ки: «Национальные образовательные проекты: заказ общества и экономики» http:// www. mon. gov. ru/news/announce/1726/
3 Шафранов-Куцев Г. Ф. Университет и регион. - Тюмень: Изд-во Тюменского гос. ун-та, 1997. - 222 с.
4 Управление социально-экономическими процессами в регионах: роль университетов / Под
общ. ред. В.В. Чекмарева. - Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2002. - 425 с.; Университеты как фактор формирования человеческого капитала / Под общ. ред. В.В. Чекмарева, А.Р. Наумова. -Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2003. - 452 с.; Университеты в трансформирующемся обществе / Под общ. ред. В.В. Чекмарева. - Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2004. - 882 с.
Л.Н. Ваулина
МЕЖКУЛЬТУРНАЯ КОММУНИКАЦИЯ В СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЕ
Х<1 век объявлен ЮНЕСКО «веком образования». Приоритетными становятся знания, интеллект, всесторонняя образованность. В значительной степени этому способствует межкультурная коммуникация между представителями разных культур, государств. Свободное перемещение людей, идей и информации через границы государств способствует взаимному обогащению. У каждой страны есть свои богатые образовательные традиции. Специалистам разных стран есть чему учиться друг у друга.
Первый серьезный опыт международного сотрудничества и понимания важности их поддержания КГУ им. Н.А. Некрасова получил в партнерстве с коллегами из земли Северный Рейн-Вестфалия. Контакты расширялись, вовлекая в международную деятельность широкий круг преподавателей, студентов, учителей, учащихся школ, работников сферы социальной защиты г. Костромы и Костромской области. Реализуемые проекты всегда имели практико-ори-ентированный характер.
Одним из значимых проектов стало создание в 2000 году Российско-германского Центра культурно-образовательных связей и программ при КГУ им. Н.А. Некрасова.
В соответствии с возложенными на него задачами Центр:
- изучает и обобщает опыт сотрудничества учебных заведений региона с немецкими коллегами и его влияние на учебный процесс, проводимые научные исследования, на качество подготовки специалистов и степень практического использования возможностей сотрудничества в практике обучения студентов;
- разрабатывает предложения и рекомендации по расширению и систематизации международных контактов учреждений и организаций;
- способствует распространению немецкого языка и культуры;
- обеспечивает содействие в улучшении методики преподавания иностранных языков;
- обеспечивает всем желающим доступ к информации через создание информационного центра;
- организует обмен опытом работы специалистов в области образования и культуры России и Германии.
Приобретенный ранее опыт сотрудничества позволил оптимизировать международное взаимодействие и сетевое взаимодействие участников реализуемых проектов и положительно сказался на их работе.
РГЦ с момента создания реализуется широкий спектр программ, охватывающих почти все этапы получения образования: школа ^ вуз ^ переподготовка и повышение квалификации.
Многие проекты имели инновационный характер. В частности, на уровне школьного образования, РГЦ было инициировано создание школы европейского образца. Идея была поддержана Госканцелярией земли Северный Рейн-Вестфалия и администрацией г. Костромы. Официальное открытие проекта «Еврошкола» состоялось 1 сентября 2001 г. на базе школы №3 г. Костромы.
Проект «Еврошкола» имел своей целью создание еще одного варианта альтернативной школы, адекватной требованиям современной ситуации.
Актуальность создания «Еврошколы» вызвана:
а) процессом глобализации, ведущим к возникновению новых форм культуры и образа жизни;
б) необходимостью организации учебно-воспитательного процесса в международном контексте;
в) необходимостью создания системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации, обеспечивающей экономику, науку, культуру высококвалифицированными кадрами,
© Л.Н. Ваулина, 2006
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 3, 2006
11
ОБРАЗОВАНИЕ: ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ
Л.Н. Ваулина
способными обеспечить реализацию инвестиционных программ;
г) созданием условий для самореализации индивида, расширения потенциала получения образования за счет включения в число студентов виртуальных университетов Европы, обеспечение равенства шансов на получение информации, образования.
