Вестник магистратуры. 2016. № 1(52). Т.II.
ISSN 2223-4047
УДК 330
А.А. Антилогова
МЕЖБЮДЖЕТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ КАК ИНСТРУМЕНТ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА УПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫМИ ФИНАНСАМИ
В статье рассмотрена сущность межбюджетных отношений и межбюджетного федерализма, а также инструменты бюджетного выравнивания. Кроме этого определены формы межбюджетных трансфертов и их основные особенности, выявлена динамика объемов межбюджетных трансфертов, предоставленных из бюджетов субъектов Российской Федерации местным бюджетам.
Ключевые слова: межбюджетные отношения, бюджетный федерализм, межбюджетные трансферты, дотации, субвенции, субсидии.
В настоящее время существует проблема оптимального формирования и распределения бюджетных средств. Местные бюджеты становятся все более зависимыми от федерального, государство не может полноценно удовлетворять интересы всех субъектов в области финансирования - все эти проблемы тормозят развитие финансовой системы России, и поэтому проблема межбюджетных отношений в Российской Федерации приобретает все большую актуальность.
Одной из важнейшей задачей бюджетной политики становится повышение эффективности государственных и муниципальных расходов. Именно такой подход, является наиболее сбалансированным в условиях, с одной стороны, высокого уровня государственной задолженности и, с другой стороны, глобальных экономических, политических, социальных, экологических и других вызовов. В государствах с федеративным устройством особое значение приобретает эффективность взаимодействия отдельных единиц системы государственного управления, т.е. эффективность зависит от качества управления финансами на уровне субъектов Федерации и органов местного самоуправления. Решая задачу повышения эффективности бюджетных расходов, федеральное правительство сталкивается с необходимостью соответствующей адаптации системы.
Межбюджетные отношения - основа бюджетной системы любого федеративного государства, обеспечивающая финансовую взаимосвязь между её субъектами. Также межбюджетные отношения существенно воздействуют на экономическую ситуацию, темпы роста основных макроэкономических и демографических показателей как в субъектах федерации, так и в стране в целом.
Помимо социально-экономической составляющей жизни общества, эти отношения выполняют политические функции, так как они могут не только способствовать сохранению единства государства, развитию отношений между центром, субфедеральными и местными властями, но и привести к разрушению страны.
Данному вопросу посвящены работы многих отечественных ученых: В.С. Алексеев, Д.А. Барышникова, Т.А. Вершило, З.М. Казовой, А.Е.Суглобова, Н.М. Казанцев, В.Г. Герасимова, С.М. Магомедов, и зарубежных деятелей, таких как: Д. Карафа, Ж. Боден, У. Петти, Ф. Юсти, Ф. Кенэ, А. Смит, K.Pay, Г.Жез.
В Конституции РФ закреплены отношения между разными уровнями государственной власти, равно как и характер межбюджетных отношений [1].
На сегодняшний день в Российской Федерации система межбюджетных отношений имеет следующие составляющие: сформированы ее основные принципы и механизмы, определена роль всех участников этих отношений, закреплены соответствующими нормативными документами полномочия органов власти, разъяснено всё, что связано с финансовым обеспечением разграниченных полномочий.
Согласно БК РФ, межбюджетные отношения - это взаимоотношения между публично-правовыми образованиями по вопросам регулирования бюджетных правоотношений, организации и осуществления бюджетного процесса [2].
Главной целью межбюджетных отношений в Российской Федерации является решение задачи горизонтальной сбалансированности бюджета всех уровней посредством оказания финансовой помощи в виде трансфертов или других операций финансового характера. Межбюджетные трансферты являются важной частью системы межбюджетных отношений. При помощи трансфертов осуществляются мероприятия по бюджетному выравниваю, устраняется структурный дисбаланс бюджетной обеспеченности
© Антилогова А.А., 2016.
ISSN 2223-4047
Вестник магистратуры. 2016. № 1(52). T.II
между регионами.
Эффективная система межбюджетных отношений соединяет в себе действие двух механизмов бюджетного выравнивания - вертикального и горизонтального.
Рассмотрим механизмы бюджетного выравнивания более подробно (таблица 1).
