МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО ЕВРАЗИЙСКИХ ГОСУДАРСТВ: ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА, ПРАВО
Унификация и гармонизация норм государств ЕАЭС и СНГ о предотвращении преступлений в финансово-кредитной сфере как фактор обеспечения безопасности евразийских государств
СТУПАКОВ ВАЛЕРИЙ ИВАНОВИЧ
кандидат юридических наук, доцент, заведующий кафедрой административного и международного права Института международного права и экономики имени А.С. Грибоедова
В статье дан научный анализ проблем имплементации норм международного уголовного права ЕАЭС и СНГ в российское, казахское, белорусское уголовное законодательство. Выделены основные правовые подходы к совершенствованию режима предотвращения преступлений в кредитно-финансовой сфере государств СНГ. Проведен комплексный анализ юридических составов преступлений в финансово-кредитной сфере, образующих механизм уголовно-правовой финансовой защиты государства и финансовых рынков от преступных посягательств. Определены способы уголовно-правовой защиты международной торговли финансовыми и банковскими услугами через призму современного подхода к понятиям торговли международными банковскими услугами.
Ключевые слова: международное сотрудничество в СНГ по предотвращению преступлений, соотношения норм российского уголовного, финансового, банковского и валютного права с международно-правовыми нормами о борьбе с трансграничной финансовой преступностью.
Unification and harmonization of regulations of the EAEC and the CIS on the prevention of crime in the financial sphere as a factor of security of Eurasian states
STUPAKOV VALERY IVANOVICH
candidate of legal sciences, Head of the chair of administrative and international law Institute of International law and economy of the name AS. Griboedov
Abstract: The article provides a scientific analysis of the problems of implementation of international criminal law EAEU and CIS in Russian, Kazakh, Belarusian criminal law. The basic approaches to improving the legal regime of the prevention of crime in the credit and financial sector of the CIS countries. A comprehensive analysis of legal offenses in the financial sphere, forming mechanism of criminal law protection of the financial state and the financial markets from criminal attacks. Ways of criminal law protection of international trade in financial and banking services through the prism of the modern approach to the concepts of international trade in banking services.
Key words: international cooperation in the CIS on prevention of crimes, correlations of norms of the Russian criminal, financial, bank and currency law with international legal norms about a fight against transfrontal financial criminality.
32
№1 2015
При международном сотрудничестве государств и их правоохранительных органов в различных регионах мира действуют международные структуры, осуществляющие противодействие финансово-кредитным правонарушениям, коррупции, финансированию терроризма и иным финансовым преступлениям.
Как сказал в своем Послании Федеральному Собранию 4 декабря 2014 года Президент РФ В.В. Путин: «Как прямой удар по национальной безопасности надо рассматривать нецелевое использование или хищение бюджетных ассигнований на государственный оборонный заказ и работать по таким фактам так же серьезно и строго, как по пресечению финансирования терроризма». Он также подчеркнул необходимость активизации правоохранительных органов, поручив Минобороны, Росфинмониторингу, другим заинтересованным структурам разработать систему жесткого, действенного контроля за использованием средств гособоронзаказа и усиления ответственности исполнителей гособоронзаказа за целевое расходование каждого бюджетного рубля.
Особую роль в деятельности правоохранительных органов на национальном и междуна-
родном уровнях в ЕАЭС приобретают такие правовые регуляторы, как унифицированные нормы международного уголовного права о наиболее распространенных (типовых) преступлениях в финансово-кредитной сфере. Эти правовые нормы чаще всего применяются в борьбе с преступными операциями международных банковских групп, выполняющих под видом координации трансграничного движения капитала функции контроля трансграничной банковской преступности на мировых рынках банковских услуг. Механизм формирования таких норм и наличие особенностей их применения в качестве правовых регуляторов противодействия преступлениям в финансовом секторе ЕАЭС и СНГ позволяют отнести их к уголовно-правовым нормам в сфере предотвращения нелегальной национальной и международной торговли финансовыми услугами.
