Научная статья на тему 'Межстрановая и продуктовая сегментация глобальных рынков продукции АПК'

Межстрановая и продуктовая сегментация глобальных рынков продукции АПК Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
127
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Межстрановая и продуктовая сегментация глобальных рынков продукции АПК»

Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 №1 Часть 2

Так, например, в нефтегазовой промышленности диоксид углерода и карбонизированная вода находят широкое применение (особенно в США) для закачки в пласты с целью весьма существенного повышения нефтеотдачи.

Азот достаточно широко применяется для поддержания высокого пластового давления на нефтяных месторождениях и имеет серьезные преимущества перед их заводнением. Широко используется азот и для создания газовой подушки с целью вытеснения и интенсификации добычи газа на истощенных газовых месторождениях, а также для повышения эффективности эксплуатации подземных газовых хранилищ.

ФЕТЮХИНА О.Н.

МЕЖСТРАНОВАЯ И ПРОДУКТОВАЯ СЕГМЕНТАЦИЯ ГЛОБАЛЬНЫХ

РЫНКОВ ПРОДУКЦИИ АПК

Глобальные рынки продукции АПК формируют модели спроса и потребления, имманентные как отдельным странам и регионам, так и конкретным группам продуктов [2, 4]. Наиболее масштабное дифференцирование этих факторов можно продемонстрировать, сравнивая энергетические структуры потребляемого продовольствия во всём мире и в развитых странах (рис. 1).

0 Весь мир П Развитые страны

Продукт ы живот поиодстии

Рис. 1. Энергетическая структура потребляемого продовольствия во всём мире и развитых странах, %.

Модели спроса и потребления продовольствия в большинстве стран мира существенно изменились за последние 30-50 лет. Жители России, европейских стран и Северной Америки в зимнее время теперь могут покупать свежие овощи и фрукты со всех континентов вместо традиционных консервированных продуктов местного изготовления. По всему миру в повседневном меню получают распространение блюда так называемой этнической кухни (ethnic food) - корейская, китайская, мексиканская и др. Время, необходимое на подготовку питания, так же резко изменилось: можно купить уже подготовленные, нарезанные овощи, замороженные обеды, ежедневно заказывать в ресторанах различную пищу на вынос (carryout service). Изменения в моделях потребления продовольствия привели к существенным количественным и качественным изменениям ассортимента питания. Например, в США в те-

чение прошлых 30 лет потребление на душу населения кофе, молока, яиц и красного мяса значительно снизилось, в то время как потребление сыра, безалкогольных напитков и мяса птицы увеличилось (рис. 2.).

Эти изменения в американской диете, также как и в других странах, произошли постепенно в течение долгого времени, обосновываясь частично увеличением этнического разнообразия населения, ростом доходов, торговли и возможностей транспортировки продуктов, большим количеством работающих женщин, предпочтением потребителя продуктов с улучшенным качеством и полезных для здоровья.

Для сравнения, в России после 1990 г. темпы социально-экономических изменений имеют более высокий уровень, и существенные изменения в диете происходят значительно быстрее. При этом, как видно из диаграммы на рис. 3, изменения в диете США и России отличаются и количественно, и качественно. Глобализация торговли продуктами АПК - один из важных факторов, которые увеличивают разнообразие и доступность продовольствия жителям большинства стран. Торговля, в свою очередь, определяется факторами со стороны поставки, характером относительного роста в факторах производства и управляемых спросом факторов, таких как рост доходов и изменяющиеся предпочтения потребителя. Как показано на рис.

4, жители стран с высоким доходом, такие как США, тратят большую долю своего продовольственного бюджета на мясные продукты, в то время как хлебопродукты - преобладающий компонент бюджета продовольствия населения более бедных стран, таких как Кения и Филиппины. Национальная кухня Японии, во многом сложившаяся благодаря географическими особенностями страны, обусловила высокий уровень потребления рыбы и морепродуктов.

-50 0 50 100 150

Изменение потребления продуктов, %

Рис. 2. уровень изменения потребления продовольствия на душу населения

США 1975-2004 гг., %.

