Макка Албогачиева
Международная конференция «Ислам в России и за ее пределами: история и культура общества»
Макка Султан-Гиреевна Албогачиева,
Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН, Санкт-Петербург albmac@mail.ru
На протяжении многих лет в работе над темой «Этнографические аспекты религиозных практик ингушей» мне приходилось постоянно контактировать с потомками и последователями первого ингушского суфийского шейха Батал-Хаджи Белха-роева. В 2010 г. они обратились ко мне с просьбой помочь в организации научной конференции в связи со столетием со дня его кончины. Ранее братство Батал-Хаджи, объединяющее последователей Белхароева, проводило исламские конференции, приуроченные к знаменательным датам жизни своего основателя, однако научных мероприятий не организовывало. После учреждения фонда Батал-Хаджи Белхароева в 2010 г. возникло предложение провести научную конференцию, поскольку научно-просветительские мероприятия занимают важное место в деятельности фонда. Конференции с участием только духовенства, проходившие ранее, не достигали просветительской цели, считают адепты шейха. Отныне они планируют проводить ежегодные научные конференции, в которых смогут участвовать российские и зарубежные ученые, с целью пропаганды гуманистических идей монотеистических религий.
22—23 октября 2011 г. в Магасе, в Парламенте (Народном собрании) Республики Ингушетия состоялась Первая международная конференция «Ислам в России и за ее пределами: история и культура общества». Мероприятие было организовано правительством Республики, Координационным центром мусульман Северного Кавказа, Муфтиятом Ингушетии, Музеем антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН. Информационным партнером форума выступил федеральный научно-практический журнал «История. Право. Политика». Участниками форума были исламоведы, историки, социологи, политологи, культурологи, экономисты, государственные и общественные деятели из Аджарии, Белоруссии, Германии, Казахстана, Марокко, Нидерландов, Пакистана, Польши, России, Таджикистана, Узбекистана, Украины, Франции.
Открыл пленарное заседание глава республики Юнус-Бек Ба-матгиреевич Евкуров. Он подчеркнул значимость данного мероприятия в деле сближения народов, исповедующих ислам и другие религии. С приветственными обращениями в адрес участников конференции выступили заместитель председателя Духовного управления мусульман европейской части России Дамир Гизатуллин, заместитель муфтия Камбулат Зязиков, советник Главы Чеченской Республики Джамул Махмудович Тепсуркаев, известный религиозный деятель Ингушетии и Казахстана Ахмед Пошев. От семьи Батал-Хаджи Белхароева выступили его внук, общественный и религиозный деятель, кавалер Ордена Почета мусульман России «Аль-Фахар» Султан Курейшевич Белхароев и депутат Народного собрания Ингушетии Яхья Курейшевич Белхароев.
Остальная часть пленарного заседания была отведена для выступлений ученых из разных стран. Открыл ее Кристиан Вильгельм Деттмеринг (Берлин), представивший доклад «Исламиза-ция Ингушетии, идеология ненасилия и особая роль Батал-Хаджи Белхароева». Он очень живо, с великолепным знанием материала рассказал о религиозной деятельности Б.-Х. Белхароева и роли шейха Кунта-Хаджи в его духовном становлении. Докладчик отметил, что оба они проповедовали смирение и социальное равенство, в результате чего количество приверженцев кадырия в Ингушетии достигло такого уровня, который был сопоставим с чеченским. Известно, что Б.-Х. Белха-роев был арестован за выступления против царского режима. Между тем доказательств его причастности к этим выступлениям не было. Скорее всего, причина его ареста — необоснованные подозрения или ложный донос. В заключение своего доклада Кристиан подчеркнул, что самым ярким наследием Б.-Х. Белхароева стала существенная исламизация ингушей.
