Научная статья на тему 'Международно-правовые меры обеспечения финансово-банковского взаимодействия государств - участников СНГ'

Международно-правовые меры обеспечения финансово-банковского взаимодействия государств - участников СНГ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
591
135
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖГОСУДАРСТВЕННОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО ГОСУДАРСТВ СНГ В ФИНАНСОВО-БАНКОВСКОМ СЕКТОРЕ / ОРГАНИЗАЦИЯ ВЗАИМНОЙ ПОМОЩИ В ПРЕДОТВРАЩЕНИИ ФИНАНСОВЫХ КРИЗИСОВ / КРЕДИТОВАНИЕ ЭКСПОРТА В СНГ / CROSS-BORDER COOPERATION OF CIS COUNTRIES IN THE FINANCIAL AND BANKING SECTOR / THE ORGANIZATION OF MUTUAL ASSISTANCE IN THE PREVENTION OF FINANCIAL CRISES / EXPORT CREDITS IN THE CIS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Петрова Галина Владиславовна

В статье говорится о новых направлениях расширения международного сотрудничества СНГ в финансово-банковском секторе и объединении усилий по сближению норм национального финансового, банковского, налогового права стран СНГ. Унификация и гармонизация норм в секторе финансово-банковского регулирования существенно затрагивает интересы отдельных государств, региональных групп государств и международного сообщества. В СНГ идет организация взаимной помощи в предотвращении кризисных явлений в финансовой сфере, порожденных международной и транснациональной финансово-кредитной политикой. Реализуются совместные межгосударственные и национальные меры стимулирования экспорта путем межгосударственного экспортного кредитования, а также пресечения международной и транснациональной негативной финансовой активности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Петрова Галина Владиславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Cooperation organizations of Eurasian countries in the field of collectivesecurity (CSTO, CIS, SCO) and international action the UN for financing the development

The article speaks of ways to achieve international cooperation in the CIS financial-banking sector, and joint efforts on the approximation of the national rules of the financial, banking, tax law of the CIS countries. Unification and harmonization of standards in the financial and banking sector regulation significantly affects the interests of individual states, regional groups of States and the international community. The CIS is an organization of mutual assistance in the prevention of crises in the financial sector, generated by international and transnational financial and credit policies. Implemented jointly interstate and national measures to stimulate exports through interstate export credit and suppressing international and transnational negative financial activity.

Текст научной работы на тему «Международно-правовые меры обеспечения финансово-банковского взаимодействия государств - участников СНГ»

Международно-правовые меры обеспечения финансово-банковского взаимодействия государств — участников СНГ

ПЕТРОВА ГАЛИНА ВЛАДИСЛАВОВНА

заместитель директора Института проблем безопасности СНГ, руководитель Центра международно-правовых и политических проблем евразийского сотрудничества, доктор юридических наук, профессор МГИМО (У) МИД России

Аннотация: В статье говорится о новых направлениях расширения международного сотрудничества СНГ в финансово-банковском секторе и объединении усилий по сближению норм национального финансового, банковского, налогового права стран СНГ. Унификация и гармонизация норм в секторе финансово-банковского регулирования существенно затрагивает интересы отдельных государств, региональных групп государств и международного сообщества. В СНГ идет организация взаимной помощи в предотвращении кризисных явлений в финансовой сфере, порожденных международной и транснациональной финансово-кредитной политикой. Реализуются совместные межгосударственные и национальные меры стимулирования экспорта путем межгосударственного экспортного кредитования, а также пресечения международной и транснациональной негативной финансовой активности.

