СФЕРА ЭКОНОМИКИ
Сергей ВОЛКОВ
ЕВРОПЕЙСКИЙ ТУРИЗМ КАК ЭФФЕКТИВНАЯ ОТРАСЛЬ ЭКОНОМИКИ
Международный туризм давно перестал быть просто социальным явлением, став неотъемлемой частью мировой экономической системы, одной из наиболее динамично развивающихся её отраслей. За быстрые темпы роста и развития он был признан специалистами экономическим феноменом современности. Ежегодно огромное число туристов пересекает государственные границы, делая этот вид экономической деятельности по-настоящему глобальным. По данным Всемирной туристской организации (ВТО), в 2008 году было зафиксировано более 922 миллионов международных туристских поездок1. Доходы, полученные от этого, оцениваются за тот же период в 944 млрд долларов (642 млрд евро)2. Но при всей масштабности и всеохватности туристского движения, оно далеко неоднородно и не все географические места одинаково популярны. В нём есть свои центры притяжения, главный из которых - европейский континент, что имеет свои объективные причины.
Европа — центр туристского притяжения
1 Tourism highlights, 2009 edition. - Madrid: UNWTO, 2009. P. 5.
2 Tourism highlights, 2009 edition. - Madrid: UNWTO, 2009. P. 1.
© Волков Сергей Константинович - кандидат экономических наук,
Волгоградский государственный технический
университет, кафедра мировая экономика и экономическая теория. E-mail, ambiente2@rambler.ru Ключевые слова: Европейский Союз, политика в области туризма, национальные туристские администрации, экономический эффект от туриндустрии.
В Европе всегда было предостаточно путешествующих людей, но в путь они отправлялись большей частью за какой-либо надобностью. Туристов как массового явления в современном понимании, конечно, не было, однако индивидуальные хождения своеобразными туристскими тропами существовали во все времена. Деловые же путешествия по Европе (а именно они составляли большинство) совершали лишь определённые слои европейского общества и до середины XIX столетия исключительно наземными видами транспорта.
На протяжении последующих ста лет (1850-1950) доля людей, путешествующих в целях отдыха, то есть собственно туристов, стала увеличиваться. Складывавшийся туристский рынок Европы изначально был нацелен на привлечение американских путешественников, однако постепенно он стал трансформироваться под нужды внутреннего потребителя. Развитие железнодорожного транспорта и пароходства способствовало организации отпуска в первую очередь в соседние европейские страны. С 1950 года автомобили и автобусы стали главным средством передвижения туристов. Несколько лет спустя самолёты становятся ведущей формой туристских перемещений. Согласно статистическим данным, сегодня на воздушный транспорт приходится 53% всех туристских поездок в мире, на автомобильный, который стал вторым по популярности, - 39%\
Интенсивное развитие европейская индустрия туризма получила после Второй мировой войны. Рост доходов населения, увеличение продолжительности жизни, снижение пенсионного возраста, сокращение еженедельных рабочих часов и увеличение оплачиваемых выходных (отпусков) в значительной мере повлияли на подъём туризма в Европе. После окончания войны Западная Европа стала местом его бурного развития, в первую очередь иностранного, что связано с наличием хорошей инфраструктуры, стимулирующей активные поездки туристов.
Новым импульсом к становлению массового характера этой индустрии в Европе послужило подписание 14 июня 1985 года Шенгенского соглашения об отмене рядом государств Европейского Союза паспортного и таможенного контроля. Изначально соглашение было подписано пятью европейскими странами: Бельгией, Нидерландами, Люксембургом, Францией и Германией. Сегодня в Шенгенскую зону входит 30 государств Европы. Облегчение визового режима между странами-участницами безусловно способствует интенсификации туристских потоков на континенте.
