КАШУБСКИЙ НАРОДНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ:
ПОЧТИ 30 ЛЕТ НА СЛУЖБЕ ПОМЕРАНСКОГО,
ПОЛЬСКОГО И ЕВРОПЕЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ
Т. Малишевский
Концепция народной школы (далее НШ) - одна из наиболее ценных идей, возникших за последние двести лет. Данные школы, история которых берет свое начало в скандинавской философской традиции XIX в., представляют собой важный элемент системы образования в нескольких десятках стран на всех континентах. Как известно, возникновение этих учреждений связано с именем Н. Ф. С. Грундтвига, выдающегося датчанина, который в 1830-е гг. ввел в литературный оборот понятие «школа жизни», впоследствии воплощенное в идее НШ. Основными целями данного педагогического нововведения должны были стать гражданское образование и пробуждение национального самосознания, а также (практически с первых дней существования этих учреждений) популяризация знаний о стране и регионе наряду с экологическим образованием и распространением современных знаний в сфере сельского хозяйства, а также культурным, социальным и образовательным возрождением местных сообществ в широком смысле данного слова. Идея образования на основе таких понятий, как курсы с предоставлением проживания, партнерство педагога и студента, использование жизненного опыта студентов и «живое слово», была сразу же принята по всей Скандинавии, а затем и во многих других частях мира. Согласно польской андрагогической литературе, первое польское учреждение типа НШ было организовано в г. Пшчелин в 1990 г. Первой НШ после восстановления независимости Польши в 1918 г. стала известная школа в поселке Далки неподалеку от г. Гнезно (1921 г.), которую возглавлял А. Лудвичак. Среди других НШ, действовавших в период между двумя мировыми войнами, следует как минимум отметить школы И. Соларца в Шице и Гаче (1924-1939 гг.), поскольку достигнутые ими успехи нашли наибольшее отражение в научных исследованиях и пропаганде. Постепенно появляется информация и о других достижениях того времени как в светской, так и церковной сфере. НШ сохранялась в период Второй мировой войны (например, Н. Козловски, Ф. Поплавски). Динамичное развитие данного движения после Второй мировой войны, к сожалению, было практически прекращено в 1948 г. в связи с «идеологической независимостью» этого явления. По окончании периода «польского сталинизма» в
162
1956 г. было разрешено открыть несколько таких школ, и лишь после радикальных изменений в 1989/1990 гг. количество независимых инициатив в области образования стало увеличиваться. В современной Польше до сих пор существуют образовательные учреждения, напоминающие о традициях НШ.
Кашубский народный университет (далее КНУ) (по-польски: Kaszubski Uniwersytet Ludowy) был открыт в 1982/1983 учебном году. В течение первого десятилетия работа университета была, главным образом, направлена на обучение сотрудников сельских центров культуры в регионах Померании. С первого дня своего существования университет занимался вопросами образования и культуры Кашубского региона (Северная Польша). Благодаря сотрудничеству с творческими деятелями, независимыми педагогами-регионалистами и представителями университетов из Гданьска и Торуни, КНУ реализовывал программы, направленные на активное участие сельского населения. Университету удалось эффективно использовать возможности, появившиеся в результате изменений, происходивших в последние двадцать лет в политической, экономической и социальной системе. Набор предлагаемых программ был немного изменен и адаптирован с учетом условий местного самоуправления и демократии. Правильность выбора предложенных направлений образовательной деятельности подтверждается общественным мнением.
На протяжении почти тридцати лет главное отделение КНУ находится в поселке Вежица (Картузского повята). В 1990-е гг. одним из основных препятствий к дальнейшему развитию университета стал дефицит помещений как для проведения занятий, так и для проживания студентов, в связи с чем учреждение было не в состоянии ни принять всех желающих, ни расширить набор предлагаемых образовательных услуг. Весной 1995 г. КНУ приобрел поместье XIX в. с парком в поселке Старбенино недалеко от г. Хочево (Вейхеровского повята), в котором по окончании серьезной реконструкции был открыт филиал университета. Таким образом, теперь КНУ принадлежат два объекта в двух разных частях Померанского региона. Формально Кашубский НУ (с 1997 г. носящий имя Юзефа Выбицкого) является негосударственным образовательным учреждением и действует в форме фонда под патронажем Кашубско-померанской ассоциации.
