Научная статья на тему 'Особенности государственной политики формирования регионального туристско-рекреационного комплекса'

Особенности государственной политики формирования регионального туристско-рекреационного комплекса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
270
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРИЗМ / TOURISM / ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННЫЙ КОМПЛЕКС / TOURISM AND RECREATION COMPLEX / ИНДУСТРИЯ ТУРИЗМА / TOURISM INDUSTRY / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА / STATE POLICY / STATE REGULATION OF TOURISM AND RECREATION ACTIVITY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сенова А. Х.

В статье исследован международный и отечественный опыт участия государства в развитии индустрии туризма. Особое внимание уделено рассмотрению системы управления индустрией туризма в Кабардино-Балкарской Республике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Сенова А. Х.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article analyzes international and home experience of state involvement in the development of tourism industry. Special attention is paid to the system of managing the tourism industry in the Kabardin-Balkar Republic.

Текст научной работы на тему «Особенности государственной политики формирования регионального туристско-рекреационного комплекса»

А. Х. Сенова

ОСОБЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ ФОРМИРОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННОГО КОМПЛЕКСА

В статье исследован международный и отечественный опыт участия государства в развитии индустрии туризма. Особое внимание уделено рассмотрению системы управления индустрией туризма в Кабардино-Балкарской Республике.

Ключевые слова: туризм, туристско-рекреационный комплекс, индустрия туризма, государственное регулирование туристско-рекреационной деятельности, государственная политика.

Анализируя роль государства в организации и развитии туристической деятельности в различных странах, можно выделить три типа моделей государственного участия в регулировании этой важной составляющей национальных экономик.

Первая модель предполагает отсутствие центральной государственной туристической администрации. Все вопросы решаются на местах на основе принципов рыночной саморегуляции.

Вторая модель предусматривает наличие сильного и авторитетного центрального органа (министерства), контролирующего деятельность всех предприятий отрасли в стране. Для ее реализации требуются определенные условия, а именно: значительные финансовые вложения в индустрию туризма, в частности, в рекламную и маркетинговую деятельность, инвестирование в туристическую инфраструктуру и т. д. В качестве иллюстрации можно привести пример Египетской государственной турадминистрации, которая в 1999 г. затратила около 3 млн. долларов на рекламную кампанию своей страны в Италии. Эффект от этой акции превзошел все ожидания1. Подобная модель организации управления туристической индустрией характерна для государств, в которых туризм является одним из основных источников валютных поступлений в бюджет.

При реализации третьей модели вопросы развития туристической деятельности решаются в недрах какого-либо многоотраслевого министерства на уровне соответствующего отраслевого подразделения, как правило, с экономическим уклоном.

1 См.: Чудновский А. Д., Жукова М. А. Управление индустрией туризма России в современных условиях : учебное пособие. - М. : КноРус, 2007.

Центральная государственная турадминистрация в развитых европейских странах, в которых реализуется третья модель, работает в тесном взаимодействии с местными властями и частным бизнесом. Такая схема работы оказалась весьма продуктивной с точки зрения нахождения форм конструктивного сотрудничества и взаимодействия административных органов различных уровней государственного и регионального управления, а также для привлечения финансовых средств частного сектора к решению актуальных задач развития национальной экономики. Вследствие такой политики появляются смешанные формы собственности - государственно-частные институты в области регулирования туристической деятельности.

По масштабам международного туризма, федеральному устройству и способу организации туристической отрасли для России приемлема третья модель управления. Однако для полноценного функционирования данной модели в России необходимо создание эффективной системы управления туристической индустрией в ее регионах, а также государственное финансирование (по крайней мере частичное), что продиктовано необходимостью участия государства в формировании и продвижении национального турпродукта, осуществлении маркетинговых исследований, рекламно-информационной деятельности, организации и проведении туристических выставок, конференций, семинаров, формировании базисного пакета инвестиционных проектов в области развития туристической инфраструктуры и т. д.

Многие субъекты России успешно решают вопросы развития туристической политики в своих регионах и муниципальных образованиях. Они прекрасно понимают, что туристическая политика - это комплекс идеологических, нормативно-правовых мер, направленных на формирование туристических отношений общества и государства.

В Кабардино-Балкарской Республике как в одном из регионов юга России туристско-рекреационной ориентации приоритетными направлениями государственного регулирования туристической деятельности являются поддержка и развитие внутреннего, въездного, социального и самодеятельного туризма, а именно осуществление путешествий граждан Российской Федерации и иностранных граждан в пределах ее территории.

Главная задача государства в настоящее время - создание в Кабардино-Балкарской Республике высокоэффективного и конкурентоспособного туристско-рекреационного комплекса, обеспечивающего широкие возможности для удовлетворения российских и зарубежных потребностей в разнообразных туристско-рекреационных услугах, а также выработка стратегий туристско-рекреационной деятельности, определение направлений развития, оказание содействия развитию орга-

низаций индустрии туризма (в том числе финансирование перспективных туристических программ), проведение соответствующей экономической политики. Однако реальной туристско-рекреационной политики в Кабардино-Балкарской Республике сегодня не существует. Связано это с отсутствием государственного подхода к вопросам развития приоритетных направлений государственного регулирования туристско-рекреационной деятельности, несовершенством нормативно-правовой базы в сфере туризма, отсутствием системы вертикали власти, неисполнением федерального, регионального законодательства в сфере туризма и рекреации, отсутствием механизма их реализации.

