ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
Руйга И. Р., Шрейдер А. С. Международное и национальное регулирование офшорного бизнеса в условиях глобализации мировой экономики // Концепт. - 2015. - № 05 (май). - ART 15161. - 0,5 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2015/15161.htm. - ISSN 2304-120X.
ART 15161
УДК 339.9
Руйга Ирина Рудольфовна,
кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и управления бизнес-процессами ФГАОУ ВПО «Сибирский федеральный университет», г. Красноярск irina [email protected]
Шрейдер Антон Сергеевич,
студент ФГАОУ ВПО «Сибирский федеральный университет», г. Красноярск [email protected]
Международное и национальное регулирование офшорного бизнеса в условиях глобализации мировой экономики
Аннотация. В статье рассмотрены причины повышения контроля за офшорными зонами со стороны международного сообщества, проведён анализ основных инструментов и методов регулирования офшорного бизнеса на международном уровне, выявлены основные проблемы регулирования и перспективы развития международной офшорной деятельности. Рассмотрены особенности развития национального антиофшорного законодательства на примере России и США.
Ключевые слова: офшорные зоны, ОЭСР, ФАТФ, офшорный бизнес, антиофшорное законодательство, офшор.
Раздел: (04) экономика.
Конец XX в. ознаменовался рядом новых тенденций в развитии мировой экономики. Экономическая глобализация, увеличение объёмов экспорта и импорта, ослабление контроля над обменным курсом валют, снижение степени регулирования государствами рыночных механизмов, расширение торгово-закупочных связей между странами послужили причиной формирования, а затем активного развития офшорных зон. Начиная с этого периода и по настоящее время офшорные территории занимают достаточно противоречивое место в системе международных экономических отношений. С одной стороны, схемы и механизмы, ставшие доступными благодаря развитию офшорного бизнеса, позволяют многим компаниям, в первую очередь международным, оптимизировать свою деятельность, сократить налоговые издержки, а государствам, провозгласившим себя офшорными, улучшить социально-экономическую ситуацию, повысить уровень жизни граждан, уменьшить уровень безработицы. Однако, с другой стороны, офшорные зоны формируют благоприятные условия для совершения преступлений в сфере экономики, уклонения от уплаты налоговых платежей, легализации доходов, полученных преступным путём.
Исторически сложилось так, что первыми проводить целенаправленную политику привлечения иностранного капитала за счёт снижения налогов и либерализации внешнеэкономической деятельности начали островные государства - Республика Кипр, Британские Виргинские острова, Багамские острова, остров Мэн. В основном данные территории использовали граждане Британии, которые стремились уклониться от уплаты налогов, составлявших в то время примерно 80%. Позднее к этим зонам присоединились государства Люксембург, Лихтенштейн, Нидерланды, Гибралтар, Панама и другие. В дальнейшем мировая практика свидетельствовала, что офшорными зонами могут быть и отдельные территории внутри государств, например Женева в Швейцарии или штат Делавэр в Соединённых Штатах Америки.
1
ISSN 2Э04-120Х
ниепт
научно-методический электронный журнал
Руйга И. Р., Шрейдер А. С. Международное и национальное регулирование офшорного бизнеса в условиях глобализации мировой экономики // Концепт. - 2015. - № 05 (май). - ART 15161. - 0,5 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2015/15161.htm. - ISSN 2304-120X.
В настоящее время термин «офшор» используется как для обозначения офшорных зон, так и для компаний, зарегистрированных в этих офшорных территориях. Таким образом, под офшорной зоной следует понимать государство или часть территории этого государства, в пределах которых регистрируются компании иностранных резидентов, приобретающие на основании законодательства этой зоны льготные условия для ведения торговых и финансовых операций, низкие ставки налогообложения, упрощённые условия ведения бухгалтерской отчётности и аудита, а также повышенную конфиденциальность в отношении информации об операциях компании и её реальных собственниках.
К примеру, значительная доля оказываемых Кипром финансовых услуг приходится на резидентов Российской Федерации. Республика Кипр занимает первое место по прямым зарубежным инвестициям в Россию. По данным Международного валютного фонда (МВФ), в 2009-2011 гг. остров перечислил в Россию 438 млрд долларов. С другой стороны, Кипр является крупнейшим получателем инвестиций из Российской Федерации, поступления за тот же период составили более 395 млрд долларов.
