ческом, и в жестком детективе описание пейзажа приобретает глубинную смысловую направленность, отображая внутреннее состояние героя.
ЛИТЕРАТУРА
1. Есин А.Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения. М.: Флинта; Наука, 2003. С. 75-76.
2. ЩироваИ.А. Психологический текст: деталь и образ. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2003. 120 с.
3. Щирова И.А., Гончарова Е.А. Многомерность текста: понимание и интерпретация. СПб.: Книжный дом, 2007. С. 230232.
4. ChandlerR. The Little Sister. London: Penguin Books, 2005. 298 p.
5. Doyle A.C. The Adventures and Memories of Sherlock Holmes. London: Wordsworth Classics, 1996. 503 p.
6. StoutR. Champagne for One. SPb.: The Collection, 2005. 157 p.
7. Webster's New World College Dictionary. Fourth edition. Macmillan, 1997.
ЕВ. ВАСИЛЬЕВА
Елена Владимировна Васильева — аспирантка СПбГУЭФ.
В 2008 г. окончила СПбГУЭФ.
Автор — 3 публикаций.
Область научной специализации — рекреация и туризм.
^ ^ ^
МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ УПРАВЛЕНИЯ ТУРИЗМОМ*
На основе изучения опыта организации управления туристско-рекреационной индустрией за рубежом можно выделить три модели государственного управления.
Первая модель предполагает отсутствие центральной государственной туристской администрации — все вопросы решаются на местах на основе принципов рыночной самоорганизации. Правительства отдельных стран принимают такое решение в тех случаях, когда туризм не является значимой для страны отраслью хозяйства либо когда субъекты туристского рынка сознательны, т. е. способны решать свои проблемы без государственного участия.
Эта модель управления используется в США (в 1997 г. в США была ликвидирована государственная структура И8ТТА, ведавшая туризмом). Руководство страны решилось на это в силу ряда причин: а) сокращение расходов федерального бюджета; б) наличие прочных позиций США на международном рынке туризма; в) привлекательность страны для зарубежных туристов; г) присутствие сильных частных компаний в индустрии туризма, способных на мощные самостоятельные рекламные акции в интересах всего национального рынка [1, с. 78].
Вторая модель предусматривает наличие сильного и авторитетного министерства, контролирующего деятельность всей отрасли. Для ее реализации требуются определенные условия, а именно: большие финансовые вложения средств в индустрию туризма, рекламную и маркетинговую деятельность, инвестирование в туристскую инфраструктуру.
ГРНТИ 06.71.57 © Е.В. Васильева, 2010 Публикуется по рекомендации д-ра социол. наук, проф. В.И. Сигова.
Подобная модель организации управления туриндустрией распространена в Турции, Египте, Тунисе и других странах, где туризм является одним из основных источников валютных поступлений.
Третья модель преобладает в европейских государствах и состоит в том, что вопросы развития туристской деятельности страны решаются на уровне какого-либо многоотраслевого министерства. Чаще всего это министерство с экономическим уклоном. При этом подразделение министерства, которое занимается вопросами туризма, осуществляет деятельность в двух направлениях: решает глобальные вопросы государственного регулирования (разработка нормативно-правовой базы, координация деятельности регионов, международное сотрудничество на межгосударственном уровне, обработка статистической информации) и осуществляет маркетинговую деятельность, участие в выставках, управление туристскими представительствами за рубежом.
В настоящее время система управления туризмом в большинстве стран носит преимущественно территориальный характер с возможностями воздействия на отраслевое развитие страны. В качестве примера можно рассмотреть систему управления туризмом в Великобритании, являющуюся типовой для многих европейских стран. В сферу компетенции Министерства национального наследия входят вопросы осуществления политики в индустрии туризма страны. Отдел по туризму, существующий в рамках Министерства, включает в себя два подразделения: первое — отвечает за финансовую поддержку индустрии туризма, межведомственную координацию спорных вопросов, а также за представление индустрии туризма Англии на международном уровне; второе — отвечает за статистическую информацию по состоянию туризма в стране, стимулирование развития внутреннего туризма, а также за повышение качества туристского обслуживания. Соответствующие региональные отделения Министерства, в первую очередь, координируют деятельность региональных органов управления, занимаются установлением более тесных контактов между ними и устранением дублирования в их деятельности. Кроме того, на уровне каждого региона страны (Уэльс, Шотландия, Северная Ирландия и др.) существуют управления по развитию туризма, функциями которых являются поддержание надлежащего уровня развития туризма в своем регионе и обеспечение объективной информации о нем на уровне всей страны [2]. И наконец, местные органы управления отвечают за создание инфраструктуры и обеспечение качественного обслуживания на их территории, планирование их развития, а также осуществляют финансирование существующих туристских информационных центров, которые предоставляют информационные услуги, занимаются бронированием мест и пр.
Помимо перечисленных территориальных органов управления, туризм в Великобритании представлен целым рядом негосударственных (общественных) организаций, выполняющих функции отраслевого управления на различных уровнях. В качестве общественных организаций существуют также представительства частного сектора, организованные в различные ассоциации и общества, отвечающие за лоббирование интересов предпринимателей индустрии туризма, консультирование и совершенствование методов работы на различных уровнях власти.
Организация управления туризмом во Франции представляет собой стройную и эффективную систему, объединяющую государство, регионы, департаменты, коммуны и частный сектор: а) Министерство по транспорту и обустройству; б) Государственный секретариат по туризму; в) региональные комитеты по туризму (22 региона); г) комитеты по туризму департаментов (100 департаментов); д) коммуны (36 тыс.) [3, с. 60-63].
