Макка АЛБОГАЧИЕВА
Кандидат исторических наук, старший научный сотрудник отдела Кавказа Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) Российской академии наук (Санкт-Петербург, Российская Федерация).
ЭТНОГРАФИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МУЖСКОЙ РИТУАЛЬНОЙ ПРАКТИКИ ГРОМКОГО ЗИКРА В ИНГУШСКОМ ОБЩЕСТВЕ
Резюме
Этнографические аспекты религиозных практик современных ингушей рассматриваются в контексте ритуальных особенностей кадирий-
ского тариката. В фокусе исследования находится ритуал громкого радения (зикр джахр) в братстве Кунта-хаджи Кишиева.
КЛЮЧЕВЫЕ ислам, суфизм, тарикат, вирд (братство), СЛОВА: громкий зикр, ингуши, Кавказ, Кунта-хаджи,
ритуал, обряд.
Введение
Современные ингуши — мусульмане-сунниты; в догматике придерживаются школы имама Абу-Альхасана Аль-Ашари, а в праве — школы имама Аш-Шафи-'ий. Принадлежат двум
суфийским орденам, или тарикатам — накшбандийа и кадирийа, в свою очередь, подразделяющимся на братства (вирды). Адепты дают обет придерживаться пути, указанного шейхом. Братства различаются особенностями совершения обряда зикр (радение) и некоторыми ритуалами, разработанными их уставами (основателями религиозного направления)1. Однако еще в конце XVIII века они не были убежденными мусульманами.
Первичное знакомство народов Кавказа с исламом произошло в VIII веке в результате вторжения арабов в Дагестан. Повсеместное утверждение ислама растянулось до XIX века. Что касается времени распространения ислама среди непосредственных соседей Дагестана — ингушей и чеченцев, то на этот счет существует несколько взаимоисключающих точек зрения. Одни настаивают на VII веке, когда с исламом эти народы знакомили арабы, другие считают, что исламизация началась во второй половине XVI века2.
Длительный путь утверждения ислама в Ингушетии — итог стечения многих обстоятельств: борьбы местного населения против попыток установить господство и навязать новую религию вместо укоренившихся здесь языческих представлений, а также влияние христианских миссионеров в регионе.
Повсеместное утверждение ислама в ингушской среде произошло в середине XIX века под влиянием чеченского шейха Кунта-хаджи Кишиева. Благодаря его проповеднической деятельности на Кавказе это суфийское учение утвердилось в начале 1860-х годов в Чечне, Ингушетии и, частично, в Дагестане и Осетии. Изучая наследие великого суфия кадирийского тариката святого шейха Кунта-хаджи Кишиева, мы видим, что оно базируется на прочном фундаменте главных религиозных ценностей: «Хотите любить Всевышнего Аллаха — любите справедливость. Желайте своему брату того же, что желаете себе»3. Предание гласит, что в детстве Кунта любил уединение, был задумчив и сообразителен. Он выучился арабской грамматике, умел читать Коран, был очень религиозен. В возрасте 18—19 лет вместе с отцом совершил хадж в Мекку. После возвращения из хаджа Кунта-хаджи начал религиозно-проповедническую деятельность. Проповеди Кунта-хаджи о мире, братстве, поддержке обездоленных, сирот соответствовали общему настроению, душевному состоянию народа. Главными в его проповедях были идеи непротивления злу насилием, отказа от военных действий против царизма, значительно превосходившего горцев по своей военной мощи, а также призывы к смирению. Кунта-хаджи прекрасно понимал, что непримиримое сопротивление может привести народ к полному уничтожению. Он призывал горцев к прекращению кровопролития и переходу к мирному укладу жизни. Идеология зикризма4 противоречила идеологии газавата, требующего продолжения борьбы с противником до победного конца. Кунта-хаджи говорил: «Мне завещаны Аллахом только четки, я не буду брать в руки ни кинжал, ни ружье». Шамиль преследовал Кунта-хаджи за его антигазаватские идеи и запретил вести проповедническую деятельность5. После ухода с политической арены Шамиля популярность Кунта-хаджи сильно возросла. Последователей его учения можно было встретить в Дагестане, Чечне, Ингушетии, Осетии и Кабарде. В начале 1860-х годов число его приверженцев превысило 5 тыс., что дела-
1 См.: АлбогачиеваМ.С.-Г. Ингуши в XX веке: этнографические аспекты религиозных практик. В кн.: Северный Кавказ: традиционное сельское сообщество — социальные роли, общественное мнение, властные отношения / Под ред. С.А. Штыркова. СПб: Наука, 2007. С. 75.
2 См.: ЗелькинаА. Ислам в Чечне до российского завоевания. В кн.: Чечня и Россия: общества и государства. М., 1999. С. 40.
3 Дегтярева Е. С., Хадзиев М.А. Ислам и православие: особенности понимания любви в свете межрелигиозного диалога на основе учения святого шейха Кунта-хаджи Кишиева. В кн.: Конфессии в зеркале науки: социальное служение, образование и культура. Сборник материалов Международной научной конференции 29—31 мая 2012 / Отв. ред. Д.К. Бурлак, Д.В. Шмонин. СПб: Изд. Русской христианской гуманитарной академии, 2013. С. 99.
4 Зикризм — название, используемое в научной и специальной литературе при описании обряда громкого радения.
5 См.: Вертепов Г.А. Сектантство в Чечне // Записки Терского общества любителей казачьей старины. Владикавказ, 1914, № 2. С. 78—79.