В свою очередь, стоит отметить, что при этом на современном этапе экономика офшорных стран становится недостаточно устойчивой - преобладание финансового сектора над реальным несёт в себе определённые риски. Пример банковского кризиса на Кипре в марте 2013 г. является показательным. Несмотря на то что мировые объёмы движения капитала, обслуживаемые через офшорные зоны, не снижаются, ужесточение антиофшорного законодательства идёт опережающими темпами. Под давлением развитых государств, Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ) офшорные территории вынуждены идти на радикальный пересмотр своего законодательства. Таким образом, сложность работы с офшорными структурами постоянно возрастает. Бизнесу приходится разрабатывать новые схемы ведения деятельности, соответствующие изменяющемуся законодательству.
В конце ХХ в. регулированию офшорного бизнеса не уделяли должного внимания. Существенные меры начали вводиться лишь после событий 11 сентября 2001 г., однако они были направлены преимущественно на борьбу с финансированием террористических актов. В период с 2003 по 2008 г. государства пытались решить проблему отмывания денежных средств, полученных преступным путём. Начиная с кризиса 2008-2009 гг. правительства большинства стран сосредоточились на проблеме ухода от налогов, так как крупные компании, имеющие офшорные отделения, начали активно сокращать налоговые выплаты в пользу государства в период кризиса. Учитывая то, что указанные проблемы не были решены в полной мере, на современном этапе регулирование и повышение информационной открытости и прозрачности офшорных зон является общей задачей всех развитых государств.
Как показывает практика, к основным методам регулирования офшорного бизнеса на международном уровне относятся: во-первых, разработка и принятие международными организациями нормативно-правовых актов, создающих определённые ограничения для функционирования офшорного бизнеса; во-вторых, контроль над соблюдением всеми государствами норм и правил, предусмотренных данными документами. Если государство не соответствует требованиям, изложенным в документах, то оно может быть включено в список стран, не стремящихся к сотрудничеству. Исключение из данного списка возможно только после того, как все предъявляемые к ней требования будут соблюдены.
При формировании системы контроля за офшорным бизнесом наиболее весомый вклад вносят такие международные организации, как Организация экономического сотрудничества и развития и Г руппа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием
2
ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
Руйга И. Р., Шрейдер А. С. Международное и национальное регулирование офшорного бизнеса в условиях глобализации мировой экономики // Концепт. - 2015. - № 05 (май). - ART 15161. - 0,5 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2015/15161.htm. - ISSN 2304-120X.
денег. Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) (Organization for Economic Cooperation and Development) в настоящее время включает 34 страны. Одним из задекларированных направлений деятельности организации является борьба с «вредоносной налоговой конкуренцией». Под данным термином понимается деятельность офшорных компаний, которые ведут нечестную конкурентную борьбу, уходят от уплаты налогов и таким образом существенно снижают уровень издержек [1].
Цель создания и функционирования ОЭСР заключается в расширении сотрудничества офшорных территорий со странами - членами организации. Организацией выработаны определённые стандарты, которые предусматривают обмен информацией между странами по запросу в аспекте любых налоговых платежей, вне зависимости от национального законодательства о защите частной информации или банковской тайны.
В докладе, опубликованном в 2000 г., был определён перечень юрисдикций, являющихся, в соответствии с критериями ОЭСР, «налоговыми убежищами». В период с 2000 по 2002 г. тридцать одно государство последовало рекомендациям, разработанным ОЭСР в области повышения прозрачности и совершенствования налогового законодательства. Семь стран (Андорра, Лихтенштейн, Республика Маршалловы Острова, Либерия, Княжество Монако, Республика Науру и Республика Вануату) проигнорировали данные рекомендации и были определены как «отказывающиеся сотрудничать и осуществлять информационный обмен» [2]. Данное обстоятельство обусловило снижение их привлекательности для бизнеса, в связи с этим все перечисленные государства приняли на себя обязательства по увеличению транспарентности и совершенствованию национального законодательства.
Таким образом, по состоянию на май 2015 г. «чёрный список» ОЭСР не включает ни одной страны, что говорит о достижении организацией своей цели - создание механизма обмена налоговой информацией между государствами, совершенствование их налогового законодательства и увеличение прозрачности национальных экономик.
Международная организация ФАТФ (Financial Action Task Force on Money Laundering - Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег) специализируется на борьбе с отмыванием криминальных капиталов и финансированием террористических операций. В состав организации входят тридцать четыре страны и две международные организации. В качестве наблюдателей принимают участие две страны и двадцать организаций. Россия была принята в ФАТФ в 2003 г., спустя восемь месяцев после её исключения из «чёрного списка» данной организации.