На государственном уровне за туризм отвечает Министерство обустройства и транспорта. В его структуре находится Государственный секретариат по туризму, исполняющий функции национальной туристской администрации. В компетенцию федерального туристского ведомства входят вопросы: профессионального обучения; статистики туризма, прогнозирования эволюции туризма; формирования взаимоотношений с региональными комитетами; ведение контракт-планов по регионам (между государством и регионами подписываются контракты на 5 лет во всех областях, которые интересуют государство).
Важное место в системе управления туристской сферой занимает Агентство по туристской инженерии Франции (ЛИТ), которое является государственной организацией и выполняет следующие функции: а) апробированием новых туристских проектов в национальных масштабах; б) анализ и перспективное планирование развития туризма; в) исследование поведения туристов в разных странах (наблюдение за спросом); г) наблюдение за информированием туристов о туристских предложениях; д) составление рекомендаций для различных туристских организаций; е) проведение обучения для отраслевых специалистов, проведение технических дней для передачи «ноу-хау»; ж) ведение проектов «от начала до конца» [4, с. 192].
Министерство по туризму обеспечивает ЛИТ помещениями и выплачивает заработную плату его сотрудникам (в Агентстве работают 22 сотрудника). Его годовой бюджет составляет около 5400 тыс. евро. Из них пятая часть формируется за счет продажи услуг Агентства, а 4/5 представляют собой субсидии различных министерств [5]. Сегодня Агентство — единственное во Франции, однако, по прогнозам специалистов, потребность в туристской инженерии будет постоянно возрастать, поэтому в наиболее крупных туристских регионах могут быть созданы аналогичные региональные агентства.
На национальном уровне во Франции действуют организации, объединяющие как комитеты по туризму, так и ассоциации и турбюро: Федерация комитетов и департаментов по туризму Франции, Федерация ассоциаций городских турбюро Франции, Федерация арендных домиков Франции, Федерация пригородных парков и др.
Система управления туризмом во Франции складывалась десятилетиями. В настоящее время после передачи некоторых властных полномочий в регионы и департаменты наметилась тенденция децентрализации в государственном управлении туризмом. Несмотря на успешное развитие во Франции индустрии туризма (76 млн туристов в год, 12 % ВВП), можно обозначить такие общенациональные проблемы, как старение туристских секторов, а также ограниченность природных ресурсов для будущего развития.
В Испании вопросами туризма занимается Министерство экономики (через Государственный секретариат по торговле, туризму и малому бизнесу). Кроме Госсекретариата Министерству подчиняются: Центральная дирекция по туризму (административные вопросы и общее направление политики); гостиничная цепь "Paradores" (83 гостиницы, размещенные в зданиях, представляющих историко-архитектурный интерес); два выставочно-конгрессных центра (в Мадриде и Малаге); Испанский институт туризма — "Turespaca". занимающийся привлечением иностранных туристов, рекламной деятельностью и продвижением испанских курортов за рубежом. Данная организация имеет широкую сеть информационных офисов в Испании и 29 представительств в 21 стране мира. Институт полностью финансируется из госбюджета [6].
В Италии Департамент по туризму подчиняется Министерству производственной деятельности. Основные функции Департамента сводятся к координации деятельности региональных турадминистраций, разработке нормативно-правовых отраслевых документов национального характера, исследованиям и обработке статистических данных, а также международной деятельности (межправительственные соглашения, взаимоотношения с международными организациями и Евросоюзом).
Однако центральная роль в представлении Италии на международном туристском рынке принадлежит Национальному управлению по туризму (ENIT), основными функциями которого являются рекламно-информационная работа, маркетинговые исследования, координация зарубежной деятельности местных турад-министраций. ENIT подчиняется Департаменту по туризму и полностью финансируется из госбюджета. В штате ENIT 200 человек, в том числе сотрудники 20 представительств в 26 странах [2].
Учитывая масштабы международного туризма, федеральное устройство и способ организации туристской отрасли, для России наиболее приемлемой представляется третья модель управления. Однако для эффективного функционирования данной модели целесообразно государственное регулирование отрасли, что продиктовано необходимостью участия государства в формировании и продвижении национального турпродукта, осуществлении маркетинговых исследований, рекламно-информационной деятельности, организации и проведении международных туристских выставок, конференций, семинаров, формировании базового пакета инвестиционных проектов в области развития туристской инфраструктуры.
ЛИТЕРАТУРА
1. Абрамова Т.В. Проблемы и перспективы туристской индустрии в России // Туризм и рекреация: фундаментальные и прикладные исследования. Труды III Международной научно-практической конференции. М.: АНО «Диалог культур», 2008.
2. БалабановИ.Т., Балабанов А.И. Экономика туризма: учеб. пос. М., 2003.
3. Боголюбов В.С., Севастьянова С.А. Принципы планирования устойчивого развития туризма в регионе и их взаимосвязь // Вестник ИНЖЭКОНА. Сер. «Экономика». 2006. № 4.
4. ГавриловА.И. Туризм сегодня, перспективы развития // Туристские фирмы. Вып. 20. СПб.: Невский Фонд, 2000.
5. Гуляев В.Г. Организация туристской деятельности: учеб. пос. М.: НО-ЛИДЖ, 1996. 312 с.
6. Квартальнов В.А., Романов А.А. Международный туризм: политика развития: учеб. пос. / РМАТ. М.: Советский спорт, 1998. 144 с.