СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
Влияние Всеобщей декларации прав человека на
формирование конституционных норм по защите прав человека в области уголовного правосудия
Р.М. Валеев
профессор кафедры международного и европейского права Казанского государственного университета, доктор юридических наук,
10 декабря 2008 года мировое сообщество будет праздновать шестидесятую годовщину Всеобщей декларации прав человека. Еще в документах антигитлеровской коалиции подчеркивалось, что после разгрома фашизма должен быть установлен такой мир, при котором все люди во всех странах могли бы жить, не зная ни страха, ни нужды. Устав ООН, принятый вскоре после окончания Второй мировой войны, вслед за идеей избавления человечества от бедствий войны поставил задачу «вновь утвердить веру в основные права человека». Идея разработки «международной хартии прав» возникла на Сан-Францисской конференции при обсуждении Устава ООН. Учрежденная в соответствии с Уставом, Комиссия ООН по правам человека приняла решение о том, что «международная хартия прав» должна состоять их трех частей:
1. Декларации прав человека.
2. Пактов о правах человека.
3. Мер по осуществлению пактов.
В декабре 1948 года Генеральная Ассамблея ООН приняла Всеобщую декларацию прав человека, в которой было провозглашено, что все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах и что их нельзя подвергать дискриминации по национальному, этническому, религиозному, расовому признакам, а также по признакам пола, политическим убеждениям, обладания богатством или собственностью. Декларация, состоящая из 30 статей, закрепила принципы равенства, свободы человека, равенство всех перед законом и право каждого на защиту законом, свободы от пыток, свободы от произвольного ареста, право на справедливый суд, свободу мнений, убеждений, вероисповедания и свободу слова; право на образование; право на должный уровень жизни, включая хорошее здоровье, жилище
и достаточное питание; право на работу и на создание профессиональных союзов и др.
Декларация, первоначально носящая лишь рекомендательный характер, была признана подавляющим большинством государств в качестве правового акта. Как отметил В.А. Карташкин, она стала рассматриваться как документ, содержащий обычные нормы международного права, подавляющее большинство которых приобрело характер «jus cogens»1.
Всеобщая декларация, сформулированная как декларативная модель в области прав человека, стала реализоваться как правовая модель для принятия основополагающих универсальных и региональных документов в данной сфере.
Она явилась международным стандартом в области защиты основных прав и свобод человека. Всеобщая декларация послужила основой для принятия важнейших международно-правовых документов:
— Международного пакта о гражданских и политических правах (16.12.1966 г.).
— Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах (16.12.1966 г.).
Многие положения Декларации дословно были включены в названные пакты, а также в Европейскую Конвенцию о правах человека и основных свобод 1950 года и в другие международно-правовые документы.
Как известно, системный характер носит поступление индивидуальных жалоб граждан в Европейский суд о нарушении государствами ст. 3, 6, 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 года, которые сформулированы в соответствии с положениями Всеобщей декларации прав человека, (дело Валашинас против Литвы, Сельмуни против Франции, Ниедбам против Польши, Калашникова против России и др.).
См.: Карташкин В.А. Россия и Всеобщая декларация прав человека//РЕМП, 1996-97. — СПб., 1998. С.280.
01 Z
во о о
N
U U О о.
d
со
н
и о
X
и п
Е
о
м ф
в
о a
о ф
г S
S о
X
о a
т
S ф
ч:
п
к <
a
S X н
и ф
со
ei Z
eo о о
N
U U О (L
EX
CQ
н
и о
X
и п
Е О
м ф
в
о а и ф г S Е о х о а т
S ф
ч:
п
а <
X S X н
и ф
со
Институт прав и свобод человека является центральным в конституционном праве государств. Общество и государство обязаны признавать и защищать права и свободы человека, содействовать их реализации. В Российской Федерации они закреплены в главе II Конституции 1993 года, а также в конституциях и уставах ее субъектов.
Права и свободы традиционно подразделяют на:
— личные (гражданские) права и свободы (статьи 20-28 Конституции РФ);
— политические права и свободы (статьи 29-33 Конституции РФ);
— экономические, социальные, культурные права и свободы (статьи 34-43 Конституции РФ).
По времени возникновения прав человека в правовой литературе их делят на четыре поколения:
— первое поколение - это гражданские и политические права;
— второе поколение - это социально-экономические права;
— третье поколение возникло во второй половине ХХ века. Это так называемые «коллективные права» (право народов, право национальных меньшинств, право трудящихся, права женщин, беженцев, инвалидов и т.д.);
— права человека четвертого поколения - это права, необходимость защиты которых обнаружилась в условиях научно-технического процесса (биомедицины, коммуникации, промышленной технологии, право на благоприятную окружающую среду, право на защиту персональных данных при автоматической обработке и т.д.)2.
Учитывая широту рассматриваемой проблемы, мы коснемся лишь влияния Всеобщей декларации прав человека на становление международных и внутригосударственных норм по защите прав человека в сфере уголовного правосудия.
