В небольшой заметке трудно описать все достижения и проблемы докторского диссертационного совета по культурологии КемГУКИ. Перерегистрация диссертационного совета, состоявшаяся в конце 2007 года, свидетельствует о большом его потенциале, о его большой значимости для сибирского региона.
Е. Л. Кудрина
доктор педагогических наук, профессор Кемеровский государственный университет культуры и искусств
М. В. Белозерова
кандидат исторических наук, доцент Кемеровский государственный университет культуры и искусств
к проблеме формирования толерантности в системе высшей школы на примере кемеровского государственного университета культуры и искусств
Формирование культуры толерантности является одной из важнейших проблем нового, XXI в. Людям, живущим в эпоху глобализма, стирания экономических, этнических и иных границ, в условиях быстрого развития коммуникаций, урбанизации и интеграционных процессов нужна новая философия, открытое и понимающее сообщество. Понятие «толерантность» по смысловой насыщенности является своеобразной этической доктриной современности. Поэтому, наряду с принципами демократии, соблюдением прав человека, толерантность в настоящее время является руководящим принципом, лежащим в основе образования, воспитания и развития личности, формирования гуманных отношений в обществе. Понятие толерантности возникло в Европе в период Нового времени на религиозном уровне и положило начало всем другим свободам, которые были достигнуты в обществе. Однако процесс его формирования не закончен до сих пор. Понятие «толерантность» характеризуется множеством гуманитарных подходов к своему определению и исследованию. Сегодня это один из самых популярных терминов в современной отечественной и зарубежной социально-политической, культурологической и правовед-ческой литературе.
Определение толерантности сформулировано в «Декларации принципов толерантности» (ЮНЕСКО) как «.. .уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности.» [1]. Оно является наиболее распространенным и подразумевает терпимое отношение к иным национальностям, расам, цвету кожи, полу, возрасту, языку, религии, политическим или иным мнениям, национальному или социальному происхождению, собственности и пр. Декларация была подписана 16 ноября 1995 года в Париже 185 государствами-членами ЮНЕСКО, включая и Россию.
В настоящее время большое значение имеет осознание важности феномена толерантности для мирового сообщества. Толерантность обнаруживает себя как особый бренд общественного развития, интенция общечеловеческих интересов и потребностей. «.Проблема воспитания толерантности должна объединить людей.., прежде всего, специалистов разных направлений и уровней - психологов, педагогов, воспитателей, руководителей, лидеров и рядовых специалистов, а также представителей разных возрастных групп...» [2, с. 114], людей разных стран, национальностей, конфессий. 96
Благодаря усилиям ЮНЕСКО, в последние десятилетия данное понятие стало международным термином, важнейшим ключевым словом в проблематике мира. Принципы толерантности как основные права и свободы закреплены в международных нормативно-правовых документах: Всеобщей Декларации прав человека, Международном пакте о гражданских и политических правах, Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах. В рамках Совета Европы (СЕ) действует Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод. Недавно вступил в силу Протокол № 12 Конвенции, который обязывает ратифицировавшие его государства гарантировать любые права без какой-либо дискриминации и предусматривает механизм наказания в случае невыполнения обязательств. Россия подписала протокол в ноябре 2000 г. Недопущение расизма и расовой дискриминации закреплено в Международной Конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации, Конвенции о предупреждении преступления геноцида и наказании за него, Декларации о правах лиц, принадлежащих к национальным или этническим, религиозным и языковым меньшинствам.
Весьма актуальна проблема толерантности в нашей стране, поскольку Россия является полиэтничным, поликультурным, полирелигиозным обществом. Российская Федерация как государство, стремящееся развивать демократические принципы и права человека, не может остаться в стороне от общеевропейских и мировых процессов. Государственная позиция Российской Федерации в этой сфере выразилась в разработке Федеральной целевой Программы «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе» на 2001-2005 годы. Государственным заказчиком стало Министерство образования. В Федеральной Программе понятие «толерантность» применяется в трактовке Декларации принципов толерантности. Основной задачей документа стала разработка и реализация эффективной государственной политики формирования установок толерантного поведения, внедрение методов и организационных механизмов мониторинга, диагностики и прогнозирования социально-политической ситуации, разработка и внедрение системы учебных программ и тренингов для всех ступеней и форм образования [3].
