Научная статья на тему 'Глобальная экономика и подходы к планомерному внедрению в РФ лучших мировых практик государственного регулирования страхового рынка'

Глобальная экономика и подходы к планомерному внедрению в РФ лучших мировых практик государственного регулирования страхового рынка Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
352
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / РЫНОК СТРАХОВЫХ УСЛУГ / СИСТЕМА / STATE REGULATION / INSURANCE SERVICES MARKET / SYSTEM

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шокин Виктор Олегович

В рамках работы на основании ранее обобщенных результатов анализа лучших практик государственного регулирования национального рынка страховых услуг в развитых (США, Япония и Евросоюз) и развивающихся (БРИКС) странах, а также анализа действующей в настоящее время в РФ системы государственного регулирования рынка страховых услуг, подготовлен пакет предложений Регулятору по совершенствованию системы регулирования рынка страхования в РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Global economy and approaches to systematic implementation of the best world practices of state regulation of the insurance market in the Russian Federation

In the article on the basis of previously summarized results of the analysis of the best practices of state regulation of the national market of insurance services in developed countries (USA, Japan and the European Union) and developing (BRICS) countries, and analysis of the current system of state regulation of the insurance services market in Russia, we’ve developed a set of proposals for the Regulator on improvement of the insurance market regulation system in the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «Глобальная экономика и подходы к планомерному внедрению в РФ лучших мировых практик государственного регулирования страхового рынка»

ЭКОНОМИКА, ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО И ПРАВО

Том 6 • Номер 4 • Октябрь-декабрь 2016 ISSN 2222-534Х

>

издательство

Креативная экономика

Journal of Economics, Entrepreneurship and Law

Глобальная экономика и подходы к планомерному внедрению в РФ лучших мировых практик государственного регулирования страхового рынка

Шокин В.О.1

1 ООО Страховая компания «Сбербанк страхование жизни», Москва, Россия АННОТАЦИЯ:

В рамках работы на основании ранее обобщенных результатов анализа лучших практик государственного регулирования национального рынка страховых услуг в развитых (США, Япония и Евросоюз) и развивающихся (БРИКС) странах, а также анализа действующей в настоящее время в РФ системы государственного регулирования рынка страховых услуг, подготовлен пакет предложений Регулятору по совершенствованию системы регулирования рынка страхования в РФ.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: государственное регулирование, рынок страховых услуг, система

Global economy and approaches to systematic implementation of the best world practices of state regulation of the insurance market in the Russian Federation

Shokin V.O.1

1 LLC Insurance company "Sberbank life insurance", Moscow, Russia

Общие положения

Экономическая система, основанная на принципах рыночных отношений, своим существованием генерирует значительное количество рисков для своих участников, например: частичное/полное неисполнение договорных отношений, сокращение количества рабочих мест, банкротства различных организаций и прочее, что государство в лице своих различных органов власти утрачивает возможность за счет собственных ресурсов устранять последствия действия таких рисков.

В связи с чем как никогда более острым, чем ранее, становится вопрос защиты граждан и предприятий/организаций от действия различного рода неблагоприятных факторов посредством страхования, осуществляемого как в обязательном (в порядке, утвержденном действующим законодательством), так и в добровольном порядке.

Поэтому вопрос устойчивого и поступательного развития национального страхового рынка, которое невозможно в отсутствие государственного контроля и регулирования, является одним из прямых и приоритетных интересов государства, обеспечивая тем самым имущественную и социальную стабильность общества конкретного государства.

Но рассматривать возникающие в экономико-политической системе риски необходимо не как сущности, возникающие сами по себе, так сказать, из ниоткуда, а в качестве результата поступательного развития макроэкономической системы, которое имеет циклический характер [1] (Квпйт&ву, 1991). В связи с чем, по мнению автора, при анализе текущей ситуации обоснованным представляется принять во внимание постулат того, что экономическая система постоянно находится в колебательном движении, представляющем собой отклонения от стабильного состояния важнейших параметров экономики: объема производства, уровня цен, занятости населения, нормы прибыли и др.

Такое движение носит волнообразный характер, циклические составляющие которого были описаны Джозефом Китчином (для краткосрочных циклов) и Клементом Жюгларом (для среднесрочных циклов). Однако для целей настоящего исследования наибольшее значения играют долгосрочные циклы (так называемые «К-циклы»), которые были описаны Н.Д. Кондратьевым, в том числе в работе 1926 г. «Большие циклы экономической конъюнктуры».

ABSTRACT:_

In the article on the basis of previously summarized results of the analysis of the best practices of state regulation of the national market of insurance services in developed countries (USA, Japan and the European Union) and developing (BRICS) countries, and analysis of the current system of state regulation of the insurance services market in Russia, we've developed a set of proposals for the Regulator on improvement of the insurance market regulation system in the Russian Federation.