Всеобщая декларация явилась основной для разработки в рамках ООН международных стандартов и норм в области предупреждения преступности и уголовного правосудия. За истекшие 60 лет со времени принятия Всеобщей декларации под непосредственным ее влиянием создан обширный свод международных стандартов и норм по многим аспектам уголовного правосудия, которые реализуются государствами путем принятия внутренних актов. По сути, эти стандарты и нормы, носящие рекомендательный характер, характер «мягкого права», вносят
существенный вклад в развитие системы уголовного, уголовно-процессуального и уголовно-исполнительного законодательства и практики государств.
В этом большая заслуга прошедших одиннадцати Конгрессов ООН по предупреждению преступности и уголовному правосудию, Комиссии по предупреждению преступности, Управления ООН по наркотикам и преступности и других органов в системе ООН, непосредственно координирующих действия государств по борьбе с международной и общеуголовной преступностью.
В Декларации сформулированы, среди множества других, такие права человека, как:
— право на жизнь, свободу и личную неприкосновенность (ст.3);
— никто не должен содержаться в рабстве или подневольном состоянии; рабство и работорговля запрещаются во всех их видах (ст.4);
— никто не должен подвергаться пыткам или жестоким, бесчеловечным или унижающим его достоинство обращению и наказанию (ст.5);
— все люди равны перед законом и имеют право, без всякого различия, на равную защиту закона (ст.7);
— каждый человек имеет право на эффективное восстановление в правах компетентными национальными судами (ст.8);
— никто не может быть подвергнут произвольному аресту, задержанию или изгнанию (ст.9);
— каждый человек имеет право на основе полного равенства, на то, чтобы его дело было рассмотрено гласно и с соблюдением всех требований справедливости независимым и беспрестанным судом (ст.10);
— каждый человек, обвиняемый в совершенном преступлении, имеет право считаться невиновным до тех пор, пока его виновность не будет установлена законным порядком путем гласного судебного разбирательства (ст.11);
— и другие права.
Под непосредственным влиянием Декларации в системе органов ООН были разработаны более 55 актов в области уголовного правосудия, среди которых:
— 7 декларативных документов по вопросам обращения с заключенными, среди которых «Минимальные стандартные правила обращения с заключенными», «Аруш-ская декларация о надлежащей практике содержания в тюрьмах», «Свод принципов защиты всех лиц, подвергаемых задержа-
2 Подробнее см.: Международная и внутригосударственная защита прав человека /под ред. Р.М.Валеева. Изд-во КГУ, 2007. - С.101-147; 179-190.
- Казань:
Совершенствование законодательства
нию или заключению в какой бы то ни было форме» и др.;
— 4 акта по вопросам правосудия в отношении несовершеннолетних, среди которых «Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила)», «Руководящие принципы ООН для предупреждения преступности среди несовершеннолетних (Эр-Риядские руководящие принципы)», и др.;
— 3 стандартных нормы, касающиеся альтернативы тюремному заключению и реституционного правосудия, среди которых «Минимальные стандартные правила ООН в отношении мер, не связанных с тюремным заключением (Токийское правило)» и др.;
— 3 документа в отношении пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания, среди которых «Декларация о защите всех лиц от пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания», «Принципы медицинской этики» и др.;
— 6 декларативных документов в отношении применения смертной казни, среди которых «Меры, гарантирующие защиту прав тех, кто приговорен к смертной казни», «Принципы эффективного предупреждения и расследования внезаконных, произвольных и суммарных казней» и др.;
— 8 типовых договоров по вопросам уголовного правосудия, среди которых «типовой договор о выдаче», «типовой договор о правовой помощи», «типовой договор о передаче уголовного правосудия» и др.;
— 9 деклараций по вопросам предупреждения преступности, среди которых «Декларация принципов и программа действий ООН в области предупреждения преступности и уголовного правосудия», «Венская декларация о преступности и правосудии: ответы на вызовы XXI века», «Декларация ООН о преступности и общественной безопасности» и др.;
— 4 документа, относящиеся к защите жертв преступлений, среди которых «Декларация основных принципов правосудия для жертв преступлений и злоупотреблений властью», «Руководящие принципы, касающиеся правосудия в вопросах, связанных с участием детей-жертв и свидетелей преступлений» и др.;
— 2 акта в отношении насилия женщин,
среди которых «Декларация об искоренении насилия в отношении женщин»;
— 9 стандартных правил, относящихся к надлежащему управлению, независимости судебных органов, честности и неподкупности сотрудников органов уголовного правосудия, среди которых «Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка», «Основные принципы независимости судебных органов», «Международный кодекс поведения государственных должностных лиц», «Основные принципы применения силы и огнестрельного оружия должностными лицами по поддержанию правопорядка» и др.3
Многие из названных документов, принятых Конгрессом ООН по предупреждению преступности и уголовному правосудию, в которых были установлены базовые стандарты для реформы системы уголовного правосудия, реализовались через резолюции Генеральной Ассамблеи ООН.
