УНИВЕРСИТЕТА
имени O.E. Кутафина (МГЮА)
Цареградская КЗ. К.
Региональные финансовые организации: особенности правового регулирования в контексте долговой политики...
Зарубежный опыт
РЕГИОНАЛЬНЫЕ ФИНАНСОВЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ: ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В КОНТЕКСТЕ ДОЛГОВОЙ ПОЛИТИКИ (на примере Евразийского экономического союза)
Аннотация. Анализ научной литературы свидетельствует об увеличении роли региональных финансовых организаций в международной финансовой системе. Автор, изучая долговые отношения РФ с подобными организациями на примере Евразийского экономического союза, приходит к выводу о том, что денежно-кредитные отношения между странами — участницами подобных союзов позволяют более эффективно и рационально подбирать методы для управления государственным долгом.
На сегодняшний день долговые обязательства перед Евразийским экономическим союзом существуют у Беларуси, Армении, Таджикистана, Кыргызстана, которым предоставлены финансовые и инвестиционные кредиты для развития различных отраслей экономики. Ключевые слова: долговые отношения, финансовое право, международные финансовые организации, кредит.
Юлия Константиновна ЦАРЕГРАДСКАЯ,
кандидат юридических наук, доцент кафедры финансового права Университета имени O.E. Кутафина (МГЮА) [email protected] 125993, Россия, г. Москва, ул. Садовая-Кудринская, д. 9
DOI: 10.17803/2311-5998.2017.36.8.179-184
Yu. K. TSAREGRADSKAYA,
PhD, Associate Professor of the Financial Law Department of the Kutafin Moscow State Law University [email protected] 125993, Russia, Moscow, Sadovaya-Kudrinskaya Str., 9
REGIONAL FINANCIAL ORGANIZATIONS: FEATURES OF LEGAL REGULATION IN THE CONTEXT OF DEBT POLICY (ON THE EXAMPLE OF THE EURASIAN ECONOMIC UNION)
Review. The analysis of scientific literature confirms increase in a role of the regional financial organizations in the international financial system. The author, studying the debt relations of the Russian Federation with the similar organizations on the example of the Eurasian Economic Union, comes to a conclusion that the monetary and credit relations existing between member countries of the similar unions allow to select more effectively and rationally methods for national debt management.
Ш >
"U <
m
m *
I (Г
s
опыт
>
) Ю. К. Цареградская, 2017
ISO
ВЕКТОР ЮРИДИЧЕСКОЙ НАУКИ
УНИВЕРСИТЕТА
имени О.Е. Кугафина(МГЮА)
Today debt obligations before the Eurasian Economic Union exist at Republic of Belarus, Armenia, Tajikistan, Kyrgyzstan which were granted the financial and investment loans for development of various branches of economy. Keywords: debt, finance law, international financial institutions, credit.
Современный период развития долговых отношений РФ характеризуется тем, что происходит их трансформация, обусловленная развитием взаимоотношений с новыми международными организациями локального характера. В настоящее время Россия становится участницей и организатором новых геополитических союзов, позволяющих решать в том числе и финансовые вопросы, связанные с использованием заемных средств, что особенно актуально в связи с продолжающейся политикой санкций в отношении нашей страны. В связи с этим следует отметить тенденцию к увеличению круга субъектов долговых отношений с участием РФ за счет финансовых организаций регионального масштаба, в частности Евразийского банка развития (ЕАБР) и Евразийского фонда стабилизации и развития (ЕФСР) Евразийского экономического союза (ЕАЭС), а также Банка развития БРИКС и др.1 Данные международные финансовые организации (которые именуются и региональными финансовыми организациями) становятся более действенными на фоне неэффективной политики Международного валютного фонда (МВФ) в последнее время, а также их появление и развитие свидетельствует об экономической интеграции отдельных государств на определенном географическом пространстве.