Унифицированные международные акты, как «Конвенции ООН против коррупции» 2003 года, выступают как эффективные акты для имплементации в уголовное законодательство государств. Они направлены на противодействие незаконному обогащению путем финансовых махинаций, устанавливают общий режим уголовно-пра-
33
МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО ЕВРАЗИЙСКИХ ГОСУДАРСТВ: ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА, ПРАВО
вовой защиты финансовых систем государств, международного коммерческого оборота, рынка финансовых услуг, включая банковские услуги, определяют меры по обеспечению добросовестной конкуренции и режима наибольшего благоприятствования в финансово-кредитном секторе.
Для более глубокого понимания правовых механизмов предотвращения преступлений в финансово-кредитной сфере необходимо рассмотреть соотношения норм российского уголовного, финансового, банковского и валютного права с международно-правовыми нормами о борьбе с трансграничной финансовой преступностью. В целях квалификации юридических составов преступлений, совершаемых в мировом финансовом секторе, необходима на межгосударственном уровне унификация правовых и экономических категорий в сфере финансов, кредита, рынка ценных бумаг. Существующие различия в уголовном и финансовом законодательстве России и государств ЕАЭС и СНГ не обеспечивают должного согласования финансово-кредитных норм с уголовно-правовыми нормами, что мешает защите этой сферы от преступных посягательств.
Для понимания соотношения норм уголовного и финансового права в исследуемой области необходимо обоснование условий и критериев выделения сферы финансово-кредитных отношений в самостоятельный видовой объект уголовно-правовой охраны. Также важно решение вопроса о том, является ли круг уголовно-правовых норм, охраняющих сферу финансово-кредитных отношений, исчерпывающим. Дискуссионными остаются вопросы относительно возможности расширения составов уголовно наказуемых деяний и их отграничения от административно наказуемых финансово-кредитных правонарушений. Актуальны вопросы, возникающие при квалификации данной категории преступлений, совершаемых в трансграничном финансовом обороте и расследуемых на уровне межгосударственных связей правоохранительных органов.
Для эффективной унификации норм уголовного права государств ЕАЭС о преступлениях в финансово-кредитной сфере необходима дальнейшая работа международных организаций (ФАТФ, Интерпол и др.) по разработке предложений, рекомендаций, норм и принципов, направленных на применение согласованных межгосударственных подходов в борьбе с финансовой преступ ностью.
Научный анализ проблем имплементации норм международного уголовного права ЕАЭС и СНГ в российское, казахское, белорусское уголовное законодательство позволяет выделить основные правовые подходы к совершенствованию режима предотвращения преступлений в кредитно-финансовой сфере:
• провести комплексный анализ юридических составов преступлений в финансово-кредитной сфере, образующих механизм уголовно-правовой финансовой защиты государства и финансовых рынков от преступных посягательств;
• определить способы уголовно-правовой защиты международной торговли финансовыми и банковскими услугами через призму современного подхода к понятиям торговли международными банковскими услугами;
• проанализировать конкретные составы уголовно наказуемых деяний в финансово-кредитной сфере, их соотношение, предложить изменения и дополнения в нормы российского уголовного, административного и банковского права;
• изучить сложившуюся практику применения унифицированных уголовно-правовых норм защиты торговли международными финансовыми и банковскими услугами, выявить проблемы, обозначить современные тенденции развития этой практики.
Модельный уголовный кодекс СНГ является унифицированным рекомендательным законодательным актом (с изменениями на 16 ноября 2006 года), включающим унифицированные государствами СНГ статьи в финансово-кредитной
34
№1 2015
преступности. Например, статья 273. Изготовление, хранение или сбыт поддельных денег или ценных бумаг; статья 275. Злоупотребление при выпуске (эмиссии) ценных бумаг; статья 276. Незаконная сделка с валютными ценностями и др.
Важной причиной злоупотреблений в финансово-кредитной сфере России до сих пор является неэффективность в ЕАЭС и СНГ системы административно-финансовых санкций за нарушение правил ведения валютно-кредитных и валютно-расчетных операций, операций с ценными бумагами и финансовыми инструментами. Штрафы намного меньше тех преимуществ, которые банкиры и иные «финансовые игроки» получают, нарушая банковское, валютное законодательство и законодательство о рынке ценных бумаг.