Ключевые слова: межгосударственное сотрудничество государств СНГ в финансово-банковском секторе, организация взаимной помощи в предотвращении финансовых кризисов, кредитование экспорта в СНГ

Cooperation organizations of Eurasian countries in the field of collective

security (CSTO, CIS, SCO) and international action the UN for financing the development

PETROVA GALINA VLADISLAVOVNA

Deputy Director Institute of Problems of Safety of the CIS, Head of the Centre for International Legal and Political Issues Eurasian Cooperation, doctor of law sciences, professor MGIMO (U) MFA Russia

Abstract: The article speaks of ways to achieve international cooperation in the CIS financial-banking sector, and joint efforts on the approximation of the national rules of the financial, banking, tax law of the CIS countries. Unification and harmonization of standards in the financial and banking sector regulation significantly affects the interests of individual states, regional groups of States and the international community. The CIS is an organization of mutual assistance in the prevention of crises in the financial sector, generated by international and transnational financial and credit policies. Implemented jointly interstate and national measures to stimulate exports through interstate export credit and suppressing international and transnational negative financial activity.

Key words: cross-border cooperation of CIS countries in the financial and banking sector, the organization of mutual assistance in the prevention of financial crises, export credits in the CIS

Основные направления обеспечения экономической безопасности в Стратегии экономического развития

государств — участников Содружества Независимых Государств на период до 2020 г.

Для стран СНГ крайне важна согласованная макроэкономическая политика. Механизм согласования предусматривает обеспечение макроэкономической стабильности, формирование единых принципов функционирования экономики, согласование параметров основных показателей в целях повышения устойчивости и углубления интеграции экономик участников. Задача критической важности - добиться полноценной координации макроэкономической политики как в монетарной сфере, так и в фискальной. Этому способствуют близкие и очень умеренные темпы инфляции, сближающаяся цена финансовых ресурсов и их взаимная доступность, сближение рисковых премий, стабильные и устойчивые темпы роста, устойчивость долга, сбалансированность внешней торговли, сбалансированность в налогово-бюджетной сфере.

В Стратегии экономического развития государств - участников Содружества Независимых Государств на период до 2020 г. говорится, что Содружество Независимых Государств является одним из действующих в мире межгосударственных региональных экономических объединений, развитие которого лежит в русле важнейших мировых тенденций - глобализации и регионализации1.

Эффективное использование комплекса возможностей внутреннего и внешнего характера, включая взаимовыгодное экономическое сотрудничество, открывает перед государствами - участниками СНГ реальные перспективы динамичного экономического роста и усиления их влияния на развитие мировой хозяйственной

системы. Перед СНГ встают вопросы повышения конкурентоспособности национальных экономик, повышения заинтересованности в производственных и торгово-экономических связях и полноценном торгово-экономическом взаимодействии.

Важным направлением финансового сотрудничества и обеспечения экономической безопасности является сотрудничество налоговых органов государств - участников СНГ, что предполагает их взаимодействие по следующим основным направлениям:

• дальнейшее совершенствование нормативно-правовой базы в целях создания благоприятных правовых и экономических условий для субъектов хозяйственной деятельности, повышения конкурентоспособности экономики государств -участников СНГ и налаживания взаимовыгодных экономических связей на многосторонней основе;

• согласование основных направлений налоговой политики государств - участников СНГ;

• мониторинг практики применения налоговыми органами государств - участников СНГ соглашений (конвенций) об избежании двойного налогообложения;

• подготовка предложений по унификации форм и методов налогового контроля;

• обмен информацией между налоговыми органами государств - участников СНГ в целях соблюдения налогового законодательства, предупреждения и пресечения налоговых правонарушений, предотвращения легализации доходов от незаконной деятельности;

1 Стратегия экономического развития Содружества Независимых Государств на период до 2020 г., утверждена Советом глав правительств Содружества Независимых Государствот 14.11.2008 г. / Официальный сайт Исполкома СНГ ЬИр://шшш. с18.т1п8к.Ьу/ра2е.рЬр?1с1=18764

• совершенствование форм международного налогового сотрудничества в области обмена информацией;

• организация подготовки и переподготовки кадров налоговых служб государств - участников СНГ в соответствии с международными стандартами и требованиями.

