ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА THEORY AND METHODS OF PROFESSIONAL
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / EDUCATION
Онлайн-доступ к журналу: http://www.iro38.ru/o-jornal.html УДК 378.1
Дополнительная образовательная программа как форма подготовки конкурентоспособного
выпускника вуза
Л. К. Хахулина
Сахалинский государственный университет, г. Южно-Сахалинск
Аннотация. В статье рассмотрены вопросы влияния дополнительных образовательных программ на конкурентоспособность выпускников высшего учебного заведения. Выделены особые преимущества дополнительных образовательных программ, которые предлагаются студентам высших учебных заведений. Обоснованы основные тенденции в современной образовательной сфере, приведены актуальные пути решения для увеличения востребованности студентов путём создания и формирования дополнительных образовательных программ в высших учебных заведениях.
Ключевые
слова: дополнительная образовательная программа, дополнитель-
ное образование, конкурентоспособность.
В современном мире в условиях высокой конкуренции на рынке труда возрастает необходимость в специалистах, которые обладают достаточно профессиональным потенциалом, владеют навыками нескольких смежных специальностей. На современном этапе можно заметить, что динамика спроса на специалистов определённого профиля и квалификации вступила в противоречие с заданным уровнем многопрофильных профессионалов. Как создать условия для совершенствования необходимых умений и навыков, профессионального роста обучающихся? Как поддержать их стремление к овладению несколькими квалификациями? На сложившуюся ситуацию может оказать влияние система образования, если она будет способствовать формированию конкурентоспособного выпускника вуза. В связи с этим проблема формирования конкурентоспособности будущих специалистов обозначена как одна из актуальных проблем.
Сейчас в области профессионального образования возникла благоприятная атмосфера, которая способствует формированию и внедрению дополнительных образовательных программ. Возникает возможность предоставить студентам довольно обширный спектр разнообразных программ для получения дополнительных квалификаций или развития навыков и умений по выбранной профессии. Теперь можно пройти дополнительные образовательные программы одновременно с основной программой. Эти программы могут способствовать росту конкурентоспособности специалиста на современном
Педагогический ИМИДЖ
рынке труда. После успешного прохождения данных программ и сдачи основного экзамена студентам вручаются сертификаты, приложения к диплому, диплом дополнительного образования.
По Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» к дополнительным образовательным программам относятся:
1) дополнительные общеобразовательные программы - дополнительные об-щеразвивающие программы, дополнительные предпрофессиональные программы.
2) дополнительные профессиональные программы - программы повышения квалификации, программы профессиональной переподготовки [3].
Программы для получения дополнительных навыков по смежной квалификации имеют чётко выраженную практическую направленность, они ориентированы на современный уровень требований к компетенциям специалиста и служат своего рода индикатором изменяющихся запросов общества и государства. Поскольку реализация содержания образования предполагает достижение прогнозируемого результата, дополнительная образовательная программа может быть рассмотрена и как технология результата деятельности образовательного учреждения.
Цель дополнительного образования - способствовать формированию у слушателей профессиональных и специальных компетенций.
Задачами дополнительных образовательных программ являются:
1) формирование профессиональной культуры учащихся;
2) удовлетворение познавательного интереса и расширение информированности учащихся в конкретной образовательной области;
3) накопление учащимися социального опыта и обогащение необходимыми навыками.
Создание и внедрение программ дополнительного образования способствует тому, что вуз быстро реагирует на изменения внешней среды, формирующие требования к выпускникам. Система параллельного дополнительного образования ориентирована на хорошо успевающих студентов и может служить основой для создания высокоинтеллектуальной образовательной среды с высоким уровнем профессиональной мотивации [3].
Среди преимуществ прохождения дополнительных образовательных программ в университете можно выделить:
1) возможность получить как смежную уже имеющейся специальности профессию, так и абсолютно иную. Студент получает шанс не только расширить область своих навыков, но и освоить принципиально новые для себя знания (например, переквалифицироваться из экономиста в педагога);
2) программы дополнительного образования в вузе включают в себя как прак-тико-ориентированную подготовку, так и получение базовых знаний в той или иной сфере;
3) современный подход к разработке образовательных программ позволяет более эффективно обучать специалистов в малые сроки;
4) гибкий график позволяет составить индивидуальный план занятий без прекращения основной деятельности (обучающиеся имеют возможность совмещать работу и учёбу) [1].
Выпускник, получивший диплом о высшем образовании и о дополнительном образовании, становится конкурентоспособным на рынке труда, что позволит ему работать в самых различных областях.
В настоящее время, когда технологии и знания обновляются очень быстро, нецелесообразно готовить «узконаправленных» специалистов в стенах вуза.
ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА THEORY AND METHODS
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / OF PROFESSIONAL EDUCATION
Поэтому введение широкой бакалаврской программы с последующей специализацией в магистратуре или на производстве больше соответствует быстро меняющимся запросам. Так, например, обучаясь по программе бакалавриата по направлению «Туризм», студенты могут получить дополнительное образование по программе «Агент по бронированию и продаже авиаперевозок». Такие выпускники станут специалистами, не только знающими туристское направление, но и владеющими навыками бронирования авиабилетов, что вдвойне увеличит их конкурентоспособность как в туристской компании, так и в агентстве авиатранспорта.
Таким образом, можно утверждать, что дополнительное образование создаёт в вузе такое образовательное пространство, внутри которого каждый студент получает возможность максимально раскрывать индивидуальные способности и возможности, осваивать квалификацию нового направления и тем самым быть конкурентоспособным на рынке трудовых ресурсов.
Список литературы
1. Дополнительное образование: что выбрать, курсы или ВУЗ? [Электронный ресурс] // Навигатор образования : сайт. - URL: http://iulledu.ru/articles/mba/formy-obucheniya/article/69_ dopolnitelnoe-obrazovanie-chto-vybrat-kursy-üi-vuhtml. (дата обращения: 12.01.2016).
2. Федеральный закон № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» : в редакции от 30 дек. 2015 г. [Электронный ресурс] // Судебные и нормативные акты РФ : сайт. - Режим доступа: http://sudact.ru/law/doc/CxRPDd9gK3dX/012/?law-term=%D1%81%D1%82%D0%B0%D 1%82%D1%8C%D1%8F+95&law-text_id=&law-include_curr=0&law-direction=n&law-txt=&law-proceed=1. (дата обращения: 04.12.2015).
3. Фейлинг, Т. Б. Формирование профессиональных компетенций студентов вузов в процессе дополнительного образования / Т. Б. Фрейлинг // Человек и образование. - Великий Новгород, 2011. - № 3. - С. 70-75.
Педагогический ИМИДЖ
Supplementary Educational Program as a Form of Training a Competitive High School Graduate
L. K. Khakhulina
Sakhalin State University, Yuzhno-Sakhalinsk
Abstract. This article examines the impact of supplementary educational programmes on the competitiveness of the graduates of higher educational institutions. The main advantages of supplementary educational programmes that are offered to university students were revealed. The author of the article defines the main trends in modern education, shows the current ways of being in demand by the means of making supplementary educational programmes in higher education institutions.
Keywords: supplementary educational programme, supplementary education, competitive ability.
Хахулина Лидия Константиновна Khakhulina Lidiya Konstantinovna
магистрант Master's Degree Student
Сахалинский государственный универ- Sakhalin State University ситет
693008, г. Южно-Сахалинск, ул. Лени- 290 Lenina St, Yuzhno-Sakhalinsk Yuzhno-на, 290 Sakhalinsk, 693008
тел.: 8(4242)450331 tel. 8(4242)450331
e-mail: [email protected] e-mail: [email protected]