© 2007 г. О.Н. Фетюхина
ДИНАМИКА СТРУКТУРЫ ГЛОБАЛЬНЫХ РЫНКОВ ПРОДУКЦИИ АПК
Состав мировой торговли продукцией АПК может быть описан в терминах изменений её основных компонентов. В целом сельскохозяйственная торговля состоит из продовольственных и непродовольственных товаров как в сырой, так и в той или иной мере переработанных формах [1]. В англоязычной литературе по маркетингу и торговле продовольствием (foods) и сельскохозяйственными продуктами (agricultural products) выделяют два типа этих товаров: так называемые наземные продукты (land-based products) и обработанное продовольствие (manufacturedfoods). К первым относится продовольствие, которое не должно подвергаться существенным изменениям при обработке его основной товарной формы: а) массовые сельскохозяйственные товары (bulk agricultural commodities) -пшеница, кукуруза, рис, соя, кофе и чай; б) свежие фрукты и овощи (fresh horticultural); в) животноводческие продукты (animal products) - мясо, молоко и г) частично обработанные сельскохозяйственные продукты (processed land-based products), фасованные и готовые к розничной продаже - свежее и охлаждённое молоко и мясо, растительное масло, мука, сахар, замороженные мясо, консервированные фрукты и овощи, сухое молоко. Группа обработанного продовольствия включает продукцию АПК, подвергнутую глубокой, многократной обработке и изменению первоначальной формы - сухие завтраки из хлебных злаков, мука с различными добавками, колбасы и копчёности, сыр, хлебобулочные и кондитерские изделия, детское питание, корм для животных, безалкогольные напитки и пиво. Фасованное продовольствие (packaged food products) - розничные продажи, прежде всего в форме готовых пищевых продуктов для домашних приготовлений или прямого потребления, т.е. испеченные, консервированные, замороженные или высушенные продовольственные продукты. Свежие продукты, такие как фрукты, овощи и мясо, или общие компоненты, участвующие в приготовлении пищи, типа сахара, муки и соли, в эту категорию не включены [2].
В практике международной торговли продукция АПК группируется в следующих терминах: массовые сельскохозяйственные продукты (bulk); частично обработанные продукты (intermediate processed commodities), такие как мука и масло; свежие фрукты и овощи; обработанные продукты (consumer-processed products).
Доля массовых сельхозпродуктов имеет тенденцию к устойчивому понижению, и последние годы эта группа товаров уже не является индикатором роста мировой торговли продукцией АПК. Доля частично обработанных продуктов также уменьшается. Снижение доли массовых продуктов в мировой торговле, как далее будет показано, не означает уменьшения абсолютных значений продаж этой группы товаров [2]. Потребности импорта в массовой продукции АПК частично удовлетворяются ростом в промежуточном звене обработанных продуктов, которые являются по
существу обработанными массовыми продуктами. Семена масличной культуры, переработанные в растительное масло и продовольствие и затем проданное, снижают потребности в импорте семян. Фуражное зерно в конечном итоге обеспечивает производство мяса и различной животноводческой продукции, реализуемой на внешних рынках, что также снижает импорт зерна.
Продажа продукции группы свежих овощей и фруктов, состоящей из продуктов, потребляемых без последующей обработки, идёт синхронно с общей сельскохозяйственной торговлей, сохраняя в рассматриваемый период свою долю почти постоянной. Совершенствование технологий транспортировки играет важную роль в расширяющейся торговле свежих овощей и фруктов. Обработанные продукты - наиболее быстро растущая категория продукции АПК. Факторы, обусловливающие рост её более сложны, чем для других категорий [3].
Большую долю общих глобальных продаж продукции АПК формируют всего несколько продуктов. При этом среди основных видов продовольствия есть существенные различия в темпах прироста продаж.
