Научная статья на тему 'Международная кредитная политика России'

Международная кредитная политика России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1624
255
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА / ЗАДОЛЖЕННОСТЬ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН ПЕРЕД РОССИЕЙ / СПИСАНИЕ ДОЛГА / ПАРИЖСКИЙ КЛУБ КРЕДИТОРОВ / ЕВРАЗИЙСКИЙ ФОНД СТАБИЛИЗАЦИИ И РАЗВИТИЯ / CREDIT POLICY / FOREIGN DEBT TO RUSSIA / DEBT WRITE-OFF / PARIS CLUB OF CREDITORS / EURASIANSTABILIZATION AND DEVELOPMENT FUND

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Хейфец Борис Аронович

В статье анализируются кредитная политика России и политика по управлению непогашенной задолженностью зарубежных стран перед Россией. Выделяются 4 этапа, когда происходили существенные изменения в российской политике в данной области. Происходит активизация кредитной политики на современном этапе, что способствует развитию внешней торговли и инвестиционной экспансии российских компаний. Уменьшается доля финансовых кредитов и усиливается роль целевых кредитов, которые фактически стимулируют экспортные поставки товаров и услуг российских компаний. Особое внимание уделяется развитию кредитных отношений со странами СНГ, прежде всего с государствами Евразийского экономического союза. Возрастает роль Евразийского банка развития в кредитовании партнеров России. Отмечается необходимость учета ошибок, допущенных в прошлом в кредитной политике бывшего СССР и самой России. Также полезным было бы изучение опыта кредитной политики Китая и других зарубежных стран.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

International Credit Policy of Russia

The paper analyzes the credit policy of Russia and the policy of managing outstanding debts owed by foreign countries to Russia. There are four stages, when there have been significant changes in Russian policy in this area. There is an intensification of credit policy at the present stage, which contributes to the development of foreign trade and investment expansion of Russian companies.Particular attention is paid to the development of credit relations with the CIS countries, primarily with the states of the Eurasian Economic Union. The role of the Eurasian Development Bank in lending to Russia’s partners is growing. It is noted that it is necessary to take into account the mistakes made in the past in the credit policy of the former USSR and Russia itself. It would also be useful to study the experience of the credit policy of China and other foreign countries.

Текст научной работы на тему «Международная кредитная политика России»

Международная кредитная политика России

УДК 339.7(470+571) ББК 65.268 (2Рос) Х-358

Б.А. Хейфец,

доктор экономических наук, Институт экономики РАН -главный научный сотрудник, Финансовый университет при

Правительстве РФ - профессор

Аннотация

В статье анализируются кредитная политика России и политика по управлению непогашенной задолженностью зарубежных стран перед Россией. Выделяются 4 этапа, когда происходили существенные изменения в российской политике в данной области. Происходит активизация кредитной политики на современном этапе, что способствует развитию внешней торговли и инвестиционной экспансии российских компаний. Уменьшается доля финансовых кредитов и усиливается роль целевых кредитов, которые фактически стимулируют экспортные поставки товаров и услуг российских компаний. Особое внимание уделяется развитию кредитных отношений со странами СНГ, прежде всего с государствами Евразийского экономического союза. Возрастает роль Евразийского банка развития в кредитовании партнеров России. Отмечается необходимость учета ошибок, допущенных в прошлом в кредитной политике бывшего СССР и самой России. Также полезным было бы изучение опыта кредитной политики Китая и других зарубежных стран.

Ключевые слова: кредитная политика, задолженность зарубежных стран перед Россией, списание долга, Парижский клуб кредиторов, Евразийский фонд стабилизации и развития.

B.A Kheyfets,

Doctor of Economic Sciences, Institute of Economics, Russian academy of Sciences -Chief Researcher, Financial University under the Government of the Russian Federation - Professor

The paper analyzes the credit policy of Russia and the policy of managing outstanding debts owed by foreign countries to Russia. There are four stages, when there have been significant changes in Russian policy in this area. There is an intensification of credit policy at the present stage, which contributes to the development of foreign trade and investment expansion of Russian companies. Particular attention is paid to the development of credit relations with the CIS countries, primarily with the states of the Eurasian Economic Union. The role of the Eurasian Development Bank in lending to Russia's partners is growing. It is noted that it is necessary to take into account the mistakes made in the past in the credit policy of the former USSR and Russia itself. It would also be useful to study the experience of the credit policy of China and other foreign countries.

Keywords: credit policy, foreign debt to Russia, debt write-off, Paris Club of creditors, Eurasian Stabilization and Development Fund.

