А. Х. Сенова
ОСОБЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ ФОРМИРОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННОГО КОМПЛЕКСА
В статье исследован международный и отечественный опыт участия государства в развитии индустрии туризма. Особое внимание уделено рассмотрению системы управления индустрией туризма в Кабардино-Балкарской Республике.
Ключевые слова: туризм, туристско-рекреационный комплекс, индустрия туризма, государственное регулирование туристско-рекреационной деятельности, государственная политика.
Анализируя роль государства в организации и развитии туристической деятельности в различных странах, можно выделить три типа моделей государственного участия в регулировании этой важной составляющей национальных экономик.
Первая модель предполагает отсутствие центральной государственной туристической администрации. Все вопросы решаются на местах на основе принципов рыночной саморегуляции.
Вторая модель предусматривает наличие сильного и авторитетного центрального органа (министерства), контролирующего деятельность всех предприятий отрасли в стране. Для ее реализации требуются определенные условия, а именно: значительные финансовые вложения в индустрию туризма, в частности, в рекламную и маркетинговую деятельность, инвестирование в туристическую инфраструктуру и т. д. В качестве иллюстрации можно привести пример Египетской государственной турадминистрации, которая в 1999 г. затратила около 3 млн. долларов на рекламную кампанию своей страны в Италии. Эффект от этой акции превзошел все ожидания1. Подобная модель организации управления туристической индустрией характерна для государств, в которых туризм является одним из основных источников валютных поступлений в бюджет.
При реализации третьей модели вопросы развития туристической деятельности решаются в недрах какого-либо многоотраслевого министерства на уровне соответствующего отраслевого подразделения, как правило, с экономическим уклоном.
1 См.: Чудновский А. Д., Жукова М. А. Управление индустрией туризма России в современных условиях : учебное пособие. - М. : КноРус, 2007.
Центральная государственная турадминистрация в развитых европейских странах, в которых реализуется третья модель, работает в тесном взаимодействии с местными властями и частным бизнесом. Такая схема работы оказалась весьма продуктивной с точки зрения нахождения форм конструктивного сотрудничества и взаимодействия административных органов различных уровней государственного и регионального управления, а также для привлечения финансовых средств частного сектора к решению актуальных задач развития национальной экономики. Вследствие такой политики появляются смешанные формы собственности - государственно-частные институты в области регулирования туристической деятельности.
По масштабам международного туризма, федеральному устройству и способу организации туристической отрасли для России приемлема третья модель управления. Однако для полноценного функционирования данной модели в России необходимо создание эффективной системы управления туристической индустрией в ее регионах, а также государственное финансирование (по крайней мере частичное), что продиктовано необходимостью участия государства в формировании и продвижении национального турпродукта, осуществлении маркетинговых исследований, рекламно-информационной деятельности, организации и проведении туристических выставок, конференций, семинаров, формировании базисного пакета инвестиционных проектов в области развития туристической инфраструктуры и т. д.
Многие субъекты России успешно решают вопросы развития туристической политики в своих регионах и муниципальных образованиях. Они прекрасно понимают, что туристическая политика - это комплекс идеологических, нормативно-правовых мер, направленных на формирование туристических отношений общества и государства.
В Кабардино-Балкарской Республике как в одном из регионов юга России туристско-рекреационной ориентации приоритетными направлениями государственного регулирования туристической деятельности являются поддержка и развитие внутреннего, въездного, социального и самодеятельного туризма, а именно осуществление путешествий граждан Российской Федерации и иностранных граждан в пределах ее территории.
Главная задача государства в настоящее время - создание в Кабардино-Балкарской Республике высокоэффективного и конкурентоспособного туристско-рекреационного комплекса, обеспечивающего широкие возможности для удовлетворения российских и зарубежных потребностей в разнообразных туристско-рекреационных услугах, а также выработка стратегий туристско-рекреационной деятельности, определение направлений развития, оказание содействия развитию орга-
низаций индустрии туризма (в том числе финансирование перспективных туристических программ), проведение соответствующей экономической политики. Однако реальной туристско-рекреационной политики в Кабардино-Балкарской Республике сегодня не существует. Связано это с отсутствием государственного подхода к вопросам развития приоритетных направлений государственного регулирования туристско-рекреационной деятельности, несовершенством нормативно-правовой базы в сфере туризма, отсутствием системы вертикали власти, неисполнением федерального, регионального законодательства в сфере туризма и рекреации, отсутствием механизма их реализации.
Управлением туризмом и рекреацией на государственном уровне занимается Министерство спорта и туризма Кабардино-Балкарской Республики, которое является органом исполнительной власти, осуществляющим функции по проведению государственной политики, нормативно-правовому регулированию, оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере туризма.
