Международное сотрудничество в сфере обеспечения правопорядка оформилось в определенную систему и базируется на соответствующих общепризнанных стандартах. Среди основных вопросов в сфере обеспечения правопорядка особое внимание уделено проблемам общественного контроля за поведением лиц и органов, обеспечивающих правопорядок, что в последние годы оценивается как часть более универсальной системы социальных норм - деонтологии профессиональной деятельности.
Международные универсальные стандарты разрабатываются в рамках Организации Объединенных Наций и других международных организаций. Региональные стандарты принимаются в рамках региональных международных организаций, таких как Совет Европы, и рассчитаны на региональное применение. К международным документам, которые содержат стандарты поведения должностных лиц в сфере обеспечения правопорядка (или сведения о нормах правопорядка), относятся: Всеобщая декларация прав человека, Международный пакт о гражданских и политических правах, Конвенция о предупреждении преступлений геноцида и наказании за него, Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации, Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации женщин, Конвенция о правах ребенка и многие другие.
Прежде всего рассмотрим Всеобщую декларацию прав человека, которая содержит общепринятые международные нормы в сфере обеспечения правопорядка. Основные положения Декларации легли в основу Международного билля о правах человека, а также заимствованы из Устава Организации Объединенных Наций. Особое значение имеют ст. 3, 5, 9, 10 и 11, которые содержат основные принципы обеспечения прав и свобод человека, а именно: право на жизнь, свобода и безопасность личности, запрет пыток и жестокого обращения или наказания; запрет необоснованного ареста, право на справедливое судопроизводство; право считаться невиновным, пока вина не доказана, запрет наказаний, имеющие обратную силу [1].
В марте 1976 г. вступил в силу Международный пакт о гражданских и политических правах. Статьи 6, 7, 9, 11, 14 и 15 подробно рассматривают право на жизнь, запрет необоснованного ареста и содержания под стражей, запрет тюремного заключения в качестве наказания за невыполнение договорных обязательств, право на справедливое судопроизводство и запрет уголовных наказаний, имеющие обратную силу [2].
Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказании за него вступила в силу в январе 1951 г. Конвенция подтверждает, что геноцид является преступлением, преследуемым по международному праву и направлена на развитие международного сотрудничества в целях ликвидации этого злодеяния [3].
Согласно Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания, государства-участники обязаны принимать активные законодательные, административные, судебные и другие меры для предотвращения пыток; придерживаться принципа невыдачи, если есть основания подозревать, что выданное лицо будет подвергнуто пыткам; гарантировать жертвам пыток право на обращение с жалобой и ее немедленное и беспристрастное рассмотрение компетентными органами; обеспечивать защиту истцов и свидетелей, исключать из рассмотрения доказательства или свидетельства, полученные под пытками, выплачивать компенсацию жертвам и их иждивенцам [4].
Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации вступила в силу в январе 1969 г., запретив все формы расовой дискриминации в политической, экономической, социальной и культурной сферах. Среди ее положений есть нормы, закрепляющие равноправие во всех судебных инстанциях и органах, связанных с осуществлением правосудия без дискриминации по расовому признаку, цвету кожи, гражданства или этнической принадлежности [5].
Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации женщин стала основным международным документом, запрещающим дискриминацию женщин в политической, экономической, социальной, культурной и гражданской сферах. Она требует от государств-участников принятия конкретных мер в каждой из перечисленных сфер, ликвидации дискриминации женщин и предоставления им возможности реализации и использования прав и основных свобод человека на основе равенства с мужчинами [6].
Конвенция по правам ребенка предусматривает особые права несовершеннолетних правонарушителей, признавая их незащищенность и заинтересованность общества в их социальной реабилитации. В частности, Конвенция запрещает пожизненное заключение несовершеннолетних и защищает их от применения смертной казни и пыток. Конвенция требует, чтобы с несовершеннолетними, которые нарушили закон, всегда обращались гуманно, уважая их человеческое достоинство, с учетом возраста ребенка и возможности его социальной реабилитации
[7].
Данные документы носят обобщенный характер и знания о них безусловно необходимы лицам, обеспечивающим правопорядок. Однако наибольшее практическое значение имеет Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка, в котором содержатся точные сведения о том, что можно и что нельзя делать должностным лицам в процессе поддержания правопорядка [8, с. 175-176]. Кроме того, данный Кодекс выступает методологической основой и документом, определяющим принципиальные положения, сущностную трактовку деонтологических норм.
