Научная статья на тему 'О мерах по противодействию вербовке и выезду граждан государств - членов ОДКБ для участия в вооруженных конфликтах на стороне международных террористических организаций, а также их последующему возвращению в целях продолжения террористической деятельности на территории государств - членов ОДКБ'

О мерах по противодействию вербовке и выезду граждан государств - членов ОДКБ для участия в вооруженных конфликтах на стороне международных террористических организаций, а также их последующему возвращению в целях продолжения террористической деятельности на территории государств - членов ОДКБ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
519
148
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ МЕЖДУНАРОДНОМУ ЭКСТРЕМИЗМУ И ТЕРРОРИЗМУ / КОЛЛЕКТИВНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ СНГ / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО О БОРЬБЕ С ТЕРРОРИЗМОМ / МЕРЫ ПО ПРЕСЕЧЕНИЮ ИСТОЧНИКОВ ФИНАНСИРОВАНИЯ ТЕРРОРИЗМА / COMBATING INTERNATIONAL TERRORISM AND EXTREMISM / THE CIS COLLECTIVE SECURITY / THE LEGISLATION ON THE FIGHT AGAINST TERRORISM / MEASURES TO SUPPRESS THE FINANCING OF TERRORISM

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Ступаков Николай Валерьевич

В статье подчеркнуто, что в настоящее время основная угроза безопасности государств членов Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), созданной с участием государств членов СНГ, исходит со стороны международных террористических организаций, действующих в афгано-пакистанской зоне, в регионах Ближнего Востока и Северной Африки. Очевидно, что ни «Исламское государство», ни «Аль-Каида», ни какая-либо другая экстремистская группировка не стали бы столь сильны, если бы США и их союзники не поддерживали бы их ради достижения своих геополитических целей. Россия всегда занимала и занимает последовательную и принципиальную позицию по проблемам урегулирования кризисов на Ближнем Востоке и в Северной Африке, а также в вопросах противодействия международному экстремизму и терроризму.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Ступаков Николай Валерьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On Measures to Combat the Recruitment and Departure of Citizens of Member States of the CSTO for Participation in Armed Conflict on the Side of International Terrorist Organizations, and Their Subsequent Return to Continue Terrorist Activities on the Territory of Member States of the CSTO

The article stressed that currently the main threat to the security of member States of the Organization of collective security Treaty (CSTO), established with the participation of member States of the CIS, comes from the side of international terrorist organizations operating in the Afghanistan-Pakistan area, in the regions of the Middle East and North Africa. It is obvious that neither the Islamic state or al-Qaida or any other extremist group would not be so strong if the U.S. and its allies would not support them to achieve their geopolitical goals. Russia has always taken a consistent and principled position on the question of settling the crises in the Middle East and North Africa, as well as in the issues of combating extremism and international terrorism

Текст научной работы на тему «О мерах по противодействию вербовке и выезду граждан государств - членов ОДКБ для участия в вооруженных конфликтах на стороне международных террористических организаций, а также их последующему возвращению в целях продолжения террористической деятельности на территории государств - членов ОДКБ»

МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО ЕВРАЗИЙСКИХ ГОСУДАРСТВ: ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА, ПРАВО

О мерах по противодействию вербовке и выезду

граждан государств — членов ОДКБ

для участия в вооруженных конфликтах на стороне

международных террористических организаций,

а также их последующему возвращению

в целях продолжения террористической деятельности

на территории государств — членов ОДКБ

СТУПАКОВ НИКОЛАЙ ВАЛЕРЬЕВИЧ

Генеральный директор Института проблем безопасности СНГ, кандидат юридических наук,

главный редактор журнала «Международное сотрудничество евразийских государств: политика, экономка, право»

В статье подчеркнуто, что в настоящее время основная угроза безопасности государств — членов Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), созданной с участием государств — членов СНГ, исходит со стороны международных террористических организаций, действующих в афгано-пакистанской зоне, в регионах Ближнего Востока и Северной Африки. Очевидно, что ни «Исламское государство», ни «Аль-Каида», ни какая-либо другая экстремистская группировка не стали бы столь сильны, если бы США и их союзники не поддерживали бы их ради достижения своих геополитических целей. Россия всегда занимала и занимает последовательную и принципиальную позицию по проблемам урегулирования кризисов на Ближнем Востоке и в Северной Африке, а также в вопросах противодействия международному экстремизму и терроризму.

