Научная статья на тему 'Международная неделя «Диалог культур культура диалога»'

Международная неделя «Диалог культур культура диалога» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
147
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Международная неделя «Диалог культур культура диалога»»

НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ

Л.Н. ВАУЛИНА

МЕЖДУНАРОДНАЯ Н ГДЕ ЛЯ «ДИАЛОГ КУЛЬТУР - КУЛЬТУРА ДИАЛОГА»

Вступление России в Болонский процесс, создание единого общеевропейского образовательного пространства ведет к расширению контактов с зарубежными вузами, развитию академической и профессиональной мобильности, диктует необходимость развития профессионального диалога как с российскими, так и зарубежными коллегами в целях поиска эффективных путей взаимодействия. Международная деятельность вузов становится фактором обеспечения качества обучения и привлекательности учебного заведения для потенциальных получателей образовательных услуг. Опыт проведения международных мероприятий в КГУ им Н. А. -Некрасова свидетельствует не только о возрастающем интересе и расширении числа участников межд, народных контактов, но и качественном изменении содержания международного общения.

1-8 сентября 2007 г. в КГУ им. Н. А. Некрасова прошла шестая ме* дународная неделя «Диалог культур - культура диалога», которую поддержал германский фонд им. Конрада Аденауэра в России Организаторами международной недели стали Российско-Германский Центр купь-турно-образовательных связей и программ и международная научно-исследовательская лаборатория межкультурных исследований КГУ им. Н А. Некрасова и Евашелического университета прикладных наук г. Дармштадт (Германия).

В международной неделе приняли участие специалисты из Беларуси (Минск, Могилев), Великобритании (Дарем. Дарлингтон), Германии (Бебра, Дармштадт, Кассель, Лудвигсбург, Цит-гау, Хайдельберг), Польши (Варшава). Украины (Днепропетровск, Полтава, Харьков), Чехии (Оломоуц), Франции (Массеб) и 33 регионов России.

Целью мероприятия было проведение комплексного анализа и многофакторного исследования аспектов межкультурного международного и межрегионального взаимодействия, направ-

ленного на дальнейшее развитие и интенсификацию международных и лижрегиональных контактов в сфере образования для повышения конкурентоспособности вузов, а также обеспечения стабильно высокого качества образования которое позволило бы университетам успешно выполнять свою миссию в условиях интернационализации и глобализации.

Программа международной недели включала заседания, секции, дискуссии, круглые столы, олимпиады по иностранным языкам, конкурс студенческих раоот.

С приветственным словом к участникам нецели обратились ректор КГУ им. H.A. Некрасова проф. Н.М. Рассадин и начальник Департамента образования и науки Коыромской области A.A. Анохин.

На пленарном заседании вниманию слушателей было представлено 5 докладов. В первом докладе («От межкультурной компетенции к межкультурной компетентности: пути формирования». докладчик - Л.Н. Ваулина) акцентировалось внимание на необходимости межкультурной подготовки специалистов, которая в конечном итоге является залогом успешности их карьерного роста на современном рынке труда. Докладчик представил «модели» межкультурно компетентного человека и остановился на методах обучения межкультурному общению. Подчеркивалось, что в условиях глобализации межкультурная компетентность является одной из ключевых.

Участию работодателя в формировании профессиональных компетенций специалиста в России и за рубежом был посвящен пленарный доклад проф. 3. В Брагиной. Автор указала на трудности, возникающие в процессе решения многих задач интернационализации, в частности в сфере бизнеса. Во многом они связаны с проблемой подготовки кадров. Были представлены результаты исследования, направленного на выявление представления работодателей о компе-

224

Вестник КГУ им. H.A. Некрасова, 2007, Том 13

© Л.Н. Ваулина 2007

Международная неделя «Диалог культур - культура диалога»

тенциях, котопыми должен обладать выпускник вуза.

Третий пленарный доклад носил информативный характер Н.В. ПарЛенов, заместитель исполнительного директора областного объединения работодателей «Костромской союз промышленников» охарактеризовал современные тенденции развития экономики Костромской области. Докладчик практически обозначил направления формирования рынка тр> да в регионе и спроса на специалистов соответствующих профилей

Кристель Куг'брук профессор университета г. Кассель (Германш), ввела присутствующих в вопросы транеку 1ьтурной коммуникации предприятий. Докладчик подчеркнула ьажность эм-иатии и толерантности о конструк1ИВном профессиональном диалоге. Способность менеджмента к перешагиванию границы, т.е. к межкультурному обмену знаниями, подчеркнула гостья, является вообще самым важным фактором для утверждения на рынке. Культурное разнообразие является ресурсом, который делает возможным правильное использование инноваций.