KEYWORDS: state regulation, insurance services market, system

Received: 23.10.2016 / Published: 30.12.2016

© Author(s) / Publication: CREATIVE ECONOMY Publishers For correspondence: Shokin V.O. (voshokin0sberinsur.ru)

CITATION:_

Shokin V.O. (2016) Globalnaya ekonomika i podkhody k planomernomu vnedreniyu v rf luchshikh mirovyh praktik gosudarstvennogo regulirovaniya strakhovogo rynka [Global economy and approaches to systematic implementation of the best world practices of state regulation of the insurance market in the Russian Federation]. Ekonomika, predprinimatelstvo i pravo. 6. (4). — P. 377-395. doi: 10.18334/ epp.6.4.37111

Их важность обусловлена тем, что в соответствии с положениями теории К-циклов, завершение текущего, пятого К-цикла и переход к шестому будет характеризоваться следующими признаками:

• технологический прорыв/революция (например, нано- и биотехнологии, фин-тех, квантовые вычисления);

• частичный передел1 существующих рынков и/или создание новых («поглощение» рынков стран бывшего социалистического лагеря, дезинтеграция бывшей Югославии, «арабские весны» и пр.).

Большинство современных исследователей сходятся к тому, что очередной масштабный мировой кризис, который будет знаменовать собой зарождение шестого К-цикла, будет происходить в 2015-2017 гг.

Таким образом, для того чтобы обеспечить страхование как составную часть финансовой системы государства адекватным управлением и регулированием, необходимо принимать во внимание долгосрочные, статистически обоснованные прогнозные изменения экономической системы. При этом «зоной риска» для РФ будет являться период наибольшей интенсивности восходящей волны длинного К-цикла, т.е. 30-е годы XXI в.

Общий подход к задаче государственного регулирования страховой деятельности базируется на аксиоме, что страхование, как одна из отраслей экономики, является одним из инструментов генерации долгосрочных (особенно для страхования жизни и пенсионного страхования) инвестиционных ресурсов. В связи с чем излишне высокая степень открытости страховой системы страны влиянию (как прямого — через сделки слияний и поглощений, так и косвенного — через возможности размещения рисков в перестрахование и привлечение заемного капитала) крупнейших мировых страховых компаний может повлечь за собой утрату позиций и капиталов национальными страховщиками и частичную либо полную монополизацию национального страхового рынка [2] (УыЫазкеу, Т$уе1коуа, 2011).

Как отмечается в работах ряда западных специалистов в области глобального страхования, «глобальный страховой рынок формировался в течение последних 50 лет,

1 Включая в себя как мирный, так и вооруженный способ реализации.

ОБ АВТОРЕ:_

Шокин Виктор Олегович, руководитель Управления внутреннего аудита, ООО Страховая компания «Сбербанк страхование жизни», Москва, Россия (voshokin0sberinsur.ru)

ЦИТИРОВАТЬ СТАТЬЮ:_

Шокин В.О. Глобальная экономика и подходы к планомерному внедрению в рф лучших мировых практик государственного регулирования страхового рынка // Экономика, предпринимательство и право. — 2016. — Том 6. — № 4. — С. 377-395. Сок 10.18334/ерр.6.4.37111

Россия начала входить в него последние 15-20 лет. Его сущность заключается в переплетении финансовых отношений, посредством которых национальные рынки влияют друг на друга и мировой рынок в целом» [3] (Муи11ег, 1999).

Признаками глобализации страхового рынка являются:

• ускорение концентрации страхового капитала, а также активный процесс покупки акций и слияния страховых компаний разных стран;

• интернационализация и географическое перераспределение рисков по каналам международного перестрахования;

• интернационализация финансовых операций страховщиков.

Несмотря на тот факт, что страхование в лице страховых рынков национальных государств, как некая «наднациональная» финансовая услуга, стремится к интеграции в мировом масштабе, автор считает, что государственные интересы каждой отдельной страны требуют сохранения «контрольного пакета акций» государственного контроля и управления страховой отраслью такого государства.

Как показала история, развитие страховых рынков в странах с формирующейся рыночной экономикой сопряжено с большой опасностью «подавления» национальных компаний иностранными, как правило, глобальными участниками страхового/ финансового рынков. С целью защиты национальных страховых рынков постоянная комиссия по страхованию при Всемирной конференции по торговле и развитию (ЮНКТАД) разработала специальные рекомендации, включающие ряд протекционистских мер. Необходимость такого рода требований на начальном этапе доказана практикой, — например, в Польше, Венгрии, Литве в результате снятия всех ограничений прекратил существование национальный страховой рынок [4] ^ттИ, 1997).

Вместе с тем контролируемая интеграция страховых систем отдельных государств приемлема, т.к. она обеспечивает наличие здоровой рыночной конкуренции между отдельными участниками рынка.

Управляемая государством интеграция национальных страховых систем позволяет обеспечить достижение следующих стратегических целей:

• вызвать рост капитализации страховщиков и, как следствие, — увеличить «рисковую» емкость национального рынка;

• повысить качество оказываемых услуг и разнообразить номенклатуру реализуемых продуктов;

• развить инфраструктуру национального рынка;

• обеспечить использование передовых информационных технологий;

• активизировать конкурентную борьбу на национальном рынке;

• повысить уровень «страховой культуры общества» для формирования устойчивого спроса на страховые услуги.

Глобализация экономики обусловливает появление для страховой системы национальных государств целого набора внешних «угроз» и «вызовов», реализующих про-

явление этих же эффектов внутри национальной системы. В качестве примеров таких факторов следует указать следующие:

— во-первых, угрозы: падение спроса со стороны юридических и физических лиц на продукты страхования, интервенция иностранного капитала на национальный рынок сокращение количества национальных страховщиков, ограниченные возможности рынка перестрахования, недостаточная финансовая устойчивость национальных страховщиков и т.д.