Сотрудничество таможенных органов государств - участников СНГ предполагается развивать по следующим основным направлениям:

• поэтапное сближение таможенного законодательства государств - участников СНГ на базе требований Всемирной таможенной организации;

• гармонизация таможенного законодательства государств - участников СНГ на базе вступивших в силу и действующих либо готовящихся к вступлению в силу новых таможенных кодексов, положения которых основаны на мировом опыте и положениях международных договоров, в том числе Киотской конвенции;

• инвентаризация международно-правовой базы СНГ в таможенной сфере;

• устранение барьеров при транзите грузов, содействие внедрению современных информационных технологий для предварительного декларирования грузов и транспортных средств.

Межгосударственное инновационное сотрудничество государств - участников СНГ является объективной необходимостью и предполагает:

• создание межгосударственного инновационного пространства, объединяющего ресурсы национальных инновационных систем, придающего системный характер инновационному развитию

и способствующего использованию научно-технических разработок и изобретений;

• усиление инновационной компоненты экономического роста на основе формирования национальных инновационных систем и межгосударственных инновационных проектов;

• осуществление мер по созданию импортоза-мещаемых производств в отдельных сегментах экономики;

• увеличение доли отраслевой, академической и вузовской науки в формируемых системах научно-технических и инновационных фондов;

• формирование полноценного рынка нано- и биохимической продукции, новых материалов и лекарственных средств.

Согласно Стратегии экономического развития государств - участников Содружества Независимых Государств на период до 2020 г. среди приоритетных направлений сотрудничества в финансово-банковском секторе стран СНГ можно выделить следующие:

• активизация совместных усилий по продвижения банков, бирж и иных национальных банковских структур на территории стран СНГ;

• участие в создании консорциальных отношений (синдицированных кредитов) в области финансирования взаимной торговли, транснациональных инвестиционных программ, факторинговых операций, вексельного обращения;

• содействие развитию инфраструктуры межбанковского обслуживания, включая установление прямых корреспондентских отношений и взаимных лимитов по широкому спектру операций между банками СНГ;

• совершенствование платежно-расчетных и валютно-кредитных отношений, содействие увеличению во взаимной торговли доли денежных расчетов, достижению взаимной конвертируемости национальных валют с максимальным использованием возможностей финансовых структур, действующих в рамках содружества.

Целью международного сотрудничества СНГ является объединение усилий по сближению

норм национального финансового, банковского права стран СНГ, что существенно затрагивает интересы отдельных государств, региональных групп государств и международного сообщества.

Данная цель реализуется при выполнении следующих задач субъектов финансово-банковской политики в СНГ:

1) организация предупреждения, взаимной помощи в предотвращении кризисных явлений, порожденных международной и транснациональной финансово-кредитной политикой;

2) осуществление совместных межгосударственных или национальных мер стимулирования экспорта путем межгосударственного экспортного кредитования, а также пресечения международной и транснациональной негативной финансовой активности;

3) поиск путей сближения национальных правовых систем в банковском и финансовом секторе;

4) выполнение принятых обязательств по обеспечению надлежащего международного денежного обращения на пространстве СНГ.

Реализация названных задач осуществляется как национальными финансовыми организациями, так и международными организациями, созданными для этого в рамках СНГ, и региональными объединениями государств. С учетом роста роли органов СНГ для оперативных разработок и реагирования на угрозы финансовых кризисов следует использовать имеющийся опыт реализации комплексных и целевых программ создания финансовых и банковских синдицированного и субординированного кредитования.

Международное сотрудничество в финансово-банковском секторе осуществляется уполномоченными банками государств в сфере международных отношений и отражает внешнюю финансовую политику России, направленную на создание общего финансового рынка СНГ. Медленно происходит сближение организационно-правовых основ финансовых рынков, банковских систем, медленно формируется типология фи-

нансовых услуг, слабо идет проникновение национальных финансовых организаций, относящихся к внутренней системе, в сферу внешней торговли финансовыми услугами. В качестве примеров можно отметить прямые связи Банков Развития (Внешэкономбанка) России, Казахстана, Беларуси с банковскими структурами Армении, Азербайджана, Таджикистана и других государств СНГ по предупреждению финансирования терроризма и предотвращению оборота нелегальных доходов. Гармонизируются правовые термины: государственная финансовая корпорация; межбанковские кредиты по финансированию экспорта; публичный и частный кредиты; независимая гарантия; инвестиционные кредиты; экспортные вексельные кредиты; межгосударственные экспортные кредиты по открытому счету; синдицированные кредиты; займы; депозиты; облигации и др.