ло его соперником конформистски настроенного духовенства. При этом Кунта-хаджи был далек от использования зикризма в военно-политических целях и выступал против всякой конфронтации с властью6. Однако царские власти, обеспокоенные таким массовым принятием кадирийского тариката, арестовали Кунта-хаджи 3 января 1864 года в селении Сержен-юрт. О его дальнейшей судьбе в ссылке почти ничего не известно. Последователи Кунта-Хаджи считают, что он лишь скрылся и явится вновь накануне Судного дня. В духе исламских эсхатологических представлений мюриды ждут возвращения Кунта-хаджи, подобно тому, как прочие мусульмане-суфии ждут возвращения Хизра — первого суфия-святого, сопровождавшего, в исламской традиции, библейского пророка Мусу7.
Кунта-хаджи трижды посещал ингушей, и в последний свой приезд в одном из домов селения Барсуки совершил посвящение всех желающих в мюриды. Посвящение было простым: Кунта-хаджи или его поверенный (викал) брал вступающего в братство за руку и спрашивал, обязуется ли он, признавая в душе святость избранного наставника устаза, после каждого намаза стократно произносить формулу «Ла-иллаха илл-Аллах» (Нет бога, кроме Аллаха) и участвовать в ритуале кругового зикра.
Братства кадирийа на Кавказе
В числе тех, кто принял благословение Кунта-хаджи, были Батал-хаджи Белхароев из Сурхахи, Хусейн-хаджи из Плиево, Таркхо-хаджи из Сагопши, Илез-Къада Озиев из Гамурзи-ево, Тешал-хаджи Ужахов из Барсуков, Гайрбек-хаджи Евлоев из Насыр-Корта, Бусулб Арапх из Гейрбик-Юрта и др.8 После ареста Кунта-хаджи его последователи: Бамат-Гирей-хаджи и Али Митаевы, Батал-хаджи Белхароев, Хусейн-хаджи Гарданов, Чим-Мирза Таумерзаев, Мани-шейх Назиров и Вис-хаджи Загиев — создали новые вирды. Данные братства в свое время существовали как замкнутые группы, тайно от властей проповедовавшие свое учение, выполнявшие религиозные обряды, имевшие отличительные особенности в ритуальной практике зикра9.
Каждое братство кадирийа на Кавказе имеет характерную особенность в ритуале исполнения зикра, отличающую их друг от друга.
Баматгиреевцы во время исполнения зикра качают головой вперед и назад, подпрыгивая на месте попеременно с одной ноги на другую, повторяя «Ла-иллаха илл-Аллах».
Баталхаджинцы исполняют громкий зикр, становясь в круг, переминаясь с ноги на ногу, ритмично раскачиваются на месте и хлопают в ладоши, рефреном произнося: «Ла-иллаха илл-Аллах» или другие религиозные гимны (назым). Зикр менее продолжительный, чем у кунта-хаджинцев.
Гардановцы делают громкий зикр, подобно баматгиреевцам качая головой вперед и назад, при этом подпрыгивают на месте попеременно с одной ноги на другую. Обряд исполнения зикра отличается только тем, что в братстве Хусейн-хаджи Гарданова мюриды могут впадать в религиозный транс, тогда как в других братствах это недопустимо.
Мани-шейх ввел в зикр периодическое покачивание головой с целью быстрого вхождения в экстаз. Ритуал исполнения зикра в его братстве схож с Баматгиреевским.
6 См.: Акаев В.Х. Шейх Кунта-хаджи: Жизнь и учение. Грозный, 1994. С. 42.
7 См.: Хизриева Г. Вирдовые братства на Северо-Восточном Кавказе как сеть религиозных практик. В кн.: Суфизм как социальная система в Российской умме [http://www.idmedina.ru/books/school-book/?593], 20 февраля 2015.
8 См.: АлбогачиеваМ.С.-Г. Указ. соч. С. 91.
9 Адепты Кунта-хаджи Кишиева: Бамат-Гирей-хаджи Митаев, Батал-хаджи Белхароев, Хусейн-хаджи Гарданов, Чим-Мирза Таумерзаев, Вис-хаджи Загиев, Мани-шейх Назиров (см.: Ислам в России и за ее пределами: история и культура общества. Сборник материалов международной научной конференции, посвященной 100-летию со дня кончины выдающегося религиозного деятеля шейха Батал-хаджи Белхароева. СПб: Магас, 2011. С. 28—36).
Чиммирзоевцы сопровождают свой зикр ударами большого бубна, распределяясь в несколько кругов. В первом круге те, кто исполняет зикр с жирхом (музыкальный инструмент), второй круг движется в обратную сторону. Приблизительно каждые десять минут все останавливаются и после краткого перерыва меняют свое движение в обратном направлении. Еще одна отличительная особенность этого братства — белая каракулевая папаха, являющаяся обязательным атрибутом ритуала. В народе их за это называют белошапочни-ками.
Висхаджинцы исполняют зикр, схожий с ритуалом кунтахаджинцев и чиммирзоевцев, но с использованием музыкальных инструментов. Это ударный инструмент жирх и старинная чеченская скрипка «!ад хьокху пондар». Висхаджинцы, как и чиммирзоевцы, носят белые каракулевые папахи, за что их тоже называют белошапочниками, хотя, по сути, данное название должно относиться только к чиммирзоевцам10.