Ключевые слова: противодействие международному экстремизму и терроризму, коллективная безопасность СНГ, законодательство о борьбе с терроризмом, меры по пресечению источников финансирования терроризма

On Measures to Combat the Recruitment and Departure of Citizens of Member States of the CSTO for Participation in Armed Conflict on the Side of International Terrorist Organizations, and Their Subsequent Return to Continue Terrorist Activities on the Territory of Member States of the CSTO

STUPAKOV NIKOLAI VALEREVICH

General Director of LLC “Institute of the security problems CIS", candidate of legal sciences, chief redactor journal “International Cooperotion Eurasian States: Politics, Economics, Law"

Abstract: the article stressed that currently the main threat to the security of member States of the Organization of collective security Treaty (CSTO), established with the participation of member States of the CIS, comes from the side of international terrorist organizations operating in the Afghanistan-Pakistan area, in the regions of the Middle East and North Africa. It is obvious that neither the Islamic state or al-Qaida or any other extremist group would not be so strong if the U.S. and its allies would not support them to achieve their geopolitical goals. Russia has always taken a consistent and principled position on the question of settling the crises in the Middle East and North Africa, as well as in the issues of combating extremism and international terrorism

Key words: combating international terrorism and extremism, the CIS Collective Security, the legislation on the fight against terrorism, measures to suppress the financing of terrorism

62

№2 2015

С 14 мая 2002 г. действует соглашение между государствами - членами СНГ о создании международной организации под названием «Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ)». Были подписаны Устав и Соглашение о правовом статусе ОДКБ, которые ратифицированы всеми государствами - членами ОДКБ и вступили в силу 18 сентября 2003 г. 2 декабря 2004 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию о предоставлении Организации Договора о коллективной безопасности статуса наблюдателя в Генеральной Ассамблее ООН.

4 февраля 2009 г. в Москве лидеры стран Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) одобрили создание Коллективных сил оперативного реагирования. Согласно подписанному документу Коллективные силы оперативного реагирования будут использоваться для отражения военной агрессии, проведения специальных операций по борьбе с международным терроризмом и экстремизмом, транснациональной организованной преступностью, наркотрафиком, а также для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

В настоящее время основная угроза безопасности государств - членов ОДКБ исходит со стороны международных террористических организаций, действующих в афгано-пакистанской зоне, в регионах Ближнего Востока и Северной Африки.

Очевидно, что ни «Исламское государство», ни «Аль-Каида», ни какая-либо другая экстремистская группировка не стали бы столь сильны, если бы США и их союзники не поддерживали их ради достижения своих геополитических целей. Здесь можно вспомнить войну в Афганистане в 1980-х гг., когда Запад во главе с США помогал моджахедам оружием и деньгами, обучал их. Тогда командиром одного из отрядов был Усама бен Ладен. Впоследствии, используя полученную подготовку, он организовал террористические акты, совершенные 11 сентября 2001 г. в Нью-Йорке и Вашингтоне.

Спустя 10 лет, желая получить доступ к газовым и нефтяным месторождениям Ливии, страны западного блока поддержали исламистские группировки, воевавшие против правительства.

С тех пор и по нынешний день Запад и его союзники (Турция, Саудовская Аравия и Катар)оказывают содействие исламистским группировкам в Сирии. Это способствовало существенному ослаблению Дамаска и появлению группировки «Исламское государство» (ИГ).

Своей террористической деятельностью в различных точках мира «Аль-Каида», а теперь и ИГ показали, что хорошо законспирированная сетевая организация в состоянии противостоять военной, политической, финансовой и идеологической мощи ведущих государств мира.

Результатом масштабных акций этих террористических группировок стало создание в сопредельных районах Ирака и Сирии квазигосударственного образования, которое объединяет около 6 млн человек. Халифом мусульман, или «халифом Ибрахимом», объявлен лидер группировки ИГ - Абу Бакр аль-Багдади.

Основная цель ИГ - создание состоящего из «эмиратов» суннитского исламского халифата, включающего, как минимум, территории государств Ближнего Востока, Северной Африки и Центральной Азии, а как максимум, - террито-

63

МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО ЕВРАЗИЙСКИХ ГОСУДАРСТВ: ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА, ПРАВО

рию от Испании до Индии, Филиппин и Индонезии, а также часть территории России и Китая.

Примечательно, что «исламские эмираты» изначально создавались в стратегически важных зонах. Первая зона - это районы добычи нефти, в которых «исламские эмираты» сейчас контролируют 60% нефтяных источников Сирии. Вторая зона - территория в долине рек Тигр и Евфрат, где они получили доступ к водным ресурсам Ирака и Сирии.

По имеющимся данным, на начало 2015 г. численность боевиков ИГ составляла около 80 тыс. человек. Из них примерно 30 тыс. - граждане более 80 государств. Подавляющее большинство боевиков ИГ прибыло из стран Ближнего Востока и Северной Африки. Количественное распределение членов ИГ из государств - участников СНГ следующее: из России - 2000 человек, Таджикистана и Киргизии - по 400, Казахстана - 300, Азербайджана, Грузии и Украины - по 100 человек. Еще 2500 человек приходится на США и страны ЕС, в том числе из Франции - 750, Германии - 650, Великобритании - 700 и непосредственно США -150 человек. Из стран Азиатско-Тихоокеанского региона в ряды ИГ вступило 500 человек.