В течение XIX в. они приняли ислам, устойчиво соблюдали принцип ненасилия, идеологическую основу которого заложили шейхи Кунта-Хаджи Кишиев и Батал-Хаджи Белхароев. Неверная оценка ситуации в XIX в. сформировала мнение о существовании конфликта между российской властью и ингушским населением. Однако до депортации ингушей в 1944 г. именно идеология ненасилия помогала избегать крупных конфликтов между обеими сторонами.
В других выступлениях проблемы депортированных народов Кавказа были рассмотрены более подробно. В докладе «О роли ислама в повседневной жизни ингушей Казахстана» Жарас Акишевич Ермекбаев (Алматы) рассказал о большом вкладе ингушского народа в динамичное развитие Казахстана и о роли исламского духовенства Казахстана в сохранении самобытной культуры депортированных народов, которые после реабилитации в 1957 г. не вернулись на родину и остались жить в местах ссылки. Ж.А. Ермекбаев особо подчеркнул, что ингуши, как и другие правоверные мусульмане Казахстана, выступают инициаторами строительства мечетей и активно собирают средства на их возведение. В Алматы на средства мецената-ингуша Ахмета Местоева и частные пожертвования местной диаспоры построена мечеть, вторая по величине после центральной мечети Южной Столицы Казахстана. В г. Иссыке Алматинской области открылась мечеть, возведенная на средства семьи ингуша Ибрагима Арсамакова. В Астане на пожертвования ингушей и чеченцев построена мечеть имени Кунта-Хаджи Киши-ева. Докладчик отметил, что в настоящее время есть немало имамов из числа ингушей, которые выполняют функции духовных священнослужителей в мечетях Казахстана на общественных началах.
К теме депортации обратилась Светлана Исмаиловна Аккиева
(Нальчик) в выступлении «Депортация, жизнь в ссылке и реабилитация народов Северного Кавказа». С большой эмоциональностью и прекрасным знанием материала она рассказала участникам форума об особенностях депортационной политики в СССР, отметив, что выселение мусульманских народов из ряда республик Северного Кавказа и Крыма в 1940-е гг. было обусловлено, наряду с декларируемыми причинами, подготовкой властью возможного театра военных действий с Турцией. Далее в докладе были представлены материалы, касавшиеся процесса переселения народов Кавказа и жизни в новых местах, возвращения гражданских прав, восстановления автономии и реабилитации на современном этапе. С.И. Аккиева отметила важную роль духовенства в единении народов, оказавшихся на чужбине в тяжелые годы изгнания.
Доклад Рахмата Рахимовича Рахимова (Санкт-Петербург) «Платановое дерево в сакральных концепциях таджиков» был посвящен сакрализации объектов природы. Исследователь обратил внимание на то, что доисламские практики и культы «благословенного огня» и деревьев (это относится также к сакрализации источников) в большей степени ощущаются в сфере религиозной активности женщин; мужчины к этим практикам не проявляют интереса. Можно полагать, что элементы разграничения религиозной активности мужчин и женщин (при одинаковой религиозной идентичности) свидетельствуют о гендерном характере центрально-азиатской региональной религиозности.
В выступлении «Собрание Российского этнографического музея по культуре народов Кавказа исламского круга» Владимир Александрович Дмитриев (Санкт-Петербург) познакомил участников форума с собирателями Российского этнографического музея, благодаря которым в Петербурге появились уникальные коллекции предметов быта народов Северного Кавказа. Наиболее подробно в докладе были рассмотрены орнаменты на сосудах для воды с точки зрения совпадения народных представлений с установками ислама. В.А. Дмитриев также рассказал о некоторые особенности азербайджанских и южно-дагестанских намазлыков, которые отличались тем, что в одном конце ковра выполнялся узор в виде арки или прямоугольника, символизировавший михраб (молитвенную нишу в мечети) и задающий киблу (направление на Мекку, в котором должна совершаться молитва). Докладчик обратил внимание на высокую степень символизации сюжетов через сакральные числа. Среди серебряных изделий музейного собрания особо были отмечены предметы магии мусульман, такие как амулеты-футляры тумары, содержащие полоски бумаги со священными текстами. Доклад позволил создать общее представление о музейных собраниях и их сакральном значении в жизни мусульман Северного Кавказа.