Здесь же отметим, что женщины в некоторых братствах допускаются к исполнению зикра на поминках, но не на похоронах. Это связано с предписанием ислама, где строго оговаривается место и роль женщин в похоронном обряде. На кладбище идут только мужчины, женщины не принимают участия в церемонии погребения независимо от того, хоронят мужчину или женщину. Эти ритуальные действия могут проводиться только мужчинами, без женщин, в строгом соответствии с ритуальной практикой, установленной шейхом, но на поминки, по желанию семьи, могут быть приглашены и женщины.
Как видно из вышеизложенного, виды и вариации ритуала громкого зикра множились даже в пределах одного региона и зависели, видимо, от личного мистического опыта шейха, его предпочтений и окружающей этнокультурной среды. Варианты основывались на разных формулах, способе и манере их произнесения11. Для адептов важно четкое и регулярное выполнение задания, завещанного шейхом его вирда. Поскольку такое задание выполняется коллективно, то и община мюридов, объединенная общей практикой, носит здесь наименование вирда с прибавлением к этому слову имени учителя. Так, существует вирд Кун-та-хаджи, вирд Батал-хаджи, вирд Хусейн-хаджи и пр.12 Кадирийский тарикат является на данный момент самым многочисленным и влиятельным в Ингушетии по числу последова-телей13.
Вступление в братство
В настоящее время право принимать человека в братство принадлежит имамам мечетей и другим духовным лицам. Как показывают наши полевые материалы, желающий принять вирд Кунта-хаджи может сделать это и самостоятельно, произнеся следующую формулу: «Я прошу заступничества Кунта-хаджи и намереваюсь читать вирд Кунта-хаджи», а затем произнести шахаду14. Исследователям суфийских практик на Кавказе встречались и другие способы вступления в братство. Так, Г. Хизриева пишет, что символическое общение с шейхом происходит путем посещения мест его памяти (зияратов): «Для этого достаточно положить правую руку на его могилу, произнести свидетельство единобожия: «Ла-иллаха илл-Аллах» и
10 См.: ВачагаевМ. Вирдовая структура Чечни и Ингушетии // Прометей, 2009, № 2 [http://chechen.org/archives/ category/prometheuse], 29 августа 2014.
11 См.: Бабаджанов Б. Зикр джахр и сама: сакрализация профанного или профанация сакрального? В кн.: Подвижники ислама. Культ святых и суфизм в Средней Азии и на Кавказе. М., 2003. С. 237—250.
12 См.: ВачагаевМ. Указ. соч.
13 См.:АлбогачиеваМ.С.-Г. Ислам. В кн.: Ингуши / Отв. ред. М.С.-Г. Албогачиева, А.М. Мартазанов. М.: Наука, 2013. С. 329.
14 См.: Полевые материалы автора 2014 (далее ПМА).
попросить устаза принять пришедшего в ученики, используя специальную формулу, произнесенную на родном или на арабском языке»15.
Местные суфийские практики
Идеи суфизма широко распространились по всему мусульманскому миру, и большую роль в этом, а также и в выживании суфизма на протяжении многих столетий сыграло то, что он легко впитывал в себя местные традиционные народные культы и верования и трансформировал их на мусульманский лад. Именно в связи с этим многие исламоведы склоняются к мысли о том, что суфизм — это не только религиозная философия, но и народная форма ислама, имевшая свои особенности в различных регионах16.
Рассматриваемая нами мужская ритуальная практика громкого зикра претерпела на Северном Кавказе, так же, как во всем мусульманском мире, различного рода изменения. А. Мур-тазалиев считает, что в местной суфийской практике зикра соединились три структурных элемента — саламийи (пацифизм), динамический зикр (ритуальные мистерии) и джигитовка (низам). Если египетские и турецкие кадириты кружатся на месте, а индийские поют и танцуют под аккомпанемент музыкальных инструментов, то кавказские кадириты, распевая главную формулу ислама «Ла-иллаха илл-Аллах», хлопают в ладоши сидя, стоя или бегая по кругу. Но это все внешние отличия. Разумеется, есть незначительные различия и в содержании учений. Но все же внешние проявления в формах мистерий и некоторых нюансах содержания никак не затрагивают сути самого учения17. Неизменными остаются строгая дисциплина, порядок и вера в Аллаха.
По общепринятой суфийской традиции ученик (араб. мюрид) следует за учителем (араб. муршид, устаз, шайх), соблюдая ту или иную традицию передачи исламского знания в тари-кате. В запасе у него целый ряд действенных суфийских техник, помогающих суфию, не сбиваясь с пути, продолжать восхождение к Богу. Наиболее известной техникой был и остается зикр, богопоминание, в основе которого лежит различное количество повторений определенного набора сакральных формул, необходимых, чтобы достичь состояния, при котором начинает ощущаться близость цели познания18. Этого уровня суфии достигают, входя в измененное состояние сознания при помощи повторения вирдовых формул, общих для обоих тарикатов — накшбандийа и кадирийа. Различия касаются процесса подготовки к вхождению в зикр, обучения технологиям вхождения в это состояние и удержания способности погружаться в него при первой необходимости. Этот уровень каждый мюрид проходит индивидуально и только после этого начинает практиковать коллективный мужской зикр с его сложными техниками передвижения и дыхания.
Участники громкого радения
Мюриды представляют собой крайне разнородную группу от мальчиков 10—12 лет до стариков в возрасте 70—80 лет. Но все же самая значительная часть участников зикра — это мужчины в возрасте от 20 до 60 лет.
15 Хизриева Г. Указ. соч.
16 См.: Тагиров Р.Г. Суфизм в Поволжье: особенности функционирования [http://www.e-riu.ru/knldg/prepod_ риЫ], 23 июня 2013.