Изменения в потреблении продовольствия в одном регионе оказывают влияние на производство и товарообмен других стран. В каждой стране торговая деятельность направлена на сбалансирование различий между производством и потреблением с учётом торговых связей в мировой экономике. С растущей взаимозависимостью изменения в потреблении могут оказывать основное влияние на рынки продовольствия во всем мире. За прошлые два десятилетия состав мировой сельскохозяйственной торговли подвергся существенному изменению. Сегодня торговля зерном больше не является основой для сельскохозяйственной тор-

Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 №1 Часть 2

Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 №1 Часть 2

говли, как это было раньше. Массовая сельскохозяйственная продукция (bulk - зерно, семена масличных культур, хлопок и табак) утратила свое прежнее значение, представляя менее 30% мировой сельскохозяйственной торговли. Страны, имеющие в экспорте более высокое содержание немассовой сельскохозяйственной продукции, в целом увеличили свою долю на глобальных рынках продукции АПК [3].

С

1Консервы | -42 Юливочное масло | -30 _Шоколад | -26 _Колбаса | -20 | Мясо 1 -20

] -19 ~Крупы | -18 !Хлеб 1-16

| Макарон

С

[

Полуфабрикаты ~| -16 I Рыба -10 | Сыр

-10

Картофель Приготовленные овощи Сырые овощи Фрукты Молочные продукты

-50

9

24

] 37

46

50

Изменение потребления продуктов, %

Рис. 3. Уровень изменения потребления продовольствия на душу населения России,

2000-2004 гг., %.

США Япония Кения Филиппины

Рис. 4. Структура продовольственного бюджета населения стран с разным уровнем

доходов.

Развитые страны импортируют большую часть обработанного продовольствия, чем развивающиеся страны, в то время как противоположная ситуация верна для массовой сельскохозяйственной продукции (рис. 5). В большинстве случаев, доля развитых стран в чистом импорте продовольствия увеличилась, показывая более высокий рост импорта, чем развивающиеся страны. Например, в 1980 г. развитые страны импортировали 70% мяса, реализуемого на глобальном уровне, а в начале этого века их доля увеличилась до 75% (табл. 1).

4

Вино Виноград Мясо

Соевые продукты Кукуруза Пшеница Массовые продукты АПК Вся продукция АПК

О 20 40 60 80 100

проценты

^Развитые страны 0Развивающиеся страны Рис. 5. Доли в глобальном импорте продуктов АПК развитых и развивающихся стран.

Таблица 1

Динамика доли развитых стран в глобальном импорте основных продуктов АПК

Продукция АПК 1985 г. 1990 г. 1995 г 2000 г. 2004 г.

Обработанные продукты

Шоколадные продукты 0,69 0,75 0,74 0,71 0,73

Мясо 0,7 0,68 0,76 0,74 0,75

Печенье 0,47 0,62 0,66 0,69 0,7

Корм для домашних животных 0,91 0,97 0,93 0,89 0,86

Готовое питание 0,47 0,52 0,51 0,57 0,57

Вино 0,88 0,92 0,89 0,87 0,9

Фрукты и овощи

Бананы 0,89 0,95 0,95 0,91 0,88

Виноград 0,81 0,82 0,84 0,76 0,76

Помидоры 0,95 0,92 0,94 0,95 0,95

Частично обработанные продукты

Соевый жмых 0,84 0,77 0,75 0,64 0,49

Шкуры и кожи 0,86 0,74 0,54 0,42 0,42

Пальмовое масло 0,32 0,27 0,27 0,25 0,29

Соевое масло 0,1 0,18 0,11 0,07 0,08

Массовые сельскохозяйственные продукты

Хлопковое волокно 0,56 0,67 0,48 0,35 0,34

Кукуруза 0,59 0,64 0,56 0,36 0,37

Рис 0,16 0,19 0,22 0,16 0,17

Табак 0,82 0,8 0,8 0,76 0,77

Соя 0,86 0,79 0,78 0,68 0,59

Пшеница 0,37 0,38 0,32 0,22 0,24

С ростом доходов мясо обычно становится более важным источником калорий в диете человека (рис. 6). В то время как связь между доходом и потреблением животноводческой продукции известна, связь между экономическим ростом и торговлей мясом менее определена. Регионы с более высоким ростом в потреблении мяса не обязательно становятся большими импортерами мяса. Расширение внутреннего производства мяса играет важную роль в формировании роста импорта. Импорт будет зависеть от уровня конкурентоспособности отечественных производителей на местных рынках. Исходные затраты, технология и уровни производительности животноводческих секторов различаются по регионам. Некоторые технологии производства легко копируются в различных регионах, в то время как другие менее адаптируемы к новым условиям.

Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 №1 Часть 2

Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 №1 Часть 2

Бангладеш Филиппины Япония Кразнлия США

Рис. 6. Уровень потребления и источники калорий продукции АПК в странах с разными

уровнями доходов.

Регионы мира с дешёвыми производственными факторами - корма, рабочая сила, оборудование и т.д. - имеют конкурентоспособные преимущества в первой фазе производства мяса, выращивания животных на фермах. Наличие больших площадей земли для сельского хозяйства способствует расширению мясных ферм и ранчо. Пастбища необходимы для выращивания стада КРС и других жвачных животных. Большие зернопроизводящие зоны могут поддержать интенсивный откорм свиней и птицы с низкими затратами на транспортировку кормов. Затраты на корма могут быть значительно выше, если корм транспортируется на большие расстояния: издержки по кормам в птицеводстве Японии на 60% выше, чем в США частично из-за транспортных расходов. Наличие земли также важно для решения вопросов утилизации отходов животноводства. Внесение удобрения как источника питательных веществ почвы - наиболее предпочтительный метод избавления от отходов, но поля не могут поглотить неограниченные количества этих отходов. Доступ к большим полям или пастбищам сокращает затраты, связанные с вывозом отходов. В дополнение к количеству и качеству ресурсов земли, плотность населения оказывает всё большее влияние на животноводство. Высокая плотность населения начинает ограничивать животноводство и производство его продуктов из-за проблем с загрязнением окружающей среды.

Наличие рабочей силы влияет на расположение производства мяса для экспорта. Много развивающихся стран имеет большие резервы дешевой рабочей силы, что даёт этим странам преимущество по расходам заработной платы в скотоводстве и переработке мяса. Близость дешёвой рабочей силы к главным источникам выращивания скота поддерживает развитие экспорта, ориентируемого на производство мяса. Бразилия, где производство и экспорт мяса птицы процветает, имеет значительные выгоды от комбинации близкорасположенных большого производства кормов и относительно дешёвой рабочей силы. Однако, другие факторы, такие как санитарные стандарты и болезни животных, часто вмешиваются, сокращая экспорт из развивающихся стран. В то время как заработная плата в развитых странах выше, различия в трудовой структуре рынка приводят к существенным различиям в уровнях заработной платы среди этих стран (рис. 7).

Затраты капитала в производство сельскохозяйственной продукции и её переработку также часто имеют значительные межстрановые различия. Высокие процентные ставки, макроэкономическая нестабильность и недостаточная прозрачность финансовых операций в развивающихся странах могут удержать местные инвестиции, например, в животноводстве и производстве мясных полуфабрикатов или готовой продукции, как это имело место в Аргентине в 2002 г. Крупный масштаб скотобоен и консервных заводов, необходимый для достижения экономически выгодных размеров, требует значительных начальных инвестиций, часто недоступен для финансовых средств маленьких фирм и небольших экономических систем. Однако, финансовый капитал, в отличие от рабочей силы и, конечно, земли, является интернационально мобильным. Иностранные инвестиции, используя дешёвую рабочую силу, доступную в развивающихся странах, смогли создать глобально конкурентоспособные ско-

тобойни и мясоконсервные заводы в этих странах, импортируя мясо или животных для дальнейшей обработки. Промышленность птицеводства Китая, которая использовала замороженное американское мясо бройлеров как производственный ресурс для дальнейшей обработки, реэкспортирует эту продукцию в Японию, демонстрирует такую возможность.

Германии Норвегия Бельгия Англии Исландии Австрии Австралии Италии США Сингапур Южная Корея Чехия Польша Венесуэла Белоруссии Венгрии Перу Никарагуа Молдавия

О 0,3 0,6 0,9 1,2 1,5 1,8

Индекс США=1

Рис. 7. индексы месячной зарплаты работников скотобоен и мясоконсервных заводов

разных стран, США=1,0.

Географическое местоположение производства совместно с основными ресурсами - кормами, рабочей силой и капиталом - способствует определению места, где отрасли промышленного животноводства будут процветать. Наличие производства мяса рядом с большим количеством потенциальных потребителей позволяет операциям по обработке принимать экономически выгодные размеры и сокращать затраты распределения. Соглашения по торговым правилам между странами могут также расширить размер рынка, доступного для фирмы, создавая многонациональный рынок с общими правилами.