— во-вторых, вызовы: внедрение стандартов и принципов МАСН2, создание национального мегарегулятора, регулярное стресс-тестирование национальных систем, интернационализация и глобализация страховых рынков и т.д.

Управление такими факторами риска осуществляется государством путем конструирования системы регулирования, построенной на принципах государственного и рыночного регулирования, а также включающей в себя элементы системы саморегулирования (например, саморегулируемые организации — СРО), в которой государственное регулирование выполняет роль нормотворца и определяет необходимые правила функционирования рынка, организовывает институциональную структуру рынка и определяет правила взаимоотношений его участников.

Государственное регулирование направлено на ликвидацию либо максимальное снижение отрицательных последствий фактора глобализации проявляющегося, например, в случае предложения более клиентоориентированного страхового продукта иностранным страховщиком, вследствие чего конкурентоспособность продуктов национальных страховщиков будет снижаться.

В случае достижении необходимого уровня развития страхового рынка государство имеет возможность постепенно устранять барьеры для иностранного капитала. Такой подход реализовывается в странах, активно осуществляющих рыночные преобразования в страховом секторе.

Вместе с этим создаваемое фактором глобализации давление на систему регулирования страховой деятельности в России существенным образом начало проявляться только после подписания РФ Марракешского протокола3 [5], что обусловлено постепенным выходом на рынок РФ участников, являющихся нерезидентами, и, соответственно, необходимостью совершенствования государственного регулирования рынка РФ на фундаменте актуальных международных стандартов и принципов страхового надзора.

Такой подход вызван, прежде всего, существенным запаздыванием отечественного страхового рынка от текущего уровня развития мирового рынка и проявляется в том, что нормы регулирования, применяемые в странах с развитым страховым рынком, в настоящее время представляют сложно преодолимое препятствие для значительной доли участников российского рынка.

2 Международная ассоциация страховых надзоров (англ. International Association of Insurance Supervisors IAIS)

3 См. п. 4 в таблице 1.

Таблица 1

Хронологические этапы развития страхования в РФ

№ Начало Окончание Ключевые события

1 1992 1999 Принят Закон РФ от 27 ноября 1992 г. № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации»

2 1999 2004 Внесены изменения в Закон (см. выше) в части снятия ограничения в размере 49% предельной доли участия иностранного инвестора в уставном капитале страховщика

3 2004 2011 Внесены изменения в Закон (см. выше) в части увеличения с 15 до 25% предельного значения квоты участия иностранных инвесторов в уставных капиталах страховщиков. Снято ограничение на предельную долю участия инвесторов из стран — участниц ЕС в уставном капитале страховщика в размере 49% (с оговорками)

4 2011 н/в Подписан и утвержден Протокол4 от 16 декабря 2011 г. «О присоединении РФ к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации от 15 апреля 1994 г.»

Однако в случае адаптирования норм регулирования в РФ к мировым стандартам регулирования, при существующих условиях, может произойти существенное сокращение национального страхового рынка за счет ухода с рынка страховщиков, обусловленного, в том числе, причинами банкротства, а также в результате их слияний и поглощений.

В связи с чем задачи предупреждения и преодоление негативных тенденций в отрасли, проведение мероприятий по обеспечению стабильности как отрасли в целом, так и отдельных ее участников (включая предотвращение массового банкротства страховщиков) являются насущными задачами системы регулирования страховой деятельности в РФ.

Для успешного решения задачи оценки влияния мировых трендов на рынке страхования на национальный страховой рынок РФ необходимо ретроспективно рассмотреть эволюцию страховой отрасли РФ на рубеже XX и XXI вв.

Всю историю развития страхования в РФ можно с разумным допущением разделить на четыре хронологических этапа, которые изложены в таблице 1.

Фактически все этапы развития можно рассматривать, особенно в целях настоящего исследования, как период «до присоединения к ВТО» и период «после присоединения к ВТО» (декабрь 2011 г.).

Если проанализировать активность иностранных страховщиков на страховом рынке РФ в период «до присоединения к ВТО», то она будет характеризоваться следующими ключевыми признаками:

4 Ратифицирован Федеральным законом от 21 июля 2012 г. № 126-ФЗ.

• в секторе страхования «не жизни» крупные иностранные страховщики приобретали в РФ крупные розничные страховые компании, имеющие развитую филиальную сеть и сформированную клиентскую базу;

• в секторе страхования «жизни» иностранные страховщики самостоятельно регистрируют дочерние компании в юрисдикции РФ и развивают их, что обусловлено низким уровнем развития страхования «жизни» в РФ, а также отсутствием на страховом рынке крупных компаний со сформированной клиентской базой и сбытовой сетью.

Существующий опыт стран Центральной и Восточной Европы (таких как Венгрия, Польша и др.) демонстрирует альтернативный путь развития рынка, в результате которого иностранными страховщиками (как правило, крупнейшими мировыми компаниями) был установлен практически полный контроль на национальными страховыми рынками указанных стран.

Иной подход к решению задачи либерализации рынка страхования при присоединении к ВТО продемонстрировал Китай — он установил очень высокие требования к капитализации иностранных страховщиков, желающих работать на китайском страховом рынке. Как результат — таким требованиям в настоящее время удовлетворяют исключительно крупнейшие мировые страховщики. При этом для начала операционной деятельности на китайском рынке иностранный страховщик должен в течение не менее чем двух лет иметь свое представительство в КНР и только по истечении этого срока подавать заявление о получении лицензии.

