Красовская А.Е.
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПОВЫШЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СОВМЕСТИМОСТИ МЛАДШИХ КОМАНДИРОВ
В КУРСАНТСКИХ ГРУППАХ
Функционирование курсантских групп предполагает эффективную деятельность младших командиров по ее управлению, на результативность которой оказывает влияние характер межличностных отношений. В связи со спецификой деятельности и межличностного общения младших командиров в курсантских группах даже незначительные разногласия в их мнениях и оценках могут перерастать в межличностные конфликты.
Особенностью деятельности младших командиров является то, что младший командир в учебной группе является одновременно и курсантом, и командиром. Как курсант, он наравне со всеми осваивает программу обучения и готовится к будущей деятельности в качестве офицера. Как командир он должен руководить подчиненными, требовать от курсантов строгого соблюдения уставного порядка и дисциплины [1, с. 23]. При этом, следует учитывать, что подбор всех кандидатов на должность младших командиров курсантских групп из числа лиц, ранее проходивших военную службу или обучающихся в кадетском корпусе, суворовском училище (то есть, уже ознакомившихся с особенностями военной службы или управленческой деятельностью) не всегда является возможным. Тогда младшими командирами назначаются лица из числа гражданской молодежи. В подобных случаях, когда в одной учебной группе одни младшие командиры из числа военнослужащих, а другие из числа гражданской молодежи, увеличивается вероятность возникновения межличностных конфликтов в отношениях между ними.
Причинами подобных конфликтов являются: различие в установках и ценностных ориентациях личности; уровень притязания более опытных младших командиров; игнорирование мнения других младших командиров; пренебрежительное отношение к товарищам, а также противоречия, затрагивающие сферу межличностных отношений обучаемых.
Такими противоречиями могут быть:
- противоречия психологического плана (например, между стремлением личности к признанию своей социальной значимости и ограниченными
возможностями существующих форм самореализации и самовыражения в службе; между жесткой формализацией взаимоотношений и объективной потребностью младших командиров к неформальным связям и отношениям);
- противоречия в сфере управления подразделением (между обезличенностью результатов служебного труда и потребностью в персонализации своей позиции каждым младшим командиром);
- противоречия в области службы (например, между уровнем развития группы и степенью зависимости межличностных отношений от содержания служебной деятельности) [2, с. 368].
Обострение указанных противоречий и ряда других проблем деформирует систему межличностных отношений младших командиров в курсантских группах. По причине подобной деформации развивается личностная неудовлетворенность младших командиров взаимоотношениями, искажающая нравственное поведение. Следовательно, с целью разрешения вышеуказанных противоречий и предупреждения возможных конфликтных ситуаций, которые могут оказать влияние на эффективность деятельности младших командиров, особое внимание следует уделять повышению психологической совместимости младших командиров в курсантских группах и построению благоприятных межличностных отношений.
Под психологической совместимостью младших командиров в курсантских группах понимается комплексное социально-психологическое явление, возникающее в процессе взаимодействия участников межличностных отношений, имеющих различные индивидуально-психологические
характеристики, и выражающееся в субъективной удовлетворенности межличностными отношениями. Психологическая совместимость является одним из основополагающих условий стабильности любого коллектива.
В качестве критерия психологической совместимости младших командиров в курсантских группах выделена эмоциональная удовлетворенность межличностными отношениями. Это объясняется тем, что эмоциональная составляющая определяет положение личности в группе, от которого зависят психическое состояние и адекватность поведения человека, что является важным в деятельности младших командиров. Эмоциональная удовлетворенность взаимоотношениями оказывает влияние на проявление эмоций и чувств, способствующих взаимодействию младших командиров (симпатия, уважение, положительные эмоции). Эмоциональная неудовлетворенность, в свою очередь,
вызывает антипатию, презрение и иные негативные эмоции, препятствующие сотрудничеству.
Рассматривая проблему психологической совместимости младших командиров в курсантских группах, нами выделены социально-психологические условия ее повышения. К социально-психологическим условиям повышения психологической совместимости младших командиров в курсантских группах относятся: оказание помощи младшим командирам в построении их
взаимоотношений; помощь отдельным младшим командирам в устранении затруднений во взаимоотношениях в коллективе; повышение внутренней готовности младших командиров к выполнению функциональных обязанностей; обеспечение эмоционального комфорта младших командиров в процессе их межличностного взаимодействия.
