или несовершенстве законодательного регулирования.

6. Осуществляется работа по контролю за расходованием бюджетных средств, выделяемых на выполнение государственного оборонного заказа, а также операциями государственных компаний и иных организаций с государственным участием. Данные действия оказали влияние на снижение отрицательных экономических последствий, коррупционных рисков в отраслях оборонно-промышленного комплекса и оздоровили рынок в целом.

Поскольку в данном случае речь идет о расходовании денежных средств, выделяемых из бюджета, представляется вполне закономерным внести предложения по совершенствованию норм Бюджетного кодекса РФ, которые посвящены мерам бюджетного принуждения, и Кодекса РФ об административных правонарушениях, в которых отражены составы административных правонарушений, выявляемых в рамках нарушения бюджетного законодательства.

7. Введена практика предупреждения хищений за счет своевременного информирования соответствующих органов и организаций для принятия превентивных мер. Однако требуется усовершенствовать процесс информирования, в том числе физических лиц, о деятельности Росфинмониторинга и непосредственных мерах, направленных на противодействие незаконным финансовым операциям, в частности в виде социальной рекламы и представления отчетности о результатах деятельности, что повысит уровень доверия со стороны граждан и организаций и сделает работу Росфинмониторинга более прозрачной.

8. В результате совместных действий системы контроля удалось сохранить денежные средства и предотвратить хищения на общую сумму около 5 млрд руб., при этом сумма возмещенного ущерба составила около 400 млн руб. Вместе с тем при соотношении этих данные с количеством обвинительных приговоров по делам данной категории не всегда удается проследить реальное достижение результата, поскольку задача Росфинмониторинга в ходе контрольных мероприятий состоит не только в возмещении ущерба, но в первую очередь в предотвращении незаконных действий. В этих целях следует организовать тесное сотрудничество Росфинмониторинга с другими органами в целях недопущения противоправных действий.

9. Количество проведенных плановых проверок по вопросам соблюдения организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы, законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма на I квартал 2017 г. составило 8434.

34 По вопросу источника информации, представленной в п. 9—11, см. официальный сайт Росфинмониторинга.

в

I/ НИК Грачева Е. Ю., Арзуманова Л. Л., Петрова И. В., Соболь О. С. _

УНИВЕРСИТЕТА Информационно-аналитическая записка об исполнении | //

имени о.Е.кугаФина(мгюА) законодательства Российской Федерации в сфере противодействия.

10. Количество административных наказаний, наложенных на юридических и должностных лиц, индивидуальных предпринимателей по результатам проведения проверок, на I квартал 2017 г. составило 113.

11. Доля административных наказаний, наложенных на юридических и должностных лиц, индивидуальных предпринимателей по результатам проведения проверок, в виде предупреждения на I квартал 2017 г. составила 75 %.

12. Эффективность работы по выявлению «неправомерных» доходов прослеживается на примере деятельности Межрегионального управления Росфинмо-ниторинга по Уральскому федеральному округу, которым в 2016 г проведено 62 проверки, нарушения установлены в деятельности 58 организаций и индивидуальных предпринимателей, по результатам возбуждено 136 дел об административных правонарушениях, взыскано административных штрафов и уплачено в федеральный бюджет 1,47 млн руб.

В результате координации и взаимодействия с правоохранительными органами материалы Межрегионального управления Росфинмониторинга по Уральскому федеральному округу использованы при расследовании 173 уголовных дел (из них 25 — по ст. 174, 174.1 УК РФ), направлено в суд 68 уголовных дел (из них 20 — по ст. 174, 174.1 УК РФ), вынесено 63 обвинительных приговора (из них □

10 — по ст.174, 174.1 УК РФ)35. е^

В целом, анализируя работу Росфинмониторинга, можно отметить, что необходимо и в дальнейшем продолжать деятельность по противодействию легали- ^ о зации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию не терроризма, в том числе путем совершенствования нормативной правовой базы и расширения взаимодействия Росфинмониторинга с другими органами государственной власти по следующим приоритетным направлениям: б л — расширить участие Российской Федерации в работе Группы разработки фи- ар нансовых мер по борьбе с отмыванием денег (ФАТФ), Группы подразделений е ш финансовой разведки «ЭГМОНТ», Евразийской группы по противодействию

ше

- ш

в целях реализации инициатив, направленных на повышение финансово-экономической безопасности в мире;

оо

цп

легализации преступных доходов и финансированию терроризма (ЕАГ), Содружества Независимых Государств (СНГ) и других профильных организаций

— разработать единый порядок создания и функционирования органа (комиссии)

по противодействию незаконным финансовым операциям в каждом субъекте Российской Федерации и единого Координационного совета, а также определить условия их взаимодействия с соответствующими контрольными и надзорными органами; ШИ проводить мониторинг деятельности предприятий, связанных с операциями

скому федеральному округу.

<п

с денежными средствами или иным имуществом; >а

— усовершенствовать качество и скорость информации, поступающей от Росфинмониторинга; шШ

— усилить взаимодействие Росфинмониторинга с правоохранительными органами в целях профилактики экономических преступлений; 5 о

тд

1гп

35 См. официальный сайт Межрегионального управления Росфинмониторинга по Ураль-

хш

отношений

>

'И ^^ 1

УНИВЕРСИТЕТА

имени О.Е. Кугафина(МГЮА)

— снизить риски хищений или нецелевого использования бюджетных средств в ходе казначейского сопровождения государственных контрактов, а также выделяемых в рамках федеральных целевых программ и крупных инфраструктурных проектов;

— повысить прозрачность финансовых операций хозяйственных обществ, имеющих стратегическое значение для российской экономики с помощью четкой регламентации требований;

— изучить мировой опыт в борьбе с отмыванием доходов, полученных преступным путем, и применить лучшие практики на российском правовом поле;

— принять Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в рассматриваемой области, предварительно обсудив его с юридической общественностью, с тем чтобы принятый акт стал работоспособным, а не только провозглашал важные цели и задачи на пути урегулирования данных отношений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.