Таблица 1
Механизмы бюджетного выравнивания
Механизм бюджетного выравнивания Цель Инструменты
Вертикальный механизм достижение сбалансированности доходов и расходов каждого из уровней бюджетной системы. - пересмотр сложившейся системы разграничения расходных полномочий; -корректировка дополнительных нормативов отчислений от налогов, поступающих в бюджет субъекта РФ, закрепляемых за муниципальными образованиями на долгосрочной основе; -дотации региональных фондов финансовой поддержки муниципальных образований; - трансфертозамещающие нормативы отчислений от подоходного налога; -отрицательные трансферты высокообеспеченных муниципальных образований в соответствующие фонды финансовой поддержки
Горизонтальный механизм обеспечение равных или сопоставимых условий доступа всего населения страны к социальным услугам, обеспечение единого уровня и качества жизни для населения всей страны, снижение социального неравенства населения. -дотации фондов поддержки муниципальных образований (трансферт общего характера); -субсидии фондов софинансирования социальных расходов (целевые обусловленные трансферты по текущим расходам); -субсидии фондов муниципального развития (целевые обусловленные трансферты по капитальным расходам); - трансфертозамещающие нормативы отчислений от подоходного налога
Модель вертикального бюджетного выравнивания широко применяется большинством зарубежных стран, поскольку ее использование снижает риск конфликтов между регионами. Однако при использовании данной модели возникает своего рода «налоговая иллюзия»: все получают выгоду от этой модели, но никто не платит. Особенно дорогим для органов государственной власти модель становится, если они решают вывести муниципальные образования на максимальный уровень налогового потенциала и помочь всем тем, чьи потребности превышают минимальный уровень. По этой причине модель является несовершенной, поскольку оставляет за пределами системы наиболее сильные в финансовом отношении муниципальные образования.
Механизм предоставления финансовой помощи из федерального бюджета нижестоящим бюджетам является одним из методов горизонтального бюджетного выравнивания.
Для увеличения эффективности функционирования межбюджетных отношений в РФ необходимы следующие мероприятия:
1. Укрепление финансовой самостоятельности субъектов РФ. Реализация данной задачи невозможна без обеспечения стабильности налогового законодательства и межбюджетных отношений с целью проведения достоверного и объективного среднесрочного бюджетного планирования.
2. Создание стимулов с целью увеличения поступления доходов в бюджеты субъектов РФ, а также в местные бюджеты. Для этого необходимо усовершенствовать законодательное обеспечение бюджетного процесса для субъектов РФ, опираясь на уровень их дотационности. Это обеспечит стремление субъектов РФ увеличить собственные доходы и подняться с низкого уровня бюджетной обеспеченности на более высокий.
3. Создание стимулов, направленных на улучшение качества управления государственными и муниципальными финансами. В данном случае имеет место активизация деятельности государственной власти субъектов РФ в области финансового оздоровления и улучшения качества управления государственными и муниципальными финансами, а также содействие реформированию бюджетного процесса, стимулирование проведения экономических реформ в субъектах РФ.
Дополнить вышесказанное следует тем, что необходима систематизация предоставляемых межбюджетных трансфертов, которая должна учитывать уровень бюджетной обеспеченности субъектов РФ.
В бюджетной системе РФ взаимодействует различные субъекты межбюджетных отношений. Своеобразный характер этих межбюджетных связей основывается на понятии межбюджетного федера-
Вестник магистратуры. 2016. № 1(52). T.II.
ISSN 2223-4047
лизма.
Как финансовая категория бюджетный федерализм имеет объективное содержание. Под этим понимается, что бюджетный федерализм прежде всего выступает формой финансовых отношений, которые возникают в процессе формирования, распределения и использования фондов, денежных ресурсов. Поэтому в самом простом виде бюджетный федерализм выражает системно системно-организованную совокупность денежных потоков между субъектами межбюджетных отношений по формированию, распределению и использованию бюджетных фондов.
В системе бюджетного федерализма денежный поток означает перемещение бюджетных средств от одного субъекта или уровня бюджетной системы к другому. В зарубежной финансовой литературе это движение денежных средств выражается понятием «трансферт». Под трансфертом понимается любое перемещение денежных средств, не опосредованное движение товаров и услуг.
