использовать язык как средство получения информации в других областях знаний. Не менее важным требованием является формирование толерантности, уважительного отношения к иной культуре, личностной позиции в восприятии мира и развитие национального самосознания на основе знакомства с реалиями жизни и интересами сверстников в других странах.
Библиографический список.
/. Федеральный государственный стандарт основного общего образования: утвержден приказом министра просвещения РФ от 17 декабря 2010 г. №1897 . М.: Просвещение, 201 1.
2. Алёшин Л.И. Информационное общество: культурологические проблемы. Краснодар, 1997.
3. Д. Белл. Грядущее постиндустриальное общество. М., 1999.
4. Иноземцев В.Л. Концепция постэконо-мического общества: теоретические и практические аспекты //Диссертация на соискание ученой степени док. эконом, наук. М., 1998.
5. A.B. Осин Мультимедиа в образовании: контекст информатизации. М.: Агентство «Издательский сервиса, 2004 .
6. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. М.: Народное образование, 1998.
7.Смолянинова О. Г. Мультимедиа в образовании: теоретические основы и методика использования. Красноярск: КрГУ,2003.
8. Cooper R.N. The New Economic Rules in a Wireless World [E-resource] // Foreign Affairs. New York,2008. Access: http://www. foreignaffairs. com
УДК’ 376.5
Л.В. Серикова Междисциплинарный подход к обучению одаренных и способных детей
Аннотация: В данной статье рассматриваются вопросы, связанные с проблемой обучения и развития одаренных детей в условиях общеобразовательной школы. Статья знакомит читателей с имеющимися методиками работы с одаренными детьми, а также представляет технологию междисциплинарного обучения и развития как универсальный подход к построению программ обучения одаренных детей в школе. Технология междисциплинарного обучения позволит учителям разрабатывать программы обучения для детей с повышенными интеллектуальными и творческими запросами на основе государственной общеобразовательной программы.
Ключевые слова: одаренный ребенок, обучение и развитие, междисциплинарный подход, интеграция.
Современный этап развития общества предъявляет особые требования к подрастающему поколению. Общество нуждается в духовно и интеллектуально развитых, творчески одаренных людях, способных быстро реагировать на постоянно меняющиеся условия, пластично изменять навыки своего мышления, видеть и решать проблемы, встающие перед обществом. В связи с этим особенно остро стоит проблема обучения и развития детей, чья любознательность и потребность в познании выходит за пределы возможностей традиционной системы обучения в школе. Отличаясь от своих сверстников в силу опережения в интеллектуальном развитии, а также особого психологического склада, такие ученики не находят удовлетворения своим познавательным потребностям и возможностям в рамках традиционной системы обучения.
© Серикова Л.В.,2011
В результате этого такие дети начинают быстро снижать свои показатели развития и уже к концу обучения в начальной школе общество «теряет» едва ли не половину наиболее способных к учению учащихся.
Это приводит к необходимости разработки новых подходов к организации процесса обучения, обеспечивающих достижение современных целей образования детей с высокими интеллектуальными и творческими способностями; сохранению и приумножению их интеллектуального и творческого потенциала.
Традиционное мнение, что одаренный ребенок - это ребенок, успешный в учении (отличник), преодолено учеными РАО (Н.С. Лейтес,А.М. Матюшкиным,А.И. Савенковым и другими).
Уже само по себе использование термина «одаренность» традиционно вызывает много споров, в особенности, когда под ним понимается некая (генетически обусловленная) исключительность. Хотя это понимание вполне допустимо и справедливо, есть и другое толкование, высвечивающее иной аспект проблемы одаренности. Мозг человека с его способностью к творчеству, безусловно, может рассматриваться как величайший дар природы^ в этом смысле «одаренность» предстает уже не как исключительность, а как «потенциал», «дар», имеющийся у каждого. Понимание этого важно не только для выявления дидактических аспектов проблемы обучения и педагогического сопровождения одаренных и способных детей, но и для построения дидактической системы, ориентированной на развитие человеческого потенциала в целом.
Среди современных концепций одаренности самой популярной является концепция, разработанная одним из известных специалистов в области обучения одаренных детей
- Дж. Рензулли. Согласно его теории, одаренность есть сочетание трех характеристик: интеллектуальных способностей (превышающих средний уровень), креативности и настойчивости (мотивации,ориентированной на определенную задачу).