Президент Евангелического университета прикладных наук г. Дармштадт проф Алекса Ке-лер-Оффирски остановилась на социально-психиатрических и психологических особенностях миграционных проблем.

Программа международной недели включала 9 секций и 11 крутых столов.

Секция № 1. «Ме-некультурная коммуникация и взаимопонимание культур» На секции было заслушано 9 докладов. В работе секции приняли участие преподаватели вузов России и Германии, а также проекта « Обучающиеся регионы» (г. Бебра. Германия ), с которым на протяжении нескольких лет успешно взаимодействует научно-исследовательская лаборатория межкультурных исследований. Слушателям были предложены выступления о межкультурной коммуникации в европейской этнологии, о развитии межкультурной коммуникации в России, о роли межкультурных тренеров в пиликультурном обществе, о процессе формирования установки на другой образ жизни. Горячие дискуссии вызвали информационные сообщения из опыта проживания межкультурных ситуаций и вопросы взаимовосприятия носителей разных культур. Плодотворным оказалось обсуждение целей и средств эффективной профессионально ориен-

тированной межкультурнои коммуникации.

Секция № 2. «Сфера образования в эпоху глобализации». На секции было заслушано 8 докладов, посвященных различным аспектам интер-национализаиич оооазования. Широкии отклик среди слушате гей нашла проблема многоязычия в образовании, сохпанения многообразия языков Присутствующие смогли познакомиться с ипы-том вхождения вузов Германии в Болонский процесс. Коллеги из Германии поделились размышлениями и опытом по введению модульного обучения, по организации проектов академической мобильности.

Секция № 3. «Формирование межкультурной компетентности в процессе преподавания иностранных языков». На секции было заслушано 5 док (адов по актуальным вопросам мел:культурного подхода в обучении иностранным языкам. Обсуж; ены методические приемы в преподавании страноведения, изучения лингвоцидак-тического материала в аспекте «язык - культура». языковые средства организации диалогической речи. Выступившие оиращали внимание слушателей на необходимость поиска путей оптимизации преподавания иностранных языков, т. к. владение иностранными языками является обязательной сос!авляющей вхождения российских вузов в Болонский процесс. Особенно актуальным становится обучение иностранным языкам в профессиональной сфере. Данное направление было предложено вынести на обсуждение на конференции в 2008 году.

Секция № 4. «Художественный текст в пин-гяокулътурологическом аспекте» и секция ЛЬ 5 «Лингвокультуршогический аспект языковой коммуникации» работали вместе Всего было заслушано 13 докладов, в которых затрагивались вопросы этнокультурных компонентов концептуальной структуры фразеологизмов, контексту-альности, национально-культурной специфики языковых единиц, интернационального слова в лингзокулы урном аспекте, ключевых понятий народного этикета, корпоративной культуры.

Секция № 6. «Диалоги в искусстве и культуре». На секции были представлены 3 доклада по проблемам, являющимся актуальными в контексте диалога культур. Так, в докладе Кашина Е. И. обозначен сложный круг диалоговых ситуаций в творчестве костромского художника Н. -В. Шувалова. Рябова Г Н. обозначила проблему культурного диалога в условиях первой мировой

Педагогика. Психология Социальная работа. Ювенология. Социокинетика, № 4, 2007

225

Научная жизнь

войны. Кашина Н. К. подчеркнула в своем докладе закономерности возникновения интереса к определенным мифологемам у разных авторов.

Секция № 7. «Взаимодействие литератур и межкультурная коммуникация». Слушателям было предложено 7 докладов. В ходе обсуждения участники пришли к заключению, что русская литература стала контрастом европейской кулыуре, запа дые писатели искали в ней обновление. В произведениях A.C. Пушкина воплощается разнообразно выражаемый диалог культур, а пушкинский «Современник» стал первым изданием, на страницах которого осуществляется межкультурный литературный диалог. Отмечалось также, что, создавая текст на русском языке, переводчик должен опираться на произведения соответствующей эпохи, в этой связи возникает понятие текста-донора.

Секция Ms 8. «Становление специалиста в области экономики и управления в процессе профессионального межкультурного общения». На данной секции было представлено 4 доклада, в которых были затронуты проблемы интересов государства, региона, вуза и индивида (студента, преподавателя) в межкультурной коммуникации, вопросы экономической адаптации и факторы, предопределяющие успешность вхождения бизнес-мигрантов в новое культурное пространство. Специалисты из России и Германии поделились опытом организации международного сотрудничества в области экономического образования. В связи с актуальностью вопросов

профессионального межкулыурного общения на секции принято решение о проведении студенческих научных конференций в Университете прикладнь./1 наук Циттау/Герлитц г. Цитгау и в Институте экономики КГУ им. H.A. Некрасова с пубпикацией сборников докладов

Секция Л& 9. «Психологические основы взаимопонимания в мультикупьтурном и мульти-религиозном обществе». Здесь было ¿¿слушано 10 докладов и 13 человек выступили в прениях. Обсуждение сосредоточилось на следующих вопросах- демократические свободы и религиозные ценности; рациональное и интуитивное миропонимание, концепция карт ментальности и кентавризм; рансперсональна- психология развития духовности; логика и ее формирование на основе знаний и веры; образование и духовность; кластерная теория интеграции- эмоциональный интеллект; практика сахаджа-йоги и др.

