Научная статья на тему 'Международный опыт управления туризмом'

Международный опыт управления туризмом Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1692
219
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРИЗМ / TOURISM / МОДЕЛЬ / MODEL / ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВ-ЛЕНИЕ / НАЦИОНАЛЬНЫЙ ТУРПРОДУКТ / NATIONAL TOUR PRODUCT / МАРКЕ-ТИНГОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ / MARKETING RESEARCH / ТУРИСТСКАЯ ИНДУСТРИЯ / TOURIST INDUSTRY / GOVERNANCE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Долматеня Юлия Викторовна

В статье рассматривается международный опыт управления туризмом. Автор анализирует опыт организации управления туристско-рекреационной индустрией за рубежом и выделяет три основные модели государственного управления. Обосновывается вывод о том, что для России наиболее приемлема третья модель управления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article focuses on the international experience of management of tourism. The author analyzes the experience of management of tourist-and-recreational industry abroad and identifies three main models of governance. Conclusion that for Russia the most affordable third model management

Текст научной работы на тему «Международный опыт управления туризмом»

10.В. ДОЛМАТЕНЯ

Юлия Викторовна ДОШМТЕНЯ — кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и управления социальной сферой СПбГУЭФ. "

В 2001 г. окончила СПбГУЭФ.

Автор более 18 научных работ.

Сфера научных интересов — социальный туризм, санаторно-курортное дело, экономика социальной сферы.

Ъ Ъ ^

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ УПРАВЛЕНИЯ ТУРИЗМОМ

На основе изучения опыта организации управления туристско-рекреационной индустрией за рубежом можно выделить три модели государственного управления.

Первая модель предполагает отсутствие центральной государственной туристской администрации, все вопросы решаются на местах на основе принципов рыночной самоорганизации. Правительства отдельных стран принимают такое решение в тех случаях, когда туризм не является значимой для страны отраслью хозяйства либо когда субъекты туристского рынка сознательны и занимают сильные позиции, т. е. способны решить свои проблемы без государственного участия.

Указанная модель управления используется в США (в 1997 г. в США была ликвидирована государственная структура I. ЯП А. ведавшая туризмом). Руководство страны решилось на это в силу ряда причин:

• сокращение расходов федерального бюджета;

• наличие прочных позиций США на международном рынке туризма;

• привлекательность страны для зарубежных туристов;

• присутствие сильных частных компаний в индустрии туризма, способных на мощные самостоятельные рекламные акции в интересах всего национального рынка [2].

Вторая модель предусматривает наличие сильного и авторитетного министерства, контролирующего деятельность всей индустрии. Для ее реализации требуются определенные условия, а именно: большие финансовые вложения средств в индустрию туризма, рекламную и маркетинговую деятельность, инвестирование в туристскую инфраструктуру.

Организация управления туриндустрией по этой модели распространена в Турции, Египте, Тунисе и других странах, где туризм является одним из основных источников валютных поступлений [там же].

Третья модель, преобладающая в европейских государствах, состоит в том, что вопросы развития туристской деятельности страны решаются на уровне какого-либо многоотраслевого министерства. Чаще всего это министерство с экономическим уклоном. При этом подразделение данного министерства, которое занимается вопросами туризма, осуществляет деятельность в двух направлениях: занимается глобальными вопросами государственного регулирования (разработкой нормативно-правовой базы, координацией деятельности регионов, международным сотрудничеством на межгосударственном уровне, обработкой статистической информации) и маркетинговой деятельностью, участвуя в выставках, управляя туристскими представительствами за рубежом [там же].

