Научная статья на тему 'Формирование межэтнической толерантности у студентов колледжа профессиональных технологий'

Формирование межэтнической толерантности у студентов колледжа профессиональных технологий Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
289
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖЭТНИЧЕСКАЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ / МОДЕЛИРОВАНИЕ / ВЕСТИМЕНТАРНАЯ МОДА (МОДА В ОДЕЖДЕ) / ФОРМИРОВАНИЕ / ЗНАНИЯ / УМЕНИЯ / НАВЫКИ / ЭТНИЧЕСКИЕ ТРАДИЦИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сатарова Лариса Алексеевна, Шевченко Юлия Александровна

Статья посвящена проблеме формирования межэтнической толерантности личности средствами вестиментарной моды. Авторы утверждают, что педагогическое воздействие, оказываемое в ходе специального обучения, должно быть направлено на формирование у будущих специалистов знаний, умений и навыков, связанных с межэтнической толерантностью. Эти качества можно тренировать в процессе создания современного костюма на базе этнической традиции. Важнейшими направлениями педагогической работы по формированию межэтнической толерантности является, во-первых, просветительская деятельность с целью ознакомления участников образовательного процесса с историей, традициями, ценностями различных культур; со способами сосуществования людей разных национальностей, вероисповеданий, идеологий, проживающих на одной территории; во-вторых, деятельность, связанная с практическим решением проблем межличностного и межкультурного характера, с воспитанием молодежи в духе ненасилия, уважения, доброжелательности к иным культурам и народам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сатарова Лариса Алексеевна, Шевченко Юлия Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование межэтнической толерантности у студентов колледжа профессиональных технологий»

УДК 37.034

Сатарова Лариса Алексеевна

доктор педагогических наук sataroval 949@gmail.com

Шевченко Юлия Александровна

соискатель

879yuli@mail.ru

Формирование

МЕЖЭТНИЧЕСКОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ У СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ

ТЕХНОЛОГИЙ

Larisa A. Satarova

doctor of Pedagogical Sciences satarova1949@gmail.com

Julia A. Shevchenko

job seeker 879yuli@mail.ru

Formation of interethnic

TOLERANCE STUDENTS COLLEGE OF PROFESSIONAL TECHNOLOGIES

Аннотация. Статья посвящена проблеме формирования межэтнической толерантности личности средствами вестиментарной моды. Авторы утверждают, что педагогическое воздействие, оказываемое в ходе специального обучения, должно быть направлено на формирование у будущих специалистов знаний, умений и навыков, связанных с межэтнической толерантностью. Эти качества можно тренировать в процессе создания современного костюма на базе этнической традиции. Важнейшими направлениями педагогической работы по формированию межэтнической толерантности является, во-первых, просветительская деятельность с целью ознакомления участников образовательного процесса с историей, традициями, ценностями различных культур; со способами сосуществования людей разных национальностей, вероисповеданий, идеологий, проживающих на одной территории; во-вторых, деятельность, связанная с практическим решением проблем межличностного и межкультурного характера, с воспитанием молодежи в духе ненасилия, уважения, доброжелательности к иным культурам и народам.

Ключевые слова: межэтническая толерантность, моделирование, вестиментарная мода (мода в одежде), формирование, знания, умения, навыки, этнические традиции.

Annotation. Article is devoted to the formation of interethnic tolerance personality means vestimentarnoy fashion. The authors argue that the pedagogical impact that during the special education should be directed to the formation of future specialists the knowledge and skills related to interethnic tolerance. These qualities can be trained in the process of creating a modern costume based on ethnic traditions.The most important areas of pedagogical work on the formation of interethnic tolerance is, firstly, outreach activities in order to familiarize participants in the educational process with the history, traditions and values of different cultures; with ways of coexistence of people of different nationalities, religions, ideologies, living in the same territory; secondly, the activities related to the practical solution of problems of interpersonal and intercultural character, with the upbringing of young people in the spirit of non-violence, respect, kindness to other cultures and peoples.

Keywords: inter-ethnic tolerance, modeling,

vestimentarnaya fashion (fashion clothing), the formation of knowledge, skills, and ethnic traditions.