Страны ЕС больше других привлекают внимание международных путешественников. Их количество за полвека, с 1950 года, увеличилось с 25,3 млн человек до приблизительно 460 млн в 20092, а доход, полученный за 2009
1 Tourism highlights, 2010 edition. - Madrid: UNWTO, 2010. - p. 3.
2 Rüdiger Leidner The European Tourism Industry. A multi-sector with dynamic markets. Structures, developments and importance for Europe's economy. - European Commission, march 2004. - p. 4.
год , оценивается в 416 млрд долларов (296 млрд евро).3 По оценкам и прогнозам специалистов, к 2020 году эта цифра должна примерно удвоиться (см. рис. 2).
Рис. 2
Приток иностранных туристов в страны ЕС, 1950-2020 г.
Источник: составлено автором по материалам: Tourism highlights, 2010 edition. -Madrid: UNWTO, 2010.
Как видим на рисунке, Европа таким образом и далее остаётся самым привлекательным туристским направлением, а также одним из перспективных рынков, генерирующих потоки путешественников, а её туристская инфраструктура является наиболее развитой и притягательной для них.
Основные виды туризма
Причина популярности Европы как туристского региона обусловлена, как отмечено, высоким уровнем развития туристской инфраструктуры и наличием богатого культурно-исторического потенциала. На территории стран-участниц ЕС развиваются все виды туризма, начиная от классических, таких как культурно-познавательный (экскурсионный) и рекреационный, и заканчивая экстремальным и событийным. Разнообразен также и ценовой диапазон. Люди с разным уровнем дохода могут подобрать для себя подходящий туристский продукт без ущерба в качестве обслуживания.
3 Tourism highlights, 2010 edition. - Madrid: UNWTO, 2010. Р. 6.
В последние годы отчётливо прослеживается тенденция к усилению мер по охране окружающей среды. Европа в целом характеризуется сравнительно высокими стандартами уровня жизни людей и их образования. Эти факторы объясняют повышенное внимание к вопросам охраны окружающей среды на территории стран Европейского Союза в целях так называемого устойчивого развития туризма1, прежде всего экологического. Он рассматривается в качестве альтернативы массовым формам туризма, поскольку в идеологии такого путешествия заложена ответственность перед окружающей средой. В странах ЕС экотуристы часто посещают национальные парки своих стран. Одна из важнейших функций национальных парков — обеспечение отдыха и здоровья местного населения, поэтому в структуре туристского потока заметно преобладают внутренние туристы. Доля иностранцев сведена к минимуму (в последние годы, правда, в национальных парках стран ЕС наблюдается возрастание доли приезжих из соседних государств).
Ещё одна тенденция связана с тем, что большинство европейцев живёт в густонаселённых урбанизированных районах. Это в значительной мере предопределило предпочтения европейцев в сельском туризме, который представляет особый вид, объединяющий формы организованного и неорганизованного отдыха людей в сельской местности в целях приобщения к природе, знакомства с образом жизни, с традициями ведения сельского хозяйства. В настоящее время этот вид туризма практикуется во всех европейских странах, однако уровень его развития в каждом конкретном случае различен. В данном сегменте европейского рынка проявляются три основных лидера - Франция, Германия и Великобритания, которые были и первопроходцами в этом виде. Кроме того, сельский туризм активно развивается в таких странах Европейского Союза, как Испания, Италия, Дания и Швеция. Румыния стала важным его центром на общеевропейском уровне, продвинув на рынок собственный проект под названием "Трансильвания — родина Дракулы". Успешно, уже несколько лет существует сельский туризм в Польше, по неполным статистическим данным ежегодно его услугами пользуются более 500 тыс. человек. Государство оказывает поддержку сельскому туризму, в том числе путем кредитования крестьянских хозяйств .
Часть хозяйственного механизма
Меры, принимаемые государствами в поддержку туризма, закономерно приводят к тому, что для многих стран эта индустрия является одной из ключевых отраслей национальной экономики. Она напрямую способствует преодолению бедности населения путём создания новых рабочих мест как непосредственно в сфере туризма (турагенства, туроператоры, гиды и т. д.), так и в смежных отраслях народного хозяйства (транспорт, средства размещения,
1 Современное состояние и тенденции развития туризма в мире // Туризм: право и экономика. - 2008. - № 2 (25). - с. 17.