Выступление Тамары Шамсудиновны Биттировой (Нальчик) «Карачаево-балкарские арабописьменные рукописи — дефте-ры: динамика сакрального текста» был посвящен формированию карачаево-балкарской духовной литературы, ее влиянию на общественное сознание и художественные представления после окончательного утверждения ислама как общенациональной религии с середины XVIII в. С этого времени наступила новая эпоха в развитии этнического сознания балкарцев и карачаевцев. Его основой стал ислам, который оказал огромное влияние на развитие всей национальной культуры. Религиозная литература по своему объему и значимости в течение трех столетий занимала и занимает одно из ведущих мест
в структуре духовной культуры народа. Т.Ш. Биттирова объясняет формирование цельной духовно-эстетической системы за прошедший период близостью идей новой религии предшествовавшему идеологическому опыту. Расцвет духовной литературы был вызван тем, что язык религии был непонятен абсолютному большинству. Это обстоятельство подталкивало к пересказу основных положений ислама через поэтическое слово, звуки родного языка, систему поэтических образов и тропов.
После пленарного заседания состоялись четыре тематических секции. На одной из них — «Историческое и культурное развитие мусульманского мира: источники, практики, интерпретации» — встретились историки, филологи, философы, которые обратились к различным аспектам мусульманской культуры. Особый интерес вызвал доклад Михаила Кемпера (Амстердам), предложившего собственную версию бытования суфийских практик на Северо-Восточном Кавказе. М. Кемпер отметил отличие обрядовых практик суфийских братств на Кавказе от существовавших в Османской империи. По его мнению, подобные трансформации произошли из-за того, что мусульмане Кавказа были отрезаны от остальной части мусульманского мира; другими словами, российская блокада на юге способствовала появлению местного варианта суфизма.
Глубокие знания локальных особенностей бытования ислама продемонстрировали Денис Брилев (Киев) — «Центры силы в украинской умме», Антонина Банько (Минск) — «Мусульмане Белоруссии в белорусском коммуникативном пространстве», Елена Гончарова (Барнаул) — «Мусульманское "заисте-чье" Томска на рубеже Х1Х—ХХ вв.», Рица Зельницкая (Санкт-Петербург) — «Современное состояние ислама в Абхазии», Магомед-Расул Ибрагимов (Махачкала) — «Современная этно-конфессиональная ситуация в республике Дагестан», Зорина Канапацкая (Минск) — «Духовная культура татар Белоруссии: проблема сохранения и развития исторического наследия», Константин Эйдемиллер (Санкт-Петербург) — «Ислам в Северной Европе». Во всех докладах были представлены уникальные сведения, касающиеся различных аспектов исторического и культурного развития исламской модели общества в различных регионах мира.
На секции «История распространения ислама» были представлены доклады о распространении ислама и его последствиях. Особый интерес вызвало выступление Джамала Рахаева (Нальчик) «Движение народов Северо-Восточного Кавказа
под предводительством Мурата Кучукова (1707—1708)», который был посвящен выявлению сущностных свойств, религиозной составляющей и геополитических последствий движения Мурата Кучукова для народов Северо-Восточного Кавказа. Влияние этого движения распространилось на чеченские, ингушские общества, кумыков Андреевой Деревни1, терековских ногайцев, часть дагестанских «владетелей» и казаков-некра-совцев. Докладчик представил историческую ретроспективу этого явления на южных окраинах Российского государства и его исторические последствия в процессе распространения ислама на Кавказе.
Содержательными и информативными были и доклады других участников секции: Умалата Гадиева (Назрань) — «К истории ислама в Ингушетии и на Центральном Кавказе» и Михаила Рожанского (Иркутск) — «Между этносом и историей: мусульмане, ставшие сибиряками (по материалам биографических интервью)».