В результате проведения протекционистской политики Китай сумел сохранить доступ к обязательным видам страхования исключительно для национальных страховщиков, и в настоящее время на долю иностранных страховщиков приходится немногим более чем 6% рынка страхования в Китае.

Таким образом, присоединение Российской Федерации к ВТО, зафиксированное Протоколом от 16 декабря 2011 г. «О присоединении РФ к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации от 15 апреля 1994 г.» (далее — «Протокол»), является по своей значимости событием геополитическим, непосредственным образом связанным с обеспечением экономической безопасности и независимости Российской Федерации, т.к. предоставление иностранным страховщикам полного доступа на российский страховой рынок с высокой вероятностью может привести к доминированию в отрасли (и как крайний сценарий — к полному ее поглощению) иностранных страховщиков.

Для чего необходимо остановиться более подробно на условиях присоединения, предусмотренных вышеуказанным документом, т.к. они влекут за собой принципиальные нововведения в системе страхования РФ и, как результат, — внесение соответствующих изменений в законодательные и подзаконные акты, регулирующие страховую отрасль РФ.

Перечень основополагающих положений Протокола изложен в таблице 2.

Таблица 2

Перечень основополагающих положений Протокола от 16 декабря 2011 г. «О присоединении РФ к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации от 15 апреля 1994 г.»

№ Трансграничная поставка и/или потребления услуги за рубежом Коммерческое присутствие

Раздел А. Услуги по страхованию «жизни» и по страхованию иному, чем страхование «жизни»

1 В течение четырех лет с момента присоединения к ВТО (т.е. с 22 августа 2016 г.) снимаются ограничения в отношении страхования рисков, связанных с внутренними коммерческими воздушными перевозками и морскими перевозками, когда такое страхование осуществляется в отношении каких-либо или всех следующих объектов: перевозимые товары, транспортные средства, перевозящие товары и любую ответс-твенность5, возникающую из этого. В течение девяти лет с момента присоединения к ВТО (т.е. с 22 августа 2021 г.) будет разрешено коммерческое присутствие в форме филиала иностранного страховщика в сфере страхования «жизни» и страхования иного, чем страхование «жизни»6, при условии выполнения требований по лицензированию, обеспечению финансовой устойчивости и требований по гарантийному депозиту.

Раздел Б. Услуги перестрахования и ретроцессии

1 Ограничений нет. В течение девяти лет с момента присоединения к ВТО (т.е. — с 22 августа 2021 г.) будет разрешено коммерческое присутствие в форме филиала иностранного перестраховщика в сфере перестрахования7, при условии выполнения требований по лицензированию, обеспечению финансовой устойчивости и требований по гарантийному депозиту.

Раздел В. Страховое посредничество, такое как брокерское и агентское посредничество

1 Запрещается страховое посредничество, связанное с заключением и распределением страховых контрактов от имени иностранных страховщиков на территории Российской Федерации8. Коммерческое присутствие допускается исключительно в форме юридического лица Российской Федерации.

2 Запрещается страховое посредничество, связанное с заключением и распределением страховых контрактов от имени иностранных страховщиков на территории Российской Федерации9.

Раздел Г. Вспомогательные услуги по страхованию, такие как консультационные, актуарные услуги, оценка риска и услуги по урегулированию претензий

1 Ограничений нет Ограничений нет

5 За исключением обязательного государственного страхования.

6 За исключением страхования государственных закупок и обязательного страхования иного, чем обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7 Кроме перестрахования рисков, связанных со страхованием государственных закупок и обязательным страхованием иным, чем обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств.

8 За исключением случаев, описанных в обязательствах по трансграничному способу поставки услуг по страхованию.

9 За исключением случаев, описанных в обязательствах по трансграничному способу поставки услуг по страхованию.

На основании проанализированных выше положений Протокола автор делает вывод о том, что в результате присоединения РФ к ВТО 50% национального страхового рынка РФ будет сохранено исключительно за национальными страховыми компаниями, при этом на оставшейся половине рынка будет иметь место конкуренция между национальными страховщиками и как дочерними организациями иностранных страховщиков, так и их филиалами. Вышеуказанные договоренности влекут за собой возрастание риска утраты лидирующих позиций национальными страховщиками РФ.

Суммируя вышеизложенное, автор считает, что во время «переходного этапа» присоединения РФ к ВТО, ключевыми, стратегически важными для экономики РФ должны стать следующие направления развития:

• укрепление и развитие национальной системы страхования РФ,

• максимальное привлечение российских страховщиков во все области и формы страховой защиты субъектов экономической деятельности РФ, а полученные ими инвестиционные ресурсы — в развитие экономики РФ.

Стратегическое развитие страхования в РФ

Текущее состояние системы государственного регулирования страхования в РФ характеризуется следующими аспектами.

При выполнении анализа необходимо:

а) кратко описать текущее состояние системы государственного регулирования страхования в РФ,

б) принять во внимание стратегические направления развития страховой отрасли Российской Федерации, детальным образом изложенные в «Стратегии развития страховой деятельности в Российской Федерации», утвержденной Распоряжением Правительства РФ от 22 июля 2013 г. № 1293-р (далее по тексту — «Стратегия»), согласно которой [6] «основной целью настоящей Стратегии является комплексное содействие развитию страховой отрасли, в частности превращению ее в стратегически значимый сектор экономики России, обеспечивающий:

• повышение экономической стабильности общества;

• повышение социальной защищенности граждан и снижение социальной напряженности в обществе путем проведения эффективной страховой защиты имущественных интересов граждан и хозяйствующих субъектов;

• привлечение инвестиционных ресурсов в экономику страны».

