Научная статья на тему 'Междисциплинарный комплекс как средство интеграции педагогических и специальных знаний в непрерывном профессионально-педагогическом образовании'

Междисциплинарный комплекс как средство интеграции педагогических и специальных знаний в непрерывном профессионально-педагогическом образовании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
676
99
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и наука
Scopus
ВАК
ESCI
Область наук
Ключевые слова
МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЙ КОМПЛЕКС / ИНТЕГРАТИВНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / НЕПРЕРЫВНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / INTERDISCIPLINARY COMPLEX / INTEGRATED EDUCATIONAL ENVIRONMENT / CONTINUOUS VOCATIONAL TEACHER TRAINING / SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION / HIGHER VOCATIONAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сопегина Вера Терентьевна

В статье раскрываются сущность и значение междисциплинарного комплекса как интегративного средства в ходе непрерывного профессионально-педагогического образования и одного из механизмов построения интегративного образовательного пространства в системе «среднее профессиональное образование высшее профессиональное образование».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Interdisciplinary Education as a Means of Integration of Pedagogical and Special Knowledge in Continuous Teacher Training

The paper considers the essence and importance of interdisciplinary education as an integrating means within the frames of continuous vocational teacher training and one of key mechanisms for building an integrated educational environment "Secondary Vocational Education Higher Vocational Education".

Текст научной работы на тему «Междисциплинарный комплекс как средство интеграции педагогических и специальных знаний в непрерывном профессионально-педагогическом образовании»

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

УДК 378.14

В. Т. Сопегина

МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЙ КОМПЛЕКС КАК СРЕДСТВО ИНТЕГРАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ И СПЕЦИАЛЬНЫХ ЗНАНИЙ В НЕПРЕРЫВНОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОПЕДАГОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ

Аннотация. В статье раскрываются сущность и значение междисциплинарного комплекса как интегративного средства в ходе непрерывного профессионально-педагогического образования и одного из механизмов построения интегративного образовательного пространства в системе «среднее профессиональное образование - высшее профессиональное образование».

Ключевые слова: междисциплинарный комплекс, интегративное образовательное пространство, непрерывное профессионально-педагогическое образование, высшее профессиональное образование, среднее профессиональное образование.

Abstract. The paper considers the essence and importance of interdisciplinary education as an integrating means within the frames of continuous vocational teacher training and one of key mechanisms for building an integrated educational environment “Secondary Vocational Education - Higher Vocational Education”.

Index terms: interdisciplinary complex, integrated educational environment, continuous vocational teacher training, secondary vocational education, higher vocational education.

Модернизация российского образования актуализирует проблему повышения качества подготовки педагогов профессионального обучения в условиях сохранения и формирования профессиональной компетентности личности в развивающем пространстве образовательного взаимодействия.

Ведущая роль в реформировании образования принадлежит развитию и установлению взаимовыгодных преемственных связей между субъектами образовательной иерархии: средним и высшим звеньями профессионального образования.

Для повышения качества профессиональной подготовки обучающихся в соответствии с международными стандартами и потребностями отечественного рынка труда, для обеспечения возможности продолжения обучения на последующих образовательных уровнях колледжам и вузам следует налажи-

вать интегративные отношения, выявляющиеся в функциональном спектре необходимых образовательных взаимозависимостей. Отсутствие таких отношений часто влечет за собой несоответствие образовательного уровня выпускников учебных заведений среднего звена требованиям, предъявляемым к ним при поступлении в вузы. В связи с этим возникает необходимость пересмотра и разработки методологических оснований преемственности образования, введения соответствующих инноваций в его содержание, определения организационно-педагогических условий непрерывного образования.

По мнению В. А. Анищенко, очевидна социальная потребность в создании единой образовательной системы, интегрирующей развивающие потенциалы среднего и высшего звеньев. Одним из возможных направлений решения данной задачи является проектирование образовательной системы «колледж - вуз» в условиях созданных на базе колледжа филиалов университета. Интеграция как социально-педагогический феномен, отмечает автор, выступает ведущим механизмом образовательного совершенствования социума, творчески синтезирующим совокупность общественно-экономических, научно-технических, культурологических и психолого-педагогических факторов компетентностного развития будущих специалистов.