Секция «Этнографические аспекты религиозных практик» дала целую галерею разных этнографических сюжетов: мусульманский костюм кавказской женщины (Зоя Махмудова, Москва), ткачество ковров у арабов Узбекистана (Мария Янес, Санкт-Петербург), топонимика священных мест в Сибири (Александра Селезнева, Омск), полиюридизм на Кавказе — адат и шариат в структуре этноценностных ориентаций ингушей и чеченцев (Ольга Павлова, Москва), «Религиозное возрождение» в шиитской общине Дербента (Михаил Солоненко и Екатерина Капустина, Санкт-Петербург), современное состояния ислама в Абхазии (Рица Зельницкая, Санкт-Петербург).
Особое внимание привлек доклад Михаила Рощина (Москва) «Традиционное мусульманское воспитание и образование», в котором были показаны особенности воспитания подрастающего поколения в семье и формирования основных стереотипов мусульманской ментальности. Вторая важнейшая составляющая системы мусульманского воспитания и образования — религиозная школа в широком смысле этого слова, включавшая куттабы (начальные школы) при мечети и знаменитые университеты. Это не значит, что в наши дни в мусульманской системе воспитания и образования не происходит перемен. Традиционная система по-прежнему демонстрирует свою жизненность и удивительную способность к регенерации.
1 Город в Терской провинции, владения кумыцких князей, на р. Акташ.
На секции «Исламская экономическая и социально-политическая модель» были представлены доклады экономистов, политологов, историков, антропологов, которых объединил интерес к экономической составляющей мусульманской религии, политических и правовых основ ислама. С докладами выступили Сайёд Шамсиддинов (Душанбе) — «Исламская финансовая система: новые принципы и инструменты функционирования мировой экономики», Таисия Мармонтова (Астана) — «Проблемы интеграции Республики Казахстан в исламское сообщество в свете председательства в организации исламского сотрудничества», Муниса Абдукаримова (Ташкент) — «Роль ислама в международных процессах и взаимоотношения России с исламским миром», Джура Умеджони (Душанбе) — «Ислам и процессы политической модернизации в странах Центральной Азии», Акбота Жолдасбекова (Астана) — «Исламская республика Пакистан: возможности и действительность исламского государства» и др. Живой интерес вызвал доклад Тимура Абидова (Ташкент) «Современный взгляд на идеи ислама: аргументы в пользу устойчивого экономического развития», в котором шла речь о некоторых особенностях исламской экономической модели. Т. Абидов подчеркнул, что для исламской традиции понимание «устойчивого развития», с одной стороны, аутентично и предполагает возвращение к исконным ценностям вероучения, с другой стороны, является модерниза-торским, приспосабливающим нормы классического ислама к потребностям нашего времени, и поддерживается мусульманскими учеными реформаторского толка. По этой причине понимание «устойчивого развития» способно привлечь довольно большое число сторонников в мусульманском интеллектуальном сообществе, а его практическое воплощение может способствовать и устойчивому экономическому развитию.
Яркие и информативные доклады участников конференции продемонстрировали плодотворность подобного рода мероприятий. Кажется символичным, что люди, занимающиеся как традиционной исламоведческой проблематикой, так и популяризацией культуры ислама, живущие в разных регионах, собрались вместе, чтобы обсудить необходимость сохранения культурного и исторического наследия ислама. Прошедшее мероприятие расширило диапазон изучения различных аспектов ислама не только мусульманской уммы Российской Федерации, но и стран ближнего и дальнего зарубежья. В заключение участники обменялись впечатлениями о конференции, подвели итоги работы секций и внесли коррективы в проект резолюции.
По результатам обсуждения были выдвинуты следующие предложения и рекомендации.
