Раздел 6
ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ, БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ
И АУДИТ
УДК 332.1
ФОРМИРОВАНИЕ МЕЖБЮДЖЕТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
*
Т. Д. Каргаполова , Н. Т. Аврамчикова
Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31
E-mail: Shinovat@sibcon.ru
Межбюджетные отношения - одна из сфер взаимодействия федерации и субъекта федерации, а также субъекта федерации и муниципальных образований, регулируемая определенными нормативно-правовыми актами. Предметом исследования является определение сущности построения межбюджетных отношений и их предназначение в Российской Федерации, а также принципов, на которых базируются эти отношения. Рассмотрены инструменты межбюджетного регулирования, виды межбюджетных трансфертов, а также фонды, которые они образуют. Целью межбюджетных отношений является создание исходных условий для сбалансированности бюджетов на каждом уровне с учетом возлагаемых на них задач и функций при соблюдении минимальных государственных социальных стандартов на всей территории страны. Средства, передаваемые из одного бюджета в другой, чаще всего из вышестоящего в нижестоящий уровень, на конкретные цели или без целевой привязки, являются основным источником доходов многих региональных и местных бюджетов. В ходе исследования, выявлено, что современная система межбюджетных отношений имеет ряд проблем, которые приводят к тому, что на региональном уровне не создаются предпосылки для расширения собственных налоговых источников, что приводит к финансовой зависимости, а также снижению ответственности региональной власти за принимаемые ими решения.
Ключевые слова: бюджет, межбюджетные отношения, инструменты межбюджетного регулирования, межбюджетные трансферты.
THE FORMATION OF INTERBUDGETARY RELATIONS IN RUSSIAN FEDERATION
T. D. Kargapolova*, N. T. Avramchikova
Reshetnev Siberian State Aerospace University 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: Shinovat@sibcon.ru
Intergovernmental relations is one of the areas of interaction of the Federation and subject also subject and municipal entities, defined adjustable normative-legal acts. The subject of the study is identification of essence of building intergovernmental relations and their purpose in the Russian Federation, as well as principles on which to base these relations. In the article the instruments of budgetary control, the types of interbudgetary transfers, and the funds which they form. The aim of intergovernmental relations is the establishment of a baseline for balanced budgets at each level, taking into account their mandated tasks and functions in compliance with minimum state social standards throughout the country. Funds transferred from one budget to another, often from a higher to a lower level, for a specific purpose or without a binding target, are the main source of income for many regional and local budgets. The study revealed that the current system of intergovernmental relations has a number ofproblems, which lead to the fact that at the regional level are not created preconditions for expansion of own tax sources, which leads to financial dependence, and also decrease in responsibility of regional authorities for their decisions.
Keywords: budget, intergovernmental relations, tools, budgetary control, inter-budget transfers.
Введение. В Бюджетном кодексе Российской Федерации заложено определение бюджетной системы РФ, основанное на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемое законодательством Российской Федерации и определенное как совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов [1].
Согласно Бюджетному кодексу РФ построение бюджетной системы основывается на принципах, основными из которых являются принципы: единства бюджетной системы; разграничения формирования доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджета между бюджетами различных уровней бюджетной системы; самостоятельности и сбалансированности бюджетов; общего покрытия расходов бюджетов и полноты отражения бюджетных показателей; единства кассы; прозрачности бюджетных показателей и их достоверности. Важнейшими принципами организации бюджетной системы выступают также такие законодательно закрепленные принципы как принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств, подведомственности, адресности и целевого характера их расходования.
На сегодняшний день, одним из основных вопросов остается формирование эффективной системы финансового взаимодействия федерального, регионального и местного уровней власти. Именно эти аспекты влияют на функционирования финансовой системы, оказывают ключевое влияние на правовые и политические аспекты функционирования федерализма в стране. Данный механизм служит для повышения эффективности управления всеми уровнями власти и сглаживания социально-экономического уровня развития регионов. Но, из-за нестабильных экономических условий, не всегда на практике безвозмездные перечисления из бюджетов вышестоящего уровня выполняют свои задачи. Во времена перестройки, когда на региональные и местные уровни были переданы объекты социального значения, бюджетам не хватало собственных денежных средств, и поэтому федеральные
финансовые трансферты были основным источником покрытия данных расходов.
Основными функциями межбюджетных отношений являются выравнивание бюджетной обеспеченности тех территориальных образований, где она меньше минимально уровня, стимулирование наращивания налогового потенциала, своевременного и полного сбора платежей в бюджет на подведомственной территории, а также рационального и эффективного их расходования (рис. 1).