17 См.: Муртазалиев А., Султанов-Барсов А. Умар-хаджи Андийский. Историко-философский очерк. Махачкала, 2013. С. 66.
18 См.: Хизриева Г. Указ. соч.
Весьма разнообразен и профессиональный состав участников зикра. Автору приходилось встречаться с рабочими, служащими, чиновниками, учеными и безработными участниками ритуала. По уровню достатка мюриды также различаются: есть люди с низким и средним достатком, есть очень состоятельные люди. Как видно, границы этой уникальной местной субкультуры достаточно размыты — здесь и интеллектуал, и разнорабочий, и молодой, и старый, богатый и бедный. Цементирующей основой для сплочения этих людей являются высокая духовность, демократичность, строгая дисциплина, внутренняя иерархия, аскетичность и т.д. Это люди, в своем религиозном рвении готовые отказаться от всего во имя святой веры и стремящиеся путем праведной жизни сблизиться с Аллахом, раствориться в нем, познать его высшую божественную истину19.
Как известно, в ритуальной обстановке происходит не только изменение восприятия внешнего мира, мифологизация окружающего пространства, но и кардинальное изменение связей и отношений между людьми. Роли участников ритуала принципиально отличаются от тех, которые они выполняют в повседневной жизни20.
Как показывают интервью, приобщение к братству мюридов происходит по-разному. Кто-то с детства видел исполнение громкого зикра в семье и приобщился к этому ритуалу: «Я родился в семье последователей учения Кунта-хаджи Кишиева и с раннего детства видел, как мой отец приглашал к нам домой мюридов для исполнения зикра, а когда мне исполнилось 10 лет, я попросил отца разрешить мне участвовать в ритуале зикра. С тех пор прошло уже более 50 лет, и я верен выбранному пути»21.
Есть и такие, кто стал мюридом осознанно. Так, один информант сообщил, что пришел в мюриды после трагической смерти его друга: «Видя исполнение зикра мюридами, я не задавался вопросом о мотивации их ритуального действия и относился к ним несколько скептично. Но в тот холодный зимний день, когда погиб мой друг, у которого не было близких родственников и близких знакомых, которые провели бы похоронно-поминальную процессию со всеми соответствующими ритуалами, я почувствовал ужас и страх. Как быть? Кто мне поможет? В это время появился туркх нашего села и сказал, что он оповестил всех мюридов и попросил найти людей, которые выкопают могилу. В это время во двор покойного начали стекаться местные мюриды и выполнили все обрядовые процедуры и похоронили моего друга. Когда я спросил, сколько нужно заплатить тем, кто копал могилу, и самим мюридам, они сказали: «Все, что мы делаем, мы делаем ради Аллаха и не за материальные блага». В эту ночь я впервые вошел в круг зикра и больше никогда не пропускал без уважительной причины ни один зикр»22. Мотивация выбора пути у каждого человека, вставшего на этот путь, своя.
Для мюридов характерна коллективная практика зикра, осуществляемая группами от 3—4 до 1 000—1 500 человек, но в основном количество участников варьируется от 10 до 40—50 человек. Если умирает очень авторитетный человек или высокое духовное лицо, число мюридов может доходить до 1 000 и более человек. Так, на похоронах известного в Ингушетии богослова и религиозного деятеля Муссы Эсмурзиева было более 1 000 мужчин со всего Северного Кавказа. В кругу зикра было 12—15 рядов, в каждом из которых около 100 мюридов23.
В любом населенном пункте есть устойчивые, постоянно функционирующие группы мюридов. Большинство из них дружат семьями, вместе отдыхают, ходят в гости друг к другу. Как отмечают мужчины — участники зикра, ничто так не сплачивает людей, как групповой зикр,
19 См.: Васильев Л.С. История религий Востока. М., 2000. С. 34.
20 См.: Байбурин А.К. Ритуал в традиционной культуре. Структурно-семантический анализ восточнославянских обрядов. СПб: Наука, 1993. С. 194.
21 ПМА 2012.
22 ПМА 2013.
23 См.: ПМА 2013.
где каждый участник должен чувствовать состояние другого, чтобы не нарушить этот сложный ритуал24.
Время, место и атрибуты мюридов
Зикр мужчины проводят два раза в неделю — в ночь на понедельник и в ночь на четверг. Считается, что эти дни особо почитаемы из-за того, что в ночь на понедельник родился пророк Мухаммад, а со среды на четверг — Кунта-хаджи. Также зикр бывает приурочен к религиозным праздникам, исполняется в дни похорон и поминок.
В указанные дни мужчины проводят зикр после вечернего намаза (маьркъаж ламаз). Нельзя проводить зикр во время любого очередного намаза, так как намаз — это один из важнейших столпов ислама. Вместе с тем нужно подчеркнуть, что ночной намаз не имеет четкой фиксации по времени окончания, лишь бы он был выполнен до утренней молитвы. Поэтому мюриды не прекращают зикр, если они глубоко погрузились в ритуальное действие и имеют желание продолжать его. Иногда зикр длится несколько часов без остановки.
Для удобства при выполнении зикра мюриды одевают специальную одежду, так называемый костюм мюрида (мурдий бацкъаш). Он представляет собой современную модификацию кавказской рубахи в сочетании с брюками классического покроя. Рубаха носится навыпуск и имеет длину, достаточную для того, чтобы в мечети человек чувствовал себя комфортно (т.е. чтобы во время молитвы не обнажалась поясница). Рубаха с воротником-стойкой или отложным может быть распашной или иметь глубокий разрез на груди, застегивающийся на пуговицы. Длинные рукава, как правило, имеют широкие манжеты. Поверх такого костюма в прохладную погоду надевают, как правило, жилет. Зимой уместно надеть теплую куртку либо пальто.