2 География сельского туризма в зарубежной Европе [Электронный ресурс]. - [2010]. -Режим доступа: http://worldwidetour.rU/content/16/6/
предприятия общественного питания и т. д.). По данным неправительственной международной организации - Всемирного совета туризма и путешествий (WTTC), в 2007 году в сфере туризма и гостеприимства было занято 231,2 млн рабочих, что составляет 8,3% от общего числа работающих в мире1.
В страны Европейского континента совершается 54% всех туристских поездок2, что означает, что на Европу приходится основная доля этого мирового рынка. Европа демонстрирует положительную динамику турпотоков в регион со среднегодовым приростом в 3% (рис. 1).
Рис. 1.
Динамика туристских прибытий в Европу
1000 -|
900 - ___
800 - -
I 700 - -
600 -500 -с 400 -с 300 -5 200 -100 -
0 -I—--,—--,—--,—--,—--,—--,
1990 1995 2000 2005 2006 2007
год
Источник: составлено автором 3.
Пять из десяти наиболее посещаемых стран, входящих в приводимый список, являются государствами-участниками ЕС (табл. 1).
Таблица 1.
Наиболее посещаемые страны мира
№ Страна Количество посещений, млн
2007 2008
1 Франция 81,9 79,3
2 США 56,0 58,0
3 Испания 58,7 57,3
4 Китай 54,7 53,0
5 Италия 43,7 42,7
6 Великобритания 30,9 30,2
7 Украина 23,1 25,4
8 Турция 22,2 25,0
1 Progress and Priorities 2007/2008: World Travel & Tourism Council. - London: WTTC, 2006. P. 5.
2 Tourism highlights, 2009 edition. - Madrid: UNWTO, 2009. P. 6.
3 Tourism highlights, 2008 edition. - Madrid: UNWTO, 2008. P. 3.
9 Германия 24,4 24,9
10 Мексика 21,4 22,6
Источник: по материалам 1.
Индустрия туризма стран ЕС представляет собой межотраслевой сектор национальных экономик, объединяющий деятельность многих контрагентов и посредников, прямо и косвенно связанных с предоставлением этих услуг. Без учёта смежных с туризмом отраслей народного хозяйства она создаёт более 4% общего ВВП стран ЕС, вместе со смежными секторами - обеспечивает занятость 12% работоспособного населения расширенного ЕС, что в натуральных величинах составляет 24 млн рабочих мест2, а также способствует развитию инфраструктуры для обеспечения их деятельности.
В качестве примера огромной значимости туризма для экономики рассмотрим опыт Испании, которая смогла извлечь не только экономические, но и социальные (внешнеполитические) выгоды.
История одной страны
Благодаря богатому туристско-рекреационному потенциалу Испания является одним из крупнейших мировых туристских центров. В 2009 году было зафиксировано 52,2 млн туристских поездок, что принесло доходов в размере 53,2 млрд долларов.3 Испания традиционно входит в тройку лидеров туристского рынка. Однако так было не всегда.
Долгое время Испания воспринималась как диктаторское государство, в котором полностью отсутствуют институты гражданского общества и личные свободы граждан. Такой имидж страны на международной арене обуславливался существованием диктаторского режима генерала Ф. Франко, который руководил страной с 1939 по 1975 год.
Развитие индустрии туризма в Испании стало приобретать значительные масштабы в 60 и 70-е годы XX века, чему способствовал выход страны из международной изоляции после смерти Франко и переход к демократии. В 80 и 90-е годы XX века этот процесс усилился, а страна стала одним из важнейших центров притяжения туристов со всего мира4. Вступление Испании в ЕЭС (ЕС) в 1986 году помогло ускорению её экономического развития, укреплению демократии и улучшению имиджа за рубежом.
