Онлайн-доступ к журналу: http://www.iro38.ru/o-jornal.html
УДК 378.147
Международная олимпиада по туризму и сервису как форма межкультурного взаимодействия студентов-бакалавров туризма и сервиса
Ю. М. Домра
Институт востоковедения, туризма и сервиса СахГУ, г Южно-Сахалинск
В статьерассмотрен один из ключевых видов внеаудиторной работы - предметная олимпиада, даны её основные характеристики. Международная олимпиада по туризму и сервису представлена как форма межкультурного взаимодействия студентов и преподавателей. Даются её краткое описание, основные направления подготовки и проведения олимпиады.
внеаудиторная работа, предметные олимпиады, межкультурное взаимодействие, коммуникативная компетенция.
Аннотация.
Ключевые слова:
Значительную роль в развитии современного общества занимает формирование межкультурного взаимодействия между представителями различных народов. Вследствие глобальных изменений за последние десятилетия роль межкультурного взаимодействия возросла. Сегодня оно является одной из важнейших составляющих жизни любого человека независимо от национальности, культуры, менталитета и т. д. Знание основ межкультурного общения позволят представителю любой народности лучше узнать иную культуру, традиции, особенности другой нации.
В связи с утверждением нового федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 43.03.02 «Туризм» (уровень бакалавриата) изменилась роль межкультурного взаимодействия в процессе подготовки выпускников-бакалавров туризма. В перечне общекультурных компетенций представлены восемь типов компетенций, способных решать различные профессиональные задачи при подготовке выпускника, освоившего программу бакалавриата. Следует отметить, что среди различных типов компетенций находит своё отражение и «коммуникативная компетенция», которая представлена в следующих основ-
Онлайн-доступ к журналу: http://www.iro38.ru/o-jornal.html ных аспектах:
- способность к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия (ОК-3);
- способность работать в команде, толерантно воспринимать социальные, этические, конфессиональные и культурные различия (ОК-4) [1, с. 7].
Данные виды компетенций также находят своё отражение и в федеральном государственном образовательном стандарте высшего образования по направлению подготовки 43.03.01 «Сервис» (уровень бакалавриата).
Вполне очевидно, что формирование и развитие данной компетенции может быть возможным преимущественно на практических и семинарских занятиях по дисциплинам профессионального цикла в процессе обучения и воспитания студента - будущего выпускника направлений подготовки «Туризм», «Сервис». Становится вероятным и тот факт, что развитие коммуникативной компетенции находит большое отражение во внеаудиторной работе со студентами.
Внеаудиторная работа в вузе представляет собой совместную деятельность студентов, магистрантов, аспирантов с профессорско-преподавательским составом кафедры (института, университета), которая прежде всего направлена на формирование и развитие профессиональных качеств у будущего выпускника, приобретение профессиональных знаний в той или иной области, а также способность применять практические умения, навыки в процессе трудовой деятельности после окончания учебного заведения [2, с. 5]. Внеаудиторная работа со студентами напрямую не связана с процессом, выполняемым в рамках учебного плана структурного подразделения, тем не менее она может быть ориентирована на формирование и укрепление профессиональных знаний в процессе выполнения определённых практических, семинарских и лабораторных работ.
В рамках данной статьи мы определяем степень формирования коммуникативной компетенции в процессе реализации внеаудиторной работы в Институте востоковедения, туризма и сервиса Сахалинского государственного университета.
Одной из форм проведения внеаудиторной деятельности является предметная олимпиада - это важное состязание среди студентов. Предметные олимпиады, как правило, проходят ежегодно в учебных заведениях, но по видам они могут быть классифицированы как внутриуниверситетские, городские, региональные, всероссийские и международные. Так, 20 февраля 2016 года стартовала первая в Сахалинском государственном университете Международная олимпиада по туризму и сервису среди учащихся средних общеобразовательных школ Сахалинской области, студентов, магистрантов, аспирантов и молодых учёных. Она состоялась при поддержке Агентства по туризму Сахалинской области, Института востоковедения, туризма и сервиса Сахалинского государственного университета, кафедры туризма и гостиничного дела Российского государственного университета физической культуры, спорта, молодёжи и туризма (г. Москва) и научно-практического журнала «Российские регионы: взгляд в будущее». Информационные письма об участии в олимпиаде получили более 200 учебных заведений Российской Федерации.
В адрес оргкомитета олимпиады поступило более 217 научно-исследовательских работ. В ней приняли участие 67 учащихся средних общеобразова-
102 раздел «педагогические науки»
№ 2 (31) АПРЕЛЬ-ИЮНЬ 2016
тельных учреждений Сахалинской области, 150 студентов, а также более 10 аспирантов и магистрантов.
География регионов-участников олимпиады оказалась достаточно разнообразной. Представители 9 регионов Российской Федерации откликнулись на участие в олимпиаде: Алтайский край (г. Барнаул), Амурская область (г. Благовещенск), Забайкальский край (г. Чита), Кировская область (г. Киров), Московская область (пос. Электроизолятор), Сахалинская область (г. Южно-Сахалинск), Свердловская область (г. Екатеринбург), Ставропольский край (г. Пятигорск), Республика Удмуртия (г. Ижевск).