Мужчины должны быть во время проведения ритуала с прикрытой головой. Чаще всего для этой цели используют головной убор в виде тюбетейки (беттиг)25.
В ритуальной практике важное место занимают чистота тела и аромат духов. Для того чтобы войти в состояние ритуальной чистоты, нужно совершить ритуальное омовение. После этого мюриды читают соответствующие молитвы и входят в состояние ритуальной чистоты.
Мюриды умащают себя благовонными маслами, не содержащими спирт, производимыми из цветочных растений или иных растений с приятным запахом (миск), чтобы перебить запах пота, который неизбежно появится в конце ритуального действия.
Важную роль в выполнении вирдовых заданий имеют четки. Четки в исламе, как и в других мировых религиях, представляют характерную ритуальную деталь, существующую на протяжении многих веков.
Четки применяют для того, чтобы не сбиться со счета прочитанных молитв, и для концентрации внимания на выполнении задания. Нужно отметить, что некоторые мюриды вместо четок использую фаланги своих пальцев. О важности считать на пальцах говорил еще пророк Мухаммад: считайте на пальцах, так как пальцы будут спрошены и Аллах им даст возможность говорить26. Этим хадисом руководствуются те мюриды, которые предпочитают для счета фаланги пальцев. В настоящее время очень популярны стали электронные счетчики молитв — тасбих, которые можно купить в магазинах исламских товаров. Такого рода счетчики одеваются на большой палец для фиксации количества прочитанных молитв. Тем не менее наибольшее количество мюридов предпочитают использовать классические мусульманские четки.
24 См.: ПМА 2013.
25 См.: АлбогачиеваМ.С.-Г., Махмудова З.У. Одежда. В кн.: Ингуши. С. 165.
26 Сборник хадисов пророка Мухаммада. Б.М. 2011. С. 67.
Огромная роль отводится и помещению для зикра. Известно, что местом проведения зикров издавна являлись мусульманские культовые сооружения, называемые ханака. Однако на Северном Кавказе подобных культовых сооружений нет, их заменяют соборные и квартальные мечети, частные дома или любые большие открытые площадки. Но у большинства последователей кадирийского тариката в доме или отдельно во дворе имеется специальная комната для проведения зикра. При строительстве дома в одной комнате делаются полы с усилением. Для этого в основание пола на бетонные ножки либо иное твердое основание укладываются балки твердых пород дерева, а на нижнее основание этих балок прибивается резина, срезанная с боковой части покрышек грузовых автомобилей, играющая роль амортизатора. Делается это для того, чтобы предотвратить травмирование ног мюридов во время проведения зикра27.
Обрядовая практика
Зикр — исламская духовная практика, заключающаяся в многократном произнесении молитвенной формулы с прославлением Бога. Зикр в исламе развился, в основном, как медитативная практика суфизма. Суфии называют зикр «столпом, на котором зиждется весь мистический Путь». Основное отличие между зикрами состоит в том, что накшбандийа исполняет зикр — хафи только душой, а кадирийа зикр — джахр душой, телом и языком. Зикр кадирийа можно рассматривать как синкретическое искусство, где гармонично взаимодействуют поэтическое слово, рассказ, жестикуляция, мимика, телодвижения, а также другие способы воздействия на окружающих.
Сторонники громкого и тихого радения ссылаются на Коран, где сказано: «...не произноси громко своей молитвы, но и не шепчи ее, а следуй по пути между этим» (сура 17, аят 110). На этом основании представители обоих тарикатов убеждены, что обе формы зикра не противоречат Священному Писанию.
Основная цель зикра — достижение особых трансперсональных состояний и ощущения близкого присутствия Бога (в том числе и внутри себя) посредством повторения вслух или мысленно определенного набора слов или звуко-символов. Практически феномен зикра основан на взаимодействии нейрофизиологических коррелятов сознания, подсознания и
речи28.
В процессе богопоминания основной акцент ставится на степени вовлеченности и участия сердца в проговаривании формул зикра, основанного на принципе чистоты помыслов и искренности в процессе рецитации. Степень вовлеченности сердца, или, иначе, состояние полной концентрации внимания, вкупе с исполненностью любовью к объекту концентрации особо оговаривается мистической традицией, при этом учитывается то значительное количество повторов, на протяжении которых сердце необходимо удержать в заданном состоянии, чтобы добиться каких-либо результатов. Задача достаточно сложная, поэтому зикр по мере овладения этим состоянием подразделяется, как правило, на четыре стадии.
«Первая стадия представляет собой нулевую степень вовлеченности сердца в этот процесс, то есть проговаривание происходит ради проговаривания. На второй стадии происходит временное вовлечение сердца в процесс проговаривания с помощью волевых усилий. На третьей стадии сердце уже практически полностью охватывается зикром, когда отвлечение сердца от этого процесса уже практически невозможно. На четвертой стадии сердце уже полностью охвачено не внешней формой зикра, а его внутренней сутью — самим объ-
27 См.: АлбогачиеваМ.С.-Г., Чемурзиев У.Т. Жилище. В кн.: Ингуши. С. 165.
28 См.: Аликберов А.К. Эпоха классического ислама на Кавказе: Абу Бакр ад-Дарбанди и его суфийская энциклопедия «Райхан ал-хака'ик» (XI—XII вв.) / Отв. ред. С.М. Прозоров. М.: Вост. лит., 2003. 657 с.
