МЕЖДУ ИСТОРИЕЙ И БУДУЩИМ ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ:
НИКОЛАЙ ГРУНДТВИГ И ЕГО КОНЦЕПЦИИ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Т. Малишевски
Задачи будущего требуют пересмотреть многое из существующего отношения к образованию и поведению. В этом творческом поиске мы иногда забываем о старых концепциях, которые хорошо служили прошлым поколениям в течение десятилетий. Обращение к проверенным схемам образования, взятым из прошлого, и их творческая адаптация к задачам современного образования может привести к результатам, которые сложно будет переоценить при решении современных задач. Например, «Школа для жизни» выдающегося датского мыслителя Николая Фредерика Северина Грундтвига (17831872), чья концепция появилась в начале первой половины XIX в. и позднее была превращена в идею народных университетов.
Народные университеты, а по-польски uniwersytety ludowe занимают совершенно особое место среди форм образования для взрослых. Разработанные на основе философских и образовательных традиций скандинавских стран, особенно на идеях Грундтвига о философии образовании, сейчас они составляют довольно значимые элементы образовательных систем в нескольких десятках стран на нескольких континентах.1 Реальность этой концепции образования доказывает, что это было, несомненно, одним из наиболее значительных мировых достижений в истории образования для взрослых. Мнения широко известного польского историка образования Ришарда Вро-чинського или Стивена М. Бориша - известного американского антрополога и социолога - можно считать показательными: первый -указывал на то, что «значительное движение в сторону внешкольного образования в сельской местности ... имело существенное влияние на направление развития европейского образования конца XIX и начала ХХ вв.»2, а второй - на то, что своей первоначальной идеей народных университетов Дания внесла не только оригинальный, но и значитель-
1 S. Byczkowska, T. Maliszewski, Скандинавский опыт: В поиске настоящей «школы жизни», in: T. Maliszewski, W. J. Wojtowicz, J. Zerko (eds), Антология социальной и поведенческой науки», Linkoping 2005, pp. 137-148.
2 R. Wroczynski, История польского образования 1795-1945 (на польском), Warszawa 1980, p. 165.
497
ный и истинный вклад в глобальное решение вопросов, связанных с образованием и воспитанием1.
Вопрос состоит в том, есть ли в современной реальности место для таких институциональных форм обучения, как народные университеты, а среди них для классического типа: народные университеты -пансионы? Сегодня, кажется, что для того, чтобы справиться с поставленными задачами, народным университетам необходимо по-новому посмотреть на свою историю. Это поможет в новом свете показать образовательную деятельность этих интересных институциональных форм образования для взрослых. Это может, в том числе, помочь сформулировать новую роль народных университетов в сфере образования в близком и отдаленном будущем. Мы можем посмотреть на нее в рамках глобальной и национальной ситуации. Демонстрация эффективности «образовательного инструмента» максимально большой группе людей, с целью заполнения образовательных ниш такими учебными заведениями, как народные университеты, может в ближайшем будущем помочь ответственным лицам на местном, региональном, национальном и даже на мировом уровне принимать важные задачи в сфере образования. Здесь необходимо упомянуть идеи Н.Ф.С. Грундтвига - просвещенного датчанина, которого причисляют к крестным отцам, создателям концепции образования для взрослых, которая позже переросла в огромное движение народных университетов. Но, пожалуйста, не забывайте, что в так называемой литературе по данному предмету, например, в Белоруссии, Эстонии, Латвии, Литве, Польше или в России2 односторонняя картина взглядов Г рундтвига на стремительное развитие нового типа образовательных учреждений для взрослых, стала очень сильной и популярной (зачастую) из-за частого слепого копирования и повторения. Сейчас нет времени на то, чтобы спорить с такими стереотипными мнениями...
Его общая концепция понимается следующим образом. В первой половине XIX в. был сформулирован лозунг «Школа для жизни» (по-датски: skole for livet), он противопоставлялся традиционным образовательным учреждениям, чью деятельность он полностью отрицал. Это можно было понять, узнав, что он их называл: «Школы смерти» (если переводить на английский по-другому, то «Школы для смерти»; а
1 S.M. Borish, Страна для жизни. Датские народные университеты и датский мягкий путь к модернизации, Grass Valley (California) 1991, pp. 7-9.