Основными направлениями деятельности КНУ являются гражданское образование, культурное (региональное, межкультурное) образование и охрана окружающей среды. Они определены на основе традиций и требований современного мира и лежат в основе практически всех программ, предлагаемых университетом.
163
Гражданское образование всегда являлось важнейшей задачей КНУ. Социальные компетенции, приобретаемые студентами Университета, существенно дополняют профессиональные навыки, которые можно получить в учреждениях официальной государственной образовательной (андрагогической) системы. Большое количество программ, ежегодно предлагаемых КНУ, говорит о том, что Университет прилагает все усилия к выполнению своих обязательств перед местным и региональным сообществами, опираясь на традиции. На протяжении многих лет университет сотрудничает с различными негосударственными организациями и местными органами власти Померанского региона и главами городов, организуя для них лекции или более продолжительные курсы в сфере гражданского образования. В КНУ проведено множество курсов по вопросам местного самоуправления и создания структур демократического государства. В последние годы учреждение также осуществляет подготовку журналистов для местной прессы. Значение данного направления для процесса построения гражданского общества в регионах нашей страны, удаленных от крупных городских агломераций, невозможно переоценить. Кроме того, КНУ активно поддерживает и содействует реализации различных инициатив в области самостоятельного образования, предоставляя консультации и техническую помощь по данным вопросам.
Региональное образование, понимаемое как поддержка развития региональной культуры, и популяризация различных форм художественной деятельности является второй важной функцией КНУ. Речь идет об осознании необходимости жить в соответствии с требованиями региона, его традициями, культурой и историей, а также уважать и творчески развивать достижения «малой родины». Многие годы Народный университет в Вежице занимается решением ряда задач, направленных на сохранение кашубской народной культуры, местных ремесел и художественных традиций: художественные мастер-классы под открытым небом, курсы художников-любителей, концерты, показы и т. д. КНУ организовывает практические семинары для художников-фольклористов, педагогов и детей с целью поддержания исчезающих ремесел и народной культуры. Они помогают сохранить традиции вышивки, деревянной скульптуры, ткачества, гончарного дела, плетения, изготовление изделий из рога и т.д. Благодаря инициативам КНУ была возрождена традиция росписи по стеклу. Также стоит отметить ряд мастер-классов, посвященных ежегодным обрядам, которые организуются художниками-фольклористами и проходят в Вежице. КНУ часто выступает в каче-
164
стве посредника при организации международного обмена для групп художников. В своей культурной и образовательной деятельности университет старается сочетать традиции и современность. В его главном здании в Вежице действует постоянная выставка современного кашубского искусства. Работы художников-фольклористов также часто выставляются в филиале университета в Старбенино. Университет стремится сохранять померанскую культуру и традиции, охраняя и пропагандируя важнейшие ценности, которые могут стать достойным вкладом региона в объединенную Европу.