Одно из основных направлений в работе «Ев-рошколы» - формирование у учащихся способности межкультурной коммуникации, т.е. адекватного восприятия и взаимопонимания, что обусловливается знанием норм и традиций общения народа, принадлежащего к другой национальной культуре, что достигается через:
1) обучение:
- традиционным предметам государственных образовательных стандартов, таких как иностранные языки, история, география, литература, родной язык;
- предметам культурологического цикла;
2) развитие междисциплинарных связей;
3) создание единой информационно-образовательной среды;
4) ориентацией всего содержания обучения не только на российские, но и международные образовательные стандарты;
5) обеспечение тесной взаимосвязи обучения и воспитания через создание единого учебно-воспитательного комплекса.
В школе созданы условия для воплощения в жизнь поставленных целей и задач:
- улучшена материально-техническая база за счет ремонта аудиторного и внеаудиторного фонда, приобретения мебели, аудио-, видеотехники и материалов, компьютерного класса, спутниковой антенны, аутентичных учебно-методических пособий;
- повысилось качество преподавания: в школу пришли лучшие учителя немецкого языка, организовано внутришкольное повышение квалификации учителей с учетом специфики школы;
- в школе постоянно работает учитель из Германии. Учащиеся школы, успешно справляющиеся с программой углубленного изучения немецкого языка, готовятся к сдаче экзамена по немецкому языку на диплом конференции министров образования и культуры ФРГ «Немецкий язык как иностранный» 2-й ступени;
- проведен цикл воспитательных мероприятий по ознакомлению учащихся со страноведением Германии в течение учебного года; установлены контакты с гимназией Карла Великого
г. Аахен; состоялись первые обмены преподавателями и учащимися.
Вторым школьным проектом, инициированным Российско-германским Центром культурно-образовательных связей и программ, стало внедрение идей реформаторской педагогики в начальной школе. Проект начат в 2004 г. со знакомства костромских специалистов с реализацией идей Марии Монтессори в детских садах и школах разного типа в Германии. В январе 2004 г. 5 специалистов из КГУ им. Н. А. Некрасова и представители школы №29 г. Костромы прошли повышение квалификации в г. Мюнстере (Северный Рейн-Вестфалия). Затем последовал этап знакомства с воплощением идей М. Монтессори в России.
В феврале 2005 г. состоялась вторая поездка костромских специалистов в Германию. В Институте школы и переподготовки кадров повысили квалификацию специалисты КГУ им. Н.А. Некрасова, Управления образования г. Костромы, школы №29 г. Костромы. В сентябре 2005 г. германские педагоги провели семинары по Монтес-сори-технологиям для преподавателей и студентов университета и учителей школ города.
В России Монтессори-педагогика долгое время считалась предназначенной исключительно для умственно отсталых детей, в то время как в Европе и США она распространялась преимущественно как система воспитания здоровых детей. Педагогика Монтессори позволяет воспитывать самостоятельных, инициативных, творческих, ответственных людей. «Космическое» воспитание Марии Монтессори, по ее мнению, формирует людей, которые смогут жить в гармонии с собой и друг с другом, без войн и социальных кризисов.
Идеи педагогики Марии Монтессори, таким образом, становятся особенно актуальными в условиях глобализации.
Важным этапом международного сотрудничества явилась реализация Программы им. Александра Герцена в области социальной работы и социальной педагогики совместно с Вологодским ГПУ, Специальными Евангелическими институтами г. Бохум, г. Дармштадт и г. Ганновер (Германия). Сотрудничество было направлено на взаимную поддержку в организации учебного процесса по всем специальностям социальной работы, установление связи между теоретическим и ориентированным на практическую деятельность обучением через стажировки преподавателей, студентов, аспирантов, а также через
проведение учебных занятий преподавателями в партнерских вузах, участие в международных конференциях, издательскую деятельность.