В настоящее время в Российской Федерации созданы и работают различные центры толерантности. В Кемеровском государственном университете культуры и искусств создание Института толерантности в начале 2008 г. стало важным шагом в диалоге культур, в развитии нового уровня общественного сознания и современной этической доктрины, претендующей на центральное место «в оси координат XXI в.». Явилось объединяющим началом для студентов, ученых и преподавателей самых различных дисциплин в решении проблем формирования толерантности. Наш вуз является одним из университетских комплексов Сибири, реализующим систему непрерывного образования в подготовке специалистов высшей квалификации для культуры, искусства и образования, известным научным центром в области культурологии, социально-культурной деятельности, библиотечно-информационных технологий и информационной культуры личности.
Основными целями Института толерантности являются не только распространение идей толерантности, но и их формирование как составляющей профессионально-личностной культуры и компетенций в сфере культуры и искусств. В связи с этим перед ним поставлены задачи формирования в молодежной среде средствами науки, образования, искусства и просветительства культуры толерантных отношений к иным взглядам, убеждениям, духовным, эстетическим и национальным ценностям; поддержки инициатив и проектов в области науки, культуры, направленных на сохранение и развитие научно-творческого взаимодействия Кузбасса с регионами России, странами СНГ, зарубежными странами. При этом особое место отводится учету особенностей нашего региона.
Наиболее важными направлениями деятельности Института является гуманитарное, социокультурное и международная деятельность. В рамках первых двух направлений перед Институтом стоят задачи:
- организации и осуществления научных исследований, реализации проектов и инициатив по формированию толерантности как составляющей профессионально-личностной культуры и компетенций в сфере культуры и искусства;
- развития сотрудничества и координации работы с организациями, занимающимися проблемами формирования установок толерантного сознания в российском обществе;
- организации и проведения тренингов, конференций, семинаров, выставок, фестивалей, арт-проектов, посвященных проблемам межэтнического, межкультурного и этно-конфессионального взаимодействия;
- формирования фонда учебной, научной и методической литературы по проблемам толерантности и др.
В рамках международной деятельности Институт в координации с проректором по творческой и международной деятельности обеспечивает межкультурное сотрудничество и академическое партнерство с зарубежными университетами, учебно-образовательными и научно-исследовательскими центрами, с творческими и гуманитарными организациями.
Институт толерантности университета культуры и искусств открыт совместно с Всероссийской государственной библиотекой иностранной литературы им. М. И. Рудомино, благодаря усилиям и личному содействию директора библиотеки и директора Благотворительного фонда «Институт толерантности» Е. Ю. Гениевой. В церемонии его открытия вместе с руководством данной библиотеки приняли участие официальные лица: Представитель Президента в Сибирском федеральном округе, представитель Межрегиональной Ассоциации «Сибирское Соглашение», Председатель Совета народных депутатов Кемеровской области, руководители департамента культуры и национальной политики, департамента образования и науки Администрации Кемеровской области, уполномоченный по правам человека в Кемеровской области, зам. главы г. Кемерово, ректоры и проректоры ВУЗов Кузбасса, священнослужители, руководители национальных ассоциаций и представители коренных малочисленных народов Кемеровской области, преподаватели и студенты вузов г. Кемерова.
Общение участников мероприятий, проводимых Институтом толерантности, выстраивалось в русле диалога и знакомства с культурой разных народов через выступления-концерты творческих коллективов нашего вуза, выставки, которые организовали научная библиотека, кафедры дизайна, декоративно-прикладного искусства, кинофотомастерства университета, кемеровские художники.
Проведенные мероприятия были первыми творческими контактами с Институтом толерантности ВГБИЛ, и именно они легли в основу дальнейших отношений по проблемам толерантности нашего университета и Всероссийской государственной библиотеки иностранной литературы им. М. И. Рудомино. В ходе обсуждения и контактов появился ряд проектов. Среди них:
- создание Института культуры и искусств коренных народов Сибири;
- «Информационная культура и толерантность личности в мире разнообразия»;
- «Русский язык»;
- «Диалог культур (все - разные, все - уникальные)».
Коротко останавливаясь на каждом из проектов, следует отметить их уникальность и значимость, учитывая, что в истории человечества нетерпимость присутствовала всегда, порождая конфликты, войны, религиозные преследования и идеологическое противостояние. В повседневной жизни она выражалась и выражается в фанатизме, стереотипах, оскорблениях, а в государственном масштабе - в расовой дискриминации, в нарушении важнейших демократических свобод.