В соответствии с «Толковым словарем русского языка» (под редакцией Д.Н. Ушакова), толерантность это способность терпеть; настойчивость, упорство и выдержка в каком-либо деле, работе, а также - это терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению. Отсюда следует, что межэтническая толерантность - это уважительное отношение к культурным, этническим, религиозным особенностям людей, представителям иных национальностей на основе принципов гуманизма и общечеловеческой морали.

Понятие «толерантность» в теоретическом плане рассматривалось многими учеными: Р.Р. Валитовой, В.А. Лекторским, О. Хоффе, а разные ее аспекты раскрыты в концепции личности и общей теории отношений: Б. Г. Ананьева, А.А. Бодалева, Л.С. Выготского, В.Н. Мясищева, СЛ. Рубинштейна; в исследованиях феноменологии ненасилия и толерантности: Б.С. Гершунского, Дж. Локка, М. Уолцера, Ю. Хабермаса и др. На основании методологических подходов к изучению сущности толерантности, ее классификаций и функций, можно говорить о том, что эта проблема имеет меж-

255

дисциплинарный характер и к ее формированию можно подходить с разных позиций.

В нашем исследовании толерантность понимается не только как качество личности, способной принимать решения, максимально учитывая интересы и потребности других людей, но и как система принципов, определяющих взаимодействие, отношение между людьми, группами людей, представителями разных этносов и религий, в основе которых лежат дружелюбие, сотрудничество, сотворчество. Известно, что важнейшими направлениями педагогической работы по формированию межэтнической толерантности является, во-первых, просветительская деятельность с целью ознакомления участников образовательного процесса с историей, традициями, ценностями различных культур; со способами сосуществования людей разных национальностей, вероисповеданий, идеологий, проживающих на одной территории; во-вторых, деятельность, связанная с практическим решением проблем межличностного и межкультурного характера, с воспитанием молодежи в духе ненасилия, уважения, доброжелательности к иным культурам и народам.

Образовательный процесс, осуществляемый в условиях полиэтнической, многокультурной среды должен опираться на диалог культур, как важнейшее условие сосуществования представителей разных наций, этносов, проживающих на одной территории, обучающихся в одном учебном учреждении. На этом основании можно говорить о полиэтнической среде, как части образовательной среды учебного учреждения, функцией которой является обеспечение эффективного взаимодействия между субъектами образовательного процесса. Для этого необходимо создание педагогических условий, оказывающих формирующее воздействие на становление толерантной личности. Под этими условиями мы понимаем следующие: направленность образовательного процесса на культурные ценности; содержание обучения и воспитания, построенные на основе диалога культур Запада и Востока; понимание и принятие национальных традиций в межличностном общении; учет личностных потребностей представителей молодежи к сотрудничеству и коллективному творчеству.

Как говорилось выше, толерантность многократно становилась предметом исследования отечественных и зарубежных ученых, однако никто не прибегал к изучению данной проблемы с позиции решения вопроса средствами вестиментар-ной моды (моды в одежде). На наш взгляд, именно конструирование и моделирование в области современного костюма на основе этнических традиций может являться средством формирования уважительного отношения к культурным, этническим и религиозным особенностям людей разных национальностей. Ведь мода есть комплексная структура, органично соединяющая в себе искусство, психологию, экономику, достижения научно-технического прогресса, ее принято рассматривать как синкретическое явление, способное объединить людей разных возрастов, национальностей и вероисповеданий.

Заметим, что проявление моды во внешнем облике человека посредством одежды, то есть ве-стиментарная мода, является неким стимулом, идеалом, направлением, которому необходимо следовать, поскольку она позволяет чувствовать ритм культуры, чутко реагировать на изменения, происходящие в мире. Когда человек выбирает тот или иной стиль в моде, он отдает предпочтение не просто понравившейся ему вещи, а выбирает определенный образ жизни, выражая собственную позицию относительно своего места в обществе.

Итак, достоинствами моды является то, что она выступает в качестве катализатора процессов, происходящих в постоянно меняющемся обществе, и в то же время социокультурного регулятора - одного из важнейших способов проявления толерантности. Таким образом, мода помогает людям приспособиться к меняющимся условиям мирного сосуществования, определять будущие потребности.