Следует отметить, что в структуре международной торговли появились продукты, сравнительно недавно классифицируемые как непригодные для продажи («non-tradeable»). Это явление связано с формированием предпочтений к импортным товарам, связанным с улучшением их качества и условий транспортировки. Корма для домашних животных (pet food) - пример таких продуктов и один из быстро растущих товаров в глобальной торговле. К таким же быстро растущим категориям относятся фасованное продовольствие, среди которого потребители дифференцируют продукты с уникальными марками и ярлыками. Ежегодный рост продаж в мировой торговле печенья, готовых пищевых продуктов и конфет составил почти 10 %, с общей суммой их реализации 15 млрд дол., которая превышает стоимость глобальных продаж пшеницы [4].
Увеличение реализации многих из обработанных полуфабрикатов типа соевого масла, муки и продовольствия из сои имеет также высокий коэффициент (3,5 %) в общей сельскохозяйственной торговле. Потребность импорта на них сформирована из потребительского спроса на законченную обработанную пищу и продукты животноводства. Торговля обработанными продуктами промежуточного звена зависит от экспортеров, имеющих сравнительное преимущество перед импортёрами в мукомольном производстве. Страны-экспортёры с большими внутренними рынками могут иметь значительные преимущества в экономии за счёт роста производства.
Пшеница, кукуруза, кофе и бобы какао составляют основу глобальной торговли массовыми продуктами, c самыми низкими темпами роста в структуре глобальных продаж продукцией АПК (ее 1 % ежегодно) [5].
Мировая торговля к 2005 г. характеризуется тем, что объем экспортной торговли товарами вырос на 9 %,
это самый высокий уровень - с 2000 г. (рис. 1, 2). Такое ускорение обусловлено в первую очередь динамикой роста продаж промышленными товарами (10 %), что, в частности, в два раза выше темпов 2003 г. Мировое производство промышленных товаров было на 4 % выше, чем в 2000 г., когда прирост их глобального производства составил около 5 %. Торговля продуктами АПК выросла в 2004 г. в реальном исчислении на 3,5 %, это показатель, неизменный с 2003 г. При этом североамериканский экспорт сельскохозяйственных про-
дуктов не изменился, а в Европе повысился на 2,5 %, что ниже, чем прирост глобальных продаж этой группы товаров в целом. Южная и Центральная Америка, так же как страны СНГ и Африки, показали уровень выше среднего экспортного роста. Азия, чистый импортер сельскохозяйственных продуктов, увеличила их экспорт на 3 % в 2004 г. Рост сельскохозяйственной торговли продолжает превышать темпы роста производства АПК (3 %), но с уменьшением по отношению к 2000 г.
Рис. 1. Рост мировых объёмов производства и продаж основных групп товаров в 2004 г. по отношению к 2000 г., % [6]
2000-2004
2002
г оды
2003
2004
Рис. 2. Динамика глобального экспорта основных групп товаров, % [6]
Мировой экспорт сельскохозяйственных продуктов в 2004 г. по отношению к 2000 г. вырос на 15 % и составил 783 млрд дол. Структура мирового экспорта продукции АПК в 2004 г. представлена тремя основными категориями: обработанные (557 млрд дол.), массовые продукты (156 млрд дол.) и рыба (70 млрд дол.). В общей структуре глобальных продаж с 2000 г. доля продукции АПК существенно не изменилась - продовольствие поднялось с 6,9 до 7,0 %, а продажи сырьевых (массовых) продуктов снизились с 1,9 до 1,8 %. Среднегодовые темпы роста продаж за период 2000 - 2004 гг. составили по продовольствию 10, а по сырью - 7 %. Повышение стоимостной оценки глобальной сельскохозяйственной торговли является скорее следствием роста цен на продукцию АПК, составившего в 2004 г. 11 % [6].
