Одним из важнейших принципов современного международного права является принцип уважения прав человека. При этом государство обязуется гарантировать и соблюдать их вне зависимости от принадлежности человека к титульной или иной нации, определенной религиозной конфессии, профессии и т. п. В частности, Всеобщая декларация прав человека говорит по данному вопросу следующее: «Все люди равны перед законом и имеют право, без всякого различия, на равную защиту закона. Все люди имеют право на равную защиту от какой бы то ни было дискриминации, нарушающей настоящую Декларацию, и от какого бы то ни было подстрекательства к такой дискриминации».
Основными задачами обеспечения защиты прав являются:
- изучение и сопоставление подходов к интерпретации и практике обеспечения прав человека и основных свобод в различных странах и международных организациях, в том числе правозащитных;
- систематизация как выявленных нарушений прав и свобод человека, так и позитивного законодательного и правоприменительного опыта других стран, проверка добросовестности в оценке положения в области прав человека в разных странах со стороны международных организаций и правительств;
- сопоставление критериев в интерпретации прав человека и их соблюдения в различных культурах и государствах для выработки единых и обоснованных стандартов в области соблюдения прав и основных свобод человека для международной деятельности по защите прав человека;
- сравнительный анализ характера неудовлетворительного положения в области прав человека в зарубежных странах и в Российской Федерации для выявления на широком юридическом и социально-культурном поле причин как законотворческого, так и правоприменительного характера несовершенств в области соблюдения прав человека в России.
Одной из обострившихся проблем из области прав человека стали межэтнические и межконфессиональные отношения, возникновение целого спектра проблем, связанных с жизнью национальных меньшинств и превращения в них национальных групп населения в результате драматических перемен на карте Европы.
Именно тема прав национальных меньшинств имеет явную тенденцию к проявлению в Восточной Европе, сулит проблемы в будущем Юго-Восточной Европы и Балкан, а также резко обостряется в самой Западной Европе. На примере исследования философских основ исламской концепции прав человека можно понять, как различны интерпретации категории права человека в различных цивилизациях, представители которых в условиях глобализации живут вместе с европейцами в одних государствах. В соответствии с докладами международных правозащитных организаций ситуация с правами человека и защитой прав национальных, расовых и религиозных меньшинств только ухудшилась. С увеличением численности представителей ислама растут противоречия на этнической и религиозной почве. Форум по борьбе с исламофобией и расизмом в Великобритании отметил устойчивый рост антиисламских выступлений в стране. По данным Института открытого общества Великобритании, около 80 % от 1,6 млн мусульманского населения страны в той или иной степени пострадали от дискриминации на почве религиозной неприязни.
Национальная консультативная комиссия по правам человека во Франции зарегистрировала тот факт, что за последние годы в три раза выросло количество таких инцидентов в школах.
Согласно исследованию австрийской неправительственной организации ZARA представители проживающих в Австрии этнических и расовых меньшинств сталкиваются с растущей дискриминацией со стороны правоохранительных органов, что является более серьезной проблемой, чем ставший уже привычным «бытовой расизм».
В Нидерландах отмечается усиливающееся отчуждение мусульманской общины в стране. Растет число обращений от мусульман, подвергшихся оскорблениям в различной форме. Согласно опросам каждый пятый голландец разделяет типовые предубеждения против евреев.
Центр за равные возможности и борьбу с расизмом в Бельгии отмечает, что получает ежегодно около тысячи жалоб на ущемления прав при обучении и устройстве на работу. Зарегистрированные в Бельгии выступления на почве религиозной и расовой нетерпимости были направлены главным образом против евреев, а также мусульман, преимущественно марокканцев и турок. Однако в Бельгии растет отчуждение и между двумя коренными национальными и языковыми общинами - жителями протестантской Фландрии и католического франкоговорящего исторического Брабанта.
В соответствии с докладом Европейской комиссии против расизма и нетерпимости в Швейцарии отмечены факты проявления дискриминации в отношении иммигрантов. В частности, комиссия выразила обеспокоенность по поводу «роста расизма и дискриминации в отношении чернокожих африканцев». Швейцарская федеральная комиссия по борьбе с расизмом отмечает усиление давления со стороны общества на представителей религиозных меньшинств.
Госдепартамент США в своем ежегодном докладе о положении с правами человека отмечает устойчивый рост ксенофобии в европейских странах, в самой Америке растет число насильственных преступлений в отношении этнических меньшинств.
В Швеции половина исламских организаций регулярно получала угрозы в различной форме, а треть из них подверглась нападению. Согласно данным шведских спецслужб каждый год число преступлений на почве ненависти к евреям возрастает на 40 %, при этом большая часть из них связана с нацистской идеологией.