Особенно следует отметить, что уголовной ответственности за большинство финансовых общественно опасных деяний пока нет. Например, нет уголовной ответственности за финансовые спекуляции в крупном размере посредством создания «финансовых пирамид», нет уголовного наказания за «системное формирование условий», способствующих финансовым кризисам, за махинации, связанные с привлечением денежных средств населения посредством «введения в заблуждение относительно будущих доходов», и т.д.
Преступление в кредитно-финансовой сфере является общественно опасным деянием, посягающим на финансовую, денежную, банковскую систему государства, на стабильность валютных, банковских, иных финансово-экономических отношений. Они регулируются нормами банковского, налогового, валютного, бюджетного и другими отраслями финансового права по формированию, распределению, перераспределению и использованию фондов денежных средств (финансовых ресурсов) государства, органов местного самоуправления, иных хозяйствующих субъектов.
Субъектами финансово-кредитных правоотношений, права которых защищаются и обеспечиваются уголовно-правовыми мерами, являются государство в лице государственных финан-
совых, а также правоохранительных органов, государственные финансовые корпорации, Банк России, Банк развития и внешнеэкономической деятельности, специализированные финансовые организации, определенные Законом «О Банке России», финансовые организации, осуществляющие валютно-кредитные операции, и другие участники финансовых рынков и бюджетно-налоговых отношений, а также физические лица.
В кредитно-финансовых правоотношениях государство выступает в лице высших и местных органов власти, компетенция которых в области финансов установлена Конституцией РФ и конституциями республик, а также законодательными и другими нормативными актами. Субъектами финансовых правоотношений являются российские граждане, физические лица. Наряду с гражданами Российской Федерации субъектами кредитно-финансовых правоотношений могут быть иностранцы, проживающие и работающие в Российской Федерации или имеющие на ее территории законом разрешенные источники доходов, если особыми соглашениями они не освобождаются от уплаты налогов на основе принципа взаимности в отношениях с другими государствами.
Общественная опасность преступлений в кредитно-финансовой сфере заключается в том, что в результате таких посягательств причиняется или создается реальная возможность причинения существенного ущерба экономическим интересам государства, а также иным субъектам, связанным с кредитно-финансовой деятельностью.
Уголовно наказуемые деяния субъектов в рассматриваемой сфере, выступая внешне как законное предпринимательство, имеют по существу преступную направленность финансово-кредитной деятельности, несмотря на то, что она осуществляется в рамках легитимных финансовых отношений.
В результате таких преступлений субъект финансово-кредитных отношений (предприниматель, финансовая организация, должностное лицо и др.), преследуя корыстные интересы неправо-
35
МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО ЕВРАЗИЙСКИХ ГОСУДАРСТВ: ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА, ПРАВО
мерного обогащения, причиняет вред правам и законным социально-экономическим интересам государства, общества, хозяйствующих субъектов или частных лиц. Преступник использует существующий (позитивный)кредитно-финансовый механизм (совокупность организационно-правовых форм, сделок, финансовых операций, государственных гарантий и т.п.) для достижения своего преступного результата, которым в широком смысле является преступное обогащение.
Важнейшей проблемой уголовного права в сфере квалификации кредитно-финансовых преступлений является установление критериев разграничения добросовестной и преступной финансовой деятельности с применением «дозволенных приемов» национального и международного финансового права. Имеется много неясностей в нормах о финансово-кредитных отношениях в части разграничения юридических составов добросовестного и недобросовестного поведения участников рынка финансовых услуг. Следует подробнее остановиться на этом.
Банковские услуги не выделены в самостоятельную, обособленную группу услуг Генерального соглашения по торговле услугами (ГАТС) в рамках Всемирной торговой организации (ВТО). Они являются интегрированной частью группы «Банковские и другие финансовые услуги (исключая страхование)», которая, в свою очередь, относится к более крупной категории, разделу «Финансовые услуги». Однако в международной и национальной практике часто невозможно найти четких юридических оснований, чтобы различить «финансовую махинацию», «финансовое мошенничество», «финансовое манипулирование и спекуляцию», другие финансовые операции по получению «сверхдоходов» от честного бизнеса. Перечисленные «операции незаконного обогащения» являются уголовно наказуемыми деяниями согласно «Конвенции ООН против коррупции» 2003 года, но в уголовном праве государств эти составы не имеют разграничения от добросовестных деяний.
