№2 2015
Новые зоны свободной торговли ЕАЭС как факторы обеспечения экономической безопасности интеграционного сотрудничества евразийских государств в Азиатско-Тихоокеанском регионе
КУЛЖАБАЕВА ЖАНАТ ОРЫНБЕКОВНА
Заместитель директора Института законодательства Министерства юстиции Республики Казахстан, кандидат юридических наук, профессор
В статье освещаются интеграционные процессы, в ходе которых перед Казахстаном и другими государствами ЕАЭС стоят важнейшие задачи по устранению структурных сдвигов в экономическом развитии, повышению конкурентоспособности, активизации инвестиционного сотрудничества, реализации перспективных проектов в реальном секторе экономики. В связи с этим большое значение приобретает формирование общего финансового рынка государств ЕАЭС, деятельность которого позволит обеспечить эффективное распределение капитала, диверсифицировать риски, повысить конкуренцию на рынке финансовых услуг и снять барьеры для обеспечения взаимного допуска. Рассматриваются также вопросы межгосударственного сотрудничества Республики Казахстан и Вьетнама как новые импульсы евразийской интеграции в рамках ЕАЭС.
Ключевые слова: новые зоны свободной торговли ЕАЭС, факторы обеспечения экономической безопасности, интеграционное сотрудничество евразийских государств в Азиатско-Тихоокеанском регионе, программы СНГ в сфере инноваций, промышленной кооперации, образовательного развития
The Main Vectors of Strategic Partnership of Russia in Eurasian and International Integration Processes and Political and Legal Problems of Protection of Monetary and Fiscal Sovereignty
KULZHABAEVA ZHANAT ORYNBEKOVA
Deputy Director of the Institute of legislation of the Ministry of justice of the Republic of Kazakhstan, candidate of legal Sciences, Professor
Abstract: The article highlights the integration processes, in which Kazakhstan and other States of the EEU are the most important tasks to address the structural shifts in economic development, competitiveness, enhance investment cooperation, implementation of promising projects in the real sector of the economy.
In this regard, important to the formation of the common financial market of the Eurasian economic Union, which will provide for the efficient allocation of capital, diversify risks and increase competition in the market of financial services and to remove barriers to mutual tolerance. Also addresses issues related to international cooperation of the Republic of Kazakhstan and Vietnam as new impulses of Eurasian integration in the framework of the EAEU.
Key words: new free trade area of the EEU, the factors of economic security, integration cooperation in the Eurasian States in the Asia-Pacific region, program of the CIS in the sphere of innovations and industrial cooperation, educational development
23
МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО ЕВРАЗИЙСКИХ ГОСУДАРСТВ: ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА, ПРАВО
Новые импульсы сближения финансовых рынков ЕАЭС
29 мая 2015 г. в Казахстане на заседании Межправительственного евразийского совета произошло подписание Соглашения о Зоне свободной торговли Евразийского экономического союза и Вьетнама. Главы правительств России и Вьетнама также подписали два протокола к данному соглашению. Кроме того, страны договорились о предоставлении вьетнамской стороной режима наибольшего благоприятствования российским поставщикам услуг и инвесторам. Это первое соглашение такого рода, но, очевидно, не последнее, поскольку и другие государства этих регионов имеют намерения сотрудничать с ЕАЭС. В настоящий момент около 40 государств высказались в пользу того, чтобы провести переговоры о заключении с ЕАЭС соглашений о Зоне свободной торговли.
В рамках этого заседания вопросы укрепления сотрудничества между Казахстаном и Вьетнамом обсуждены в ходе встречи президента Казахстана Нурсултана Назарбаева и премьер-министра Вьетнама Нгуен Тан Зунга.
Намерение создать Зону свободной торговли с ЕАЭС высказали 27 мая 2015 г. власти Египта, отправив соответствующую заявку в Министерство торговли России. Россия заинтересована в создании Зоны свободной торговли с этим африканским государством, поскольку в 2014 г. товарооборот между Египтом и Россией достиг
5,5 млрд долл., и в планах государств в течение пяти лет увеличить его как минимум на 50%.
В 2016 г. предполагается в окончательном варианте доработать Стратегию развития финансовых рынков ЕАЭС. 7 ноября 2015 г. в Алматы, на сессии «Банковская система будущего в Казахстане» в рамках экономического бизнес-форума «Финансовый рост Казахстана (Financing Growth in Kazakhstan)» министр по экономике и финансовой политике Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) Тимур Сулейменов выступил с докладом о процессе формирования общего финансового рынка Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Форум был организован Казахстанско-Британской торгово-промышленной палатой, изданием «Financial Times» и Национальным банком РК при участии премьер-министра РК Карима Масимова, руководителей министерств РК, председателя Национального банка РК главы миссии МВФ по Казахстану, представителей банковского сообщества Казахстана, России и Беларуси, а также международных банков и аналитических компаний.