Государство оказывает всестороннюю поддержку развитию индустрии туризма в Испании. С 1996 года по настоящее время туристская политика
Tourism highlights, 2009 edition. - Madrid: UNWTO, 2009. Р. 6.
A renewed EU Tourism Policy: Towards a stronger partnership for European Tourism. -Brussels: Commission of the European Communities, 17.03.2006. Р. 2. Tourism highlights, 2010 edition. - Madrid: UNWTO, 2010. Р. 6.
Кузьмин В.В. Иностранный туризм в Испании как инструмент создания её положительного имиджа // Латинская Америка, 2007. № 8. С. 15.
2
4
входит в компетенцию Министерства экономики и финансов и осуществляется Государственным секретариатом по торговле, туризму, малому и среднему бизнесу. В подчинении Секретариата находятся Главное управление по туризму, Испанский институт туризма - Тш^рапа, Институт туристских исследований и ещё ряд институтов, обеспечивающих координацию деятельности различных ветвей туристской администрации разных уровней (см. рис. 3).
Рис.3
Система госуправления туризмом в Испании
Источник: по материалам1.
Естественно, что перед каждым подразделением стоят свои определённые задачи.
1 Остроумов О.В. Туризм. Продвижение российского турпродукта: возможности и реальность: учеб.-метод. пособие / под ред. Ю.С. Путрика. - М.: Финансы и статистика, 2007. С. 65.
Главное управление по туризму вырабатывает общую политику, стратегию и планы сотрудничества местных властей с туристскими предприятиями.
Испанский институт туризма Turespana занимается планированием и осуществляет продвижение и стимулирование сбыта испанского национального турпродукта за рубежом силами специализированных загранпредставительств. В настоящее время работает 29 испанских представительств в 21 государстве. На наиболее перспективных, ёмких рынках в основных странах-поставщиках туристов открыто по нескольку представительств. Например, в Германии и США по четыре испанских турпредставительства, а в Италии и Швейцарии - по два.
Институт туристских исследований проводит изучение факторов, влияющих на развитие индустрии туризма, маркетинговые исследования международного и национального (испанского) туристских рынков, готовит заключения и рекомендации в области государственной турполитики.
Центр испанской туристской документации аккумулирует все работы Института туристских исследований с момента его основания (1962), а также книги, исследования, статистические данные, доклады с конгрессов и семинаров всего мира, посвящённые туристской тематике.
Автономные (региональные) туристские администрации занимаются развитием туризма в своих регионах.
Для координации усилий всех участников системы действует ряд органов, в частности Совет по продвижению туризма. Основными его функциями являются подготовка программ государственного масштаба, направленных на совершенствование продвижения и стимулирования сбыта испанского турпродукта за рубежом, на развитие сотрудничества между государственной администрацией и частным сектором в этой области.
Ведущая роль в продвижении национального турпродукта за рубежом принадлежит испанским загранпредставительствам, сеть которых выполняет следующие функции:
• анализ туристского рынка страны пребывания и разработка соответствующих рекомендаций;
• поддержка инвестиций испанского турсектора за рубежом;
• продвижение Испании как туристского направления;
• стимулирование сбыта испанского турпродукта;
• оказание информационных услуг представителям испанской туриндустрии;
• официальное представительство государственной туристской администрации Испании.