На уровне формирования понятие «международное сотрудничество в финансово-банковском секторе стран СНГ», включая финансирование экспорта, представляет собой целенаправленную внешнюю финансовую деятельность государств - участников СНГ в рамках межгосударственных договоренностей на уровне центральных банков, различных финансово-кредитных институтов, межгосударственных банков - субъектов международной финансово-кредитной политики. Государства - участники СНГ объединяют финансовые ресурсы для формирования единого интегрированного валютного рынка СНГ, для защиты интересов национальных финансовых рынков и финансовых систем путем совместной разработки и реализации целей и задач, а также определения форм и методов такой деятельности.

Основное содержание многосторонних договоренностей в финансово-банковском секторе составляют обязательства государств - участников по оказанию взаимной финансовой помощи в национальных и мировых резервных валютах по обеспечению платежеспособности и платеж-

ного баланса во внешней торговле. Имеют место также двусторонние соглашения о клиринговых расчетах, гармонизации платежных систем и расчетов рамочного характера, которые содержат положения, регламентирующие традиционные формы кооперационного сотрудничества и оказание содействия в подготовке и повышении гармонизации нормативных правовых актов. Активно готовятся протоколы о взаимодействии, меморандумы и другие соглашения с зарубежными партнерами, которые более детально определяют механизмы международного сотрудничества на основе уже заключенных межправительственных и межведомственных соглашений.

Федеральный закон от 27.06.2011 г. № 161-ФЗ (ред. от 29.12.2014 г.) «О национальной платежной системе» создает условия для межгосударственных платежей и расчетов стран СНГ в национальных валютах. Он предусматривает механизм трансграничных переводов денежных средств, при осуществлении которого плательщик либо получатель средств находится за пределами Российской Федерации или при осуществлении которого плательщика или получателя средств обслуживает иностранный центральный (национальный) банк или иностранный банк, включая использование электронных денежных средств2.

Сложности организации международного сотрудничества в финансово-банковском секторе,

связанные с финансовым контролем и банковским надзором обусловлены некоторыми обстоятельствами, относящимися к суверенитету любого государства:

• международное и региональное сотрудничество, не может нарушать суверенитет или быть связано с вмешательством во внутренние дела сотрудничающих государств;

• международное и региональное сотрудничество ведет к некоторому фактическому ограничению суверенитета государств - участников при обмене финансовой информацией, материалами проверок или состоявшимися решениями по финансово-банковским спорам, при выявлении финансовых нарушений. При этом одно государство делегирует функции принятия правового решения по конкретным материалам другому государству, с которым осуществляется сотрудничество. Такое положение означает, что Россия или другое государство само ограничивает незначительную часть собственного суверенитета в интересах развития и поддержания международного сотрудничества в финансово-информационной деятельности.

К настоящему времени сложился определенный механизм реализации международного сотрудничества в финансово-банковском секторе и финансировании экспорта. Этот механизм включает: договорно-правовую или конвенционную форму и организационно-структурную или институциональную форму осуществления совместной деятельности. Договорно-правовая форма в механизме международного сотрудничества включает себя комплекс межгосударственных соглашений, предусматривающих взаимодействие национальных банков и кредитных организаций, а именно:

1) многосторонние универсальные конвенции или соглашения, в которых содержатся нормы об обмене информацией по международным финансовым сделкам и другие документы;

2 Федеральный закон от 27.06.2011 г. № 161-ФЗ (ред. от 29.12.2014 г.) «О национальной платежной системе» / ЬИр://шшш. consultant.ru/document/con8_doc_LAW_196284/

2) многостороннее целевое соглашение, в которых имеются нормы о формировании единого интегрированного валютного рынка стран СНГ;

3) многосторонние региональные соглашения (конвенции), имеющие, как правило, целевой ха-

рактер, предусматривающие нормы о платежно-расчетных и кредитных соглашениях;

4) двусторонние договоры (соглашения) об оказании финансовой помощи.