I Международная олимпиада по туризму и сервису нашла отклик и среди образовательных учреждений Российской Федерации: Институт востоковедения, туризма и сервиса СахГУ (г. Южно-Сахалинск), Политехнический колледж СахГУ (г. Южно-Сахалинск), Южно-Сахалинский педагогический колледж СахГУ (г. Южно-Сахалинск), ФГБОУ ВО «Вятский государственный гуманитарный университет» (г. Киров), ФГБОУ ВПО «Удмуртский государственный университет» (г. Ижевск), ФГБОУ ВПО «Пятигорский государственный лингвистический университет» (г. Пятигорск), ФГАОУ ВПО «Уральский федеральный университет имени Первого Президента России Б. Н. Ельцина» (г. Екатеринбург), ФГБОУ ВО «Гжельский государственный университет» (Московская область, п. Электроизолятор), ФГБОУ ВПО «Алтайский государственный университет» (г. Барнаул), ФГБОУ ВО «Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодёжи и туризма (ГЦОЛИФК)» (г. Москва). Таким образом, в олимпиаде приняли участие студенты, магистранты и аспиранты из 10 образовательных учреждений Российской Федерации.
Олимпиада впервые проходила в международном формате. Представители из 6 стран: Российской Федерации, Республики Корея, Китайской Народной Республики, Японии, Канады, Черногории - приняли участие в олимпиаде. Впервые 5 образовательных учреждений международного уровня поддержали участие в олимпиаде: Университет Яманаси Гакуин (Yamanashi Gakuin University), Хэйлунцзянский университет (г. Харбин, КНР), Сеульский Национальный Университет (г. Инчхон, Республика Корея), Университет Хоккайдо (г. Саппоро, Япония).
Международная олимпиада проходила в два этапа. Первый этап был организован для учащихся средних общеобразовательных учреждений Сахалинской области. Более 67 научно-исследовательских работ пришли на адрес оргкомитета олимпиады, но для участия в очном этапе члены жюри отобрали авторов только 26 научных работ. Тематика научно-исследовательских работ была достаточно разнообразной:
- Почему я хочу связать свою профессию со сферой услуг?
- Туристический имидж региона.
- Перспективы развития Сахалинской области для туризма.
- Факторы туристского интереса.
- Туристический бренд Сахалинской области.
- Гостеприимство будущего.
- Гостеприимство как визитная карточка Сахалина.
30 марта 2016 года Сахалинский государственный университет открыл свои двери для школьников не только из г. Южно-Сахалинска, но и из г. Анива Сахалинской области. На олимпиаду приехали представители следующих общеобразовательных учреждений Сахалинской области: МАОУ «Гимназия № 1»
УАУДПОИРО г
им. А. С. Пушкина г. Южно-Сахалинска, МБОУ «Лицей № 2» г. Южно-Сахалинска, МБОУ Средняя общеобразовательная школа № 2 г. Анива, МБОУ «Лицей № 1» г. Южно-Сахалинска.
Вторым этапом олимпиады стала серия мастер-классов для учащихся общеобразовательных учреждений Сахалинской области, принявших участие в конкурсе «Лучшее научное эссе».
Немаловажную роль в подготовке учащихся образовательных школ к завершающему этапу олимпиады сыграли образовательные мастер-классы, организованные силами профессорско-преподавательского состава кафедры теории и методики сервисной деятельности и туризма Института востоковедения, туризма и сервиса, Южно-Сахалинского педагогического колледжа Сахалинского государственного университета, а также силами выпускников Института востоковедения, туризма и сервиса (направления подготовки «Туризм» и «Сервис»). Мастер-классы преподавателей и выпускников носили разъяснительный характер по предстоящим вопросам олимпиадных заданий и были организованы по следующей тематике:
- Иностранный язык в сфере международного туризма.
- Межкультурная коммуникация в туризме и сервисе.
- Экономика туристских предприятий.
- Перспективы развития въездного туризма.
Для участников олимпиады была организована выставка научно-исследовательских работ преподавателей, студентов, магистрантов и аспирантов Института востоковедения, туризма и сервиса Сахалинского государственного университета, на которой были представлены лучшие учебно-методические пособия, получившие гриф УМО в области туризма и сервиса, подготовленные студентами, магистрантами, аспирантами, преподавателями института.
9 апреля 2016 года в Сахалинском государственном университете состоялся заключительный этап I Международной олимпиады по туризму и сервису. Участников олимпиады ждал насыщенный и плодотворный день.
С самого утра учащиеся средних общеобразовательных учреждений решали олимпиадные задания. Школьники проверили свои знания в сфере туризма, а также в области географии, экономики и иностранного языка. На решение олимпиадных заданий было отведено два часа. Справившись с этой непростой задачей, участники Олимпиады представили членам жюри свои презентации по теме научного исследования. Защита эссе проходила в очном формате. Лучшие работы были отмечены дипломами и ценными подарками.
После усердной работы участников олимпиады ждала обзорная экскурсия по г. Южно-Сахалинску, где школьники познакомились с природными и историческими памятниками г. Южно-Сахалинска и Сахалинской области, узнали много нового об истории острова Сахалин, увидели самые известные достопримечательности г. Южно-Сахалинска.