В. А. Анищенко разработана интегративная модель педагогического проектирования, которая обеспечивает теоретико-методологическую, научно-методическую и общепедагогическую целостность, означающую единство основополагающих функций, компонентов и этапов. Это делает возможным построение иерархической структуры управления педагогическим процессом, которая способствует повышению эффективности организационно-педагогического, научно-методического, материально-технического и финансово-экономического обеспечения жизнедеятельности образовательной системы «колледж - вуз» [1].

Непрерывное профессионально-педагогическое образование предусматривает наряду с интеграцией различных образовательных уровней интеграцию педагогической и специальной подготовки, обусловленную тем обстоятельством, что педагог профессионального образования призван осуществлять трансляцию специальных знаний, умений и навыков в соответствующих учебных заведениях.

Проблема интеграции специальных и педагогических знаний в подготовке будущих педагогов профессионального обучения не нова. Среди наиболее известных концептуальных исследований инженерно-педагогического образования следует отметить научные труды С. Я. Батышева (о процессе подготовки педагогов профессионального образования), Н. М. Жуковой (о структуре содержания психолого-педагогической подготовки инженера-педагога), А. А. Жученко, Г. М. Романцева, Е. В. Ткаченко (об организации и содержании профессионально-педагогического образования), Э. Ф. Зеера,

Н. С. Глуханюк (о психологических аспектах профессионального становления личности инженера-педагога), В. П. Косырева (о методической подготовке инженеров-педагогов). Необходимость применения интегративно-целостного подхода при подготовке педагогов профессионального обучения отмечают в своей работе Н. К. Чапаев и Ж. В. Нурутдинова [7].

Перед факультетом высшего профессионального образования филиала Российского государственного профессионально-педагогического университета в г. Березовском стоит задача осуществить переход к обучению студентов по системе «колледж - вуз». Реализация в колледже образовательной программы среднего профессионального образования 080501 Менеджмент (отрасль «Экономика и управление») является основанием для продолжения обучения в сокращенные сроки по образовательной программе высшего профессионального образования 050501 Профессиональное обучение специализации «Менеджмент в туризме и гостиничном хозяйстве». Непрерывное образование осуществляется по следующей схеме:

Данная структурная организация образовательной деятельности предполагает, что специальные знания, полученные в колледже по специальности «Менеджмент», интегрируются в педагогические при продолжении обучения в вузе. Интегрирование цикла специальных дисциплин образовательной программы среднего профессионального образования в педагогический блок образовательной программы высшего профессионального образования осуществляется с помощью технологии обучения, в основе которой лежит использование междисциплинарных комплексов (далее - МДК), которые являются средствами интеграции.

Средства интеграции в данном случае, согласно определению Н. К. Чапаева, - «это способы включения обучаемых в процесс овладения интегрированным учебным и внеучебным материалом (комплексные проблемные вопросы, комплексные задачи, комплексные задания), предусматривающие расщепление понятий и связывание понятий» [6].

В состав МДК входят:

• рабочие тетради, где представлено содержание всех тем и дидактических единиц МДК;

• курсы «Основы педагогической деятельности», «Вхождение в педагогическую профессию», «Основы педагогического мастерства»;

Среднее профессиональное

Квалификация: менеджер Срок обучения -2 г. 10 мес.

образование (СПО). Специальность 080501

Квалификация: педагог профессионального Срок обучения - 3 г. 6 мес.

• творческие задания и контрольные вопросы;

• электронные учебные пособия.

Роль интеграторов играют дидактические единицы специальных дисциплин, обязательной частью которых является педагогический элемент. Например, изучение организационной структуры предприятий включает задание о создании организационной структуры образовательного учреждения, а такая дисциплина, как управленческая психология, предполагает применение знаний психологии и педагогики.

Целесообразность использования междисциплинарных комплексов как основы формирования информационно-образовательной среды доказана Е. Г. Вишняковой, В. В. Гриншкун, О. В. Засядко и др. [3-5].

Междисциплинарный комплекс как одно из основных средств интеграции в ходе непрерывного профессионально-педагогического образования содержит следующие направления интеграции: психолого-педагоги-ческие, методические, технологические (табл. 1).