Специфические особенности одаренных детей в специальной литературе описаны довольно подробно (К. Абромс, Ю.З. Гильбух,
А. Карне, Н.С. Лейтес, Ф. Монке, А.М. Ма-тюшкин, А. Савенков, К. Тэкэкс, Л. Холлин-
гуорт, B.C. Юркевич и другие). Одним из важных отличий одаренных детей считают несбалансированность развития: опережение сверстников в интеллектуально-творческом плане часто может сочетаться со средним уровнем психосоциального или физического развития.
Из всего спектра проблем обучения одаренных детей можно выделить две стратегические линии. Первая - не важно, будет ли одаренный ребенок опережать сверстников в подростковом и юношеском возрастах и станет ли затем выдающимся специалистом. Профессиональный долг педагога - учить ребенка в соответствии с тем темпом, который ему доступен. И вторая линия - необходимо искать педагогические возможности для поддержания уровня и темпа развития.
Развитие одаренности школьников возможно при реализации следующих условий:
- своевременная диагностика возможностей,
- адекватное содержание обучения,
- внедрение личностно-ориентированной и развивающей технологией,
- психологическое и педагогическое сопровождение учащегося,
- побудительно-интенсифицирующая деятельность учителя.
При разработке учебных программ для одаренных детей в «Рабочей концепции одаренности», разработанной научным коллективом под руководством Д.Б.Богоявленской и
В.Д.Шадрикова, выделяется 4 основных подхода:
Ускорение ~ подход, который позволяет учитывать потребности и возможности детей, отличающихся ускоренным темпом развития.
Углубление ~ подход, при котором происходит более глубокое изучение тем или различных областей с учетом интересов одаренного ребенка.
Обогащение - подход,при котором изучение многих тем происходит в интеграции с другими предметами.
Проблематизация - подход, при котором важным становится развитие личности ребенка посредством поиска новых смыслов, альтернативных интрерпретаций, развитие рефлексивного плана сознания.
В качестве основного подхода мы выделяем принцип интеллектуального обогащения.
Многочисленные зарубежные исследования феномена одаренности обеспечили научную основу для выработки требований, которым должна удовлетворять программа обучения одаренных детей. Эти требования наиболее полно сформулированы и изложены в работе С. Кэплэн. Содержание программ обучения должно быть основано на:
1) изучении глобальных, основополагающих тем; 2) интеграции тем и проблем, относящихся к разным областям знаний; 3) использовании принципа междисциплинарности; 4) рассмотрении задач «открытого типа»,т.е. не имеющих единственного и окончательного решения; 5) соблюдении принципа высокой степени насыщенности содержания.
Методы же обучения должны развивать продуктивное мышление высокого уровня (развитие творческого, критического, абстрактнологического мышления и способности к разрешению проблем), способности к исследовательской работе,обеспечивать самостоятельность в учении (т.е. организацию обучения как процесса,руководимого самим учеником), стимулировать выдвижение новых идей, разрушающих привычные стереотипы и общепринятые взгляды, поощрять создание работ с использованием разнообразных материалов, способов и форм, развивать способности детей к самопознанию и самопониманию, воспитывать у детей уважение к индивидуальным особенностям каждого человека.
С учетом перечисленных требований в США были предложены разнообразные варианты программ обучения и развития для одаренных учащихся. Наиболее же полно, на наш взгляд, эти принципы обучения могут быть реализованы в рамках модели тематической междисциплинарной интеграции, уходящей своими корнями к идеям Д. Дьюи и В.П. Вахтерова.
Важным аргументом в пользу выбора данной модели были накопленные в литературе сведения о том, что чрезвычайная любознательность одаренных детей, высокий уровень развития абстрактного мышления и речи, легкость обобщения, стихийное стремление к построению целостной картины мира могут быть удовлетворены и подняты на более высокий уровень при обучении по междисциплинарному типу. Кроме того, данная модель уникальна в том смысле, что дает ключ к созданию системы развивающего обучения
для одаренных детей, а не просто отдельного курса развития, так как открывает общий принцип построения содержания обучающих программ.
Разработка целостной программы обучения для одаренных детей, начиная с дошкольного возраста и по 11 класс, и является целью нашего исследования. Важно отметить, что, несмотря на достаточно длительную практику междисциплинарного обучения за рубежом (главным образом,в США), такого рода программы, построенной на основе психологических представлений о специфике обучения и развития одаренных детей, и в то же время поглощающей традиционную общеобразовательную программу, там создано не было.