ектом поминания, то есть Всевышним. На этой заключительной стадии и происходит установление духовной связи с божественным миром, который втягивает мистика в себя, поглощая его»29.
На протяжении всех этих стадий мюриды находятся в постоянном движении по кругу. Считается, что зикр кунтахаджинцев символизирует Вселенную. Совершая многочисленные круги вокруг незримого центра, члены братства как бы показывают, что они маленькие частицы, составляющие единое целое исламского «космоса», уммы. Никто и ни при каких обстоятельствах не должен переходить незримую черту круга30.
Подготовка к зикру
Участники зикра должны подготовиться к совершению этого ритуального действия в соответствии со сложившимися правилами.
Первое и самое важное для начала зикра — это намерение (ният). Все участники должны пребывать в состоянии ритуальной чистоты, которое наступает после совершения намаза.
В братстве Кунта-хаджи Кишиева важную роль как в подготовке, так и проведении зикра играют тамада — старшина мюридов и его помощник-исполнитель туркх. В каждом населенном пункте есть только один тамада, но если населенный пункт большой, то туркхов может быть несколько. В зависимости от численности жителей населенный пункт делится на несколько микрорайонов, где выбирают по одному туркху на каждый участок. В маленьких селах число мюридов может исчисляться несколькими десятками, но в больших и средних — от 100 и больше на каждый участок. Права и обязанности тамады и туркха четко регламентированы. В обязанности тамады входит обряд бракосочетания по мусульманскому ритуалу, проведение мавлида, ритуальные действия, связанные с организацией зикра каждый четверг и воскресенье, а также оповещение мюридов о похоронах жителя и весь похоронный ритуал.
Туркх решает весь спектр вопросов, связанных с ритуалом зикра. Туркх стоит у входа и только с его разрешения мюриды входят и выходят из круга зикристов. Он руководит зикром, следит за порядком и регулирует ритуальное действие от самого начала и до конца, отслеживая порядок и последовательность исполнения зикра и уделяя пристальное внимание качеству исполнения религиозных песнопений.
Нужно отметить важную роль религиозных песнопений (назым). Этот жанр культовой музыки широко известен среди ингушей со второй половины XIX века в таких ее разновидностях, как речитация Корана, суфийские зикры, хотя сами мусульмане не рассматривают их отдельно как виды музыкального искусства. Однако образующаяся физико-акустическая реальность и факт мелодизации указанных видов «конфессионального» профессионализма дают возможность отнести их к музыкальным жанрам31.
Исполнители религиозных песнопений являлись, по существу, поэтами-певцами, профессиональными исполнителями устной традиции. Они были первыми творцами музыкально-поэтического искусства ингушского народа. Среди современников известны имена талантливых исполнителей: Юнус Чадиевич Албаков, Магомед Шовхалович Харсиев, Магомед Дени-евич Евлоев, Якуб Баширович Боголов и др. В первой трети XX века наиболее известными были жители селения Гадаборш-Юрт (ныне с. Куртат Пригородного района Республики Се-
29 Хисматуллин А.А. Суфизм. СПб, 2008. С. 190.
30 См.: Ахмадов Я. Кунта-хьажи вирд. В кн.: Шейх, устаз, овлия Кунта-хаджи Кишиев / Сост. Р.-Х. Ш. Албога-чиев. Нальчик: Тетраграф, 2013. С. 657.
31 См.: Газиев И.М. Формирование и развитие профессионализма в вокальной культуре волго-уральских мусульман: диссертация. Казань, 2009. С. 87.
верная Осетия — Алания) из рода Гадаборшевых — Аслангири Хуниевич, Саварбек Эльмур-зиевич, Джабраил Абдулаевич, Яхья Орцхоевич, о чем красноречиво свидетельствуют многочисленные полевые материалы32. Исполнители отличаются хорошей памятью, музыкальным слухом, красивым гибким голосом, способным передавать неповторимый колорит религиозных песнопений, проникающих в самую душу слушателей и исполнителей зикра. От их голоса зависит, насколько глубоко западет в душу слушателей та или иная проповедь. Песнопение направлено на возвышение духа над материальными ценностями мира. Немаловажную роль играют и стихотворные поэтические произведения (бэйт), с которых начинается и которыми заканчивается зикр.
Мужская ритуальная практика требует строгого соблюдения порядка и дисциплины. Каждый мюрид знает, что за любое нарушение правил он понесет наказание. Строго наказывается самовольная отлучка с зикра без предварительного оповещения туркха или тамады. В качестве наказания может быть назначена любая помощь сиротам, бездетным или просто нуждающимся семьям. Также виновника могут обязать прибирать здание мечети или кладбище. Наряду с физической нагрузкой должно проходить и духовное очищение, для этого «штрафник» должен прочитать 3 000—5 000 формул зикра или другие молитвы, возложенные на него за нарушение дисциплины33.
Ритуал мужского зикра является очень важным, социально значимым средством, служащим для поддержания общих норм и ценностей ингушского народа, поскольку сложная система ритуала связана с символом, подражанием и восприятием, то есть опирается на доминанты человеческой психики.