Отсюда, вестиментарная мода, как фактор культуры, обладающая огромным ценностно-

формирующим потенциалом, то есть совокупностью возможностей благотворно влиять на студенческую молодежь, может быть использована в качестве средства формирования толерантности у студентов колледжа профессиональных технологий. Если учесть, что почти каждый регион страны представляет собой область, в которой проживает смешанный состав населения, то есть состоящий из представителей различных народностей, имеющих свою культуру, традиции, обычаи, язык и другие ценности, то наше исследование приобретает особую актуальность.

Обращение к вестиментарной моде в обучении будущих специалистов в условиях полиэтнического пространства предполагает преодоление конфликтности, бездуховности, путем высвечивания таких гуманистических ценностей, как культурная терпимость, ценность семьи и брака, целостность природы и человека, ответственность перед многонациональным обществом и самим собой.

Основными подходами педагогического воздействия на студентов в целях формирования толерантности является, во-первых, приобщение к родной, этнической и общенациональной культуре, во-вторых, обучение технологическим процессам швейного производства с учетом традиционных методов создания костюма, его элементов (конструкции, узора). В данном контексте важно создать у студентов представление об организации продуктивной деятельности по проектированию оригинальных швейных изделий, а также о типовых методах и способах выполнения профессиональных задач, оценивания их эффективности и качества. Речь идет об овладении умениями в создании эскизов одежды по описанию или с применением творческого источника, и в области конструирования с выполнением чертежей базовых конструкций швейных изделий на типовые и индивидуальные фигуры. Это необходимо осуществлять в соответствии с ФГОС среднего профессионального образования.

256

Теоретические знания в этом направлении студенты получают на лекционных и семинарских занятиях, в ходе использования инновационных технологий, таких как: кейс-технология, мастерклассы, конкурсы идей, мозговые штурмы и деловые игры.

Полезным представляется организация контакта между представителями разных этнических групп. Опыт личного общения и сотрудничества в ситуации такого контакта позволяет его участникам получить не только знания о другой группе лиц, разрушающие те или иные этнические стереотипы, но и приобрести навыки сотрудничества в совместной творческой деятельности на основе эмпатии. Поэтому главной формой работы в этом направлении является включение студентов в совместную проектную деятельность; в случае нашего эксперимента - по созданию коллекции современной одежды на основе этнокультурных традиций.

Диагностика степени проявления толерантности студентами колледжа опиралась на критерии и показатели, нашедшие отражение в соответствующих компетенциях в области знания отечественной культуры, иных культур, моральноэтических норм (когнитивный); эмоциональнооценочной направленности личности; поведенческой компоненты. Каждому критерию соответствовал уровень сформированное™ толерантности: низкий, средний, высокий.

На основании приведенных критериев и показателей осуществлялся поиск механизмов формирования толерантности. Таковыми являются: включенность студентов в совместную проектную деятельность, объединяющую всех участников едиными целевыми установками и практическими задачами; взаимодействие участников совместной деятельности на основе ролевых функций (моделирование, конструирование, пошив, декорирование, участие в дефиле); межличностное общение в соответствие с его фазами - обращения, ответной реакции, причем с учетом содержания и способов обращения; преобразование внешней мотивации во внутреннюю, то есть создание ощущения внутренней необходимости действия на основе психологической готовности к терпимости во имя позитивного взаимодействия с людьми иной культуры.

В ходе проектной деятельности студенты знакомились с красочностью, самобытностью, с сакральной символикой нескольких национальных костюмов, требующих высокого мастерства исполнения, причем являющихся семейной реликвией своих же согруппников. Данный факт для одних являлся частично компенсацией нехватки этноэстетических впечатлений, для других служил гордостью за свою нацию, а в целом пробуждал интерес к культурному наследию других народов, был источником вдохновения для создания образов в области современного костюма. Это соответствует цели формирования межэтнической толерантности у будущих модельеров-конструкторов.