Рядом государств, в том числе и Россией, приняты законопроекты о внесении изменений в уголовные кодексы, включающие расистские мотивы в число отягчающих обстоятельств и вводящие ответственность за участие в организациях, пропагандирующих или провоцирующих расовую дискриминацию. Тем не менее, в определенных слоях населения, особенно среди молодежи, отмечается высокий уровень расистских и ксенофобских настроений. Как указывается в докладах правозащитников, одной из причин, удерживающих жертв расовой дискриминации от подачи жалоб, является их уверенность в том, что данная мера не принесет никакого результата. Ряд ученых считают, что применение уголовно-правовых мер регулирования в контексте рассматриваемой проблемы противоречит основным принципам гражданского общества, в частности о свободе мнений и высказываний. Тем не менее, сбалансированная уголовно-правовая политика была и остается надежным заслоном на пути экспансии националистов и экстремистов во всем мире.
Международно-правовые обязательства, реализующие принцип уважения прав человека и развивающие его в конкретных нормах, называются международными стандартами в области прав человека.
Современное значение международных стандартов можно показать на примере Протокола № 6 к европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 28 апреля 1983 г., запретившего смертную казнь для государств, ратифицировавших этот протокол. Как известно, Российская Федерация ратификацию произвела, и была вынуждена отменить смертную казнь, несмотря на достаточно настороженное отношение общества к подобной мере.
В настоящее время положение кардинальным образом изменилось: права человека регулируются как внутренним, так и международным правом. При этом все более возрастает роль международного права, что выражается, во-первых, во все более детальной разработке и конкретизации международных принципов и норм, регулирующих основные права и свободы человека и гражданина, которые должны соблюдаться государствами; во-вторых, в создании международных органов по контролю за выполнением государствами взятых ими на себя обязательств. Следует отметить, что нормы международного права должны находить свое адекватное отражение в национальном законодательстве, а государство, однажды дав согласие, становится рабом своего слова. Нормы международного права фактически, а большей частью и юридически имеют приоритет над национальным законодательством. Судебная практика по делам, касающимся прав человека, также поддерживает эту позицию.
Однако бывают и противоположные случаи. Так, достаточно остро в настоящее время стоит проблема обеспечения безопасности потерпевших и свидетелей в уголовном процессе. Статья 14 Пакта о гражданских и политических правах и ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод устанавливают: «Печать и публика могут не допускаться на все судебное заседание или часть его... в той мере, в какой это, по мнению суда, строго необходимо, - при особых обстоятельствах, когда публичность нарушала бы интересы правосудия». В данном случае предлагается непосредственно применять соответствующие нормы указанных актов, опираясь на принцип непосредственного действия международно-правовых норм при противоречии с отечественным законодательством.
По кругу участников соответствующих соглашений стандарты бывают региональными и универсальными. Универсальные стандарты признаны во всем мире. Они содержатся, в частности, в Пакте о гражданских и политических правах. Региональные стандарты действуют в пределах определенной территории. Соответствующие стандарты носят не только позитивный, но зачастую и негативный характер. Например, ст. 27 Пакта о гражданских и политических правах устанавливает: «В тех странах, где существуют этнические, религиозные и языковые меньшинства, лицам, принадлежащим к таким меньшинствам, не может быть отказано в праве совместно с другими членами той же группы пользоваться своей культурой, исповедовать свою религию и исполнять ее обряды, а также пользоваться родным языком». В данном случае государство обязуется не посягать на определенные права человека.
Представляется целесообразным перечислить основные стандарты в области гражданских прав человека, как они зафиксированы в Пакте о гражданских и политических правах, Конвенции о предупреждении преступления геноцида и наказании за него, Конвенции о пресечении преступления апартеида и наказании за него, Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания и ряда других актов.
Основное право - право на жизнь. Это право предусмотрено в ст. 6 Пакта о гражданских и политических правах: «Право на жизнь есть неотъемлемое право каждого человека. Это право охраняется законом. Никто не может быть произвольно лишен жизни».
В стандарт входят и нормы, регулирующие назначение смертной казни. Она может назначаться только «за самые тяжкие преступления в соответствии с законом, который действовал во время совершения преступления и который не противоречит требованиям настоящего Пакта и Конвенции о предупреждении преступления геноцида и наказании за него». Смертный приговор может выноситься только компетентным судом.
Смертная казнь не приводится в исполнение в отношении беременных женщин, а приговор не выносится за преступления, совершенные лицами моложе 18 лет. Кроме того, Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказании за него запрещает действия (включая, конечно, и изменение национального законодательства), совершаемые с намерением уничтожить, полностью или частично, какую-либо национальную, этническую, расовую или религиозную группу как таковую.
Запрещается подвергать людей пыткам или жестокому, бесчеловечному или унижающему их достоинство обращению или наказанию, в частности, ставить научные опыты на людях без их согласия. Данный стандарт установлен в ст. 7 Пакта о гражданских и политических правах и развит в Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания.