Большинство государств ввело их в свое национальное законодательство для практического осуществления, признав за ними opinion juris характер обычных норм международного права, а отдельные из них стали основной моделью для подготовки и заключения договорных норм4.
Так, например, Декларация о защите всех лиц от насильственных исчезновений (Резолюция ГА ООН 47/133 от 18 декабря 1992 г.) легла в основу Международной конвенции о защите всех лиц от насильственных исчезновений, принятой Советом по правам человека, а затем по его рекомендации Генеральной Ассамблеей ООН в 2006 году.
Вслед за Декларацией о ликвидации дискриминации в отношении женщин (резолюция ГА 2263 (ХХ11) была принята Конвенция под аналогичным названием. Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания была основана, главным образом, на Декларации о защите всех лиц от пыток.
Некоторые положения Римского статута Международного уголовного суда позаимствованы из Декларации основных принципов правосудия для жертв преступлений и злоупотреблений властью (рез. ГА 40/34).
Типовые договоры о выдаче, правовой помощи по уголовным делам, о передаче уголовного судопроизводства также воспроизводились в Конвенции ООН против транс-
3 См.: Сборник стандартов и норм ООН в области предупреждения преступности и уголовного правосудия. ООН, Нью-Йорк, 2007. Управление ООН по наркотикам и преступности.
4 См. Документ ООН. А/ТООТ. 203/15, 24 марта 2005 г.
01 Z
во о о
N
U U О о.
d
со
н
и о
X
и п
Е
о
м ф
в
о а
о ф
г S
S о
X
о а
т
S ф
ч:
п
к <
X S X н
и ф
со
национальной организованной преступности (ст.13, 16-18), в Конвенции ООН против коррупции (ст.44-46) и т.д.
Таких примеров можно привести немало. Важно подчеркнуть то, что международные стандарты в области уголовного правосудия в современных условиях оказывают существенное влияние как на разработку договорных норм, так и на становление обычных норм международного права, а затем их реализации в национальных законодательствах государств.
В этом, прежде всего, величайшая заслуга Всеобщей декларации прав человека, которая оказала существенное влияние на формирование международных и национальных норм в области уголовного правосудия.
Укрепление уважения к принципу верховенства права, закрепленного в Декларации тысячелетия ООН, становится важным вкладом не только в развитие национальных принципов уголовного правосудия, но и фактором обеспечения мира и безопасности для международного сообщества в целом.
о РОЛИ и МЕСТЕ СОЦИАЛЬНОГО ПАКЕТА В СТИМУЛИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ
Ю.В. Быковская
заместитель начальника финансово-экономического отдела - начальник отделения планирования АЭБ МВД России, кандидат экономических наук
Сегодня существует определенное несоответствие в социальном характере деятельности и объективных ограничениях в формировании доходов сотрудников правоохранительных органов. Сложившаяся ситуация говорит о том, что в настоящее время назрела острая необходимость пересмотра принципов и практики системы социальной защиты сотрудников правоохранительных органов, ее оптимизации, совершенствования механизмов реализации положений действующей нормативной правовой базы, а также разработки комплекса мер в рамках «социального пакета», направленных на качественный рост социально-профессионального статуса сотрудников, стимулирование их деятельности с целью повышения эффективности правоохранительной службы, преодоления экономических основ коррупции в правоохранительных органах.
Правоохранительные органы играют важную роль в деятельности современного Российского государства. От эффективности их функционирования во многом зависят уровень законности и правопорядка в стране, безопасность граждан, степень защиты их прав и законных интересов. В свою очередь, эффективность деятельности правоохранительных органов находится в прямой зависимости от уровня благосостояния и социальной защищенности сотрудников и членов их семей.
Кадровый состав правоохранительных органов относится к «среднему классу», которо-
му присущи определенные стандарты жизни: уровень материального состояния и потребности, в жилье, качественном образовании, высокотехнологичной медицинской помощи, отдыхе. При этом специфика службы, цели и задачи, которые призваны решать правоохранительные органы, связаны с повышенной ответственностью со стороны сотрудников, высоким уровнем образования, профессионализмом, физической подготовленностью, а также зачастую сопряжены с риском для жизни и здоровья. Таким образом, можно говорить о том, что в настоящее время существует определенное несоответствие в социальном характере деятельности и объективных ограничениях в формировании доходов сотрудников правоохранительных органов.
Сегодня процесс реформирования по многим направлениям государственного устройства идет полным ходом. При этом проводимые реформы, а также недостатки, выявленные в ходе социальной, административной и налоговой реформ 2000-х годов, значительно повысили роль оплаты труда и так называемого «социального пакета» в системе ценностей, определяющих престиж правоохранительной службы.
С одной стороны, при реализации социальной реформы на законодательном уровне принят ряд мер для повышения уровня жизни сотрудников правоохранительных органов. Анализ изменений в законодательстве по оплате труда сотрудников ОВД позволяет