Текущее состояние системы государственного регулирования страхования в РФ характеризуется следующими основными признаками:

а) страховой надзор осуществляется на основании жестко установленных для всех участников рынка правил, позволяющий Регулятору оценить, выполняют ли страховщики требования действующего законодательства и основанные на нах нормативные требования, устанавливающих требования к:

• платежеспособности (достаточность капитала);

• адекватности страховых резервов, сформированных в обеспечение договоров страхования/перестрахования;

• обеспечению покрытия страховых резервов активами надлежащего качества10;

• обеспечению покрытия собственных средств (капитала) активами надлежащего качества.

Как результат, такой «жестко нормативный» подход может повлечь за собою вероятную недооценку платежеспособности ряда страховщиков, а также системы в целом.

б) для осуществления контроля Регулятор установил требование о регулярном (ежемесячный, ежеквартальный и ежегодный) предоставлении финансовой, надзорной и статистической отчетности страховщиками. Но при этом не в полной мере реализован консолидированный контроль (вкл. финансовое положение, достаточность капитала, уровень принимаемых рисков и внутригрупповые операции) за финансовыми (в т.ч. страховыми) группами;

в) не установлены обязанности для претендента на получение лицензии, ответственность за реалистичность бизнес-плана, в т.ч. в части продуктов, каналов дистрибуции, плановых объемов страховой премии и прогноза финансового результата деятельности, скорректированных на риск-профиль планируемого бизнеса;

г) не установлено специальных профессиональных и финансовых требований к страховым посредникам (за исключением отсутствия предшествующей криминальной деятельности);

д) действующим законодательством сформулированы исключительно общие подходы к корпоративному управлению страховщиками, включающие в себя требования к системе внутреннего контроля обеспечить:

• эффективности страховых операций и управления рисками;

• достоверность финансовой отчетности;

• соответствие деятельности требованиям действующего законодательства;

• обнаружение признаков преступной деятельности, а также борьбу с отмыванием денег и финансированием терроризма;

е) не установлены законом требования к акционерам и членам Совета директоров страховщика, включающие в себя требования к репутации и профессиональной компетентности;

ж) основанное на правилах регулирование страхования не предусматривает использование страховщиком инструментов оценки собственного риска и платежеспособности (ORSA)11 для контроля адекватности управления собственными рисками, а также текущей и прогнозной будущей оценки платежеспособности;

10 Требования к качеству и достаточности активов, принимаемых как в покрытие страховых резервов, так и в покрытие собственных средств (капитала), устанавливаются Регулятором.

11 ORSA — Own risk and solvency assessment — требует, чтобы страховщики «выпускали свою собственную оценку их текущего и будущего риска, осуществляемую посредством внутреннего процесса самооценки риска».

Таблица 3

Количественные показатели степени концентрации страхового рынка РФ12

№ Показатель/Год 2011 2012 2013 2014

1 Доля начисленной премии по договорам страхования, отличном от страхования жизни,%

1.1. Пять крупнейших страховщиков (агрегировано) 42 43 43 47

1.2. Десять крупнейших страховщиков (агрегировано) 59 61 62 65

2 Доля начисленной премии по договорам страхования жизни,%

2.1. Пять крупнейших страховщиков (агрегировано) 52 44 49 57

з) требования к достаточности собственного капитала в значительной степени соответствуют требованиям, установленными в ЕС Директивами Solvency I;

и) действующие нормы регулирования не предусматривают наличия у страховщика сформулированной политики перестрахования, которая бы определяла бы активности страховщика в области перестрахования в соответствии с его профилем риск-аппетита и допустимым, исходя из собственного капитала, объемом собственного удержания;

к) установленные жесткие ограничения в части инвестиционных активностей освобождают страховщиков от необходимости сформулировать и утвердить инвестиционную политику;

л) продолжается тенденция на увеличение концентрации национального страхового рынка РФ. Количественные показатели степени концентрации представлены в таблице 3.

м) применение нормативного порядка расчета страховых резервов (несмотря на введенное требование ежегодного актуарного оценивания страховых резервов) принципиальным образом отличается от внедряемого в настоящее время подхода PBR13, а также не принимает во внимание как размер страховщика, так и специфические особенности его бизнеса;

н) отсутствуют регуляторные требования к «качеству» страховых посредников, которые (за исключением страховых брокеров) не являются субъектом лицензирования и регулирования.8

Достижение целей Стратегии предполагается путем решения следующих ключевых задач:

• развитие добровольных видов страхования, взаимного страхования, новых подходов к страхованию, направленных на удовлетворение массовой потребности в страховых услугах;

12 Источник данных: Центральный Банк РФ

13 Principle-Based Reserving [8]

• повышение инвестиционной привлекательности и формирование добросовестной конструктивной конкуренции, обеспечивающей качество страховых услуг и эффективность страховой деятельности;

• обеспечение баланса интересов между страховщиками, страховыми посредниками и страхователями (выгодоприобретателями), выработка мер по повышению качества предоставляемых страховщиками услуг в целях защиты прав потребителей страховых услуг, а также повышение их ответственности при выборе и организации способов страховой защиты и исполнении условий договоров страхования;

• сокращение предпосылок для возникновения споров между страховщиками и потребителями их услуг;

• создание эффективных механизмов досудебного урегулирования споров, в частности института страхового омбудсмена;

• расширение сферы деятельности участников и субъектов страхового дела при обеспечении гарантий защиты прав потребителей их услуг;

• повышение стабильности, надежности инфраструктуры страхового рынка, оперативности и эффективности его деятельности;

• обеспечение эффективного использования бюджетных средств на страхование и повышение значимости страховой защиты.