ГРНТИ 71.37.75 © Ю.В. Долматеня, 2012

В настоящее время система управления туризмом в большинстве стран носит преимущественно территориальный характер с возможностями воздействия на отраслевое развитие страны. В качестве примера можно рассмотреть систему управления туризмом Великобритании, являющуюся типовой для многих европейских стран. Региональные отделения Министерства отвечают за координацию деятельности региональных органов управления, установление более тесных контактов между ними и устранение дублирования в их деятельности. Кроме того, на уровне каждого региона страны (Уэльса, Шотландии, Северной Ирландии и др.) существуют управления по развитию туризма, функциями которых, в первую очередь, являются поддержание надлежащего уровня развития туризма в своем регионе и обеспечение объективной информации о нем на уровне всей страны. И, наконец, на следующем уровне существуют местные органы управления, отвечающие за создание инфраструктуры, обеспечение качественного обслуживания на их территории, планирование их развития, а также осуществляющие финансирование существующих туристских информационных центров, которые предоставляют информационные услуги, осуществляют бронирование мест и пр. [4]

Однако кроме перечисленных территориальных органов управления туризм в Великобритании представлен целым рядом негосударственных (общественных) организаций, выполняющих функции отраслевого управления на различных уровнях. На региональном уровне они включают: реализацию программ развития, представление интересов частного сектора при принятии решений, а также оказание консультационных и информационных услуг; на местном уровне: профессиональную подготовку кадров с присвоением «национальной квалификации» и сотрудничество с региональными управлениями по развитию туризма. В качестве общественных организаций существуют также представительства частного сектора, организованные в различные ассоциации и общества, отвечающие за лоббирование интересов предпринимателей индустрии туризма, консультирование и совершенствование методов работы на различных уровнях власти.

Как можно видеть на примере Великобритании, органы управления, имея четкую территориальную организацию, в определенной степени способствуют выполнению отраслевых принципов управления, координируя и объединяя усилия представителей различных организаций, составляющих комплекс по обслуживанию сферы туризма. Отраслевая составляющая включает в себя предприятия основных отраслей туристской специализации (турагентские и туроператорские фирмы), занятые непосредственно разработкой и реализацией разнообразных туристских услуг, и предприятия обслуживающих отраслей (размещение, питание, услуги транспорта и связи, индустрии развлечений и др.) [3].

Организация управления туризмом во Франции представляет собой стройную и эффективную систему, объединяющую государство, регионы, департаменты, коммуны и частный сектор:

• Министерство по транспорту и обустройству;

• Государственный секретариат по туризму;

• региональные комитеты по туризму (22 региона);

• комитеты по туризму департаментов (100 департаментов);

• коммуны (36 тыс).

На государственном уровне за сферу туризма отвечает Министерство обустройства и транспорта. В его структуре находится государственный секретариат по туризму, исполняющий функции национальной туристской администрации. В компетенцию федерального туристского ведомства входят вопросы профессионального обучения; статистики туризма, прогнозирования эволюции туризма; формирования взаимоотношений с региональными комитетами; ведения контракт-планов по регионам (между государством и регионами подписываются контракты на 5 лет во всех областях, которые интересуют государство).

Государство поддерживает организации, деятельность которых направлена на развитие туризма во Франции, такие как Дома Франции, работающие в 25 странах, из которых во Францию прибывает наибольшее количество туристов, и Национальная обсерватория по туризму, занимающаяся анализом статистических данных в сфере туризма.

Особое место принадлежит системе социального туризма, которая создана для обеспечения отдыха наиболее бедных слоев населения. Система социального туризма создана во Франции 20 лет назад и успешно функционирует, наработаны методики, нормативно-правовое и организационное обеспечение. Национальное чековое агентство (совместно с профсоюзами, банками, страховыми компаниями и владельцами гостиничных цепей) распределяет чеки на каникулы и отдых среди 1 млн француз-

ских семей, преимущественно работающих на государственных предприятиях. Чеки безналоговые, деньги вкладываются населением и работодателями, они капитализируются и создаются социальные фонды.

Важное место в системе управления туристской сферой занимает Агентство по туристской инженерии Франции (AFIT), которое является государственной организацией и выполняет следующие функции:

• адаптация новых туристских проектов в национальных масштабах;

• проведение анализа и перспективного планирования развития туризма;

• исследование поведения туристов в разных странах (наблюдение за спросом);

• наблюдение за информированием туристов о туристских предложениях;

• составление рекомендаций для различных туристских организаций;

• проведение обучения для отраслевых специалистов, проведение технических дней для передачи ноу-хау;

• ведение проектов «от начала до конца».