Ритуал зикра
Подготовка этого сложного ритуального действия начинается именно с психологического настроя участников для предстоящего действия. Для этого перед началом зикра имам мечети садится у михраба и рассказывает какую-нибудь поучительную историю из жизни Пророка, его сподвижников или знаменитых суфийских шейхов. Хорошо поставленным голосом он повествует о заветах шейха Кунта-хаджи Кишиева и особенностях вирд-заданий, возложенных шейхом на своих адептов. Обычно такие истории готовят участников ритуала к предстоящему зикру, создавая некий психологический настрой. Затем один из участников зикра начинает читать нараспев религиозные песнопения с прославлениями Аллаха, Пророка, Кунта-хаджи и т.д. Сидящие в кругу мужчины начинают раскачиваться в такт голосу запевающего и по мере ускорения ритма также ускоряют движения тела, покачиваясь из стороны в сторону. Постепенно звук голоса запевающего усиливается, в это время руководитель обряда звонко, протяжно и медленно произносит: «Ла-иллаха илл-Аллах», все повторяют за ним и, раскачиваясь на месте в такт пению, хлопают в ладоши.
В это время молодые участники зикра поднимаются со своих мест и начинают медленное движение по кругу, сопровождающееся ритмичным хлопаньем в ладоши. Движение по кругу постепенно ускоряется, при этом постоянно и ритмично повторяется словосочетание «уллох-уллолох» («Аллах един»). Затем все желающие принять участие в коллективном громком зикре присоединяются к ним. Мюриды встают вплотную друг к другу, образуя круг. Считается, что пространство внутри круга — святое место, куда спускается Божественная милость. Остальные присутствующие поддерживают ритм, громко аплодируя участникам зикра34. Наблюдая со стороны, можно отчетливо видеть, что бег по кругу — это не просто бег, а существенный
32 См.: АлбогачиеваМ.С.-Г. Ингуши в ХХ веке: этнографические аспекты религиозных практик. С. 92.
33 См.: ПМА 2014.
34 См.: Албогачиева М.С.-Г. Ингуши в ХХ веке: этнографические аспекты религиозных практик. С. 90.
элемент зикра: мюриды делают упор на правую ногу и устремляются в круг35. Руководит действием мюридов туркх, который стоит за пределами круга и следит за тем, чтобы правильно и точно соблюдалась последовательность действий и движений, чтобы уставшие и начинающие мюриды не нарушали ритма зикра. В кругу находится зикар хьалхе (досл. первый в зикре) — тот участник, который управляет зикром. Он периодически дает команду о смене скорости и смене направления движения. Это опытный мюрид, который знает, как правильно вести зикр. Выбирает его туркх, который наблюдает и за его действиями. Если ведущий устал, то он выходит из круга, а туркх сообщает другому опытному участнику зикра о том, что управление зикром переходит к нему. Это сообщение носит символический характер: туркх может похлопать ладонью по плечу того, к кому переходит руководство зикром36.
Мужчины совершают круговой зикр сначала по часовой стрелке, а через 7—9 кругов — в обратном направлении, следя за техникой дыхания. Во время исполнения зикра мюриды выговаривают или выдыхают звуки, напоминающие «Уллах». Известно, что производя выдох, человек ликвидирует негативные влияния, в то время как позитивные вибрации сакральных слов оказывают очищающий, животворящий и поднимающий дух эффект. Дыхание движется в гармонии с ритмом зикра, и в зависимости от регулярности повторения пропева оно автоматически приспосабливается к различному ритму. Посредством гармонизации с ритмом, отличающимся от его собственного, человек оказывается в качестве наблюдателя, стоящего лицом к лицу с ограничениями всех моделей, построенных в уме его собственным фальшивым эго37.
Участники зикра отмечают, что невозможно передать то состояние, которое они испытывают во время исполнения зикра. Даже больные и пожилые участники зикра испытывают духовный подъем и облегчение при выполнении этого ритуального действия. Б.М. Бабаджа-нов, изучавший историю и ритуальные практики суфийских братств в Центральной Азии, пишет, что обряд зикр джахр нередко осуществлялся для исцеления людей от различных болез-ней38. Исследователи, изучавшие кадирийский тарикат в Дагестане, отмечали: «Динамизм зикра и сегодня в ряде случаях поражает воображение, пожилые люди из числа предавшихся любви к Господу, во время этих мистерий удивительно преображаются. Хлопая в ладони, сидя на молитвенных ковриках, стоя на улице или бегая по кругу на майдане, они демонстрируют мистическое ощущение мира, явно превосходящее физическое во много раз. Но для истинно верующего эти доказательства излишни, ибо он и так верует, что мироздание было сотворено Аллахом по только Ему одному ведомому замыслу. И причиной сотворения является только Он сам. Отсюда и генерируются удивительные способности преображаться во время громкого зикра»39.
Завершается зикр молитвой — обращением к Аллаху: все просят Его о даровании шейху Кунта-хаджи права спасения и заступничества в день Страшного суда, о прощении грехов родным и близким40. В зикре может принять участие любой желающий независимо от его национальной и конфессиональной принадлежности.
Угощение мюридов
После окончания зикра мюридов угощают вареным мясом с бульоном или специальной подливкой (берх), лепешками с сыром (чапильг) и чаем с пирогами, конфетами и медом. Од-
35 См.: Ахмадов Я. Указ. соч.
36 См.: Павлова О.С. Чеченский этнос сегодня: черты социально-психологического портрета. М., 2013. С. 316.
37 См.: Пир-о-Муршид Хидайят Инайят-Хан Учения Суфизма [http://www.sufimovement.ru/lake.htm], 24 июня
2014.
38 См.: Бабаджанов Б. Указ. соч.
39 Муртазалиев А., Султанов-Барсов А. Указ. соч. С. 78.
40 См.: Ляушева С., Яхиев С-У. Шейх Кунта-хаджи и его школа // НГ-Религии, 29 мая 1997. С. 4.