Таблица 1

Направления интеграции в междисциплинарном комплексе

Направления интеграции Механизмы реализации направлений Средства реализации направлений

Психолого-пе- дагогические 1. Решение проблемы мотивации обучения студентов через освещение роли педагогики и психологии в управлении 2. Учет особенностей аудитории (подготовка, мышление, память, способности студентов) и использование индивидуальных домашних заданий, рефератов, проектов 1. Интегрированные практические занятия, частично имеющие педагогическую направленность 2. Комплексная аттестационная работа, включающая несколько дисциплин и имеющая практическую направленность (в том числе педагогическую и психологическую)

Методические Использование модульных технологий Эффективные формы проведения занятий (семинары, дискуссии, лабораторные работы, конференции); организация самостоятельной работы, различные виды практик

Технологичес- кие Единство составляющих курса: менеджмента, управленческой психологии и др.; организация на этой базе интегративных занятий Информационные технологии, электронная почта, интернет

В результате использования МДК как интегративного средства в ходе непрерывного профессионально-педагогического образования у студентов колледжа формируется педагогическая направленность (рис. 1).

Педагогический элемент становится неотъемлемой частью деятельности менеджера, инженера и т. д. [6]. Педагогические и специальные составляющие интегрируются в структуру данной технологии обучения, что, в свою очередь, обусловливает формирование педагогической направленности в системе непрерывного профессионально-педагогического образования.

Междисциплинарный комплекс в системе СПО, включающий педагогический элемент

Создает

условия

Интеграция специальных и педагогических дисциплин в системе непрерывного профессионально-педагогического образования

Является

механизмом

построения

Интегративное образовательное пространство (СПО - ВПО)

Рис. 1. Модель интегративного образовательного пространства

По мнению И. С. Сергеева, «педагогическая направленность - это интегральная характеристика труда учителя, в которой выражается стремление педагога к самореализации, к росту и развитию в сфере педагогической жизнедеятельности» [5]. Вхождение в педагогическую деятельность предполагает наличие соответствующей установки. Нами выявлено, что важнейшим условием ее формирования у студентов непедагогических специальностей является реализация междисциплинарного комплекса.

Интеграция педагогического и специального знания начинается на элементарном уровне, проявляясь в ходе формирования научных понятий. При этом устанавливаются связи и зависимости между фактами,

происходит обобщение знаний и перенос их в новые ситуации. Рассмотрим этот процесс на примере интеграции учебных элементов специальных дисциплин образовательной программы «Менеджмент» (СПО) в педагогический блок дисциплин образовательной программы 050501 Профессиональное обучение специализации «Менеджмент в туризме и гостиничном хозяйстве» (ВПО), отраженной в логико-смысловой модели «Интеграция педагогических и специальных знаний при реализации образовательной программы по системе «колледж - вуз» (рис. 2). К технологическим компонентам интеграции, представленным в данной модели, относятся:

• принципы структурирования содержания учебных предметов, методов и приемов обучения, профессиональной подготовки, способов построения структурно-логических связей, установления межпредметных связей;

• способы создания междисциплинарных комплексов разнохарактерных явлений;

• критерии и механизмы оценивания интегральных конструкций (системных, содержательных, процессуальных, организационных), действий студентов, действий преподавателей.

Схематично основные этапы образования понятий можно передать как интеграцию последовательных процессов: ощущение, восприятие, представление, понятие. Так, представление о понятиях дисциплины «Общая и профессиональная педагогика» студенты колледжа получают, осваивая дисциплины «Менеджмент» и «Стратегический менеджмент». Учебные элементы «миссия», «мотивация» являются опорными при изучении темы «Педагогические цели» в дисциплине «Общая и профессиональная педагогика», а учебный элемент «Когнитивные свойства личности», изучаемые в дисциплине «Управленческая психология», интегрируются в следующие дисциплины ВПО:

• «Педагогические коммуникации» при изучении темы «Технология педагогического взаимодействия»;

• «Психология профессионального образования» в теме «Возрастные особенности личности» и т. д.

Уровень профессионально-педагогической подготовленности студентов профессионально-педагогических специальностей к выполнению будущей полифункциональной, широкопрофильной деятельности зависит от характера интеграции педагогических и специальных дисциплин. Из четырех уровней структурных интеграционных связей - внутридисцип-линарных связей, интеграции внутри одного цикла, межотраслевой интеграции, межцикловой интеграции - в данной работе представлен последний, который называют также «проникающей интеграцией». Этот вид интеграции, средством которой выступает междисциплинарный комплекс, в условиях непрерывного образования является одним из важнейших факторов формирования педагогической направленности.