2 J. Kulich, Grundtvig’s Идеи образования в центральной и восточной Европе и в странах Балтии в ХХвеке, Copenhagen 2002.
498
по-датски: skole for d0den)\ Таким образом, народные университеты, те самые «Школы для жизни», были созданы как центры образования в качестве полной противоположности всем существующим образовательным учреждениям, этим самым «Школам смерти или для смерти». Вот что говорится об этом: «Сейчас я пытаюсь объяснить в ясных терминах, что я вкладываю в понятие «Школа для жизни» ... Во-первых, поскольку ни одна школа не способна создать для нас новую жизнь, она не должна разрушать нашу старую жизнь. Также она не должна тратить время на разработку правил, которые будут управлять какой-то другой жизнью, если бы она у нас была, потому что все это может привести к упадку, смерти ..., которая должна стать началом этого процесса, а я это полностью отрицаю. Во-вторых, школа должна принимать жизнь такой, какая она есть, пытаться объяснить жизнь и сделать ее более полезной. Я хотел бы сказать, что учебные заведения должны быть полезны для жизни, нельзя ставить образование или саму школу в качестве приоритета и цели, при этом образование должно быть нацелено на объяснение жизни»1 2. А что это означает? «Забытое мнение» Г рундтвига открывает новые возможности анализа начала и обобщения истории образовательных учреждений. Пожалуйста, обратите внимание, насколько широк масштаб интерпретации: продолжительность, развитие, объяснение прошлого, настоящего и будущего, принятие жизни такой, какая она есть и основа для изменений т.д.
Как нужно популяризировать современный формат народных университетов? Новое развитие концепции народных университетов сегодня и в будущем срочно, кроме всего прочего необходимо: (а) больше совместной работы народных университетов с местными (региональными) комитетами; (б) эффективное продвижение народных университетов на всех уровнях принятия решений и формирования общественного мнения; (в) более активный поиск образовательных ниш, которые можно было бы занять в соответствии с идеологией народных университетов; (г) широкий, многопрофильный международный опыт, обмен опытом и сотрудничество в рамках всего движения.
Более чем столетняя история и анализ современных обсуждений показывают, что концепция народных университетов может в будущем
1 Comp. e.g.: Grundivig Nicolai Frederik Severn, in: Chr. Blaugstrup (red.), Salmon-sens konversations leksikon, bind X, K0benhavn 1920, p. 185.
2 N.F.S. Grundtvig, Skolet for livet och Soer Akademi (1838), in: N.L. Jensen (ed.) A Grundtvig Избранные отрывки из работ Н.Ф.С. Грундтвига (1783-1872), Cambridge-Viby 1984.
499
оказаться полезной, особенно с точки зрения образовательной деятельности в тех землячествах, где были построены народные университеты. Поскольку в наши дни для народных университетов имеется достаточная сфера деятельности, особенно в контексте потребностей развития демократического существования землячеств и обществ, а также всей страны, я хотел бы обозначить хотя бы несколько задач, которые можно было бы доверить современным народным:
1. организовывать мероприятия для той группы лиц, которая была исключена из социальной жизни (люди, оказавшиеся на обочине общества, маргиналы);
2. продвижение идей гражданского образования, местной демократии и социального партнерства;
3. проведение досуга, учет индивидуальных потребностей членов землячества, где работает народный университет;
4. многопрофильное региональное образование, защита местного культурного и природного наследия;
5. и последнее, но не менее важное - продвижение идей и практических решений для устойчивого социального и экономического развития в регионе1.
Конечно же, это не исчерпывающий список возможных образовательных инициатив, которые могут взять на себя народные университеты. В целом, кажется разумным, чтобы каждый народный университет «прислушивался» к сигналам от своего непосредственного социального окружения, это может дать ему возможность понять, какие образовательные задачи землячество считает важными и/или нужными. Кроме того, чтобы просто прислушиваться к мнению, необходимо действовать более решительно в целях оживления окружающей обстановки. Именно народные университеты должны, помимо других независимых образовательных учреждений и организаций, устанавливать определенные схемы поведения в сфере получения образования и сообщать людям о потребностях в сфере образования, о которых могут не знать члены землячества, в котором народный университет предоставляет образовательные услуги. Большая признательность и внимание уделяется роли, которую народные университеты могут играть, по мнению автора, а течение многих лет и в разных ситуациях. Это может привести к процветанию этой не толь-
1 См., например, несколько статей Н. А. Лобанова и В. Н. Скворцова «Непрерывное образование для устойчивого развития. Процедуры международного сотрудничества» “Обучение через всю жизнь”, том. 7, Санкт-Петербург, 2009.
500
ко прекрасной, но и эффективной формы образования. Смотрите, например, датский, немецкий, польский или шведский опыт 1930-ых годов1, когда народные университеты смогли эффективно обучить тысячи людей, они играли активную роль в развитии демократии среди жителей в различных частях земного шара в течение. И, конечно, они смогут делать это и в будущем. Поэтому необходимо: (а) вернуть позиции, которые раньше занимали народные университеты, до того, как они утратили свои позиции; (б) сохранение и расширение сфер деятельности там, где народные университеты до сих пор считаются частью образовательной системы; (в) завоевание новых территорий, стран, регионов, показав гибкость и эффективность там, где о народных университетах раньше не знали.
Поэтому концепция «Школы для жизни», выдвинутая Грундтви-гом в XIX в., может до сих пор представлять ценность в процессе поиска современных возможностей для проектов устойчивого развития в области непрерывного образования.
1 M. Byczkowski, T. Maliszewski, E. Przybylska (eds), Народный университет Школа жизни, Wiezyca (PL) 2003.
501