Международная неделя-2007 отличается о предыдущих широтой тематики круглых столов. Актуальные вопросы образования и социальной политики в России и за рубежом позволили привлечь к обсуждению не только преподавателей, но и студентов. Принцип диалога куиьтур прослеживался как в руководстве круглыми столами, так и в кругу участников. Соруковооителя-ми были российские и заруоежные специалисты. Участниками стали преподаватели из России, Германии, Белоруссии, Украины, а также студенты из Германии и Чехии. Подробная информация представлена в следующей таблице:

№ Назнание Руководители

Круглый стол №1 Заседание международной научно-исследовательской лаборатории межкультурных исследований к.ф.н., проф. Ваулина Л.Н. \ д-р, проф. Универсич^га прикладных наук i. Дармштадт Штрассер Герт (Германия).

Круглый стол №2 Сфера образования в эпоху глобализации ректор КГУ им- Н. А. Некрасова проф. Рассадин Н.М..

Круглый стол №3 Ьолонский процесс вчера, сегодня, завтра глава представительства DAAD д-р Праль Томас

Круглый стол №4 Филологическое образование в эпоху глобализации к.ф.н., декан филологического факультета КГУ им. Н. А. Некрасова Фокина М.А \ студентка 5-го курса философского факультета университета им. Папацкого Г- Оломоуи Янека Катержина (Чехия)

Круглый стол №5 Международные .енденции развития высшего экономического образования д.т.н., просЬ , директор Института экономики КГУ им. Н. А Некрасова БрагинаЗ.В проф. д-р, декан экономического факультета Университета прикладных наук Циттау/Гер.1итц г Питтау (Германия) Гизе Роланд

¿26

вестник КГУ им. H.A. Некрасова 2007, Том 13

Международная неделя «Диалог куль ур - культура диалога»

Круглый с гол №6 Межкультурная коммуникации л эстетическое воспитан» к.псих.н., доцент кафедры социальной психологииXазова С.А., проф.д-р )рдманн-Райски Катя, г Пармшталт

Круглый счол №7 Социальная политика ь России и Германии. д.соц.н., проф. Попова И ß.; руководитель международного отдела Евангелического университета прикладных наук г. Дармштадт (I ермания) ?еелиш ВинсЬрид

Круглый стол №8 Жизненные перспективы женшин в России и Германии. к.ф.н., доцент кафедры немецкого языка КГУ Денисова Г.М.; студентка Евангелического Университета прикладных наук 1. дармштадт Греб Катирина

Круглый стол №9 Психологическое сопровождение детей-мигрантов к.психол.н., доцент, зав.кафедрой специальной педагогики и психологии, докторант КГУ им. Н. А. Некрасова Куфтяк Е.В. \ проф д-р Келер-Оффирски Алекса, президент Евангелического университета прикладных наук г. Дармштадт (Германия).

Круглый стол №10 Обществе нныь объединения как форма поддержки межкучыурного взаимодействия в регионе. начальник отдела по взаимодействию с общественными и политическими объединениями администрации Костромской области Филиппова H.A.; начальник отдела по культурной политике департамента культурного наследия, ку льтуры и туризма Костромской области Аметпва Пеоноро Энверовна

Круглый стол №11 Кострома и Дармштад! в истории династии Романовых декан исторического факультета проб. Ьелое А.М.\ д-р Ульмер Ренате, г. Дармштадт

Традиционно в рамках международной недели были проведены олимпиады по иностранным языкам.

Олимпиада по немецкому языку и страноведению для учащихся школ провс дилась на призы Госканцелярии земли Северный Рейн-Вест-фалия. Победителями стали:

СРЕДИ УЧАЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ:

1 МЕСТО Кирпичник Валерия-школа№3 г. Костромы;

2 МЕСТО: Егорова Ксения - школа № 3 г. Костромы;

3 МЕСТО: Васильева Ксения - гимназия № 15 г. Костромы;

4 МЕСТО: \рабу ш Анастасия - гимназия № 15 г. Костромы;

5 МЕСТО: Аникин Максим - школа № 3 г. Костромы.

