ляющая (культурная среда, спорт, отдых, бытовые условия).
Подсистема выполняет функции формирования культуры общения, управления и самоуправления.
7. Качество выпускника, его востребованность на рынке труда, результативность самореализации.
Подсистема выполняет функции определения соответствия выпускника требованиям социально-экономической и куль-
турно-профессиональной сферам жизни (нормам, стандартам).
Контроль качества всех факторов должен обеспечиваться статистическими, социологическими и педагогическими методами.
Таким образом, требования производства к качеству образования специалистов ориентируют систему НПО и СПО на реализацию факторов, обеспечивающих конкурентоспособность и высокий уровень квалификации.
УДК/ UDC: 37.08(470.41) А. Г. Залялова,
директор ГАОУ СПО «Казанский педагогический колледж», Россия, г. Казань, [email protected]
Anfisa Zalyalova,
principal of Kazan Pedagogical College, Russia, Kazan, [email protected]
РЕГИОНАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО КЛАСТЕРА 1 REGIONAL MODEL OF EDUCATIONAL TEACHERS TRAINING IN TERMS OF EDUCATIONAL CLUSTER
Статья рассматривает современные проблемы профессионального образования в Республике Татарстан как сферы образовательных услуг, на которую в значительной мере распространяются действия рыночного механизма. Отдельно выделяется особенность профессионального образования, заключающаяся в интегративных процессах, которые наиболее значимо проявляются на всех уровнях непрерывного профессионального образования.
The paper provides an overview of contemporary problems of professional education in Republic Tatarstan as a sector of educational service that is affected by market in a great deal. Peculiar feature of professional education is underlined in terms of integrative processes that are utmost revealed at continuous professional education.
Ключевые слова: Республика Татарстан, образовательные услуги, непрерывное профессиональное образование.
Keywords: Republic Tatarstan, educational service, continuous professional education.
Рынок профессиональных образовательных услуг все более приобретает региональную направленность, ибо регионы в наибольшей мере могут и должны обеспечивать высокий уровень обеспечения рынка профессиональными образовательными услугами. Сегодня образование в Республике Татарстан, как и во всем мире, все больше превращается в сферу образовательных услуг, на которую в значительной мере распространяются действия рыночного механизма с его законами спроса и предложе-
1 По результатам «круглого стола» «Формирование профессионально значимых качеств личности будущего специалиста», г. Москва, 2010 г.
ния, конкуренции, маркетинга и т. д. Это обуславливает необходимость своевременного решения ряда проблем в системе профессионального образования, в том числе педагогического.
Процесс реформирования профессионального образования представляет собой сложный, многоаспектный процесс и отражает многообразие складывающихся форм образовательной деятельности. На современном этапе особенностью профессионального образования являются интегративные процессы, которые наиболее значимо проявляются на всех уровнях непрерывного профессионального образования. Поэтому непрерывное педагогическое образование в рамках государственной системы представляет собой совокупность учебных заведений разного уровня, обеспечивающих формирование профессионально-личностных качеств учителя и воспитателя в течение всего периода профессиональной подготовки.
Особую значимость приобретает качество профессиональной подготовки на основе преемственности содержания педагогического образования, которое способствует обеспечению подготовки специалиста, способного самостоятельно и творчески решать профессиональные задачи, осознавать личностную и общественную значимость педагогической деятельности, нести ответственность за ее результаты. Сущностными составляющими педагогической компетентности учителя являются общекультурные, общепедагогические, социально-коммуникативные, специально-предметные, исследовательские и методические компетенции, которые взаимопересекаются и взаимодополняются в условиях непрерывного педагогического образования.
В Республике Татарстан при разработке региональной стратегии непрерывного профессионального образования с 2007 года приоритетной проблемой стало создание образовательных кластеров в различных отраслях экономики и образования, в том числе и педагогического. Приоритетами образовательного кластера были определены качество образования, его непре-
рывность, преемственность, доступность, конкурентоспособность. Образовательный кластер, по утверждению академика РАО Г. В. Мухаметзяновой, рассматривается как совокупность взаимосвязанных учреждений профессионального образования, объединенных по отраслевому признаку и партнерскими отношениями с предприятиями отрасли. Важными отличительными чертами отраслевого образовательного кластера являются: интеграция образования с наукой и производством, создание условий для подготовки специалистов с различным уровнем профессионального образования, поднятие престижа высококвалифицированных рабочих профессий. Главным отличием образовательных кластеров от учебно-производственных комплексов является рыночный механизм управления ими, который создается снизу, по инициативе самих учреждений профессионального образования и предприятий, в то время как учебно-производственные комплексы управлялись сверху по командно-отраслевому принципу.