В ходе финансово-экономического форума в Алматы были обсуждены параметры макроэкономической ситуации в Казахстане, обращено внимание на государственную стратегию дальнейшего роста и развития экономики страны в ближайшей перспективе, стратегию развития банковской системы Казахстана, возможности стимулирования роста ключевых рынков. Создание общего финансового рынка представляет собой важный этап в развитии экономической интеграции, оказывающий непосредственное воздействие на экономическую политику, деятельность предприятий и финансовых институтов стран Таможенного союза (ТС) и Единого экономического пространства (ЕЭП).
Перед Казахстаном и другими государствами ЕАЭС стоят важнейшие задачи по устранению структурных сдвигов в экономическом развитии, повышению конкурентоспособности, активиза-
24
№2 2015
ции инвестиционного сотрудничества, реализации перспективных проектов в реальном секторе экономики.
В связи с этим большое значение приобретает формирование общего финансового рынка государств ЕАЭС, деятельность которого позволит обеспечить эффективное распределение капитала, диверсифицировать риски, повысить конкуренцию на рынке финансовых услуг и снять барьеры для обеспечения взаимного допуска.
Государства - члены Евразийского экономического союза осуществляют выработку гармонизированных требований в сфере регулирования финансового рынка в банковском секторе, страховом секторе и на рынке ценных бумаг на основе международных принципов и стандартов, а также «наилучшей» международной практики, но не ниже «наилучших» стандартов и практики, уже применяемых в государствах-членах. В связи с этим для каждого сектора финансового рынка используются свои специализированные ориентиры.
ЕЭК подготовлены два соглашения: Соглашение о требованиях к осуществлению деятельности на финансовых рынках и Соглашение об обмене информацией, в том числе конфиденциальной, в финансовой сфере в целях создания условий на финансовых рынках для обеспечения свободного движения капитала.
В настоящее время ЕЭК совместно с национальными регуляторами разрабатывает План по гармонизации законодательства - «дорожную карту» по гармонизации национальных законодательств в финансовой сфере. ЕЭК при поддержке национальных регуляторов финансовых рынков разработала и предложила для реализации пилотный проект сегментарной гармонизации на основе прямого допуска брокеров, дилеров стран ЕАЭС к биржевой торговле ценными бумагами. Проект позволит практически реализовать усилия государств - членов ЕАЭС по гармонизации законодательств о финансовых рынках с учетом того, что эта сфера финансовой интеграции рынка ценных бумаг и финансовых инструментов является более стандартизированной, менее чувствительной по сравнению с секторами банковских и страховых услуг», - подчеркнул представитель ЕЭК.
ЕЭК по согласованию с национальными регуляторами и заинтересованными сторонами приступила к организации работы по разработке до конца 2016 г. Стратегии развития финансовых рынков ЕЭП. Документ позволит определить ориентиры развития интеграционных процессов на перспективу, согласовать долгосрочную политику развития финансовых рынков, будет содержать практические рекомендации по развитию общей финансовой системы ЕАЭС.
Вьетнам как торгово-экономический партнер государств ЕАЭС
Согласно процедурам ЕАЭС о вступлении в силу соглашений с государствами не членами ЕАЭС и регламента Евразийской экономической комиссия (ЕЭК) после согласования всех торгово-экономических параметров соглашения о ЗСТ с Вьетнамом вступит в силу через 60 дней после того, как во всех странах ЕАЭС и во Вьетнаме оно будет ратифицировано.
Создание Зоны свободной торговли между ЕАЭС и Вьетнамом позволит Казахстану и Рос-
сии увеличить торговый оборот с текущего уровня в 4 млрд долл. к 2015 году до 10 млрд долл. к 2020 г., что может позитивно сказаться на экономике Казахстана и России и способствовать реализации совместных торгово-экономических и инфраструктурных проектов. Соглашение с Вьетнамом будет стимулировать рост взаимной торговли и позволит решить задачу подключения ЕАЭС к интеграционным процессам в Азиатско-Тихоокеанском регионе.
25
МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО ЕВРАЗИЙСКИХ ГОСУДАРСТВ: ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА, ПРАВО
Размер первоначальных инвестиций со стороны России превысит 20 млрд долл., которые вложат в реализацию 17 крупных проектов. В их числе - строительство во Вьетнаме теплоэлектростанции, вагоностроительного завода. Россия, Казахстан, Белоруссия и Вьетнам могут перейти на расчеты в национальных валютах, поскольку никаких препятствий для такого шага в экономике стран нет.