По мнению П. М. Спивачевского, периодизация основных этапов формирования многосторонних банков развития позволяет сделать выводы о востребованности и актуальности появления данных институтов, что обусловлено их специфическими целевыми функциями: поддержки роста национальной экономики страны-участницы, стимулирование интеграционных процессов, сглаживание кризисных явлений и др.2 Данные факторы позволяют сделать выводы о том, что функционирование банков развития оказывает непосредственное влияние на экономическую интеграцию стран-участниц посредством кредитно-инвести-ционной деятельности и позволяет государствам более объективно управлять собственной долговой политикой (примером подобного управления может стать политика, осуществляемая в рамках ЕАЭС).
ЕАЭС был образован в 2014 г. в результате заключения договора между Российской Федерацией, Республикой Казахстан и Республикой Беларусь с учетом Декларации о евразийской экономической интеграции 2011 г. Впоследствии к данному Союзу присоединились Республика Армения и Кыргызская Республика. Договором о ЕАЭС закрепляется, что Союз является международной организацией региональной экономической интеграции, обладающей
1 Зубенко В. В., Зубенко В. А. ЕАЭС. Новая евразийская архитектура // Инновационное развитие российской экономики : материалы конференции, 9—13 декабря 2013 г. М., 2013. С. 134—135.
2 Спивачевский П. М. Банки развития и их роль в формировании единого Евразийского экономического пространства: автореф. дис.... канд. экон. наук. СПб., 2012. С.5.
"Т^ЕСТНИК
в МУНИВЕРСИТЕТА
л-имени O.E. Кутафина (МГЮА)
Цареградская Ю. К.
Региональные финансовые организации: особенности правового регулирования в контексте долговой политики»
181
международной правосубъектностью3. Как справедливо отмечает С. Н. Пасько, ЕАЭС является механизмом евразийской экономической интеграции4. Целью создания данного Союза является обеспечение свободы движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы, проведение скоординированной, согласованной или единой политики в отраслях экономики, определенных государствами-союзниками в Договоре о ЕАЭС и международными договорами между ними5. В рамках ЕАЭС функционирует Евразийский банк развития, являющийся международной финансовой организацией, призванной содействовать экономическому росту государств-участников, а также расширению торгово-экономических связей между ними и развитию интеграционных процессов на евразийском пространстве посредством осуществления инвестиционной деятельности. ЕАБР был учрежден на основании межгосударственного соглашения в 2006 г. между Российской Федерацией и Республикой Казахстан6. В настоящее время участниками банка, кроме его учредителей, являются: Беларусь, Кыргызстан, Таджикистан и Армения. Уставный капитал Банка составляет 7 млрд долл., в том числе оплаченный — 1,5 млрд долл. и капитал до востребования — 5,5 млрд долл7.
Одним из основных видов деятельности ЕАБР является кредитно-инвести-ционная деятельность, связанная с финансированием крупных инвестиционных проектов в Евразийском регионе в формах долгосрочного кредитования государственных или частных предприятий, выпуском гарантий.
ЕАБР осуществляет управление средствами Евразийского фонда стабилизации и развития (ЕФСР), который является региональным финансовым фондом объемом 8,5 млрд долл. Данный фонд был учрежден в 2009 г. Республикой Армения, Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Кыргызской Республикой, Российской Федерацией и Республикой Таджикистан в целях преодоления негативных кризисных последствий, а также обеспечения долгосрочной устойчивости и содействия интеграции экономик государств-участников8. Деятельность ЕФСР координируют министерства финансов государств-участников. Высшим руководящим органом Фонда является Совет Фонда в составе министров фи-
Казакова А. Г. Значение экономических пространств в рамках глобализации экономики в современных политических и экономических условиях // Вестник университета. 2015. № 8. С. 119—120.
Пасько С. Н. Развитие инвестиционных процессов в условиях международной экономической интеграции стран ЕАЭС : автореф. дис. ... канд. экон. наук. Краснодар, 2014. С. 8. Договор о Евразийском экономическом союзе // URL: https://docs.eaeunion.org/ru-ru/ Pages/DisplayDocument (дата обращения: 2 декабря 2015 г.).