Указанные социально-психологические условия повышения
психологической совместимости реализуются посредством воздействия на показатели психологической совместимости младших командиров в курсантских группах, в качестве которых выделены:
1) «межличностное восприятие» - эмоциональное восприятие
взаимодействующих субъектов, порождающее эмоциональные установки одной личности по отношению к другой;
2) «межличностная привлекательность» - данный показатель
рассматривается как регулятор устойчивости и глубины межличностных отношений, включающий удовлетворённость субъектов общения друг с другом;
3) «эмоциональный комфорт личности» - показатель, связанный с положением личности в коллективе сверстников и удовлетворенности этим положением, оказывающий существенное влияние на ее развитие и состояние.
Для анализа проблемы психологической совместимости, на основе
проведенного пилотажного исследования, была разработана методика исследования психологической совместимости младших командиров в курсантских группах. Методика исследования включала: наблюдение, опросы младших командиров и курсантов (беседы, анкетирование);
психодиагностические методики. Основные результаты исследования получены с помощью методик: «Методика личностного дифференциала» (вариант,
адаптированный в НИИ им. В.М. Бехтерева), «Многофакторный личностный опросник» Р. Кеттелла (16ФЛО-3), «Оценка формально-динамических свойств индивидуальности» (ОФДСИ) В. Русалова, методика диагностики
мотивационного профиля личности «Якоря карьеры» Э. Шейна, методика «Диагностика социально-психологической адаптированности личности» К. Роджерса и Р. Даймонда, методика «Диагностика межличностных отношений» Т. Лири, «Анализ структуры и качества рабочих отношений в организации» [3,4].
Обработка результатов тестов осуществлялась с помощью пакета анализа данных Microsoft Excel, SPSS 13.0 и Statistica 6.0.
Для анализа повышения психологической совместимости младших командиров в курсантских группах был разработан коэффициент психологической совместимости, который вычислялся на основе выявленных показателей самооценок и взаимооценок младших командиров [5, с. 65]. Анализ результатов, полученных в ходе изучения коэффициентов психологической совместимости, позволил классифицировать респондентов по уровню их совместимости: младшие командиры с низким, средним и высоким уровнем совместимости (см. табл. 1).
№ Границы значений коэффициента психологической совместимости Уровень психологической совместимости
1 выше 15,6 баллов высокий
2 11,5 - 15,6 баллов средний
3 до 11,5 баллов низкий
Табл. 1. Соотношение уровней и коэффициентов психологической совместимости младших командиров в курсантских группах.
Для определения наиболее полного содержания психологической совместимости младших командиров был проведен факторный анализ, в результате которого выявлено шесть факторов психологической совместимости («социально-психологический» (I), «мотивационный» (II), «личностный» (III),
«поведенческий» (IV), «эмоциональный» (V), «оценочный» (VI)). Данные
факторы характеризуют: эмоциональное состояние личности; восприятие
личности и осознание ее потребностей другими членами группы; субъективную удовлетворенность партнером в процессе взаимодействия; легкость переключения младших командиров с одних коммуникативных паттернов - на другие; стремление к лидерству и самостоятельности; значимость поддержки и одобрения окружающих. Такие индивидуальные характеристики младших командиров как «принятие себя», «принятие других», эмоциональный комфорт личности, представлены в «поведенческом» и «эмоциональном» факторах.
Данные, полученные в ходе пилотажного исследования, позволили обосновать пути и способы повышения психологической совместимости младших командиров.
Повышение психологической совместимости младших командиров в курсантских группах осуществлялось в рамках формирующего эксперимента. Общая продолжительность эксперимента составила семь месяцев. В эксперименте участвовали младшие командиры пограничного института гуманитарного профиля. Количественный состав экспериментальных и контрольных групп составлял 20 человек из числа младших командиров. Возраст участников эксперимента находился в пределах от 17 лет до 24 года.
Проведение формирующего эксперимента осуществлялось в три этапа:
- первый этап заключался в определении групп, в которых у младших командиров выявлены средний и низкий уровни психологической совместимости;
- на втором этапе экспериментальная группа подвергалась корректирующему воздействию. Для осуществления корректирующего воздействия была разработана программа повышения психологической совместимости младших командиров, включающая развитие способностей младших командиров к самопознанию и познанию других, к самопринятию и принятию других; коррекцию способов поведения младших командиров в процессе их межличностного взаимодействия. Основными методами на втором этапе эксперимента явились: наблюдение, беседа, социально-психологический тренинг, индивидуальное и групповое психологическое консультирование;
- на третьем этапе эксперимента было проведено итоговое изучение
респондентов в экспериментальной и контрольной группах. Основными методами на данном этапе являлись: метод наблюдения, «Методика
личностного дифференциала», методика «Диагностика социально-
психологической адаптированности личности», «Методика анализа структуры и качества рабочих отношений в организации».