Реализация функции продвижения Испании как туристского направления проводится с использованием трёх основных маркетинговых инструментов:
- информирование широкой общественности и профессионалов в области туризма через различные средства коммуникации, осуществление обратной связи с потребителем в целях анализа спроса;
- проведение рекламных кампаний (планирование кампаний, отслеживание объёмов реализации турпродукта, оценка результатов кампании);
- поддержание связей с общественностью. Контакты и совместные мероприятия со СМИ способствуют росту числа позитивных публикаций и репортажей о стране и уменьшению количества разного рода негативных новостей и пр.1
Как отмечают специалисты, с одной стороны, иностранный туризм способствовал формированию положительного образа Испании за рубежом, а с другой - положительный образ привлекал и продолжает привлекать большое количество туристов в страну. Такое взаимодействие постепенно приводило к возрастанию значения этого сектора для всей испанской экономики, что ярко характеризуют статистические данные. В 1950 году Испанию посетили 784 тыс. человек (3,1% мирового туристского потока), что соответствовало восьмому месту в мире. В 1970 году эта цифра выросла до 13,2 млн, доля Испании составила 8,3%, а страна поднялась на четвёртое место. В 1996 году показатели составили соответственно: 41,3 млн, 7 % и третье место.2 В 2009 году, согласно данным Всемирной организации по туризму, количество туристов, посетивших Испанию, составило 52,2 млн человек.3 Таким образом, можно сделать вывод о том, что улучшение международного имиджа способствовало увеличению туристских потоков в страну, даже несмотря на то, что в стране остаётся нерешённым ряд национальных вопросов, басский сепаратизм и даже угроза терроризма.
Значение туризма для всего государства определяется тем, что в данной отрасли создается около 11% ВВП Испании. Для сравнения в сельском хозяйстве - 3,9% ВВП, в промышленности - 29,4%, а на долю всех видов услуг (включая туризм) приходится 66,7%.4
Показатель ВВП, создаваемый в туристском секторе Испании, является самым большим по сравнению с другими странами ЕС с развитой туристской инфраструктурой (во Франции - 7,3%, в Италии - 5,9 %). В среднем по странам ЕС он составляет 5%. Туристский сектор Испании охватывает 12% всего её трудоспособного населения. В 2005 году в обслуживании туристов было занято 2,3 млн человек.5
Огромное значение туристского сектора для экономики выражается ещё и в том, что доходы от туризма покрывают полностью или частично, а иногда и с избытком внешнеторговый дефицит страны. Положительное сальдо в значительной степени определяется тем, что выездной туризм испанцев по
Остроумов О.В. Туризм. Продвижение российского турпродукта: возможности и реальность: учеб.-метод. пособие / под ред. Ю.С. Путрика. - М.: Финансы и статистика, 2007. С. 65-66.
Кузьмин В.В. Иностранный туризм в Испании как инструмент создания её положительного имиджа // Латинская Америка. 2007. № 8. С. 17. Tourism highlights, 2010 edition. - Madrid: UNWTO, 2010. Р. 6.
Кузьмин В.В. Иностранный туризм в Испании как инструмент создания её положительного имиджа // Латинская Америка. 2007. № 8. С. 19. Там же.
2
4
количеству путешествующих во много раз меньше въездного. В январе 2005 года из 2980 тыс. турпоездок испанцев на внутренний туризм пришлось 89%, а на заграничный - 11%\
Приведённые данные с очевидностью свидетельствуют, что в структуре национальной экономики Испании туристская индустрия играет ключевую роль. Подобная ситуация сложилась и во многих других странах ЕС. Государства стремятся развивать этот бизнес для привлечения международных туристов. Экономический эффект в целом от индустрии туризма очень высок, что естественным образом сказывается на росте общего уровня благополучия стран.