Образовательный кластер как системообразующий компонент региональной модели непрерывной подготовки педагогических кадров представляет собой целостное образование, включающее в себя организационный, управленческий, технологический, содержательный уровни, позволяющие обеспечить целенаправленный процесс развития непрерывного педагогического образования в соответствии поставленной цели конечному результату. Основными принципами реализации региональной модели являются системность, преемственность, непрерывность, дискретность и релевантность. Особенностью разработанной модели является единство содержательного, процессуального и результативного аспектов реализации непрерывного образования.
В исследовании, проведенном совместно с лабораторией педагогического образования и гуманитарной подготовки ИПП ПО РАО, выделены основные стратегии развития образовательного кластера в рамках непрерывного профессионально-педа-
гогического образования:
экономическая - создание сферы эффективных образовательных услуг, своевременно удовлетворяющих спрос на подготовку педагогических кадров в сокращенные сроки;
социальная - создание гарантий трудоустройства для выпускников учреждений среднего педагогического образования через заключение договоров с работодателями;
маркетинговая - обобщение и распространение инновационных образовательных технологий, организация учебно-воспитательной работы в профильных и предпрофиль-ных классах общеобразовательной школы;
правовая - обеспечение разработки нормативно-правовой базы партнерских взаимоотношений в кластере, в т. ч. в условиях изменения типа образовательных учреждений (переход в автономию);
педагогическая - совместное проектирование образовательной деятельности в условиях непрерывности подготовки педагогических кадров в системе «школа - ссуз - вуз»;
обеспечение содержательной и технологической стороны отношений между всеми участниками образовательного кластера.
Полученные в ходе эксперимента статистические показатели (участвовали более 300 человек) определили оптимальность многоуровневой подготовки педагогических кадров: динамику потребности в педагогических кадрах в Республике Татарстан по специальностям колледжа на 2006-2010 гг.; трудоустройство выпускников колледжа и длительность их закрепления в образовательных учреждениях по специальности; качество подготовки специалистов в соответствии с квалификационными требованиями; мониторинг карьерного роста выпускников колледжа.
Экспериментально было установлено, что отсутствие системной и полноценной взаимосвязи между профильным образованием и рынком труда порождает существенный дисбаланс между требованиями со стороны работодателей и качеством подготовки выпускников колледжа и вуза. Опрос работодателей с целью оценки профессиональных и личных качеств у выпускников колледжа показал, что 89% руководителей
школ и 96% руководителей ДОУ считают оптимальным двухступенчатую подготовку педагогических кадров в системе «колледж - вуз», т. к. практикоориентированные выпускники колледжа, продолжающие обучение в вузе, быстро адаптируются к профессиональной среде и определяются в выбранной профессии. Адаптация в профессии специалистов, подготовленных в условиях непрерывности «колледж - вуз», составляет 4 балла.
Анализ результатов поступления в вузы выпускников педучилищ и педколледжей показал, что 80% из них поступают в вузы в первые два года после окончания ссуза. Данные свидетельствуют и о том, что выпускники педучилищ и педколледжей ориентированы на продолжение обучения в вузе. Из них лишь 32% выпускников продолжают обучение в вузе по сокращенным программам (6% - на очных отделениях, 24% - на заочных). 41% выпускников продолжают обучение в педагогических вузах по другим специальностям и полным программам, 7 % выпускников - меняют профиль обучения.
В процессе исследования было выявлено, что в организации непрерывной подготовки педагогических кадров в существующей системе «школа - колледж - вуз» есть недостатки: разобщенность между социальными партнерами в кадровой политике и ориентированность вузов на традиционную преемственность. Поэтому создание региональной модели подготовки педагогических кадров в условиях образовательного кластера стало решением проблемы.
Основным компонентом модели являются сопряженные профессиональные образовательные программы в системе «школа - колледж - вуз»; интегративные технологии и государственный заказ на подготовку педагогических кадров.
Установленная степень сопряженности профессиональных образовательных программ по профильным специальностям и анализ уровней преемственности содержания педагогического образования показали, что средний процент сопряженности на всех уровнях профессионального образова-
ния составляет 85%, что позволяет освоить сопряженные профессиональные образовательные программы по подготовке учителя начальных классов по специальности «Педагогика» на ступени бакалавра в сокращенные сроки.