International Credit Policy of Russia

Abstract

7 - 2017

Российский внешнеэкономический вестник

95 Q

РОССИЯ — МЕЖДУНАРОДНЫЙ КРЕДИТОР

На начало 2016 г. Россия являлась кредитором 51 страны, большая часть которых получила кредиты еще во времена СССР. С ними действует 152 межправительственных соглашения1. С 2008 г. сведения об их долге не публикуются. Это обусловлено тем, что отдельные должники не были согласны с оценками данной задолженности российской стороной по разным причинам2, а также соображениями сохранения конфиденциальности ряда новых кредитных соглашений.

Проблема задолженности зарубежных стран с самого начала была связана с решением нескольких сложных вопросов: признания России как правопреемницы СССР и конвертирования советских рублей в доллары и т.п. По новым кредитам, предоставленным Россией зарубежным странам, никаких спорных вопросов нет. Однако многие аспекты такого кредитования имеют политический и коммерческий характер. С 2008 г. не публикуется в открытом режиме составная часть федеральных законов о федеральном бюджете «Программа предоставления Российской Федерацией государственных кредитов иностранным государствам, их юридическим лицам, а также инвестиций за пределами территории РФ», которой присвоен гриф «секретно».

Динамика задолженности зарубежных стран перед Россией на 1 января 2007 г. отражена в таблице 1.

Таблица 1

Структура финансовых требований бывшего СССР/России к иностранным государствам, на начало года, млрд долл.*

1989** 1991** 1999 2001 2003 2004 2005 2006 2007

Всего 145,4 145,2 131,1 104,4 95,0 86,1 86,4 72,3 73,4

В том числе: Куба 26,3 28,3 19,0 _ 20,1 20,5 20,7 20,6 20,6

Монголия 16,1 17,8 11,3 11,6 11,5 0,2 0,2 0,2 0,2

Вьетнам 15,4 16,8 10,5 — 1,2 0,6 0,6 0,6 0,6

Индия 15,1 16,3 3,4 — 2,6 2,7 2,3 2,7 3,0

Сирия 11,4 11,7 13,5 12,7 13,6 14,0 14,4 1,4 1,3

Афганистан 5,1 8,0 9,8 9,2 9,7 10,1 10,2 10,3 10,4

Ирак 6,4 5,3 7,6 8,1 9,6 10,1 10,3 10,6 10,9

1 Внешэкономбанк. Годовой отчет за 2015 год. М.: ВЭБ, 2016. С. 44 URL: http://www. veb.ru/common/upload/files/veb/reports/annual/VEB_Annual_2015_2rus.pdf (дата обращения 24.05.2017).

2 См. Хейфец Б.А. Эффективность реализации зарубежных финансовых активов России // Вопросы экономики. 2004. №9. С. 77.

^ 96

Российский внешнеэкономический вестник

7 - 2017

1989** 1991** 1999 2001 2003 2004 2005 2006 2007

Йемен*** 4,7 5,7 7,5 — 1,3 1,3 1,3 1,3 1,2

КНДР 3,7 4,6 6,3 6,1 6,6 6,9 7,2 7,5 7,6

Эфиопия 4,9 5,3 6,4 — 1,3 1,3 1,3 0,2 0,2

Ангола 3,4 3,7 4,5 — 0,6 0,6 0,6 — —

Алжир 4,2 4,4 3,7 — 4,1 4,4 4,7 4,7 4,7

Ливия 2,9 — 3,1 3,2 3,3 3,4 3,5 3,5 3,6

Страны СНГ — — 6,4 3,4 3,4 3,3 3,3 3,3 3,2

Другие страны 25,8 — 18,1 — 6,1 6,7 7,1 6,7 5,9

Примечания к таблице:

* Включая задолженность иностранных банков и фирм и задолженность по договорам о переуступке прав требования; возможны некоторые неточности в связи с использованием различных источников информации, базирующихся на не всегда совпадающих данных Минфина России и ВЭБ; в 1999 г. и далее - оценка с новым коэффициентом пересчета задолженности социалистических стран - 1 переводный рубль - 1 долл.; курс пересчета в доллары для данных на 1 ноября 1989 г. и 1991 г. составил 0,59 руб. за 1 долл., на 1 января 1999 г. - 20,65 руб. за 1 долл.

** На 1 ноября.

*** Учитывается суммарная задолженность Йеменской Арабской Республики и Народной Демократической Республики Йемен, которые объединились в 1990 г.

Источник: Международные валютно-кредитные отношения. Под ред. Красавиной Л.Н. - М.: Юрайт, 2016. С. 527.