1. Признать, что в современном мире идет активный процесс всестороннего изучения и понимания ислама, проводятся многочисленные форумы и конференции. Первая международная конференция памяти шейха Батал-Хаджи Белхароева является звеном этой цепи. Мы осознаем, что и от нас, участников этой конференции, как членов гражданского общества зависит благополучие и стабильность в современном мире.
2. Объединить усилия специалистов разных стран для изучения ислама и связанных с ним междисциплинарных проблем, что необходимо для понимания причин и следствий политических, экономических, социальных, культурных процессов в истории человечества и современности. Сегодня, как никогда раньше, необходимо стимулирование научных контактов между российскими и зарубежными академическими центрами, занимающимися как традиционной исламоведческой проблематикой, так и популяризацией наследия выдающихся мусульманских мыслителей, многие работы которых пока не опубликованы и не переведены на русский язык.
3. Объявить нашей совместной задачей распространение идей толерантности, веротерпимости, бережного отношения к духовным ценностям, традициям народов нашей многонациональной страны, ее культурному многообразию.
4. Высоко оценить роль в этом государственных органов и мусульманского духовенства Республики Ингушетия. Правительство Республики Ингушетия и Муфтият вносят большой вклад в поддержание гражданского мира и порядка, духовно-нравственного развития личности, противодействия экстремизму и ксенофобии.
5. Считать состоявшуюся конференцию началом конструктивной работы и поддержать идею о ежегодном проведении Белха-роевских чтений в Ингушетии для создания научной площадки, которая позволит обсуждать вопросы распространения гуманистических идей в рамках изучения ислама.
6. Создать информационный портал, на котором разместить всю информацию о конференции, включая доклады, аудио-, видео-и фотоматериалы форума, что будет способствовать созданию положительного имиджа республики и популяризации жизнедеятельности шейха Батал-Хаджи Белхароева.
7. Предложить нынешнему составу оргкомитета продолжить работу по освещению и популяризации проведенной Первой международной конференции памяти шейха Батал-Хаджи
Белхароева, а также будущих Белхароевских чтений в российских СМИ, в частности с помощью инфопартнера — федерального научно-практического журнала «История. Право. Политика».
Материалы международной конференции изданы под грифом МАЭ РАН [Ислам в России 2011] и будут размещены на официальном сайте конференции <http://www.congress-belkharoev.ru>.
Библиография
Ислам в России и за ее пределами: история, общество, культура: Сборник материалов межрегиональной научной конференции, посвященной 100-летию со дня кончины выдающегося религиозного деятеля шейха Батал-хаджи Белхароева. СПб.: МАЭ РАН; Магас, 2011.
Президиум конференции (слева направо): внук Б.-Х. Белхароева Султан-Хаджи Белхароев, президент Ингушетии Юнус-бек Баматгиреевич Евкуров, член Парламента Чеченской Республики Хаса Несиевич Байсултанов
Пленарный доклад Рахмата Рахимовича Рахимова (МАЭ РАН, Санкт-Петербург)
На пленарном заседании
Пленарный доклад Владимира Александровича Дмитриева (РЭМ, Санкт-Петербург)
Участники конференции после пленарного заседания перед парламентом Ингушетии
Макка Султан-Гиреевна Албогачиева (МАЭ РАН, Санкт-Петербург) с министром по внешним связям, национальной политике, печати и информации республики Якубом Султановичем Патиевым
Фотография на память участников конференции с президентом Ингушетии Ю.Б. Евкуровым после окончания пленарного заседания
Исполнение зикра во дворе мечети им. Батал-Хаджи Белхароева
Могила Батал-Хаджи Белхароева
Музей Батал-Хаджи Белхароева в с. Сурхахи: правнук Б.-Х. Белхароева Ибрагим знакомит участников конференции его с личными вещами
Музей Батал-Хаджи Белхароева в с. Сурхахи: экскурсовод демонстрирует шашку Б.-Х. Белхароева
Позднесредневековый замковый комплекс «Вовнушки» в Ингушетии