Межбюджетные трансферты могут предоставляться в следующих формах:
- дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации;
- субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации;
- субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации;
- иных межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации;
- межбюджетных трансфертов бюджетам государственных внебюджетных фондов.
Различия данных форм заключаются в следующем: субвенции и субсидии, в отличии от дотаций, носят целевой характер, то есть выделенные из вышестоящего бюджета в нижестоящие бюджеты средства должны быть реализованы на конкретные цели, дотации же могут быть использованы на любые цели по усмотрению того бюджета, которому они предоставлены. Отличительная особенность субвенций состоит в том, что помимо целевого назначения и безвозвратности, им свойственно долевое финансирование.
На текущий период субвенции преобладают в общем объеме трансфертов.
На рисунке 1 представлена динамика объемов межбюджетных трансфертов, предоставленных из бюджетов субъектов Российской Федерации местным бюджетам.
Дотатш Субсидии ИныеМБТ Субвенции
□ на 01.11.2014 года □ на 01.11.2015 года
Рис. 1. Динамика объемов межбюджетных трансфертов [11]
На 01.11.2015 года объем межбюджетных трансфертов снизился на 12,2 млрд. рублей: с 1732 млрд. рублей до 1719,8 млрд. рублей. Объем дотаций местным бюджетам увеличился на 3,5% и составил 238,6 млрд.рублей. Объем субсидий местным бюджетам составил 348,1 млрд. рублей, что ниже на 10,9% аналогичного показателя по состоянию на 1ноября 2014 года. Объем субвенций, предоставленных местным бюджетам по состоянию на 1ноября 2015 года, вырос на 2,3% по сравнению с аналогичным периодом 2014 года и составил 1028,4 млрд. рублей.
Таким образом, межбюджетные отношения являются одним из главных факторов развития государства. Их сущность заключается в обеспечении сбалансированности бюджетов всех уровней и максимально возможной стабильности (или предсказуемости) объемов распределяемой финансовой поддержки (помощи) субъектам РФ.
ISSN 2223-4047
Вестник магистратуры. 2016. № 1(52). Т.II
Библиографический список
1. Конституция РФ
2.Бюджетный кодекс РФ
3.Алексеев В.С. Государственные и муниципальные финансы / Алексеев В.С. - М.: Интермедия, 2015.
4.Вершило Т.А. Муниципальное образование как субъект межбюджетных отношений. - М.: «Российская академия правосудия», 2010. - 184 с.
5.Казанцев Н.М. Экономико-правовые институты регулирования регионального развития Российской Федерации: монография. М.: «Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ», 2013.-Режим доступа: http: // internet.garant.ru/#/document/57567116/paragraph/1:2.
6.Ключникова М.А. Проблемы организации межбюджетных отношений в Российской Федерации и пути их решения // М.А. Ключникова // XXXIV Студенческая международная научно-практическая конференция «Научное сообщество студентов XXI столетия». 2015.
7.Магомадов С. М. Межбюджетные отношения в условиях социальной направленности экономической политики Российской Федерации.- Режим доступа: http: // www.dissercat.com/content/mezhbyudzhetnye-otnosheniya-v-usloviyakh-sotsialnoi-napravlennosti-ekonomicheskoi-politiki-r.
8.Морозова Н.И. Влияние финансовых взаимоотношений бюджетов различных уровней на качество жизни населения / Н.И. Морозова // Бизнес. Образование. Право. Вестник Волгоградского института бизнеса. - 2012. -№ 3. - С. 20.
9. Саттарова Н.А. Правовое регулирование межбюджетных отношений: учебное пособие. - Казань: «Познание», 2010. - 176 с.
10. Суглобов А.Е. Межбюджетные отношения в Российской Федерации: учебное пособие. - М.: Юнити-Дана, 2015. - 519 с.
11. Министерство финансов Российской Федерации: [Электронный ресурс]. URL: http: // www.minfin.ru/ru/. (Дата обращения 15.12.2015).
АНТИЛОГОВА АНАСТАСИЯ АНАТОЛЬЕВНА - магистрант экономического факультета, Омский государственный университет путей сообщения, Россия.