Толерантность приобретает особую актуальность в условиях существования межэтнической напряженности, как латентных, так и открытых форм ее проявления. Прояв-
ление последних стало объективной реальностью. Данный тезис актуален не только для районов традиционно «конфликтных», как в сфере межнациональных, так и этноконфес-сиональных отношений (например, Северный Кавказ), но и такого, как сибирский регион. Отчасти это связано с тем, что право называть себя коренными на территории Сибири имеют и алтайцы, и хакасы, и татары, и русские, и другие этносы, проживающие на этой территории не одно столетие, но не отнесенные к категории «народов Севера» или коренных малочисленных народов. В настоящее время в Российской Федерации насчитывается 45 малочисленных народов, 40 из которых распоряжением Правительства РФ № 536-р от 17 апреля 2006 г. отнесены к категории «коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации». Коренные малочисленные народы Российской Федерации - народы, проживающие на территориях традиционного расселения своих предков, сохраняющие традиционные образ жизни, хозяйствование и промыслы, насчитывающие в Российской Федерации менее 50 тысяч человек и осознающие себя самостоятельными этническими общностями [4]. Два из этих народов проживают в Кемеровской области: шорцы - 12,5 тыс. человек и телеуты - 2,6 тыс. человек [5].
Одним из шагов к нейтрализации межэтнической напряженности может стать ориентация на воспитание толерантности у подрастающего поколения и молодежи вне зависимости от этнической принадлежности. Однако при воспитании толерантности не следует забывать и об ее оборотной стороне. А именно: по мнению ряда исследователей, подчеркнутое внимание к проблеме межэтнических отношений в целом и толерантности в частности не только не создает предпосылок к преодолению «межэтнических граней», но, наоборот, «порождает» условия для их обострения [6, с. 203]. С этим суждением трудно не согласиться, так как обращение к идее толерантности подчеркивает неоднородность этносов, во многом способствует их обособленности и, наконец, может принять односторонний характер и превратиться в средство агрессии одних этносов по отношению к другим в требованиях предоставления особых прав и привилегий этническим меньшинствам, что нарушало бы права большинства граждан государства, хотя может и соответствовать международным представлениям о правах национальных меньшинств.
В решении обозначенных проблем большое значение может иметь создание Института культуры и искусств коренных народов Сибири. Прежде всего его организация будет способствовать укреплению и усилению позиций университета как центра межэтнической и межкультурной толерантности; развитию и поддержке культуры коренных народов как уникального пласта современной цивилизации; а также возрождению, сохранению и творческому развитию традиционной, многонациональной культуры народов России в целом, пропаганде лучших образцов современного мирового искусства.
Нами в основу развития института культуры и искусств коренных народов Сибири положены три основных приоритета: образовательный, научно-исследовательский и творческо-исполнительский. При формировании системы обучения и воспитания молодежи коренных малочисленных народов необходимо учитывать два аспекта: 1) их стремление сохранять и развивать материальную и духовную культуру своих предков; и 2) подготовку кадров для развития национальной культуры и «устойчивого развития» своей малой Родины. Кемеровская область - одна из немногих среди регионов России, которая предоставляет право льготного поступления абитуриентам из числа коренных малочисленных народов. Основная задача такого поступления - обеспечить кадрами отдаленные поселки, а также местности, отнесенные к местам компактного проживания коренных малочисленных народов [7; 8, с. 33, 35].
Проект «Информационная культура и толерантность личности в мире разнообразия» предполагает разработку программ и технологий формирования информационной культуры личности, обеспечивающей преодоление разрыва между технократической и гуманитарной культурой в условиях глобализации современного общества,
которые открывают широкие возможности для превращения региональной информации в мировое достояние. В основе деятельности научно-исследовательского института информационных технологий социальной сферы КемГУКИ - реализация позиций «Информация о нас», «Информация для нас».
Человеческое сообщество - это «мир миров» и в этом его преимущество. Наличие разных исторических общностей, отличающихся своей культурой, традициями, образом жизни, ценностными установками, конфессиональными приверженностями, стимулирует развитие всей мировой цивилизации, развитие новых диалогов между культурами. «Мир миров» культуры весьма разнообразен. На этом разнообразии и строят свои исследования ученые научно-исследовательского института информационных технологий социальной сферы (НИИ ИТ СС) Университета культуры и искусств (директор Н. И. Гендина).