В 2007-2016 гг. Россия списала крупные суммы задолженности, которые были уточнены с учетом уточненных требований и накопившихся процентов на момент заключения соответствующих соглашений. Так, долги были списаны Афганистану (почти 11 млрд долл.), Алжиру (4,7 млрд), Ливии (4,5 млрд), Ираку (8 млрд), КНДР (11 млрд долл.). Был «прощен» существенный объем задолженности (около 1 млрд долл.) группе беднейших стран (латиноамериканской Гайане и 12 африканским государствам - Конго, Эфиопии, Гвинее, Гвинее-Бисау, Мозамбику, Замбии, Мадагаскару, Танзании, Бенину, Сан-Томе и Принсипи, Бурунди и Чаду) в рамках участия России в программах Официальной помощи развитию. Достигнуты договоренности о конверсии в инвестиции индийского долга, а также о продолжении Индией выплат по долгу, оставшемуся после списания части советских кредитов, и по кредитам, предоставленным Россией после 1991 г.

7 - 2017

Российский внешнеэкономический вестник

97 ^

Произошло также урегулирование оставшейся задолженности Монголии, ряда государств СНГ (Киргизии, Узбекистана). В 2014 г. была урегулирована кубинская задолженность - самый крупный внешнедолговой актив России. Также в 2014 г. было списано 31,7 млрд долл., или 90% итогового сальдо кубинской задолженности, а оставшуюся ее часть (примерно 3,5 млрд долл.) Куба обязалась погашать в течение 10 лет равными полугодовыми платежами3. Куба долго не признавала этого долга, выставляя встречный иск в размере около 30 млрд долл. с учетом потерь от внезапного разрыва связей с СССР и его правопреемницей Россией в начале 1990-х гг.

В результате произошло существенное уменьшение старых внешнедолговых требований России. Их объем можно оценить в размере не более 20-25 млрд долл. на начало 2016 г. При этом с середины 2000-х гг. проявилась тенденция к некоторому увеличению внешнедолговых активов за счет активизации российской кредитной политики. В целом задолженность иностранных государств перед Российской Федерацией с учетом начисленных процентов составила на начало 2016 г. в 34,0 млрд долл.4

ЭТАПЫ КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ

Подавляющая часть всех международных финансовых требований России исторически образовалось за счет задолженности тех стран, которым Советский Союз оказывал масштабное экономическое и техническое содействие в становлении национальной экономики укреплении ее обороноспособности на льготных условиях. Политико-идеологический характер таких кредитов во многом предопределил и особенности политики по управлению этими активами на разных этапах.

Первый этап начался после получения Россией в качестве правопреемника бывшего СССР прав требования по задолженности иностранных государств и продолжился до вступления России в 1997 г. в Парижский клуб кредиторов. Этот этап характеризовался отказом государства от целенаправленной политики по управлению зарубежными долговыми активами, стремлением избавиться от этих потенциально весомых в политическом и экономическом плане ресурсов, получив за них как можно скорее какую-то плату. Многие важные решения по международным долговым требованиям откладывались, не было достаточной гибкости на переговорах, не предлагались различные формы конверсии долга. Между тем, очевидно, что ряд компромиссных предложений,

3 Фаляхов Р. Россия простила Кубе $30 млрд долга // Газета. Ру. 2014. 15 июля.

4 Заключение Счетной палаты Российской Федерации на проект федерального закона «О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов». 2016. 7 ноября. № ЗСП-192/16-09 URL: http://www.ach.gov.ru/activities/audit-of-the-federal-bud-get/28584/ (дата обращения 08.11.2016).

^ 98

Российский внешнеэкономический вестник

7 - 2017

которые выдвигались в первой половине 1990-х гг. странами-должниками, или возможные варианты решения этих проблем (например, продажа долговых обязательств на вторичном рынке) были выгоднее для России, чем результаты, полученные в дальнейшем через 10-15 лет.

Наличие неурегулированных долговых требований препятствовало реализации новых, потенциально привлекательных для России проектов. Кроме того, свертывание торгово-экономического сотрудничества со странами-должниками усложнило урегулирование их долга перед Россией. Во многие из них, которые прежде активно сотрудничали с СССР, пришли иностранные компании, конкурировать с которыми сейчас российским компаниям сложно.

Второй этап продолжался с 1997 г. до примерно конца 2004 г. Вступление России в 1997 г. в Парижский клуб кредиторов, который занимается урегулированием правительственных долгов, стало поворотным моментом в политике управления международными долговыми активами. Это позволило перейти к уже принятым международным сообществом методам решения данных проблем и заставило ряд ее безнадежных должников кардинально изменить отношение к переговорам с Россией и полностью или частично признать старые обязательства. Однако это обусловило в дальнейшем списание значительной части долга, так как по правилам Парижского клуба не признавались долги по поставкам оружия и оказанию военно-технического содействия. А в задолженности перед бывшим СССР на такие долги приходилась основная часть всех обязательств (по некоторым оценкам, до 80%).