Сравнительный анализ результатов, полученных до и после проведения формирующего эксперимента, свидетельствует о наличии положительного сдвига в экспериментальной группе по следующим показателям
психологической совместимости (см. табл. 2).
Период диагностики Показатели и их средние значения
межличностное восприятие (р<0,009) межличностная привлекательность (р<0,009) эмоциональный комфорт личности (р<0,009)
до эксперимента 8,057 10,12 4,37
после эксперимента 12,391 11,12 5,25
Табл. 2. Средние значения показателей психологической совместимости младших командиров в экспериментальной группе.
В контрольной группе подобных положительных изменений не зафиксировано: среднее значение показателя психологической совместимости «межличностное восприятие» изменилось от 11,05 до 10,87; показателя «межличностная привлекательность» от 10,37 до 10,12; показателя «эмоциональный комфорт личности» от 4,87 до 4,62.
Проверка достоверности различий осуществлялась с помощью непараметрического критерия - критерия знаковых рангов Уилкоксона, поскольку исследование проводилось на выборке малого объема (п<30).
Полученные результаты позволяют сделать вывод о том, что возможно корректировать восприятие личности младшего командира другими испытуемыми; изменять степень принятия и познания личностью других членов группы; улучшать эмоциональное состояние испытуемых.
Анализ показателей коэффициента психологической совместимости младших командиров в экспериментальной и контрольной группах до и после эксперимента позволил установить следующие достоверно значимые различия при уровне значимости р<0,01 (см.рис. 1).
эг кг
Рис. 1. Динамика коэффициента психологической совместимости младших командиров в экспериментальной (ЭГ) и контрольной (КГ) группах.
Результаты, представленные на рис. 1, свидетельствуют о наличии положительного сдвига в показателях коэффициента психологической совместимости младших командиров в экспериментальной группе: среднее значение возросло от 8,05 (низкий уровень совместимости) до 12,39 (средний уровень совместимости). В контрольной группе среднее значение коэффициента психологической совместимости снизилось от 11,05 до 10,87 (низкий уровень совместимости) [5, с. 65].
Полученные результаты позволяют сделать вывод о возможности повышения психологической совместимости младших командиров в курсантских группах на основе реализации социально-психологических условий, направленных на оказание помощи младшим командирам в установлении их взаимоотношений и устранении затруднений в данной сфере посредством обеспечения положительных взаимных оценок испытуемых, позитивного межличностного восприятия, обеспечения эмоционального комфорта личности.
Таким образом, результаты, полученные в ходе формирующего эксперимента, свидетельствуют о том, что психокоррекционное воздействие позволяет повысить психологическую совместимость младших командиров в курсантских группах. Разработанная психокоррекционная программа дает возможность изменять способность личности к самопринятию и принятию других, к самопознанию и познанию других людей.
Реализация вышеуказанных социально-психологических условий и предлагаемая программа повышения психологической совместимости позволяет систематизировать и алгоритмизировать деятельность курсовых офицеров и офицеров воспитательных структур по изучению и психологическому сопровождению учебной и служебной деятельности младших командиров в курсантских группах в области психологической совместимости.
* * *
1. Красовская А.Е. Особенности психологической совместимости и межличностных отношений младших командиров в курсантских учебных группах // Сборник научных статей Голицинского пограничного института ФСБ России. 2009. № 3. С. 23-27.
2. Учебный процесс в военном институте ФПС России. /Учебное пособие. М.: Граница, 2000. 520 с.
3. Основы социально-психологических исследований. // Под общей ред. А. А. Бодалева, Л.Г. Лаптева. М.: Гардарики, 2007. 334 с.
4. Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Самара: Издательский Дом «БАХРАХ - М», 2003. 672 с.
5. Красовская А.Е. Особенности психологической совместимости младших командиров курсантских учебных групп образовательных учреждений гуманитарного профиля // Вестник Государственного университета управления. 2009. № 6. С. 64-66.