Проведенное сравнительное исследование итоговых уровней компонентов педагогической деятельности по отдельным действиям и процентное распределение студентов по уровням развития педагогической деятельности позволяют установить наличие положительной трансформации в ориентировочно-мотивационных, проектировочно-исполнительских и оценочно-рефлексивных действиях как в экспериментальных, так и в контрольных группах от педколледжа к педвузу. Однако темп динамики и уровни развития педагогической деятельности в экспериментальных группах заметно отличаются от показателей контрольных групп во всех структурных компонентах формирующейся педагогической деятельности.
Это свидетельствует о том, что экспериментальная интегративная технология представляет будущим учителям больше возможностей для целенаправленного формирования компонентов педагогической деятельности, чем традиционная, и способствует осуществлению преемственности на более высоких уровнях ее реализации.
Сравнение контрольных и экспериментальных групп на выходе из системы пед-колледжа по деятельностному компоненту позволяет говорить о возможности достижения творческо-репродуктивного уровня развития педагогической деятельности большинством выпускников педколледжа.
Опытно-экспериментальная работа способствовала позитивной динамике формирования качественных показателей субъектов профессионально-педагогической деятельности как носителей признаков оптимального осуществления преемственности содержания педагогического образования в условиях образовательного кластера. Однако явно выраженные позитивные сдвиги произошли лишь в деятельностном компоненте содержания педагогического
образования.
Сравнительное исследование свидетельствует, что концентричная и модульная организация учебного материала предпочтительнее для формирования профессионально-педагогических знаний содержания педагогического образования. Достижение более высоких уровней усвоения знаний в ходе длительной опытно-экспериментальной работы является важным качественным показателем осуществления преемственности содержания педагогического образования. Центральным звеном личности учителя как субъекта педагогической деятельности является категория мотивации.
Анализ ведущих мотивов педагогической деятельности позволил установить наличие положительной трансформации в профессионально-направленной мотивации в обеих группах. Однако темп динамики и уровни значимости изменений мотивов с преобладанием профессионально значимых в экспериментальной группе значительно отличаются от показателей контрольной группы. Переход из ступеней в ступень в экспериментальной группе более плавный, без резких скачков, что свидетельствует о возможности обеспечения преемственности и за счет мотивационного компонента содержания образования.
Сравнительные исследования показали, что схема и механизм осуществления преемственности содержания педагогического образования эффективны, педагогические условия обеспечивают реализацию преемственных связей, но только на уровне автономных процессов, протекающих отдельно в педколледже и педвузе, основные положения преемственности можно перенести для разработки программно-учебно-методического комплекса, образовательной технологии и распространить на системную организацию уровневого педагогического образования в условиях образовательного кластера.
На завершающем этапе эксперимента были апробированы сопряженные учебные планы и программы в условиях образовательного кластера как системообразующего компонента модели непрерывного педа-
гогического образования и интегративные технологии реализации сопряженных программ, основанных на преемственности содержания педагогического образования.
В качестве критериев оценки уровней сформированности компетенций были выбраны: наличие положительной мотивации к использованию дисциплин предметного блока в будущей профессиональной деятельности; ценностно-смысловые представления к содержанию и результату деятельности (осведомление о своей будущей профессии); знания, лежащие в основе выбора способа осуществления педагогической деятельности (владение технологиями обучения и воспитания); эмоционально-волевая саморегуляция (удовлетворенность знаниями по психолого-педагогическому блоку дисциплин, личностными качествами и способностями, результатами своей подготовки).
В условиях перехода к новым государственным образовательным стандартам среднего профессионального образования и высшего профессионального образования возникла необходимость осмысления компетентностного подхода в подготовке педагогических кадров. Анализ стандартов II поколения в части требований к минимуму содержания образования показал, что в общих требованиях к качеству подготовки выпускников колледжа заложены профессионально значимые личностные качества, относящиеся к следующим компетенциям: саморазвитию и профессиональному росту; способности к самостоятельным действиям в условиях неопределенности; готовности проявлять ответственность за выполняемую работу; способности самостоятельно и эффективно решать проблемы в области профессиональной деятельности; ориентации на креативность; готовность к позитивному взаимодействию и сотрудничеству с коллегами. Являясь экспериментальной площадкой лаборатории педагогического образования и гуманитарной подготовки Учреждения Российской Академии образования «ИПП ПО» по проблеме «Формирование ключевых компетенций в процессе гуманитарной подготовки студентов
УСПО», в процессе исследования в колледже была проведена коррекция учебных планов, рабочих программ, учебно-методических комплексов на всех уровнях подготовки педагогических кадров в образовательном кластере на основе компетентностного подхода.