К основным функциям Министерства спорта и туризма Кабардино-Балкарской Республики относятся:
- осуществление продвижения туристского продукта на внутреннем и мировом туристских рынках;
- осуществление функций государственного заказчика республиканских целевых, научно-технических и инновационных программ и проектов в туристской сфере деятельности;
- определение районов, наиболее благоприятных для посещения туристами;
- разработка и реализация мер, направленных на обеспечение безопасности туристов на территории Кабардино-Балкарской Республики и др.
Вопросы, связанные с осуществлением функций по управлению государственным имуществом в туристической сфере, реализует Министерство по управлению государственным имуществом и земельным ресурсам Кабардино-Балкарской Республики.
Вопросы, касающиеся деятельности курортов, оздоровления, относятся к функциям Министерства здравоохранения Кабардино-Балкарской Республики. К основным функциям этого министерства в сфере курортов относятся:
- выработка и реализация государственной политики, нормативно-правовое регулирование, контроль курортно-рекреационной сферы;
- направление в установленном порядке больных на лечение в лечебно-профилактические учреждения Российской Федерации и за рубеж, а также на санаторно-курортное лечение;
- ведение республиканского реестра природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей, курортов, учреждений рекреационной сферы;
- организация подготовки и повышения квалификации медицинских и фармацевтических работников, работников курортно-рекреаци-онной сферы.
С совершенствованием деятельности Министерства спорта и туризма Кабардино-Балкарской Республики связаны надежды на интеграцию туристско-рекреационного рынка в российский и мировой турист-ско-рекреационные рынки за счет улучшения качества использования туристско-рекреационного потенциала Кабардино-Балкарской Республики и развития туристско-рекреационной инфраструктуры путем создания современных объектов туризма, отдыха и развлечений. Тем не менее до сих пор отсутствует механизм реализации нормативно-правовой базы в сфере туризма. Из-за этого не были выполнены основные задачи республиканской целевой программы «Развитие туризма в Кабардино-Балкарской Республике на 2002-2006 годы». Сама программа продлена на период до 2012 г.
На рисунке представлены поставленные и невыполненные задачи программы.
Положения по развитию туризма и рекреации в Кабардино-Балкарской Республике также определены в ФЦП «Юг России на 20082012 годы», а также в программе социально-экономического развития Кабардино-Балкарской Республики на 2007-2011 годы.
В настоящее время большинство туристско-рекреационных организаций объединились в различного рода союзы и ассоциации, которые играют роль мощного туристско-рекреационного лобби на национальном уровне и представляют интересы своих членов в туристско-рекреа-ционных организациях другого уровня.
Основными задачами данных ассоциаций являются:
- создание инфраструктуры спроса на туристско-рекреационную продукцию по регионам России;
- влияние на разработку налогового и трудового законодательства в интересах туриндустрии;
- повышение качества приема и обслуживания российских и иностранных туристов;
- формирование новых туристско-рекреационных продуктов, способствующих развитию въездного, выездного и внутреннего туризма;
- внедрение международных стандартов обслуживания в турин-дустрию России;
- формирование единого информационного пространства;
- создание агентской сети по продвижению качественного ту-ристско-рекреационного продукта;
- содействие и консультационная помощь фирмам малого и среднего бизнеса.
Рис. Основные задачи республиканской целевой программы «Развитие туризма в Кабардино-Балкарской Республике на 2002-2006 годы»
Таким образом, на современном этапе главной целью государственной политики в области туризма должно быть создание в Кабардино-Балкарской Республике высокоэффективного и конкурентоспособного туристско-рекреационного комплекса, обеспечивающего широкие возможности для удовлетворения российских и зарубежных потребностей в разнообразных туристско-рекреационных услугах путем развертывания комплексных программ по оказанию помощи организациям туризма в кадровом, маркетинговом, информационном обеспечении. Эти проблемы организации индустрии туризма пытаются решить и самостоятельно путем поиска новых методов работы с целью создания конкурентоспособных туристско-рекреационных услуг.
Список литературы
1. Закон Кабардино-Балкарской Республики от 29 февраля 2008 г. № 14-РЗ. «О туристской деятельности в Кабардино-Балкарской Республике».
2. Постановление Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 19 декабря 2008 г. № 285-ПП. «О Министерстве спорта и туризма Кабардино-Балкарской Республики».
3. Постановление Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 18 декабря 2007 г. № 326-ПП «О Министерстве по управлению государственным имуществом и земельным ресурсам Кабардино-Балкарской Республики».
4. Постановление Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 24 августа 2006 г. № 218-ПП «О Министерстве здравоохранения Кабардино-Балкарской Республики».
5. Постановление Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 28 ноября 2008 г. № 267-1111 «О концепции развития туристско-рекреационного комплекса Кабардино-Балкарской Республики».