Поддерживающие структуры
Несмотря на масштабность и системообразующий характер индустрии туризма для европейской экономики, в рамках Европейского Союза, как ни странно, не существует официального института, занимающегося отдельно вопросами его развития в странах-участницах. Эта функция закреплена за высшим органом исполнительной власти ЕС - Европейской комиссией, которая осуществляет возложенную на неё обязанность через свои структурные фонды. Они являются крупнейшим источником инвестирования в индустрию туризма наименее развитых европейских регионов, к которым относится группа стран Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ). В числе таких фондов:
Европейский фонд регионального развития финансирует проекты инфраструктуры, вкладывает инвестиции в создание новых рабочих мест, реализацию проектов развития отдельных территорий, оказывает финансовую помощь малым предприятиям. Его деятельность охватывает многие сферы: транспорт, коммуникационные технологии, исследования и инновации, социальную инфраструктуру, профессиональную подготовку, структурное перепрофилирование экономики городов и сельской местности и др.2
Европейский социальный фонд способствует реализации политики занятости населения в туристской сфере. Он финансирует проекты, направленные на повышение квалификации и переподготовку кадров с целью роста производительности труда. В его рамках осуществляется также стимулирование деятельности малых турпредприятий в странах ЕС3.
Кузьмин В.В. Иностранный туризм в Испании как инструмент создания её положительного имиджа // Латинская Америка. 2007. № 8. С. 20. Opinion of the European Economic and Social Committee on Tourism Policy in the Enlarged EU (2005/C 255/02) // Official Journal of the European Union. 2005. V. 4. Р. 14-21.
Гайдукевич, Л. Туристская политика в расширенном Европейском союзе / Л. Гайдукевич // Журнал международного права и международных отношений. 2008. №
4. С. 39.
2
Европейский фонд управления сельским хозяйством выделяет средства на
развитие сельской местности и осуществляет помощь населению, занятому в
4
натуральном производстве, а также содействует развитию агро- и экотуризма .
Европейская комиссия путешествий по прямой принадлежности занимается развитием туризма как в отдельных регионах континента, так и во всей Европе. Она представляет собой некоммерческое образование, членами которого состоят 39 национальных туристских организаций стран Европы.
При отсутствии официального института, занимающегося туризмом, эта индустрия тем не менее опирается на целый ряд законодательных актов. Основными среди них, регулирующими вопросы европейской политики в этой области, являются:
• резолюция конференции "Будущее европейского туризма", принятая в мае 2002 года в Брюсселе;
• Лиссабонская стратегия в области развития туризма и увеличения занятости (февраль 2005 г.);
• заключительные положения Конференции по устойчивому развитию европейского туризма и обновлению туристской политики (апрель 2005 г., Брюссель);
• доклад Группы устойчивого развития туризма (2006 г., Брюссель);
• заключительные положения Конференции министров туризма, проводившейся в Потсдаме (май 2007 г.);
• Решения по вопросам устойчивого развития и конкурентоспособности европейского туризма, принятые Европейской комиссией в октябре 2007 года на Европейском туристском форуме в Алгарве, Португалия2.
Все перечисленные документы не имеют прямой юридической силы в странах-участницах, а играют там консультационно-вспомогательную роль. Активно координируя туристскую деятельность, ЕС не вмешивается в национальную политику каждой из стран-участниц, оставляя последним полную свободу действий в процессе создания и продвижения своих национальных туристских продуктов на международный рынок этих товаров и услуг.
Со своей стороны Союз для обеспечения роста туризма во всех странах предпринимает определённые шаги с целью:
- защиты туристов и их свободного передвижения, которое включает в себя упрощение полицейского и таможенного контроля на границах, повышение безопасности туристов и защиту их от недобросовестной рекламы, гармонизацию политики страхования туристов, информирование об их социальных правах;
4 A renewed EU Tourism Policy: Towards a stronger partnership for European Tourism. -
Brussels: Commission of the European Communities, 17.03.2006. Р. 40.
2 Гайдукевич, Л. Туристская политика в расширенном Европейском Союзе // Журнал международного права и международных отношений. 2008. № 4. С. 38-41.
- гармонизации правил деятельности в индустрии туризма, налоговой политики в странах ЕС, взаимного признания уровня квалификации и дипломов профессиональной подготовки;
- регионального развития туризма для его продвижения в менее развитые регионы Союза, которые имеют туристский потенциал 1.