В ходе экспериментальной работы изменились организация и содержание педагогической практики, обеспечивающей интеграцию непрерывной профессиональной подготовки в условиях повышения качества и диверсификации профессионального образования в сокращенные сроки: педагогическая практика «Введение в специальность» была сосредоточена в профильном классе; на первом курсе колледжа в течение года проводилась психолого-педагогиче-ская практика; на втором курсе колледжа началась практика проведения пробных уроков, которая завершилась в первом семестре третьего курса; стажировка и летняя практика на третьем курсе; преддипломная практика, экспериментальная работа, сопряженная с научно-исследовательской деятельностью в вузе - на четвертом курсе.
Использование концептуальных идей лаборатории педагогического образования и гуманитарной подготовки ИПП ПО РАО о компетентностном подходе в преподавании гуманитарных дисциплин в УСПО (Р. Х. Гильмеева, Г. М. Багавиева, Л. А. Во-лович, Н. Г. Гараева, Л. Ю. Мухаметзянова, Л. П. Тихонова) в подготовке педагогов ориентирует образовательный процесс в колледже на внедрение инновационных технологий, соответствующих как целям, задачам, содержанию формирования компетенций, так и содержанию изучаемого материала на проектной и блочно-модульной основе.
В процессе реализации интегративных технологий особая миссия отводится проектным методам, ролевым играм, портфолио профессионально-личностного развития, интегративным методам обучения, тренингам корпоративности, методу «кейс-стади», развивающей диагностике, планированию предстоящей учебно-познавательной и практической деятельности с учетом межпредметных связей.
Эти методы позволяют существенно повысить познавательную активность студентов, что способствует значительному росту их компетенций, а также помогают развить такие профессионально значимые компетенции, как способность формулировать проблему, инициативность, самостоятельность, умение работать в команде. Тренинги корпоративности повышают социально-профессиональный статус, профессиональное самосохранение, социально-профессиональную адаптивность. Метод «кейс-стади» заключается в том, что студентам предлагается осмысление реальной социальной проблемы или ситуации. Исходным материалом при обучении является пакет (кейс), в котором находится информация о проблеме, заключающейся в содержании изучаемой темы. Обучаемые, всесторонне проанализировав и обсудив проблемную ситуацию, обосновывают ее решение, которое в дальнейшем подвергается экспертной оценке. В процессе анализа и поиска оптимального решения формируются такие профессионально значимые личностные качества, как гибкость мышления, креативность, ответственность и корпоративность. Важным источником качественного анализа деятельности студентов на уровне «школа - колледж» является метод «портфолио профессионально-личностного развития», который формируется, начиная с профильного класса школы, и является основой организации педагогической практики. Профессиональное портфолио как инструмент оценки и самооценки достижений студентов позволяет обеспечить развитие способностей к самостоятельному управлению процессом овладения знаний,
систематическому мониторингу, динамике формирования ключевых компетенций в различных видах деятельности. В качестве оценки используются опросники, анкеты, тесты, производственные характеристики.
В учебные планы колледжа были введены элективные курсы по изучению нанотехнологий, инновационного менеджмента, основ научно-исследовательской деятельности, что отразилась на результативности участия студентов колледжа в конкурсе проектов, межвузовских олимпиадах по педагогике и психологии.
Положительные результаты внедрения интегративных технологий нашли подтверждение в диагностике компетенций в условиях образовательного кластера в системе «школа - колледж - вуз»: на начальном уровне сформированности компетенций в экспериментальной группе осталось только 12,5 % студентов, тогда как в контрольной группе - 36,5 %. Остальные студенты перешли на достаточный уровень. Аналогичную динамику мы наблюдаем по отношению к студентам, которые в начале эксперимента находились на достаточном уровне.
В ходе реализации региональной модели подготовки педагогических кадров завершающий этап эксперимента показал, что тесные контакты системы профессионального образования «колледж - вуз» и учреждений образования, учредителя в лице Министерства образования и науки Республики Татарстан гарантируют выпускникам колледжей и вузов трудоустройство по избранной специальности с ясной перспективой карьерного роста.