В режиме диалога культур ученые НИИ ИТ СС многократно выступали на международных конференциях «Библиотеки и информационные ресурсы в современном мире науки, культуры, образования и бизнеса», проводимых в Крыму, и международных научно-практических конференциях «Библиотеки и образование» (Секция «Информационная культура личности»), проводимых в городах «Золотого кольца России» (Ярославль, Кострома, Вологда) и др. Ежегодно доктор педагогических наук, профессор, директор НИИ ИТ СС Гендина Н. И. выступает с докладами по результатам проведенных научных исследований на Всемирных Библиотечных и Информационных Конгрессах: г. Буэнос-Айресе (Аргентина, 2004 г.); г. Бергене и г. Осло (2005 г.), г. Сеуле (Южная Корея, 2006 г.), г. Дурбане (Южно-Африканская Республика, 2007 г). В настоящее время проводится новое исследование и готовится доклад на ИФЛА в Канаду.
Проект «Русский язык» появился в результате объявления Президентом РФ В. В. Путиным 4 ноября 2006 г. на приеме в честь Дня народного единства 2007 года «Года русского языка». Президент отметил, что Россия открыта для всех, кто отождествляет себя с ее культурой: «Очевидно значение русского языка и для развития мировой цивилизации, ведь на нем написано множество книг, в том числе и об истории, культуре, научных открытиях не только русского, но и других народов - и не только народов России, а практически всех народов в мире», - подчеркнул В. В. Путин.
Основные направления данного проекта связаны с созданием в нашей области общественного фонда «Русский язык - Кузбассу», с изучением языковых вопросов, связанных с межкультурной коммуникацией; разработкой образовательных программ, предусматривающих изучение и преподавание русского языка как иностранного; разработкой и созданием словаря лингво-культурологического типа; проведением в рамках проекта «Диалог культур» исследований стереотипных пластов языкового сознания, взаимодействия мировоззрений разных народов; участием в конкурсах на получение грантов по проведению научных исследований в области лингвистики текста, дискурса; популяризацией русской культуры через СМИ, созданием сайта проекта.
Отдельные направления этого проекта уже реализуются в Кузбассе. В частности, в 2006-2007 гг. в Кемеровской области проведен цикл мероприятий, направленных на поддержку русской культуры, в которых принимали участие деятели российской науки, культуры и представители научной общественности Хорватии, Монголии, Польши, Кыргызстана, Канады и др. стран.
Реализация проекта «Диалог культур (все - разные, все - уникальные)» как межрегионального и международного осуществляется Университетом культуры и искусств на протяжении нескольких лет на основе принципа разнообразия культур народов России и мира как основы для осуществления межкультурных коммуникаций и формирования культуры толерантности.
Уровни его реализации: внутривузовский, региональный, межрегиональный, всероссийский и международный способствуют формированию толерантности как уважения и
признания равенства, отказ от доминирования и насилия, признание многомерности и многообразия человеческой культуры, верований и отказ от сведения этого многообразия к единообразию или к преобладанию какой-либо одной точки зрения.
Важным компонентом в этой работе является проведение «Творческого Дня» в университете, который включен в расписание занятий (пятница). В этот день проводятся практически все творческие мероприятия вуза. Идет своеобразный «диалог»: вуз - власть, вуз - «другой» вуз, студент - преподаватель, студент - «другой» студент, наука - творчество и т. п. Последнее сочетание возникло в результате проведения совместных научных и творческих мероприятий, первым из которых стал научно-творческий проект «Информация в зеркале искусств».
Активное участие в формировании в университете научно-творческой, социально-культурной среды как условия для развития творческого мышления и мировосприятия, творческого подхода у студентов к решению задач профессиональной деятельности, обеспечения высокого качества художественно-творческой деятельности, удовлетворения потребностей в творческой личности, становления профессиональной культуры студентов и проведение конструктивного диалога между ними принимают творческие коллективы. В настоящее время в университете работает 16 концертирующих учебно-творческих коллективов, имеющих богатую концертную историю. Все коллективы имеют признание в Кемеровской области и за ее пределами. Многие из них являются дипломантами и лауреатами всероссийских и международных конкурсов, участниками престижных фестивалей и смотров.
Наш университет активно сотрудничает с органами власти. Вэтом аспекте осуществляется партнерство на уровне г. Кемерово. Муниципальный проект «Досуг кемеровчан» является одним из важных направлений выполнения Договора о сотрудничестве между вузом и городом. Ежегодно проходит несколько десятков мероприятий для жителей города с участием студентов нашего университета. Более десяти лет осуществляется социальное партнерство с Администрацией Кемеровской области. В рамках «Диалога культур» реализуются творческие проекты совместно с администрациями и предприятиями городов и районов Кемеровской области; поддерживаются и позиционируются инициативные творческие работы студентов; происходит формирование профессиональной культуры специалистов для сферы культуры и искусства в Кузбассе.