Соглашение об учреждении Евразийского банка развития // URL: http://www.eabr.org/ general//upload/docs/soglashenie%20ob%20uchrejdenii%20banka.pdf (дата обращения: 21 октября 2015 г.). Р
Устав Евразийского банка развития // URL: http://www.eabr.org/general//upload/docs/ Б
soglashenie%20ob%20uchrejdenii%20banka.pdf (дата обращения: 1 ноября 2015 г).
Договор об учреждении Антикризисного фонда Евразийского экономического сообще- j
ства // URL: http://efsd.eabr.org/general//upload/dog_obuchacf.pdf (дата обращения: 1 октября 2015 г.). ОПЫТ
>
3
4
5
6
7
8
S2 ВЕКТОР ЮРИДИЧЕСКОЙ НАУКИ
Я-1
ЕСТНИК
УНИВЕРСИТЕТА
имени O.E. Кугафина(МГЮА)
нансов государств-участников под председательством министра финансов РФ А. Г. Силуанова.
В своей деятельности Фонд использует показатели платежеспособности заемщика, разработанные международными финансовыми организациями, и взаимодействует с данными организациями по следующим направлениям:
— координация рекомендаций в области экономической, в том числе долговой, политики;
— совместная подготовка аналитических материалов по вопросам экономического развития, интеграционных процессов, фидуциарных, социальных и иных стандартов;
— изучение и применение лучшей практики корпоративного управления, принятой среди международных финансовых институтов.
Для реализации своей деятельности ЕФСР использует следующие финансовые инструменты:
— финансовые кредиты, предоставляемые только центральным правительствам, в целях поддержки их стабилизационных программ, имеющих целью укрепление устойчивости экономики в связи с угрозой внутренних и внешних кризисов. Данные кредиты поддерживают бюджеты государств и могут использоваться на поддержку национальных валют;
— инвестиционные кредиты выдаются правительствам, а также юридическим лицам, осуществляющим инвестиционные проекты, способствующие интеграции между государствами-членами;
— гранты из доли чистой прибыли Фонда для финансирования государственных программ в социальной сфере9.
Правила предоставления кредитов базируются на общепризнанных условиях кредитования:
1) кредиты предоставляются на возвратной и платной основе только в долларах США или евро;
2) при кредитовании стран с низкими доходами руководствуются рекомендациями МВФ относительно льготности финансовых условий предоставляемых кредитов, т.е. потенциальный заемщик не должен иметь просроченных обязательств по задолженности перед Фондом, государствами — участниками Фонда или международными финансовыми организациями.
Фондом установлены лимиты кредитования для стран-участниц, которые определяют максимальный уровень доступа к средствам ЕФСР для конкретного государства по всем типам кредитов. Данные лимиты установлены пропорционально валовому национальному доходу (ВНД) на душу населения в конкретном государстве.
За время существования ЕФСР были выданы финансовые кредиты Беларуси (2011—2016 гг.) и Таджикистану (2010 г.) и инвестиционные кредиты Кыргызстану и Армении. Финансовый кредит Беларуси был выделен в размере 3 млрд долл. для поддержки Стабилизационной программы Правительства и Национального
9 Положение об Антикризисном фонде Евразийского экономического сообщества // URL: http://efsd.eabr.org/general//upload/dog_obuchacf.pdf (дата обращения: 1 октября 2015 г.).
в
ЕСТНИК Цареградская Ю. К.
УНИВЕРСИТЕТА Региональные финансовые организации: особенности имени о.Е.кугафина(мгюА) правового регулирования в контексте долговой политики...