В теории государственного регулирования существует два метода межбюджетных взаимодействий [2]:
1) вертикальное выравнивание бюджетной обеспеченности территориальных образований;
2) горизонтальное выравнивание бюджетной обеспеченности территориальных образований.
Основными элементами межбюджетных отношений и межбюджетного регулирования являются налоги и межбюджетные трансферты, передаваемые в бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты. Межбюджетные отношения проявляют себя на стадии первичного распределения в виде отчислений в бюджеты субъектов РФ от федеральных налогов и сборов, в местные бюджеты в виде отчислений от федеральных и региональных налогов и сборов, а также во время перераспределения в виде дотаций, субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов.
Межбюджетные отношения в конкретном субъекте РФ зависят от складывающихся отношений между федеральным центром и регионами. Они должны способствовать устойчивому экономическому росту и обеспечивать конкурентоспособность экономики региона.
В научной литературе выделяют инструменты межбюджетного регулирования, которые разделяются на 2 категории и основаны на критерии возникновения денежного потока. В первую категорию входят инструменты прямого (непосредственного) воздействия, которые обусловливают перераспределение средств между бюджетами, или возникновение денежного потока в виде налоговых доходов, безвозмездных поступлений или поступлений источников финансирования дефицита бюджета.
Бюджетное регулирование
Рис. 1. Формы межбюджетных отношений в регионе
Раздел 6. Финансовый менеджмент, бухгалтерский учет и аудит
Рис. 2. Инструменты межбюджетного регулирования на региональном уровне
Инструменты второй категории - косвенного воздействия не предусматривают передачи бюджетных средств, однако влияют на количественные и качественные параметры денежного потока, опосредующего межбюджетные отношения. Совокупность инструментов межбюджетного регулирования, применяемых субъектами РФ, представлена на рис. 2.
Экономика современной Россия характеризуется высокой неравномерностью социально-экономического развития территорий. Исторически сложившаяся инфраструктура, степень обеспеченности природными ресурсами, особенности климатических условий, менталитет населения являются факторами объективного характера, которые определяют неравномерность развития российских регионов [3].
Межбюджетные трансферты можно классифицировать по ряду признаков. В зависимости от цели предоставления в теории бюджетного федерализма выделяют следующие виды трансфертов:
- выравнивающие - используются для выравнивания возможностей регионов для предоставления жителям стандартного набора бюджетных услуг;
- налоговые - предоставляются в случае, если бюджетная система несбалансированна по вертикали, т. е. расходные полномочия не совпадают с налоговыми;
- целевые - перечисляются для финансирования конкретных расходов и обеспечения материальной заинтересованности в проведении политики, отвечающей общегосударственным интересам;
- компенсационные - передаются для компенсации вышестоящим бюджетам возросших расходов или потери доходов в тех случаях, когда причиной таких потерь послужило, например, решение вышестоящих органов власти. Выбор конкретного вида трансферта зависит от целей, которые ставят органы власти, предоставляющие финансовые ресурсы [4].
В зависимости от формы предоставления межбюджетные трансферты делят на дотации, субсидии и субвенции.
Дотации - это межбюджетные трансферты, предоставляемые на безвозмездной и безвозвратной
основе без установления направлений условий их использований. Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов предусматриваются в бюджете субъекта РФ в целях выравнивания бюджетной обеспеченности муниципальных районов. Данные дотации образуют региональный фонд финансовой поддержки муниципальных районов. Порядок и методика распределения дотаций устанавливается законом субъекта РФ, в соответствие с Бюджетным кодексом РФ. Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности в случае, если уровень расчетной бюджетной обеспеченности не превышает уровень, установленный в качестве критерия выравнивания расчетной бюджетной обеспеченности муниципальных районов.
Субсидии - это межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам муниципальных образований в целях софинансирования расходных обязательств по выполнению полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения.
Совокупность субсидий местным бюджетам из бюджета субъекта РФ образует региональный фонд софинансирования расходов. Цели и условия предоставления субсидий, а также способ их распределение между муниципальным образованиями устанавливаются нормативно-правовыми актами представительного органа государственной власти субъекта РФ.