В качестве инструментария в регулировании офшорного бизнеса со стороны ФАТФ применяется 40 основных рекомендаций и 9 специальных рекомендаций в сфере противодействия отмыванию доходов и финансированию террористических операций (далее - ПОД/ФТ). Данные документы представляют собой комплекс организационно-правовых мер и методов, направленных на создание в стране эффективного режима противодействия легализации доходов, полученных преступным путём, а также финансированию терроризма. В соответствии с Резолюцией СБ ООН № 1617 (2005 г.), 49 рекомендаций ФАТФ являются стандартами международного уровня и обязательны для выполнения государствами - членами ООН.
«Чёрный список» ФАТФ ведётся с 2000 г., его обновление осуществляется 3 раза в год и включает государства, уклоняющиеся от сотрудничества с ФАТФ в сфере борьбы с финансированием террористических актов и с отмыванием криминальных капиталов. По состоянию на май 2015 г. список представлен в виде двух документов - «Публичное заявление ФАТФ» (FATF’s Public Statement) и «Повышение глобального соответствия ПОД/ФТ: непрерывный процесс» (Improving Global AML/CFT Compliance: On-going Process).
3
ISSN 2Э04-120Х
ниепт
научно-методический электронный журнал
Руйга И. Р., Шрейдер А. С. Международное и национальное регулирование офшорного бизнеса в условиях глобализации мировой экономики // Концепт. - 2015. - № 05 (май). - ART 15161. - 0,5 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2015/15161.htm. - ISSN 2304-120X.
Публичным заявлением ФАТФ определены юрисдикции, имеющие стратегические недостатки в ПОД/ФТ и к которым применяются контрмеры (Иран с февраля 2009
г., КНДР с февраля 2011 г.). Кроме того, данный документ определяет юрисдикции со стратегическими недостатками ПОД/ФТ (Алжир, Эквадор, Мьянма), которые не добились определённого прогресса в устранении данных недостатков [3].
В соответствии с документом «Повышение глобального соответствия ПОД/ФТ: непрерывный процесс» определены юрисдикции, имеющие стратегические недостатки ПОД/ФТ, которые устраняют несоответствие своих национальных законодательств международным стандартам ПОД/ФТ на текущий момент. В редакции от 27.02.2015 г. в данном списке находится 12 стран: Афганистан, Ангола, Гана, Индонезия, Ирак, Лаос, Панама, Папуа новая Гвинея, Судан, Сирия, Йемен, Уганда (не достигла значительного прогресса) [4]. Семь стран, находившихся в отчёте за предыдущий год, были исключены из списка в этом году, что говорит о постепенном устранении государствами недостатков в сфере ПОД/ФТ. Большинство из стран приняли новое законодательство по вопросам борьбы с отмыванием доходов от преступной деятельности и финансированием терроризма.
Во многих офшорных территориях снижается уровень банковской тайны. Рекомендации ФАТФ, направленные на совершенствование национального законодательства в сфере борьбы с отмыванием денежных средств и финансированием террористических актов, также направлены на регулирование банковской системы и предусматривают возможность доступа властей к информации о владельцах банковских счетов [5]. Возможность анонимного владения акциями на предъявителя ведёт к их постепенному запрещению.
Международный обмен налоговой информацией расширяется, ОЭСР выработаны определённые стандарты, которые предусматривают обмен информацией по любым налоговым вопросам между странами, вне зависимости от национального законодательства о защите частной информации или банковской тайны [6]. Большинство офшорных зон уже подписалось под соответствующими требованиями ОЭСР, опасаясь попадания в «чёрные списки» данной организации.
Эпоха примитивного уклонения от налогов и отмывания денежных средств, полученных преступным путём, через офшоры, остаётся позади. В связи с этим можно говорить о наступлении нового этапа развития офшорного бизнеса, который предусматривает преимущественно использование легальных схем налогового планирования.
Например, уже продолжительное время многие из крупнейших банков мира законно переносят часть своего бизнеса в офшорные территории, открывая там свои филиалы с целью минимизации налоговых отчислений. Также функционируют офшорные инвестиционные фонды, которые привлекают под своё управление значительные капиталы, а в силу низких налоговых издержек и более гибкой инвестиционной политики достигают лучших финансовых показателей. Существует значительная офшорная доля и в страховом бизнесе. Наиболее популярными для размещения в офшорных зонах являются перестраховочные компании и кэптивные страховые компании, страхующие риски учредителей компании.
Однако несмотря на то, что в последние годы законодательно-правовая база развитых государств и офшорных зон претерпевает существенные изменения, проблема недоимок бюджетов развитых стран от использования их резидентами преференций офшорных зон остаётся нерешённой. По подсчётам исследовательской группы Tax Justice Network, на основе статистики Банка международных расчётов (BIS) и МВФ, в данный момент на счетах в офшорных зонах хранится от 21 до 32 трлн долларов, 47% этих денежных средств принадлежит частным лицам, 53% - корпорациям [7].