Данный этап характеризуется активизацией усилий по реструктуризации задолженности стран-должников перед Россией на условиях Парижского клуба: было заключено почти 30 соглашений такого рода. Особенно активно данный процесс проходил в 2001—2003 гг. Соглашениями предусматривались списание от 35% до 80% задолженности по кредитам, использованным до 1 января 1992 г., и реструктуризация оставшейся части долга на период от двух до 33 лет. Соглашения с некоторыми странами (Вьетнам, Монголия) предусматривали более льготные условия урегулирования задолженности в виде исключения.

Урегулирование крупных сумм задолженности Ирака, Сирии, Алжира, Ливии в 2004-2009 гг. позволяет выделить третий этап в российской политике управления международными финансовыми требованиями. Реструктуризация задолженности перечисленных стран была осуществлена на особых условиях, отличных от правил Парижского клуба, по которым данные государства в силу величины ВВП на душу населения и показателей долговой нагрузки не могли бы рассчитывать на списание долга.

Так, Соглашение с Сирией (2005 г.) предусматривало, что из сирийского государственного долга в размере 13,4 млрд долл. будет списано 9,8 млрд, из оставшихся 3,6 млрд долл. Россия получит валютой 1,5 млрд долл., а 2,1 млрд долл.

7 - 2017

Российский внешнеэкономический вестник

99 0

будут конвертированы в местную валюту и зачислены на специальный счет в государственном банке Сирии. Эти деньги могут быть инвестированы в совместные проекты, уже реализуемые в Сирии российскими компаниями, и новыми. Сирия также обязалась закупать российское вооружение и услуги по модернизации военной техники.

Полное списание задолженности Алжира (4,7 млрд долл. на 1 февраля 2006 г.) было основано на договоренности о крупных закупках этой страной российской промышленной продукции, прежде всего военной техники, на не меньшую сумму. Долг списывается поэтапно, в соответствии с поступлением платежей из Алжира за российские экспортные поставки. Подобную схему предполагалось применить и при урегулировании ливийского долга.

Применение схем «долг на экспорт», «долг на доступ к активам» и т.п. позволило заменить сложные и длительные переговоры, которые зачастую не приносили никаких результатов, конкретными сделками. Бенефициарами этих сделок стали российские компании, в том числе с государственным участием. Урегулирование спорных вопросов создало предпосылки для активизации сотрудничества со странами-должниками.

Мировая практика также показывает, что развитые страны все охотнее идут на списание долгов не только бедным, но и более развитым и лояльным им странам, в целях укрепления своих позиций на их рынках. В этот период также происходило урегулирование задолженности с некоторыми странами - должниками России по правилам Парижского клуба.

Четвертый этап управления внешнедолговыми активами России наступил с начала второго десятилетия 2000-х годов. На этом этапе продолжаются завершение некоторых неурегулированных вопросов задолженности зарубежных государств перед Россией, выполнение заключенных ранее соглашений о реструктуризации и использовании такой задолженности, включая ее инвестирование в проекты с участием российских компаний в странах-должниках. При этом ведется работа по всем уже использовавшимся ранее направлениям управления внеш-недолговыми активами, апробированным на предыдущих этапах. Одновременно происходит активизация кредитной политики за счет предоставления новых кредитов.

По договоренности с Индией Росимущество инвестировало 600 млн долл. в акции, эмитированные дополнительно индийским оператором мобильной связи Sistema Shyam Tele Services (SSTS). Эта компания является индийской «дочкой» российской АФК «Система». В результате этой покупки доля Росимущества в капитале SSTS составила около 17%, а доля АФК «Системы» уменьшилась с 73,7% до примерно 56,6%. Причем эту сделку следует рассматривать как государственный кредит для российской компании, так как АФК «Система» может выкупить эти акции у Росимущества по рыночной цене или по цене покупки плюс небольшие проценты на вложенный капитал. В соответствии с договоренностью по ре-

^ 100

Российский внешнеэкономический вестник

7 - 2017

структуризации задолженности КНДР, 10% ее оставшегося после списания долга предполагается использовать для осуществления совместных проектов.

По мере укрепления экономики и финансового положения Россия стала активнее предоставлять кредиты зарубежным странам, что ведет к образованию новых международных финансовых требований. При этом расширился географический диапазон внешней кредитной политики и повысился общий объем кредитования.