Экология является третьим важным направлением деятельности Кашубского НУ. С одной стороны, это обусловлено традицией народных высших школ, которые всегда подчеркивали значимость жизни в согласии с природой. С другой стороны, университет расположен в регионе Польши, где значительные территории были спасены от экологической деградации. Деятельность, главным образом, направлена на разработку универсальной программы знаний в области охраны окружающей среды, развития бережного отношения к природе и популяризации идей экологической безопасности. Перед КНУ стоит задача разработки стратегии экологически безопасного развития Северной Померании, направленной на сохранение необычайных активов региона и пропаганду принципов устойчивого развития. Для этого организуются и проводятся семинары и конференции, экологические исследования, "Зеленые академии", курсы по экологически чистому ведению сельского хозяйства, а также работа в области обеспечения местного устойчивого развития. Цель - максимизировать число людей (среди молодежи, преподавателей, представителей местных органов власти и фермеров), обладающих современными знаниями в области охраны окружающей среды. Территория КНУ является идеальным отправным пунктом для различных форм так называемого «мягкого (экологического) туризма». В 1995 г. при поддержке датских партнеров, Гданьского технического университета и специалистов в области экологии в Старбенино был открыт Центр экологического образования. Центр оборудован уникальными техническими решениями, в том числе ветровой турбиной, солнечными батареями для нагрева воды, печью центрального отопления на биотопливе, установкой биологической очистки сточных вод, энергосберегающими и звукоизолирующими окнами, а также устройствами для экономного потребления воды. Данное оборудование демонстрируется студентам при проведении курсов.
Сотрудничество с аналогичными учреждениями из других стран занимает важное место в работе КНУ, который постоянно раз-
165
вивает свои международные связи. Благодаря этому сотрудничеству подготовлено и реализовано множество проектов в области образования и культуры, выходящих далеко за пределы Польши. На сегодняшний день КНУ тесно сотрудничает со многими народными университетами Германии, Дании, Швеции и Украины и устанавливает достаточно успешные связи с родственными учреждениями и организациями во многих других странах (например, Беларуси, Эстонии, Финляндии, Голландии, Венгрии, Литве, Латвии, Норвегии и России). Благодаря народным университетам появились сотни тысяч компетентных граждан, принимающих активное участие в построении демократии. В частности, задачи НУ сводятся к следующему: (а) пропаганда идеи и практического решения устойчивого социально-экономического развития региона; (б) решение задач в области многоаспектного регионального образования и сохранения местной культуры и культурно-природного наследия; (в) развитие гражданского образования, местной демократии и социального партнерства; (г) групповая и индивидуальная работа с социально исключенными (маргинализированными) слоями населения; (д) планирование досуга с учетом индивидуальных потребностей сообщества, в котором работает университет.
Деятельность Кашубского народного университета в северной части Польши является хорошим примером работы по всем этим направлениям.
Список литературы
1. Borowska S., Plata H. Kaszubski Uniwersytet Ludowy - o UL-owskiej idei na Pomorzu Gdanskim. „Edukacja Ustawiczna Dorostych” 2007, nr 4(59). S. 84-90.
2. Byczkowska S., Byczkowski M., Maliszewski T., Kaszubski Uniwersytet Ludowy u progu XXI wieku. „Oswiatowiec” 2002, nr 1(11). S. 44-64.
3. Folk High School - School for Life, edited by M. Byczkowski, T. Maliszewski, E. Przybylska. Kashubian FHS, Wiezyca, 2003.
4. Maliszewski T. Between history and future of adult education: Nicolaj Grundtvig and his concept of lifelong learning, [w:] A. Lobanov, V. N. Scvortsov (eds), Lifelong Education. Continuous education for sustainable development. Proceedings of International Cooperation. V. 8, Leningrad State University n.a. A.S. Puszkin, Saint-Petersburg 2010. S. 450-453.
5. Малишевский Т.Т., Кашубский Народный Университет как пример новаторства в области просвещения взрослых, [w:] А.В. Лунев и др. (ред.) Инновационные процессы в профессиональном образовании, Российский университет кооперации - Калининградский филиал, М., 2008. S. 22-29.
6. Obracht-Prondzynski C., Maliszewski T., Pomorski KUL - uniwersytet ludowy Zrzeszenia Kaszubsko-Pomorskiego, [w:] T. Aleksander (red.), Edukacja dorostych jako czynnik rozwoju spotecznego. Materiaty I Ogolnopolskiego Zjazdu Andragogicznego - Krakow, 23-24 czerwca 2009 - T. II. Uniwersytet Jagiellonski, Krakow 2009. S. 353-364.
166