Общая и профессиональная педагогика

Дисциплины ВПО

Учебные элементы дисциплин психологопедагогического блока

Рис. 2. Логико-смысловая модель «Интеграция педагогических и специальных знаний при реализации образовательной программы по системе «колледж - вуз

Образование и наука. 2011. № 3 (82)

После изучения курсов «Основы педагогической деятельности» и «Вхождение в педагогическую деятельность», являющихся ведущими в междисциплинарном комплексе (см. табл. 1), студенты непедагогических специальностей филиала изменили представление о профессии педагога. Один из показателей результатов опытно-поисковой работы - определение уровня сформированности педагогической направленности -представлен в табл. 2.

Таблица 2

Динамика показателя сформированности педагогической направленности у студентов непедагогических специальностей

Н аименование показателя Уровень сформированности Показатель, %

до эксперимента после эксперимента

Интерес к педагогической деятельности Устойчивый 10 71

В стадии формирования 22 20

Отсутствует 68 9

Данные результаты подтверждают эффективность программ, входящих в междисциплинарный комплекс, который позволяет сформировать положительное отношение к педагогической профессии.

Литература

1. Анищенко В. А. Закономерности проектирования профессионально-педагогических систем / / Вестн. ОГУ. Оренбург: Изд-во ОГУ, 2005. № 10.

2. Вишнякова Е. Г. Особенности построения междисциплинарного УМК как эффективного средства обучения в вузе / / Научно-методическое обеспечение управления качеством высшего профессионального образования: материалы науч.-метод. конф. Волгоград: ВГСХА, 2006.

3. Гриншкун В. В. Иерархические структуры как фактор интеграции процессов информатизации образования // Вестн. МГПУ. Сер. Информатика и информатизация образования. М.: МГПУ. 2004. № 1 (2).

С.29-35.

4. Засядко О. В. Интеграция методик изучения математики и информатики в учебно-информационных комплексах для студентов гуманитарных специальностей // Инновации и традиции в воспитании толерантного этнокультурного сознания школьников и молодежи: материалы Всерос. науч.-практ. конф. Краснодар: Копи-Принт, 2005. С. 213-217.

5. Сергеев И. С. Основы педагогической деятельности: учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений. СПб: Питер, 2004. 320 с.

6. Чапаев Н. К., Нурутдинова Ж. В. Интеграция педагогического и технического знания в педагогике профтехобразования / Свердл. инж.-пед. ин-т. Екатеринбург, 1992.

7. Чапаев Н. К. Интегративно-целостный подход как эвристическое основание подготовки социально-компетентностных специалистов в инженерно-педагогическом вузе // Образование и наука. Изв. УрО РАО. 2009. № 5. С. 53-63.

УДК 378.147

Н. Е. Эрганова,

Г. Р. Мугинова

ВОЗМОЖНОСТИ ИНТЕГРАТИВНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ЗАДАЧ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБУЧЕНИИ

Аннотация. В статье показаны преимущества использования интегративнотехнологических задач при применении компетентностного подхода в образовании. В качестве примера рассматривается механизм формирования профессиональных компетенций у будущих специалистов индустрии питания средствами интегративно-технологических задач.

Ключевые слова: профессиональные компетенции, технологическая задача, интегративно-технологическая задача, функции интегративно-технологических задач.

Abstract. The paper outlines the advantages of setting integrated technological tasks when using the competence approach in education; an example of food industry specialists training given.

Index terms: professional competence, technological problem, integrated technological problem, functions of integrated technological problems.

Учебные задачи и методика их решения являются предметом исследований многих наук: философии, психологии, педагогики, кибернетики, науковедения и др. Применение задач в изучении различных учебных предметов, определение их сущностных характеристик, способов разработки и методики решения позволили выделить в дидактике самостоятельное направление исследований, которое было названо «задачный подход в обучении» (Г. А. Балл [2], Е. И. Машбиц [4], Л. М. Фридман [5] и др.). В соответствии с данным подходом формирование новых знаний, умений и навыков рассматривается как специально созданная система ситуаций,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.