Пыткой в Конвенции называется «любое действие, которым какому-либо лицу причиняется сильная боль или страдание, физическое или нравственное, чтобы получить от него или от третьего лица сведения или признания, наказать его за действие, которое совершило оно или третье лицо или в совершении которого они подозревается, а также запугать или принудить его или третье лицо, или по любой причине, основанной на дискриминации любого характера, когда такая боль или страдание причиняются государственным должностным лицом или иным лицом, выступающим в официальном качестве, или по их подстрекательству, или с их ведома или молчаливого согласия». Там же отмечается, что «в это определение не включаются боль или страдания, которые возникают в результате лишь законных санкций, неотделимы от этих санкций или вызываются ими случайно».
Пакт о гражданских и политических правах запрещает также рабство и работорговлю, принудительный или обязательный труд. Принудительным или обязательным трудом согласно Пакту не являются: каторжная или иная работа, назначаемая по приговору суда; работа, выполняемая в порядке альтернативной службы, или служба военного характера; любая служба, обязательная в случае чрезвычайного положения; служба, входящая в обыкновенные гражданские обязанности.
Понятие рабства определено в Конвенции относительно рабства от 25 сентября 1926 г.: «Рабство есть состояние или положение человека, над которым осуществляются атрибуты права собственности или некоторые из них».
Определение работорговли содержится в Дополнительной конвенции об упразднении рабства, работорговли и институтов и обычаев, сходных с рабством от 7 сентября 1956 г.: «Под работорговлей понимаются и в нее включаются все действия, связанные с захватом, приобретением какого-либо лица или с распоряжением им с целью обращения его в рабство; все действия, связанные с приобретением раба с целью его продажи или обмена; все действия по продаже или обмену лица, приобретенного с этой целью, и вообще всякое действие по торговле или перевозке рабов какими бы то ни было транспортными средствами».
В дополнение к данному в Конвенции относительно рабства определению рабства Дополнительная конвенция об упразднении рабства, работорговли и институтов и обычаев, сходных с рабством к указанным признакам запрещает также: долговую кабалу, т. е. положение или состояние, возникающее вследствие заклада должником в обеспечение долга своего личного труда или труда зависимого от него лица, если надлежаще определяемая ценность выполняемой работы не засчитывается в погашение долга, если продолжительность этой работы не ограничена и характер ее не определен; права семьи женщины выдать женщину замуж без ее согласия, передать ее другому лицу или по наследству после смерти мужа; право семьи ребенка или подростка моложе 18 лет передавать его третьим лицам с целью эксплуатации его самого или его труда.
Большое значение имеет стандарт, гарантирующий каждому право на свободу и личную неприкосновенность. В него входит сразу несколько нормативов, касающихся не только собственно права на свободное передвижение, но и условия для ареста и осуждения.
Задержание лица производится только по основаниям, указанным в законе. Задержанному при аресте сообщаются причины его ареста и в срочном порядке сообщается любое предъявленное обвинение. В Пакте содержится положение о том, что задержанное или арестованное лицо должно немедленно доставляться к судье (в отечественном законодательстве подобная норма отсутствует). Составной частью стандарта является требование о согласии суда на законность ареста или задержания. У нас в настоящее время санкции может давать еще и прокурор, хотя Конституция требует исключительно санкции судьи (правда, до внесения изменений в УПК продолжает действовать старый порядок).
Обвиняемые по возможности помещаются отдельно от осужденных, а обвиняемые несовершеннолетние отдельно от совершеннолетних.
Каждый задержанный и арестованный имеет право на судебное разбирательство в течение разумного срока или на освобождение. При незаконности ареста или задержания пострадавший имеет право на компенсацию. Запрещается лишать свободы за неисполнение гражданско-правовых обязательств.
Высылка иностранцев разрешена, но им предоставляются некоторые гарантии против произвола в форме требования пересмотра решения о высылке судом.
Закреплена система стандартов в семейно-правовых отношениях. Пакт о гражданских и политических правах ограничивает произвольное вмешательство в личную и семейную жизнь личности, гарантирует право на неприкосновенность жилища, тайну корреспонденции, защищает от посягательств на честь и деловую репутацию. Кроме того, декларируется право на защиту семьи со стороны общества и государства.
Применительно к данной группе отношений повторяется принцип равенства людей (в данном случае говорится о мужчине и женщине и о супругах). Провозглашается обязанность государства защищать детей.
Наконец, Пакт о гражданских и политических правах декларирует равенство всех людей и запрещает дискриминацию, а для представителей различных меньшинств (этнических, религиозных и языковых) повторяется положение о свободе вероисповедания, свободе пользоваться своей культурой и родным языком. Данные стандарты являются общепринятыми и не нуждаются в особых комментариях.
В целом следует сказать, что приведенный перечень гражданских прав человека, не являясь исчерпывающим, достаточно полно отражает основные направления международного регулирования соответствующих прав.