В распоряжении экстремистов ИГ имеются существенные запасы как стрелкового оружия, так и тяжелой техники, танков, бронетранспортеров, гаубичной артиллерии. Значительная их часть похищена или захвачена террористами в Ираке.

Финансирование ИГ осуществляется за счет:

• традиционных для ислама налогов и пожертвований в форме регулярных отчислений и добровольных взносов верующих;

• специфики мусульманской системы денежных переводов, известной под названием «хавала»;

• легальной финансовой деятельности группировки;

• теневого бизнеса, в том числе незаконных нефтяных операций, рэкета, грабежей, захвата заложников и получения выкупа за них, незаконного оборота наркотиков, продажи археологических ценностей на подпольных аукционах,

нелегального ввоза и вывоза драгоценностей и золота;

• так называемой экспроприации: захвата банков, промышленных объектов.

Таким образом, в настоящее время ИГ является самой богатой террористической организацией. Его бюджет оценивается в 2,3 млрд долл. США, который только за счет спекуляций на нефтяном черном рынке ежедневно пополняется на 1 млн долл. США.

На верность ИГ присягает все большее количество террористических и экстремистских организаций, действующих как на Ближнем Востоке и в Северной Африке, так и в Афганистане. Наиболее крупные из них: «Аль-Каида» на Аравийском полуострове» (Саудовская Аравия и Йемен), «АльКаида» в странах исламского Магриба», «Ансар аш-Шариа» (Ливия), «Исламская партия Туркестана» (Афганистан), а также ряд группировок талибов (Афганистан, Пакистан).

Противостоять такому мощному объединению можно только усилиями всего мирового сообщества. Однако единого фронта борьбы пока нет. Группировкам противостоят правительственные войска Ирака и Сирии, а также курдские и шиитские ополчения этих стран. Международная коалиция во главе с США пока ограничивается воздушными ударами по террористам.

В ближайших планах ИГ захват части приграничных территорий Ливана и Иордании, а также расширение подконтрольных боевикам районов в Египте, Ливии и Йемене.

В этом году экстремисты активизировались за пределами Ближнего Востока и Северной Африки. Отряды ИГ действуют почти в половине провинций Афганистана. Общая численность их боевиков доходит до трех тысяч. Зима 2014/2015 гг. стала первой зимой, в течение которой боевые действия на всем протяжении границы Афганистана - от Туркменистана до Таджикистана - не прекращались. В прошлом году в целях расширения своего влияния на страны Центральной Азии в составе ИГ был образован «Эмират Хорасана»,

64

№2 2015

эмиром которого утвержден Абдул Рахим Мус-лимдост.

Основные усилия боевики сосредоточивают на работе с молодежью и с национальными меньшинствами, действуя через религиозные учреждения и пенитенциарную систему, а также через социальные сети. Для привлечения новобранцев на подконтрольную ИГ территорию используется как религиозно-пропагандистская риторика са-лафитского толка, так и обещания стабильных и достаточно крупных выплат (до 2000 долл. США в месяц) за участие в боевых действиях.

Наиболее активно агитация ведется среди населения Хорезмской и Самаркандской областей Узбекистана, Согдийской, Хатлонской и Горно-Бадахшанской автономной областей Таджикистана, Актюбинской и Карагандинской областей Казахстана, а также Ошской области Киргизии.

Деятельность экстремистов в Туркменистане в силу достаточно жесткого административно-полицейского режима наименее активна. Однако участившиеся в 2014 г. вооруженные вторжения из Афганистана способствуют проникновению в южные районы республики боевиков и эмиссаров исламистов. Не исключается вариант захвата ряда территорий Туркменистана и создание «исламского эмирата» в долине Мургаба и месторождения Галкыныш, основного источника поставок газа в Китай.

ИГ преуспело и в информационном сопровождении своей стратегии. В пропагандистских видеозаписях группировка применяет весь набор средств в целях рекрутирования сторонников для участия в джихаде. Кроме того, сейчас расширилось использование ими интернет-ресурсов и практика ведения кибервойн. Это наглядно показала недавняя (в апреле 2015 г.) хакерская атака на французский телеканал «ТВ-5 Монд».

Безусловно, особую озабоченность вызывает возвращение в государства - члены ОДКБ лиц, получивших боевой опыт в международных террористических организациях. Это означает возможность появления в странах Центральной

Азии боевиков, имеющих практический опыт ведения джихада в Сирии и Ираке, который может быть использован для захвата стратегических инфраструктурных объектов или населенных пунктов. А события в Мосуле, Мумбае и Париже демонстрируют, к какому результату это может привести.