В науке и практике остается малоисследованным вопрос о гражданско-правовом определении «банковской услуги», ее соотношении с понятием «финансовая услуга» и, еще больше, с понятием «сомнительная» и «фиктивная» финансовая услуга. За недопущение, ограничение или устранение конкуренции на финансовых рынках предусмотрена уголовная ответственность по статье 178 УК РФ.
В ныне действующем Законе «О защите конкуренции» финансовая услуга определена как банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц. Фактически действующая редакция этой дефиниции содержит исчерпывающий перечень видов услуг, рассматриваемых как финансовая услуга.
Обращает на себя внимание появление в составе дефиниции «финансовая услуга» такого элемента, как «банковская услуга», который, однако, в Законе «О конкуренции» не раскрывается. Не раскрывается это понятие и в банковском законодательстве. Так, ФЗ «О банках и банковской деятельности» использует такую категорию, как банковская операция и сделка, но не банковская услуга.
Комплексный подход к исследованию вопроса разграничения «преступной» и «правомерной» банковской деятельности позволяет сделать вывод о том, что понятие «банковская услуга» не определено четко, встречается в подзаконных нормативных актах, касающихся антимонопольного регулирования, а также в других актах, непосредственно не относящихся к банковскому законодательству. Поэтому при квалификации преступления по статье 172 УК РФ «Незаконная банковская деятельность» возникает вопрос о разграничении этого состава от других схожих составов УК РФ и КоАП РФ.
Расширению сферы уголовно наказуемых финансово-кредитных деяний способствует неэф-
36
№1 2015
фективная система контроля за деятельностью банков. Это находит проявление в недостатках при проведении бухгалтерских ревизий, низком качестве работы аудиторских служб, недостаточном уровне профессиональной подготовки банковских контрольно-ревизионных работников.
Отсутствие эффективной системы контроля со стороны Банка России, Правительства РФ в лице Минфина России и правоохранительных органов за законностью и правопорядком в деятельности банков обусловлено преобладанием состояния «исключительного» банковского контроля со стороны Банка России. Такой подход не допускает «объективной оценки» размеров реальных противоправных и общественно опасных банковских операций. Кроме того, участие государственных финансовых структур среди учредителей многих банков снижает заинтересованность в контроле за деятельностью правления банка и эффективным использованием собственности. До сих пор, несмотря на реформу Банка России 2013 года, имеет место неэффективность контроля Банка России за формированием уставного капитала коммерческих банков. Так, особенно на первоначальном этапе развития коммерческих банков получила массовое распространение практика увеличения и формирования уставного капитала за счет получения кредитов.
Банки несут уголовную ответственность за участие в операциях по «отмыванию» денежных средств, полученных преступным путем (статьи 174 и 174.1 УК РФ). Однако недостатки контроля за правомерностью открытия банковских счетов позволяют размещать нелегальные доходы отдельных вкладчиков и групп лиц, полученные преступным путем, поскольку коммерческие банки заинтересованы в привлечении денежных средств клиентов. Это является одним из факторов отсутствия в ряде случаев действенного контроля за законностью открытия счетов.
Большие трудности возникают при квалификации преступлений в сфере конкуренции на финансовых рынках в части установления домини-
рующего положения кредитной организации и умышленного воспрепятствования конкуренции. Банковская услуга определяется как банковская операция (совокупность банковских операций), отражаемая в соответствии с правилами ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях на отдельном счете либо группе счетов, сгруппированных по признаку экономической однородности.
Выявить «принудительный», «рейдерский» захват одним банком другого банка или группы банков можно по совокупности составов преступлений, предусмотренных статьями «Принуждение к совершению сделки или отказу от ее совершения» (статья 179 УК РФ), «Манипулирование рынком» (статья 185.3 УК РФ); «Воспрепятствование осуществлению или незаконное ограничение прав владельцев ценных бумаг» (статья 185.4 УК РФ); «Фальсификация решения общего собрания акционеров (участников) хозяйственного общества или решения совета директоров (наблюдательного совета) хозяйственного общества» (статья 185.5 УК РФ), «Неправомерное использование инсайдерской информации (статья 185.6 УК РФ) и др.