Перечисленные факторы, в частности, объясняют большую часть текущей мировой торговли мясом. До последнего времени США и Канада вместе формировали регион, лидирующий в экспорте мяса (рис. 8). США обладают значительным зерновым потенциалом кормов, трав и фуража, большим внутренним рынком и доступом к целому ряду крупных зарубежных рынков. Канада имеет подобные ресурсы и, хотя её собственное население является относительно небольшим, она имеет доступ к большому соседнему американскому рынку через североамериканское Соглашение о свободной торговле (NAFTA), а также и на более отдаленные международные рынки.

Другие главные компоненты текущей мировой торговли мясом также можно объяснить как результат эффективного использования обильных ресурсов для откорма животных и обрабатывающей промышленности мяса. Экспортные регионы Океании (Австралия и Новая Зеландия) и Южная Америка (Бразилия и Аргентина) используют многочисленные земель-

1 '

J

н**н*н*н*н*н»ттткти»ттш»1т***1

******************

♦«+«

ivivV'y]

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ш

□ работники мясоконсервных

заводов ЕЮ мясники

Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 №1 Часть 2

Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 №1 Часть 2

ные ресурсы для производства скота и говядины для экспорта (Океания и Южная Америка), баранины (Океания) и мяса птицы (Бразилия). Бразилия, в дополнение к крупному, производительному растениеводству и большим ареалам пастбищ, также извлекает выгоду из относительно дешёвой рабочей силы и большого внутреннего рынка. Активизация этих факторов обеспечила уверенный рост экспорта мяса этих стран, и на фоне произошедшего снижения продаж США (в 2004 г. в 1,5 раза по сравнению с 2002 г.) и незначительного прироста Канады позволило Южной Америке занять лидирующее место в рейтинге мировых экспортёров мяса.

Восток, страны Азии - Япония, Южная Корея и Тайвань - являются обычно самым большим в мире регионом, импортирующим мясо (рис. 9). Регион плотно населен, с горами и лесами, которые ограничивают землю, пригодную для сельского хозяйства, поэтому крупномасштабное производство кормов является относительно дорогим. Кроме того, регион имеет относительно высокие трудовые затраты. Восточно-азиатские производители домашнего скота должны нести высокие затраты на импортные корма, а расположение крупномасштабных ферм и заводов обработки мяса часто затруднено из-за проблем загрязнения и ограниченности земли. Несмотря на очевидное преимущества для производителей мяса Восточной Азии от близости к большим внутренним и региональным рынкам, регион в целом стал главной зоной, импортирующей мясо.

3200

2400

а;

5

а 1600

я

800

0 1999 г. 2000 г. 2001 г. 2002 г. 2003 г. 2004 г.

■ США-Канада 2719 3288 3038 3315 3281 2129

□ Океания 1749 1872 1961 1949 1916 2059

К Страны ЕС 2244 2115 1807 1744 1762 1794

П Аргентина-Бразилия 932 1012 1253 1819 2164 2872

Рис. 8. Динамика общего экспорта мяса по регионам.

Япония импортирует мясо почти столько, сколько объединенный импорт всех развивающихся стран (рис. 10). Несмотря на быстрый экономический рост в большинстве стран Азии, только Япония выделяется как главный рынок для экспортеров мяса. В последние годы промышленно развитые страны - Южная Корея и Гонконг - являяются наиболее быстро растущими рынками мяса. В то время как потребление мяса увеличилось в странах с низким и средним доходом, не было значимого изменения в экспорте на этих рынках. Одна из причин в том, что произошли изменения в мировом производстве мяса, связанные с быстрым ростом его производства, происходящем в Азии и Ближнем Востоке. Поскольку сектор животноводства расширяется в этих регионах, спрос на импорт мяса уменьшается. Внутреннее производство мяса в Азии шло в ногу с экономическим ростом и потреблением в регионе. В 1980 г. высокоразвитые страны Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) произвели 45% мирового мяса, в то время как Азия и Ближний Восток произвели меньше 20%. Но уже к началу 2000-х гг. страны ОЭСР произвели только 36% мирового мяса, в то время как доля

стран Азии увеличилась до 38%. Большая часть этого роста была обеспечена мясом нежвачных животных, чьё производство не требует значительных земельных площадей.