Россия и Вьетнам уже договорились о возможности использовать рубли и донги в расчетах почти десять лет назад, даже создав для этого специальный банк, который скоро начнет действовать. Использование рублей и донгов в сделках выгодно, когда идет большой оборот и когда появляется необходимость накапливать резервы либо в российской, либо во вьетнамской валютах. Сейчас расчеты между странами занимают приблизительно 1,5%, все остальное приходится на доллар, что не всегда выгодно, поэтому открытие встречных валютных позиций в национальных валютах может быть выгоднее.
Казахстан и Вьетнам к 2015 году, имея значительный объем двустороннего сотрудничества, активно развивают его в нефтяной и горнорудной отраслях, поскольку сотрудничество для Казахстана и Вьетнама в нефтяной и горнорудной отраслях является перспективным. Вот уже несколько лет подряд в Астане проводятся казахстанско-вьетнамские экономические бизнес-форумы, на которых проявляется перспективность взаимных инвестиций, способствующих развитию экспортного потенциала Казахстана и Вьетнама.
Активное сотрудничество Казахстана и Вьетнама идет в области легкой промышленности, что подтверждается созданием совместного производства текстильных товаров в Казахстане. Вьетнам может экспортировать в Казахстан морепродукты, чай, текстиль и электронику, а Казахстан имеет возможность поставлять на рынок Вьетнама нефтепродукты, цинк и железо. В области торговли в 2014 г. товарооборот между Казахстаном и Вьетнамом достиг 78,6 млн долл. Импорт из Вьетнама в Казахстан составил 22,4 млн долл., а экспорт из Вьетнама в Казахстан составил 46,2 млн долл.
Подписание соглашения по созданию свободной торгово-экономической зоны между Вьетнамом и ЕАЭС выводит отношения между странами на новый уровень.
25 ноября 2015 г. Россия и Вьетнам подписали ряд межгосударственных соглашений и внешнеэкономических контрактов, включающих Договор о создании ОАО «Газпром нефть» и Petrovietnam, совместной компании для разработки Долгинского нефтяного месторождения. Также был заключен контракт о поставках нефти марки ВСТО во Вьетнам и соглашение о стратегическом партнерстве в области образования, науки и технологий.
Новая экономическая и социальная политика Президента РК Н. Назарбаева, провозглашенная как «Нурлы жол - путь в будущее», является основой не только торгово-экономического, но и гуманитарного, образовательного, информационного сотрудничества вузов Казахстана и Вьетнама.
Соглашение о Зоне свободной торговле между странами Евразийского экономического союза и Вьетнамом закрепляет взаимные обязательства участников упростить доступ товаров на рынки стран - участниц данного договора. Таможенные пошлины будут снижены на 88% товаров взаимной торговли, из них на 59% ставки будут снижены сразу же, еще не 29% - постепенно через 5-10 лет. Средний арифметический уровень ввозных таможенных пошлин Вьетнама для товаров стран ЕАЭС будет снижен с 10 до 1% к 2025 г.
26
№2 2015
Отдельным приложением к Соглашению Россия и Вьетнам договорились об упрощении доступа на рынок в сфере образовательных и информационных услуг, позднее по желанию к этому приложению намерены присоединиться Казахстан и другие страны ЕАЭС. Соглашения является стратегическим документом долгосрочного взаимодействия между предпринимателями стран ЕАЭС и Вьетнамом, которое позволит расширить влияние ЕАЭС на Азиатско-Тихоокеанский регион. Внешнеэкономические перспективы продвижения товаров, услуг, капиталов на вьетнамский рынок (емкость 90 млн человек) являются крайне выгодными, поскольку они позволят, развивая кооперационное производство во Вьетнаме, выйти на рынки других стран АСЕАН и Азиатского региона в целом.
На законодательном уровне Казахстан принимает меры по защиты внутреннего рынка ЕАЭС от возможных рисков демпинга или резкого роста
вьетнамского импорта вследствие либерализации торговли. Согласно материалам ЕЭК Вьетнам снизит для стран ЕАЭС пошлины на молочную продукцию с 20% до 0% без переходного периода, на мелассу - с 10% до 0% без переходного периода, на семена льна - с 10% до 0% без переходного периода.
Потенциал СНГ и его международно-правовых механизмов проявляется на новом уровне
29 мая 2015 г. в поселке Бурабай в Акмолинской области Казахстана на расширенном заседании Совета глав правительств стран СНГ было подписано несколько важнейших документов, подчеркивающих, что Содружество продолжает свое развитие, несмотря на сложности деятельности СНГ в связи украинским кризисом.
СНГ продолжает служить одной из самых важных форм работы стран, которые находятся на постсоветском пространстве, а Россия, Казахстан, Белоруссия, вместе с другими государствами ЕАЭС будут продолжать использовать СНГ в качестве института и формы работы с партнерами. Были подписаны следующие документы:
1. План совместных действий стран СНГ в финансовой и экономической сферах.
2. Стратегия обеспечения транспортной безопасности на территориях стран СНГ в ходе осуществления международных перевозок.