4
ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
Руйга И. Р., Шрейдер А. С. Международное и национальное регулирование офшорного бизнеса в условиях глобализации мировой экономики // Концепт. - 2015. - № 05 (май). - ART 15161. - 0,5 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2015/15161.htm. - ISSN 2304-120X.
Помимо международных организаций, регулирующих офшорную деятельность, отдельные страны также развивают внутреннее антиофшорное законодательство. К примеру, в Российской Федерации с 1 января 2015 г. вступил в силу Федеральный закон от 24 ноября 2014 г. № 376-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации (в части налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний и доходов иностранных организаций)», находящихся под контролем или управляемых резидентами РФ. Закон направлен на пресечение получения резидентами Российской Федерации налоговой выгоды вследствие использования иностранных компаний в низконалоговых юрисдикциях и обязывает бенефициаров, являющихся резидентами РФ, оплачивать налог на доходы физических лиц или налог на прибыль в России. В ближайшее время также вступит в силу Федеральный закон от 2 мая 2015 г. № 113-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в целях повышения ответственности налоговых агентов за несоблюдение требований законодательства о налогах и сборах».
Данные законы значительно усложняют деятельность российского офшорного бизнеса, однако имеют ряд недостатков. В частности, при отсутствии подписанного соглашения о раскрытии налоговой информации между странами (а большинство государств на данный момент не подписали подобный документ с Российской Федерацией) Налоговая служба РФ не имеет никакой возможности проверить достоверность предоставляемых резидентами данных.
Более эффективным представляется опыт США по внедрению закона «О налогообложении иностранных счетов» (Foreign Account Tax Compliance Act, далее -FATCA). Данный законодательный акт вступил в силу 01 июля 2014 г. и подразумевает противодействие уклонению от налогов американскими резидентами-налогоплательщиками, имеющими счета в иностранных финансовых компаниях (банках, инвестиционных и страховых компаниях). Закон требует от зарубежных компаний предоставлять информацию о счетах американских налогоплательщиков в Службу внутренних доходов США (Internal revenue service, далее - IRS). В случае невыполнения требований FATCA предусматривает удержание 30% от суммы платежа со стороны американских налоговых резидентов.
Данный закон многими государствами был воспринят неоднозначно, так как кроме обязательства предоставлять информацию закон предусматривает также ответственность зарубежных финансовых организаций за непредоставление данных в IRS. Более того, банки, разгласившие подобную информацию, могли бы нарушить внутреннее законодательство страны о банковской тайне. В итоге финансовые организации оказались в очень затруднительном положении. США были выработаны межправительственные соглашения (IGA), предусматривающие две модели передачи информации об американских налогоплательщиках:
1) Модель 1 (1 IGA) предусматривает межправительственный обмен информацией.
2) Модель 2 (2 IGA) предусматривает прямое предоставление отчётности в Налоговую службу США иностранными финансовыми организациями.
Российская Федерация не присоединилась ни к одной модели, так как находится под санкциями со стороны Соединенных Штатов, в связи с этим заключение межправительственного договора затруднено. С 2015 г. российские финансовые организации должны в первую очередь отправить информацию в Налоговую службу Российской Федерации, которая, в свою очередь, после проверки информации разрешит её передачу по Модели 2. По состоянию на 1.11.2014 г. в системе IRS для обмена информацией с налоговыми органами США зарегистрирована 961 российская финансовая организация.
Тем не менее американские налогоплательщики могут уйти от контроля со стороны налоговых служб - уже сейчас увеличивается количество бизнесменов, отказывающихся
5
ISSN 2Э04-120Х
ниепт
научно-методический электронный журнал
Руйга И. Р., Шрейдер А. С. Международное и национальное регулирование офшорного бизнеса в условиях глобализации мировой экономики // Концепт. - 2015. - № 05 (май). - ART 15161. - 0,5 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2015/15161.htm. - ISSN 2304-120X.
от гражданства США, предпочитающих получить гражданство одного из офшорных государств, паспорт которого также позволяет беспрепятственно передвигаться по миру.
Организация экономического сотрудничества и развития выразила желание создать глобальную систему FATCA, которая получила предварительное название GATCA. Целью ОЭСР является создание глобального межправительственного механизма обмена информацией о налогоплательщиках. Разработка данного механизма запланирована на 2015-2016 гг.