Международное сотрудничество в финансово-банковском секторе СНГ

Международное сотрудничество в финансово-банковском секторе является важной сферой межгосударственных отношений, оно обеспечивает международно-правовой и внутригосударственный финансовый правопорядок, способствует обеспечению международной и национальной финансовой безопасности. Такое сотрудничество, основанное на международных правовых актах, представляет собой специфическую деятельность государств и субъектов финансово-банковской политики.

При этом объем, содержание, основные направления и формы сотрудничества определяются особенностями международной и национальной финансово-банковской деятельности и правового регулирования поддержки экспорта в странах СНГ, финансовой политикой, проводимой различными государствами, уровнем правовой культуры и эффективностью сотрудничества, степенью «включенности» государств в международные отношения и т.п. При этом каждое государство определяет пределы, степень и формы своего участия в международном сотрудничестве СНГ, опираясь на взаимную заинтересованность и взаимопомощь в совместном международном кредитовании экспорта стран СНГ.

Послание Президента РФ В.В. Путина Федеральному Собранию РФ от 03.12.2015 г., содержит несколько важнейших положений об экономическом росте России, включая развитие финансовых рынков в России (валютного рынка, рынка ценных бумаг, рынка банковских, страхо-

вых, инвестиционных и других услуг), с учетом факторов евразийской интеграции и повышения эффективности и привлекательности юрисдик-ций стран СНГ для отечественных и иностранных инвесторов3.

Президент отметил, что для обновления экономики следует активнее использовать инвестиционный потенциал внутренних финансовых средств и продумать предложения по развитию рынка корпоративных облигаций, чтобы было выгодно вкладывать средства в развитие отечественного реального сектора. Необходим новый уровень взаимодействия в рамках Евразийского экономического союза, где создано единое пространство со свободным движением капиталов, товаров, рабочей силы.

Важно развивать принципиальные договоренности о взаимодействии евразийской интеграции с китайской инициативой «Экономического пояса Шелкового пути». В 2016 г. в Сочи пройдет Саммит Россия - АСЕАН, который поможет выработать совместную взаимовыгодную стратегию сотрудничества, начать консультации с членами ШОС и АСЕАН, а также с государствами, которые присоединяются к ШОС, о формировании возможного экономического партнерства.

В ноябре 2008 г. главы правительств СНГ утвердили Стратегию экономического развития Содружества на период до 2020 г., а 18.10.2011 г. был подписан Договор о зоне свободной торговли, который учитывает нормы и правила ГАТТ / ВТО. Положения Договора регламентируют даль-

3 Послание Президента РФ В.В. Путина Федеральному Собранию РФ от 03.12.2015 г / http://importozamechenie.ru/ ро$1аше-рге1Ие^а-ТеЬега1поти-8оЬгашуи-ро1пуИе1^/

нейшее развитие взаимной торговли, либерализацию условий и отмену действующих ограничений и изъятий из режима свободной торговли в целях обеспечения свободного доступа товаров национальных производителей на рынки государств - участников СНГ.

Основные направления Стратегии национальной безопасности от 31.12.2015 г. также содержат меры стимулирования инфраструктуры финансовых рынков. Статья 62 Стратегии говорит о необходимости развития национальной инфраструктуры финансовых рынков и их интеграции в международное движение капиталов.

14.12.2015 г. был принят Федеральный закон «О ратификации соглашения о сотрудничестве в области организации интегрированного валютного рынка Содружества Независимых Государств». Соглашение стран СНГ, касающееся общих принципах валютной политики и валютного регулирования стран СНГ, было подписано в декабре 2012 г. в Ашхабаде шестью из одиннадцати стран СНГ, входящими сейчас в Евразийский экономический союз с Россией, Белоруссией, Казахстаном, Киргизией и Арменией, а также Таджикистаном. Документ нацелен на создание условий для равноправного и взаимовыгодного участия банков-резидентов стран-участниц в конверсионных операциях.