Россия предоставила ряд финансовых кредитов, которые пошли на решение бюджетных проблем и повышение финансовой устойчивости заемщиков. Так, в конце 2011 г. Россия дала кредит Кипру в 2,5 млрд долл. под 4,5% годовых на срок до пяти лет. У Кипра тогда было не самое критическое финансовое положение в еврозоне, хотя оно стало ухудшаться. Существенно то, что на Кипре зарегистрировано большое количество офшорных компаний, многие из которых владеют крупными активами в России или являются важнейшей частью офшорных финансово-производственных сетей, сформированных российскими бенефициарами. Кипр превратился в центр перераспределения потоков капитала в Россию и из нее. В начале 2011 г., по оценке Банка России, на долю Кипра приходилось 33% прямых иностранных инвестиций, накопленных в России, и 41,7% российских прямых инвестиций, накопленных за рубежом. В 2013 г. этот кредит был реструктурирован: срок возврата был пролонгирован на 5 лет, а ставка кредита снижена до 2,5%.

В 2010 г. Россия выделила Сербии 200 млн долл. для стабилизации бюджета под 3,4% годовых сроком на 11 лет. Позднее Сербии было выделено еще 800 млн долл. для модернизации железных дорог под 4,1% годовых. В 2013 г. Россия снова предоставила Сербии для покрытия бюджетного дефицита государственный финансовый кредит в размере 500 млн долл. сроком на 10 лет под 3,5%.

Постепенно увеличивается количество целевых кредитов предоставленных для оплаты российского экспорта или оказываемых Россией строительных, консультационных и других услуг при сооружении объектов в государства-заемщики. Основная часть этих средств фактически поступает на счета российских организаций, занимающихся соответствующим производством и экспортом. Или поступает в иностранные банки для оплаты поставок или услуг российских компаний. Так, в 2015 г. более 90% портфеля кредитов в целях поддержки экспорта (78,6 млрд руб.), предоставленных Внешэкономбанком составляли кредиты иностранным банкам и иностранным небанковским структурам иностранных государств5.

Некоторые кредиты имеют стратегическую направленность на получение определенных преференций для инвестиций российских компаний в экономику стран-заемщиков.

5 Внешэкономбанк. Годовой отчет за 2015 год. М.: ВЭБ, 2016. С. 25 .

7 - 2017

Российский внешнеэкономический вестник

101 ^

Во многом это кредитование собственной экономики. Предоставление целевых кредитов широко используется Китаем, что позволяет ему лучше использовать свои производственные мощности и трудовые ресурсы. Такую кредитную политику Китай активно использует при реализации своего грандиозного проекта «Один пояс - один путь».

В 2011 г. Россия предоставила кредит Венесуэле (4 млрд долл.) для оплаты закупок российских вооружений, которые являются важной статьей российского экспорта. Кроме поддержки российского ВПК подобный кредит способствует созданию благоприятного климата для российских компаний, заинтересованных в работе в Венесуэле. В частности, в 2010 г. Роснефть, ЛУКойл, ТНК — ВР, Газпром-нефть, Сургутнефтегаз выиграли право на 40%-ное участие в проекте по разработке месторождения «Хунин-6» в бассейне Ориноко. За допуск к участию в данном проекте Россия должна выплатить Венесуэле бонус в 1 млрд долл. При этом Венесуэла в сентябре 2016 г. добилась реструктуризации своего долга в 2,8 млрд долл. перед Россией, в результате чего первый платеж в погашение долга был отсрочен до марта 2019 г.

В 2016 г. было принято решение о предоставлении Индии кредита в 3,4 млрд долл. для строительства АЭС «Куданкулам». Египту будут предоставлены кредиты на сооружение первой в стране АЭС, которые обеспечат финансирование 85% всех затрат по проекту. Также на сооружение АЭС будут предоставлены крупные кредиты Вьетнаму, Венгрии, Бангладеш. Например, кредит Бангладеш может составить 11, 38 млрд долл. Эти средства можно будет использовать в 2017-2024 гг. и оплатить до 90% стоимости строительства. Погашать кредит Бангладеш будет в течение 30 лет, начиная с марта 2027 г. В 2018 г. Россия предоставит Индии кредит в размере 4,2 млрд долл. сроком на 10 лет на строительство 5-го и 6-го блоков АЭС «Куданкулам»6.

Ирану будет дан кредит в 2,5 млрд долл. на электрификацию железной дороги Гармсар - Инче-Бурун и строительство ТЭС в Бандар-Аббасе.

Россия предоставила кредит Кубе в размере 1,2 млрд евро со ставкой 4,5% годовых для строительства энергоблока на ТЭС «Максимо Гомес» и трех энергоблоков на ТЭС «Восточная Гавана». Кредит предоставлен на 2016-2024 гг. Погашать кредит Куба будет в течении 10 лет равными полугодовыми платежами.