1. Развитие государственного контроля и надзора

Одним из ключевых направлений реализации Стратегии является повышение эффективности форм и методов государственного контроля и надзора за субъектами страхового дела и обеспечения их финансовой устойчивости, которое необходимо для «... повышения прозрачности, стабильности и зрелости российского страхового рынка, гармонизации российского страхового законодательства с международной практикой и рекомендациями Международной ассоциации страховых надзоров и Организации экономического сотрудничества и развития.»14.

В целях достижения поставленных в Стратегии целей предполагается реализация следующих основных задач:

• совершенствование механизмов проверки соискателя лицензии на соответствие лицензионным требованиям при подаче заявления на выдачу лицензии на осуществление страховой деятельности (дополнительных видов страхования);

• внедрение в деятельность органа страхового надзора методов оперативного мониторинга и оценки финансовой устойчивости страховщиков с применением средств автоматизации;

• повышение эффективности и оперативности контроля за деятельностью субъектов страхового дела и переход к контролю на основе отчетности, составленной по международным стандартам финансовой отчетности;

14 Пункт 9 Главы III Стратегии.

• совершенствование регулирования вопросов проведения проверок субъектов страхового дела;

• развитие и расширение иных форм и методов государственного страхового надзора, в том числе направленных на повышение ответственности страховщика за необоснованное сбережение сумм в связи с неисполнением обязательств, возложенных на него в силу закона.

Примечание — Перечень задач дан в формулировках, использованных в Стратегии.

Помимо этого, в периметр задач, необходимых к реализации в рамках Стратегии, Прави-тельством РФ включены задачи разработки и внедрения комплекса мер по совершенствованию и систематизации применяемых органом страхового надзора санкций к субъектам страхового дела, предусматривающий в частности:

• применение органом страхового надзора системы мер реагирования и воздействия на субъектов страхового дела в случае выявления факта нарушения ими страхового законодательства и при выявлении обстоятельств, при которых непринятие или несвоевременное принятие решения об изменении сложившейся практики осуществления субъектом страхового дела своей деятельности приведет к нарушению страхового законодательства;

• наделение органа страхового надзора полномочиями по применению мер административного наказания в виде административного штрафа и (или) дисквалификации в случае нарушения субъектом страхового дела (юридическим лицом) или его должностным лицом страхового законодательства;

• введение дифференцированной системы мер страхового надзора в зависимости от вида и тяжести нарушения субъектом страхового дела страхового законодательства, а также перечня оснований для применения указанных мер;

• разделение оснований, по которым органом страхового надзора выдаются предписания, от составов административных правонарушений, влекущих наложение органом страхового надзора административного наказания;

• учет специфики деятельности субъектов страхового дела и необходимости поддержания их финансовой устойчивости для своевременного исполнения обязательств по договорам страхования, обуславливающий умеренность размеров административных штрафов и их соразмерность тяжести допущенного субъектом страхового дела нарушения;

• расширение функций органа страхового надзора в части осуществления контроля за деятельностью профессиональных объединений страховщиков в сфере обязательного страхования.

2. Развитие внутреннего контроля

Необходимо принять меры по развитию института внутреннего контроля в страховых организациях, который является эффективным инструментом по выявлению и оценке рисков, поддержанию их на приемлемом уровне, не угрожающем финансовой устой-

чивости и платежеспособности страховщика, а также развитию внутреннего аудита в страховых организациях как ключевого звена их системы внутреннего контроля.

3. Развитие перестрахования

Следует совершенствовать регулирование перестрахования, например, посредством установления принципов или алгоритмов определения размеров собственного удержания страховщиков, деятельности перестраховочных пулов, а также совершенствовать перестраховочную политику страховщиков для обеспечения финансовой устойчивости операций по отдельным видам страхования.

4. Развитие отчетности

Необходимо продолжение работ по повышению качества и прозрачности информации, раскрываемой субъектами страхового дела в бухгалтерской (финансовой) отчетности, консолидированной финансовой отчетности, статистической отчетности, а также отчетности, представляемой в порядке надзора, ориентируясь на международную практику осуществления контроля и надзора.

Для надлежащего исполнения органом страхового надзора полномочий по контролю за достоверностью представляемой субъектами страхового дела отчетности, необходимо выработать критерии ее недостоверности, а также организовать систему реагирования на выявленные факты искажения показателей отчетности и меры воздействия за попытки скрыть реальное положение дел.

На завершающем этапе реформирования системы отчетности субъектов страхового дела следует создать нормативно-правовые условия для поэтапного перехода страховщиков (за исключением обществ взаимного страхования) на международные стандарты финансовой отчетности и последующего отказа от составления отчетности по национальным стандартам бухгалтерского учета, исключив двойную нагрузку на них.

Примечание — включая выработку подходов и методов осуществления надзора за страховыми группами и финансовыми конгломератами.