По окончании экскурсии участников олимпиады ждала самая интригующая часть - церемония закрытия, где были подведены итоги олимпиады. Без внимания не осталась ни одна работа. Вместе с дипломами лауреаты олимпиады получили памятные подарки от Института востоковедения, туризма и сервиса Сахалинского государственного университета.
В заочном формате олимпиада прошла и для студентов, магистрантов, аспирантов. Был объявлен приём заявок на участие в следующих конкурсах:
1. Конкурс на разработку сайта I Международной олимпиады по туризму и
сервису.
2. Конкурс на разработку логотипа I Международной олимпиады по туризму и сервису.
3. Конкурс научно-исследовательских работ магистрантов «Школа экономики профессора Н. А. Зайцевой» (номинация «Научные исследования «Школа профессора экономики Н. А. Зайцевой»).
4. Конкурс научно-исследовательских работ, представленных профессорско-преподавательским составом.
5. Конкурс научно-исследовательских работ молодых учёных.
6. Конкурс научно-исследовательских работ, представленных студентами, -курсовых работ.
7. Конкурс научно-исследовательских работ, представленных студентами, -дипломных работ (номинация «Научно-исследовательские работы бакалавров и магистров»).
9. Конкурс «Лучшее научное эссе»:
- номинация «Анализ сервисной деятельности предприятий»;
- номинация «Круиз моей мечты»;
- номинация «Специфика туристских дестинаций»;
- номинация «Международный уровень исследований молодых учёных в области туризма и сервиса»;
- номинация «Макроэкономические проблемы развития туризма»;
- номинация «Региональные вопросы туристского маркетинга»;
- номинация «Почему я хочу стать бакалавром туризма?»;
- номинация «Я и моя профессия в туризме и сервисе».
В адрес оргкомитета поступило огромное количество научно-исследовательских работ со всех уголков не только Российской Федерации, но и других стран.
Важно отметить, что при подготовке и проведении олимпиады преподаватели преследовали важные цели - повысить интерес у студентов, магистрантов, аспирантов к профессиональной деятельности в области туризма и сервиса, создать систему взаимоотношений между студентами и преподавателями для обеспечения условий профессионального роста. Тематика предлагаемых заданий позволила любому участнику олимпиады погрузиться в широкий спектр направлений профессиональной деятельности будущего специалиста в области туризма и сервиса.
Особую роль в проведении олимпиады сыграла её методика, которая позволила учесть индивидуальные особенности каждого студента. В данном случае методические рекомендации, разработанные для организаторов и участников олимпиады, способствовали тому, чтобы такой вид внеаудиторной работы не упростил решения профессиональных задач, а, наоборот, позволил увидеть перспективу индивидуального развития каждого участника олимпиады, дав ему возможность совершенствовать свои умения, навыки и компетенции.
Подводя итог, можно сказать, что I Международная олимпиада по туризму и сервису стала значимой не только для студентов, магистрантов и аспирантов Сахалинского государственного университета, но и для студентов и преподавателей других учебных заведений Российской Федерации. Она получила международную поддержку, общественное признание среди молодых учёных и научных деятелей, в связи с чем было принято решение проводить её ежегодно.
Список литературы
1. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 43.03.02 «Туризм» (уровень бакалавриата) : приказ Минобрнауки РФ от 14.12.2015 № 1463 [Электронный ресурс] / URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=192840 (дата обращения: 30.05.2016).
2. Становление сервисного и туристского профессионального образования на Сахалине : учебно-методическое пособие для студентов, аспирантов, магистров и преподавателей СПО и ВО / И. В. Балицкая, Н. Н. Богомолова, Л. В. Даниленко и др.; под общей ред. Р. В. Якименко. - 2-е изд., испр. и доп. - Южно-Сахалинск : СахГУУ 2015. - С. 230 - 249.
International Olympiad in Tourism and Service as a Form of Intercultural Interaction between Undergraduate Students of Specialty "Tourism and Service"
Yu. M. Domra
Institute of Asian Studies and Hospitality, Sakhalin State University, Yuzhno-Sakhalinsk
Abstract. The article deals with one of the key types of extracurricular activities -Olympiad, its main characteristics are given. International Olympiad in tourism and service is presented as a form of intercultural interaction of students and teachers. A brief description, main directions of the process of preparing and holding of the Olympic Games are presented.
Keywords: extracurricular activiti, subject Olympiads, intercultural communication, communicative competency.
Домра Юлия Михайловна
старший преподаватель кафедры теории и методики сервисной деятельности и туризма
Институт востоковедения, туризма и сервиса, Сахалинский государственный университет
693008, г. Южно-Сахалинск, ул. Ленина, 284
тел.: 8(4242)450343 e-mail: [email protected]
Domra Yuliya Mikhailovna
Senior lecture of Tourism and Service Department
Institute of Asian Studies and Hospitality, Sakhalin State University
284 Lenina St, Yuzhno-Sakhalinsk, 693008
tel.: 8(4242)450343 e-mail: [email protected]