Отряды боевиков формируются по территориальному или национальному признаку («Казахский джамаат», «Кавказский дом»). Около десяти группировок ИГ состоит из граждан России, Грузии, Украины и центральноазиатских государств.

Члены «Имарата Кавказ» не только принимают непосредственное участие в боевых действиях на сирийской территории в составе ИГ, но и возглавляют ряд структурных подразделений организации.

При этом ИГ ставит перед собой далеко идущие цели. Так, по имеющейся информации, экстремисты создали в сирийском городе Ракка русскоязычную школу для детей боевиков с Северного Кавказа, которых готовят для будущей «священной войны» в России.

Российская Федерация всегда занимала и занимает последовательную и принципиальную позицию по проблемам урегулирования кризисов на Ближнем Востоке и в Северной Африке, а также в вопросах противодействия международному экстремизму и терроризму.

С декабря 2014 г. Верховный Суд Российской Федерации признал ИГ международной террористической организацией и запретил ее деятельность в России. После этого лидеры объединения публично заявили о намерениях развернуть активную террористическую деятельность на территории нашей страны и прежде всего на Северном Кавказе (клятву в верности аль-Багдади уже принесли главарь бандподполья Дагестана Р. Асельдеров и ряд подчиненных ему «амиров»).

Эти процессы могут происходить и с участием не только вернувшихся из Ирака и Сирии российских граждан, воевавших на стороне ИГ, и иностранных террористов-боевиков из числа граж-

65

МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО ЕВРАЗИЙСКИХ ГОСУДАРСТВ: ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА, ПРАВО

дан центральноазиатских государств, незаконно проникших в Россию.

Активные меры противодействия данным угрозам российские специальные службы и правоохранительные органы принимают уже давно. Опыт нашей антитеррористической борьбы обширен.

Так, в результате принятых мер по усилению пограничного контроля и укреплению государственной границы только на российско-казахстанском участке в 2014 г. задержано 305 причастных к терроризму лиц. В первом квартале текущего года в России выявлена и пресечена деятельность семи ячеек международных террористических организаций (в 2014 г. - 42 ячеек), осуществлявших вербовку и переправку в Ирак, Сирию и Афганистан граждан России и стран СНГ. Итогом проведенных спецопераций стала ликвидация в апреле текущего года в Дагестане трех банд главарей, присягнувших на верность ИГ.

Мы регулярно выносим антитеррористическую тематику на различные международные площадки. Например, в повестку дня 39-го заседания Совета руководителей органов безопасности и специальных служб государств - участников СНГ (октябрь 2015 г.) ФСБ России включен вопрос «Об осуществлении комплекса мер по совместной разработке лиц, принимающих участие в боевых действиях в Сирии на стороне международных террористических организаций,деятельность которых представляет угрозу безопасности государствам Содружества».

По прогнозам, в среднесрочной перспективе ситуация на Ближнем Востоке и в Афганистане будет обостряться. Пример Йемена показывает возможность возникновения новых очагов активности. Международные террористические организации продолжат вербовку и переправку новых рекрутов. Увеличится поток возвращающихся в страны исхода боевиков.

Поэтому в таких условиях совместные усилия специальных служб и правоохранительных органов государств - членов ОДКБ необходимо

сосредоточить одновременно на нескольких направлениях:

• пресечение источников и каналов финансирования «Исламского государства»;

• предотвращение проникновения в ряды вооруженных сил и местные органы власти сторонников религиозного экстремизма;

• привлечение к системной антиэкстремистской работе религиозных организаций разной конфессиональной принадлежности;

• организация и проведение совместных предупредительно-профилактических мероприятий по недопущению выезда граждан государств - членов ОДКБ за рубеж в очаги террористической активности;

• пресечение использования гражданами государств - членов ОДКБ территорий Украины и Грузии в целях ресурсной поддержки международных террористических организаций;

• проведение совместных оперативно-розыскных мероприятий по выявлению террористических ячеек в государствах - членах ОДКБ, маршрутов переброски боевиков и каналов поставки вооружения и средств для совершения террористических актов;

• подготовка и продвижение комплексных информационно-пропагандистских акций в национальных СМИ, в том числе, в сети Интернет, по дискредитации экстремистской идеологии.

Глобальный характер современных вызовов и угроз свидетельствует о бесперспективности попыток обеспечить безопасность государств -членов ОДКБ силами отдельно взятого государства. Для эффективного противодействия международным террористическим группировкам целесообразно объединить усилия на основе комплексного подхода. При этом необходимо грамотно выстроить взаимосвязь между двумя составляющими - противодействие терроризму на внутригосударственном и международном уровнях. Именно на это и должны быть направлены предпринимаемые нами усилия в рамках ОДКБ.

66

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.