5. Развитие российского рынка как участника международного рынка

Помимо совершенствования процедур государственного регулирования рынка страхования РФ, положениями Стратегии предусматриваются действия государства по усилению роли российского страхового рынка на международном уровне, обусловленные, с одной стороны, расширением сферы деятельности его участников, а также необходимостью повышения стабильности и надежности инфраструктуры рынка страхования, а с другой стороны, вступлением Российской Федерации в ВТО15 и вытекающей из этого неизбежностью совершенствования российского законодательства (в т.ч. в области страхования) в части:

15 См. п. 4 таблицы 1.

• определения форм и порядка участия иностранных инвесторов в создании и управлении страховыми организациями и их филиалами;

• разработки подходов к осуществлению надзора и контроля за деятельностью иностранных страховщиков и их филиалов на территории Российской Федерации, а также трансграничными страховыми операциями.

Для обеспечения конкурентоспособности российского страхового рынка на международном уровне необходимо четко формализовать поле деятельности иностранных страховщиков и их филиалов на территории Российской Федерации для осуществления отдельных видов страхования (например: обязательное страхование, в том числе обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств, страхование жизни, страхование для государственных нужд).

В рамках подготовки Российской Федерации к вступлению в Организацию экономического сотрудничества и развития (далее по тексту — «ОЭСР») необходимо принять дополнительные меры по совершенствованию деятельности российских страховщиков в соответствии с международными стандартами и рекомендациями ОЭСР [8].

В контексте взаимного сотрудничества со странами — членами Единого экономического пространства, Евразийского экономического сообщества и Европейского экономического сообщества представляется целесообразным:

• продолжить интеграционные процессы отдельных областей страховых рынков государств-участников,

• создать правовые основы в рамках сотрудничества в сфере страхования между Российской Федерацией и иными международными организациями (по аналогии с ЕС).

Также представляется необходимым обеспечение постоянного диалога, направленного на развитие сотрудничества и сближение регулирующих систем в сфере страхования, которые будут получены в результате реализации международных проектов, рекомендаций и директив Международной ассоциации страховых надзоров и Европейского союза [9].

Рекомендации по развитию государственного регулирования страхования в РФ

С целью последовательного развития страхового рынка РФ, а также нивелирования отрицательных последствий от вступления РФ в ВТО, представляется целесообразным принять ряд регулирующих мер, которые одновременно будут поддерживать национальных страховщиков, но при этом не будут противоречить принятым РФ обязательствам перед международным сообществом, которые позволят одновременно:

• модернизировать действующую систему государственного регулирования, приблизив ее к стандартам лучшей практики, применяемой в мире;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• повысить устойчивость и надежность субъектов страхового рынка;

• обеспечить потребителей страховых услуг качественными и надежными страховыми продуктами.

Для достижения этих целей предлагаются к рассмотрению следующие действия:

5.3.1. организовать в РФ интегрированный надзор, как за смешанными финансовыми группами (в т.ч. включающими в себя страховые организации), так и за страховыми группами, с целью контроля, в первую очередь, за:

• консолидированным уровнем риска, принимаемого группой;

• качеством активов16, находящихся на консолидированном балансе группы;

• достаточностью собственного капитала группы;

• внутригрупповыми операциями участников группы;

5.3.2. обеспечить пошаговое внедрение дифференцированного риск-ориентированного похода к надзору (как шаг на пути к внедрению надзора в соответствие с требованиями Solvency II (см. п. 5.3.4.), основывающемуся на дистанционном мониторинге широкого набора коэффициентов и соотношений, описывающих ключевые области деятельности страховщика/перестраховщика с одновременным безусловным уведомлением Регулятора о существенных отклонениях для принятия им необходимых мер воздействия;

5.3.3. разработать и утвердить план последовательного перехода от существующего нормативного расчета маржи платежеспособности через полное внедрение требований, реализованных в Solvency I, к постепенному (адаптированному к условиям рынка) внедрению требований Solvency II;

5.3.4. разработать и утвердить план последовательного перехода от нормативного (основанного на утвержденных формулах) порядка расчета страховых резервов к их актуарному оцениванию с последующим его использованиюем при расчете платежеспособности страховщика;

5.3.5. подготовить план внедрения требования к минимальному размеру собственного капитала страховщика (аналог MCR в Solvency II), что позволит в условиях высококонцентрированного рынка исключить наиболее слабых и, соответственно, наиболее чувствительных к крупным фактам ущерба страховщиков;

5.3.6. ввести регуляторное требование об обязательности наличия актуальной оформленной программы перестрахования, содержащей обоснования применяемых инструментов перестрахования и прогнозные расчетные показатели ее реализации;

5.3.7. разработать и внедрить нормативное требование выполнения каждым страховщиком обязательного ежегодного (лучше — ежеквартального) стресс-тестирования, позволяющего определить чувствительность страховщика к негативным экстремальным воздействиям и достаточность его собственного капитала;

5.3.8. установить специальные нормативные требования к:

• собственникам страховщика;

16 Включая контроль за специальными инвестиционными активами, предоставляемыми один участником группы другому.