Основными проектами были:
- межкультурная социальная работа;
- профилактика наркозависимости;
- мониторинг социального развития;
- лечебная педагогика;
- супервизия;
- мобильность практиков, преподавателей, аспирантов и студентов (КГУ и социальную сферу в вузах-партнерах представляли 30 человек, Кострому посетили 29 человек);
- издание учебно-методической литературы («Лексикон социальной работы» (1999), «Анализ социально-экономической ситуации в регионе» (2001), «Путь к социальной работе» (2001), «Социальная работа в современных условиях (2002), «Социальная ответственность в Европе» (2003), «Место встречи - социальная работа» (2003)).
Плодотворное сотрудничество в рамках Программы им. Александра Герцена было обеспечено тесным взаимодействием всех вузов-партнеров и представителей социальных учреждений г. Костромы и Костромской области. В программе были задействованы: Департамент социальной защиты Администрации Костромской области, административно-правовое управление г. Костромы, Центр социальной работы с несовершеннолетними, Центр психотерапии и практической психологии, Центр социальной реабилитации несовершеннолетних, молодежный центр «Пале», общество «Виктория», Областной реабилитационный Центр для детей и подростков с ограниченными возможностями «Лесная сказка» и другие.
В рамках программы на базе РГЦ проводились семинары по межкультурной социальной работе для специалистов всех типов социальных учреждений, служб, общеобразовательных школ, занятых в этой сфере. Студенты Евангелического специального института г. Дармштадт прошли практику в страноведческом лагере «Планета людей» Нерехтского района.
Программа им. Александра Герцена впервые позволила организовать в регионе переподготовку и повышение квалификации социальных работников в области социальных методов с наркозависимыми и профилактики наркозависимости. В феврале 2001 г. впервые за круглым столом вели диалог представители разных учреждений, заинтересованные в оказании помощи подросткам-наркоманам; участниками курсов
стали преподаватели и аспиранты КГУ им. Н.А. Некрасова, социальные работники, психологи, врачи, социальные педагоги школ. Курс переподготовки в объеме 150 часов состоял из двух информационных блоков и проводился в два этапа. По окончании семинара три костромских специалиста выезжали в г. Ганновер для знакомства с организацией работы социальных учреждений для наркозависимых. Впоследствии они выступили мультипликаторами: полученные знания и опыт были переданы на курсах повышения квалификации социальным педагогам школ г. Костромы и Костромской области. Таким образом, программа им. А. Герцена явилась первым шагом в подготовке специалистов по социально-педагогической и социально-психологической работе с наркозависимыми.
Следует отметить плодотворность стажировок и практик преподавателей и студентов в вузах-партнерах. Этот академический обмен обеспечил:
- знакомство с особенностями социальной работы в Германии, способствовал дальнейшей разработке, углублению и уточнению понятийного аппарата социальной работы, без чего невозможно формирование самой концепции социальной защиты нуждающихся граждан;
- поиск путей совершенствования социальной помощи населению России через сравнение содержания, форм и методов социальной работы;
- знакомство с опытом и методиками подготовки специалистов по социальной работе в высших учебных заведениях Германии;
- использование богатого фактического материала в учебном процессе.
РГЦ проводит большую работу по распространению немецкого языка и культуры. Пятый год организуются олимпиады по немецкому языку и страноведению Германии для учащихся школ и студентов вузов г. Костромы и Костромской области на призы Госканцелярии земли Северный Рейн-Вестфалия. В 2005 г. олимпиада была поддержана Германской Службой Академических Обменов, которая предоставила победителю студенческой олимпиады поездку на языковые курсы в Германию. Интерес к олимпиадам возрастает. В 2005 г. в ней приняли участие около 80 человек. Олимпиады повышают мотивацию познавательной деятельности детей, подростков и молодежи, а подготовка к участию в олимпиадах помогает заполнить досуг полезным содержанием.