Технология междисциплинарного обучения позволит учителям разрабатывать программы обучения тому или иному предмету, предназначенные для детей с повышенными интеллектуальными и творческими запросами на основе стандартной, государственной общеобразовательной программы.
Междисциплинарная технология дифференциации учебных программ по разным предметам предполагает следующее:
1) обогащение содержания через связывание тех или иных тем обязательной программы с глобальной темой года и обобщениями, раскрываемыми в курсе междисциплинарного обучения;
2) «насыщение» учебного процесса творческой мыслительной активностью ребенка с помощью широкого применения метода открытия, разнообразных приемов творческого обучения и групповых форм обучения,усиливающих проблемно-диалогический характер процесса познания.
Возможность гибкого построения учебной программы является одним из важнейших критериев пригодности программы для обучения одаренных детей. Гибкость построения дифференцированной программы по тому или иному предмету обеспечивается возможностью интеграции отдельных тем и разделов обязательной программы и установлением содержательных связей с глобальной (стержневой) темой и обобщениями на разном уровне глубины и широты, а также разной степенью насыщения учебного процесса творческой мыслительной активностью учащихся.
Технология творческого междисциплинарного обучения позволит перестроить всю систему обучения и воспитания на основе обновления содержания и методов преподавания учебных дисциплин для решения задачи формирования широко образованной, интеллигентной личности,готовой к творческой и исследовательской деятельности в различных областях фундаментальных наук.
Проблему обеспечения широкой общеобразовательной подготовкой учащихся с высокими интеллектуальными и творческими способностями наряду с одновременной максимальной дифференциацией и индивидуализацией содержания, методов и форм обучения мы рассматриваем в следующих направлениях:
• Обновление содержания образования на основе применения принципов тематической междисциплинарной интеграции и концепции профильного обучения;
• Широкое использование новых форм обучения, ориентированных на максимальную самостоятельность, сотрудничество и творчество учащихся;
• Организация предпрофильного (на II ступени) и профильного обучения на III ступени школы;
• Внедрение новых режимов обучения (гибкие дифференцированные и индивидуальные программы, интеграция ресурсов основного и дополнительного образования для уменьшения доли обязательных классных занятий и развития самостоятельной исследовательской деятельности учащихся, переход на обучение по индивидуальным учебным планам);
• Создание и внедрение новых принципов контроля усвоения учебного материала и достижения поставленных целей (распределенный контроль по модулям, управление индивидуальными траекториями самостоятельной исследовательской деятельности старшеклассников, психологическое сопровождение).
Таким образом, содержание обучения
включает:
/. Общеобразовательный компонент, обеспечивающий широкую общеобразовательную подготовку, целостное осмысление мира и освоение основных способов познавательной и исследовательской деятельности для всех учащихся. Этот компонент отражает уровень
общих интересов и общих способностей одаренных детей.
2. Дифференцированный компонент, обеспечивающий достижение высокого уровня компетентности и развития способностей в тех или иных предметных областях отдельными группами учащихся в соответствии с их потребностями и возможностями. Этот компонент отражает уровень специальных интересов и способностей.
3. Индивидуальный компонент, обеспечивающий достижение высокого уровня компетентности и развития в том или ином направлении деятельности отдельными учащимися в соответствии с их индивидуальными потребностями и возможностями. Этот компонент отражает уровень особенных интересов и способностей одаренных детей и вместе с дифференцированным компонентом соответствует индивидуальной образовательной траектории одаренного ребенка.
Реализация индивидуального подхода
Гуманистические идеи в обучении и воспитании, на наш взгляд, могут помочь в реализации развития и обучения одаренного ребенка. Развитие одаренности предполагает совместное творчество ученика и учителя. Сотворчество выступает как процесс совместной деятельности, общения, развития, взаимовлияния педагога,наделенного духовным,научным, практическим опытом, и ученика. Стратегией образовательного пространства является создание процесса, направленного на гармоническое развитие личности, создание вариативной, обогащенной и индивидуализированной образовательной среды.