В результате экспериментальной работы по внедрению потенциала вестиментарной моды в

образовательный процесс, проводимой на базе Астраханского колледжа профессиональных технологий, были получены данные о том, что студенты в ходе проектной деятельности, во-первых, научились создавать универсальные образы, отвечающие одновременно традициям в костюмах народов, проживающих на территории региона (русских, казахов, калмыков, агрыжан-ских татар, персов, киргизов), и новому образу жизни современного человека, что выражается в многофункциональности, элегантной простоте, красоте и утилитарности костюма. Во-вторых, постепенно перешли от поверхностного изменения своих внешних характеристик к изменению глубинных структур самосознания, и в итоге подошли к пониманию необходимости в духовном самосовершенствовании. Движущей силой в данном процессе является самостоятельная деятельность молодых людей по разрешению собственной проблемы, прежде всего, культивирование в себе терпимости на основе уважительного отношения к культурным, этническим, религиозным особенностям других людей, представителей иных национальностей. Что касается духовности, то речь идет о следовании в повседневной жизни - в мыслях и действиях - высшим этическим идеалам, основанным на принципах общего Блага, Любови, Истины и Красоты.

Подтверждением вышесказанного являются количественные показатели по когнитивному, эмоционально-оценочному и поведенческому критерию. Если на начальном этапе исследования высоким уровнем знаний о толерантности, о своих этнических корнях, о культуре соседних народов, о символике национального костюма, о функциях моды, обладало всего 38 человек, что составляет 16 %, то на конечном этапе уже 68 человек (29 %). Средним уровнем знаний обладало 150 человек (63 %), на конечном этапе 160 человек (67 %), в то время как низкий уровень снизился с 50 человек (21 %) до 10 человек (4 %). В общей сложности по когнитивному показателю рост определяется 17 % от общего количества студентов - 238 человек.

Анализ показателей по эмоциональнооценочному критерию выявил рост высокого уровня эмоционально-ценностной направленности личности: на 11 %, среднего - на 10 %, и снижение низкого уровня на 21 %. Это говорит о том, что студенты научились руководствоваться в своей деятельности современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества. Научились идентифицировать себя в качестве представителя культуры, этноса, почувствовали необходимость соответствовать своему статусу в обществе.

Поведенческая компонента также свидетельствует о произошедших изменениях в манере поведения испытуемых в лучшую сторону. У студентов развилась способность выявлять и использовать возможности региональной культурной образовательной среды, возникло желание принимать участие в организации культурнопросветительской деятельности в регионе. Отмечено, что у многих будущих специалистов появилось стремление к достижению компромиссов и согласия; молодые люди стали избегать

257

конфликтов, идти на сотрудничество с любым членом студенческого коллектива. Поведение будущих профессионалов стало опираться на нормы речевого, гостевого и делового этикета.

Отсюда можно сделать следующие выводы: в основе формирования межэтнической толерантЛитература:

1. Сатарова Л.А. Креативные технологии в работе со студентами. Проекты, сценарии, организация и оформление научно-практических конференций. Астрахань, 2014. 189 с.

2. Сатарова Л.А., Шевченко Ю.А. Активизация потенциала моды в социокультурном пространстве полиэтнического региона (на примере Астраханской области) : Монография. Астрахань : Колор, 2014. 236 с.

3. Шевченко Ю.А. Педагогический потенциал моды в контексте социализации молодежи // Образование, культура, социум: проблемы социализации личности. Астрахань, 2013. С. 59-62.

ности у студентов колледжа профессиональных технологий может лежать активизация потенциала вестиментарной моды, направленная на расширение границ сферы образовательной деятельности студентов, как будущих специалистов в области конструирования и моделирования костюма.

Literature:

1. Satarova L.A. Creative technologies in working with students. Projects, scenarios, organization and execution of scientific conferences. Astrakhan, 2014. 189 p.

2. Satarova L.A, Shevchenko Y.A. Enhancing the capacity of fashion in a multi-ethnic socio-cultural environment of the region (for example, the Astrakhan region). Astrakhan : Color, 2014. 236 p.

3. Shevchenko Y.A. Pedagogical potential of fashion in the context of the socialization of youth. Education, culture, society: problems of

socialization. Astrakhan, 2013. P. 59-62.

258

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.