Необходимо использовать специальные нормативные правовые акты о стандартах и нормативах банковских услуг, подлежащих антимонопольному регулированию, которые определяют не только банковские операции, но и сделки. Общероссийский классификатор услуг населению оперирует понятием «услуги банков». Так, в нем выделяются следующие три группы услуг банков:
1) услуги банков по вкладам населения, прием различных видов платежей; 2) услуги банков по выдаче аккредитивов, чеков, сберегательных книжек и ссуд, услуги банков по операциям с ценными бумагами; 3) услуги банков по размещению лотереи, услуги банков по операциям со свободно конвертируемой валютой, прочие услуги банков. Таким образом, можно констатировать, что однозначного и исчерпывающего определения термина «банковская услуга» российское законодательство не содержит. Это осложняет про-
37
МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО ЕВРАЗИЙСКИХ ГОСУДАРСТВ: ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА, ПРАВО
цесс выявления уголовно наказуемых деяний в финансово-кредитной сфере, приводит к росту трансграничных преступлений по невозврату валютной выручки из-за рубежа, по сокрытию банковских активов в офшорных юрисдикциях и др.
Для целей налогообложения трансграничных доходов банков, квалификации неправомерных операций как преступных, «рискованных», «мошеннических» предпринимаются попытки на международном и национальном уровнях разграничить правонарушения и преступления в банковском секторе. Они направлены на выработку соответствующих определений на уровне доктрины, когда банковская услуга рассматривается как «торговая сделка, совершаемая с целью извлечения прибыли, исключительное право на осуществление которой в соответствии с законом принадлежит кредитной организации».
Часто под «банковскими услугами» понимают комплексную деятельность банка по созданию оптимальных условий для привлечения временно свободных ресурсов и по удовлетворению потребностей клиента при проведении банковских операций, направленную на получение прибыли. Иногда «банковскую услугу» определяют как предоставляемые клиентам технические, технологические, финансовые, интеллектуальные и профессиональные виды деятельности банка, сопровождающие и оптимизирующие проведение банковских операций.
Таким образом, наука банковского и финансового права государств - членов ЕАЭС и СНГ изучает понятия и категории, которые крайне важны при квалификации банковского правонарушения как преступного.
На основании вышеизложенного можно сделать выводы.
1. Уголовно наказуемые деяния в финансово-кредитной сфере ЕАЭС и СНГ, в основном совершаемые должностными лицами и руководителями банков и других кредитных организаций, отличаются повышенной общественной опасно-
стью, поскольку объектом их посягательства является финансовая и кредитная система государства, денежные средства и имущественные права вкладчиков, стабильность национальных валют и валютно-финансовых рынков. Это связано с особыми функциями кредитных организаций в финансовой системе и экономике в целом.
2. Банковские финансовые спекуляции, совершаемые в обход банковского и валютного законодательства, с умышленным нарушением операций движения капиталов с целью обогащения, в основном выглядят как «финансовое мошенничество в валютно-кредитных и кредитно-расчетных операциях» и характеризуются значительным масштабом наносимого ущерба, сложностью и изощренностью используемых криминальных схем, разнообразием применяемых приемов и способов, создавая условия для коррупции и лжепредпринимательства.
3. УК РФ и других государств СНГ имеет более 30 составов уголовно наказуемых деяний, которые охватывают широкий спектр информационных, финансово-кредитных, предпринимательских отношений с участием банков. Получила распространение криминальная практика создания банков и других кредитных организаций с целью привлечения и последующего хищения денежных средств других лиц. Многочисленные «лжебанки», финансовые компании причинили ущерб десяткам миллионов граждан. Особенно значительный ущерб был связан с деятельностью фирм, использующих принцип «финансовых пирамид».
4. В целях предупреждения их преступной деятельности предусмотрена ответственность по статье 174 УК РФ за «лжепредпринимательство», под которым понимается создание коммерческой организации без намерения осуществлять предпринимательскую или банковскую деятельность, имеющее целью получение кредитов, освобождение от налогов, извлечение иной имущественной выгоды.
38