Большую роль в индивидуализации обучения одаренных детей выполняет тьютор (ментор) - высококвалифицированный специалист,который выполняет роль наставника. Он ведет индивидуальную работу с ребенком, разрабатывает эффективную стратегию личностного роста. Тьютор-советчик, руководи-
тель хорошо разбирается в определенной сфере деятельности,сотрудничество с ним влияет на продуцирование творческих проектов одаренного ребенка, становление его профессионального выбора в дальнейшем. Создание института тьюторов (менторов) для индивидуального сопровождения обучения и развития ребенка, подбора соответствующих его особенностям программ, реализации технологии междисциплинарной интеграции, а также для осуществления взаимодействия всех участников педагогического сообщества
- еще одна особенность выстраиваемой нами системы работы с одаренными детьми.
Библиографический список
/. Богоявленская Д. Б. «Рабочая концепция одаренности»: причины и цели // Одаренные дети: теория и практика: Матер. Рос.конф., Москва, 28-30 марта 2001г. М., 2001.
2. Вахтеров В. П. Избранные педагогические сочинения. М.: Педагогика, 1987.
3. Гилъбух Ю.З. Внимание: одаренные дети. М., 1991.
4. Дьюи Д. Психология и педагогика мышления. М.: Совершенство, 1997.
5. Лейтес Н.С. Об умственной одаренности. М., 1960.
6. Лейтес Н.С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия. М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж, 2003.
7. Матюшкин А. М. Концепция творческой одаренности // Вопросы психологии. 1989. №6. С.29-33.
8. Рензулли Дж. Основные современные концепции творчества и одаренности. М.: Молодая гвардия, 1997.
9. Шумакова Н.Б. Обучение и развитие одаренных детей. М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж, 2004.
10. Юркевич B.C. Одаренный ребенок. М.: Просвещение, 1996.
Раздел II
Реализация компетентностного подхода в практике инновационных образовательных учреждений
ЗДК 37.014.5
Б.А. Крузе
Компетентностный
подход в логике
требований
федерального
государственного
образовательного
стандарта
Аннотация: Статья посвящена
проблеме реализации компетентностного подхода к образованию в логике требований Федерального государственного образовательного стандарта. Рассмотрены ключевые понятия компетентности и компетенции, определено их место в парадигме личностных, мета-предметных и предметных результатов образования. Педагогическая технология портфолио как технология компетентностного подхода получила дальнейшую интерпретацию с позиций современной образовательной парадигмы.
Ключевые слова: ФГОС, образовательная парадигма, компетентностный подход, развитие компетентности, компетенции.
Наблюдаемый в настоящее время переход современной системы образования к новой гуманистической образовательной парадигме требует уточнения самого понятия парадигмы. Рассмотрение этого понятия в современных исследованиях происходит на философском, общенаучном и конкретно научном уровнях. На философском уровне определение и на-
© Крузе Б.А., 2011
учное описание парадигмы представлено в работе Томаса Куна «Структура научных революций», который под парадигмой понимает «всю совокупность убеждений, ценностей, технических средств и т.д., которая характерна для членов данного сообщества», особенно важным оказывается его положение о том,что «парадигмы дают ученым не только план деятельности, но также указывают и некоторые направления, существенные для реализации плана» (Кун, 1977).
На конкретно научном уровне, применительно к педагогическим наукам, Т. Давыденко отмечает взаимосвязь всех видов парадигм между собой при господствующей роли общенаучной парадигмы. Антропологическая образовательная парадигма, по ее мнению, выступает более общей по отношению к таким частным видам парадигм, как гуманистическая, культурологическая, гуманитарная, лич-ностно-ориентированная и др. (Давыденко, 2005).
Развивая эту мысль, И.А. Зимняя полагает, что в такой трактовке правомерно говорить не только о парадигме образования как целостного явления, но и о парадигмах, его составляющих, таких, как цели, содержание, результат. Так, существующая долгие годы «ЗУН» — парадигма образования» - включает теоретическое обоснование, определение номенклатуры,иерархии знаний,умений и навыков, методик их формирования, контроля и оценки. Эта парадигма принималась педагогическим сообществом и до сих пор принимается некоторой его частью. Однако происходящие в мире и России изменения в области целей образования, соотносимые, в частности, с глобальной задачей обеспечения вхождения человека в социальный мир, с новой системой общественных отношений, его продуктивной адаптацией к этой новой системе, вызывают необходимость постановки вопроса обеспечения более полного,личностно и социально интегрированного образования (Зимняя, 2003).