Субвенции - это межбюджетные трансферты предоставляемые местным бюджетам из бюджета субъекта РФ в целях обеспечения расходных обязательств муниципальных образований, возникающих при выполнении государственных полномочий РФ, субъектов РФ, переданных для осуществления органами местного самоуправления в установленном порядке. Совокупность субвенций местным бюджетам из бюджета субъектов РФ образует региональный фонд компенсаций. Данные трансферты распределяются в соответствии с единым для каждого вида субвенции методиками, утвержденными законом субъекта РФ, между всеми муниципальными
образованиями субъекта РФ. Органы местного самоуправления осуществляют переданные им отдельные государственные финансовые полномочия, пропорционально численности населения, потребителей соответствующих государственных услуг, другим показателям и с учетом нормативов формирования бюджетных ассигнования на исполнение соответствующих обязательств и объективных условий, влияющих на стоимость государственных услуг в муниципальных образованиях [5].
В результате бюджетных преобразований в Российской Федерации в настоящее время сформировалась достаточно развитая и сложная система межбюджетных трансфертов. Предоставление межбюджетных трансфертов также обеспечивает реализацию единой бюджетной политики на всех уровнях публичной власти, реализуемую через различные формы межбюджетных трансфертов: дотации, субсидии, субвенции и иные межбюджетные трансферты.
Чрезмерно высокое использование бюджетных средств, выделяющихся из бюджета более высокого уровня, способствует снижению эффективности управления, как на региональном, так и на местном уровне, заменяя его прямым директивным государственным управлением.
Межбюджетные трансферты занимают значительную долю в структуре доходов региональных и местных бюджетов. Установлено, что в итоге основными получателями безвозмездных перечислений являются бюджеты муниципальных образований. Эту тенденцию можно объяснить низкой налоговой составляющей в собственных доходах бюджетов муниципальных образований, а также необходимостью их финансового обеспечения полномочий органов местного самоуправления по выравниванию бюджетной обеспеченности, что учитывается при распределении дотаций из региональных фондов финансовой поддержки муниципальных образований.
Заключение. Межбюджетные отношения, сложившиеся в Российской Федерации, в целом обеспечивают реализацию расходных полномочий органов государственного управления регионов и органов местного самоуправления на местах, однако сформированы они в условиях жесткой централизации государственных и муниципальных финансов и не оказывают стимулирующего воздействия на развитие экономики региона. Доходная часть территориальных бюджетов в значительной степени дотируется из государственного бюджета, что не позволяет региональным органам власти ис-
пользовать имеющиеся потенциальные возможности экономики.
Таким образом, предоставление межбюджетных трансфертов, а также проведение бюджетных реформ на всех уровнях бюджетной системы является неотъемлемой частью региональной политики, а также федеральных задач по формированию эффективного государства с высоким качеством управления финансами и устойчивым развитием территорий.
Библиографический список
1. Российская Федерация. Законы. Бюджетный кодекс РФ [Электронный ресурс]. URL: http://www. consultant.ru/ (дата обращения: 20.04.2015).
2. Аврамчикова Н. Т. Государственное и муниципальное управление, ориентированное на результат : учеб. пособие : Сиб. гос. аэрокосмич. ун-т. Красноярск, 2013. 122 с.
3. Бюджетная система Российской Федерации : учеб. пособие / под ред. проф. Н. Г. Ивановой и проф. М. И. Канкуловой. СПб. : Изд-во СПбГЭУ, 2014. 135 с.
4. Замятина Н. В. Пути повышения устойчивости местных бюджетов // Регион: экономика и социология. 2010. № 3. C. 237-248.
5. Мухина А. С. Особенности организации и управления бюджетным процессом в РФ // Теория и практика общественного развития. 2013. № 6. С. 60-63.
References
1. Of The Russian Federation. Laws. The budget code of the Russian Federation [Electronic resource]. URL: http://www.consultant.EN/ (accessed: 20.04.2015).
2. Avramchikova N. T. State and municipal management, results-oriented approach: the textbook. SibGAU. Krasnoyarsk, 2013. 122 р.
3. The budget system of the Russian Federation: textbook / ed. prof. G. Ivanova and prof. M. I. Kanku-lova. SPb. : Publishing house FINEC, 2014. 135 p.
4. Zamyatina N. V. Ways to increase the stability of local budgets // Region: Economics and sociology. 2010, № 3, p. 237-248.
5. Mukhina A. S. Features of organization and management of the budget process in the Russian Federation // Theory and practice of social development. 2013, № 6, p. 60-63.
© Каргаполова Т. Д., Аврамчикова Н. Т., 2016
Для цитирования: Каргаполова Т. Д., Аврамчикова Н. Т. Формирование межбюджетных отношений в Российской Федерации // Менеджмент социальных и экономических систем. 2016. № 1. С. 67-70.
For citations: Kargapolova T. D., Avramchikova N. T. The formation of interbudgetary relations in Russian Federation // Social and economic systems management. 2016. № 1. Р. 67-70. (In Russ., abstr. in Engl.)