Договор предусматривает прямой допуск банков-резидентов сторон на внутренние валютные рынки друг друга для межбанковских конверсионных операций на условиях правового режима не менее благоприятного, чем для национальных коммерческих банков. Это должно помочь расширению использования национальных валют

во внешней торговле и при предоставлении финансовых услуг и создать предпосылки для повышения ликвидности рынка национальных валют.

В результате будут созданы условия, при которых максимальное развитие получат рынки национальных валют, возникнут предпосылки для проведения согласованной валютной политики, направленной на создание дополнительных возможностей реализации долгосрочных стратегий торгово-экономического и инвестиционного сотрудничества, а также на достижение общей макроэкономической стабильности в регионе. Ратификация и последующая реализация соглашения должны способствовать активизации и дальнейшему развитию экономического сотрудничества, а также углублению интеграционных процессов в рамках СНГ.

Постановлением Совета Межпарламентской Ассамблеи государств - участников СНГ от 03.04.2008 г. создан Международный центр по урегулированию споров при Экономическом Суде СНГ. Основной целью его деятельности является обеспечение эффективной юридической защиты законных прав и интересов государств, хозяйствующих субъектов, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность на пространстве СНГ, а также устранение разногласий, разрешение конфликтов субъектов внешнеэкономической деятельности, содействие становлению и совершенствованию партнерских и деловых отношений, формирование обычаев и этики делового оборота. Однако Центр пока еще не проявил себя как активный игрок или как действующий консультационный орган по разрешению споров.

Евразийский формат сближения норм в сфере финансирования экспорта

Реальный дефицит инвестиционных и финансовых ресурсов в экономиках стран ЕАЭС, вызванный как мировым финансовым кризисом, так и «мерами финансового сдерживания инте-

грации стран ЕАЭС со стороны финансовых кругов Запада требуют стратегических подходов к созданию эффективного финансового рынка стран ЕАЭС и СНГ.

Формирование общего финансового рынка ЕАЭС - это эффективный инструмент политики финансового развития и сотрудничества стран ЕАЭС, предусмотренный Стратегией развития стран ЕАЭС до 2025 г.4 С точки зрения финансовой безопасности очень важно, что через механизм ЕАЭС расширяются поиски платежно-расчетных систем в национальных валютах во внешней торговле и инвестициях.

Договор о ЕАЭС, регулируя взаимную финансовую поддержку важнейших производственных секторов, включая сельское хозяйство, предусматривает, что страны-участницы сохраняют право на финансирование экспорта в отрасли в рамках государственных программ поддержки экспорта. Однако принципы Договора «О ЕАЭС» включают общие требования ВТО о взаимной защите товарных и финансовых рынков от «скрытого субсидирования экспорта», «демпингового ценообразования», «обхода компенсационных и защитных мер во внешней торговле». То есть финансирование экспорта сельскохозяйственной продукции в странах ЕАЭС может осуществляться по общим для ЕАЭС требованиям для государственной закупки продовольствия в государственный резерв. Однако государства ЕАЭС должны воздерживаться от демпинговых цен при экспорте и от прямого финансирования конкретных сельскохозяйственных компаний, ориентированных на экспорт.

Стратегия развития стран Евразийского экономического союза до 2025 г. (пока еще не утвержденная окончательно) предусматривает важные меры финансирования экспорта, которые связаны с валютно-финансовой координацией, формированием единых правил валютного регулирования, платежно-расчетных операций в национальных валютах между странами ЕАЭС. Эти меры ЕАЭС охватывают: 1) интенсификацию взаимной торговли за счет снижения транзакци-онных издержек и согласования на двустороннем

4 Стратегия развития стран ЕАЭС до 2025 г. / Официальный

5 Официальный сайт Евразийской экономической комиссии

уровне валютных курсов; 2) развитие общего финансового рынка, инвестиционных потоков со снижением издержек и рисков взаимных инвестиций; 3) уменьшение цены кредитования и заимствования за счет согласованной стабилизации инфляции, процентных ставок.

