Известия ЮФУ. Технические науки
Специальный выпуск
ББК 87.66я73
Н.А. Ороев, Е.В. Папченко
МЕЖКУЛЬТУРНЫЙ ДИАЛОГ КАК ФАКТОР ВОСПИТАНИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ У СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ
Особенность современного этапа развития общества состоит в том, что развитая техника и информационные технологии делают народы схожими, в то время как культуры несут в себе их различия. Национальные различия и особенности людей обладают известной консервативностью, их изменение происходит не сразу за изменениями экономическими и политическими, а сравнительно медленно. Целый ряд культурных и социально-психических особенностей определенного этноса характеризуется повышенной устойчивостью, что способствует сохранению национальных различий людей. Поэтому в коллективах, где осуществляется сотрудничество представителей разных этносов возникают благоприятные условия осуществления межкультурного диалога, ведущего к взаимопониманию людей, а также к взаимообогащению культур, формированию толерантного отношения к представителям иных народностей, рас, конфессий.
Известно, что студенческие коллективы характеризуются повышенной мно-гонациональностью, что способствует решению вопросов укрепления межнациональной сплоченности коллектива, организации эффективной воспитательной работы в нем на основе межкультурного диалога.
В структуре функционирования межкультурного диалога можно выделить следующие уровни общения: а) учебные или производственные контакты, обусловленные производственной необходимостью; б) социальные контакты, связанные со способами социализации и аккультурации личности; в) социальнопсихологические контакты, выбор которых зависит от субъективных факторов членов коллектива.
Положительный опыт по работе со студентами иностранцами и представителями разных народностей, выходцами из стран бывшего Советского Союза и других субъектов Российской Федерации наработан в Технологическом институте Южного федерального университета, в котором проходят обучение представители практически всех регионов Южного федерального округа, а также студенты стран дальнего зарубежья. Службы заместителей руководителя по учебной работе и международному сотрудничеству совместно с кафедрами лингвистического образования, истории и философии уделяют большое внимание не только овладению студентами литературного русского языка, терминологией будущей специальности, но также развитию общегуманитарной подготовки, способствующей знакомству с культурными традициями русского народа, его историей, особенностями менталитета. Одновременно перед российскими студентами открывается возможность ближе познакомиться и узнать национальные особенности представителей иных народов и континентов.