В 2003 и 2004 годах РГЦ проводились Дни немецкого языка, объединившие комплекс ме-
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 3, 2006
13
ОБРАЗОВАНИЕ: ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ
Г.А. Бухмастова
роприятий: курсы повышения квалификации учителей немецкого языка школ г. Костромы и Костромской области под руководством специалистов из Германии, олимпиады и международные научно-практические конференции.
РГЦ стал региональным центром апробации новых технологий в преподавании иностранных языков в соответствии с требованиями практики обучения языку в различных типах учебных заведений и социальным заказом общества.
Наряду с Центром модераторов РГЦ включился в работу по повышению квалификации в области немецкого языка и культуры на факультете иностранных языков КГУ. Открытие специальности «Межкультурная коммуникация» вызвало необходимость организации курсовой подготовки преподавателей. В 2004 г. на базе РГЦ и Центра модераторов были проведены краткосрочные курсы по теме «Межкультурный аспект в преподавании немецкого языка в вузе» для преподавателей кафедры немецкого языка КГУ и преподавателей Костромского технологического университета. По окончании курсов участники получили удостоверение Министерства образования РФ.
РГЦ способствует обмену опытом между специалистами России и Германии в социальной сфере. Так, в 2002 г. РГЦ стал соорганизатором научно-практической конференции «Организация социальной помощи для населения». Эта международная конференция, проведенная совместно с Евангелической церковью Рейнланда, позволила обсудить вопросы подготовки и повышения квалификации специалистов для социальной сферы в Германии и России, работы с пожилыми людьми, ухода за престарелыми, больными и инвалидами, работы социальных станций, социальной работы по месту жительства.
Актуальные проблемы преподавания иностранных языков в вузе и школе рассматривались на международных научно-практических конференциях: в 2003 г. - «Реальность и перспективы преподавания иностранных языков в вузе и школе»; в 2004 г. - «Язык и культура в курсе обучения иностранному языку в вузе и школе».
Большой интерес и широкую поддержку российской и германской сторон вызвали конференции 2005 года.
В сентябре 2005 г. состоялась международная научно-практическая конференция «Диалог культур - культура диалога», в которой приняли участие 180 человек, среди них 18 представителей из 14 регионов России и 29 специалис-
тов из Германии. Целью конференции было обобщение опыта организации и проведения международного сотрудничества между КГУ им. Н.А. Некрасова и образовательными учреждениями России и Германии, которое осуществляется для распространения передовых образовательных технологий, обмена опытом в экономической, социальной и других областях.
Впервые была предпринята попытка анализа и обобщения международных образовательных проектов на региональном уровне с целью выявления перспектив дальнейшего сотрудничества, определения путей повышения эффективности реализации проектов через включение участников в сетевое взаимодействие.
В презентации проектов, обусловленных, в первую очередь, договором о сотрудничестве между Администрацией Костромской области и Госканцелярией земли Северный Рейн-Вестфа-лия, участвовали вузы г. Костромы, РГЦ, школа №3 (проект «Еврошкола»), Управление образования г. Костромы (проект по созданию групп кратковременного пребывания из социально трудных семей), школа №22 (проект «Евросверстник»), школа №29 (проект «Внедрение идей реформаторской педагогики в начальной школе»), областная библиотека им. Н.К. Крупской (проект «Создание информационно-культурного Центра»), студия «Молодежная мода», Женский клуб.
С германской стороны участниками конференции стали: Посольство Германии в Москве, Госканцелярия земли Северный Рейн-Вестфа-лия, Германская Служба Академических обменов, Культурный Центр им. Гете, Центральное Управление зарубежных школ при посольстве Германии в Москве, преподаватели и студенты Высшей школы Циттау/Герлитц.