Большая кредитная поддержка оказывается Сирии. Уже во время боевых действий она получила от России кредит на 1,5 млрд долл., не считая военных кредитов, сумма которых не разглашается. Однако, по мнению некоторых экспертов, благодаря этим кредитам «российские компании получат привилегированное по-

6 Россия предоставит Индии кредит на 4,2 млрд долларов (http://www.fair.ru/rossiya-predostavit-mdii-kredit-mЫ-doИarov-17060119300041.htm).

^ 102

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Российский внешнеэкономический вестник

7 - 2017

ложение в Сирии. Речь идёт и о серьёзных нефтегазовых проектах, которые будут иметь влияние на мировой рынок энергоносителей. Российские компании также будут получать заказы на строительство, поставку машин и оборудования, исполнять контракты на восстановление Сирии, в том числе на деньги международных организаций»7.

Еще одной формой кредитования Россией зарубежных стран стало участие в международных банках развития. В первую очередь это Евразийский банк развития (ЕАБР), который кредитует страны СНГ. В 2015 г. Россия вошла в капитал Нового банка развития (НБР) БРИКС и Азиатского банка инфраструктурных инвестиций (АБИИ). С другой стороны, участие в этих международных банках также дает возможность российским компаниям получать от них финансирование для реализации проектов в России.

КРЕДИТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ СО СТРАНАМИ СНГ

Государственный долг стран СНГ России образовался, в основном, в первой половине 1990-х гг. В 1992-1993 гг. в результате либерализации цен возникло значительное положительное сальдо в торговле России со странами СНГ, и Банк России был вынужден предоставить им технические (платежные) кредиты (в валютной оценке почти 5,3 млрд долл.). При этом был использован выгодный для заемщиков курс пересчета этих кредитов, что означало дополнительное скрытое кредитование Россией стран СНГ. Впоследствии эти кредиты были переоформлены в государственную задолженность стран СНГ перед Россией.

Дальнейший рост задолженности стран СНГ перед Россией почти на 900 млн долл. со второй половины 1993 г. до 2000 г. связан с новыми кредитами. При этом более 90% кредитов были связанными, т.е. предоставлялись для оплаты конкретных поставок российских товаров, а некоторые были предназначены для рефинансирования просроченной задолженности.

Страны СНГ частично обслуживали свою задолженность. В 1994-1997 гг. объем выплат по их государственным долгам перед Россией составил 1,5 млрд долл. Но в дальнейшем он уменьшился: в 1998 г. было выплачено 42,5 млн долл., в 1999 г. - 33,1 млн, в 2000 г. - 33,9 млн и в 2002 г. - 42 млн долл. Это значительно меньше обязательств по первоначальному графику платежей. Например, в 2000 г. выплаты стран СНГ должны были составить 187 млн долл., в 2001 г. — 235 млн долл.

Во второй половине 1990-х гг. благодаря урегулированию расчетов на принципах снятия взаимных претензий, а также взаимозачетов («нулевого варианта») и погашения долга задолженность по государственным кредитам ряда стран уменьшилась (Белоруссии) или была фактически ликвидирована (Украины, Казах-

7 Одолжит ли Россия Сирии деньги на восстановление страны? // Аргументы и Факты. 2016. 13 апреля (№15).

7 - 2017

Российский внешнеэкономический вестник

103 ^

стана, Азербайджана, Туркменистана). К началу 2007 г. задолженность стран СНГ составляла 3,2 млрд долл. В 2013 г. Киргизии было списано 489 млн долл., в 2016 г. Узбекистану - 865 млн долл., при этом Узбекистан единовременно погасил России 25 млн долл. оставшегося долга, а также отказался от своих претензий на раздел Алмазного фонда СССР.

Россия всегда оказывала финансовую поддержку странам СНГ в разных формах, причем не только в виде прямых кредитов. Эта поддержка была во многом обусловлена геополитическими причинами, прежде всего стремлением сохранить традиционные хозяйственные связи и развивать интеграционные процессы в СНГ и новом Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС).

На рубеже 2010-х гг. усилился коммерческий подход к сотрудничеству со странами СНГ. Это объективно потребовало перехода России от их скрытого субсидирования в форме льготных цен на нефть и газ к предоставлению финансовых кредитов, что усилило риск их невозврата. В 2008-2009 гг. в условиях мирового финансово-экономического кризиса Россия предоставила кредиты Белоруссии на 3,5 млрд долл., Молдавии - 100 млн долл., Армении - 500 млн долл. В 2014 г. был предоставлен новый финансовый кредит Белруссии в размере 450 млн долл. на 10 лет по ставке 4% годовых. Кредит будет погашаться 14 равными полугодовыми долями. В 2015 г. Белоруссия получила от России 10-летний кредит в 760 млн долл. в рублях по курсу ЦБ на дату подписания соглашения, учет обязательств по кредиту будет вестись - в долларах. Кредит используется для погашения задолженности перед Россией и Китаем, а также держателями евробондов.