Меры на национальном уровне
Туристский успех стран-участниц ЕС на международном туристском рынке можно объяснить как действенными мерами на общеевропейском уровне, так и грамотной политикой на местах в области продвижения национальных турпродуктов. В большинстве стран ЕС, за редким исключением, сформировалась практика создания Национальных туристских администраций (НТА), которые занимаются разработкой программ развития туризма и продвижением новых продуктов на международный рынок. У администраций могут быть разные названия (Turespana - в Испании, British Tourist Authority - в Великобритании, ENIT - в Италии, Maison de la France - во Франции и т.д.), но характер и сущность их работы весьма схожи. Это можно наглядно видеть на рис. 4.
Рис. 4.
Унифицированная структура НТА
Источник: авторский
Национальные туристские администрации, как правило, находятся в прямом подчинении профильного министерства (министерство туризма, министерство экономики и т.п.), которое координирует их деятельность. Имея сходные функции во всех странах, НТА осуществляют продвижение национального турпродукта через свои международные представительства в зарубежных государствах, которые стремятся популяризировать там имидж своей страны как привлекательного места для путешествий. Достигается это участием в туристских выставках и ярмарках, информационной работой, изданием информационно-рекламных материалов (брошюр, каталогов, путеводителей и т.д.), проведением рекламных кампаний во всех видах СМИ, организацией тренингов для сотрудников национальных туроператоров и т.д., проведением различного рода мероприятий.
Особое внимание НТА уделяют привлечению средств для развития туристской инфраструктуры, активно работают не только с государственными, но и с частными инвесторами, которые благодаря многочисленным финансовым привилегиям активно вкладывают средства в эту отрасль.
Практика создания НТА зарекомендовала себя как весьма эффективная и наиболее действенная в конкурентной борьбе за привлечение туристов. Из этого можно сделать очевидный вывод о том, что Европейский Союз в области туризма опирается на национальные особенности развития туристской отрасли, не навязывая странам общеевропейские правила. И хотя ЕС позиционирует себя как единое международное образование, во многом с единой внешнеполитической линией поведения, на международном туристском рынке он представлен 27 национальными участниками и каждый с разнообразными туристскими предложениями. В чём они едины - так это в упорной конкурентной борьбе за лояльность со стороны туристов.
Европейский Союз со своей стороны оказывает всяческую помощь, в том числе и финансовую, в совершенствовании туристской инфраструктуры стран-участниц, реализуя многочисленные программы межрегиональной кооперации между ними, помогая внедрять новые технологии для повышения конкурентоспособности их туристского продукта, что в итоге положительным образом отражается на динамике туристских поездок в страны Европейского Союза.
Не только о хорошем
Исследователи индустрии туризма наряду с положительными аспектами выделяют, однако, и отрицательные стороны её развития. Среди негативных моментов экономического характера прежде всего отмечается возможность оттока денежных средств за границу. Она возникает тогда, когда структура выездного туризма доминирует над въездным и внутренним. В результате туристы тратят деньги не в своей стране, а в стране временного пребывания. Подобная ситуация сложилась в некоторых странах-новичках ЕС, где туристская инфраструктура развита не так хорошо, как в государствах с высоким туристским потенциалом.
Отрицательное воздействие туризма на жизнь европейского социума может проявляться в потере самобытности конкретного региона. Местные жители турцентра, будучи постоянно вовлечёнными в процесс производства туристского продукта, могут потерять способность жить в реальном мире, пребывая постоянно в некой матрице, в выдуманном и искусственно созданном пространстве.
Примером негативного влияния развитой индустрии туризма на жизнь европейского общества служит проблема конфликта интересов. Это ситуация, при которой местные жители агрессивно настроены против приезжих, которые нарушают привычное течение дел, вторгаясь в частное пространство коренных жителей. Новостные ленты информационных служб пестрят сообщениями о нападении на туристов.