3. Комплекс мероприятий на 2015-2016 гг. по реализации межгосударственной программы инновационного сотрудничества государств СНГ до 2020 года.
4. Концепция межрегионального и приграничного сотрудничества до 2020 г., а также план ее реализации.
По итогам заседания Совета глав правительств государств - участников Содружества Независимых Государств были подписаны совместные документы: 1) Решение Совета глав правительств СНГ о Плане совместных действий государств - участников СНГ по решению актуальных вопросов в финансово-экономической сфере; 2) Решение Совета глав правительств СНГ о Стратегии обеспечения транспортной безопасности на территориях государств-участников Содружества Независимых Государств при осуществлении перевозок в международном сообщении;
27
МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО ЕВРАЗИЙСКИХ ГОСУДАРСТВ: ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА, ПРАВО
3) Решение Совета глав правительств СНГ о ходе реализации в 2014 г. Межгосударственной программы инновационного сотрудничества государств - участников СНГ на период до 2020 г. и Комплекса мероприятий на 2012-2014 гг. по реализации Межгосударственной программы инновационного сотрудничества государств -участников СНГ на период до 2020 г.; 4) Решение Совета глав правительств СНГ о Плане мероприятий на 2015-2017 гг. по реализации Стратегии развития сотрудничества государств - участников Содружества Независимых Государств в области туризма на период до 2020 г.; 5) Решение Совета глав правительств СНГ об Основных мероприятиях сотрудничества государств - участников Содружества Независимых Государств в области культуры на 2016-2020 гг.; 6) Решение Совета глав правительств СНГ об Основных направлениях сотрудничества государств -участников СНГ в области лесного хозяйства и лесной промышленности на период до 2025 г.; 7) Соглашение о взаимном признании результатов испытаний с целью утверждения типа, метрологической аттестации, поверки и калибровки средств измерений; 8) Решение Совета глав правительств СНГ о Концепции межрегионального и приграничного сотрудничества государств -участников СНГ на период до 2020 г. и Плане мероприятий по ее реализации; 9) Решение Совета глав правительств СНГ о Концепции формирования и развития межгосударственной системы подготовки, профессиональной переподготовки и повышения квалификации кадров в сфере ин-
теллектуальной собственности; 10) Соглашение о повышении квалификации педагогических работников общеобразовательных организаций государств - участников Содружества Независимых Государств; 11) Решение Совета глав правительств СНГ об Основных направлениях развития Объединенной системы контроля и оценки радиационной, химической и биологической обстановки министерств обороны государств - участников Содружества Независимых Государств до 2020 года; 12) Решение Совета глав правительств СНГ о Концепции развития военно-прикладных видов спорта в вооруженных силах государств - участников Содружества Независимых Государств до 2020 г.; 13) Решение Совета глав правительств СНГ о Регламенте информационного взаимодействия государств - участников Соглашения о Единой системе учёта граждан третьих государств и лиц без гражданства, въезжающих на территории государств - участников Содружества Независимых Государств от 18 октября 2011 г.; 14) Решение Совета глав правительств СНГ о внесении изменений в Межгосударственную целевую программу «Рекультивация территорий государств - членов ЕврАзЭС, подвергшихся воздействию уранодобывающих производств».
Межгосударственная программа инновационного сотрудничества государств - участников Содружества Независимых Государств на период до 2020 г., принятая в мае 2015 г., призвана создать условия для повышения глобальной конкурентоспособности экономики государств - участников СНГ, трансформировать ее в социально ориентированную экономику знаний, реализовать приоритеты экономического развития на основе эффективного взаимодействия национальных инновационных систем в интегрируемом инновационном пространстве, утвердить международный авторитет Содружества как одного из мировых центров технологического лидерства.
Задача Программы - предложить широкоформатный механизм, позволяющий гармонизи-
28
№2 2015
ровать национальные инновационные системы, разрабатывать и реализовывать межгосударственные целевые программы и инновационные
Нормативно-правовые источники
1. Договор о создании Евразийского экономического союза между Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Российской Федерацией от 29 мая 2014 г. [http://www.consultant.ru]
2. Соглашение между Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Российской Федерацией от 9 декабря 2010 г. «О торговле услугами и инвестициях в государствах - участниках Единого экономического пространства». http://www.pravo.by/web.hра/text.asp1 [http://www.consultant.ru]
проекты других форматов, а также взаимодействовать с национальными целевыми программами стран Содружества.
3. Межгосударственная программа инновационного сотрудничества государств - участников Содружества Независимых Государств на период до 2020 г., принятая в мае 2015 г. [http://www.consultant.ru]
4. Соглашение о Зоне свободной торговли между Евразийским экономическим союзом и Социалистической Республикой Вьетнам от 29 мая 2015 года http://www pravo.by/web.hра/text.asp
29