В декабре 2013 г. Россия выкупила 2-летний транш еврооблигаций Украины на сумму 3 млрд долл. с доходностью 5%. Украина обслуживала эти облигации, осуществив в 2014-2015 г. 3 выплаты процентов по ним (по 75 млн долл.). Однако в декабре 2015 г. Украина не произвела последний платеж по процентам и отказалась выплачивать основной долг, предложив России его реструктуризацию (списание 20% номинальной стоимости этих долговых бумаг, перенос срока их погашения на годы вперед). Россия не согласилась на эти условия, так как настаивала на признании долга суверенным, а не коммерческим, то есть не подпадающим под такие условия реструктуризации. МВФ также согласился с признанием украинского долга перед РФ суверенным. После безуспешных переговоров с украинской стороной России пришлось обратиться с соответствующим иском в Высокий суд Лондона, который в 2017 г. принял решение взыскать с Украины эту задолженность.

Новым направлением кредитования стран СНГ становится предоставление займов крупными российскими банками, которые номинируются как в иностранной валюте, так и в рублях. Это ведет к образованию корпоративных внешнедолговых активов России.

^ 104

Российский внешнеэкономический вестник

7 - 2017

Так, в 2013-2016 гг. Белоруссия получила 6,2 млрд руб. в форме синдицированного кредита российских банков, кредит от ВТБ в размере 440 млн долл., 2 синдицированных кредита для ОАО «Беларуськалий» в размере 1,55 млрд долл. от группы российского «Сбербанка».

Расширение масштабов кредитования при существенном влиянии политических факторов способствовало возрастанию рисков невозврата кредитов. По оценкам правительства, иностранные заемщики в 2017 г. не вернут в бюджет 53,9 млрд руб. (950 млн долл.)8. Все это делает актуальным более внимательное отношение к негативному опыту СССР, накопившемуся к концу своего существования огромную задолженность иностранных заемщиков, подавляющая часть которой впоследствии была прощена. Интересно, например, что Китай уже отказался от инвестиций в венесуэльскую экономику и от предоставления новых кредитов Ве-несуэле9.

Для того чтобы частично уменьшить кредитные риски, Россия стала активнее использовать многостороннее сотрудничество. Например, в 2009 г. был создан Антикризисный фонд (АКФ) ЕврАзЭС с участием России, Казахстана, Белоруссии, Кыргызстана, Таджикистана и Армении, в целях взаимной помощи в преодолении последствий мирового финансово-экономического кризиса, обеспечения долгосрочной устойчивости их экономик и содействия интеграционным процессам в регионе. В 2015 г. АКФ был переименован в Евразийский фонд стабилизации и развития (ЕФСР), который предоставляет финансовые и целевые инвестиционные кредиты, а также гранты для финансирования государственных программ в социальной сфере. На начало 2017 г. объем ЕФСР составил свыше 8,5 млрд долл., в том числе взнос России - 7,5 млрд долл. (88% всего капитала Фонда), Казахстана - 1 млрд, Белоруссии - 10 млн, Кыргызстана, Таджикистана и Армении -по 1 млн долл.

Кредитование с использованием ЕФСР позволяет предъявлять более жесткие требования к заемщикам и контролировать их выполнение. Так, средствами Фонда управляет международный ЕАБР. Однако риск невозврата кредитов приходится в основном на Россию, поскольку она внесла наибольший взнос в ЕФСР.

Например, в 2010 г. из ЕФСР был предоставлен финансовый кредит Таджикистану (70 млн долл.), в 2011 г. - Белоруссии (3 млрд долл). В 2015 г. финансовый кредит в 300 млн долл. был предоставлен Армении для обеспечения трехлетней

8 Ткачёв И., Могилевская А. Потерянный миллиард // РБК-газета. 2017. 5 июня. URL: http://www.rbc.ru/newspaper/2017/06/06/593562c89a7947d5138f64f1 (дата обращения 06.06.2016).

9 Самофалова О. России выгодно согласиться на отсрочку оплаты долга Венесуэлой // Взгляд. 2016. 27 сентября URL: https://www.vz.ru/economy/2016/9/27/834744.html (дата обращения 28.09.2016).

7 - 2017

Российский внешнеэкономический вестник

105 Q

программы стабилизационных реформ. В 2016 г. Белоруссии был выделен финансовый кредит в размере 2 млрд долл. на поддержку программы реформ. Кредиты предусматривают разбивку на отдельные транши, при этом перевод нового транша зависит от выполнения условий, принятых заемщиком при выделении кредита.