• к образованию, опыту работы, а также деловой репутации членов Совета директоров (при наличии), а также к ответственности за принимаемые ими решения по управлению страховщиком;

5.3.9. установить требование ведения Регулятором единого реестра страховых посредников (включив в него не только брокеров, но и агентов), который подтверждал бы профессиональную принадлежность посредника и позволял бы обеспечить его ответственность за недобросовестное поведение на рынке;

5.3.10. установить специальные требования к страховым агентам (вкл. юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц), предусматривающие обязательность профессиональной сертификации и регистрации для ведения деятельности, а также:

• наличие гражданства (либо вид на жительство) РФ;

• наличие высшего либо средне-специального образования;

• успешное освоение специализированного учебного курса;

• успешная сдача экзамена на право ведения профессиональной деятельности;

• размещение в уполномоченном банке депозита в пользу страховщика17 на срок действия агентского договора, подтверждающего платежеспособность агента. При этом размер депозита может быть дифференцирован для юридических и физических лиц;

• наличие актуального договора страхования гражданской ответственности агента, действующего в течение срока действия агентского договора последнего. При этом минимальный размер ответственности по договору может быть дифференцирован для юридических и физических лиц;

• отсутствие действующей профессиональной дисквалификации либо иных законодательных ограничений на осуществление профессиональной деятельности;

• регистрация в уполномоченном органе исполнительной власти РФ в качестве страхового агента;

5.3.11. рассмотреть вопрос введения требования о работе агента исключительно на одного страховщика с одновременной ответственностью страховщика за деятельность такого агента;

5.3.12. установить требование обязательного наличия денежного резервного депозита в российской кредитной организации на весь период деятельности иностранного страховщика на территории РФ. Размер депозита определяется в зависимости от вида операций с ежегодным пересчетом исходя из объема страховых операций данного страховщика;

5.3.13. установить требование обязательного ежегодного представления иностранными участниками (инвесторами) страховщика в Центральный Банк РФ отчета

17 В соответствие со статьей 842 ГК РФ.

о финансовом положении, отчета о совокупном доходе, отчета об изменениях в капитале и аудиторского заключения по итогам года;

5.3.14. установить нормативные ограничения на возможности инвестирования средств страховых резервов в активы, размещенные/обращаемые за пределами РФ.

Заключение

В ближайшее время, в период с 2016 по 2021 гг., будет законодательно разрешен выход на российский рынок страховых услуг субъектов иностранных государств, не зарегистрированных в качестве юридических лиц, действующих в рамках юрисдикции РФ. Поэтому насущной необходимостью является проведение исследований, направленных на:

• переосмысление роли государства в обеспечении устойчивости и надежности российского рынка страховых услуг;

• выработку новых подходов и процедур государственного контроля участников страхового рынка.

В данной статье автором проведен анализ действующей системы регулирования страховой отрасли РФ, а также сформулирован ряд конкретных предложений по совершенствованию действующей системы регулирования страховых организаций РФ, которые носят практический характер и могут быть использованы Центральным Банком и органами исполнительной власти РФ при реализации Стратегии развития страховой деятельности в Российской Федерации, утвержденной Распоряжением Правительства РФ от 22 июля 2013 г. № 1293-р.

Отдельные из поднимаемых автором в исследовании вопросов уже находятся на повестке дня Центрального Банка РФ и профессионального сообщества субъектов страхового дела, при этом есть ряд предложений (в т.ч. касающийся регулирования финансовых групп, а также подходов к расчету страховых резервов и пр.), требующих дополнительного внимания со стороны Регулятора.

источники:

1. Кондратьев Н.Д. Проблемы экономической статики и динамики. — М.: Наука, 1991.

2. Юлдашев Р.Т., Цветкова Л.И. Практика развития страхового бизнеса. — М.: Анкил, 2011. — 276 с.

3. Мюллер П. Всероссийском собрании по развитию национальной системы страхования в РФ. — Москва, 1999.

4. Stroinski E. Bankruptcies and New Insurance Law in Poland // The International Journal of Insurance Law. — 1997. — p. 18-19.

5. О присоединении Российской Федерации к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации от 15 апреля 1994 г.: протокол от 16.12.2011. СПС «Консультант Плюс». [Электронный ресурс]. URL: http://www. consultant.ru/document/cons doc LAW 132721/.

6. Стратегия развития страховой деятельности в Российской Федерации до 2020 года: утв. распоряжением Правительства РФ от 22.07.2013 № 1293-р.

7. Cbr. [Электронный ресурс]. URL: http://www.cbr.ru/finmarkets/files/supervision/Inf note feb 2416.pdf.

8. Acli. [Электронный ресурс]. URL: https://www.acli.com/Issues/Principle-Based%20 Reserves/Pages/76.aspx.

9. О работе по основным направлениям сотрудничества с ОЭСР Министерство экономического развития Российской Федерации 24 мая 2015 г.

REFERENCES:

Acli. (in Russian). Retrieved from https://www.acli.com/Issues/Principle-Based%20 Reserves/Pages/76.aspx

Cbr. (in Russian). Retrieved from http://www.cbr.ru/finmarkets/files/supervision/Inf note feb 2416.pdf

Kondratev N.D. (1991). Problemy ekonomicheskoy statiki i dinamiki [Issues of economic statics and dynamics] M.: Nauka. (in Russian).

Myuller P. (1999). All-Russia meeting on development of the national insurance system in Russia. (in Russian).

Stroinski E. (1997). Bankruptcies and New Insurance Law in Poland The International Journal of Insurance Law. 4. 18-19.

Yuldashev R.T., Tsvetkova L.I. (2011). Praktika razvitiya strakhovogo biznesa [Development practice of insurance business] M.: Ankil. (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.