Вторым по значимости документом являются Руководящие принципы для эффективного осуществления Кодекса (1989 г.) [9]. Особое внимание в этих документах уделено проблеме прав человека и обеспечению надежных юридических и моральных барьеров на пути произвольного и возможного мошеннического использования своей власти полицейскими и другими должностными лицами по поддержанию правопорядка [10, с. 23-27].
Принятый 34-й сессией ГА ООН 17.12.1979 Кодекс поведения является рамочным документом, определяющим границы правомерного поведения указанных лиц, а также содержит ряд положений процессуального и организационного характера относительно деятельности по поддержанию правопорядка. Принятие этого документа обусловлено важностью поддержания правопорядка как для жизни отдельных лиц, так и для всего общества, и направлено на недопущение злоупотреблений со стороны должностных лиц в этой сфере обеспечения правопорядка. По статусу Кодекс поведения является рекомендательным актом. Приняв этот документ, Генеральная Ассамблея ООН обратилась к правительствам с рекомендацией рассмотреть вопрос о его имплементации в национальное законодательство в качестве свода принципов, которых должна придерживаться указанная категория должностных лиц. Положения Кодекса поведения приобретают нормативный характер для должностных лиц по поддержанию правопорядка конкретной страны с момента включения их в национальное законодательство.
В резолюции 34/169 Генеральной Ассамблеи ООН подчеркивается, что характер функций обеспечения правопорядка оказывает непосредственное влияние на качество жизни отдельных лиц, а также всего общества в целом (социальные последствия соблюдения норм Кодекса поведения) [11]. Генеральная Ассамблея ООН заявила, что она осознает важность задач, которые добросовестно и с достоинством (моральная оценка) осуществляют должностные лица по поддержанию правопорядка в соответствии с принципами прав человека. Кодекс состоит из восьми статей, содержащих положения о необходимости добросовестного и профессионального выполнения своих обязанностей должностными лицами, которые должны поддерживать правопорядок. Статьи 1, 2 и 8 содержат общие правила поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка, согласно которым эти лица при исполнении своих обязанностей должны уважать и защищать человеческое достоинство, права человека, уважать закон и Кодекс поведения, а также, используя свои возможности, предотвращать и пресекать нарушения закона. В других статьях определены конкретные обязанности этих лиц и запрещающие нормы относительно их поведения. В частности, Кодекс поведения запрещает применение пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих человеческое достоинство видов обращения и наказания (ст. 5).
В комментарии «е» к ст. 8 Кодекса поведения отмечается, что должностные лица по поддержанию правопорядка, соблюдающие положения настоящего Кодекса поведения, заслуживают уважения, полной поддержки и сотрудничества со стороны общества и органа по поддержанию правопорядка, в котором они служат, а также лиц, которые способствуют поддержанию правопорядка. Однако данное положение касается не только должностных лиц по поддержанию правопорядка, но и их руководителей и коллег, а также общественности.
Также следует отметить, что Кодекс поведения содержит именно деонтологические нормы и относится к категории международных документов рекомендательного (нормативно-ориентирующего) характера. Подтверждением этого является пункт «в» Резолюции 34/169, в котором указано, что эффективная поддержка этических норм среди должностных лиц по поддержанию правопорядка зависит от существования хорошо продуманной, всюду принятой и гуманной системы законов. В Резолюции указано, что нормы не имеют практической ценности, пока их содержание и значение посредством обучения, подготовки и путем осуществления контроля не станут частью личного убеждения любого должностного лица по поддержанию правопорядка [11, с. 175-176].
Принципы поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка закреплены в Кодексе поведения, отражены в Конституции и других нормативно-правовых актах Украины.
Е. Гида утверждает, что Кодекс поведения является деонтологическим ввиду того, что он представляет собой кодекс норм должного поведения должностных лиц в сфере обеспечения правопорядка. В свою очередь, морально-этическое содержание Кодекса поведения заключается в том, что основной его целью является обеспечение эффективной поддержки этических норм среди должностных лиц по поддержанию правопорядка, направленность на приоритет общечеловеческих нравственных ценностей (гуманизм, справедливость и др.), обращение к таким моральным категориям, как достоинство, репутация, уважение, моральное поведение, моральная ответственность, Кодекс поведения объединяет регулятивные возможности морали и права [12, с. 181-184].