Что касается инвестиционных кредитов, то на начало 2017 г. общий объем инвестиционного портфеля ЕАБР с учетом реализованных проектов составил 5,5

млрд долл., из которых на Казахстан пришлось 46,7%, Белоруссию 17,9%.

* * *

Задача укрепления позиций России в мире как глобальной и региональной державы требует активизации ее кредитной политики, которая является составной частью внешнеэкономических отношений. Кроме решения геополитических задач современная кредитная политика должна способствовать развитию торговли, инвестиционному сотрудничеству. В то же время при реализации новой кредитной политики необходимо учитывать негативный прошлый опыт, который связан с потерей значительной части внешнедолговых активов бывшего СССР без получения адекватной компенсации. Важно также изучать опыт кредитной политики Китая и других зарубежных стран, использующих кредитную политику для стимулирования своей экономики.

БИБЛИОГРАФИЯ:

Внешэкономбанк. Годовой отчет за 2015 год. М.: ВЭБ, 2016. URL: URL: http://www. veb.ru/common/upload/files/veb/reports/annual/VEB_Annual_2015_2rus.pdf (дата обращения 24.05.2017) (Vneshjekonombank. Godovoj otchet za 2015 god. M.: VJeB, 2016)

Долговая политика: мировой опыт и российская практика. Под ред. С. И. Гайдаржи и Л.Н. Красавиной М.: Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, 2011. 159 с. (Dolgovaja politika: mirovoj opyt i rossijskaja praktika. Pod red. S. I. Gajdarzhi i L.N. Krasavinoj M.: Finansovyj universitet pri Pravitel'stve Rossijskoj Federacii, 2011. 159 s.)

Заключение Счетной палаты Российской Федерации на проект федерального закона «О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов». 2016. 7 ноября. № ЗСП-192/16-09. URL: http://www.ach.gov.ru/activities/audit-of-the-federal-bud-get/28584/ (дата обращения 08.11.2016) (Zakljuchenie Schetnoj palaty Rossijskoj Federacii na proekt federal'nogo zakona «O federal'nom bjudzhete na 2017 god i na planovyj period 2018 i 2019 godov». 2016. 7 nojabrja. № ZSP-192/16-09)

Международные валютно-кредитные отношения. Под ред. Красавиной Л.Н.М.: Юрайт, 2016. 543 с. (Mezhdunarodnye valjutno-kreditnye otnoshenija. Pod red. Krasavinoj L.N.M.: Jurajt, 2016. 543 s.)

Одолжит ли Россия Сирии деньги на восстановление страны? // Аргументы и Факты. 2016. 13 апреля (№15) (Odolzhit li Rossija Sirii den'gi na vosstanovlenie strany? // Argumenty i Fakty. 2016. 13 aprelja (№15))

Орехин П. Кто больше всех задолжал? // Business Week Russia. 2007 April 23 (Orehin P. Kto bol'she vseh zadolzhal?)

^ 106

Российский внешнеэкономический вестник

7 - 2017

Самофалова О. России выгодно согласиться на отсрочку оплаты долга Венесуэлой // Взгляд. 2016. 27 сентября URL: https://www.vz.ru/economy/2016/9/27/834744.html (дата обращения 28.09.2016) (Samofalova O. Rossii vygodno soglasit'sja na otsrochku oplaty dolga Venesujeloj // Vzgljad. 2016. 27 sentjabrja)

Ткачёв И., Могилевская А. Потерянный миллиард // РБК-газета. 2017. 5 июня. URL: http://www.rbc.ru/newspaper/2017/06/06/593562c89a7947d5138f64f1 (дата обращения 06.06.2016) (Tkachjov I., Mogilevskaja A. Poterjannyj milliard // RBK-gazeta. 2017. 5 ijunja)

Фаляхов Р. Россия простила Кубе $30 млрд долга // Газета. Ру. 2014. 15 июля (Faljahov R. Rossija prostila Kube $30 mlrd dolga // Gazeta. Ru. 2014. 15 ijulja)

Хейфец Б.А. Итоги реструктуризации задолженности иностранных государств перед Россией // Мировая экономика и международные отношения. 2003. №8. С.78-88 (Hejfec B.A. Itogi restrukturizacii zadolzhennosti inostrannyh gosudarstv pered Rossiej // Mirovaja jekonomika i mezhdunarodnye otnoshenija. 2003. №8. S.78-88)

Хейфец Б. А. Эффективность реализации зарубежных финансовых активов России // Вопросы экономики. 2004. №9. С. 76-91 (Hejfec B. A. Jeffektivnost' realizacii zarubezhnyh finansovyh aktivov Rossii // Voprosy jekonomiki. 2004. №9. S. 76-91)

7 - 2017

Российский внешнеэкономический вестник

107 Q

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.