Нельзя не отметить значительную роль туристских ассоциаций и профессиональных союзов, число которых во Франции достаточно велико. Ассоциации могут объединять своих членов по самым разным признакам, они могут быть общенациональными и региональными.

На национальном уровне во Франции действуют организации, объединяющие как комитеты по туризму, так и ассоциации и турбюро: Федерация комитетов и департаментов по туризму Франции, Федерация ассоциаций городских турбюро Франции, Федерация арендных домиков Франции, Федерация пригородных парков и др.

Система управления туризмом во Франции складывалась десятилетиями. В настоящее время после передачи некоторых властных полномочий в регионы и департаменты в государственном управлении туризмом наметилась тенденция децентрализации. Несмотря на успешное развитие Франции как туристской территории (76 млн туристов в год, 12 % ВВП Франции от туризма), можно обозначить такие общенациональные проблемы, как старение туристских секторов, а также ограниченность природных ресурсов для будущего развития [1].

В Испании вопросами туризма занимается Министерство экономики (через Государственный секретариат по торговле, туризму и малому бизнесу). Кроме Госсекретариата Министерству подчиняются: Центральная дирекция по туризму (административные вопросы и общее направление политики); гостиничная цепь "Paradores" (83 гостиницы, размещенные в зданиях, представляющих историко-архитектурный интерес); два выставочно-конгрессных центра (в Мадриде и Малаге); Испанский институт туризма — "Turespaca".

"Turespaca" занимается привлечением иностранных туристов, рекламной деятельностью и продвижением испанских курортов за рубежом. Данная организация имеет широкую сеть информационных офисов в Испании и 29 представительств в 21 стране мира. Институт полностью финансируется из госбюджета [3].

В Италии Департамент по туризму подчиняется Министерству производственной деятельности. Основные функции Департамента сводятся к координации деятельности региональных турадминист-раций, разработке нормативно-правовых отраслевых документов национального характера, исследованиям и обработке статистических данных, а также международной деятельности (межправительственные соглашения, взаимоотношения с международными организациями и Евросоюзом).

Полномочия местных турадминистраций значительно расширены. Они ведают всеми вопросами лицензирования туристской деятельности, осуществляют классификацию гостиниц, имеют право продвигать свои регионы внутри страны и за рубежом (реклама, участие в выставках и т. п.).

Однако центральная роль в представлении Италии на международном туристском рынке принадлежит национальному управлению по туризму (ENIT), основными функциями которого являются рекламно-информационная работа, маркетинговые исследования, координация зарубежной деятельности местных турадминистраций. ENIT подчиняется Департаменту по туризму и полностью финансируется из госбюджета. В штате ENIT 200 человек, в том числе сотрудники 20 представительств в 26 странах [1].

По масштабам международного туризма, федеральному устройству и способу организации для России наиболее приемлема третья модель управления. Однако для эффективного функционирования

данной модели необходимо участие государства в формировании и продвижении национального тур-продукта, осуществлении маркетинговых исследований, рекламно-информационной деятельности, организации и проведении международных туристских выставок, конференций, семинаров, формировании базового пакета инвестиционных проектов в области развития туристской инфраструктуры [4].

ЛИТЕРАТУРА

1. Александрова А.Ю. Международный туризм. М.: КноРус, 2010.

2. Гуляев В.Г., Селиванов И.А. Туризм. Экономика, управление, устойчивое развитие. М.: Вентана-Граф, 2008.

3. Леннон Дж., Смит X., Кокерелл Н., Трю Д. Управление индустрией туризма. Лучший опыт деятельности национальных организаций и агентств по туризму. М.: Группа ИДТ, 2008.

4. Чудновский А.Д., Жукова МА. Управление индустрией туризма России в современных условиях. М.: КноРус, 2007.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.