Этапы унификации норм и принципов финансово-банковского регулирования и надзора стран ЕАЭС до 2025 г. включают следующие меры: 1) до конца 2017 г. в ЕАЭС планируется унифицировать требования для выдачи и отзыва лицензий финансовым организациям на финансовых рынках (банкам, страховщикам, профессиональным участникам рынка ценных бумаг; 2) гармонизация законодательства стран ЕАЭС о пруденциальном, банковском, финансовом надзоре и контроле на рынке финансовых услуг и взаимное признание лицензий, выдаваемых квалифицированным инвесторам к 2020 г.; 3) унификация всех надзорных требований, интеграция требований стабильности финансовых рынков, определение функций и правовых оснований деятельности наднационального органа по регулированию единого финансового рынка ЕАЭС к 2025 г.

В рамках создание единого финансового пространства государства - члены ЕАЭС до конца 2016 г. намерены подписать Соглашение «О допуске брокеров и дилеров одного государства Евразийского экономического союза на биржи других государств»5. Соглашение направлено на

|йт ЕАЭС http://www.eaeunion.org/ ЕАЭС http://www.eurasiancommission.org/

гармонизацию и унификацию правовых основ обеспечения взаимного доступа брокеров и дилеров стран Евразийского экономического союза на фондовые биржи государств - участников ЕАЭС.

Соглашение, создавая общие условия деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг, будет способствовать совершенствованию единых норм и принципов законодательства стран ЕАЭС о создании общего режима организованных торгов на рынке ценных бумаг и финансовых инструментов.

Интеграционные процессы финансово-банковского регулирования в секторе профессиональной деятельности участников рынка ценных бумаг имеют определенные трудности, связанные с разным уровнем идентификации такого регулирования в Российской Федерации, Республиках Казахстан, Беларусь, Кыргызстан, Армения. Хотя данное соглашение предполагает взаимное признание лицензий профессиональных участников рынка ценных бумаг, потребуются дополнительные меры пруденциального финансово-бан-

ковского регулирования и надзора со стороны центральных банков государств ЕАЭС6. Позитивной может быть активизация процессов торговли финансовыми услугами в рамках единого рынка ЕАЭС на унифицированных условиях. Это будет способствовать следующему:

• перераспределению ссудного капитала между странами для обеспечения потребностей стимулирования производства экспортной продукции, когда кредит содействует выравниванию национальных возможностей финансирования;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• экономии издержек обращения в сфере международных расчетов путем использования кредитных средств (векселей, чеков, переводов и др.), развития и ускорения безналичных платежей;

• ускорению концентрации и централизации капитала стран СНГ благодаря использованию иностранных кредитов;

• использованию межгосударственного кредита в СНГ в национальных и иностранных заемных средствах и урегулирование внешней задолженности стран-заемщиков.

Нормативные акты и литература

1. Послание Президента РФ В.В. Путина Федеральному Собранию РФ от 03.12.2015 г. / http://importozamechenie.ru/poslanie-prezidenta-federalnomu-sobraniyu-polnyj-tekst/

2. Стратегия экономического развития Содружества Независимых Государств на период до 2020 г., утверждена Решением Совета глав правительств Содружества Независимых Государств от 14.11.2008 г. / Официальный сайт Исполкома СНГ http://www.cis. minsk.by/page.php?id=18764

3. Стратегия развития стран ЕАЭС до 2025 г. / Официальный сайт ЕАЭС http://www.eaeunion.org/

4. Федеральный закон от 27.06.2011 г. № 161-ФЗ (ред. от 29.12.2014 г.) «О национальной платежной системе» / http://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_196284/

5. Федеральный закон от 10.07.2002 г. № 86-ФЗ (ред. от 30.12.2015г.) «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_196284/

6 Федеральный закон от 10.07.2002 г. № 86-ФЗ (ред. от 30.12.2015г.) «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_196284/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.