НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ЕВРОПЕЙСКОЙ ТРАДИЦИИ: ОТ АНТИЧНОСТИ ДО XIX в.
А. Массальски
Истоки европейской культуры мы усматриваем во временах античности, начиная с периода Древней Греции. Так что можно говорить о почти трехтысячелетней традиции. На протяжении этого периода в воззрениях многих наиболее выдающихся философов и мыслителей можно найти связи с проблемой непрерывного образования. В скромных рамках моей статьи невозможно представить эту проблему полностью, поэтому представлены будут лишь некоторые периоды в истории европейской культуры и показательные для них личности.
Несомненно, огромное влияние на развитие науки в античное время оказали два греческих философа: Платон (427-347) и Аристотель (384-322). Во взглядах этих мыслителей можно найти линии, ведущие к проблеме непрерывного образования. В книге «Государство», освещая вопрос воспитания, Платон высказал мысль о необходимости соответствующего подбора и подготовки родителей для продолжения рода. Семья, ожидающая ребенка, должна была находиться под опекой государства. Аналогичным образом последующие этапы воспитания, согласно его концепциям, должны быть поднадзорны государству, от дошкольного периода и до эфебии1, принимающей молодых греков в возрасте от 17 до 20 лет. Он также считал, что далее отобранная группа лиц должна была заняться изучением философии, которое должно продолжаться десять лет. Затем самые способные продолжать обучение до 35 лет. Тогда наступал пятнадцатилетний период овладение практическими знаниями в разных государственных учреждениях, и лишь пятидесятилетний мужчина мог вступить в состав сообщества философов, призванных выполнять высшие государственные функции. Философское образование, по мысли Платона, призвано было обеспечить каждой личности приближение к пониманию мира идей2.
Интересующей нас проблеме немало внимания уделил и Аристотель. Будучи учеником Платона, он некоторое время придерживался его взглядов, но с течением времени все более от них дистанцировался, особенно в вопросах, касающихся идей. Он разделил душу на три части: растительную, животную и мыслящую. Им соответствуют три области воспитания. В «Никомахейской этике» он указывал на существования трех типов образа жизни. Первый, наиболее примитивный, состоит в получении удовольствий, второй - осуществление разного рода гражданско-общественной деятельности и, наконец, третий - жизнь, посвященная осмысливающему созерцанию,
1 Эфебия (греч. ephebeia, от ephebos - юноша) - государственная организация в Древней Греции для подготовки свободнорожденных юношей 18-20 лет к военной и гражданской службе.
2 Tatarkiewicz W. Historia filozofii, t. 1, Warszawa 1978, s. 82-104; Historia wychowania t. 1 / Pod red. t. Kurdybachy, Warszawa 1965, s. 78-86; Litak S. Historia wychowania, t. 1. Do Wielkiej Re-wolucji Francuskiej, Krakow 2004, s. 29-31.
47
т. е. философии. Этот третий тип, наиболее ценный, находился в постоянном самосовершенствовании и заполнял существование человека вплоть до последних дней его жизни1.
Стоит обратить внимание на воззрения древних римлян в области воспитания, представителем которых был Марк Фабий Квинтилиан (ок. 35 -ок. 95). В труде «О воспитании оратора» он представлял оратора во многих отношениях очень похожего на всесторонне образованного философа, описанного в «Государстве» Платона. Оратор должен постоянно изучать проявления человеческой жизни, быть человеком универсальным2. В раннем христианстве, с точки зрения интересующей нас проблемы, представляется очень интересным явление монастырского воспитания, состоящего в непрерывном созерцании (популярное в особенности у монахов Востока). Анализ содержания трудов св. Августина (354-430), особенно «Об учителе» и «Наука христианства», в которых отец церкви очертил программу образования духовенства, также показывает, что он обращался в этой связи к необходимости постоянного изучения трудов древних греков, ибо они, по его мнению, были инструментом познания христианского учения3.
В период зрелого средневековья элементы непрерывного образования можно найти в возникших в то время европейских университетах. Обучение осуществлялось на четырех иерархически организованных факультетах: свободных искусств, медицины, обоих прав (каноническое и римское право) и богословия. Для университетов того времени была характерна зыбкость границы между профессорским составом и студентами. Более опытные студенты были помощниками наставников, иногда даже читали лекции и часто вели практические занятия. При наличии некоторых исключений, в средневековых университетах учебу начинали молодые люди в возрасте около двадцати лет. В типичном университете обучение на начальном факультете свободных искусств состояло из двух частей: вступительной, завершавшейся получением степени бакалавра, что обычно происходило после 2-3 лет обучения, и высшей, завершавшейся получением обычно в течение двух лет степени магистра. В те времена можно было продолжать учебу на более высоких факультетах: медицинском и юридическом. Здесь, чтобы получить ученую степень доктора следовало посвятить научной работе около четырех лет. Наконец, учеба на факультете богословия, куда поступало уже сравнительно немного студентов, продолжалась около пяти лет. Можно, таким образом, считать, что полный цикл обучения продолжался около пятнадцати лет, а степень доктора богословия не могла быть присуждена тем, кому не исполнилось еще 35 лет. Каждый остававшийся в университете в качестве профессора, должен был непрерывно дополнительно учиться, чтобы знакомить своих слушателей с новыми трудами, зачастую собственными4. Можно, сле-