Банка Республики Беларусь, направленной на укрепление платежного баланса и пополнение международных резервов. Срок погашения данного кредита 10 лет, с плавающей процентной ставкой, но не более 4,9 %. В 2016 г был одобрен еще один финансовый кредит Беларуси в размере 2 млрд долл. семью траншами в течение 2016—2018 гг. Основная цель кредита — поддержка Программы реформ Правительства и Национального банка РБ, направленной на создание условий устойчивого экономического роста государства. Процентная ставка по кредиту была определена в 4,06 % годовых. В этом же году было осуществлено два транша на общую сумму 800 млн долл.10
Таджикистану предоставлен кредит в размере 70 млн долл. сроком погашения 20 лет с фиксированной ставкой 1 %. Кредит выделен для поддержания бюджетного финансирования социальных отраслей. Инвестиционные кредиты предоставлены Армении и Кыргызстану (2015 г.) с целью развития дорожной инфраструктуры и сельскохозяйственного сектора экономики в объеме 150 млн и 80 млн долл. соответственно11.
В 2015 г. принято решение о предоставлении финансового кредита Армении в размере 300 млн долл. тремя равными траншами в течение 2015—2017 гг. Кредит предоставлен с целью стимулирования экономического роста и экспортирующих отраслей Республики. На сегодняшний день было перечислено два транша на общую сумму 200 млн долл.
Как видим, долговые обязательства перед ЕАЭС возникают в основном у Беларуси, Армении, Кыргызстана и Таджикистана.
По справедливому замечанию Е. Б. Абдрасулова, именно компетенция ЕАЭС указывает на то, что данный Союз является международной организацией региональной экономической интеграции (это закреплено Договором о ЕАЭС), обладающей международной правосубъектностью, и следовательно, он может осуществлять вышеперечисленные полномочия при помощи органов и организаций, составляющих его структуру12.
Таким образом, следует отметить, что деятельность данных региональных финансовых организаций на евразийском пространстве способствует укреплению бюджетной политики государств — участников ЕАЭС и развивает долговые отношения на условиях, не связанных с политико-экономической модернизацией данных государств, в отличие от МВФ. Кроме того, данные взаимоотношения позволяют России избегать негативного влияния долгового бремени со стороны международных финансовых организаций с более строгими правилами возврата предоставленных денежных средств и предлагаемыми направлениями трансформации экономики.
10 См.: Стабилизационный кредит Республике Беларусь // URL: http://efsd.eabr.org/r/ Ш projects/belarus_credit (дата обращения: 5 мая 2017 г.). р
11 Факт-лист Евразийского фонда стабилизации и развития. Июнь 2015 г. // URL: http://efsd. ^ eabr.org/general//upload/fs_NEW.pdf (дата обращения: 11 ноября 2015 г.).
12 Абдрасулов Е. Б. К вопросу о формировании правовой базы Евразийского экономическо- j го союза и наднациональном характере его органов // URL: http://www.zakon.kz/4669381-
k-voprosu-o-formirovanii-pravovojj-bazy.html (дата обращения: 5 мая 2017 г.). ОПЫТ
>
184 ВЕКТОР ЮРИДИЧЕСКОЙ НАУКИ
'И 1
ЕСТНИК
УНИВЕРСИТЕТА
имени O.E. Кугафина(МГЮА)
БИБЛИОГРАФИЯ
1. Абдрасулов Е. Б. К вопросу о формировании правовой базы Евразийского экономического союза и наднациональном характере его органов // URL: http:// www.zakon.kz/4669381-k-voprosu-o-formirovanii-pravovojj-bazy.html (дата обращения: 18 декабря 2015 г.).
2. Зубенко В. В., Зубенко В. А. ЕАЭС. Новая евразийская архитектура // Инновационное развитие российской экономики : материалы конференции, 9—13 декабря 2013 г. — М. : Изд-во МГУЭСИ, 2013. — С. 133—138.
3. Казакова А. Г. Значение экономических пространств в рамках глобализации экономики в современных политических и экономических условиях // Вестник университета. — 2015. — № 8. — С. 117—123.
4. Пасько С. Н. Развитие инвестиционных процессов в условиях международной экономической интеграции стран ЕАЭС : автореф. дис. ... канд. экон. наук. — Краснодар, 2014. — 24 с.
5. Спивачевский П. М. Банки развития и их роль в формировании единого Евразийского экономического пространства : автореф. дис. ... канд. экон. наук. — СПб., 2012. — 17 с.