Таким образом, на современном этапе можно выделить тенденцию к увеличению регулирования офшорного бизнеса. Международные организации добились значительного успеха в обмене налоговой информацией, снижении банковской тайны и увеличении транспарентности офшорных зон для борьбы с отмыванием денег и финансированием терроризма, всё большее количество офшорных зон вынуждено сотрудничать с международными организациями, чтобы не числиться в «чёрных списках» этих организаций. Данные меры положительно сказываются на борьбе с международной преступностью и усложняют ведение офшорного бизнеса. Повышаются требования офшорных зон к отчётности и аудиту компаний. Усиливается и национальное антиофшорное законодательство. Тем не менее предоставляемые бизнесу налоговые льготы остаются, поэтому на данном этапе развитые государства не могут рассчитывать на возвращение капиталов в свою экономику.
Ссылки на источники
1. Руйга И. Р., Шрейдер А. С. Современные аспекты регулирования офшорного бизнеса на международном уровне // Проблемы современной экономики (Новосибирск). - 2013. - № 11. - С. 35-39.
2. List of Uncooperative Tax Havens Feb. 2012 / The Organization for Economic Co-operation and Development (OECD) website / пер. с англ.: авторы. - URL: http://www.oecd.org
3. High-risk and non-cooperative Jurisdictions / The Financial Action Task Force on Money Laundering website / пер. с англ.: авторы. - URL: http://www.fatf-gafi.org/topics/high-riskandnon-cooperativejurisdictions/
4. Там же.
5. FATF Recommendations 2012 // The Financial Action Task Force on Money Laundering website / пер. с англ.: авторы. - URL: http://www.fatf-gafi.org/topics/fatfrecommendations/
6. International Cooperation against Tax Crimes and Other Financial Crimes: A Catalogue of the Main Instruments // The Organization for Economic Co-operation and Development (OECD) 14.06.2012, p. 14.
7. The Price of Offshore Revisited / The Tax Justice Network website / пер. с англ.: авторы. - URL: http://www.taxjustice.net
Irina Ruyga,
Candidate of Economic Sciences, Associate Professor at the chair of Economics and Business Process Management, Siberian Federal University, Krasnoyarsk irina [email protected] Anton Shreider,
Student, Siberian Federal University, Krasnoyarsk [email protected]
National and international regulation of offshore business in globalizing world economy Abstract. The paper examines causes of increasing control over offshore zones by international community, analyzes main tools and methods of offshore business regulation at international level, and determines main problems in the sphere of regulation and prospects of international offshore business. Features of development of national anti-offshore legislation on the example of Russia and the USA are considered.
Key words: offshore zone, offshore area, OECD, FATF, offshore business, anti-offshore measures, anti-offshore law, offshore.
References
1. Rujga, I. R. & Shrejder, A. S. (2013) “Sovremennye aspekty regulirovanija ofshornogo biznesa na mezhdu-narodnom urovne”, Problemy sovremennoj jekonomiki (Novosibirsk), № 11, pp. 35-39 (in Russian).
2. List of Uncooperative Tax Havens Feb. 2012 / The Organization for Economic Co-operation and Development (OECD) website / per. s angl.: avtory. Available at: http://www.oecd.org (in English).
6
ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
Руйга И. Р., Шрейдер А. С. Международное и национальное регулирование офшорного бизнеса в условиях глобализации мировой экономики // Концепт. - 2015. - № 05 (май). - ART 15161. - 0,5 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2015/15161.htm. - ISSN 2304-120X.
3. High-risk and non-cooperative Jurisdictions / The Financial Action Task Force on Money Laundering website / per. s angl.: avtory. Available at: http://www.fatf-gafi.org/topics/high-riskandnon-cooperativejurisdic-tions/ (in English).
4. Ibid.
5. “FATF Recommendations 2012”, The Financial Action Task Force on Money Laundering website/ per. s angl.: avtory. Available at: http://www.fatf-gafi.org/topics/fatfrecommendations/ (in English).
6. “International Cooperation against Tax Crimes and Other Financial Crimes: A Catalogue of the Main Instruments”, The Organization for Economic Co-operation and Development (OECD) 14.06.2012, p. 14 (in English).
7. The Price of Offshore Revisited / The Tax Justice Network website / per. s angl.: avtory. Available at: http://www.taxjustice.net (in English).
Рекомендовано к публикации:
Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»
Поступила в редакцию 22.05.15 Получена положительная рецензия 25.05.15
Received Received a positive review
Принята к публикации 25.05.15 Опубликована 26.05.15
Accepted for publication Published
© Концепт, научно-методический электронный журнал, 2015 © Руйга И. Р., Шрейдер А. С., 2015
www.e-koncept.ru
7