нако в некоторых селах введены ограничения, и мюридов угощают только лепешками и чаем, исключив мясо. Так, в с. Гамурзиево Назрановского района мюриды общим голосованием приняли решение, что после совершения зикра они не будут принимать пищу, содержащую мясо, так как многие семьи не в состоянии делать такого рода угощения. Они ввели общее для всех мюридов меню, состоящее из лепешек, ингушской домашней халвы и чая41.
Пищу принимают, сидя на полу. Для этого по периметру помещения или длинными рядами расстилаются длинные клеенки, на которые ставится вся еда. Сервировкой стола занимаются молодые мужчины и мальчики-подростки. Женщины остаются за пределами помещения, где трапезничают мюриды, подавая все необходимые продукты и посуду обслуживающим мужчинам.
Что примечательно, все, что делается мюридами, никем и никогда не оплачивается. Мужчин после совершения зикра угощают, но не вознаграждают за оказанную услугу. Вся мужская ритуальная практика направлена только на получение Божьей благодати и не связана с материальным миром. Они являются хранителями религиозных и нравственных ценностей, соблюдая установленный порядок и самодисциплину. Для мюридов важнее «социальный капитал», что, собственно, всегда соответствовало традиции большинства суфийских братств.
Ареал
География распространения учения кадирийского тариката на Кавказе такова: наибольшее число последователей проживает в Чечне и Ингушетии, незначительное число (около 2 000 мюридов шейха Кунта-хаджи Кишиева и Вис-хаджи Загиева) — в Хасавюртовском и Новолакском, Кизилюртовском, Ботлихском, Гумбетовском, Казбековском районах, в г. Хасавюрте Дагестана42, Ахметском районе Грузии, Пригородном районе Осетии43. Приверженцы шейха Кунта-хаджи представлены, кроме того, в Северной Осетии, в приграничном с Ингушетией регионе. Есть небольшие суфийские братства в Карачаево-Черкесии44.
По рассказам стариков, жителей Кабардино-Балкарии, вирд кунтахаджинцев существовал в Кабарде и Балкарии. Однако он не смог там закрепиться и при советском режиме, в период воинствующего атеизма, со временем сошел на нет.
В настоящее время ареал кунта-хаджинского вирда вышел далеко за пределы Северного Кавказа. Он представлен в Центральной Азии (в Казахстане, Узбекистане и Кыргызстане), где последователями данного вирда не всегда выступают только чеченцы и ингуши. Сегодня учение шейха Кунта-хаджи стало многонациональным: к кавказцам присоединились казахи, узбеки и кыргызы45. Ингуши и чеченцы, проживающие в Москве, Санкт-Петербурге, Саратове, Астрахани, Нижневартовске, Новосибирске и других местах открывают мечети, где ведут проповеди на основе традиционного ислама и совершают коллективные зикры. Эмигранты третьей волны, устремившиеся в Европу в конце ХХ века, начали и там создавать мюридские общины. В Бельгии уже на постоянной основе практикуется приверженцами учения Кунта-хаджи громкий зикр. Такая практика распространена и во Франции, и в Австрии, но в меньшей
мере46.
41 См.: АлбогачиеваМ.С.-Г. Ингуши в ХХ веке: этнографические аспекты религиозных практик. С. 124.
42 См.: Ханбабаев К.М. Суфийские шейхи и их последователи в современном Дагестане. В кн.: Дагестан и мультикультурный Восток. М., 2010. С. 174.
43 См.: МустафиновМ.М. Зикризм и его социальная сущность. Грозный, 1975. С. 17.
44 См.: Павлова О.С. Указ. соч. М., 2013. С. 265.
45 См.: ВачагаевМ. Указ. соч.
46 См.: Ахмадов Я. Указ. соч.
Заключение
Многие ритуальные практики ингушей носят чисто механический характер, так как исламские традиции в ингушском обществе окончательно закрепились только во второй половине XIX века. Здесь же надо отметить, что в отношении духовных лидеров народа власть применяла репрессивные меры; все шейхи кадирийского тариката были в 1911 году отправлены в ссылку. Гражданская война и революция также не способствовали упрочению позиций ислама, хотя и провозглашали свободу вероисповедания. С упрочением позиций советской власти борьба с религией и религиозными деятелями приняла очень жесткие формы. Мечети закрывались, а в их помещениях организовывались светские школы, видные богословы подвергались репрессиям. Великая Отечественная война и депортация ингушей в 1944 году не позволили им закрепить духовные основы религии. После восстановления Чечено-Ингушской Республики в 1957 году партийные и советские органы развернули масштабную антирелигиозную кампанию. Запрещалось исполнение любых мусульманских обрядов. Деятельность суфийских братств приобрела нелегальный характер, муллы обучали детей и подростков в собственных домах и, по возможности, тайно. Представители советской власти провоцировали конфликты между различными течениями суфийского ислама. До 1980-х годов на территории Ингушетии не было ни одной действующей мечети.
В результате многие видные знатоки ислама, знавшие духовные основы местных форм традиционного ислама, ушли из жизни, не оставив подробных письменных описаний ритуальных практик суфийских братств. Ввиду этих и других объективных причин многие современные мюриды выполняют зикр лишь просто как ритуал, не вдаваясь в основы тех или иных элементов существующих религиозных практик.
Тем не менее коллективные практики исполнения зикров, назмов и мавлидов живут и способствуют сохранению местной мусульманской традиции и передаче ее от поколения к поколению. В указанных ритуальных действиях отчетливо прослеживается ее социальная составляющая, служащая стержнем, скрепляющим местный социум.