Вторая международная научно-практическая конференция, состоявшаяся в октябре 2005 г., называлась «Региональные особенности социальной адаптации мигрантов». Целями данной конференции явились выявление наиболее важных проблем адаптации, нуждающихся в обосновании и анализе; обмен опытом их исследования и решения с другими регионами и государствами; обоснование необходимости интеграции усилий различных организаций и служб при оказании социальной помощи мигрантам. Конференция явилась первым опытом комплексного обсуждения проблем мигрантов в нашем регионе на теоретико-прикладном уровне, с привлечением специалистов разного профиля.
Современные тенденции интеграции и маркетизации в европейском высшем образовании
В конференции приняли участие 76 человек из 5 регионов России (Кострома, Ярославль, Владимир, Москва, Ставрополь) и делегация из г. Дармштадт (Германия).
Участниками обеих конференций 2005 г. было высказано мнение о целесообразности проведения в 2006 году международной недели науки, посвященной проблемам и перспективам развития межкультурного взаимодействия в образовании, профессиональной деятельности, культуре, межличностном общении. Проведение недели запланировано на начало сентября 2006 г.
Таким образом, за 5 лет существования Российско-германского Центра культурно-образовательных связей и программ удалось совместно с германскими и российскими коллегами разработать и реализовать несколько перспективных направлений деятельности.
Участники всех проектов отмечают положительное влияние возможностей международного сотрудничества как на развитие профессионализма, так и на личностный рост в целом. Международные контакты позволяют приобрести новый опыт, познакомиться с иными подходами к решению проблем.
Г.А. Бухмастова
СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ИНТЕГРАЦИИ И МАРКЕТИЗАЦИИ В ЕВРОПЕЙСКОМ ВЫСШЕМ ОБРАЗОВАНИИ
В июне 1999 г. в Болонье (Италия) министры образования двадцати девяти Европейских стран подписали Декларацию о Европейском регионе высшего образования, цель которой - формирование единого Европейского пространства высшего образования, активизация Европейской системы высшего образования на мировом уровне.
Основные принципы Болонской Декларации сводятся к созданию системы сопоставимых уровней (ступеней образования) с целью содействия как росту занятости европейских граждан, так и обеспечения международной конкурентоспособности Европейского высшего образования в целом, переходу на двухуровневую систему подготовки: бакалавр и магистр; определению системы зачетных единиц (кредитов), включающей зачетные единицы в довузовском и экспериментальном обучении, при условии признания университетами организаций, которые проводят такое обучение, с целью обеспечения мобильности студентов; введению такого важного понятия как Европейское пространство высшего образования, распространяющегося на содержание учебных курсов, сотрудничество учебных заведений, схем мобильности интегрированных образовательных программ и.т.д.
Проблемы выработки стратегии высшего образования в Европе стали предметом обсуждения на самых различных уровнях. В частности, министры образования европейских стран, рассмотрев эту проблему, признали, что новые информационные технологии, а также средства массовой
информации и коммуникации представляют огромные возможности по повышению эффективности обучения и преподавания, обеспечению открытости образования для внешнего мира.
Согласно Болонскому соглашению Европейское международное сообщество полагает, что право на образование является первостепенным правом личности, а доступность и эгалитарность образования важнейшими критериями развития стран, на которые решающее влияние оказывают интеграционные процессы, происходящие во многих областях образования, поэтому рассмотрение этих интеграционных процессов и их тенденций в Европейском пространстве высшего образования представляет определенный интерес.
Исходя из основных положений Болонского соглашения, слово «интеграция» следует понимать как объединение ресурсов вузов, расположенных в различных странах и регионах, с целью совместной реализации отдельных программ как, например, консорциум «Открытое образование», созданный на базе Международной академии открытого образования в 2001 году или как объединение средней и высшей школы на уровне конкретных учебных заведений как, например, образовательные комплексы, имеющие статус государственного или негосударственного учебного заведения, обеспечивающие взаимодействие учебных заведений, реализующих различные формы и методы обучения, научной основой взаимодействия которых является непрерывное образование.
Следует отметить, что в настоящее время процесс интеграции тесно связан с таким явле-
© Г.А. Бухмастова, 2006
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 3, 2006
15