В настоящее время активизировалось международное сотрудничество вуза. Международные связи установлены с Монголией, Китаем, Турцией, Германией, Польшей и др. Наиболее плодотворным является реализация международного научно-творческого проекта «Кузбасс - Монголия. Диалог культур». Главная идея проекта - диалог культур как эффективная форма межгосударственной и межнациональной коммуникации в многополярном мире. Он направлен на формирование учебно-образовательных, научных и культурных связей между Монгольской Республикой и Кузбассом, популяризацию творческого опыта лучших художественных коллективов Кемеровской области и Монгольской Республики, обмен опытом и проведение совместных научно-творческих проектов по изучению и сохранению самобытного культурного наследия (песенного, музыкального, хореографического и т. д.). В «Диалоге культур» проводятся творческие школы, мастер-классы, концертно-исполнительская деятельность профессоров, доцентов, руководителей художественно-творческих коллективов, студентов, презентации творческих идей и проектов. Подписаны Договор о сотрудничестве Университета культуры и искусств с Монгольским государственным университетом культуры и искусств и Протокол намерений о сотрудничестве между Университетом культуры и искусств и Институтом «Монголжингоо».
Установлены деловые отношения Университета культуры и искусств с двумя китайскими провинциями. В декабре 2007 г. в результате рабочего визита делегации нашего университета в Китай состоялось подписание двух документов: «Протокола о намере-
ниях» и «Договора о сотрудничестве» с Чанчуньским педагогическим университетом и «Договора о сотрудничестве» с Институтом гуманитарных и естественных наук Сы-чуаньского педагогического университета. В перспективе планируется проведение Международного фестиваля «Арт-Дизайн», в рамках которого будет проведены научно-практический семинар «Изобразительное искусство и дизайн: Современные концепции и образовательные программы»; интерпленер; международная выставка «ART-Design».
Все эти мероприятия нацелены на реализацию основной идеи - идеи формирования толерантности на основе диалога культур.
Рассматривая проблему формирования толерантности в системе высшей школы, на наш взгляд, следует отметить и еще ряд мероприятий и проектов, которые уже реализованы, а также планируется их проведение. Одним из них стало проведение семинара «Толерантность в пространстве культуры и образования». Он был организован и проведен при активном участии генерального директора Всероссийской государственной библиотеки иностранной литературы им. М. И. Рудомино Е. Ю. Гениевой. Он проходил 15-18 апреля 2008 г. на базе Учебного центра ВГБИЛ «Валентиновка» (г. Королев). В нем приняла участие группа сотрудников и преподавателей нашего университета в количестве 14 человек.
В ходе семинара его участники получили возможность общения с интересными людьми, познакомились с новыми формами организации культурно-просветительской деятельности, которые в значительной мере могут способствовать в работе при реализации проектов толерантности. В беседах и дискуссиях приняли участие Г. С. Померанец, З. А. Миркина, писатель Л. Е. Улицкая, д. пед. н., заслуженный учитель России, директор школы адаптивной модели образования г. Москвы Е. А. Ямбург, профессора Н. И. Кузнецова и Т. Я. Кузнецова и др.
В семинаре активное участие приняли Чрезвычайный и Полномочный Посол Эстонской Республики в России Марина Кальюранд и Директор Культурного, научного и информационного центра Венгерской Республики Советник посольства Венгрии Илона Киш. Так, Посол Эстонской Республики в дружеской обстановке поделилась итогами реализации совместного эстонско-российского проекта по изданию лекций выдающегося пушкиниста, ученого Ю. М. Лотмана «Пушкин: статьи и заметки» (М.: ВАГРИУС, 2008). Его осуществление стало одним из действенных шагов в достижении толерантных отношений в сфере науки и культуры двух государств - Российской Федерации и Эстонской Республики. Другим интереснейшим мероприятием стала встреча с Директором и сотрудниками Культурного, научного и информационного центра Венгерской Республики в РФ. В ходе этой встречи делегация КемГУКИ имела возможность не только получить информацию о творчестве венгерских поэтов и писателей, но и принять участие в возложении цветов к скульптурному портрету классика венгерской поэзии Атиллы йожефа в атриуме ВГБИЛ и литературном вечере, посвященном его памяти.