Доля продукции АПК в экспортно-импортной структуре общих продаж и глобальной торговле сырьевы-
ми материалами по мировым регионам представлена на рис. 3. Наблюдается незначительное различие между экспортом и импортом продуктов АПК по регионам, наибольшая разница - доминирование экспорта над импортом в странах Южной и Центральной Америки и обратная ситуация - в странах Среднего Востока. Сельскохозяйственный экспорт Южной и Центральной Америки, Африки и стран СНГ показал высокий рост в течение второго года подряд. Соответственно, их доля в мировом экспорте в этой товарной категории заметно увеличилась в период 2000 - 2004 гг. Хотя сельскохозяйственный экспорт стран Азии превышал страны Северной Америки с 2003 г., этот регион остаётся самым большим в мире чистым импортёром. Среди ведущих сельскохозяйственных импортеров Китай показал расширение импорта приблизительно на 40 % второй год подряд.
Fipt
Лоис
Сетезтая Америка
Южназг к Центральная Лтиерика
Африке
Спр
СНГ
Cpejjjuiii Восток
^^^^^^ 1 1 1 1
1- ■
F-4я
-
у
3 □ импорт
? □ экспорт 1
Ü.0
1 OJO
20.0
30.G
40,0
50.С
Рис. 3. Доля мировых регионов в глобальных продажах продуктов АПК (2004 г.), % [6]
Участие стран СНГ в глобальной торговле продуктами АПК выглядит следующим образом. СНГ включает 12 стран, но РФ определяет две трети экспорта товарной продукции и больше половины её импорта. Внутрирегиональная торговля повысилась немного быстрее, чем общий экспорт в 2004 г., и составляла пятую часть из общего количества. Важность внутрирегиональной торговли значительно отличается по группам товаров, также как и среди стран-членов СНГ. Доля продуктов АПК по странам СНГ в 2004 г.
была такая же, как и в целом в мире - 9 %, но здесь значительно большую долю, чем во всём мире составили товары горной и топливной промышленности, соответственно 54 и 15 %, на что в первую очередь оказало влияние состояние глобальной торговли России. Экспорт продуктов АПК в глобальном масштабе в 2004 г. по сравнению с 2000 г. вырос на 35 %, однако по регионам мира имеются противоположные тенденции: внутри стран СНГ экспорт увеличился на 5,5, а из стран Европы экспорт снизился на 8,6 % (рис. 4).
Рис. 4. Динамика структуры экспорта продукции АПК стран СНГ по регионам мира (2000 - 2004 гг.), % [6]
Таким образом, главные детерминанты изменений в структуре глобальной торговли продовольствием определяются тем, что изменения в потреблении продовольствия в одном регионе имеют значения для производства и обмена в других странах [1]. Растущая взаимозависимость изменений в потреблении может иметь решающее воздействие на рынки продовольствия во всём мире. За прошлые два десятилетия состав мировой сельскохозяйственной торговли подвергся существенному изменению. Сегодня торговля зерном больше не является лидером сельскохозяйственной торговли, как это было в прошлом. Массовая сельскохозяйственная продукция (зерно, семена масличной
культуры, хлопок и табак) стала занимать меньший удельный вес в структуре мировой сельскохозяйственной торговли (менее 30 %). Страны, в структуре экспорта которых большой удельный вес занимали обработанные сельскохозяйственные продукты, в целом увеличили свою долю на мировом рынке продукции АПК.
Литература
1. Bowen H.P. Factor Accumulation and Developing Country Trade / Working paper, Graduate School of Management. 1994. September.
2. Regmi A., GehlharM. New Directions in Global Food Markets /Agriculture Information Bulletin № (AIB794). U.S. Department of Agriculture, Economic Research Service. 2005. February.
3. Regmi A. Changing Structure of Global Food Demand and Trade /Agriculture and Trade Report WRS-01-1. 2001. May.
Донской государственный аграрный университет
4. Reardon T., Berdegue J.A. The Rapid Rise of Supermarkets in Latin America: Challenges and Opportunities for Development // Development Policy Review. № 20. 2002. Р. 317-334.
5. Feenstra R.C. New Product Varieties and Measurement of International Prices // American Economic Review. № 1. Vol. 84. 1994.
6. International trade statistics - 2005. Geneva, 2006.
24 декабря 2006 г.