В последнее время на первый план вышла проблема влияния туризма на экологическое состояние окружающей среды. Теоретики выделяют прямое и косвенное воздействие на природу. Прямое связано с непосредственной туристской деятельностью, косвенное - с её инфраструктурой. Воздействие на окружающую среду зависит от масштабов и типа туристской деятельности. Отдельные путешественники оказывают обычно незначительное влияние. Сложности появляются при увеличении их числа.
Ещё одна проблема - огромный ущерб историческим объектам, привлекающим внимание туристов. Ярким примером может служить пещерная живопись Maladie verte во Франции. За десять лет, в течение которых она была открыта для посетителей (с 1949 г.), на неё приезжали посмотреть около 125 тыс. туристов в год. Но вскоре рисунки стали покрываться водорослями, которые разрастались под действием света и органических белковых веществ, приносимых посетителями. Основным источником органических веществ было человеческое дыхание. С 1963 года пещеры закрылись до тех пор, пока не будет найден способ предотвращения появления водорослей. Подобная проблема возникла и в южной Англии. Там под действием эрозии, вызванной вытаптыванием в ходе туристских посещений, начали разрушаться земляные укрепления Бронзового века, что, несомненно, понизило их археологическую ценность.
Не менее убедительным примером может служить катастрофическая ситуация, сложившаяся в Венеции. Там из-за огромного числа посетителей встала реальная угроза подтопления большей части города. Сейчас учёные ведут исследования, направленные на укрепление дренажных систем города.
Туристские возможности России
Европейский опыт развития индустрии туризма, несомненно, весьма интересен и поучителен для других стран. Но обращение к нему не должно сводиться к механическому копированию европейских принципов и методов деятельности в этой области. Несмотря на то, что туристская инфраструктура стран ЕС более развита, чем у России, наша страна обладает колоссальным туристским потенциалом практически во всех сферах, которые задействованы и в Европе. Как видится автору, практические шаги по подъёму туротрасли следует начинать делать по двум главным направлениям. Первое, это создание разветвлённой сети национальных туристских администраций, действующих на ключевых целевых рынках. К сожалению, подобная практика полностью отсутствует в России, но отрадно, что создание Федерального агентства по туризму РФ, явилось, как думается, верным шагом в нужную сторону.
Второе направление, это активное межрегиональное сотрудничество. К большому сожалению, на российском туристском рынке, практически отсутствуют совместные турпродукты регионов. Хорошим примером может служить разве что туристский маршрут "Золотое кольцо России", который охватывает ряд российских городов. Думается, практика сотрудничества соседних регионов в рамках единого проекта позволит значительно повысить конкурентоспособность российских туристских продуктов при одновременном сокращении издержек.
С другой стороны, эффективное развитие индустрии туризма в стране будет способствовать созданию положительного образа России за рубежом, не говоря уже о существенном увеличении её значимости для всей национальной экономики страны, многоаспектном улучшении занятости населения.
*
*
*
Европейская
индустрия туризма в результате активного развития за последнее 50 лет превратилась в важнейшую составляющую интегрированной структуры экономики.
Другая её важная сторона состоит в том, что, кроме экономического эффекта, туризм оказывает глубокое социальное влияние на жизнь европейского общества. В основе этого лежит удовлетворение неизменной потребности людей в познании окружающего мира, в их общении между собой. Таким образом, туризм помогает налаживанию межкультурного диалога между
странами-участницами ЕС, что способствует процессу Европейской идентификации как единого культурно-исторического образования.
С уверенностью можно говорить, что туристские перспективы у Европы вполне благополучные, а новый импульс расширению возможностей путешествия людей придаёт наметившаяся в Европе, да и не только, тенденция отмены странами виз. Представляется, что рост числа туристов во многом будет связан с этим обстоятельством, подкрепляемым всё более уверенным выходом европейской (и мировой экономики в целом) из финансово-экономического кризиса. Сомнений в этом нет, как и в том, что большее число туристов будет означать больший эффект для экономики всех стран.