СРЕДИ УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ:

1 МЕСТО: Севастьянов Павел - Чухломская средняя школа;

2 МЕСТО: Смертчна Анастасии ■ школа № 11г. Костромы

3 МЕСТО: Соколова Елена - Чухломская средняя школа;

4 МЕСТО: Исаева Роза - Чухломская средняя школа ■

5 МЕСТО: Гузанова Анастасия - школа №32.

СРЕДИ УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА:

1 МЕСТО: Сухов Павел пкола № 3 г. Костромы;

2 МЕСТО: Комозина Ольга - школа № 3 г. Костромы;

3 МЕСТО: Горская Владлена - школа № 3 г. Костромы;

4 МЕСТО: Вербовая Ольга - школа № 3 г. Костромы;

Педагогика. Психология Социальная работа. Ювенология. Социокинетика № 4, 2007

227

Научна i жизнь

5 МЕСТО: Глотова Евгения - гимназия № 15 г. Костромы.

Студенческая олимпиада по немецкому языку проводилась на призы Госканцелярии земли Северный Рейн-Вестфалия, Германской службы Академических Обменов и Торгово-промышленной палаты Костромской области. Призовые места распределились следующим образом:

1 МЕСТО: Воскобойник Евгений - КГУ;

2 МЕСТО: Насырова Ильмирг КГТУ; Загулин Юрий КГУ;

3 МЕСТО: Лобакова Радмила - КГУ.

В олимпиаде по польскому языку приняли участие студенты филологического факультета КГУ им. Н. А. Некрасова. Призы предоставила Торгово-промышленной палата Костромской области. Победи! елями стали:

1 МЕСТО- Попова Светлана;

2 МЕСТО Котруца Диана;

3 МЕСТО Литвинова Марина.

Научно-исследовательская лаборатория

межкультурных исследований проводила также

конкурс студенческих работ по тематике меооприятий "еждународной недели. Грамоты КГУ им. Н. А. Некрасова получили:

1 МЕСТО I руздева Марина (иняз, руководитель Новосельцева О. Н.);

1 МЕСТО Райкина Мария (ИПП, руководитель Скрябина О. Б.);

2 МЕСТО: Баркова Ксения (иняз, руководитель Ваулина Л. Н.);

2 МЕСТО: Дубова океана (ИГП~П;

3 МЕСТО: Никан^рова Юлия (юрфак, руководитель Казначеева Т. А ).

Подведение итогов международной недели состоялось на заключительном пленарном заседании. Выступавшие отметили высокий уровень организации, разнообразие форм мероприятий недели. Подчеркивалась актуальность предложенных на обсуждение вопросов и уникальность опыта по привлечению широкого круга студентов к межкультурным встоечам. Было внесено предложение о проведении очередной международной недели «Диалог культур - культура диалога» в сентябре 2008 года.

Н.П. Фетискин, Т.И. Миронова

КОНГРЕСС О ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ СОПРОВОЖДЕНИИ НАЦИОНАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ

26-27 октября 2097 года на баз; Костромского государственного университета им. Н.А.Некрасова был проведен Международный конгресс «Психологическое сопровождение национальных проектов: ментальные барьеры и инновационные технологии развития общества».

Организаторами конгресса выступили Костромской государственный университет им. -H.A. Некрасова; Институт психологии РАН; Международная академия психологических наук; Российское психологическое общество' Костромская академия социально-политической психологии, акмеологии и менеджмента.

В paöoic конгресса приняли участие 350 делегатов, представляющих 38 регионов России (Москва, Санкт-Петербург, Ижевск, Актюбинск, Томск, Пермь, Уфа, Балашов, Иваново, Владимир Ярославль, хверь, Тыва, Липецк, Смоленск, Вооонеж. Курск, Ростов-на-Дону Паратов, Краснодар, Белгород, Астрахани, Оренбург, Киров,

Вологда и др.), а также специалисты из Белоруссии (3), Казахстана (3), Молдовы (2) и Польши (2).

Качественный состав уча^ников конгресса: докторов наук, профессоров - 32, кандидатов наук доцентов - 91, аспирантов и соискателей -90, студентов - 137.

На пленарном заседании было заслушано 12 докладов. По содержанию и форме они были концептуальным и прикладными и отражали методологические и практико-ориентированные аспекты психологического сопровождения национальных проектов. Большой научный интерес вызвали доклады Н.П. Фетискина (г. Кострома) «Методологические и прикладные стратегии психологического сопровождения приооитетны* нацпроектов»; ГМ. Зараковского (г. Москва) «Место и роль национальных проектов в системном решении задач повышения качества жизни населения России».

228

Зестник КГУ им. Н.А Некрасова, 2007, Том 13

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

©Н.П. Фетискин, Т.Н. Миронова, 2007

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.