В процессе проведения семинара Е. Ю. Гениевой и А. Г. Николаевской (руководитель международных проектов одного из ведущих издательств нашей страны «ВАГРИ-УС») нашему университету было предложено осуществить совместный проект «Большое чтение», уже успешно реализуемый в ряде регионов Российской Федерации: в Москве, Санкт-Петербурге, Самаре, Иванове, Сургуте в течение 2007-2008 гг.
Программа «Большое чтение - «BIG READ» - инициатива Национального фонда по культуре США, направленная на поддержку престижа художественной литературы в культуре и начавшаяся в 2006 году в десяти американских городах. Программа «Большое чтение», по мнению И. Поповой, выступает в роли своеобразного посредника, привлекая читателей в разных странах мира к лучшим произведениям не только американской, но и мировой литературы [9]. «Мы начали программу «Большое чтение» в США, - рассказывал председатель Национального фонда Дэйна Джойя, - во-первых, потому, что
чтение художественной литературы сократилось у нас в стране во всех группах населения, и мы хотели сделать что-то, чтобы изменить эту тенденцию. А во-вторых, для того, чтобы вновь привлечь внимание к великим произведениям американской литературы. Когда мы начали рассказывать об этой программе в других странах министрам культуры, писателям, журналистам, они говорили нам о том, что у них в стране существует такая же проблема. Особенно наши российские коллеги. Они немедленно откликнулись на эту идею и захотели претворить ее в жизнь в России» [9]. В России инициатором реализации программы «Большое чтение» стала Всероссийская государственная библиотека иностранной литературы им. М. И. Рудомино (г. Москва). Участие в данной программе предоставляет возможность жителям одного города или региона прочитать и обсудить одну книгу. Проект объединяет журналистов, издателей, преподавателей, молодежь, библиотекарей и тысячи рядовых читателей, рассказывающих о своих любимых книгах. Его осуществление, на наш взгляд, будет иметь большое значение для молодежи Кузбасса, так как он может стать действенным шагом в решении задачи воспитания и образования подрастающего поколения и студенческой молодежи, в расширении их кругозора, в формировании личности и уважительного отношения к российской культуре и старшему поколению.
Таким образом, в Кемеровском государственном университете культуры и искусств начали отрабатываться несколько моделей решения проблемы воспитания толерантности в студенческой среде. И здесь в достижении единой цели прослеживается комплексный подход, реализуемый в координации деятельности различных организационных структур университета, перед которыми поставлены разноплановые по характеру задачи. При этом одним из наиболее важных факторов в формировании толерантных отношений является понимание и поддержка со стороны органов региональной власти в русле инициатив, исходящих от федерального центра.
Литература
1. Декларация принципов толерантности. Утверждена Резолюцией 5. 61 Генеральной Конферен-
ции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 г. - Ст. 1. 1.
2. Мириманова, М. Толерантность как проблема воспитания // Развитие личности. - 2002. -№ 2.
3. htth:/www.tolerance.ru/p-review-hist.shtml: Материалы Агентства Социальной информации «Толерантность в России: свои и чужие»: е-таП:та11а@а5Ь orgt.ru
4. Федеральный Закон «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации». 30 апреля 1999 г. № 82-ФЗ // Собрание Законодательства Российской Федерации. - М., 1999. - № 18.
5. Постановление Совета Национальностей Верховного Совета Российской Федерации от 24 фев-
раля 1993 г. «Об отнесении шорцев, телеутов, кумандинцев к малочисленным народам Севера» / Статус малочисленных народов России. Правовые акты и документы. М.: Юридическая литература, 1994.
6. Бурыкин А. А. «Односторонняя толерантность» как проблема взаимоотношений с миноритарными этносами в гражданском обществе в целом и в образовательном пространстве в частности / А. А. Бурыкин // Образование и устойчивое развитие коренных народов Сибири. - Новосибирск, 2005.
7. Садовой А. Н., Белозерова М. В., Кузнецова Е. С., Поддубиков В. В. Национальное образование в стратегии устойчивого развития: региональный аспект (на примере Кемеровской области) // Образование и устойчивое развитие коренных народов Сибири. Материалы международной научно-практической конференции (г. Новосибирск, 26-28 апреля 2005 г.). - Новосибирск: Нонпарель, 2005. - С. 299-311.
8. Многонациональный Кузбасс (История, практика) / сост. И. А. Свиридова, Л. И. Гвоздкова, А. Н. Садовой, Е. С. Кузнецова. - Кемерово: Изд-во ТриЗ, 2003.
9. Попова И. «Большое чтение» //http:/www.voanews.com/russion/2008-04-03-voa14.cfm