1 Lesniak K., Arystoteles, Warszawa 1975, s. 260-261; S. Litak, Historia wychowania..., s. 32.
2 Historia wychowania t. 1, pod red. t. Kurdybachy, s. 140-147.
3 Olszewski D. Dzieje chrzescijanstwa w zarysie, Katowice 1983, s. 54-55.
4 Kot S. Historia wychowania. Zarys podr^cznikowy, wyd. 2, t. 1, Lwow 1934, s. 157-164; Btaszkiewicz J. Mtodosc Uniwersytetu, Warszawa 1963, s. 156, 161.
48
довательно, без большого риска констатировать, что средневековое университетское образование являлось образованием непрерывным, особенно если учесть, что в Европе в то время средняя продолжительность жизни мужчин колебалась в границах до сорока лет.
Представляется, однако, что основоположником современного непрерывного образования можно считать замечательного ученого-педагога, философа и богослова, связанного происхождением с Чехией - Яна Амоса Коменского (1592-1670). Он учился в Праге, Херборне и Гейдельберге. Принадлежал к религиозной общине Чешских братьев. С 1628 г. жил в Польше, занимаясь педагогической деятельностью в гуманитарной гимназии в городе Лешно. Ему принадлежит авторство ряда важных трудов, среди которых наибольшую известность получила «Великая дидактика». В ней представлена философская концепция пансофии, т.е. «знания обо всем, опирающегося на единые принципы, стремящегося к непоколебимой истине и вечной гармо-нии»1. Для регулярного обучения он отводил период первых 24 года жизни, разделенный на равные шестилетние этапы. Однако в своих трудах, создававшихся в последующие годы (незавершенная «Пансофия» и «Пампедия»), он утверждал, что вся человеческая жизнь представляет собой школу, продолжающуюся вплоть до смерти: школа мужчин, школа старости и последняя школа умирания. Это было следствием его воззрений на факт, что следует учить «всему, всех и обо всем». Следует согласиться с проф. Станиславом Литаком, что педагогическим концепциям Я. А. Коменского была свойственна не только высокая степень целостности и новаторства, но и, что важнее, во многих случаях в ней были внедрены практические решения образования нового времени2.
В XIX в. к числу лиц, несомненно внесших существенный вклад в развитие образования взрослых и идеи непрерывного образования, относился датчанин Николай Фредерик Грундтвиг (1783-1872). Он был лютеранским священником, поэтом, мыслителем, политиком (депутатом парламента) и историком. Его жизнь пришлась на период, когда датское государство переживало сложные исторические изменения. Свои идеи в отношении охвата непрерывным образованием сельского населения он выразил в книге «Nordens Mythologie» (1808 г.), в которой утверждал, что только сельский люд, просвещенный в высших народных училищах, может мирно, без кровопролития привести страну с абсолютистской формой правления к демократии. Интересно, что Н. Ф. Грундтвиг считал необходимым охватить такого рода образованием также женщин, что в XIX в. было прорывом по сравнению с господствовавшим мышлением. Первое такого рода учреждение в пограничной с Германией провинции Шлезвиг появилась в 1844 г., а в последующие годы появились очередные народные университеты. В них культивировался датский язык, знакомили с историей страны, а также с народными традициями. Важное место в программе обучения занимало право страны и национальная литература. Заботились о популяризации чтения
1 t. Kurdybacha, Pisma wybrane, t. 2, Warszawa 1976, s. 70.
2 Litak S. Historia wychowania, t. 1..., s. 170-171.
49
среди крестьян. Н. Ф. Грундтвиг считал, что в таких образовательных учреждениях, как народные университеты, не должно быть никаких экзаменов, а если кто-то хотел получить свидетельство об окончании, то мог проходить освидетельствование добровольно. Слушатели должны расширять также свои профессиональные знания, чтобы иметь возможность полнее служить своему отечеству1. Идея народных университетов во 2-й половине XIX в. нашла много сторонников и подражателей, особенно в скандинавских странах, а также в Центральной и Восточной Европе, в том числе и в Польше.
Представляется, что имея такую опору в традиции, идея непрерывного образования в XXI в. уже навсегда закрепилась в Европе и в мире.
Перевод с польского языка выполнен в ООО «Центральное бюро переводов «Знание»
1 Bron-Wojciechowska A. Grundtvig, Warszawa 1986, passim.
50