Организационно-управленческая роль данного Кодекса поведения и резолюции Генеральной Ассамблеи ООН состоит в том, что в нормах, принципах и рекомендациях закреплены конкретные должностные обязанности субъектов по поддержанию правопорядка, ряд типичных служебных и управленческих ситуаций. Таким образом, Кодекс поведения закрепляет и ряд норм управленческой этики.
Итак, можно сделать вывод, что Кодекс поведения как авторитетный, общепризнанный международным сообществом документ закрепляет основные деонтологические стандарты обеспечения правопорядка.
Основные принципы применения силы и огнестрельного оружия должностными лицами по поддержанию правопорядка (далее - Принципы), были приняты на восьмом Конгрессе Организации Объединенных Наций по предотвращению преступности и обращению с правонарушителями (Милан, 26 августа - 6 сентября 1985 г.). Принципы основаны на идее, что поддержание правопорядка часто может носить опасный характер, а также отмечают, что угроза жизни или безопасности должностных лиц по поддержанию правопорядка является угрозой стабильности общества в целом. В то же время они устанавливают жесткие правила применения силы и огнестрельного оружия. Принципы обеспечивают точный баланс между обязанностями должностных лиц по поддержанию правопорядка и их обязанностью защищать право человека на жизнь и безопасность [13].
Таким образом, мы проанализировали основные международные и европейские документы, каждый из которых содержит стандарты обеспечения правопорядка. По нашему мнению, при разработке единых стандартов обеспечения правопорядка следует учитывать особенности экономической и социальной ситуации в каждой стране. Стандарты необходимо создавать так, чтобы их можно было использовать в любой национальной системе при подготовки лиц в сфере обеспечения правопорядка. Одновременно они должны соответствовать стандартам демократического государства, роли правопорядка в демократическом обществе, нормам защиты прав человека, которые закреплены в международных документах.
Литература
1. Загальна декларащя прав людини вщ 10.12.1948. URL: http://zakon2.rada. gov.ua/laws/show/995_015
2. Мiжнародний пакт про громадянсью i полггичш права вщ 16.12.1966. URL: http://zakon4.rada. gov.ua/laws/show/995_043
3. Конвенщя про запоб^ання злочину геноциду та покарання за нього вщ 09.12.1948. URL: http: //zakon4 .rada.gov .ua/laws/show/995_ 155
4. Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания от 10 декабря 1984 г. URL:http://www.un.org/ru/ documents/decl_conv/conventions/torture. shtml
5. Мiжнародна конвенщя про лшвщащю вах форм расово1 дискримшаци вiд 21.12.1965. URL: http://zakon4.rada.gov.ua/laws/show/995_105
6. Конвенщя про лшвщацш вшх форм дискримiнацiï щодо жшок вiд 18.12.1979. URL: http://zakon4.rada.gov.ua/laws/show/995_207
7. Конвенщя про права дитини вщ 20.11.1989. URL: http://zakon2.rada.gov.ua/laws/show/995_021
8. Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка // Международные акты о правах человека: сборник документов. М., 1998.
9. Резолюция 1989/61, 15 пленарное заседание, 24 мая 1989 года // Руководящие принципы для эффективного осуществления Кодекса поведения лиц по поддержанию правопорядка. URL: http://ukrprison.org.ua/international_documents/1203409773
10. Пда С. О. Концепщя деонтологiчноï охорони правопорядку // Закарпатсью правовi читання: матерiали II Всеукр. наук.-практ. конф. молодих вчених та студенев (29-30 квггня 2010 р.). Ужгород, 2010. Т. 1.
11. Резолюция Генеральной Асамблеи ООН 34/169 от 17 декабря 1979 г. // Международные акты о правах человека: сборник документов. М., 1998.
12. Пда С. О. Деонтолопчний кодекс як форма закршлення деонтолопчних норм // Право i безпека. 2009. № 5.
13. Основш принципи застосування сили та вогнепальноï зброï посадовими особами з тдтримання правопорядку вщ 07.09.1990. URL: http://zakon2.rada.gov.ua/laws/show/995_334