Рис. 9. Динамика общего импорта мяса по регионам.

&

ИЯг юния )угие развитые раны звивающиеся раны

шДр

СТ ЕЭРа

СТ

10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 0

Говядина Свинина Мясо птицы

Рис. 10. Межстрановая структура мирового импорта мяса.

Импорт кормов для животноводства значительно переместился от развитых стран к развивающимся странам. Например, доля кормов из сои, импортированных развитыми странами в 1980 г., составляла 84%, но к началу 2000-х гг. снизилась к отметке менее чем 50%. Важность использования соевого жмыха в животноводстве была главным фактором, определяющим рост импорта в развивающихся странах. Рост животноводства Китая шел в ногу с его общим экономическим ростом, снижая спрос на импорт мяса. Значительные резервы рабочей силы с низкой заработной платой, сохраняющей низкие издержки производства, облегчили развитие скотоводства. В целом, увеличение внутреннего потребления было тождественно росту внутреннего производства. Мясо демонстрирует хороший пример, почему не всегда существует прямая связь между ростом потребления и торговым ростом.

Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 №1 Часть 2

Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 №1 Часть 2

Таким образом, межстрановый анализ спроса продовольствия может улучшить понимание глобальных тенденций развития рынков продукции АПК, выявляя количественные соотношения между спросом, составом продовольствия и уровнем доходов. Эти знания, в свою очередь, могут обеспечить критический вклад в оценку будущих глобальных потребностей в продовольствии.

литература

1. Апатовскаят. Обзор российского рынка фруктов // Russian Food&Drinks Market. 2005. № 3.

2. Фетюхина О.Н. Глобальный рынок продуктов питания // Маркетинг в России и за рубежом. 2007. № 2.

4. Фетюхина О.Н. Динамика структуры глобальных рынков продукции АПК // Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Общественные науки. 2007. № 2.

3. Фетюхина О.Н. Маркетинг и маркетинговая система АПК // Экономический анализ: теория и практика. 2007. № 2.

5. Dyck J.H., Nelson K.E. Structure of the global markets for meat // Agriculture Information Bulletin. Market and Trade Economics Division. Economic Research Service. U. S. Department of Agriculture, 2003.

6. Food and Agriculture Organization of the United Nations (FAOSTAT) // http://apps.fao.org/.

7. International trade statistics - 2005. Geneva: WTO Publications, 2006.

8. Marvin H., Seim D., Novenario-Reese M.J., Roxanne Clemens R, Martin L. Global competitiveness of the U.S. pork sector / Staff Paper. № 301. Iowa State University,1998.

9. National Bureau of Economic Research, Occupational Wages around the World (OWW) Database // http://www.nber.org/oww.

10. Regmi A. Changing structure of global food demand and trade /Agriculture and Trade Report.

U.S. Department of Agriculture, Economic Research Service. 2001. May.

11. The World Bank // http://www.worldbank.org.

12. USDA-NASS. Agricultural Statistics // (http://www.usda.gov/nass).

ХАСЫКОВА Д.О.

ОРГАНИЗАЦИОННО-СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД В СИСТЕМЕ ВНУТРИКОРПОРАТИВНОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ

Особенностью современного этапа развития корпоративного и внутреннего финансового контроля является то, что внутренний финансовый контроль по сравнению с государственным финансовым контролем значительно расширяется и по целям, и по направлениям, сохраняя прямо или косвенно сочетание с государственным финансовым контролем.

Система внутреннего корпоративного финансового контроля на данном этапе своего развития остро нуждается в научно обоснованных практических и методических рекомендациях, выработанных на основе обобщения отечественного и зарубежного опыта.

Система внутрикорпоративного финансового контроля должна применяться не только в сфере оптимизации расходов и предотвращения убытков хозяйствующих субъектов, а также в контексте обеспечения экономической и финансовой безопасности, выявления угроз и рисков финансовой сферы, обеспечения эффективного механизма принятия финансовых решений.

Стратегия в области формирования системы внутрихозяйственного контроля -важная составляющая бизнес-стратегии компании.

Системы контроля в той или иной форме существуют на каждом предприятии. Тем не менее, приходится констатировать, что практика формирования в России полноценных систем внутрихозяйственного контроля только начинает складываться. Чем больше компания и чем сложнее ее организационная структура, тем выше требования к системам контроля и актуальнее задача повышения их качества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.