ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА THEORY AND METHODS
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / OF PROFESSIONAL EDUCATION
Онлайн-доступ к журналу: http://www.iro38.ru/o-jornal.html
УДК 37.04
Межкультурная профессиональная
коммуникативная компетенция как философская и педагогическая проблема
Л. К. Хахулина
Сахалинский государственный университет, г. Южно-Сахалинск
Аннотация. Рассмотрена межкультурная профессиональная коммуникативная компетенция как составляющая профессиональной компетентности студентов высших учебных заведений. Автором статьи обоснованы основные противоречия в современной образовательной сфере и актуальность владения будущими специалистами межкультурной профессиональной компетенцией.
Ключевые
слова: межкультурная профессиональная коммуникативная
компетенция, образование, содержание образования, культура.
Сегодня в условиях популяризации международных связей и увеличения межкультурных контактов представителей разных национальностей в различных сферах экономической, социальной, общественной и политической жизни на международном и межличностном уровнях всё более актуальной становится задача развития положительных взаимоотношений между разными культурами. Процесс глобализации педалирует перед нынешней педагогикой миссию организации на основе общечеловеческих ценностей «глобально-ориентированной» личности. Более того, в научных исследованиях по данному вопросу учёные уже видят особую важность в рассмотрении межкультурных различий в процессе развития профессионального общения между представителями различных народов.
Обращение исследователей к проблеме диалога культур по-новому ставит задачи перед системой образования. Применительно к высшей школе на первый план выдвигаются вопросы воспитания у студентов культуры общения, подготовки их к «диалогу культур».
В настоящее время возникает противоречие между обычным содержанием профессионального образования, выявленным в некомплексном подходе к обучению меж-
SECTION "PEDAGOGICAL SCIENCES"
97
Педагогический ИМИДЖ
Онлайн-доступ к журналу: http://www.iro38.ru/o-jornal.html
культурным коммуникативным компетенциям, и правилами, установленными обществом к специалисту, который должен уметь приспособиться к новым изменениям в профессиональной деятельности.
Образование есть определённая сумма характеристик, выявляющих способность удовлетворять установленные и возникающие потребности. Уровень качества профессионального образования специалисты трактуют различными составляющими, которые отвечают запросам личности, её ожиданиям и потребностям. Также нельзя не заметить, что существует проблема недостаточности системных разработок по формированию компетенции, обеспечивающей коммуникативную организацию профессиональной деятельности в различных социально-экономических условиях и с представителями профессиональных сообществ и разных культур.
Следовательно, возникает вопрос: соответствует ли содержание образования требованиям, предъявляемым в настоящее время обществом к личности и уровню не только специальной, но и межкультурной компетенции учащихся, и всегда ли они могут адаптироваться к новым межкультурным формам профессиональной деятельности?
Одним из условий реализации данного процесса должно стать развитие определённого уровня сформированности у будущего специалиста межкультурной коммуникативной компетенции.
Впервые понятие «межкультурная коммуникация» было введено Г. Трей-гером и Э. Холлом в 1954 г. в работе «Культура и коммуникация. Модель анализа». Что касается термина «межкультурная компетенция», то, по мнению Н. Д. Гальсковой, Н. И. Гез, это есть способность, позволяющая личности ре-ализовывать себя в рамках диалога культур, т. е. в условиях межкультурной коммуникации. Её становление осуществляется во взаимосвязи освоения иноязычного кода и развития культурного опыта человека, в составе которого можно вычленить отношение человека к себе, к миру, а также опыт творческой деятельности [1, с. 346]. А К. Knapp определяет межкультурную компетенцию с точки зрения лингвистического подхода как способность так же понимать представителей других культур, как и представителей собственной культуры
[5].
Необходимость профессионального межкультурного становления специалиста, формирования всесторонней личности, повышения межкультурной компетенции студентов анализируются в трудах Т. Н. Астафуровой, О. И. Бурковой, Н. Д. Гальсковой, М. Г. Корочкиной, О. Л. Кузнецовой, Н. В. Паперной, О. В. Сыромясова и др.
Межкультурная коммуникативная компетенция предполагает систему качественных характеристик, реализуемых в коммуникативной и профессиональной иноязычной коммуникации, включая широкий культурологический кругозор и тезаурус, созданный суммой профессиональных языковых умений и навыков; высокий уровень творческого мышления, обеспечивающий процессы восприятия.
Источником развития межкультурной компетенции, несомненно, является рассмотрение определения культуры. В философском энциклопедическом словаре имеется подробное определение термина «культура»: «Культура (от лат. «cultura» - возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание) - специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах материального и духовного труда, в си-
98 РАЗДЕЛ «ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ»
№ 2 (31) АПРЕЛЬ-ИЮНЬ 2016
ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ /
THEORY AND METHODS OF PROFESSIONAL EDUCATION
стеме социальных норм и учреждений, в духовных ценностях, в совокупности отношений людей к природе, между собой и к самим себе».
Таким образом, специфика понятия «межкультурная коммуникация» как педагогического и философского феномена связана с созданием межкультурной направленности обучения, которая требует пересмотра содержания, проблемных форм организации учебного процесса. Мотивация и качество подготовки специалистов являются приоритетными направлениями психолого-педагогических, социологических и философских исследований. Подготовка студентов к сотрудничеству с зарубежными партнёрами, интеграция личности в системы мировой и национальных культур, интеллектуальное и коммуникативное развитие личности будущих специалистов - важные цели образования.
1. Гальскова, Н. Д. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика / Н. Д. Гальскова, Н. И. Гез. - М. : Академия, 2007. - 346 с.
2. Корнеева, Л. И. Межкультурная компетенция как условие успешной профессиональной деятельности российских менеджеров / Л. И. Корнеева // Вестник УГТУ-УПИ. - № 10. - 2004. - С. 54-61.
3. Садохин, А. П. Межкультурная коммуникация: учебное пособие / А. П. Садохин. - М. : Альфа-М Инфра-М, 2009. - 278 с.
4. Сафонова, В. В. Изучение языков международного общения в контексте диалога культур / В. В. Сафонова - Воронеж : Истоки, 1996. - 239 с.
5. Knapp, K. Intercultural Communication in EESE / K. Knapp [Electronic resource]. // URL: http://webdoc.sub.gwdg.de/edoc/ia/eese/strategy/knapp/4_st.html (mode of access: 22.06.2016).
Список литературы
SECTION "PEDAGOGICAL SCIENCES
99
Педагогический ИМИДЖ
Intercultural Professional Communicative Competence as a Philosophical and Pedagogical Problem
L. K. Khakhulina
Sakhalin State University, Yuzhno-Sakhalinsk
Abstract. The article considers the professional intercultural communicative competence as a component of professional competence of students of higher educational institutions. The author of the article proved the main contradictions in contemporary education and the relevance of mastering by future specialists the intercultural professional competence.
Keywords: professional intercultural communicative competence; education content of education, culture
Хахулина Лидия Константиновна
Магистрант
Сахалинский государственный университет
693008, г. Южно-Сахалинск, ул. Ленина, 290
тел.: 8(4242)450343 e-mail: [email protected]
Khakhulina Lidiya Konstantinovna
Master S Degree Student Sakhalin State University
290 Lenina St, Yuzhno-Sakhalinsk, 693008
tel. 8(4242)450343 e-mail: [email protected]
100 РАЗДЕЛ «ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ» № 2 (31) АПРЕЛЬ-ИЮНЬ 2016