Управлением туризмом и рекреацией на государственном уровне занимается Министерство спорта и туризма Кабардино-Балкарской Республики, которое является органом исполнительной власти, осуществляющим функции по проведению государственной политики, нормативно-правовому регулированию, оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере туризма.

К основным функциям Министерства спорта и туризма Кабардино-Балкарской Республики относятся:

- осуществление продвижения туристского продукта на внутреннем и мировом туристских рынках;

- осуществление функций государственного заказчика республиканских целевых, научно-технических и инновационных программ и проектов в туристской сфере деятельности;

- определение районов, наиболее благоприятных для посещения туристами;

- разработка и реализация мер, направленных на обеспечение безопасности туристов на территории Кабардино-Балкарской Республики и др.

Вопросы, связанные с осуществлением функций по управлению государственным имуществом в туристической сфере, реализует Министерство по управлению государственным имуществом и земельным ресурсам Кабардино-Балкарской Республики.

Вопросы, касающиеся деятельности курортов, оздоровления, относятся к функциям Министерства здравоохранения Кабардино-Балкарской Республики. К основным функциям этого министерства в сфере курортов относятся:

- выработка и реализация государственной политики, нормативно-правовое регулирование, контроль курортно-рекреационной сферы;

- направление в установленном порядке больных на лечение в лечебно-профилактические учреждения Российской Федерации и за рубеж, а также на санаторно-курортное лечение;

- ведение республиканского реестра природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей, курортов, учреждений рекреационной сферы;

- организация подготовки и повышения квалификации медицинских и фармацевтических работников, работников курортно-рекреаци-онной сферы.

С совершенствованием деятельности Министерства спорта и туризма Кабардино-Балкарской Республики связаны надежды на интеграцию туристско-рекреационного рынка в российский и мировой турист-ско-рекреационные рынки за счет улучшения качества использования туристско-рекреационного потенциала Кабардино-Балкарской Республики и развития туристско-рекреационной инфраструктуры путем создания современных объектов туризма, отдыха и развлечений. Тем не менее до сих пор отсутствует механизм реализации нормативно-правовой базы в сфере туризма. Из-за этого не были выполнены основные задачи республиканской целевой программы «Развитие туризма в Кабардино-Балкарской Республике на 2002-2006 годы». Сама программа продлена на период до 2012 г.

На рисунке представлены поставленные и невыполненные задачи программы.

Положения по развитию туризма и рекреации в Кабардино-Балкарской Республике также определены в ФЦП «Юг России на 20082012 годы», а также в программе социально-экономического развития Кабардино-Балкарской Республики на 2007-2011 годы.

В настоящее время большинство туристско-рекреационных организаций объединились в различного рода союзы и ассоциации, которые играют роль мощного туристско-рекреационного лобби на национальном уровне и представляют интересы своих членов в туристско-рекреа-ционных организациях другого уровня.

Основными задачами данных ассоциаций являются:

- создание инфраструктуры спроса на туристско-рекреационную продукцию по регионам России;

- влияние на разработку налогового и трудового законодательства в интересах туриндустрии;

- повышение качества приема и обслуживания российских и иностранных туристов;

- формирование новых туристско-рекреационных продуктов, способствующих развитию въездного, выездного и внутреннего туризма;

- внедрение международных стандартов обслуживания в турин-дустрию России;

- формирование единого информационного пространства;

- создание агентской сети по продвижению качественного ту-ристско-рекреационного продукта;

- содействие и консультационная помощь фирмам малого и среднего бизнеса.

Рис. Основные задачи республиканской целевой программы «Развитие туризма в Кабардино-Балкарской Республике на 2002-2006 годы»

Таким образом, на современном этапе главной целью государственной политики в области туризма должно быть создание в Кабардино-Балкарской Республике высокоэффективного и конкурентоспособного туристско-рекреационного комплекса, обеспечивающего широкие возможности для удовлетворения российских и зарубежных потребностей в разнообразных туристско-рекреационных услугах путем развертывания комплексных программ по оказанию помощи организациям туризма в кадровом, маркетинговом, информационном обеспечении. Эти проблемы организации индустрии туризма пытаются решить и самостоятельно путем поиска новых методов работы с целью создания конкурентоспособных туристско-рекреационных услуг.

Список литературы

1. Закон Кабардино-Балкарской Республики от 29 февраля 2008 г. № 14-РЗ. «О туристской деятельности в Кабардино-Балкарской Республике».

2. Постановление Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 19 декабря 2008 г. № 285-ПП. «О Министерстве спорта и туризма Кабардино-Балкарской Республики».

3. Постановление Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 18 декабря 2007 г. № 326-ПП «О Министерстве по управлению государственным имуществом и земельным ресурсам Кабардино-Балкарской Республики».

4. Постановление Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 24 августа 2006 г. № 218-ПП «О Министерстве здравоохранения Кабардино-Балкарской Республики».

5. Постановление Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 28 ноября 2008 г. № 267-1111 «О концепции развития туристско-рекреационного комплекса Кабардино-Балкарской Республики».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.